kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа по дополнительному образованию детей "Декоративно-прикладное искусство"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

      Декоративно-прикладное искусство (лат.- украшать)- вид искусства произведения которого выполняя определённую утилитарно-практическую функцию, воплощают в себе художественно-эстетическое начало.

      Декоративно-прикладное искусство создаёт среду, в котором живут люди, украшает повседневный быт, имеет различные направления, охватывает многие сферы жизнедеятельности человека.

      Данная программа по декоративно - прикладному искусству построена с учётом специфики дополнительного образования детей. Программа не предусматривает изучение только одного вида художественной деятельности, предлагает широкий спектр творческих работ из различных групп художественных материалов.

       Диапазон декоративных работ предлагаемых в данной программе – популярные виды ручного труда, рукоделия, доступные для детей различного возраста. Программа предусматривает принцип обучения от простого к сложному.

         Произведения искусства в технике  макраме, батик, вышивки лентами, изонить, квилинг актуальны в оформлении современного жилища. Программа позволяет обучать детей, создавать полезные художественные изделия, с учётом требований современного дизайна, эстетики.

        Цель образовательной программы: ознакомление учащихся с декоративно - прикладным искусством, помочь им овладеть образным языком декоративного искусства.

        В обучении: научить приёмам художественной обработки различных материалов;

        В развитии: формирование творческой одарённой личности;

        В воспитании: нравственно-эстетическое воспитание учащихся; формирование творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности

Просмотр содержимого документа
«Программа по дополнительному образованию детей "Декоративно-прикладное искусство" »


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Декоративно - прикладное искусство»

для детей от 7 до 16 лет


Пояснительная записка

Декоративно-прикладное искусство (лат.- украшать)- вид искусства произведения которого выполняя определённую утилитарно-практическую функцию, воплощают в себе художественно-эстетическое начало.

Декоративно-прикладное искусство создаёт среду, в котором живут люди, украшает повседневный быт, имеет различные направления, охватывает многие сферы жизнедеятельности человека.

Данная программа по декоративно - прикладному искусству построена с учётом специфики дополнительного образования детей. Программа не предусматривает изучение только одного вида художественной деятельности, предлагает широкий спектр творческих работ из различных групп художественных материалов.

Диапазон декоративных работ предлагаемых в данной программе – популярные виды ручного труда, рукоделия, доступные для детей различного возраста. Программа предусматривает принцип обучения от простого к сложному.

Произведения искусства в технике макраме, батик, вышивки лентами, изонить, квилинг актуальны в оформлении современного жилища. Программа позволяет обучать детей, создавать полезные художественные изделия, с учётом требований современного дизайна, эстетики.

Цель образовательной программы: ознакомление учащихся с декоративно - прикладным искусством, помочь им овладеть образным языком декоративного искусства.

В обучении: научить приёмам художественной обработки различных материалов;

В развитии: формирование творческой одарённой личности;

В воспитании: нравственно-эстетическое воспитание учащихся; формирование творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности.


Программа определяет конкретные задачи курса:

- научить пользоваться выразительными средствами декоративной композиции;

- ознакомление с народными промыслами России, декоративно - прикладным искусством Казанских татар;

- воспитывать у учащихся желание создавать из различных групп материалов поделки (изделия);

- расширять общий кругозор учащихся;

- воспитывать общую культуру труда;

- воспитывать любовь, уважение к декоративно - прикладному искусству.

Данная программа рассчитана на 3 года обучения детей с 7-16 лет. Количество занятий первых двух лет обучения 144 часа, в каждой группе (по 2часа 2раза в неделю), третьего года обучения 216 часов (по 2 часа 3раза в неделю).

Классификация знаний и умений учащихся

Учащиеся должны знать:

-роль декоративно - прикладного искусства в жизни человека;

- художественно - образный язык декоративно - прикладного искусства;

- основы декоративной композиции;

-изобразительные виды декора, виды орнаментов;

-основы цветоведения, композиции;

-виды и жанры изобразительного искусства;

-основы татарского декоративно - прикладного искусства;

-развитие основных видов современного декоративно-прикладного искусства;

-образный язык русского народного орнамента;

-художественные промыслы России;

-элементарные понятия, такие как – композиция, колорит, перспектива, тон, цветовой спектр, ритм, фактура, текстура, пропорция, масштаб, хроматические цвета, ахроматические цвета;

-приемы стилизации растительных, животных, архитектурных форм в декоративной композиции;

-правила организации декоративной композиции;

-знание основ материаловедения;

-правила техники безопасности, культуры труда и личной гигиены;

-специфика декоративного искусства, единство практического назначения предмета, его формы, материала с элементами украшений.

Учащиеся должны уметь:

-художественно обрабатывать бумагу, картон для создания изделий в технике аппликации, бумагопластики;

-художественно обрабатывать нестандартные (бросовые) материалы;

-изготовлять декоративные панно, открытки в технике изонить;

-изготовлять лепные изделия из глины, пластилина;

-выполнять художественные работы в технике папье-маше;

-создавать творческие композиции в технике холодного батика;

-выполнять художественные работы из натуральной и искусственной кожи; применять кожу для декора различных изделий;

- изготовлять изделия (поделки) из бисера в различных техниках (мозаика, вышивка бисером, бисероплетение);

-выполнять коллажные композиции, умело комбинировать различные материалы;

-творчески применять татарский национальный орнамент в декоре изделий;

-применять древние образы русского орнамента в декоративных работах;

-создавать художественные работы из природных материалов (флористика, работы с берестой);

-создавать витражные композиции;

-моделировать из фольги, проволки;

-выполнять в декоративной композиции в технике выжигания по дереву;

-применять шпон для аппликационных работ;

-создавать росписи по дереву;

-выполнять изделия в технике макраме;

-выполнять композиции декоративных панно в технике ручного ткачества;

-применять технологию вышивания лентами в декоре различных изделий;

-разрабатывать самостоятельные творческие проекты из различных групп художественных материалов.

Способы определения результативности полученных знаний и умений:

- для определения уровня знаний учащихся по программе предусмотрены контрольные вопросы для каждого года обучения;

- в конце учебного года учащиеся выполняют творческий проект, где самостоятельно выбирают тему, материал, технику исполнения; показывают уровень полученных знаний, умений и навыков в течение учебного года;

- участие учащихся в конкурсах по декоративно - прикладному искусству.



Примерный тематический план занятий на 1-й год обучения


Наименование разделов и тем


Количество

часов

Теория

Практика

1

2

3

4

Введение

1

1


Раздел 1

Художественная аппликация из бумаги

13

3

10

Тема 1.1

Симметричное вырезание в аппликации. Белорусская выцинанка

4

1

3

Тема 1.2

Транспарантное вырезание в аппликации

5

1

4

Тема 1.3

Геометрическая мозаичная аппликация из бумаги

4

1

3

Раздел 2

Бумагопластика

10

2

8

Тема 2.1

Конструирование животных форм

4

1

3

Тема 2.2

Конструирование растительных форм

6

1

5

Раздел 3

Квилинг. Искусство из Кореи

8

2

6

Тема 3.1

Основные приемы техники квилинга

4

1

3

Тема3.2

Коллективное панно в технике квилинг

4

1

3

Раздел 4

Изонить

10

2

8

Тема 4.1

Основные приемы в изонити

4

1

3

Тема 4.2

Приемы заполнения различных форм в изонити

6

1

5

Раздел 5

Художественная обработка нетрадиционных (бросовых) материалов

8

2

6

Тема 5.1

“Вторая жизнь вещей». Художественная обработка полимерных и др. материалов

4

1

3

Тема 5.2

Сувенир из различных групп художественных материалов

4

1

3

Раздел 6

Лепка.

4

1

3

Тема 6.1

Лепка. Панно - рельеф


4

1

3


Раздел 7

Батик. Техника холодного батика

16

2

14

Тема 7.1

Батик в интерьере. Различные техники батика

1

1


Тема 7.2

Батик. Цветочная композиция

15

1

14

Раздел 8

Работа с бисером

12

2

10

Тема 8.1

Художественные работы из бисера. Материалы, инструменты

1

1


Тема 8.2

Мозаика из бисера

11

1

10

Раздел 9

Художественная обработка натуральной и искусственной кожи

16

2

14

Тема 9.1

Кожа в интерьере

1

1


Тема 9.2

Плоскостная аппликация из кожи

15

1

14

Раздел 10

Коллаж

8

2

6

Тема 10.1

История развития коллажа. Творчество художников

1

1


Тема 10.2

Творческая композиция в технике коллажа

7

1

6

Раздел 11

Татарское декоративно - прикладное искусство

16

2

14

Тема11.1

Виды татарского декоративно - прикладного искусства. Орнамент кожаной мозаики

8

1

7

Тема 11.2

Орнамент татарской национальной вышивки


8

1

7

Раздел 12

Русское декоративно - прикладное искусство

16

2

14

Тема 12.1

Древние образы в народном искусстве

1

1


Тема 12.2

“Волшебная птица”

15

1

14

Раздел 13

Самостоятельный творческий проект

6

1

3

Тема13.1

Работа над проектом


4

1

1

Тема 13.2

Защита творческих проектов. Организация выставки работ

2


2


144

28

116





Содержание программы на 1-й год обучения

Введение

Искусство в твоём доме. Произведения искусства в интерьере дома. Современное декоративно-прикладное искусство, его направления. Популярные виды современного рукоделия, ручного труда. Анализ содержания программы на 1-й год обучения.

Раздел 1 Художественная аппликация из бумаги

Тема 1.1. Симметричное вырезание в аппликации. Белорусская выцинанка.

Классификация аппликации (материалы, техника исполнения, содержание композиции). Виды бумаги и картона для аппликации.

Тема 1.2. Транспарантное вырезание в аппликации

Основы транспарантного вырезания. Демонстрация, анализ образцов. Композиционные приёмы, цветовой строй в аппликации.

Тема 1.3. Мозаичная аппликация из бумаги

Исторические сведения об искусстве мозаики. Виды мозаики из бумаги. Технология выполнения мозаики из геометрических фигур..

.

Раздел 2 Бумагопластика

Тема 2.1. Конструирование животных форм

Приёмы формообразования, конструирования из бумаги. Свойства бумаги. Тема 2.2. Конструирование растительных форм

Приёмы конструирования форм цветов, деревьев. Разработка композиций декоративных панно «Мир цветов», «Пейзаж».

Раздел 3 Квилинг. Искусство из Кореи

Тема 3.1. Основные приёмы техники квилинга

Искусство квилинга, материалы, инструменты, техника безопасности. Основные приёмы создания фигур из бумажных лент.

Тема 3.2.Коллективное панно в технике квилинг

Коллективное панно выполняется на основе изученных приёмов.

Примерные задания: композиции панно «Царство цветов», «Натюрморт», «Времена года».

Раздел 4 Изонить

Тема 4.1. Основные приёмы в изонити

Техника изонити, её происхождение. Материалы, инструменты, техника безопасности. Основные приёмы в изонити.

Тема 4.2. Приёмы заполнения различных форм в изонити

Основы заполнения квадрата, треугольника, комбинированных геометрических форм. Приёмы стилизации растительных, животных форм в изонити

Раздел 5 Художественная обработка нетрадиционных (бросовых) материалов

Тема 5.1. «Вторая жизнь вещей». Художественная обработка полимерных и др. материалов

Виды нетрадиционных материалов (классификация). Технология создания поделок, изделий из полимерных материалов (пластиковые бутылки, упаковки).

Тема 5.2. Сувенир из различных групп художественных материалов

. Технология художественной обработки различных материалов, приемы декора. Основы современного дизайна.

Примерные задания: ёлочные игрушки, сюрпризные открытки ит.д.

Раздел 6 Лепка

Тема 6.1. Лепка панно - рельефа

Искусство скульптуры. Понятие о рельефе. Основы выполнения рельефной композиции на картоне из цветного пластилина.

Примерные задания: «Сказочный город», «Подводный мир» и др.

Раздел 7 Батик. Техника холодного батика

Тема 7.1. Батик в интерьере. Различные техники батика

Понятие о батике. История развития батика. Батик в интерьере. Виды изделий в технике батик: панно, роспись платков, шарфов и др. Техника холодного батика Тема 7.2. Батик. Цветочная композиция

Основы стилизации растительных форм в батике. Законы композиции, цветоведения,

Раздел 8 Работа с бисером

Тема 8.1. Художественные работы из бисера. Материалы, инструменты

Исторические сведения о бисерном искусстве. Основные виды бисерной техники Тема 8.2. Мозаика из бисера

Технология выполнения мозаики из бисера .

Раздел 9. Художественная обработка натуральной и искусственной кожи

Тема 9.1. Кожа в интерьере

Подготовка кожи к работе. Материалы, инструменты, принадлежности..

Тема 9.2. Плоскостная аппликация из кожи

Технология работы с кожей, основы выполнения плоскостной аппликации.

Раздел 10 Коллаж

Тема 10.1. История развития коллажа. Творчество художников

Исторические сведения о коллаже.

Тема 10.2. Творческая композиция в технике коллаж

Коллажи-панно в интерьере жилища. Основы сочетания различных материалов в коллаже

Раздел 11 Татарское декоративно-прикладное искусство

Тема 11.1 Виды татарского декоративно-прикладного искусства. Орнамент кожаной мозаики

Виды татарского ДПИ. Орнамент кожаной мозаики. Приемы симметричного вырезания орнаментальных мотивов.

Тема 11.2. Орнамент татарской национальной вышивки

Цветочно-растительный орнамент национальной вышивки. Приемы симметричного и асимметричного вырезания элементов орнамента.

Раздел12 Русское декоративно - прикладное искусство

Тема 12.1. Древние образы в народном искусстве

Символы солнца, земли, плодородия, воды и т.д. в народном орнаменте. Фантастические образы птиц, животных в резьбе по дереву, вышивке и т.д.

Тема 12.2. Волшебная птица

Практическое занятие посвящается древним образам русского крестьянского искусства. В творческих работах учащиеся создают образ волшебной птицы по мотивам народного орнамента.


Раздел 13 Самостоятельный творческий проект.

Тема 13.1. Работа над творческим проектом

Выбор темы, материала, техники исполнения, творческого проекта.

Тема 13.2. Защита творческих проектов. Организация выставки работ.

Защита творческих проектов.




Примерный тематический план занятий на 2-й год обучения


Наименование разделов и тем

Количество

часов

Теория

Практика

1

2

3

4

Введение

1

1


Раздел 1

Художественная обработка природных материалов

15

3

12

Тема 1.1

Флористика

5

1

4

Тема 1.2

Работа с берестой

10

2

8

Раздел 2

Искусство витража

14

3

11

Тема 2.1

История развития искусство витража

2

1

1

Тема 2.2

Композиция витража

6

1

1

Тема 2.3

Коллаж - мозаика на стеклянной основе

6

1

5

Раздел 3

Художественная обработка бумаги

6

1

5

Тема 3.1

“Моя Казань”

6

1

5

Раздел 4

Папье-маше

10

2

18

Тема 4.1

Технология папье-маше

1

1


Тема 4.2

Творческая композиция в технике папье-маше

9

1

8

Раздел 5

Моделирование из фольги, проволки

16

2

14

Тема 5.1

Технология моделирования из фольги

8

1

7

Тема 5.2

Изделия из мягкой проволки

8

1

7

Раздел 6

Работа с кожей

18

3

15

Тема 6.1

Технология термической обработки кожи

1

1


Тема 6.2

Панно из кожи

11

1

10

Тема 6.3

Декоративные вазы

6

1

5

Раздел 7

Работа с бисером

20

4

16

Тема 7.1

Бисероплетение

10

2

8

Тема 7.2

Технология выполнения объемных изделий из бисера

10

2

8

Раздел 8

Батик

12

2

10

Тема 8.1

Анималистический жанр в изобразительном искусстве

1

1


Тема 8.2

Основы стилизации животных форм в декоративной композиции

2

1

1

Тема 8.3

Творческая композиция

9


9

Раздел 9

Русское декоративно-прикладное искусство

12

2

10

Тема 9.1

Русский национальный костюм

1

1


Тема 9.2

Декоративное панно-коллаж “Русская красавица”

11

1

10

Раздел 10

Татарское декоративно-прикладное искусство

12

2

10

Тема 10.1

Татарский национальный костюм

1

1


Тема 10.2

Панно “Сююмбике ”

11

1

10

Раздел 11

Творческий проект

8

1

7

Тема 11.1

Работа над проектом

6

1

5

Тема 11.2

Защита творческих проектов.

Организация выставок

2


2


144

26

118




Содержание программы на 2-й год обучения

Введение

Обсуждение содержания программы на 2-ой год обучения. Определение необходимых материалов, инструментов, принадлежностей.

Раздел 1 Художественная обработка природных материалов

Тема 1.1. Флористика

Технология выполнения аппликационных работ из засушенных растений, цветов. Правила сбора и хранения природных материалов.

Тема 1.2. Работа с берестой

Правила сбора, хранения бересты. Технология выполнения аппликационных работ из бересты.

Раздел 2 Искусство витража

Тема 2.1. История развития искусства витража

Понятие о витраже, материалах, техниках исполнения.

Тема 2.2. Композиция витража

Практическое занятие по выполнению витражной композиции (стекло, акриловые краски для витража).

Тема 2.3. Коллаж-мозаика на стеклянной основе

Технология выполнения мозаики из бисера, бус, стекляруса на стеклянной основе.

Раздел 3 Художественная обработка бумаги

Тема 3.1. "Моя Казань"

На данном занятии у учащихся совершенствуются навыки работы с бумагой, картоном. Предлагается выполнение аппликационных работ, посвященных Казани..

Раздел 4 Папье-маше

Тема 4.1. Технология папье-маше

Виды художественных изделий в технике папье-маше. Игрушки, декоративная посуда, маски в технике папье-маше.

Тема 4.2. Творческая композиция в технике папье-маше

Практическое занятие по разработке изделия в технике папье-маше. Индивидуальные или бригадные работы.

Раздел 5 Моделирование из фольги, проволки

Тема 5.1. Технология моделирования из фольги

Фольга часто является бросовым материалом, также можно использовать фольгу для пищевых продуктов. Для устойчивости конструкции для основы необходимо использовать проволочный каркас

Тема 5.2. Изделия из мягкой проволоки

Мягкая проволока удобна для создания миниатюрных скульптур. Примерные задания: елочные игрушки, брелки, сувениры, декор стеклянных бутылок, ваз.

Раздел 5 Работа с кожей

Тема 6.1. Технология термической обработки кожи

Технология термической обработки кожи для выполнения объемных элементов. Техника безопасности.

Тема 6.2. Панно из кожи

Учащиеся разрабатывают эскиз будущей композиции, подбирают кожу. Примерные задания: цветочные композиции "Букет цветов", "Корзина с цветами", цветы в раскидку и др.

Тема 6.3. Декоративные вазы

Технология декора ваз, бутылок кожей.

Раздел 7 Работа с бисером

Тема 7.1. Бисероплетение

Демонстрация изделий в технике бисероплетения (бижутерия, игрушки, брелки и др.). Техника бисероплетения. Чтение схем, определение последовательности низания. Технология плетения цветов, бабочек.


Тема 7.2. Технология выполнения объемных изделий из бисера

На данном занятии совершенствуются умения учащихся по бисероплетению. Учащимся предлагается выполнение простейших объемных изделий на основе изученных приемов.

Раздел 8 Батик

Тема 8.1. Анималистический жанр в изобразительном искусстве

Данное занятие раскрывает красоту анималистического жанра в изобразительном искусстве.

Тема 8.2. Стилизация животных форм в декоративной композиции

Рассматриваются образцы декоративных композиций, панно в технике батик с анималистическими мотивами.

Примерные задания: композиции "Подводный мир", "Бабочки", "Животные в цирке" и др.

Тема 8.3. Творческая композиция

На данных занятиях совершенствуются навыки росписи ткани.

Примерные задания: натюрморт, пейзаж, сюжетные композиции и т.д.

Раздел 9 Русское декоративно-прикладное искусство

Тема 9.1. Русский национальный костюм

Русский национальный костюм. География русского костюма.

Тема 9.2. Декоративное панно-коллаж "Русская красавица"

Определение необходимого материала для выполнения коллажа. Портрет выполняется живописным (графическим) способом или в технике папье-маше. В качестве декора кокошника, элементов одежды используются бисер, пайетки, бусы, кружева, тесьма и т.д. Основными материалами для панно являются бумага, картон, различные виды ткани. Работа выполняется индивидуально или малыми группами.


Раздел 10 Татарское декоративно-прикладное искусство

Тема 10.1. Татарский национальный костюм

Татарский национальный костюм, его пластические и декоративные элементы. Вышивка, ткачество, ювелирные изделия в композиции костюма. Ансамбль женского костюма.

Тема 10.2. Панно "Сююмбике"

Образ Сююмбике в изобразительном искусстве. Просмотр, анализ работ татарских художников, посвященных образу Сююмбике.

Раздел 11 Творческий проект

Тема 11.1 Работа над проектом

Во втором году обучения повышаются требования к уровню выполнения творческих проектов. Для успешного выполнения работы учащиеся шире знакомятся со специальной литературой, ведут поисково-исследовательскую деятельность.

Тема 11.2. Защита творческих проектов. Организация выставок

Защита творческих проектов. Организация отчетной выставки, тематических выставок.

Примерный тематический план занятий на 3-й год обучения

Наименование разделов и тем


Количество

часов

Теория

Практика

1

2

3

4

Введение

1

1


Раздел 1

Выжигание по дереву

11

2

9

Тема 1.1

Технология выжигания по дереву

1

1


Тема 1.2

Творческая композиция

10

1

9

Раздел 2

Работа со шпоном

12

2

10

Тема 2.1

Виды работ из шпона

1

1


Тема 2.2

Творческая композиция

11

1

10

Раздел 3

Работа с фольгой

12

2

10

Тема 3.1

Технология выдавливания фольги

1

1


Тема 3.2

Выполнение творческой композиции

11

1

10

Раздел 4

Конструирование из бумаги

12

2

10

Тема 4.1

Конструирование архитектурных форм

1

1

5

Тема 4.2

Творческая композиция макета

10

1

9

Раздел 5

Художественная обработка натуральной и искусственной кожи

12

2

10

Тема 5.1

Конструирование шкатулки из картона

6

1

5

Тема 5.2

Технология декора изделия кожей

6

1

5

Раздел 6

Декоративно-оформительская работа

4

1

3

Тема 6.1

Подготовка к Новому году

4

1

3

Раздел 7

Работа с бисером

12

2

10

Тема 7.1

Техника вышивки бисером


12

2

10

Раздел 8

Батик

20

2

18


Тема 8.1

Декоративный натюрморт


10


1


9

Тема 8.2

Архитектурные мотивы в батике

10

1

9

Раздел 9

Декоративные куклы

12

2

10

Тема 9.1

Технология изготовления кукол

2

1

1

Тема 9.2

Творческая разработка куклы

10

1

9

Раздел 10

Русское декоративно-прикладное искусство. Роспись по дереву

24

3

21

Тема 10.1

Хохломская роспись

2

1

1

Тема 10.2

Роспись изделия

10

1

9

Тема 10.3

Творческая композиция росписи

12

1

11

Раздел 11

Татарское декоративно-прикладное искусство. Современные глиняные игрушки

12

2

10

Тема11.1

Шейморданские игрушки. Лепка сюжетной композиции

12

2

10

Раздел 12

Макраме

16

3

13

Тема 12.1

Искусство макраме

1

1


Тема 12.2

Азбука макраме

8

1

7

Тема 12.3

Узоры на основе ромбов

7

1

6

Раздел 13

Бижутерия своими руками

12

2

10

Тема 13.1

Технология изготовления бижутерии из кожи

6

1

5

Тема 13.2

Технология изготовления элементов декора одежды, бижутерии из бросового материала

6

1

5

Раздел 14

Вышивка лентами

14

2

12

Тема 14.1

Технология вышивания лентами

1

1


Тема 14.2

Творческая композиция

13

1

12

Раздел 15

Ткачество

20

3

17

Тема 15.1

Ручное ткачество. Основные приемы

2

1

1

Тема 15.2

Композиция декоративного панно

8

2

16

Раздел 16

Итоговый творческий проект

10

1

9

Тема 16.1

Работа над проектом

8

1

7

Тема 16.2

Защита творческих проектов. Организация выставок

2


2


216

34

182




Содержание программы на 3-й год обучения

Введение

Анализ содержания программы третьего года обучения. Демонстрация примерных изделий по разделам программы. Определение необходимых материалов.

Раздел 1 Выжигание по дереву

Тема 1.1. Технология выжигания по дереву

Просмотр, анализ работ, выполненных в технике выжигания по дереву.

Устройство аппарата для выжигания. Правила работы и техника безопасности.

Тема 1.2. Творческая композиция

Обсуждение сюжетно-тематической основы композиции. Правила перспективы в пейзажной композиции. Приемы условной передачи светотени выжиганием. Основы выделения композиционного центра.

Этапы работы:

- разработка эскиза композиции;

- перенос рисунка на деревянную основу;

- выжигание композиции (пейзаж, натюрморт, портрет, изображение животного мира, цветов и т.д.)

Раздел 2 Работа со шпоном

Тема 2.1. Виды работ из шпона

Шпон - тонкие однослойные деревянные фанерки различных пород. Существуют различные виды художественных техник работы со шпоном: маркетри, аппликация-мозаика (из мелких кусков шпона), аппликация из крупных кусков. Куски шпона можно приобрести в мебельных предприятиях.

Определение инструментов, принадлежностей для мозаичной аппликации (куски шпона, фанерная основа или разделочная доска, ножницы, клей ПВА).

Тема 2.2. Творческая композиция

Примерные задания:

- разработка эскиза композиции;

- перенос рисунка с помощью копировальной бумаги на поверхность фанеры (доски);

- нарезка мелких кусков шпона, распределение их по цветовой окраске;

- наклеивание клеем ПВА кусочков шпона по рисунку (в технике мозаики).

Раздел 3 Работа с фольгой

Тема 3.1. Технология выдавливания фольги

Понятие о чеканке. Чеканка в интерьере школы, жилища. Технология выдавливания фольги является имитацией чеканки. Необходимые материалы для работы: латунная мягкая фольга (тюбики зубной пасты, кремов) или специальная фольга для детского творчества, которая продается в наборах, шариковая ручка (для выдавливания изображения), ножницы. Инструктаж по технике безопасности.

Тема 3.2. Выполнение творческой композиции

Примерные этапы работы:

- разработка эскиза композиции;

- подготовка фольги к работе (у тюбиков отрезаются верхний и нижний края и разрезают одну из боковых сторон. Тюбик развертывают, промывают, выравнивают);

- эскиз переносят на фольгу;

- методом выдавливания обрабатывают рельеф (с помощью стержня шариковой ручки)

Раздел 4 Конструирование из бумаги

Тема 4.1. Конструирование архитектурных форм

Понятие об архитектуре. Приемы конструирования архитектурных форм на основе геометрических тел. Развертки куба, пирамиды, призмы и др. геометрических тел. Приемы формообразования из бумаги.

Тема 4.2. Творческая композиция макета

Учащимся предлагаются примерные темы: "На улицах древнего Булгара", "Архитектурные памятники Казани", "Древняя Русь", "Родная деревня" и др. Анализируются конструктивное строение зданий, пропорциональные отношения объемов. Работа выполняется бригадами из 3-4 человек. Материалы: бумага (белая, цветная), картон.

Раздел 5 Художественная обработка натуральной и искусственной кожи

Тема 5.1. Конструирование шкатулки из картона

Учащимся демонстрируются образцы шкатулок, декоративных коробок, оформленных кожей. Обращается внимание на конфигурацию, оригинальность конструкции. Разрабатывается развертка шкатулки с помощью чертежных инструментов. Из твердого картона вырезаются части шкатулки и склеиваются (клей ПВА, скотч).

Тема 5.2. Технология декора изделия кожей

Для оформления шкатулки учащиеся применяют ранее изученные приемы (техника "жмурка", наклеивание на фон плоских кусочков кожи). Для декора изделия также применяются объемные или плоские цветы, листья, фигурки насекомых и др. из кожи; тесьма, шпагат, деревянные бусы. Внутренняя часть шкатулки оформляется бархатной тканью (бумагой).

Раздел 6 Декоративно-оформительская работа

Тема 6.1. Подготовка к Новому году

В канун новогодних мероприятий учащиеся вовлекаются в оформительскую деятельность; оформление выставки работ, сцены, участие в оформлении стенгазет, праздничных плакатов и т.д.

Раздел 7 Работа с бисером

Тема 7.1. Техники вышивки бисером

Вышивание бисером в народном искусстве и современном ДПИ. Демонстрация вышитых изделий бисером. Простейшие способы вышивания бисером. Последовательность вышивания с одной и двумя иголками. Разработка эскиза вышивки декоративного панно. Определение цветового строя композиции, вышивка изделия.

Раздел 8 Батик

Тема 8.1. Декоративный натюрморт

Понятие о натюрморте. История развития жанра натюрморта. Основы стилизации в натюрморте. Приемы декора готового изделия (вышивка бисером, пайетками, применение аппликационной техники и т.д.)

Тема 8.2. Архитектурные мотивы в батике

Завершающая композиция по батику. Требования к ее исполнению. Основы стилизации архитектурных форм. Основы применения орнаментального декора в композиции. Примерные темы для композиции батика: "Лучезарная Казань", "Кул Шариф", "Ритмы города", "Старинный город", "Храм Василия Блаженного", "Православная Русь" и др.

Раздел 9 Декоративные куклы

Тема 9.1. Технология изготовления кукол

Разновидности кукол (промышленные, народные, сувенирные и т. д.). Виды материалов, используемые в изготовлении кукол. Демонстрация кукол, сделанных в традициях народного искусства. Разработка эскиза собственной куклы в народном стиле. Определение материалов, технологии изготовления.

Тема 9.2. Творческая разработка куклы

Изготовление куклы в традициях народного искусства. Основные материалы: картон, ткань (ситец, холст), тесьма, кружева, шпагат, поролон, вата, мех.

Примерные этапы работы:

- изготовление устойчивого каркаса куклы (деревянная палочка, проволочный каркас, флакон от шампуня, пластиковая бутылка и т.д.);

- изготовление головы куклы (папье-маше, соленое тесто, поролон и т. д.);

- формирование волос из пряжи, ниток;

- изготовление костюма, его декор;

- сборка куклы, декор.

Раздел 10 Русское декоративно-прикладное искусство. Роспись по дереву

Тема 10.1. Хохломская роспись

Художественные центры России росписи по дереву. История развития хохломской росписи. Элементы росписи, композиционные варианты, цветовой строй. Виды росписи: "травка", "кудрина".

Примерные задания: приемы росписи на бумаге, выполнение отдельных элементов.

Тема 10.2. Роспись изделия.

Разработка собственной композиции росписи (натюрморт, цветочная композиция, импровизация по мотивам татарского и русского орнаментов).

Раздел 11 Татарское декоративно-прикладное искусство. Современные глиняные игрушки

Тема 11.1. Шейморданские игрушки

Беседа о современных глиняных игрушках. Шейморданские игрушки. Творчество Р. Закировой. Демонстрация репродукций, видео материала о творчестве знаменитой художницы.

Лепка сюжетной композиции по мотивам народной жизни: "Сабантуй", "Чаепитие", "В деревне", "Семья" и т.д. Основы лепки из целого куска глины (пластилина).

Раздел 12 Макраме

Тема 12.1. Искусство макраме

История узелкового плетения. Виды изделий в технике макраме. Макраме в интерьере современного жилища, школы. Материалы и приспособления.

Тема 12.2. Азбука макраме

Виды наброса, основные узлы и узоры на их основе.

Квадратный узел, цепочка из квадратного узла, витая цепочка "пико", "хамелеон", "шахматка", "ягодка", "брида".

Примерные задания: изготовление кашпо, небольшого панно на основе изученных узлов.

Тема 12.3. Узоры на основе ромбов

Ромб - один из основных элементов в макрме, хорошо сочетается с любой поверхностью плетения, в него легко вписываются другие элементы.

Ромб из квадратных узлов, двойной ромб, ромб с "ягодками", ромб-листок и др.

Примерные задания: плетение пояса, панно, косметички на основе изученных узлов.

Раздел 13 Бижутерия своими руками

Тема 13.1. Технология изготовления бижутерии из кожи

Образцы кулонов, брошек, браслетов из кожи. Технология изготовления и декора различных видов бижутерии из кожи. Основы современного дизайна.

Тема 13.2. Технология изготовления элементов декора одежды, бижутерии из бросового материала

Образцы брошек, бус, кулонов, заколок из различных групп материалов: ткани, тесьмы, кружева, стекляруса, бисера, бересты, шпагата и т. д. Эстетические и технологические требования к изготовлению изделий с учетом правил дизайна.

Учащиеся самостоятельно разрабатывают изделие или гарнитур в едином стиле.

Раздел 14 Вышивка

Тема 14.1. Технология вышивания лентами

Искусство вышивки лентами, виды художественных работ. Просмотр, анализ образцов.

Материалы, инструменты, принадлежности.

Технология вышивания. Приемы выполнения различных цветов, листьев и бутонов.

Тема 14.2. Творческая композиция

Разработка эскиза композиции вышивки лентами. Подбор лент с учетом цвета, фактуры, ширины. Вышивка изделия (настенное панно, декоративная подушка). Организация выставки работ.

Раздел 15 Ткачество

Тема 15.1. Ручное ткачество. Основные приемы

История развития ручного ткачества. Шпалеры средневековой Северной Европы. Королевская мануфактура Гобеленов в Париже в XVII веке.

Материалы, инструменты, принадлежности: рамка для ткачества (деревянная рамка или толстый картон), пластилиновый или картонный челнок, шерстяные нити. Виды ткацких переплетений (полотяное, саржевое, сатиновое).

Технология ткачества. Этапы работы.

Тема 15.2. Композиция декоративного панно

Разработка эскиза панно. Определение цветового строя композиции. Выполнение в технике ручного ткачества композиции панно (натюрморт, пейзаж, абстрактная композиция, орнамент).

Раздел 16 Итоговый творческий проект

Тема 16.1. Работа над проектом

Изготовление изделий ДПИ для украшения интерьера, сувенирных кукол, комплекта бижутерии и т.д. Работа со специальной литературой, справочным материалом.

Тема 16.2. Защита творческих проектов. Организация выставок.

Защита творческих проектов. Определение себестоимости изделия, ее сравнение с возможной рыночной ценой товара.

Организация итоговой отчетной выставки, выставки-продажи художественных изделий.


Контрольные вопросы (1-й год обучения)

1. Классификация аппликации по используемым материалам (какие материалы используются в аппликации).

2. Техники исполнения бумажной аппликации.

3. Виды бумаги и картона.

4. Технология выполнения квилинга. Материалы, инструменты.

5. Основные приемы в технике изонити. Материалы, инструменты.

6. Виды художественных работ в технике изонити.

7. Виды художественных работ из нетрадиционных (бросовых) материалов.

8. Приемы лепки.

9. Способы лепки.

10. Отличие круглой скульптуры от рельефа.

11. Материалы, инструменты, принадлежности для холодного батика. Техника безопасности.

12. Техника холодного батика.

13. Технология выполнения мозаичных работ из бисера. Техника безопасности.

14. Виды художественных работ.

15. Технология коллажных работ.

16. Виды татарского декоративно-прикладного искусства.

17. Отличительные особенности орнамента кожаной мозаики и орнамента татарской национальной вышивки.

18. Символика древних образов в русском народном орнаменте.

19. Техника безопасности при работе с колющими и режущими инструментами.

Контрольные вопросы (2-й год обучения)

1. Технология выполнения флористических композиций.

2. Правила сбора и хранения природных материалов.

3. Технология художественной обработки бересты. Виды художественных работ.

4. Технология выполнения витражных композиций.

5. Виды художественных работ из фольги, проволоки.

6. Дать определение анималистическому жанру.

7. Пластические и декоративные элементы татарского национального костюма.

8. Пластические и декоративные элементы русского национального костюма.

Контрольные вопросы (3-й год обучения)

1. Технологические этапы выжигания по дереву. Техника безопасности.

2. Технология работы со шпоном. Виды художественных работ.

3. Технология выполнения работ методом выдавливания фольги.

4. Элементы хохломской росписи.

5. Виды композиций в хохломской росписи. Цветовой строй.

6. Виды узлов в макраме.

7. Виды художественных работ в технике макраме.

8. Виды художественных работ по вышивке лентами.

9. Материалы, инструменты, принадлежности для ручного ткачества.

10. Виды ткацких переплетений.


Методическое обеспечение.

Приемы и методы. Для освоения данной программы на занятиях применяются различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), чаще всего в различных сочетаниях.

Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую и практическую часть. Практическая часть является естественным продолжением и закреплением теоретических знаний.

Теоретический материал обычно дается в начале занятия. Новую тему, то или иное задание необходимо объяснять просто и доходчиво, обязательно закрепляя объяснение показом наглядного материала и показом приемов работы.

Практические занятия – основная форма работы с детьми, где умения закрепляются, в ходе повторения – совершенствуются, а на основе самостоятельных упражнений и применения, отработанных на практике приемов у детей формируются навыки работы с различными инструментами и материалами.

Метод наглядности используется на теоретических и практических занятиях.

Формы занятий. Групповые занятия являются основными видом занятий. Количество детей в группе 15 человек.

Особенностью данной программы является то, что все группы разновозрастные. Это дает возможность создать интересный микроклимат в коллективе, где старшие помогают младшим, выступая помощниками педагога, а младшие дети стремятся достичь успехов старших товарищей. Дети учатся работать и общаться в коллективе, сопереживать другим, быть благодарным за помощь и быть готовыми помогать окружающим.

Выполнение заданий в группе воспитанников обычно происходит неравномерно, что продиктовано физиологическими и психологическими особенностями, поэтому необходимо проводить и индивидуальную работу с детьми.

Основным методом передачи информации детям в начальный периоде обучения является репродуктивный метод – метод копирования. На этом этапе необходимо добиться от воспитанников точности и аккуратности в копировании образцов, а в дальнейшем на 2 – м и 3 –м годах обучения не ставится задача точного повторения образца, а с его помощью вырабатываются желания усовершенствовать, изменить и желание творить самому.

Постоянно развивается интерес воспитанников к творческим занятиям, педагог выбирает такие формы их проведения, при которых предоставляется детям возможность самостоятельного подхода к заданию. Поощряется смелость в поисках новых форм и декоративных средств выражения художественного образа, проявление детской фантазии и изобретательства.

Предоставляя детям как можно больше самостоятельности, руководитель вместе с тем должен направлять творческую деятельность воспитанников, тактично помогая им в выполнении поставленной задачи.

Большое значение в деле художественного и эстетического воспитания имеют экскурсии. Посещения выставок и музеев развивают художественное восприятие, воображение, фантазию.

Участие в выставках различного уровня дает почувствовать воспитанникам, как свою личную значимость, так и своего творческого труда.

В качестве методов диагностики личностных изменений воспитанника педагог использует наблюдение, анкетирование, диагностическую беседу.

Важное значение имеют и ориентационные качества. Это – самооценка, интерес к занятиям.

Важно сформировать у ребенка объективную самооценку, так как заниженная – приводит к неверию в свои силы, к отсутствию стремления к развитию, а завышенная самооценка приводит либо к отказу от развития, так как ребенок вполне доволен собой, либо к стремлению любой ценой стать лидером, что влечет за собой ряд негативных качеств.

Действенным стимулом саморазвития является адекватная самооценка. Ребенок знает свои достоинства и недостатки. Знает как и стремится их и справить, т.е желает самосовершенствования, саморазвития.

Особое значение имеет развитие интереса ребенка к занятиям, поэтому ребенку предоставляется выбор темпа освоения программы с учетом его возможностей:

- создание ситуации успеха;

- персональные выставки;

- поэтапное планирование ожидаемого результата.

Важное значение имеют поведенческие качества:

- уровень конфликтности ребенка;

- коммуникабельность, сотрудничество.

Все это - результат воспитанника. Задача педагога – снизить возможность конфликта в группе и максимально развивать желание детей участвовать в совместной деятельности.

Отследить результаты обучения и воспитания детей помогает индивидуальная карта учета динамики личностного развития ребенка, которая составляется на начало и конец каждого учебного года, в зависимости от года обучения подростка.

Разумно организованная система контроля и оценки результатов детей дает возможность определить степень освоения каждым ребенком программы, а так же проследить развитие личностных качеств учащихся, оказать им своевременную помощь и поддержку.

Техническое оснащение занятий. Для организации и эффективного проведения образовательного процесса необходимо иметь отдельный хорошо освещенный кабинет. Он должен быть оборудован столами, за которыми работают обучающиеся, шкафы для хранения материала, наглядные пособия, литература, фотоальбомы и т.д.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Программа по дополнительному образованию детей "Декоративно-прикладное искусство"

Автор: Баширова Фания Чулпановна

Дата: 20.02.2015

Номер свидетельства: 176422

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства