Просмотр содержимого документа
«Изготовление игрушек из текстильных материалов»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
ВЫПУСКНАЯ РАБОТА
тема:
«ИЗГОТОВЛЕНИЕ ИГРУШЕК ИЗ ТЕКСТИЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ»
Слушатель группы: 4.9.5
Общая подготовка учителей трудового обучения и технологии
Трофименко Оксана Александровна
Руководитель выпускной работы:
Скляр Владимир Федорович
зав. отделом технологий
2017г.
Аннотация
Главной целью работы является изучение технологии изготовления изделий изготовленных из текстильных материалов. В учебной программе по трудовому обучению есть эта тема в перечне модулей.
Тема « изготовление игрушек из текстильных материалов» позволяет реализовать
основные задачи, поставленные перед учителем на уроках трудового обучения:
формирование технологически образованной личности, подготовленной к самостоятельной жизни и активной преобразовательной деятельности в условиях современного высокотехнологического, информационного общества для реализации творческого потенциала учащихся.
В работе кратко рассматривается изготовление игрушек из текстильных материалов, как один из видов художественного творчества, об истории возникновения и о современных направлениях данного искусства. Освещаются вопросы использования инструментов и материалов.
В работе текст сопровождается иллюстративным материалом, что повышает его информативность, усиливает интерес к теме, способствует точным действиям при изготовлении изделий.
Овладение искусством изготовления игрушек из текстильных материалов позволяет выразить свою индивидуальность, уйти от традиционных взглядов на игрушки, которые являются как средством развития и воспитания детей различного возраста, так и украшением интерьера, отличным подарком.
Содержание
Введение
Основная часть
2.1 История игрушек
2.2 Классификация игрушек
2.3 Сертификация игрушек
2.4 Охрана труда , соблюдение правил
2.5 Материалы и инструменты необходимые для изготовления
игрушки «Чудо-Лошадка»
2.6 Пошаговое описание выполнения работы
2.7 Методы
3. Заключение
4. Литература
5. Приложение1
1.Введение
«Страна не умеющая развивать знания в XXI веке обречена на провал, и для этого необходимо принять адекватные меры, направленные на развитие технического и профессионального образования на всех уровнях».
Именно благодаря широким возможностям технологии, на уроках трудового обучения можно успешно развивать у учащихся те качества, без которых творческая личность может не состояться.
Необходимо вызвать интерес, который ведет к активной деятельности учащихся. В работе с детьми школьного возраста используя работу в технике лоскутного шитья, можно организовать увлекательный процесс развития творческих способностей.. Она обусловила выбор темы: «Изготовление игрушек из текстильных материалов».
.Цель курсовой работы заключается в повышении интереса к работе по изготовлению игрушек из текстильных материалов способствующие развитию творческих способностей учащихся.
В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи: изучить сущность понятий способность, творчество и ознакомиться с принципами и формами работы.
Творческие способности - понятие широкое. Оно заключает в себе умение ребенком своеобразно, по - своему выполнить задание преподавателя. Проявить свою фантазию, воображение, быстроту, умение владеть инструментами и материалом . Первоначальные сведения о развитии швейной промышленности выработки волокнистых материалов, о народных умельцах дети получают на уроках трудового обучения ,где и могут расширить и углубить эти сведения, что позволяет преподавателю сделать занятие увлекательней. Структура курсовой работы отражает логику исследования и ее результаты.
История игрушек
Игру́шка — предмет, предназначенный для игры.
Воссоздавая реальные и воображаемые предметы, образы, игрушка служит целям умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. Игрушка помогает ребёнку познавать окружающий мир, приучает его к целенаправленной, осмысленной деятельности, способствует развитию мышления, памяти, речи, эмоций. Игрушка широко используется в учебно-воспитательной работе с детьми, в частности для развития детского, технического и художественного творчества (см. детские игры, детское творчество). Типы, характер, содержание и оформление игрушки определяются конкретными воспитательными задачами применительно к возрасту детей с учётом их развития и интересов. Как произведения декоративно-прикладного искусства игрушки, особенно национально-традиционные, используются в качестве декоративных элементов в современном интерьере.Содержание и формы игрушки находятся в непосредственной связи с социальным строем общества, с уровнем его культуры.Игрушки позволяют также более естественно организовать общение ребёнка с родителями, что является в современном мире весьма актуальной проблемой.
Игрушки известны человечеству с глубокой древности, они были обнаружены археологами при раскопках остатков древних цивилизаций. Игрушки, найденные при раскопках Индской цивилизации (3000—1500 до н. э.) включают маленькие повозки, свистки в виде птиц и игрушечных обезьянок, которые могут сползать по верёвке
Лошадка на колёсах. Древняя Греция, Керамик 950—900 до н. э.
Самые древние игрушки сделаны из доступных природных материалов, камней, палок и глины. Тысячи лет назад египетские дети играли в куклы, у которых были парики и подвижные конечности, они были сделаны из камня, керамики и дерева. В Древней Греции и Древнем Риме дети играли с куклами, сделанными из воска и терракоты, луком и стрелами, йо-йо. В Греции, когда дети, особенно девочки, достигали совершеннолетия, было принято приносить игрушки детства в жертву богам. Накануне свадьбы девушки возраста около четырнадцати лет в качестве обряда посвящения во взрослую жизнь приносили свои игрушки в храм.
Изменились игрушки, технологии их изготовления, лишь тот факт, что дети любят с ними играть остаётся неизменным на протяжении всей истории человечества.
Русские игрушки
Игрушка в России до XVIII века называлась потеха, потешка. В Москве игрушки продавались в Овощном, Пряничном и Потешном рядах, или изготовлялись дома. Игрушки — деревянные фигурки: лошадки, барашки, козлики, птички, медведи, петушки, собаки, львы, мужички, немки (куклы); деревянные и глиняные сосуды, игрушечными ковшики, стаканы, чашки и так далее. Игрушечные домики, колодцы, избы, городки, беседки и т. д.
В царскойсемьемальчикам к концу первого года жизни дарили деревянную лошадку с седлом, уздечкой и стременами. Вероятно, это традиция осталась от обряда сажания на живого коня. С взрослением царевичу покупались барабаны, знамёна, латы, луки, мечи, воеводские знаки, алебарды.
Царевны играли в куклы. Куклам покупали потешные кроватки, постельное бельё, одежду: летники, шубки, каптуры и т.д
2.2 Классификация игрушек
Существует множество параметров, по которым можно систематизировать сведения о всём многообразии известных на сегодня игрушек
По возрастному назначению
от рождения до 1 года
от 1 от 3 лет (в этот период начинается разделение игрушек для девочек и для мальчиков)
от 3 лет до 5 лет
По воспитательному (развивающему) назначению]
(Классификация педагогами)
Сенсорные (до года в основном звуковые — погремушки, пищалки, музыкальные игрушки; зрительные — калейдоскоп, цветные контурные изображения);
Образные (изображения животных, куклы, солдатики, машинки);
Общественно-бытовые и производственно-технические (игрушечные инструменты, например совок и ведёрко, оружие);
конструктивные (различные конструкторы и сборные игрушки).
По материалу изготовления
Тканевые
Фетровые
Соломенные
Глиняные
Деревянные
Пластмассовые
Резиновые
Меховые
Металлические
Фарфоровые
Педагогическая классификация детских игрушек
I. Виды игрушек подразделяются по принципу соотносимости с разными видами игр: сюжетными, дидактическими, спортивными, играми-развлечениями.
1. Сюжетно-образные игрушки, прообразом которых являются одушевленные и неодушевленные объекты окружающего мира, используются преимущественно в сюжетных играх:
2. Дидактические игрушки предназначены для дидактических игр, в содержании или конструкции которых заложены обучающие (развивающие) задачи:
а) собственно дидактические — основаны на принципе самоконтроля; б) дидактические игры (наборы) с правилами — предназначены преимущественно для игр на столе (полиграфические и прочие); в) конструкторы и строительные наборы; г) игры-головоломки; д) музыкальные игрушки.
3. Спортивные игрушки.
4. Игрушки — забавы.
II Игрушки по степени готовности:
Готовые.
Сборно-разборные, состоящие из трансформирующихся частей и деталей.
Заготовки и полуфабрикаты для игрушек-самоделок.
Набор различных материалов для создания игрушек-самоделок.
III Игрушки по виду применяемого сырья:
Деревянные.
Пластмассовые.
Металлические.
Из тканей, в том числе набивные игрушки.
Резиновые.
Из бумаги и картона.
Из керамики, фарфора и фаянса.
Из древесных материалов, папье-маше.
Из новых синтетических материалов.
IV Игрушки по величине:
Мелкие (размером от 3 до 10 см).
Средние (размером от 10 до 50 см).
Крупногабаритные (соразмерные росту детей в разные возрастные периоды).
V По функциональным свойствам:
Простые, без подвижных деталей.
С подвижными деталями, механические (в том числе с заводными и инерционными механизмами).
Гидравлические.
Пневматические.
Магнитные.
Электрифицированные (в том числе электротехнические, электромеханические, радиофицированные, на электронной элементной основе).
Электронные (на компьютерной основе).
Наборы игрушек (или деталей) — совокупность деталей одной или нескольких игрушек, связанных между собой по назначению или функциональному признаку.
Постановление Правительства РФ № 1013 от 13 августа 1997 года предусматривает необходимость обязательной сертификации детских игрушек. Проводимая в отношении игрушек сертификация это оценка их с точки зрения физической безопасности для детей. В процессе сертификации проводится санитарно-эпидемиологическая экспертиза, сертификация соответствия. Игрушки проверяются более чем по ста показателям. Также инспектируется и производство игрушек, а также игрушки, уже поступившие в торговую сеть.
К детским игрушкам предъявляются следующие основные требования. Прежде всего, это безопасность материалов, из которых они изготовлены и которым покрыты. Она должна быть заверена в специальном паспорте, в котором кроме этого указывается, что материалы не являются аллергенными раздражителями и не содержат токсических химических и вредных веществ. Проверяются игрушки также на предмет наличия резкого неприятного запаха, а также оценивается цвет — слишком яркий и ядовитый цвет может оказывать негативное воздействие на психику ребёнка.
Хрупкость и ломкость игрушки учитывается наряду с наличием мелких и потенциально опасных деталей, могущих травмировать ребёнка. Все пластиковые элементы мягких и плюшевых игрушек должны быть прочно пришиты и приклеены, чтобы избежать их проглатывания. Как и любая другая сертификация товаров на территории России, сертификация игрушек гарантирует безопасность и высокое качество. Она призвана гарантировать, что игрушка будет приносить ребёнку радость и не станет причиной неприятностей или болезней.
Сертификация игрушек, предназначенных для рынка Европейского Сообщества (Европейского Союза) несколько отличается по своей процедуре испытаний (в настоящее время опубликован проект Технического Регламента Таможенного Союза, положения проекта практически идентичны Директиве Европейского Союза по безопасности игрушек). Изготовление и оборот детской игрушки в Европейском Союзе определяет Директива 2009/48/ЕС по безопасности игрушек, которая вступила в силу 20 июля 2011 года, положение о химическом составе игрушек вступает в силу 20 июля 2013 года. Данная Директива ужесточает требования по изготовлению игрушки и ответственность за изготовление игрушек и реализацию, опасных для здоровья. Все детские игрушки, попадающие на рынок Европейского Союза должны иметь маркировку СЕ, просим не путать маркировку Китая, которая очень часто встречается на игрушках и практически не отличима от европейской маркировки СЕ поставленная продукция на рынок ЕС должна соответствовать гармонизированным стандартам ЕС и Директивам ЕС. Игрушки, представляющие повышенную опасность для ребёнка возраста до 3 лет, должны иметь предупреждения «Не подходит для детей в возрасте до 3 лет (36 месяцев)» или предупреждение в виде графики и в инструкции по применению игрушки, краткие предупреждения о опасностях, например — в игрушке используется магнит NdFeB, представляющий опасность при проглатывании.
2.4 Охрана труда при изготовлении игрушки
Соблюдай порядок на своём рабочем месте; Перед работой проверь исправность инструментов;
Ножницы клади кольцами к себе; Не оставляй ножницы открытыми;
Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу;
Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд;
Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия;
Нельзя, чтобы клей попадал на пальцы рук, лицо, особенно глаза;
С клеем обращайтесь осторожно. Клей ядовит!;
При работе с клеем пользуйтесь салфеткой;
По окончании работы обязательно вымыть руки и кисть;
2.5 Материалы и инструменты для изготовления игрушки
- полушерстяные или акриловые нитки; (см. пр.1) - нитки «Ирис металик»; (см. пр1) - ножницы; - рамка для фотографий формата А4; - клей «Момент кристалл»; - кусочки кожи, ткани, фетра; - декоративные глазки; - бусы, тесьма для украшения; - проволока медная.
2.6 Пошаговое описание выполнения работы: 1. Начнем с того, что сделаем заготовки для будущей лошадки. Для этого, наматываем нитки на рамочку для фотографий (количество витков зависит от толщены ниток, у меня примерно 80).
2. Далее разрезаем намотанные нитки с одной стороны.
Вот такая заготовка из отрезков ниток получилась. 3. Складываем заготовку из ниток ровно пополам и перевязываем нитью такого же цвета.
4. Формируем мордочку лошадки. Для этого отрезком нити, отступив от линии изгиба заготовки, один сантиметр, делаем несколько витков и завязываем на узел.
5. Делаем еще одну перетяжку чуть ниже первой, формируем голову лошадки.
6. Вставляем в нитки согнутую пополам проволоку.
Распределяем нитки вокруг проволоки.
7.
Вторым пучком ниток оборачиваем "грудь" лошадки и перевязываем.
8. Вставляем в середину проволоку и делаем еще одну перетяжку, создавая тело лошадки.
9. Начинаем формировать задние ножки. Для этого делим пучок ниток на две равные части. Распределяем нитки вокруг проволок и делаем три перетяжки. После этого можно обрезать лишние нити и проволоку.
10. Формируем передние ножки и делаем перетяжки в двух местах. 11. Из ниток «Ирис металлик» делаем гриву и хвост. Гриву крепим при помощи клея.
12. Хвост крепим при помощи нитки в тон тела лошадки.
13. Из кусочков кожи или красивой ткани вырезаем и приклеиваем седло. Украшаем седло тесьмой или бусинами.
14. Из кусочка фетра или флиса вырезаем и приклеиваем ушки.
15. Приклеиваем глазки
Лошадка из ниток - готова!
2.7 Методы обучения
Наглядные методы обучения (иллюстрация, демонстрация, видеометод, упражнения, показ трудовых приемов, наблюдения учащихся, лабораторно - практические работы) имеют большое значение в профессиональной школе. Важнейшим органом, воспринимающим окружающую действительность, является зрение. Учеными установлено, что от 80 до 90% информации из окружающего мира поступает через органы зрения.
Все средства наглядности, используемые в процессе обучения специальным предметам, можно условно разделить на натуральные (инструменты, приборы, детали и узлы оборудования, образцы материалов и изделий и т.д.) и изобразительные (плакаты, модели, макеты, схемы, кино- и видеофильмы, слайды, изображения на дисплее компьютера и т.д.).
Метод иллюстрации (разновидность наглядных методов) предполагает показ и восприятие предметов, процессов и явлений в их символическом изображении с помощью плакатов, карт, портретов, фотографий, рисунков, схем, репродукций, плоских моделей и т.п.
Эффективность иллюстрации в значительной степени зависит от способа подачи. Избирая наглядные пособия и форму иллюстрирования, следует хорошо продумать их дидактическое назначение, место и роль в познавательном процессе. Перед преподавателем стоит проблема определения оптимального объема иллюстративного материала. Иллюстрации готовят заранее и показывают в ходе обучения только в то момент, когда они оказываются необходимыми. В отдельных случаях целесообразно использовать раздаточный материал (фотографии, диаграммы и т.д.).
Метод иллюстраций используется в тесной взаимосвязи с демонстрацией; они дополняют и усиливают друг друга. Иллюстрация существенно облегчает процесс формирования понятий.
Метод демонстрации заключается в наглядно - чувственном ознакомлении учащихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде. Он служит преимущественно для раскрытия динамики изучаемых явлений. Наибольшей дидактической ценностью обладает демонстрация реальных предметов, явлений или процессов, протекающих в естественных условиях. Эффективности демонстрации способствует правильный выбор объектов, умение педагога направлять внимание учащихся на существенные стороны демонстрируемых явлений или предметов. Для этого следует выполнять ряд правил:
- демонстрируемый объект должен быть виден всем учащимся;
- желательно, чтобы учащиеся воспринимали объект всеми органами чувств, а не только глазами;
- учащиеся должны иметь возможность самостоятельно измерять изучаемые параметры объекта.
Видеометод интенсивно внедряется в практику учебных заведений. Источники экранной информации (видеопроекторы, киноаппараты, видеопроигрыватели, видеомагнитофоны, компьютеры и пр.) позволяют выделять и рассматривать видеопоказ как отдельный метод обучения. Современные средства видеоинформации дают возможность подчеркнуть наиболее важные моменты. С помощью средства видеоинформации можно не только излагать новые знания, но и в динамике объяснять принципы действия сложных механизмов и машин, обучать алгоритмам выполнения различных видов деятельности, организовывать тестовые испытания и пр.
3.Заключительная часть. Выводы
Важным компонентом происходящей сегодня демократизации общества является повышение уровня образования и воспитания молодёжи .
Раздел «Основы художественной обработки различных материалов» позволяет овладеть учащимися простейшими способами и приёмами работы с различными материалами, имеет направленность на приобщение детей к различным видам народных промыслов, развитие творческих способностей и эстетическое воспитание школьников. Изучение темы «Изготовление игрушек из текстильных материалов» дает возможность решать основные задачи, поставленные перед учителем:
1. формирование способности развивать достояние родной культуры с использованием средств декоративно-прикладного искусства;
2. приобщение учащихся к достижениям родной культуры через практическое изучение традиционных ремесел и различных видов декоративно - прикладного искусства;
3. создание условий для самореализации и профессионального самоопределения каждого ученика;
4. формирование целостного представления о материальном производстве, роль техники, проектировании и технологий в развитии общества;
5. приобретение учащимися опыта производства технологической деятельности, партнерского взаимодействия и ценностных отношений к трудовым традициям;
6. формирование технологических умений и навыков учащихся.
Всё самое ценное, созданное веками мудростью и культурой народа, должно включаться в систему воспитания и образования современного человека
Все без исключения любят игрушки. Именно они могут перенести нас в сказочный мир и мир фантазий, где мы вольны быть кем угодно, и при этом забыть о своих невзгодах и печалях. Игрушки, сделанные своими руками, обладают особенной магией и доставляют огромную радость. И не только детям! Они согреты добротой и теплом мастера. Показали как изготовить самодельную игрушку; например - лошадь. Это большая гордость самостоятельно изготавливать замечательную игрушку плетенку.
Образ Коня издавна связан с мужским началом, силой, благородством. Конь - помощник, друг и защитник. Такой обереговый образ можно подарить близкому мужчине - мужу, брату, отцу, сыну, другу.
Что может быть лучше, добрее и теплее, чем подарок, сделанный своими руками? Никто из ваших знакомых не останется без подарка, а дом преобразится новыми украшениями.