Цель: ознакомить обучающихся с историческими истоками национальной грушки, последовательностью изготовления объёмной игрушки; расширить представление учеников о народных традициях; ознакомить обучающихся с историческими истоками национальной грушки, последовательностью изготовления объёмной игрушки; расширить представление учеников о народных традициях; ознакомить с технологией работы с данным материалом; расширить и углубить знания о значении обереговой символики в народном искусстве; формировать художественный вкус; воспитывать любовь к традициям народа, к прекрасному, аккуратности.
расширить и углубить знания о значении обереговой символики в народном искусстве; формировать художественный вкус; воспитывать любовь к традициям народа, к прекрасному, аккуратности.
Пособия и оборудование: образцы оберегов, технологические карточки последовательности выполнения работы, кроссворд-оберег, записи народной музыки, дерево для готовых работ.
Материалы и инструменты:
- нитки белого и красного цветов;
- картонные заготовки;
- тесьма;
- ножницы.
Тип занятия: комбинированный
Межпредметные связи: народоведение, рисование, музыка.
Ход занятия:
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
- присутствия обучающихся и готовность их к занятию.
- ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
- Актуализация опорних знаний.
- Повторение техники безопасности «Кроссворд».
Перед тем как начать нашу работу давайте проверим с вами наши знания по правилам техники безопасности, которые мы усвоили на предыдущих занятиях. А поможет нам в этом весёлый кроссворд.
- Маленького роста, тонкая и острая. Носом путь себе ищу, за собою хвост тяну. (Иголка)
- Я за иглою путь держу, дорожку мигом проложу. (Нитка)
- Смотрите: Мы раскрыли пасти, в неё лоскутик нужно класть. Вот ткань уже и в нашей пасти, разделим мы её на части. (Ножницы)
- Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Рассказ учителя
- Сколько помнят себя люди, всегда – в детстве, быту, обрядах –существовал рядом с ними предмет, который наделялся особенной силой: или был он символом богов, или олицетворял тайну природы, или просто изображал человека, или развлекал его.
- — наидревнейший амулет счастья и благополучия, волшебный предмет, который предназначен защищать своего хозяина. Также считается, что он может принести удачу, предупредить об опасности, улучшить состояние здоровья. Из-за этого обереги получили огромную популярность ещё издавна.
- посмотрите на выставку работ, которые изготовлены народными умельцами.
(Показ оберегов с рассказом)
- Сообщение темы и цели занятия
- Итак, сегодня на занятии мы познакомимся с технологией изготовления объёмных игрушек - оберегов из текстильных материалов, которые имеют народное название «Мартинички». А также заглянем в историю национальной игрушки, расширим своё представление о народных традициях.
- ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
- Раскрытие темы занятия.
- к детям
- Дети, какое сейчас время года?
- Кто может рассказать стихотворение о весне?
Уже весна, уж март начался,
И птичьи песенки звенят.
Хоть сад цветами не убрался,
Но дни погожие стоят.
Всё раньше солнце ясное
На свой путь выходит,
Все теплее по окошкам
- водит.
Тут приходит третий месяц,
- , что Мартом все зовут.
- крыш висят сосульки
И тихонько слёзы льют.
- О каком весеннем месяце вы рассказывали стихотворения? (Март)
- Рассказ учителя.
- 21 марта славянские народы традиционно зазывали весну. Этот день совпадал с днём весеннего равноденствия. Так как март —это время встречи зимы и весны, празник всегда украшают куклами -мартиничками…
- Мини-практикум
Для изготовления весеннего талисмана понадобятся:
- ножницы
- белые и красные нитки
- картонные заготовки
- тесьма
- Наши бабушки наматывали нитки на ладони, а мы с вами будем наматывать на картонные заготовки.
Вводный инструктаж:
- Сначала наматываем нитки на длинную сторону.
- Заводим нитку под верхний сгиб и завязываем.
- Нижний сгиб разрезаем.
- Наматываем нитки по ширине заготовки и разрезаем с обеих сторон и обвязываем нитками.
- Оформляем голову куклы. Обвязываем немного ниже ниткой, под узел подкладываем ручки и перевязываем снова ниткой.
- Для того, чтобы сделать куклу-мальчика делаем такую же заготовку из белых ниток, только нижню часть разделяем пополам и перевязываем ножки внизу.
- ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
- Задания для работы
Мы немного отдохнули и можем начинать работу по изготовлению мартиничек.
Сначала выберите нужный цвет ниток.
Выполнять куклу вам помогут технологические карты, которые лежат у вас на столах.
Можете приступать к работе, не забывайте правила работы с ножницами:
Ножницы на рабочий стол класть только сомкнутыми лезвиями, от себя.
(Звучит медленная музыка)
- Обход рабочих мест с целью контроля:
- правильной организации рабочего места;
- придерживания правил техники безопасности;
- правильной последовательности работы;
- оценивания работ.
- ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
- Закрепление изученного на занятии.
- Беседа
- Что нового вы узнали на занятии?
- Где можно использовать кукол?
- Какие вы знаете весенние зазывалки?
Вийди, вийди, сонечко,
На дідове полечко,
На бабине зіллячко,
На наше подвір’ячко,
На весняні квіточки,
На маленькі діточки,
Там вони граються,
Тебе дожидаються.
- Заключительное слово учителя.
- Мартинички дарили близким людям, желали счастья и здоровья. Самые лучшие мы сегодня подарим нашим гостям.
- Мира и радости всем вам желаем
Желаем счастья вам навсегда
Пусть не встречается в жизни беда.
Пусть Бог вам помогает
Родных оберегает.
- Рефлексия.
- Эти интересные куколки носили до конца марта, а потом вешали на деревья, чтобы был богатый урожай. А сейчас мы с вами украсим мартиничками наше дерево.
- Уборка рабочих мест.