kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Изготовление народной куклы. «Мартинички»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: ознакомить обучающихся с историческими истоками национальной грушки, последовательностью изготовления объёмной игрушки; расширить представление учеников о народных традициях; ознакомить обучающихся с историческими истоками национальной грушки, последовательностью изготовления объёмной игрушки; расширить представление учеников о народных традициях; ознакомить с технологией работы с данным материалом; расширить и углубить знания о значении обереговой символики в народном искусстве; формировать художественный вкус; воспитывать любовь к традициям народа, к прекрасному, аккуратности.

 расширить и углубить знания о значении обереговой символики в народном искусстве; формировать художественный вкус; воспитывать любовь к традициям народа, к прекрасному, аккуратности.

Пособия и оборудование: образцы оберегов, технологические карточки последовательности выполнения работы, кроссворд-оберег, записи народной музыки, дерево для готовых работ.

Материалы и инструменты:

  • нитки белого и красного цветов;
  • картонные заготовки;
  • тесьма;
  • ножницы.

Тип занятия: комбинированный

Межпредметные связи: народоведение, рисование, музыка.

Ход занятия:

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
  2. присутствия обучающихся и готовность их к занятию.
  3. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
  1. Актуализация опорних знаний.
  • Повторение техники безопасности «Кроссворд».

Перед тем как начать нашу работу  давайте проверим с вами наши знания по правилам техники безопасности, которые мы усвоили на предыдущих занятиях. А поможет нам в этом весёлый кроссворд.

  1. Маленького роста, тонкая и острая. Носом путь себе ищу, за собою хвост тяну. (Иголка)
  2. Я за иглою  путь держу, дорожку мигом проложу. (Нитка)
  3. Смотрите: Мы раскрыли пасти, в неё лоскутик  нужно класть. Вот ткань уже и в нашей пасти, разделим мы её на части. (Ножницы)
  1. Мотивация учебной деятельности учащихся.
  2. Рассказ учителя
  • Сколько помнят  себя люди, всегда – в детстве, быту, обрядах –существовал рядом с ними предмет, который наделялся особенной силой: или был он символом богов, или олицетворял тайну природы, или просто изображал человека, или развлекал его.
  •  — наидревнейший амулет счастья и благополучия, волшебный предмет, который предназначен защищать своего хозяина. Также считается, что он может принести удачу, предупредить об опасности, улучшить состояние здоровья. Из-за этого обереги получили огромную популярность ещё издавна.
  • посмотрите на выставку работ, которые изготовлены народными умельцами.

(Показ оберегов с рассказом)

  1. Сообщение темы и цели занятия
  • Итак, сегодня на занятии мы познакомимся с технологией изготовления объёмных игрушек - оберегов из текстильных материалов, которые имеют народное название «Мартинички». А также заглянем в историю национальной игрушки, расширим своё представление о народных традициях.
  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
  1. Раскрытие темы занятия.
    • к детям
  • Дети, какое сейчас время года?
  • Кто может рассказать стихотворение о весне?

Уже весна, уж март начался,
И птичьи песенки звенят.
Хоть сад цветами не убрался,
Но дни погожие стоят.

Всё раньше  солнце ясное

На свой путь выходит,

Все теплее по окошкам

  • водит.

Тут приходит третий месяц,

  • , что Мартом все зовут.
  • крыш висят сосульки

И тихонько слёзы льют.

  • О каком весеннем месяце вы рассказывали стихотворения? (Март)
  1. Рассказ учителя.
  • 21 марта славянские народы традиционно  зазывали весну. Этот день совпадал с днём весеннего равноденствия. Так как март —это время встречи зимы и весны, празник всегда украшают куклами -мартиничками…
  1. Мини-практикум

Для изготовления весеннего талисмана понадобятся:

  1. ножницы
  2. белые и красные нитки
  3. картонные  заготовки
  4. тесьма
  • Наши бабушки наматывали нитки на ладони, а мы с вами будем наматывать на картонные заготовки.

Вводный инструктаж:

  • Сначала наматываем нитки на длинную сторону.
  • Заводим нитку под верхний сгиб и завязываем.
  • Нижний сгиб разрезаем.
  • Наматываем нитки по ширине заготовки и разрезаем с обеих сторон и обвязываем нитками.
  • Оформляем голову куклы. Обвязываем немного ниже ниткой, под узел подкладываем ручки и перевязываем снова ниткой.
  • Для того, чтобы сделать куклу-мальчика делаем такую же заготовку из белых ниток, только нижню часть разделяем пополам и перевязываем ножки внизу.
  •  
  1. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
  1. Задания для работы

Мы немного отдохнули и можем начинать работу по изготовлению мартиничек.

Сначала выберите нужный цвет ниток.

Выполнять куклу вам помогут технологические карты, которые лежат у вас на столах.

Можете приступать к работе, не забывайте правила работы с ножницами:

Ножницы на рабочий стол класть только сомкнутыми лезвиями, от себя.

(Звучит медленная музыка)

  1. Обход рабочих мест с целью контроля:
  • правильной организации рабочего места;
  • придерживания правил техники безопасности;
  • правильной последовательности работы;
  • оценивания работ.
  1. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
  1. Закрепление изученного на занятии.
  2. Беседа
  • Что нового вы узнали на занятии?
  • Где можно использовать кукол?
  • Какие вы знаете весенние зазывалки?

Вийди, вийди, сонечко,

На дідове полечко,

На бабине зіллячко,

На наше подвір’ячко,

На весняні квіточки,

На маленькі діточки,

Там вони граються,

Тебе дожидаються.

  1. Заключительное слово учителя.
  • Мартинички дарили близким людям, желали счастья и здоровья. Самые лучшие мы сегодня подарим нашим гостям.
  • Мира и  радости всем вам желаем

Желаем счастья вам навсегда

Пусть не встречается в жизни беда.

Пусть Бог вам помогает

Родных оберегает.

  1. Рефлексия.
  • Эти интересные куколки носили до конца марта, а потом вешали на деревья, чтобы был богатый урожай. А сейчас мы с вами украсим мартиничками наше дерево.
  1. Уборка рабочих мест.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Изготовление народной куклы. «Мартинички»»









Открытое занятие:

«Изготовление народной куклы.

«Мартинички»»

5 класс





Подготовила:

учитель трудового обучения

Прокуда Лариса Владимировна



























































Тема заняття: Сувенірні вироби з текстильних матеріалів. «Мартинічки».

Цель: ознакомить обучающихся с историческими истоками национальной грушки, последовательностью изготовления объёмной игрушки; расширить представление учеников о народных традициях; ознакомить обучающихся с историческими истоками национальной грушки, последовательностью изготовления объёмной игрушки; расширить представление учеников о народных традициях; ознакомить с технологией работы с данным материалом; расширить и углубить знания о значении обереговой символики в народном искусстве; формировать художественный вкус; воспитывать любовь к традициям народа, к прекрасному, аккуратности.

расширить и углубить знания о значении обереговой символики в народном искусстве; формировать художественный вкус; воспитывать любовь к традициям народа, к прекрасному, аккуратности.

Пособия и оборудование: образцы оберегов, технологические карточки последовательности выполнения работы, кроссворд-оберег, записи народной музыки, дерево для готовых работ.

Материалы и инструменты:

  • нитки белого и красного цветов;

  • картонные заготовки;

  • тесьма;

  • ножницы.

Тип занятия: комбинированный

Межпредметные связи: народоведение, рисование, музыка.

Ход занятия:

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Проверка присутствия обучающихся и готовность их к занятию.

  1. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

  1. Актуализация опорних знаний.

  • Повторение техники безопасности «Кроссворд».

Перед тем как начать нашу работу давайте проверим с вами наши знания по правилам техники безопасности, которые мы усвоили на предыдущих занятиях. А поможет нам в этом весёлый кроссворд.

ы

Ц

Н

И

Т

К

А

Н

Ж

Н

А

И

Г

О

Л

К

  1. Маленького роста, тонкая и острая. Носом путь себе ищу, за собою хвост тяну. (Иголка)

  2. Я за иглою путь держу, дорожку мигом проложу. (Нитка)

  3. Смотрите: Мы раскрыли пасти, в неё лоскутик нужно класть. Вот ткань уже и в нашей пасти, разделим мы её на части. (Ножницы)

  1. Мотивация учебной деятельности учащихся.

  2. Рассказ учителя

  • Сколько помнят себя люди, всегда – в детстве, быту, обрядах –существовал рядом с ними предмет, который наделялся особенной силой: или был он символом богов, или олицетворял тайну природы, или просто изображал человека, или развлекал его.

Оберег — наидревнейший амулет счастья и благополучия, волшебный предмет, который предназначен защищать своего хозяина. Также считается, что он может принести удачу, предупредить об опасности, улучшить состояние здоровья. Из-за этого обереги получили огромную популярность ещё издавна.

Вот посмотрите на выставку работ, которые изготовлены народными умельцами.

(Показ оберегов с рассказом)

  1. Сообщение темы и цели занятия

  • Итак, сегодня на занятии мы познакомимся с технологией изготовления объёмных игрушек - оберегов из текстильных материалов, которые имеют народное название «Мартинички». А также заглянем в историю национальной игрушки, расширим своё представление о народных традициях.

  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  1. Раскрытие темы занятия.

Вопросы к детям

  • Дети, какое сейчас время года?

  • Кто может рассказать стихотворение о весне?

Уже весна, уж март начался,
И птичьи песенки звенят.
Хоть сад цветами не убрался,
Но дни погожие стоят.

Всё раньше солнце ясное

На свой путь выходит,

Все теплее по окошкам

Лучиками водит.

Тут приходит третий месяц,

Тот, что Мартом все зовут.

Из-под крыш висят сосульки

И тихонько слёзы льют.

  • О каком весеннем месяце вы рассказывали стихотворения? (Март)

  1. Рассказ учителя.

  • 21 марта славянские народы традиционно зазывали весну. Этот день совпадал с днём весеннего равноденствия. Так как март —это время встречи зимы и весны, празник всегда украшают куклами -мартиничками…

  1. Мини-практикум

Для изготовления весеннего талисмана понадобятся:

  • ножницы

  • белые и красные нитки

  • картонные заготовки

  • тесьма

  • Наши бабушки наматывали нитки на ладони, а мы с вами будем наматывать на картонные заготовки.

Вводный инструктаж:

  • Сначала наматываем нитки на длинную сторону.

  • Заводим нитку под верхний сгиб и завязываем.

  • Нижний сгиб разрезаем.

  • Наматываем нитки по ширине заготовки и разрезаем с обеих сторон и обвязываем нитками.

  • Оформляем голову куклы. Обвязываем немного ниже ниткой, под узел подкладываем ручки и перевязываем снова ниткой.

  • Для того, чтобы сделать куклу-мальчика делаем такую же заготовку из белых ниток, только нижню часть разделяем пополам и перевязываем ножки внизу.



Физминутка

  1. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

  1. Задания для работы

Мы немного отдохнули и можем начинать работу по изготовлению мартиничек.

Сначала выберите нужный цвет ниток.

Выполнять куклу вам помогут технологические карты, которые лежат у вас на столах.

Можете приступать к работе, не забывайте правила работы с ножницами:

Ножницы на рабочий стол класть только сомкнутыми лезвиями, от себя.

(Звучит медленная музыка)

  1. Обход рабочих мест с целью контроля:

  • правильной организации рабочего места;

  • придерживания правил техники безопасности;

  • правильной последовательности работы;

  • оценивания работ.

  1. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

  1. Закрепление изученного на занятии.

  2. Беседа

  • Что нового вы узнали на занятии?

  • Где можно использовать кукол?

  • Какие вы знаете весенние зазывалки?

Вийди, вийди, сонечко,

На дідове полечко,

На бабине зіллячко,

На наше подвір’ячко,

На весняні квіточки,

На маленькі діточки,

Там вони граються,

Тебе дожидаються.

  1. Заключительное слово учителя.

  • Мартинички дарили близким людям, желали счастья и здоровья. Самые лучшие мы сегодня подарим нашим гостям.

  • Мира и радости всем вам желаем

Желаем счастья вам навсегда

Пусть не встречается в жизни беда.

Пусть Бог вам помогает

Родных оберегает.

  1. Рефлексия.

  • Эти интересные куколки носили до конца марта, а потом вешали на деревья, чтобы был богатый урожай. А сейчас мы с вами украсим мартиничками наше дерево.

  1. Уборка рабочих мест.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Изготовление народной куклы. «Мартинички»

Автор: Прокуда Лариса Владимировна

Дата: 27.01.2016

Номер свидетельства: 283762

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Презентация "Роль традиционной народной куклы в воспитании и развитии детей""
    ["seo_title"] => string(76) "prezentatsiia_rol_traditsionnoi_narodnoi_kukly_v_vospitanii_i_razvitii_detei"
    ["file_id"] => string(6) "614173"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1664564503"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Презентация к уроку трудового обучения: "Кукла из ниток "Мартиничка". "
    ["seo_title"] => string(73) "priezientatsiia-k-uroku-trudovogho-obuchieniia-kukla-iz-nitok-martinichka"
    ["file_id"] => string(6) "232585"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1442861571"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Конспект урока трудового обучения: "Кукла из ниток "Мартиничка". "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-trudovogho-obuchieniia-kukla-iz-nitok-martinichka"
    ["file_id"] => string(6) "232586"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442861895"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Технология изготовления куколок из ниток. "
    ["seo_title"] => string(47) "tiekhnologhiia-izghotovlieniia-kukolok-iz-nitok"
    ["file_id"] => string(6) "226921"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440520856"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Презентация для урока технологии "Мартинички""
    ["seo_title"] => string(52) "priezientatsiia-dlia-uroka-tiekhnologhii-martinichki"
    ["file_id"] => string(6) "335208"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1466254712"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства