1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания
Разнообразие предметов рукотворного мира из бумаги, природных и текстильных материалов. Понятие «профессия». Мастера и их профессии, связанные с обработкой природных материалов. Распространенные виды профессий, связанных с воздушным и водным транспортом (с учетом региональных особенностей).
Анализ информации из словаря учебника при выполнении заданий, соотнесение результатов деятельности с образцом, работа в малых группах.
Групповые проекты. Этапы проектирования: составление плана деятельности, определение особенностей конструкции и технологии изготовления, подбор инструментов и материалов, выбор способов их обработки, реализация замысла, проверка изделия в действии. Результат проектной деятельности – изделия «Бумажный змей», «Модель парусника».
Самообслуживание: подбор материалов, инструментов и приспособлений для работы по рисункам, выполнение мелкого ремонта - пришивание пуговиц с четырьмя отверстиями.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Природные материалы. Растительные природные материалы родного края, используемые на уроках: цветущие растения, стебли. Минеральные материалы: яичная скорлупа.
Способы заготовки, хранения и подготовки цветущих растений к работе. Подготовка к работе яичной скорлупы.
Приемы работы с природными материалами: разметка деталей на глаз, разрезание ножницами, склеивание деталей, окрашивание, отделка аппликацией, сушка.
Практические работы: изготовление аппликаций, декоративных панно, композиций, коллекции насекомых, сувениров.
Пластические материалы. Применение пластилина и массы для моделирования для изготовления художественных изделий.
Приемы работы с пластическими материалами: процарапывание бороздок стекой, сплющивание шара.
Бумага. Практическое применение бумаги в жизни. Виды бумаги, используемые на уроках и их свойства: альбомная (белая, толстая, жесткая, непрозрачная).
Виды условных графических изображений: простейший чертеж. Назначение линий чертежа (контурная, размерная, надреза и сгиба). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертеж.
Приемы работы с бумагой: разметка на глаз, по клеткам, по линейки, складывание, вырезание внутренних углов, сборка деталей кнопкой, наклеивание бумажных кусочков.
Практические работы: изготовление этикеток, рамки для уроков литературного чтения, конвертов, гофрированных подвесок, мозаичных аппликаций рисунку, простейшему чертежу, схеме.
Текстильные материалы. Практическое применение текстильных материалов в жизни. Сравнение лицевой и изнаночной сторон тканей. Экономное расходование ткани при раскрое прямоугольных деталей от сгиба. Нитки и их назначение. Сравнение свойств разных видов ниток по цвету, прочности, мягкости, толщине.
Приемы работы с текстильными материалами: обработка края ткани швом «через край», вышивание швом «вперед иголку с перевивом», наматывание ниток, связывание ниток в пучок.
Практические работы: изготовление мешочка для хранения предметов, украшенного вышивкой, игрушек из помпонов.
3. Конструирование и моделирование
Виды конструкций: однодетальные и многодетальные. Общее представление о конструкции флюгера, воздушного змея, самолета, парусника. Основные требования к изделию (соответствие материалов, конструкции и внешнего оформления назначению изделия). Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по простейшему чертежу и по функциональным условиям.
Практические работы: создание вертушек, планеров, динамической модели
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Данная Рабочая программа по технологии для 2 класса первой ступени образования составлена с использованием нормативно-правовой базы:
Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32);
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказы Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009, регистрационный номер 19785) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования», от 26.11.2010 № 1241 (зарегистрировано в Минюсте России 04.02.2011, регистрационный номер 19707) «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373);
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год (Приказ Министерства образования и науки РФ № 2885 от 27 декабря 2011 г.);
Базисный учебный план Министерства образования и науки РФ (приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 № 1312), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2008 г. N 241, от 30 августа 2010 г. N 889 и от 3 июня 2011 г. N 1994.
«Об утверждении базисного и примерных учебных планов на 2011-2012 учебный год для образовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы начального и основного общего образования (Приказ МОиН РТ от 2.08.2011г. №3934/11), «Об утверждении базисного учебного плана на 2011-2012
учебный год для образовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы среднего (полного) общего образования» (Приказ МОиН РТ от 2.08.2011г. №3933/11).
Примерная авторская программа Т.М.Рагозиной (образовательная программа «Перспективная начальная школа» 2011г). Курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).
Учебный план МБОУ «Княбашская начальная школа- детский сад»
Программа разработана на основе авторской программы по технологии Т.М. Рагозиной, И.Б.Мыловой «Программа по предмету «предмету «Технология»- «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник , 2011 г. – Ч.2 Проект «Перспективная начальная школа», соотнесённых с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г)
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания
Разнообразие предметов рукотворного мира из бумаги, природных и текстильных материалов. Понятие «профессия». Мастера и их профессии, связанные с обработкой природных материалов. Распространенные виды профессий, связанных с воздушным и водным транспортом (с учетом региональных особенностей).
Анализ информации из словаря учебника при выполнении заданий, соотнесение результатов деятельности с образцом, работа в малых группах.
Групповые проекты. Этапы проектирования: составление плана деятельности, определение особенностей конструкции и технологии изготовления, подбор инструментов и материалов, выбор способов их обработки, реализация замысла, проверка изделия в действии. Результат проектной деятельности – изделия «Бумажный змей», «Модель парусника».
Самообслуживание: подбор материалов, инструментов и приспособлений для работы по рисункам, выполнение мелкого ремонта - пришивание пуговиц с четырьмя отверстиями.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Природные материалы. Растительные природные материалы родного края, используемые на уроках: цветущие растения, стебли. Минеральные материалы: яичная скорлупа.
Способы заготовки, хранения и подготовки цветущих растений к работе. Подготовка к работе яичной скорлупы.
Приемы работы с природными материалами: разметка деталей на глаз, разрезание ножницами, склеивание деталей, окрашивание, отделка аппликацией, сушка.
Практические работы: изготовление аппликаций, декоративных панно, композиций, коллекции насекомых, сувениров.
Пластические материалы. Применение пластилина и массы для моделирования для изготовления художественных изделий.
Приемы работы с пластическими материалами: процарапывание бороздок стекой, сплющивание шара.
Бумага. Практическое применение бумаги в жизни. Виды бумаги, используемые на уроках и их свойства: альбомная (белая, толстая, жесткая, непрозрачная).
Виды условных графических изображений: простейший чертеж. Назначение линий чертежа (контурная, размерная, надреза и сгиба). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертеж.
Приемы работы с бумагой: разметка на глаз, по клеткам, по линейки, складывание, вырезание внутренних углов, сборка деталей кнопкой, наклеивание бумажных кусочков.
Практические работы: изготовление этикеток, рамки для уроков литературного чтения, конвертов, гофрированных подвесок, мозаичных аппликаций рисунку, простейшему чертежу, схеме.
Текстильные материалы. Практическое применение текстильных материалов в жизни. Сравнение лицевой и изнаночной сторон тканей. Экономное расходование ткани при раскрое прямоугольных деталей от сгиба. Нитки и их назначение. Сравнение свойств разных видов ниток по цвету, прочности, мягкости, толщине.
Приемы работы с текстильными материалами: обработка края ткани швом «через край», вышивание швом «вперед иголку с перевивом», наматывание ниток, связывание ниток в пучок.
Практические работы: изготовление мешочка для хранения предметов, украшенного вышивкой, игрушек из помпонов.
3. Конструирование и моделирование
Виды конструкций: однодетальные и многодетальные. Общее представление о конструкции флюгера, воздушного змея, самолета, парусника. Основные требования к изделию (соответствие материалов, конструкции и внешнего оформления назначению изделия). Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по простейшему чертежу и по функциональным условиям.
Практические работы: создание вертушек, планеров, динамической модели
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
№ п/п
Тема урока
Кол-во час
Формирование УУД
Дата
Примечания
План
Факт
1
Аппликации из природных материалов
1
Поиск и выделение необходимой информации из словаря учебника; выявление особенностей изделия в процессе его анализа; размещение на рабочем месте материалов, инструментов и приспособлений м опорой на справочный материал; воспроизведение по памяти правил безопасной работы с ножницей; выполнение работы по предложенному плану; сравнение результатов своей деятельности с заданным эталоном (рисунком, фотографией); формирование бережного отношения к природе.
04.09
2
Панно из засушенных растений
1
14.09.
3
Виды бумаги и её назначение. Сравнение свойств бумаги разных видов. Рисунок для этикетки
1
Поиск и выделение необходимой информации из словаря учебника и справочного материала; выявление особенностей изделия в процессе его анализа; подбор доступных в обработке материалов для изделий; выполнение работы по предложенному плану; сравнение результатов своей деятельности с заданным эталоном (рисунком, фотографией); формирование нравственных качеств (трудолюбие).
21.09
4
Этикетки
1
28.09
5
Схема условного обозначения на схемах и чертежах. Модель «Конверт»
1
05.10
6
Грибы из пластилина
1
Поиск и выделение необходимой информации из словаря учебника; под руководством учителя понимание поставленной цели, выделение известного и неизвестного; организация своей деятельности; планирование под руководством учителя последовательности действий для реализации замысла, поставленной цели; формирование любознательности.
12.10
7
Композиция «Космос»
1
Выявление особенностей изделия в процессе его анализа; осознанное построение речевого высказывания в устной форме; ; выполнение работы по предложенным рисункам; сравнение результатов своей деятельности с заданным эталоном (рисунком, фотографией); осуществление совместной продуктивной деятельности (распределение общего объема работы, приобретение навыков сотрудничества и взаимопомощи); формирование добросовестнго отношения к делу.
19.10
8
Разметка по шаблону. Составление плана деятельности. Рамка.
1
Поиск и выделение необходимой информации из словаря учебника и справочного материала; выявление особенностей изделия в процессе его анализа; подбор доступных в обработке материалов для изделий; выполнение работы по предложенному плану; сравнение результатов своей деятельности с заданным эталоном (рисунком, фотографией); формирование нравственных качеств (трудолюбие).
26.10
9
Разметка по шаблону. Соединение деталей кнопкой. Модель «Вертушка»
1
Поиск и выделение необходимой информации из словаря учебника; рациональное размещение на рабочем месте материалов, инструментов и приспособлений с опорой на справочный материал; выполнение работы по предложенному плану; сравнение результатов своей деятельности с заданным эталоном (рисунком, фотографией); формирование ответственного отношения к делу.
02.11
10
Модель «Вертушка»
1
16.11
11
Воздушный транспорт «Планёр». Разметка по клеткам деталей планёра.
1
Анализ объектов с целью выявления признаков; поиск и выделение необходимой информации из дополнительной литературы (Детской энциклопедии); организация совместной деятельности (обсуждение задания); воспроизведение по памяти правил безопасной работы с ножницей; выполнение работы по предложенному плану; сравнение результатов своей деятельности с заданным эталоном (рисунком, фотографией); формирование любознательности.
23.11
12
Модель «Планера»
1
30.11
13
Работа с бумагой. Гофрированные подвески «Олимпийские талисманы»
1
Поиск и выделение необходимой информации из словаря учебника и справочного материала; выявление особенностей изделия в процессе его анализа; подбор доступных в обработке материалов для изделий; выполнение работы по предложенному плану; сравнение результатов своей деятельности с заданным эталоном (рисунком, фотографией); формирование нравственных качеств (трудолюбие).
07.12
14
Знакомство с текстильными материалами. Инструменты и приспособления. ТБ.
1
Поиск и выделение необходимой информации из словаря учебника, справочного материала; выявление особенностей изделия в процессе его анализа; размещение на рабочем месте материалов, инструментов и приспособлений м опорой на справочный материал; воспроизведение по памяти правил безопасной работы с ножницами, иглами и булавками; выполнение работы по предложенному плану; сравнение результатов своей деятельности с заданным эталоном (рисунком, фотографией); формирование уважения к результатам труда.
14.12
15-
16
Обработка текстильного материала. Изделия «Мешочки для всякой всячины»
1
1
21.12
28.12.
17
Обработка заготовки «Мешочки для всякой всячины» вышивкой
1
11.01
18
Мозаичная аппликация из бумаги
1
Поиск и выделение необходимой информации из словаря учебника и справочного материала; выявление особенностей изделия в процессе его анализа; подбор доступных в обработке материалов для изделий; выполнение работы по предложенному плану; сравнение результатов своей деятельности с заданным эталоном (рисунком, фотографией); формирование нравственных качеств (трудолюбие).
18.01
19
Поделка из цветной массы для моделирования.
1
Поиск и выделение необходимой информации из словаря учебника; под руководством учителя понимание поставленной цели, выделение известного и неизвестного; организация своей деятельности; планирование под руководством учителя последовательности действий для реализации замысла, поставленной цели; фор-мирование ответственного отношения к делу.
25.01
20
Техника работы с яичной скорлупой. Сувенир «Пасхальное яйцо».
1
01.02
21
Сувениры из яичной скорлупы
1
08.02
22
Коллекция насекомых, сделанная из семян
1
Совместная продуктивная деятельность (обсуждение); осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; анализ объектов с целью выявления признаков; подбор доступных в обработке материалов для изделий; выполнение работы по предложенному плану; сравнение результатов своей деятельности с заданным эталоном (рисунком, фотографией); формирование ответственного отношения к делу.
15.02
23
Изготовление изделия по предложенному плану. Композиция из семян «Подводный мир»
1
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; анализ объектов с целью выявления признаков; рациональное размещение на рабочем месте материалов, инстументов и приспособлений с опорой на справочный материал; выполнение работы по предложенному плану; сравнение результатов своей деятельности с заданным эталоном (рисунком, фотографией); формирование любознательности.
22.02
24
Изготовление изделия по собственному плану. Композиция из семян «Аквариум с рыбкой»
1
29.02
25
Техника оригами. Изготовление изделий по чертежу. Динамическая модель «Птицы»
1
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; рациональное размещение на рабочем месте материалов, инстументов и приспособлений с опорой на справочный материал; составление плана и практических действий; осуществление совместной продуктивной деятельности (распределение общего объема работы, приобретение навыков сотрудничества и взаимопомощи); формирование нравственных качеств (инициативность).
07.03
26
Обработка текстильного материала (наматывание ниток на шаблон). Декоративное оформление игрушек.
1
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; анализ объектов с целью выявления признаков; рациональное размещение на рабочем месте материалов, инстументов и приспособлений с опорой на справочный материал; выполнение работы по предложенному плану; сравнение результатов своей деятельности с заданным эталоном (рисунком, фотографией); формирование нравственных качеств (инициативность).
14.03
27
Моделирование по теме «Весёлый зверинец»
1
21.03
28
Конкурс проектов «Весенняя регата».
1
Поиск и выделение необходимой информации из словаря учебника, справочного материала, энциклопедии, Интернета; рациональное размещение на рабочем месте материалов, инстументов и приспособлений с опорой на справочный материал; планирование: составление плана и практических действий; коррекция результатов действий; подбор доступных в обработке материалов для изделия; совместная продуктивная деятельность (распределение общего объема работы, приобретение навыков сотрудничества и взаимопомощи); формирование нравственных качеств (инициативность).
04.04
29
Конкурс проектов «Весенняя регата».
1
11.04
30
Модель «Парусник»
1
18.04
31
Этапы проектирования. Конкурс «Бумажный змей»
1
25.04
32
Конкурс проектов «Бумажный змей»
1
02.05
33
Проект «Бумажный змей»
1
16.05
34
Трудовая деятельность человека весной. Весенние работы. На пришкольном участке. ТБ при работе на пришкольном участке. (Экскурсия) УЭ
1
23.05
Требования к уровню подготовки ОБУЧАЮЩИХСЯ
Обучающиеся научатся:
• рассказывать о практическом применении природных материалов и бумаги в жизни;
• рассказывать о мастерах своего региона и их профессиях, связанных с обработкой природных материалов;
• рассказывать о профессиях (в том числе профессиях своих родителей), связанных с воздушным и водным транспортом;
• использовать информацию из словаря учебника при выполнении заданий;
• работать в малых группах;
• выполнять доступные действия по самообслуживанию (подбирать материалы и инструменты для работы, пришивать пуговицы с двумя отверстиями);
• экономно размечать материалы на глаз, по клеткам и по линейки;
• отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов (бумаги, природных, пластичных, текстильных материалов) оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки;
• анализировать информацию из словаря;
• выполнять практическое задание с опорой на простейший чертеж;
• создавать простейшие конструкции по простейшему чертежу и по функциональным условиям.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• понимать культурные традиции, отраженные в рукотворном мире, своего региона, и уважать их;
• понимать особенность проектной деятельности и осуществлять ее под руководством учителя;
• работать в малых группах.
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 2-го года обучения
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД
1. Действия, реализующие потребность школьника в социально значимой и социально оцениваемой деятельности, направленность на достижение творческой самореализации, в том числе с помощью компьютерных технологий.
2. Действия, характеризующие уважительное отношение к труду людей и к продукту, производимому людьми разных профессий.
3. Проектная деятельность.
4. Контроль и самоконтроль.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
1. Планирование последовательности практических действий для реализации замысла, поставленной задачи.
2. Отбор наиболее эффективных способов решения конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий.
3. Самоконтроль и корректировка хода практической работы.
4. Самоконтроль результата практической деятельности путем сравнения его с эталоном (рисунком, схемой, чертежом).
5. О ценка результата практической деятельности путем проверки изделия в действии.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
1. Осуществление поиска необходимой информации в учебнике, словарях, справочниках, в том числе на электронных носителях.
2. Сохранение информации на бумажных и электронных носителях в виде упорядоченной структуры.
3. Чтение графических изображений (рисунки, простейшие чертежи и эскизы, схемы).
4. Моделирование несложных изделий с разными конструктивными особенностями.
5. Конструирование объектов с учетом технических и декоративно-художественных условий: определение особенностей конструкции, подбор соответствующих материалов и инструментов.
6. С равнение конструктивных и декоративных особенностей предметов быта и установление их связи с выполняемыми утилитарными функциями.
7. С равнение различных видов конструкций и способов их сборки.
8. Анализ конструкторско-технологических и декоративно-художественных особенностей предлагаемых заданий.
9. Выполнение инструкций, несложных алгоритмов при решении учебных задач.
10. Проектирование изделий: создание образа в соответствии с замыслом, реализация замысла.
11. Поиск необходимой информации в Интернете.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
1. Учет позиции собеседника (соседа по парте).
2. Умение договариваться, приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при решении практических работ, реализации проектов, работе на компьютере.
3. Умение задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с партнером (соседом по парте).
4. Осуществление взаимного контроля и необходимой взаимопомощи при реализации проектной деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
«Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник , 2012 г. – Ч.2: