kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированный урок

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интеграция является новым веянием в образовательном процессе. При интеграции появляется возможность вырваться за рамки одной учебной дисциплины, наглядно, в действии показать, как все в мире взаимосвязано, и одновременно усилить мотивацию изучения своего предмета.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок»

Гайнутдинова Гелюся Алимзяновна,

учитель технологии

МБОУ «Старошаймурзинская СОШ»

Дрожжановского района РТ

Интегрированный урок.

Интеграция – (от латинского integer – целый, восстановление.)

Интеграция является относительно новым веянием в образовательном процессе (это понятие в российскую педагогику пришло в 80-е годы и стало обозначать высшую форму межпредметных связей) и становится востребованным в современной школе, где развернуты активные поиски инновационных педагогических технологий.

При интеграции появляется возможность вырваться за рамки одной учебной дисциплины, наглядно, в действии показать, как всё в мире взаимосвязано, и одновременно усилить мотивацию изучения своего предмета.

Интеграция идет по нескольким направлениям и на разных уровнях. Принято выделять внутрипредметную и межпредметную интеграцию.

Известно, что многие школьные предметы издавна имеют интегративный характер, здесь уместно говорить о внутрипредметной интеграции: литература и русский язык, химия и биология, история и общество, физика и математика, технология и изо.

Внутрипредметная интеграция, на мой взгляд, необходима, т.к. ученики, к сожалению, каждый предмет воспринимают изолированно, и наша задача показать, что это неверное восприятие, что, наоборот, всё взаимосвязано.

Межпредметная интеграция - это не просто соединение близких понятий из разных предметов для прочных знаний, это объединение разных предметов при изучении одной темы, целого блока тем в одно целое на основе общего подхода.

ЦЕЛИ, КОТОРЫЕ СТАВЯТСЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ:

Познавательные (содержательно – информационные). Научить искать связи между фактами, событиями, явлениями, делать выводы.

Развивающие (информационно – деятельностные). Научить анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать.

Научить ребят извлекать нравственные уроки из осмысления произведений и событий, явлений литераторами, историками, искусствоведами.

Одним из самых существенных результатов интегрированных уроков является единство в формировании у школьников ценностей, изучаемых в разных предметах: язык и речь, культура, взаимоотношения людей, физическое и нравственное здоровье, состояние здоровья как нормы жизни.

Что дает данная работа учителю?

• Рождение нового уровня мышления – глобального, интегрированного, а не замкнутого в своей узкой специализации.

• Освобождает учебное время для изучения другого явления.

• Исключает дублирование учебного материала.

• Усиление межпредметных связей.

Что дает данная работа ученику?

• Активизация мыслительной деятельности.

• Интенсификация учебного материала.

• Расширение сферы получаемой информации.

• Подкрепление мотивации в обучении.

• Умение сопоставлять и анализировать отдельные явления с различных точек зрения, рассматривать их в единстве взглядов.

• Снижение перегрузок.



Кроме того, интеграция обеспечивает совершенно новый психологический климат для ученика и учителя в процессе обучения.

Не для кого не секрет, что многие общеобразовательные предметы имеют интегративный характер, в том числе и технологии. Интеграция всегда расширяет научный диапазон, перестраивает мышление учеников и учителей, ускоренно моделирует личность. Так, основные блоки и модули технологии чаще всего имеют тесные связи с другими предметами. Рассмотрим наиболее яркие примеры: культуры дома, технологии обработки тканей и пищевых продуктов могут содержать интеграцию с ИЗО, музыкой, графикой, химией, физикой, биологией, литературой, историей; производство и окружающая среда — с биологией, экологией, физикой, химией, географией; электрорадио технологии — с физикой, историей, информационные технологии — с графикой, математикой, историей. Интегративные связи можно подразделить на горизонтальные и вертикальные. Первый вид — наиболее распространённый — это способ объединения похожего материала разных предметов. При вертикальной интеграции происходит объединение материала, который в разные годы обучения повторяется на разном уровне сложности. (Например, “Материаловедение”, “Конструирование и моделирование” и т.п.). Интеграция на уроках технологии может быть реализована через разовые интегрированные уроки, блоки интегрированных уроков, интегрированные спецкурсы, интегрированные творческие проекты и др. На основе изложенного выше можно подвести итог, подчеркнув, что дидактической особенностью активных методов обучения является активизация учителем внимания и мышления учащихся. При этом активность поддерживается независимо от желания школьников. Для подобных методов обучения характерна высокая степень проявления обратных связей от ученика к учителю. Формы и интенсивность проявления учебной деятельности учащихся служат учителю контрольным инструментом для качественного управления их познавательной активностью.

Особое значение имеет предметное содержание деятельности и подбор соответствующих ему способов и средств деятельности учителя и ученика. В классах учатся дети с разными интеллектуальными, психофизическими и социальными возможностями. Поэтому учителю важно найти мотивацию урока для каждого ученика. Как повысить интерес к уроку, предмету, данной теме? Задумываясь над этим вопросом, я предположила, что строить деятельностный компонент следует, прежде всего, на интегративной основе.

Отмечу, что, к большому сожалению, очень мало методической литературы по проблеме интеграции предметной области "технология” с другими предметными областями. Но почему же я всё-таки выбрала работу именно над этой проблемой? Какой результат я хочу получить? Я убеждена, что процесс развития ребенка можно многократно усилить, если сделать его основной целью работы учителя и разумно организовать. А новые образовательные технологии позволяют сделать его наиболее эффективным. Для реализации познавательной и творческой активности школьников, для всестороннего гармонического развития личности, для подготовки базы к дальнейшей социализации учеников и нужны современные формы и методы обучения.

Межпредметные связи позволяют мне заинтересовать учащихся с разноуровневыми знаниями, умениями и навыками. Например, детей с техническим или гуманитарным складом ума. Используя интегрированный подход в обучении, удается показать интеграцию образовательной области "технология” с взаимно удалёнными предметными областями, такими как физика, химия, биология, психология, история, экономика, филология. Физические и химические свойства тканей, исторические справки о производственной и бытовой одежде, влияние экологических факторов на человека, расчёт себестоимости – всё это рассматривается на уроках технологии.

Исследовательская работа является первым этапом настоящего исследования, объектом которого является образовательный процесс. Поэтому в пятом классе такая работа была проведена для раскрытия лексических значений слов "мода” и "модель”. И, я считаю, исследование прошло успешно, так как учащиеся нашли однокоренные слова, сделали сообщение об их происхождении, после чего стала понятна их суть.



Позволю себе остановиться на интеграции урока "технологии” с литературой, в частности на теме "Народное творчество”. Убедилась на своих уроках, что эта тема позволяет раскрыть огромный творческий потенциал учащихся. Кроме того, творчество и культура всегда благоприятно влияют на духовно-нравственное формирование и развитие личности. Народные обряды и традиции, одежда, национальные мотивы в рукоделии – всё это изучаем на уроках технологии.

Не секрет, что, готовясь к уроку, нужно перелистать не одну страницу дополнительной литературы. А, тем более, если перед учителем стоит проблема интеграции предметных областей. Но, думаю, что мне удаётся решать эту задачу ради того, чтобы повысить мотивацию учащихся на уроках. А ещё считаю, что проблема интеграции предметных областей очень важна и потому, что дети получают развивающее обучение, когда начинают получать или самостоятельно искать информацию, сопоставляя факты из географии, биологии, истории и т.д. И результаты не заставляют себя долго ждать.

Следует отметить, что все виды инноваций непосредственно реализуются и в технологическом образовании, но имеют место и специфические виды инноваций. Образовательная область «Технология» является основной практико-ориентированной областью знаний в общеобразовательной школе, знакомящей школьников с различными сферами общественного производства и, в наибольшей степени, способствующей профессиональной ориентации, нравственно-трудовому становлению и воспитанию подрастающего поколения. Эта область развивает и расширяет интегративное начало образования, заложенное в Концепции модернизации российской школы. Это фактически единственный школьный учебный курс, отражающий в своем содержании общие принципы творческой преобразующей деятельности человека и все аспекты материальной культуры человечества, предоставляющий школьникам возможность применять на практике знания основ различных наук. Данный учебный курс направлен на овладение учащимися навыками конкретной предметно-преобразующей (а не виртуальной) деятельности, создание новых ценностей, что, несомненно, соответствует потребностям развития общества. На современном этапе именно технологические знания и умения формируют у школьников основу для овладения наукоемкими и «высокими» технологиями, что особенно важно для социально-экономического развития нашей страны. Технологическая компонента придает образованию системный характер, способствует осуществлению личностно ориентированного подхода в образовании. Кроме того, технологическое образование способствует самореализации личности и ее гражданскому становлению.

Но необходимо учитывать, что взаимосвязь нескольких учебных дисциплин в рамках 45 минут должна выглядеть гармонично и быть понятной обучающимся. Поэтому структура интегрированных уроков отличается от обычных уроков предельной четкостью, компактностью, сжатостью учебного материала; логической взаимосвязанностью интегрируемых дисциплин на каждом этапе урока; большой информативной емкостью учебного материала, применяемого на уроке. В конце урока все обучающиеся должны самостоятельно осознать те межпредметные связи, ради которых и планировалось занятие. На этапе закрепления педагоги должны это увидеть, поэтому упражнения этого момента урока должны быть наиболее яркими, конкретными, подходящими для индивидуальной работы. К подготовке интегрированного урока можно привлекать и обучающихся, заранее предлагая им подготовить некую часть нового материала. Таким образом, урок уже делается ролевым. Уроки такого типа как нельзя лучше раскрывают творческий потенциал педагогов. Это не только новый этап в их профессиональной деятельности, но и замечательная возможность выйти на новый уровень отношений с группой. Интеграция дает возможность для самореализации и творчества педагогов, способствует раскрытию В своей работе я активно использую методику проведения интегрированных уроков, внеклассных мероприятий совместно с преподавателями, на которых использую различный материал изучаемых тем дисциплин для применения в будущей профессиональной деятельности.

Применение технологии интегрированных уроков в моей работе имеет определённый результат:

•в эмоциональном развитии обучающихся, основанном на привлечении различных видов искусства;

•в повышении уровня знаний по предмету;

•в изменении уровня интеллектуальной деятельности, установлении есте-ственных взаимосвязей между изучаемыми предметами;

•в росте познавательного мышления обучающихся, проявляемого в желании активной и самостоятельной работы на уроке и во внеурочное время;

•во включении обучающихся в творческую, исследовательскую деятель-ность, результатом которой могут быть их собственные рефераты, доклады и проекты;

•происходит подготовка обучающихся к жизни в условиях информационного общества, создаются условия для самореализации и самоактуализации личности.

Подводя итоги проведенного теоретического и практического исследования проблемы интеграции содержания образования в школе, одной из форм реализации которой является проведение интегрированных уроков, можно сделать вывод о том, что данная проблема довольно актуальная и разносторонняя, изучение которой на практике дает возможность подойти по новому к построению учебного процесса, к конструированию содержания обучения.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Интегрированный урок

Автор: Гайнутдинова Гелюся Алимзяновна

Дата: 22.01.2019

Номер свидетельства: 496741

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Интегрированные уроки как средство здоровьесбережения  в процессе обучения школьников. "
    ["seo_title"] => string(101) "intieghrirovannyie-uroki-kak-sriedstvo-zdorov-iesbieriezhieniia-v-protsiessie-obuchieniia-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "109440"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1404554635"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(212) "РАЗВИТИЕ  ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО  ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ СЕЛЬСКОЙ  ШКОЛЫ ЧЕРЕЗ  ПРОВЕДЕНИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ  УРОКОВ МАТЕМАТИКИ "
    ["seo_title"] => string(129) "razvitiie-poznavatiel-nogo-intieriesa-uchashchikhsia-siel-skoi-shkoly-chieriez-proviedieniie-intiegrirovannykh-urokov-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "239519"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444813795"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Методические рекомендации по проведению интегрированных уроков"
    ["seo_title"] => string(70) "mietodichieskiieriekomiendatsiipoproviedieniiuintieghrirovannykhurokov"
    ["file_id"] => string(6) "336930"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1467650042"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Интегрированные уроки как средство формирования уважительного отношения к природе у школьников"
    ["seo_title"] => string(80) "intieghrirovannyie_uroki_kak_sriedstvo_formirovaniia_uvazhitiel_nogho_otnoshie_1"
    ["file_id"] => string(6) "392454"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1487232009"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Статья "Совершенствование преподавания истории через интегрированные уроки" "
    ["seo_title"] => string(86) "stat-ia-soviershienstvovaniie-priepodavaniia-istorii-chieriez-intieghrirovannyie-uroki"
    ["file_id"] => string(6) "137397"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417347593"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства