Интегрированные уроки как средство формирования уважительного отношения к природе у школьников
Интегрированные уроки как средство формирования уважительного отношения к природе у школьников
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Планируемые результаты начального общего образования ставят перед учителями школ следующие цели:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
—формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде.
К сожалению, на сегодняшний день нет исследований, посвященных формированию у младших школьников уважительного отношения к природе в процессе обучения.
Поэтому воспитание уважительного отношения к природе у детей младшего школьного возраста, признанного начальным этапом становления экологически направленной личности, является одной из актуальнейших проблем современной педагогики. Разумное отношение к природе, окружающему миру должно стать одним из критериев оценки нравственности человека. Этим вопросом занимались отечественные педагоги и просветители: В. Г. Белинский, Е. Н. Водовозова, Е. И.Тихеева, К. Д. Ушинский.
Как свидетельствуют психолого-педагогические исследования, в младшем школьном возрасте можно сформировать у детей систему представлений о мире природы, «обеспечив» их набором необходимых навыков и умений взаимодействия с окружающей действительностью, систему ценностных ориентации, позитивного поведения и деятельности в природе. Однако, как показывает практика, реализовать эти задачи непросто[2].
Одним из механизмов решения этой проблемы являются интегрированные уроки, на которых осуществляется синтез знаний различных учебных дисциплин, в результате чего образуется новое качество, представляющее собой неразрывное целое, достигнутое широким и углубленным взаимопроникновением этих знаний [4].
Интегрированный урок — это специально организованный урок, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов, направленный на рассмотрение и решение какой-либо пограничной проблемы, позволяющий добиться целостного, синтезированного восприятия учащимися исследуемого вопроса, гармонично сочетающий в себе методы различных наук, имеющий практическую направленность[1].
На интегрированном уроке имеется возможность для синтеза знаний, формируется умение переносить знания из одного предмета в другой. Благодаря этому достигается целостное восприятие действительности, происходит формирование личности творческой, самостоятельной, ответственной, толерантной, компетентной.
Интегрированные уроки расширяют кругозор, обеспечивают системность обучения, показывают взаимосвязь между различными дисциплинами, дают учащимся целостное восприятие мира, поэтому очень важно правильно определить главную цель урока. Когда общая цель определена, то из содержания предметов берутся только те сведения, которые необходимы для ее реализации.
В настоящее время интегрированные уроки используются в основном как обобщающие. Это обусловлено, прежде всего, тем, что учебный материал, как правило, изучается индуктивным методом, то есть линейно-поступательно, шаг за шагом от частного к общему. В этом случае целостное представление об изучаемом у школьников должно сформироваться в конце изучения материала на обобщающем уроке. Процесс усвоения программы в данном случае напоминает составление мозаики из разноцветных кусочков стекла, когда ученики соединяют расчлененные знания в единую картину. Учащиеся при таком способе не видят взаимосвязи между уроками. А так как раздел программы представляет собой развернутую во времени картину, наполненную множеством фактов, то не каждому ученику удается сформировать в своем сознание целостный ее образ[3]. Если на основе дедуктивного подхода использовать интегрированный урок как пропедевтический, когда материал урока укрупняется до обзора раздела программы, то это поможет преодолеть фрагментировать видение, сформировать у учащихся целостную и всестороннюю картину изучаемого, подготовит необходимую базу для более углубленного изучения на последующих уроках. Отсюда логически вытекает решение проблемы определения оптимального количества интегрированных уроков. Количество разделов в программе определит количество и тематику интегрированных уроков в учебном году. Таким образом,формируется система интегрированных уроков, обусловленная логикой изучения предмета [5].
Следовательно, интегрированный урок обеспечивает возможность формирования уважительного отношения к природе, так как мир, окружающий детей, познается ими в многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интегрированные уроки как средство формирования уважительного отношения к природе у школьников»
Интегрированные уроки как средство формирования уважительного отношения к природе у младших школьников
Рябцева А.Е, студентка 3а группы специальности 050146 Преподавание в начальных классах
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Планируемые результаты начального общего образования ставят перед учителями школ следующие цели:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде.
К сожалению, на сегодняшний день нет исследований, посвященных формированию у младших школьников уважительного отношения к природе в процессе обучения.
Поэтому воспитание уважительного отношения к природе у детей младшего школьного возраста, признанного начальным этапом становления экологически направленной личности, является одной из актуальнейших проблем современной педагогики. Разумное отношение к природе, окружающему миру должно стать одним из критериев оценки нравственности человека. Этим вопросом занимались отечественные педагоги и просветители: В. Г. Белинский, Е. Н. Водовозова, Е. И .Тихеева, К. Д. Ушинский.
Как свидетельствуют психолого-педагогические исследования, в младшем школьном возрасте можно сформировать у детей систему представлений о мире природы, «обеспечив» их набором необходимых навыков и умений взаимодействия с окружающей действительностью, систему ценностных ориентации, позитивного поведения и деятельности в природе. Однако, как показывает практика, реализовать эти задачи непросто [2].
Одним из механизмов решения этой проблемы являются интегрированные уроки, на которых осуществляется синтез знаний различных учебных дисциплин, в результате чего образуется новое качество, представляющее собой неразрывное целое, достигнутое широким и углубленным взаимопроникновением этих знаний [4].
Интегрированный урок — это специально организованный урок, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов, направленный на рассмотрение и решение какой-либо пограничной проблемы, позволяющий добиться целостного, синтезированного восприятия учащимися исследуемого вопроса, гармонично сочетающий в себе методы различных наук, имеющий практическую направленность [1].
На интегрированном уроке имеется возможность для синтеза знаний, формируется умение переносить знания из одного предмета в другой. Благодаря этому достигается целостное восприятие действительности, происходит формирование личности творческой, самостоятельной, ответственной, толерантной, компетентной.
Интегрированные уроки расширяют кругозор, обеспечивают системность обучения, показывают взаимосвязь между различными дисциплинами, дают учащимся целостное восприятие мира, поэтому очень важно правильно определить главную цель урока. Когда общая цель определена, то из содержания предметов берутся только те сведения, которые необходимы для ее реализации.
В настоящее время интегрированные уроки используются в основном как обобщающие. Это обусловлено, прежде всего, тем, что учебный материал, как правило, изучается индуктивным методом, то есть линейно-поступательно, шаг за шагом от частного к общему. В этом случае целостное представление об изучаемом у школьников должно сформироваться в конце изучения материала на обобщающем уроке. Процесс усвоения программы в данном случае напоминает составление мозаики из разноцветных кусочков стекла, когда ученики соединяют расчлененные знания в единую картину. Учащиеся при таком способе не видят взаимосвязи между уроками. А так как раздел программы представляет собой развернутую во времени картину, наполненную множеством фактов, то не каждому ученику удается сформировать в своем сознание целостный ее образ [3]. Если на основе дедуктивного подхода использовать интегрированный урок как пропедевтический, когда материал урока укрупняется до обзора раздела программы, то это поможет преодолеть фрагментировать видение, сформировать у учащихся целостную и всестороннюю картину изучаемого, подготовит необходимую базу для более углубленного изучения на последующих уроках. Отсюда логически вытекает решение проблемы определения оптимального количества интегрированных уроков. Количество разделов в программе определит количество и тематику интегрированных уроков в учебном году. Таким образом, формируется система интегрированных уроков, обусловленная логикой изучения предмета [5].
Следовательно, интегрированный урок обеспечивает возможность формирования уважительного отношения к природе, так как мир, окружающий детей, познается ими в многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.
Список литературы:
Архипова Е. В. Об уроке в начальной школе // Начальная школа, № 4, 2000 г.
Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству. – М. 1981.
Браже Т. Г. Интеграция предметов в современной школе // Литература в школе. № 5, 1996.
Бутузов И. Т. Дифференцированное обучение – важное дидактическое обучение школьников. - М. 1968 г.
Васильева Н. В. Интегрированные уроки в начальной школе. – М.: ВАКО – 2009.