Учитель технологии и художественного труда – Дюсембаева Асемгуль Мадинятовна г.Аксу Павлодарская область, средняя школа № 7 высшая категория Кружок по художественному труду. Тема занятия: «Головные уборы». Цели занятия: обучающая - создание условий для изучения многообразия казахских женских головных уборов, познакомить учащихся с видами и назначением казахских головных уборов. развивающая – развивать познавательный интерес, творческие способности по декорированию женских головных уборов. воспитательная – воспитывать уважение к культуре казахского народа, патриотизм, духовное обогащение. Оборудование для учителя: Учебник « Технология» 7 кл., учебник ИЗО, шаблоны. На доске: тема урока, новые слова, иллюстрации с изображением головных уборов, плакат: « Казахские головные уборы». Для учащихся: бумага белая А3, простой карандаш, фетр, ножницы, клей, бусинки. Межпредметные связи: ИЗО, литература, казахский язык. Методы и приёмы: Работа с текстом, рассказ, беседа, работа в группах. Тип занятия: Комбинированный Ход занятия: I . Организационный момент. Какие виды камзолов казахского народного костюма вы знаете? Из каких тканей шьют камзол ? Какие узоры, детали могут быть использованы для украшения камзола? Уникальным проявлением материальной культуры является казахский народный костюм. С народными костюмами мы уже знакомились на различных предметах, изучая традиции казахского народа. А сегодня на уроке подробнее рассмотрим несколько разновидностей головных уборов. Назовите тему и цель занятия: « Головные уборы». II Основная часть. основные отличия головных уборов: 1) материал, из которого изготавливают. 2) особенности кроя, пошива и украшения. 3) когда и кто носил? Учитель : У казахского народа имеется несколько разновидностей женских головных уборов. В тысячелетней истории народа, большую часть жизни проводившего в седле, головной убор имел особое значение для сохранения здоровья. Головные уборы носили зимой и летом женщины, мужчины, дети. С незапамятных времен отношение к головным уборам у казахов было совершенно особым. Сдернуть с головы человека шапку считалось оскорблением, а небрежно кинуть свою - равносильно отречению от личного счастья и удачи. Всегда и всюду, головные уборы снимали бережно, стараясь положить или повесить их на возвышении. Особенно ревностно следили за тем, чтобы шапка не оказалась на полу или на сидении, а иначе считалось, что может пострадать здоровье и благоденствие ее владельца. Также, существовало жесткое табу на дарение собственных головных уборов. Особенно суеверные казахи и сегодня не дарят, и не разрешают надевать чужим, свои шапки. Ведь иначе, ты добровольно оголяешь голову для бед и отказываешься от своего счастья. Дарить головные уборы в Казахстане, конечно принято, но во всех случаях это будет совершенно новый предмет гардероба. Женские головные уборы. Головные уборы у женщин носили в основном социальный и возрастной характер. Незамужние девушки носили «такия» - маленькую шапочку из ткани, и «борик» - шапку с меховым околышем. Шили их из ярких тканей и обязательно украшали, особенно тюбетейки, вышивкой или различными нашивками из бус, кораллов, бисера, серебра. На макушку пришивали «укы» - султанчик из перьев филина, служивших не столько украшением, сколько оберегом. Девичья шапка борик отличалась от мужской тем, что меховой околыш был всегда снаружи, а не отворачивался. «Саукеле» - свадебный головной убор в форме усеченного конуса. Он был очень высоким - до 25 см. Основу его шили из тонкого плотного войлока, покрытого бархатом, сукном или шелком, чаще красного цвета. Снизу оторачивали полоской меха, спереди украшали рядами кораллов, бус, серебряных бляшек, невесты богатых родителей - золотыми бляшками, жемчугом и драгоценными камнями. Сверху головного убора и впереди надо лбом прикреплялись две узорные серебряные пластины, специально изготовленные для саукеле. Сбоку прикреплялись наушники, а иногда длинные ленты из той же ткани, их обшивали различными украшениями. Обязательным дополнением к саукеле были длинные подвески жактау из нитей кораллов, бирюзы, серебряных или позолоченных пластинок, монет, шелковых кистей. К саукеле прикрепляли большую накидку из легкой белой ткани желек. Когда невеста ехала к мужу, накидка закрывала всю ее фигуру. Желек украшали вышивкой, обшивали бахромой и кистями Кимешек носили молодые и пожилые женщины. Он плотно облегал голову и закрывал шею, грудь, плечи и спину. Лицевую сторону кимешека обычно украшали вышивкой, нашитыми серебряными бляшками, кораллами. Количество и формы украшений определялись возрастом женщины, были значительные различия и в разных одноплеменных группах. III.Практическая работа: « Декорирование казахских национальных головных уборов» 1. Повторение ТБ при работе с колющими и режущими инструментами. 2.Ход работы: 1) Обвести шаблон саукеле, поверхности фетра. 2) Декорировать бусинами, орнаментами. 3) Самоконтроль: проверить качество выполнения работы, эстетический вид IV. Подведение итогов урока. Защита практической работы. Покажите, саукеле, что у вас получились? Какие пожелания вы показали своим узором- орнаментом. V Рефлексия Хотелось бы узнать ваше мнение. В настоящее время современному человеку необходимо знать о национальной одежде, традициях и обрядах? Подумайте и дайте аргументированный ответ. VI. Домашнее задание: Найти информацию о казахских национальных головных уборов мужчин. |