|   Учитель технологии и художественного труда – Дюсембаева Асемгуль Мадинятовна  г.Аксу Павлодарская область, средняя школа № 7 высшая категория  Кружок по художественному труду.  Тема занятия: «Головные уборы».  Цели занятия:  обучающая - создание условий для изучения многообразия казахских женских головных уборов, познакомить учащихся с видами и назначением казахских головных уборов.  развивающая – развивать познавательный интерес, творческие способности по декорированию женских головных уборов.  воспитательная – воспитывать уважение к культуре казахского народа, патриотизм, духовное обогащение.  Оборудование для учителя: Учебник « Технология» 7 кл., учебник ИЗО, шаблоны.  На доске: тема урока, новые слова, иллюстрации с изображением головных уборов, плакат: « Казахские головные уборы».  Для учащихся: бумага белая А3, простой карандаш, фетр, ножницы, клей, бусинки.  Межпредметные связи: ИЗО, литература, казахский язык.  Методы и приёмы: Работа с текстом, рассказ, беседа, работа в группах.  Тип занятия: Комбинированный  Ход занятия:  I . Организационный момент.     Какие виды камзолов казахского народного костюма вы знаете?  Из каких тканей шьют камзол ?  Какие узоры, детали могут быть использованы для украшения камзола?     Уникальным проявлением материальной культуры является казахский народный костюм. С народными костюмами мы уже знакомились на различных предметах, изучая традиции казахского народа. А сегодня на уроке подробнее рассмотрим несколько разновидностей головных уборов.  Назовите тему и цель занятия: « Головные уборы».  II Основная часть. основные отличия головных уборов:  1) материал, из которого изготавливают.  2) особенности кроя, пошива и украшения.  3) когда и кто носил?  Учитель :  У казахского народа имеется несколько разновидностей женских головных уборов. В тысячелетней истории народа, большую часть жизни проводившего в седле, головной убор имел особое значение для сохранения здоровья. Головные уборы носили зимой и летом женщины, мужчины, дети.  С незапамятных времен отношение к головным уборам у казахов было совершенно особым. Сдернуть с головы человека шапку считалось оскорблением, а небрежно кинуть свою - равносильно отречению от личного счастья и удачи.  Всегда и всюду, головные уборы снимали бережно, стараясь положить или повесить их на возвышении. Особенно ревностно следили за тем, чтобы шапка не оказалась на полу или на сидении, а иначе считалось, что может пострадать здоровье и благоденствие ее владельца. Также, существовало жесткое табу на дарение собственных головных уборов. Особенно суеверные казахи и сегодня не дарят, и не разрешают надевать чужим, свои шапки. Ведь иначе, ты добровольно оголяешь голову для бед и отказываешься от своего счастья. Дарить головные уборы в Казахстане, конечно принято, но во всех случаях это будет совершенно новый предмет гардероба.  Женские головные уборы. Головные уборы у женщин носили в основном социальный и возрастной характер. 
   Незамужние девушки носили «такия» - маленькую шапочку из ткани, и «борик» - шапку с меховым околышем. Шили их из ярких тканей и обязательно украшали, особенно тюбетейки, вышивкой или различными нашивками из бус, кораллов, бисера, серебра. На макушку пришивали «укы» - султанчик из перьев филина, служивших не столько украшением, сколько оберегом. Девичья шапка борик отличалась от мужской тем, что меховой околыш был всегда снаружи, а не отворачивался.    «Саукеле» - свадебный головной убор в форме усеченного конуса. Он был очень высоким - до 25 см. Основу его шили из тонкого плотного войлока, покрытого бархатом, сукном или шелком, чаще красного цвета. Снизу оторачивали полоской меха, спереди украшали рядами кораллов, бус, серебряных бляшек, невесты богатых родителей - золотыми бляшками, жемчугом и драгоценными камнями. Сверху головного убора и впереди надо лбом прикреплялись две узорные серебряные пластины, специально изготовленные для саукеле. Сбоку прикреплялись наушники, а иногда длинные ленты из той же ткани, их обшивали различными украшениями. Обязательным дополнением к саукеле были длинные подвески жактау из нитей кораллов, бирюзы, серебряных или позолоченных пластинок, монет, шелковых кистей. К саукеле прикрепляли большую накидку из легкой белой ткани желек. Когда невеста ехала к мужу, накидка закрывала всю ее фигуру. Желек украшали вышивкой, обшивали бахромой и кистями    Кимешек носили молодые и пожилые женщины. Он плотно облегал голову и закрывал шею, грудь, плечи и спину. Лицевую сторону кимешека обычно украшали вышивкой, нашитыми серебряными бляшками, кораллами. Количество и формы украшений определялись возрастом женщины, были значительные различия и в разных одноплеменных группах.  III.Практическая работа: « Декорирование казахских национальных головных уборов» 1. Повторение ТБ при работе с колющими и режущими инструментами.  2.Ход работы:  1) Обвести шаблон саукеле, поверхности фетра. 2) Декорировать бусинами, орнаментами. 3) Самоконтроль: проверить качество выполнения работы, эстетический вид  IV. Подведение итогов урока. Защита практической работы.   Покажите, саукеле, что у вас получились?  Какие пожелания вы показали своим узором- орнаментом.               V Рефлексия Хотелось бы узнать ваше мнение. В настоящее время современному человеку необходимо знать о национальной одежде, традициях и обрядах? Подумайте и дайте аргументированный ответ. VI. Домашнее задание: Найти информацию о казахских национальных головных уборов мужчин.   |