kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Головные уборы 7 класс (девочки)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Енбекшиказахский район.

Алматинская область.

Балтабайская средняя школа.

учитель технологии 1- категории: Койлюбаева С.К.

7 класс Тема: « Головные уборы». 

Цели урока:

 обучающая - создание условий для изучения многообразия казахских женских и мужских головных уборов, познакомить учащихся с видами и назначением казахских головных уборов.

  развивающая – развивать познавательный интерес, творческие способности по декорированию женских и мужских головных уборов.

 воспитательная – воспитывать уважение к культуре казахского народа, патриотизм, духовное обогащение.

Оборудование для учителя:   Учебник « Технология» 7 кл., учебник ИЗО, шаблоны.   

На доске: тема урока, новые слова, иллюстрации с изображением головных уборов, плакат: « Казахские головные уборы».  
Для учащихся: бумага белая А3, цветные карандаши, фломастеры, цветная бумага, ножницы, клей, бусинки.

Межпредметные связи: ИЗО, литература, казахский язык.

Методы и приёмы: Работа с текстом, рассказ, беседа, работа в группах.

 Тип урока: Комбинированный

Ход урока:

  I. Организационный момент.

  • Проверка присутствующих и отсутствующих уч-ся.
  • Проверка готовности к уроку.
  • Повторение пройденного материала.
  • Какие виды камзолов казахского народного костюма  вы знаете?
  • Из каких тканей шьют камзол ?
  • Какие узоры, детали могут быть использованы для украшения камзола?
  • Сообщение темы и цели урока.                           

       Уникальным проявлением материальной культуры является казахский народный костюм. С народными костюмами мы уже знакомились на различных предметах, изучая традиции казахского народа. А сегодня на уроке подробнее рассмотрим несколько разновидностей головных уборов.

                        Назовите тему и цель урока: « Головные уборы».                        

II Основная часть. Работа с текстом: Ваша задача выбрать из текста учебника ст. 44-47 основные отличия головных уборов:

                      1) материал, из которого изготавливают.

                      2) особенности кроя, пошива и украшения.

                      3) когда и кто носил?

Учитель :

У казахского народа имеется несколько разновидностей мужских и женских головных уборов. В  тысячелетней истории народа, большую часть жизни проводившего в седле, головной убор имел особое значение для сохранения здоровья. Головные уборы носили зимой и летом женщины, мужчины, дети.

С незапамятных времен отношение к головным уборам у казахов было совершенно особым. Сдернуть с головы человека шапку считалось оскорблением, а небрежно кинуть  свою - равносильно отречению от личного счастья и удачи.

Всегда и всюду, головные уборы снимали бережно, стараясь положить или повесить их на возвышении. Особенно ревностно следили за тем, чтобы шапка не оказалась на полу или на сидении, а иначе считалось, что может пострадать здоровье и благоденствие ее владельца. Также, существовало жесткое табу на дарение собственных головных уборов. Особенно суеверные казахи и сегодня не дарят, и не разрешают надевать чужим, свои шапки. Ведь иначе, ты добровольно оголяешь голову для бед и отказываешься от своего счастья. Дарить головные уборы в Казахстане, конечно принято, но во всех случаях это будет совершенно новый предмет гардероба.                       

                              Женские головные уборы.
Головные уборы у женщин носили в основном социальный и возрастной характер.
 Незамужние девушки носили «такия» - маленькую шапочку из ткани, и «борик» - шапку с меховым околышем. Шили их из ярких тканей и обязательно украшали, особенно тюбетейки, вышивкой или различными нашивками из бус, кораллов, бисера, серебра. На макушку пришивали «укы» - султанчик из перьев филина, служивших не столько украшением, сколько оберегом. Девичья шапка борик отличалась от мужской тем, что меховой околыш был всегда снаружи, а не отворачивался.

  «Саукеле» - свадебный головной убор в форме усеченного конуса. Он был очень высоким - до 25 см. Основу его шили из тонкого плотного войлока, покрытого бархатом, сукном или шелком, чаще красного цвета. Снизу оторачивали полоской меха, спереди украшали рядами кораллов, бус, серебряных бляшек, невесты богатых родителей - золотыми бляшками, жемчугом и драгоценными камнями. Сверху головного убора и впереди надо лбом прикреплялись две узорные серебряные пластины, специально изготовленные для саукеле. Сбоку прикреплялись наушники, а иногда длинные ленты из той же ткани, их обшивали различными украшениями. Обязательным дополнением к саукеле были длинные подвески жактау из нитей кораллов, бирюзы, серебряных или позолоченных пластинок, монет, шелковых кистей. К саукеле прикрепляли большую накидку из легкой белой ткани желек. Когда невеста ехала к мужу, накидка закрывала всю ее фигуру. Желек украшали вышивкой, обшивали бахромой и кистями

Кимешек носили молодые и пожилые женщины. Он плотно облегал голову и закрывал шею, грудь, плечи и спину. Лицевую сторону кимешека обычно украшали вышивкой, нашитыми серебряными бляшками, кораллами. Количество и формы украшений определялись возрастом женщины, были значительные различия и в разных одноплеменных  группах.     

Мужские головные уборы.
Интересно, что раньше казахи наголо брили головы и постоянно носили головные уборы.

              Такыя - круглая матерчатая шапочка, обязательная для  

                                                ношения. Тюбетейки имели среди казахов довольно широкое распространение. Они сшивались из двух основных частей - цилиндрического невысокого околыша и макушки. Тюбетейки обычно шили из сатина. Для нарядных тюбетеек использовался бархат, они украшались цветной строчкой, вышивкой, золотом и серебром.                                               

      

                                 Калпак - летняя шляпа из тонкого белого войлока с узкой высокой тульей, закругленной или остроконечной макушкой, которую сшивали из двух одинаковых половин, нижние части отгибались, образуя широкие поля. Последние обшивали полосой черной или красной материи. Тулью украшали нашивкой цветного шнура или ткани по шву. Знатным людям колпак расшивали шелком; нередко его шили из бархата.

                                            Борик - обычный головной убор, который носили в любое время           

           года. Шили его на войлочной основе, снаружи покрытой тканью. Шапка имела  

          форму длинного колпака. Нижнюю ее часть обшивали мехом пушных зверей, но

           часто использовалась и овчина.

                                            Тымак - наиболее оригинальный головной убор, который носили      

          в зимнее время. Ты мак был необходимым атрибутом одежды для людей, которым    

          приходилось подолгу находиться на открытом воздухе в условиях суровой  

          непогоды. Благодаря своей форме он надежно защищает голову и шею. Тымак   

          состоит из тульи и четырех больших лопастей, скроенных из войлока и крытых  

          тканью. Лопасти шапки обшивались пушистым мехом.

III.Практическая работа: « Декорирование казахских национальных головных уборов» 1.  Повторение ТБ при работе с колющими и режущими инструментами.

 2.Ход работы:
1) Обвести шаблон тюбетейки,  раскрасить необходимые поверхности.
2) Декорировать бусинами, орнаментами.
3) Самоконтроль: проверить качество выполнения работы, эстетический вид

IV. Подведение итогов урока. Защита практической работы.

  1. Покажите, какие тюбетейки у вас получились?
  2. Какие пожелания вы показали своим узором- орнаментом.

V. Рефлексия Хотелось бы узнать ваше мнение. В настоящее время современному человеку необходимо знать о национальной одежде, традициях и обрядах? Подумайте и дайте аргументированный ответ.
VI. Домашнее задание: Найти информацию о головном уборе других национальностей, проживающих на территории Республики Казахстан.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Головные уборы 7 класс (девочки)»

Енбекшиказахский район.

Алматинская область.

Балтабайская средняя школа.

учитель технологии 1- категории: Койлюбаева С.К.


7 класс Тема: « Головные уборы».


Цели урока:

обучающая - создание условий для изучения многообразия казахских женских и мужских головных уборов, познакомить учащихся с видами и назначением казахских головных уборов.

развивающая – развивать познавательный интерес, творческие способности по декорированию женских и мужских головных уборов.

воспитательная – воспитывать уважение к культуре казахского народа, патриотизм, духовное обогащение.

Оборудование для учителя: Учебник « Технология» 7 кл., учебник ИЗО, шаблоны.

На доске: тема урока, новые слова, иллюстрации с изображением головных уборов, плакат: « Казахские головные уборы».
Для учащихся: бумага белая А3, цветные карандаши, фломастеры, цветная бумага, ножницы, клей, бусинки.

Межпредметные связи: ИЗО, литература, казахский язык.

Методы и приёмы: Работа с текстом, рассказ, беседа, работа в группах.

Тип урока: Комбинированный

Ход урока:

I . Организационный момент.

  • Проверка присутствующих и отсутствующих уч-ся.

  • Проверка готовности к уроку.

  • Повторение пройденного материала.

  • Какие виды камзолов казахского народного костюма вы знаете?

  • Из каких тканей шьют камзол ?

  • Какие узоры, детали могут быть использованы для украшения камзола?

  • Сообщение темы и цели урока.

Уникальным проявлением материальной культуры является казахский народный костюм. С народными костюмами мы уже знакомились на различных предметах, изучая традиции казахского народа. А сегодня на уроке подробнее рассмотрим несколько разновидностей головных уборов.

Назовите тему и цель урока: « Головные уборы».

II Основная часть. Работа с текстом: Ваша задача выбрать из текста учебника ст. 44-47 основные отличия головных уборов:

1) материал, из которого изготавливают.

2) особенности кроя, пошива и украшения.

3) когда и кто носил?

Учитель :

У казахского народа имеется несколько разновидностей мужских и женских головных уборов. В тысячелетней истории народа, большую часть жизни проводившего в седле, головной убор имел особое значение для сохранения здоровья. Головные уборы носили зимой и летом женщины, мужчины, дети.

С незапамятных времен отношение к головным уборам у казахов было совершенно особым. Сдернуть с головы человека шапку считалось оскорблением, а небрежно кинуть свою - равносильно отречению от личного счастья и удачи.

Всегда и всюду, головные уборы снимали бережно, стараясь положить или повесить их на возвышении. Особенно ревностно следили за тем, чтобы шапка не оказалась на полу или на сидении, а иначе считалось, что может пострадать здоровье и благоденствие ее владельца. Также, существовало жесткое табу на дарение собственных головных уборов. Особенно суеверные казахи и сегодня не дарят, и не разрешают надевать чужим, свои шапки. Ведь иначе, ты добровольно оголяешь голову для бед и отказываешься от своего счастья. Дарить головные уборы в Казахстане, конечно принято, но во всех случаях это будет совершенно новый предмет гардероба.

Женские головные уборы.
Головные уборы у женщин носили в основном социальный и возрастной характер.
Незамужние девушки носили «такия» - маленькую шапочку из ткани, и «борик» - шапку с меховым околышем. Шили их из ярких тканей и обязательно украшали, особенно тюбетейки, вышивкой или различными нашивками из бус, кораллов, бисера, серебра. На макушку пришивали «укы» - султанчик из перьев филина, служивших не столько украшением, сколько оберегом. Девичья шапка борик отличалась от мужской тем, что меховой околыш был всегда снаружи, а не отворачивался.

«Саукеле» - свадебный головной убор в форме усеченного конуса. Он был очень высоким - до 25 см. Основу его шили из тонкого плотного войлока, покрытого бархатом, сукном или шелком, чаще красного цвета. Снизу оторачивали полоской меха, спереди украшали рядами кораллов, бус, серебряных бляшек, невесты богатых родителей - золотыми бляшками, жемчугом и драгоценными камнями. Сверху головного убора и впереди надо лбом прикреплялись две узорные серебряные пластины, специально изготовленные для саукеле. Сбоку прикреплялись наушники, а иногда длинные ленты из той же ткани, их обшивали различными украшениями. Обязательным дополнением к саукеле были длинные подвески жактау из нитей кораллов, бирюзы, серебряных или позолоченных пластинок, монет, шелковых кистей. К саукеле прикрепляли большую накидку из легкой белой ткани желек. Когда невеста ехала к мужу, накидка закрывала всю ее фигуру. Желек украшали вышивкой, обшивали бахромой и кистями

Кимешек носили молодые и пожилые женщины. Он плотно облегал голову и закрывал шею, грудь, плечи и спину. Лицевую сторону кимешека обычно украшали вышивкой, нашитыми серебряными бляшками, кораллами. Количество и формы украшений определялись возрастом женщины, были значительные различия и в разных одноплеменных группах.

Мужские головные уборы.
Интересно, что раньше казахи наголо брили головы и постоянно носили головные уборы.

Такыя - круглая матерчатая шапочка, обязательная для

ношения. Тюбетейки имели среди казахов довольно широкое распространение. Они сшивались из двух основных частей - цилиндрического невысокого околыша и макушки. Тюбетейки обычно шили из сатина. Для нарядных тюбетеек использовался бархат, они украшались цветной строчкой, вышивкой, золотом и серебром.

Калпак - летняя шляпа из тонкого белого войлока с узкой высокой тульей, закругленной или остроконечной макушкой, которую сшивали из двух одинаковых половин, нижние части отгибались, образуя широкие поля. Последние обшивали полосой черной или красной материи. Тулью украшали нашивкой цветного шнура или ткани по шву. Знатным людям колпак расшивали шелком; нередко его шили из бархата.

Борик - обычный головной убор, который носили в любое время

года. Шили его на войлочной основе, снаружи покрытой тканью. Шапка имела

форму длинного колпака. Нижнюю ее часть обшивали мехом пушных зверей, но

часто использовалась и овчина.

Тымак - наиболее оригинальный головной убор, который носили

в зимнее время. Ты мак был необходимым атрибутом одежды для людей, которым

приходилось подолгу находиться на открытом воздухе в условиях суровой

непогоды. Благодаря своей форме он надежно защищает голову и шею. Тымак

состоит из тульи и четырех больших лопастей, скроенных из войлока и крытых

тканью. Лопасти шапки обшивались пушистым мехом.

III.Практическая работа: « Декорирование казахских национальных головных уборов» 1. Повторение ТБ при работе с колющими и режущими инструментами.

2.Ход работы:
1) Обвести шаблон тюбетейки, раскрасить необходимые поверхности.
2) Декорировать бусинами, орнаментами.
3) Самоконтроль: проверить качество выполнения работы, эстетический вид

IV. Подведение итогов урока. Защита практической работы.

  1. Покажите, какие тюбетейки у вас получились?

  2. Какие пожелания вы показали своим узором- орнаментом.

V. Рефлексия Хотелось бы узнать ваше мнение. В настоящее время современному человеку необходимо знать о национальной одежде, традициях и обрядах? Подумайте и дайте аргументированный ответ.
VI. Домашнее задание: Найти информацию о головном уборе других национальностей, проживающих на территории Республики Казахстан.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Головные уборы 7 класс (девочки)

Автор: Койлюбаева Сауле Косалыевна

Дата: 09.02.2016

Номер свидетельства: 290932

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) ""Рыцарский турнир" (праздник для  учащихся 3 класса) "
    ["seo_title"] => string(55) "rytsarskii-turnir-prazdnik-dlia-uchashchikhsia-3-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "133692"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1416568655"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "открытый урок на тему "Праздник Наурыз" (6-класс)"
    ["seo_title"] => string(46) "otkrytyi-urok-na-tiemu-prazdnik-nauryz-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "300757"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456776869"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Внеклассное мероприятие для 3 класса  "Поле чудес". Тема "Народная игрушка" "
    ["seo_title"] => string(82) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-dlia-3-klassa-polie-chudies-tiema-narodnaia-ighrushka"
    ["file_id"] => string(6) "135062"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1416848065"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Сборник обучающих изложений по русскому языку в 3 классе. "
    ["seo_title"] => string(66) "sbornik-obuchaiushchikh-izlozhienii-po-russkomu-iazyku-v-3-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "185695"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1426231079"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Конкурсная программа "А ну-ка, девочки!" "
    ["seo_title"] => string(40) "konkursnaia-proghramma-a-nu-ka-dievochki"
    ["file_id"] => string(6) "121388"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1413963489"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства