Вдоль живописных склонов Северного и Полярного Урала на бескрайних просторах северной тайги живет трудолюбивый народ коми. Яркой страницей его национальной культуры является самобытное народное искусство. Оно отражает богатый духовный мир народа коми, его тесную связь с окружающей природой.
Самоназвания — коми, коми морт (коми человек), коми войтыр (коми народ). Основные этнографические группы: верхневычегодцы, вымичи, ижемцы, печорцы, прилузцы, сысольцы, удорцы.
Женские головные уборы коми различались по возрастному принципу. Девичьи головные уборы, как правило, изготовлялись в форме открытого очелья или повязки, облегающей голову и оставлявшей неприкрытыми затылочную часть волос. В Прилузье и на Вычегде девушки носили головедеч - венчик на берестяной основе, обтянутый красным сукном и вышитый разноцветным бисером. Иногда декор головедича дополнялся металическими цепочками. Сзади головедеч и повязка украшались 6-12 цветными лентами, которые собирались на головном уборе девушки в единый пучок и ниспадали по спине до пояса. Головедечь летские девушки, достигшие 16 лет, впервые одевали на Пасху и впоследствии носили в летнее время года. В последний раз девушка одевала такой головной убор при венчании в церки, где вежань снимала его с головы невесты. На Удоре праздничным головным убором девушек была парчовая повязка (алöй шöвка или барсöвöй от ) шириной до 20 см, которая застегивалась сзади на пуговицу. На голове она имела вид цилиндра без дна. Сзади к повязке прикреплялись цветные ленты и шелковые кисти. У язьвинских девушек коми-пермячек подобная девичья повязка в одних деревнях называлась "лопшанка", в других "хаас". У вымских коми традиционным головным убором девушки в начале XX в. была "ситка" (сетка), представлявшая собой сплетенный из ниток круглый чепец, украшенный бусами и лентами. Ситку надевали по праздникам, главным образом на рождество, во время святочных игр. Девичий головной убор ижемок - ныв юр - налобная повязка из сложенного в узкую полоску платка, завязанного на затылке.
Чрезвычайно разнообразны свадебные головные уборы коми. По свидетельствам информантов, в прошлом, в ходе свадьбы у ижемских коми невеста меняла до пяти различных головных уборов. Накануне свадьбы, после ритуального омовения в бане и снятия с головы невесты ныв юр, на распущенные волосы невесты надевают юрной - очелье без дна, обтянутое красным сукном, вышитое бисером и украшенное мехом (чтобы уберечь красу невесты от сглаза). В районе верхней Вычегды невеста за 2-3 дня невеста до свадьбы надевала головной убор, который имел вид трапеции с двумя крыльями по бокам, к которым прикреплялись завязки. Поверх него накидывался шелковый платок, угол которого закрывал почти все лицо невесты. Этот головной убор снимала вежань - крестная мать невесты перед самым отъездом в церковь для венчания и надевала вместо него <сборник> - головной убор замужней женщины (Белицер 1958, C. 272).
Повсеместно у коми замужние женщины заплетали волосы в две косы, укладывая их вокруг головы, и покрывали голову повойником (юртыр, баба-юр, пöвöйник, вöлöсник)- специальный чепец на мягкой основе. На Выми и в Прилузье замужние женщины, нередко, носили на голове в качестве повойника красную косынку, завязанной на затылке. У вымских коми до настоящего времени говорят: "замужняя женщина без красной повязки на голове всё равно, что церковь без главы". Традиционно коми женшины старались собирать свои вычесанные волосы и наматывали их на жесткий валик повойника, чтобы передняя часть убора и прическа были более высокими. Пожилые женщины, утратившие пышность волос, нередко, усиливали объём валика льняными очесами, тканью, либо бумагой. Вместе с тем и сам повойник служил основой для надевания других головных уборов. Выходя на улицу, при приходе гостей в дом, женщина надевала поверх волосника платок или другие головные уборы, которые полностью прикрывали волосы.
Головные уборы на твердой основе-сборник (Вычегда, верхняя Печора); самшура и кокошник (Печора, Вычегда, Вымь, Язьва). Сборник имел коническую форму и состоял из мягкого чепца и твердого околышка. На лобную часть сборника повязывали "патку" - платок, сложенный ввиде полосы. Сверху сборник прикрывался большим платком - чишъян ота, концы которого закалывались под подбородок.
Самшура - чепец неправильной трапециевидной формы сшитый из кумача, с твердым дном, по краям обшит твердым валиком. В первый раз женщина надевала самшуру после венца в церкви. При выходе из дома поверх самшуры надевали платок, концы которого завязывали под подбородком. Кокошник представлял собой чепец, сшитый из кумача, на холщовой подкладке. В нижний край его были вздернуты завязки, с помощью которых кокошник и укреплялся на голове. Спереди у чепца имелось твердое очелье в форме полукруга, обшитое кумачом с украшениями из пуговиц, мишуры, разного жемчуга и бисера. Кокошник носили, низко надвигая на лоб, либо сдвигали на затылок, открывая лоб и пробор. Поверх кокошника, как и поверх самшуры, повязывали платок. Дома и летом на полевых работах женщины носили кокошник без платка. Молодые коми-пермячки, жившие по р. Язьве, до рождения первого ребенка носили на лбу вместе с кокошником "принизку"- полоску кумача с нашитыми на нее бусинами и бисером. Женщины носили кокошник и самшуру вплоть до смерти, в ней же клали покойницу в гроб/
На головных уборах у ижемских коми встречается вышивка, выполненная цветным бисером, серебряными и золотыми нитями. Параллельными нитями цветного бисера вышивали различные орнаментальные мотивы головного убора ижемской невесты. Общая схема рисунка на головных повязках одинакова: вся плоскость разделена на четыре круга, в которые вписаны шести- или восьмиконечные фигуры. Серебряными и золотыми нитями вышивали кички, сборники, кокошники - головные уборы замужних женщин. Для этого типа вышивки характерны трудночитаемые стилизованные растительные и зооморфные композиции, которые по своим мотивам очень близки к северодвинской вышивке металлической драгоценной нитью.