Просмотр содержимого документа
«Формирование у учащихся культуры проектной деятельности на уроках технологии»
Формирование у учащихся культуры проектной деятельности на уроках технологии
Одной из задач курса технологии является формирование у учащихся культуры проектной деятельности, готовности к предложению и осуществлению новых технологических решений.
Как принято считать философия построения методов проектов берет свое начало в трудах Джона Дьюи (1859-1958), профессор американский филосов-прогматик, психолог и педагог. В 1910 г, профессор Коллингс предложил простую квалификацию: проекты игр, экскурсионные проекты, повествовательные проекты, конструктивные проекты. На рубеже 1920г. метод проектов входит в практику отечественной школы.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Обучение строится на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личными целями. Для того, чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные ему, личностно значимые, требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему предстоит применить уже полученные знания и умения, а также и новые, которые еще предстоит приобрести.
Отличительная черта метода проектов в том, что в центре –ученик, его деятельность. Метод проектов предполагает активное добывание знаний. Учитель - - не контролер, а помощник в той степени, которая необходима.
Что значит учить проектному методу:
-совместно ставить цели и задачи
-согласовывать способы деятельности
-Принять, выработать, заимствовать способы добывания нового знания
4.По характеру контактов: внутришкольный, региональный, международный.
5. По количеству участников проекта: личностный, парный, групповой.
6.По продолжительности выполнения проекта: краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный.
Метод проектов целесообразно применять, если:
-Существует значимая проблема
-Есть значимость результата
-Предполагается самостоятельная деятельность учащихся
-Возможность структурирование, этапность деятельности
-Используются исследовательские методы.
Два результата:
Первый(скрытый)_это педагогический эффект от включения учащихся в «добывании знаний» и их логическое применение: формирование личностных качеств, мотивация деятельности, рефлексия и самооценка, обучение выбору и осмысление как последствий данного выбора, так и результатов собственной1 деятельности.
Второй –само выполнение проекта. Причем оценивается не объём освоенной информации (что изучено?), а применение этого массива в деятельности (как применено?) для достижения поставленной цели.
Проектные методы обучения ориентируют учащихся на решение реальных жизненных проблем и нацеливают на усвоение системы жизненно важной деятельности, т.е. формируют условия для последующей социализации учащихся.
Таким образом, уроки технологии решают задачи социализации, совершенствование личности, ее культуры, физического и нравственного развития, приобретения общего и профессионального образования.
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
Список литературы………………………………………………………………………………………
Введение
Значение уроков технологии в рамках внедрения ФГОС
ФГОС среднего полного образования, определяющий вектор и содержание образования, включает портрет выпускника школы как идеальный образ учащегося к окончанию школы.
Принципиальное отличие нового стандарта по предмету «Технология» заключается в том, что основной целью является не предметный, а личностный результат. Во главу ставится личность ребенка, а не просто набор информации, обязательной для изучения.
Предмет «Технология» – это часть системы непрерывного креативного образования, целью которой является формирование ведущих черт творческой личности учащегося: творчества, духовности, интеллекта, самодисциплины, самореализации, стремления к саморазвитию.
Трудовое воспитание ребенка начинается с формирования в семье и школе элементарных представлений о трудовых обязанностях. «Труд был и остается необходимым и важным средством развития психики и нравственных представлений личности. Трудовая деятельность должна стать для школьников естественной физической и интеллектуальной потребностью.
Не потеряла актуальности и сегодня мысль В. А. Сухомлинского, что в труде раскрываются способности, моральные и интеллектуальные силы молодого человека, формируется его личность. Только в процессе трудовой деятельности возникает потребность в общении, в становлении социальных и психологических отношений, деловых взаимоотношений между людьми, взаимопомощи, взаимопонимания, дисциплинированности, согласованности действий и поступков и т.п.
В последние годы снизилось внимание и проявилась тенденция к разрушению учебно-материальной базы трудовой подготовки школьников, ссылаясь на нынешние социально-экономические условия, конечно же легче исключить трудовую подготовку из учебных планов, уменьшить количество часов, ссылаясь на уменьшение интереса детей к техническому труду, и т.д., чем организовать материальную базу, создать мастерские, соответствующие современным тенденциям ,найти квалифицированных специалистов, увидеть актуальность предмета «Технология» в нынешнем высокотехнологичном, конкурентном мире.
«Свободный труд нужен человеку не сам по себе, а для развития и поддержания в нем человеческого достоинства.»
К. Д. Ушинский.
Зачем нужен урок технологии в школе?
-Чтобы воспитать разносторонне развитую личность.
-Чтобы ребенку профессионально определиться.
-Чтобы научить ребенка самостоятельности.
-Чтобы сформировать творческое отношение к труду.
Предмет «Технология» – это часть системы непрерывного креативного образования, целью которой является формирование ведущих черт творческой личности учащегося: творчества, духовности, интеллекта, самодисциплины, самореализации, стремления к саморазвитию. Обеспечивает становление системы технических и технологических знаний, умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности.
Приоритетная роль образовательной области “Технология” заключается в подготовке учащихся к преобразовательной деятельности, жизненному и профессиональному самоопределению и адаптации к новым социально-экономическим условиям.
Предмет «Технология» обеспечивает формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающих поколений, становление системы технических и технологических знаний, умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности.
В последнее время широкое распространение получил метод создания проектов учащимися на уроках технологии.
Это специфичная форма организации учебного процесса и социализации личности, при которой учащимся необходимо самостоятельно овладевать понятиями, подходами к решению проблем, подбирать темы в соответствии со своими способностями, знаниями, потребностями, осваивать информацию, перерабатывать, ориентироваться в ней, систематизировать. Именно такой подход помогает учащимся стать участниками творческого процесса, а не потребителями готовой информации.
Проектные методы обучения ориентируют учащихся на решение реальных жизненных проблем и нацеливают на усвоение системы жизненно важной деятельности, т.е. формируют условия для последующей социализации учащихся.
Таким образом, уроки технологии решают задачи социализации, совершенствование личности, ее культуры, физического и нравственного развития, приобретения общего и профессионального образования.
Именно поэтому я выбрала проект по предмету «Технология».
Глава 1
Проблема
Так похожи вещи на рынках, в магазинах, у прохожих.… А если вдруг надо выбрать подарок, просто теряешься: хочется чтобы он был и оригинальным, и красивым, и по приемлемой цене, и, главное,- передавал ваше личное отношение к человеку. Вот тут-то и начинаешь думать, как бы его сделать самому. Работы хранят тепло рук творца, не зря же говорят, что каждый автор создаёт свой автопортрет.
Передо мной встала проблема подготовки подарка. Дело в том, что скоро день рождения у моей сестрёнки, которую я очень сильно люблю. Этот маленький человечек очень дорог мне и своим подарком я хотела её порадовать! Сашенька, хоть ещё и маленькая, но уже личность неординарная, ни на кого не похожая. А значит и подарок должен быть индивидуальным, единственным в своём роде!
Так как от меня требуется что-нибудь оригинальное, я задумалась, что мне было бы под силу сделать самостоятельно. Я умею шить и могу сшить для Саши красивую и модную юбочку или сарафанчик, но такие вещи в её гардеробе уже имеются.
Она очень любит мультфильмы от «Disney». Я хочу сделать ей подарок необычный, от которого она будет в восторге!
Актуальность проблемы
На уроках технологии я научилась шить различные швейные изделия – сорочки, блузки и платья.
Моя проектная работа будет включать в себя все этапы создания одежды - от эскиза, до готового изделия. Я расширю знания по изготовлению изделий в этой сфере, которыми смогу пользоваться потом в жизни. А это позволит мне стать в дальнейшем хорошей женой, хозяйкой и мамой.
Цель проекта
В ходе размышлений на тему подарка, я пришла к выводу, что можно сшить красивое нарядное платье для сестренки и подарить его ей на день рождение, что бы она чувствовала себя принцессой.
Задачи проекта
Попробовать себя в роли модельера и технолога.
Продемонстрировать свои навыки и умения в работе с различными источниками информации, оборудованием, технологиями.
Проверить способности объективно оценивать качество изделия.
Сшить платье.
Требование к проектному изделию
Платье должно быть:
Праздничным, нарядным, качественным;
Хорошо сидеть на фигуре;
Модным и стильным;
Практичным и удобным.
Выполнять поставленные мною задачи
Глава 2
2.1.История детского платья
Платья — это любимая одежда практически каждой девочки. Маленькие модницы почти никогда не отказываются носить нарядные платья, так похожие на убранство сказочных принцесс. При виде огромного ассортимента этого вида одежды кажется просто невероятным, что детская мода существует не одну сотню лет.
Чтобы понять, насколько изменилась со временем детская мода, можно вспомнить картины, датированные 15-16-м веками. Девочки, изображенные на них, одеты в тяжелые, объемные платья, широкополые шляпы и длинные плащи из парчи или других изысканных тканей. И такую неудобную одежду девочкам приходилось носить с двух лет! Речь, конечно, идет об отпрысках знатных, богатых семей. Дети бедняков носили одежду попроще, правда, особенно удобной ее, тоже не назовешь.
В конце 18-ого века у детских платьев, наконец, исчезают кринолины. Теперь девочки носят свободные наряды из муслина. Во второй половине 19-ого века благодаря бурному развитию легкой промышленности произошла настоящая революция в мире тканей. Новые материалы нашли применение и в области пошива детской одежды.
К 1890 году и взрослые, и дети уже начали наслаждаться солнцем и прогулками по берегу моря. Наступило время целомудренных купальных костюмов с длинными рукавами и брючинами, а также время туник. Спорт становится частью жизни, и перед детьми открывается невиданная свобода. Именно в это время появляются первые магазины детской одежды, в которых широко представлены изящные и удобные платья и другая одежда для девочек.
Первым детским модельером стала француженка Жанна Ланвен – первая женщина, открывшая дверь в мир Haute Couture. На клиенток произвел впечатление тот факт, что ее обожаемая дочь Маргарита всегда была чудесно одета, и они уговорили Жанну шить и для их детей.
Двадцатые годы двадцатого века освободили и родителей, и детей от тирании «общепринятых норм» ношения одежды. Но самая большая перемена случилась во Вторую мировую войну. Девочки в первый раз надели брюки. Равноправие в области одежды затронуло и детскую моду.
2.2. Исследование
Требования к ткани детской одежды
К качеству тканей детской одежды предъявляются повышенные требования:
- гипоаллергенность;
- воздухопроницаемость;
- гигроскопичность (свойство поглощать водяные пары из воздуха);
- малая поверхностная плотность, обеспечивающая небольшую усадку ткани после стирки;
- мягкость (ткань должна быть легкой и мягкой, т.к. кожа у детей нежная и легко повреждается).
Ткань для детской одежды не должна электризоваться и пиллинговаться (образовывать катышки). Для летней одежды предпочтительнее натуральные ткани (батист, ситец, лен, шелк).
Гигиенические требования к покрою одежды
Одежда должна подходить ребенку по размеру. Тесная и облегающая одежда способствует появлению потницы, а ее швы и окантовка натирает кожу ребенка при движении.
В покрое детской одежды рекомендуется избегать следующих элементов:
- пояс;
- стягивающая резинка;
- глухой воротник.
Обеспечить хорошую вентиляцию кожи ребенка помогут следующие особенности кроя.
- открытый ворот
- широкая пройма;
- короткий рукав (или одежда без рукавов).
Перед тем как выбрать модель платья, я посмотрела журналы мод и соответствующие сайты Интернета. Посетила магазины и ознакомилась с ассортиментом детских платьев. В итоге, на основе увиденного я отобрала 3 модели, (приложение 1)
Проанализировала модели на соответствие критериям и выбрала самый лучший,(приложение1.3)
Моя сестра очень любит мультфильм «Холодное сердце» и в особенности ее главную героиню - Эльзу. Я решила сделать платье как у неё! Сестра будет очень рада увидеть в качестве подарка платье её любимой героини мультфильм, и будет чувствовать себя настоящей принцессой.
Я изучила вопрос о материалах для детской одежды:
Среди всех изделий особенно ценится детская одежда из натуральных тканей. Хлопок, шерсть, лен и шерсть – это те материалы, которые обладают лучшей воздухопроницаемостью, отличной гигроскопичностью, характеризуются повышенной гипоаллергенностью и дарят самые приятные тактильные ощущения. Особым спросом пользуются детские хлопковые ткани, которые в свою очередь имеют множество разновидностей:
ситец – легкий хлопок, из которого шьют одежду для новорожденных детей, а также платья, постельное и нижнее белье и т.д.;
батист – из этой ткани для детской одежды шьют платья, легкие полупрозрачные блузки и постельное белье;
фланель – ворсовое хлопковое или шерстяное полотно, известная также под названием «зимний хлопок». Используется при пошиве теплых платьев, ползунков, распашонок и пеленок;
байка – самая известная ткань для теплых детских пеленок.
Кроме хлопчатобумажных полотен при производстве вещей для детей широко используются также лен и хлопок.
Одежда из 100% хлопка имеет один существенный недостаток – она очень быстро изнашивается и обладает большой сминаемостью. Поэтому при производстве тканых материй к хлопчатобумажным нитям добавляют синтетические волокна. Это повышает прочность и износостойкость изделий и повышает срок их эксплуатации.
Кроме того, при производстве некоторых вещей используются 100% синтетические материи, например, полиамид или полиэстер.
Я решила, что буду делать платье из синтетических тканей, потому что синтетические ткани очень красивые, обладают высокой прочностью, несминаемостью, легко отстирываются, хорошо сохраняют форму.
Лиф я решила сделать из стрейчевой ткани с вышивкой, тканью для основы юбок будет велюр и сетка, а подкладку на платье я решила сделать из натуральной ткани – бязь.
Я выбрала сине-голубую гамму цветов для всего платья. Этот выбор был неслучаен. Эти оттенки ассоциируются с холодом, который создает Эльза.(приложение 2)
2.3. Выбор инструментов, оборудования и дополнительных материалов
1. Швейная машина с электрическим приводом
2. Утюжильная доска, утюг
3. Ручная игла, булавки, ножницы
4. Нитки хлопчатобумажные для машинных и ручных работ (№40)
6. Бумага для построения чертежей и изготовления лекала
2.4. Техника безопасности:
1. Требования безопасности перед началом работы:
- надеть спецодежду, волосы убрать под косынку;
- подготовить рабочее место к работе, убрать все лишнее.
2. Требования безопасности во время работы:
- хранить иголки и булавки в определенном месте, не оставлять их на рабочем месте;
- не пользоваться при работе ржавыми иголками и булавками, не брать иголки и булавки в рот;
- ножницы хранить в определенном месте, передавать друг другу кольцами вперед;
- не откусывать нитку зубами, а отрезать ножницами.
3. Правила техники безопасности при работе с электрическим утюгом:
-проверить исправность вилки и изоляции электрического шнура утюга;
-включать и выключать электрический утюг в сеть только сухими руками;
-следить за тем, чтобы горячая подошва утюга не касалась электрического шнура;
-во избежание пожара не оставлять включенный в сеть э утюг без присмотра;
После работы с утюгом – выключить шнур из сети
4. Требования безопасности во время работы на швейной машине:
- сидеть за машиной прямо, на всей поверхности стула, слегка наклонив корпус вперед;
- расстояние между работающим и машиной должно быть 10 - 15 см;
- не наклоняться близко к движущимся частям швейной машины;
- не держать пальцы рук около лапки швейной машины во избежание прокола их иглой;
- перед стачиванием изделия на швейной машине убедиться в отсутствии булавок или иголок на линии шва;
работать за машинкой только по одному человеку.
Глава 3
3.1. Последовательность изготовления изделия
1. Разработка модели. Эскиз.
2. Снятие мерок.
3. Построение чертежа основы юбки (подкладка) , используя итальянский журнал мод «BOUTIQUE». (приложение 3)
5. Подготовка выкройки к раскрою, (приложение 4)
6. Подготовка ткани к раскрою
отутюживаем ткани;
ЮБКА
разметка юбки на ткани;
ПОДКЛАДКА
- раскладка выкроек на ткани;
- обмеловка выкроек;
- припуски на швы;
7 Раскрой, (приложение 5)
8. Подготовка изделия к примерке: (приложение 6)
ЮБКА
-сметать складки от верхнего среза до намеченной
-разложить складки; - сметать задний шов юбки, оставив не дометанным 16см-на застежку
-приметать застежку-молнию
-заметать нижний срез юбки
ПОДКЛАДКА
- сметать вытачки;
-сметать средний шов заднего полотнища юбки; оставив не дометанным 16см-на застежку
Соединить юбку и подкладку по линии талии
9. Обработка юбки после примерки (приложение 7)
ЮБКА
- стачать складки от верхнего среза до намеченной
-разложить складки; - стачать задний шов юбки, оставив не дометанным 16см-на застежку, ВТО
-притачать застежку-молнию
-заметать нижний срез юбки, ВТО
-приметать отделочную тесьму, настрочить
ПОДКЛАДКА
- стачать вытачки;
-стачать средний шов заднего полотнища юбки; оставив не дометанным 16см-на застежку
-поэтапное обметывание срезов
Соединить юбку и подкладку по линии талии
-Обработка пояса
-Обработка верхнего среза прямым притачным поясом
-Отутюжить готовое изделие
10.Изготовление шлейфа, (приложение 8)
-раскрой
-обработка шлейфа
-обработка пояса
-соединение шлейфа с поясом
3.2. Экономическое обоснование
Наименование материала
Цена за метр
Расход материала на изделие,см
Затраты на материал, руб.
Бязь
230
100
230
Стрейч
0
35
0
Велюр
0
60
0
Сетка-кристалл
50
150
225
Сетка
(шлейфа)
345
150
520
Итого:975руб.
3.3. Экологическое обоснование
Изготовление платья на швейной машине – экологическое производство. Практически безотходное производство, нет выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, почву, водоёмы; При работе с материалом не выделяются вредные вещества для организма человека; Практически нет затрат природной чистой воды на производственные нужды; Рациональное использование природных ресурсов. Отходы ткани при раскрое можно использовать при изготовлении аппликаций, наволочек на диванные подушки и т.д.. Вещи, в составе которых присутствуют искусственные нити перемалывают до получения трухи. Из однородной массы, под воздействием давления и высокой температуры, вытягивают совершенно новые волокна. В дальнейшем синтетические волокна применяются в производстве новой продукции.
3.4. Технологии будущего
Молодой дизайнер Райан Ясин придумал одежду для детей, которая растет вместе с ними. За свое изобретение 24-летний выпускник Королевского колледжа искусств уже получил премию в области промышленного дизайна James Dyson Award. Эластичный материал, похожий на оригами, распрямляется по мере роста ребенка, позволяя одежде увеличиваться до 6 размеров. Сшитые из него изделия водонепроницаемы, защищают от ветра, могут стираться в машинке и подлежат вторичной переработке.
Скрещивая уже имеющиеся разработки в модной сфере, специалистам удается создать необычные и даже высокотехнологичные ткани, которые обладают особыми характеристиками. В их список входит ткань, содержащая в себе ‘’paraphine microcapsule’’, который вживляется, чаще всего, в нейлон. При комнатной температуре, парафин плавится, становится жидким и скапливает тепло. Такая технология может избавить людей от необходимости в пуховиках и другой зимней одежде, но сегодня требует значительных доработок.
Самооценка проекта.
В рамках данного проекта я смогла применить все знания по пошиве одежды приобретенные за 5-8 классы и получила опыт по созданию плечевой одежды. Мне кажется, что мой проект удался. Я сделала все из задуманного, у меня получилось красивое платье, которым я очень довольна. Никаких изменений мое изделие не требует, меня это очень радует потому что, после долгой трудоемкой работы, я могу насладиться внешнем видом сестры в этом платье. (приложение 9).
Приложения
Приложение 1
1.1 1.2 1.3
Прложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8
Приложение 9 ИТОГ:
Литература:
Василькова Ю.В. Социальная педагогика. М.: 1999.
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону, 2006.
Степанов В.Г. Психология трудных школьников. М.: 1998.
Ямбург Е.А. Школа для всех. Адаптивная модель. М,: 1996.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: проект. — М. : Просвещение, 2010. — 21 с. — (Стандарты второго поколения).
Плигин А.А. Познавательные стратегии школьников / А.А. Плигин. – М.: Профит Стайл, 2007. – 527 с.
Проектирование деятельностной модели урока технологии на основе технологической карты.// школа и производство. – 2013. – № 4. – С. 24-26.