Развитие лингвистической одаренности детей через сотрудничество в научно-практичкской и исследовательской работе
Развитие лингвистической одаренности детей через сотрудничество в научно-практичкской и исследовательской работе
Я давно работаю учителем. Профессия эта в нашей семье наследственная, поэтому маленькие педсоветы, касающиеся взаимодействия ученика и учителя, присутствовали как в детской, так и во взрослой жизни. Всегда понимала, что «научить нельзя, а научиться можно». Но как запустить систему саморазвития и самосовершенствования, заложенную в самом существе человеческой личности?
На личность ученика направлен целый веер методик, технологий, подходов: технология проблемного обучения, информационно-коммуникативная, здоровье - сберегающая, деятельностный подход, индивидуальный, метод проектов и другие. При помощи всего этого великолепного многообразия мы формируем универсальные учебные действия. Немножко похоже на установку программного обеспечения. Легко ли ученику под такой бомбардировкой. Учителя все вооружаются и вооружаются. И дети овладевают все новыми функциями. Мне приходят на память слова 8-летнего внука (после отчетного хореографического выступления на сцене он показывал свои движения): «А я и так умею, и так». Движения были, но танца не было!
Чем человек отличается от компьютера с хорошим программным обеспечением? Может быть наличием духовно-нравственной основы личности, высокими ценностными ориентирами. Может быть одаренностью, развитием творческого начала и способностью к саморазвитию? Существует две точки зрения на одаренность: все дети одаренные и одаренные дети встречаются редко. Мне ближе первая. Развитие способностей ребенка тесно связано с зоной ближайшего развития и формированием мотивации к учебной деятельности.
Современная образовательная парадигма определяет роль ученика ведущей в тандеме ученик-учитель. Роль учителя сводится, прежде всего, к организации самостоятельной познавательной деятельности учащегося с информацией (в связи с этим в теории обучения появился новый термин для описания статуса учителя - тьютор, обозначающий сопровождение). Обучающийся уже не является объектом обучения, а переходит в категорию «самообразующийся субъект».
Я развиваю творческие способности детей через приобщение их научно-исследовательской деятельности. Выбор темы осуществляется по большей части учителем – это то, что актуально на данный период развития общества и страны.
Будущее целой страны вырастает в школе. Я культивирую чувство сопричастности к жизни страны, города, школы. Темы научно исследования рождается с осознания значимости событий, проблем в том числе и глобального значения. Педагог является организатором учебной деятельности. То, что по-настоящему интересует педагога, будет интересно и детям. Невозможно оставаться безразличным к процессу вытеснения русского языка из обращения на территории ряда постсоветских республик. Причина, на мой взгляд, состоит в том, что язык через культуру и литературу отражает миропонимание и духовно-нравственные ценности русского народа. Так, как эти ценности не совпадают с современными европейскими и американскими ценностями, то он является страшным оружием и конкурентом последним, т.к. показывает их несостоятельность и лживость.
В то же время влияние русского языка на любой другой, в том числе и английский, является существенным, уходящим глубоко в историю развития народов.(тема)
Эта тема значима для меня. Как сделать ее значимой для моих учеников? Я веду их к осознанию личной значимости данной темы через следующие этапы:
Педагог думает до (направление исследования, отбор тем)
Педагог заинтересовывает, провоцирует, озадачивает используя проблемно-деятельностный подход к обучению.
Отбор и накопление информации, построение гипотез
Обмен информацией и ее обсуждение.
Синтез отдельных сообщений в общую научно-исследовательскую работу.
Я строю гипотезу под которую подбираю материал для чтения на английском языке. Используя кейс-метод, я учу детей анализировать разные виды информации, формулировать проблемы и вырабатывать возможные варианты их решения. Согласно проблематике исследования, дети подбирают статьи из зарубежных изданий, делают сообщения по теме, анализируют их, сопоставляют и строят свои гипотезы о тенденциях и целях средств массовой информации. Важность темы осознается в процессе данной работы не всеми учениками. Те ученики, чьи цели лежат вне самой деятельности, (например, ученик готовит уроки только для того, чтобы не ругали за плохие отметки или чтобы не потерять престиж отличника), то деятельность выполняется в лучшем случае добросовестно и ее результат даже при блестящем исполнении не превышает нормативно требуемый продукт.
Д.Б. Богоявленская в своей работе о рабочей концепции одаренности пишет что, деятельность всегда осуществляется личностью, цели и мотивы которой оказывают влияние на характер результата. Развитие деятельности по инициативе самого ребенка и есть творчество. Такой теоретический подход имеет важное практическое следствие: говоря о развитии одаренности, нельзя ограничивать свою работу лишь составлением программ обучения. Необходимо создавать условия для формирования внутренней мотивации деятельности и системы ценностей, которые создают основу становления духовности личности. В этом случае деятельность не приостанавливается даже тогда, когда выполнена исходная задача, реализована первоначальная цель. То, что ребенок делает с любовью, он постоянно совершенствует, реализуя все новые замыслы, рожденные в процессе самой работы.
Выделяются группы учеников, которые, работая по программе обогащения, после обмена информацией и обсуждения докладов, систематизируют собранные по подтемам материалы и готовят доклад на научно-практическую конференцию. Так, учащиеся 5-7 классов готовили материал и соответственно доклады по темам: топонимы в английских географических названиях, сравнительная топонимика географических названий в России и США; учащиеся старшего периода обучения, т.е. 10-11 классы занимались англицизмами в современном русском языке; словами со славянскими корнями в английском языке; а так же группами иностранных заимствований.
Из-за того что в настоящее время развитие общества характеризуется всевозрастающей динамичностью, проникновением на новые уровни познания природы, изменением социального устройства и возникновением качественно новых видов деятельности в ранее неизвестных областях, особое значение приобретает способность личности исследовать новизну и сложность меняющегося мира, а также создавать, изобретать новые стратегии поведения и деятельности. В то же время целевая направленность современного образования определяется не передачей готовых знаний, а именно развитием личности, способной эти знания применять. Достижение же указанной цели в процессе образования возможно лишь «в условиях смещения акцента на приобретение обучающимися культуры, которая единственным образом может стать основой нравственности и мировозренчески ориентированных знаний и убеждений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие лингвистической одаренности детей через сотрудничество в научно-практичкской и исследовательской работе »
Развитие лингвистической одаренности детей через сотрудничество в научно-исследовательской деятельности.
Я давно работаю учителем. Профессия эта в нашей семье наследственная, поэтому маленькие педсоветы, касающиеся взаимодействия ученика и учителя, присутствовали как в детской, так и во взрослой жизни. Всегда понимала, что «научить нельзя, а научиться можно». Но как запустить систему саморазвития и самосовершенствования, заложенную в самом существе человеческой личности?
На личность ученика направлен целый веер методик, технологий, подходов: технология проблемного обучения, информационно-коммуникативная, здоровье - сберегающая, деятельностный подход, индивидуальный, метод проектов и другие. При помощи всего этого великолепного многообразия мы формируем универсальные учебные действия. Немножко похоже на установку программного обеспечения. Легко ли ученику под такой бомбардировкой. Учителя все вооружаются и вооружаются. И дети овладевают все новыми функциями. Мне приходят на память слова 8-летнего внука (после отчетного хореографического выступления на сцене он показывал свои движения): «А я и так умею, и так». Движения были, но танца не было!
Чем человек отличается от компьютера с хорошим программным обеспечением? Может быть наличием духовно-нравственной основы личности, высокими ценностными ориентирами. Может быть одаренностью, развитием творческого начала и способностью к саморазвитию? Существует две точки зрения на одаренность: все дети одаренные и одаренные дети встречаются редко. Мне ближе первая. Развитие способностей ребенка тесно связано с зоной ближайшего развития и формированием мотивации к учебной деятельности. Современная образовательная парадигма определяет роль ученика ведущей в тандеме ученик-учитель. Роль учителя сводится, прежде всего, к организации самостоятельной познавательной деятельности учащегося с информацией (в связи с этим в теории обучения появился новый термин для описания статуса учителя - тьютор, обозначающий сопровождение). Обучающийся уже не является объектом обучения, а переходит в категорию «самообразующийся субъект».
Я развиваю творческие способности детей через приобщение их научно-исследовательской деятельности. Выбор темы осуществляется по большей части учителем – это то, что актуально на данный период развития общества и страны.
Будущее целой страны вырастает в школе. Я культивирую чувство сопричастности к жизни страны, города, школы. Темы научно исследования рождается с осознания значимости событий, проблем в том числе и глобального значения. Педагог является организатором учебной деятельности. То, что по-настоящему интересует педагога, будет интересно и детям. Невозможно оставаться безразличным к процессу вытеснения русского языка из обращения на территории ряда постсоветских республик. Причина, на мой взгляд, состоит в том, что язык через культуру и литературу отражает миропонимание и духовно-нравственные ценности русского народа. Так, как эти ценности не совпадают с современными европейскими и американскими ценностями, то он является страшным оружием и конкурентом последним, т.к. показывает их несостоятельность и лживость.
В то же время влияние русского языка на любой другой, в том числе и английский, является существенным, уходящим глубоко в историю развития народов.(тема)
Эта тема значима для меня. Как сделать ее значимой для моих учеников? Я веду их к осознанию личной значимости данной темы через следующие этапы:
Педагог думает до (направление исследования, отбор тем)
Педагог заинтересовывает, провоцирует, озадачивает используя проблемно-деятельностный подход к обучению.
Отбор и накопление информации, построение гипотез
Обмен информацией и ее обсуждение.
Синтез отдельных сообщений в общую научно-исследовательскую работу.
Я строю гипотезу под которую подбираю материал для чтения на английском языке. Используя кейс-метод, я учу детей анализировать разные виды информации, формулировать проблемы и вырабатывать возможные варианты их решения. Согласно проблематике исследования, дети подбирают статьи из зарубежных изданий, делают сообщения по теме, анализируют их, сопоставляют и строят свои гипотезы о тенденциях и целях средств массовой информации. Важность темы осознается в процессе данной работы не всеми учениками. Те ученики, чьи цели лежат вне самой деятельности, (например, ученик готовит уроки только для того, чтобы не ругали за плохие отметки или чтобы не потерять престиж отличника), то деятельность выполняется в лучшем случае добросовестно и ее результат даже при блестящем исполнении не превышает нормативно требуемый продукт.
Д.Б. Богоявленская в своей работе о рабочей концепции одаренности пишет что, деятельность всегда осуществляется личностью, цели и мотивы которой оказывают влияние на характер результата.. Развитие деятельности по инициативе самого ребенка и есть творчество. Такой теоретический подход имеет важное практическое следствие: говоря о развитии одаренности, нельзя ограничивать свою работу лишь составлением программ обучения. Необходимо создавать условия для формирования внутренней мотивации деятельности и системы ценностей, которые создают основу становления духовности личности. В этом случае деятельность не приостанавливается даже тогда, когда выполнена исходная задача, реализована первоначальная цель. То, что ребенок делает с любовью, он постоянно совершенствует, реализуя все новые замыслы, рожденные в процессе самой работы.
Выделяются группы учеников, которые, работая по программе обогащения, после обмена информацией и обсуждения докладов, систематизируют собранные по подтемам материалы и готовят доклад на научно-практическую конференцию. Так, учащиеся 5-7 классов готовили материал и соответственно доклады по темам: топонимы в английских географических названиях, сравнительная топонимика географических названий в России и США; учащиеся старшего периода обучения т.е. 10-11 классы занимались англицизмами в современном русском языке; словами со славянскими корнями в английском языке; а так же группами иностранных заимствований.
Из-за того что в настоящее время развитие общества характеризуется всевозрастающей динамичностью, проникновением на новые уровни познания природы, изменением социального устройства и возникновением качественно новых видов деятельности в ранее неизвестных областях, особое значение приобретает способность личности исследовать новизну и сложность меняющегося мира, а также создавать, изобретать новые стратегии поведения и деятельности. В то же время целевая направленность современного образования определяется не передачей готовых знаний, а именно развитием личности, способной эти знания применять. Достижение же указанной цели в процессе образования возможно лишь «в условиях смещения акцента на приобретение обучающимися культуры, которая единственным образом может стать основой нравственности и мировоззренчески ориентированных знаний и убеждений.