Дидактический материал по разделу "Кулинария" 6 класс
Дидактический материал по разделу "Кулинария" 6 класс
Раздел «Кулинария» в 6 классе включает темы:
Молоко и блюда из молока;
Рыба и морепродукты;
Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий;
Сладкие блюда и напитки.
На этапе усвоения новых знаний по данным темам можно использовать раздаточные карточки:
Питательная ценность молока;
Питательные продукты из молока;
Крупы;
Рыба.
В своей практической работе учителю важно учитывать, что одним из основных компонентов обучения является контроль качества усвоения учащимися знаний и умений. Главное его значение состоит в том, чтобы установить степень достижения учащимися объективную информацию о характере познавательной деятельности школьников, трудностях и типичных ошибках в их работе, определить обусловившие их причины, выявить эффективность организации, методов и средств обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал по разделу "Кулинария" 6 класс »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Частинская средняя общеобразовательная школа»
Дидактический материал
по разделу «Кулинария» 6 класс
Выполнила:
Панькова Екатерина Петровна
учитель технологии высшей категории
МБОУ «Частинская средняя
общеобразовательная школа»
Пояснительная записка
Кулинария – искусство приготовления пищи. Зачем нужна пища, знает каждый, о «хлебе насущном» человек думает в течение всей своей жизни, каким бы трудом он не занимался. Еда – топливо, на котором работает организм, и знать об этом топливе, уметь грамотно его использовать изучается в разделе «Кулинария».
Великие тайны кулинарии откроются перед теми, кто захочет научиться готовить по всем правилам, превращать сырые продукты во вкусную и полезную пищу. Умение хорошо, т.е. правильно, вкусно и быстро, готовить является одним из условий счастливой, спокойной жизни.
«В здоровом теле – здоровый дух!» - говорили древние, и настроение, здоровье, готовность трудиться во многом зависят от питания и отдыха. Важно не только правильно готовить, но и правильно питаться, регулировать не только количество пищи, но и ее качество. Излишняя полнота и другие функциональные нарушения организма часто являются следствием неправильного питания. Владение кулинарией требует большого объема знаний и навыков, значительной культуры и эрудиции, чтобы соответствовать современным требованиям.
Дидактические средства – необходимый компонент любого правильно построенного урока. Они включают все предметы и орудия деятельности, которыми пользуются учитель и ученики для более эффективной реализации задач образования.
Научные исследования последних лет (Институт новых технологий образования, Москва) показали: люди усваивают 20 % услышанного и 30 % увиденного. Но запоминают более 50 % того. Что видели и слышали одновременно. Вот почему использование дидактических средств при преподавании технологии представляется непременным условием учебно-воспитательного процесса.
Раздел «Кулинария» в 6 классе включает темы:
Молоко и блюда из молока;
Рыба и морепродукты;
Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий;
Сладкие блюда и напитки.
На этапе усвоения новых знаний по данным темам можно использовать раздаточные карточки:
Питательная ценность молока;
Питательные продукты из молока;
Крупы;
Рыба;
В своей практической работе учителю важно учитывать, что одним из основных компонентов обучения является контроль качества усвоения учащимися знаний и умений. Главное его значение состоит в том, чтобы установить степень достижения учащимися объективную информацию о характере познавательной деятельности школьников, трудностях и типичных ошибках в их работе, определить обусловившие их причины, выявить эффективность организации, методов и средств обучения.
Изучение раздела «Кулинарии» в 6 классе начинается с изучения темы «Молоко и блюда из молока», объясняется питательная ценность молока; продукты, получаемые из молока и технология приготовления блюд. Представленные карточки – задания могут быть использованы на этапе закрепления знаний:
Суп молочный с рисом – даны продукты, последовательность приготовления, посуда и инвентарь нужно заполнить пустые места;
Написать названия продуктов, получаемых из молока;
Контрольные тесты по данной теме 1-й уровень и 2-ой уровень.
Тесты являются наиболее эффективным способом проверки и оценки знаний, не требующие много времени. При разработке заданий первого уровня усвоения применялись: контрольные вопросы альтернативного характера, задания на различение или избирательные (выборочные), в которых дается несколько вариантов ответов; задания – классификации, в которых нужно установить соответствие. Для построения контрольных карточек второго уровня использовались задания, в которых пропущены слово или часть фразы, конструктивные задания, требующие от учащегося формулировки того или иного понятия.
Подбор заданий может производиться как для всего класса, так и для отдельных учащихся в зависимости от их индивидуальных способностей и уровня обучености.
В теме «Рыба и морепродукты» изучается состав, первичная обработка рыбы, а также приготовление блюд из рыбы. Усвоение данного материала можно проверить по карточкам – заданиям:
Первичную обработку рыбы – по разноуровневым заданиям; в 1-ой карточке – расставить в правильной последовательности обработку рыбы; во 2-ой – найти соответствие между рисунком и последовательностью работы; 3-ей – дополнить схему первичной обработки рыбы;
Указать способы тепловой обработки рыбы.
Знакомство с темой «Крупы» можно начать с небольшого сообщения из истории приготовления каши на Руси. Крупы имеют важное значение в питании, поэтому необходимо изучить питательную ценность, зерновые культуры, а также технологию приготовления блюд из круп. Закрепление проходит по карточкам, которые включают задания:
Написать названия круп (простой вариант);
Написать названия злаковых культур и круп (сложный вариант);
Установить соответствие между злаковой культурой и название крупы;
Соотнести вид крупы и соответствующий способ ее первичной обработки;
Расставить в правильной последовательности приготовление рисовой каши (простой вариант);
Закончить схему приготовления запеканки из манной каши
Написать названия блюд из круп;
Отгадать кроссворд по данной теме.
Решение кроссвордов – это своеобразная гимнастика ума. Они тренируют и развивают память, обостряют сообразительность, вырабатывают настойчивость, способность логически мыслить, анализировать, сопоставлять, отбирать нужные знания.
В зависимости от возраста учащихся, уровня их подготовки и цели урока можно предлагать им для решения различные виды кроссвордов. При проверке знаний по определенной теме – тематические кроссворды. При этом, если нет возможности размножить кроссворды, можно использовать кальку, которую накладывают на лист и выполняют решение на ней. В этом случае один и тот же кроссворд можно использовать неоднократно.
Очень хороший результат дает задание учащимся составление кроссвордов. Один из кроссвордов, разработанный учащимися предложен вашему вниманию.
Завершается раздел «Кулинарии» темой «Сладкие блюда и напитки». Результатом проверки знаний могут быть следующие карточки с заданием:
Написать ассортимент сладких блюд и напитков;
Указать правильную последовательность приготовления компота из сушеных фруктов, с необходимыми инструментами и приспособления.
Следует отметить, что последовательное проведение контроля усвоения знаний учащихся на разных этапах обучения создает условия для активизации учебной деятельности школьников и повышения качества их технологической подготовки, что в итоге будет способствовать сознательному включению выпускников в самостоятельную жизнь.
Карточка – задание. Раздел: Кулинария, тема «Блюда из молока».
Заполнить пустые места
Суп молочной с рисом
Наименование продукта
Последовательность приготовления
Посуда и инвентарь
Рис
Промыть. Поварить 3-5 мин. В кипящей воде и откинуть на дуршлаг.
Молоко
Кастрюля, ложка столовая.
Добавить соль, сахар.
Столовая глубокая тарелка, ложка столовая
Карточка – задание. Раздел: Кулинария, тема «Блюда из молока»
Написать названия продуктов, получаемых из молока.
Карточка-задание по теме «Сладкие блюда»
Написать ассортимент сладких блюд и напитков.
Сладкие блюда и напитки
Карточка-задание по теме «Блюда из круп»
Написать названия блюд из круп.
Блюда из круп
Крупы
Карточка – задание: написать название круп и соотнести злаковой культуре.
Крупы
Карточка – задание по теме: «Первичная обработка рыбы».
Указать способы тепловой обработки рыбы.
Карточка – задание по теме «Сладкие блюда и напитки».
Указать правильную последовательность приготовления компота из сушеных фруктов.
Описание операции
№ последовательности операции
Инструменты и приспособления
Всыпать сахар, варить с момента закипания 15 мин.
Воду слить, фрукты промыть 3-4 раза.
В кипящую воду положить фрукты и варить при медленном кипении.
Фрукты перебрать, залить холодной водой, дать постоять 10 мин.
Контрольные тесты. Молоко и молочные продукты.
1-й уровень
1. Перечислите блюда из творога, не требующие тепловой обработки:
а) творог со сметаной, б) запеканка,
в) сырники, г) пудинг.
2. Выберите из перечисленных продуктов молочные:
а) творожные сырники, б) кисель,
в) простокваша, г) йогурт.
3. Соотнесите название продукта со сроком его хранения:
Название продукта
Срок хранения
1) кефир
А) 36 ч
2) творог
Б) 24 ч
3) сметана
В) 20 ч
4) молоко
Г) 72 ч
5) сливки
Д) 5 суток
6) масло
Е) 15 суток
7) сыр
4.Выберите из перечисленных данных калорийность молока:
а) 87 ккал. б) 64,4 ккал в) 48,2 ккал.
5. Выберите правильный ответ. Стерилизованное молоко получают при нагревании до температуры:
а) 72 – 75 оС, б) 63 – 65 оС,
в) 45 – 48 оС, г) 120 – 145 оС.
Контрольные тесты. Молоко и молочные продукты.
2-й уровень
1. Допишите название блюд из творога, не требующей тепловой обработки: