Здоровьесбережение на уроках технологии ( презентация)
Здоровьесбережение на уроках технологии ( презентация)
Пояснительная записка.
Для разработки урока с применением интерактивной доски нами выбрана тема «Проблемы пищеварения и лечебная кулинария».
Данная тема выбрана не случайно, т.к. в жизни человека существует два поступления энергетического потока: это пища духовная и пища как продукт.
В современном мире человек испытывает ряд проблем со здоровьем и одна из них проблема пищеварения. Вопросы пищеварения и пищи как источника энергии рассматриваются на уроках и биологии, и технологии, что дало нам возможность интеграции данной темы. В ходе урока мы можем продемонстрировать строение пищеварительной системы и проблемы связанные с ними, провести опрос с использованием «ширмы»; рассмотреть обменные процессы, протекающие в этих органах, а также меры профилактики и использованием лечебной кулинарии при различных заболеваниях пищеварительного тракта. Яркость подачи материала возможна с использованием интерактивной доски, т.к. она увеличивает чувственное восприятие наглядного материала и объём передаваемой информации. Наличие элементов содержания и оформления вызывает у учащихся эстетическую удовлетворённость, интерес и личную вовлечённость в учебный процесс. Целесообразность использования анимационных эффектов усиливает восприятие игровых моментов и ассоциативно оставляется в памяти надолго. Лаконичность подачи материала даёт нам возможность разместить на слайде только существенную информацию и тем самым предотвратить информационную перегрузку учебного материала в процессе изучаемого предмета.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Здоровьесбережение на уроках технологии ( презентация)»
Бинарный урок (биология + технология) по теме: «Проблемы пищеварения и лечебная кулинария».
Урок –презентация.
Авторы:
Белякова Л.А. – учитель технологии
Галицина Д.В. – учитель биологии
МОУ СШ №84 Центрального района
г. Волгограда
создание условий для систематизации изученного материала, выявления уровня владения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности путем реализаций образовательных креативных компенсационных задач
создать условия для формирования правильного отношения к своему здоровью через понятия здорового питания
Что такое питание?
Питание- сложный процесс, включающий поступление, переработку и усвоение в организме питательных веществ, для восстановления его энергетических функций
Что такое пищеварение?
Пищеварение– это процесс механической обработки пищи в пищеварительном канале и химическое расщепление ферментами питательных веществ на более простые части, хорошо усвояемые организмом.
Что представляет собой пищевые продукты?
Пищевые продукты– это продукты животного и растительного происхождения, используемые как в обработанном, так и в натуральном виде при питании человека.
Что является важной составной частью пищи?
Минеральные вещества
Какие питательные вещества вы знаете?
Белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, вода, витамины и т.д.
Назовите и покажите на таблице органы пищеварения.
Пища в ходе передвижения по желудочно- кишечному тракту подвергается механической и химической обработке. Каким изменениям подвергается пища на различных этапах пищеварения?
Ротовая полость–апробация, смачивание, обезвреживание, измельчение пищи и расщепление углеводов.
Пищевод– продвижение пищи в желудок
Желудок- это механическая переработка и обезвреживание пищи. Расщепление белков и частично жиров.
12-перстная кишка– расщепление белков, жиров и углеводов под действием поджелудочного сока и желчи.
Тонкий кишечник- всасывание питательных веществ в кровь и лимф
Толстый кишечник- формирование каловых масс переваривание клетчатки, синтез витаминов.
Укажите в какой последовательности пища проходит по органам пищеварения.
Опищевод
Оглотка
Окишечник
Оротовая полость
Ожелудок
1. ротовая
полость
1. ротоваяполость
2.глотка
3. пищевод
4. желудок
5. кишечник
«Что разрушает здоровье, что укрепляет?»
Выберите те продукты, которые вы считаете полезными для здоровья человека : консервы, рыба, «Анаком», кефир, сало, геркулес, шоколадные конфеты, подсолнечное масло, «Сникерс», морковь, торты, лук, жирное мясо, капуста, чипсы, яблоки, груши, «Фанта», «Пепси», молоко, крупы.
Полезные продукты Вредные продукты
Рыба
Кефир
Геркулес
Подсолнечное масло
Морковь
Лук
Капуста
Яблоки, груши
Молоко
Крупы
«Пепси»
«Фанта»
Чипсы
Жирное мясо
Торты
«Сникерс»
Шоколадные конфеты
Сало
«Анаком»
Консервы
3.Не надо есть много жареного, копченого, соленого, острого.Такая пища может ОЧЕНЬ вкусной, но НЕ ОЧЕНЬ полезной и даже вредной.
«Проблемы пищеварения и лечебная кулинария».
Заболевание органов пищеварения
Пищевая аллергия– это реакция организма на употребление продукта содержащего аллерген.
Гастрит– может возникнуть от разных причин: среди них раздражение слизистой оболочки желудка веществами, содержащимся в пищи.
Язва желудка и 12-перстной кишки– может возникнуть в результате стресса, систематического приема некоторых лекарств и вредных продуктов
Панкреатит (острый и хронический)– это воспалительное заболевание поджелудочной железы.
Холецистит– это поражение печени в результате, которого происходит деструкция ее тканей, в частности, высокоспециализированные печеночные клетки заменяются соединительной и жировой тканью, что нарушает функции печени и весьма отрицательно сказывается на здоровье.
Какие меры профилактики заболеваний органов пищеварения вы можете предложить?
Чтобы избежать проблем с пищеварениемхорошо запомните «золотые» правила питания:
1.Нужно есть разнообразную пищу, чтобы организм получал все необходимые ему питательные вещества.
2.Булочек и сладостей надо есть поменьше, особенно если имеешь склонность к полноте. В этой пище много углеводов, излишки которых, организмпревращает в жир и запасает подкожей. Подумай, нужен ли тебе этот «запас».
4.Пища не должна быть очень горячей , обжигающей.
5.Нужно стараться есть в одно и тоже время.
Покажи на часах время твоего первого и второго завтраков, обеда, полдника и ужина.
6.Утромперед школой надо ОБЯЗАТЕЛЬНО завтракать.
7.Ужинать нужно не позже, чем за два часа до сна.
Чтобы хорошо запомнить и следовать этим правилам, запишите их с экрана в тетрадь.
Нужно есть разнообразную пищу.
Булочек и сладостей надоесть поменьше.
Не надо есть много жареного, копченого, соленого, острого.
Пища не должна быть очень горячей , обжигающей.
Нужно стараться есть в одно и тоже время.
Утром, перед школой, надо ОБЯЗАТЕЛЬНО завтракать.
Ужинать нужно не позже, чем за два часа до сна.
Возьмите на заметку:
«Суп по-крестьянски»
«Суп молочный с тыквой»
«Творог с зеленью, орехами и морковью»
Цитата:
« Мы живём не для того, чтобы есть, но едим для того, чтобы жить».
Сократ.
Что ты усвоил?
Почему надо соблюдать режим питания и в чем его смысл?
Почему не рекомендуется много есть на ночь?
Почему надо соблюдать правило гигиены питания?
Как предупредить заболевание органов пищеварения?
Назовите основные заболевания органов желудочно-кишечного тракта?
Всегда ли полезно жевать жевательную резинку?
После употребления пищи использование жевательной резинки целесообразно, т.к. происходит очищение зубов от остатков пищи. В том случае, когда человек употребляет жевательную резинку на голодный желудок – это очень вредно. Жевательная резинка является раздражителем рецепторов в ротовой полости, что ведёт к выделению желудочного сока. который содержит соляную кислоту. А так как в желудке нет пищевых продуктов, то происходит раздражение стенок желудка, что может привести к возникновению гастрита и даже язвенной болезни желудка
Какую диету вы бы предложили человеку, которому хирург удалил часть:
а) желудка
При операции на желудке цель диеты – обеспечить физиологические потребности организма, исключив избыточные химические. механические, термические воздействия на желудок. Следовательно, пища должна быть преимущественно жидкой или кашицеобразной консистенции, продукты предварительно необходимо сварить и обработать на пару. При этом пища не должна быть горячей. Чтобы секреция желудочного сока в минимальной степени происходила в отсутствии в нём пищи, питаться следует 5-8 раз в день небольшими порциями, при чём в одни и те же часы.
б) поджелудочной железы
Цель диеты после операции наподжелудочной железе – исключить израциона стимуляторы – раздражители этого органа, т.е. сдобы, жирное мясо. птицу. острые овощи. Должны быть ограничены углеводы. Целесообразно ограничить потребление жиров, но увеличить белков, в результате чего уменьшится рефлекторная возбудимость желчного пузыря. Пищу следует готовить на пару и перетирать.
в) печени?
Диета после операции на печенипредполагает потребление значительного количества жиров и жирорастворимых питательных веществ. Целесообразно включить в рацион растительные масла. Простые сахара, поскольку они неблагоприятно влияют на желчевыделение, должны составлять небольшой процент общего числа потребляемых углеводов. Не следует употреблять холодные блюда ( это приводит к сокращению желчных протоков) , копчёности, консервы.
Правильное питание– залог здоровья. Пренебрежение правилами приема пищи может стать причиной различных болезней желудка, печени, кишечника, в том числе и онкологических заболеваний. Давно замечено: когда мы едим с удовольствием, выделяется много соков и съедаемая пища хорошо усваивается. Аппетит вызывается разнообразием пищи, высоким качеством продуктов, их кулинарной обработкой, оформлением блюд, сервировкой стола. По праву правдиво звучат слова великого французского просветителя и гуманиста Вальтера: «Я не имею возможности есть всё, что люблю. Но я люблю всё, что ем».
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Творческое заданиепо группам – подготовить
сообщения (презентации) по проблеме«Основные болезни органов пищеварения и пути восстановления здоровья с использованием лечебной кулинарии»:
1 группа – болезни органов пищеварения;
2 группа – лечебные диеты;
3 группа – создание меню на каждый день;
4 группа – история продуктов.(ролики, антиролики; реклама, антиреклама)
2. Обоснуйте физиологический смысл пословиц «Аппетит приходит во время еды», «Когда я ем, я глух и нем».