Применение активных методов и форм обучения в рамках формирования профессионального самоопределения школьника.
Гасилина Е.М. учитель технологии
МБОУ СОШ №1 п.Нарышкино
2016г.
Содержание:
- Введение;
- Цель;
- Задачи;
- Формы профориентационной работы:
- Пассивные формы профориентации,
- Активные формы профориентации,
- Методы профессионального воспитания;
- Заключение;
- Список литературы.
Введение:
Планировать работу по профессиональному просвещению в школе, в частности по профпропаганде и последующей профагитации, следует с большим педагогическим тактом. Чтобы работа имела положительные результаты, нужно избегать всякого рода нажим, так как неумелое давление на школьников может привести лишь к окончательной потери интереса в выборе профессии. «Главный принцип, которым следует руководствоваться в работе по профпросвещению, - связь его с жизнью».
Цель:
Подготовка учащихся к обоснованному выбору профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и общественные потребности.
Задачи:
Социально - педагогическая поддержка в профессиональном самоопределении старших школьников в тех или иных выбранных профессиях, с учётом потребностей, возможностей и условий в данном регионе или городе.
Цели и задачи профориентации успешно реализуются в полной мере тогда, когда сам профориентация сможет опереться на развитую теорию и методологию. И не случайно: ведь в теории и методологии преломляются и проверяются понятия, идеи, взгляды, представления, формы, методы и принципы, которые позволяют повысить эффективность практической работы.
Формы профориентационной работы
Пассивные формы профориентации
Активные формы профориентации
Пассивные формы профориентации:
- школьные мероприятия: так называемые «Встречи с профессией»,
- вечера встреч со специалистами, беседы о профессиях,
- приглашение профессионалов на школьные тематические вечера «Кем быть?», «Займи свое место в трудовом строю»,
- проведение викторин на знание техники и специальностей, оформление стендов,
- посещения школьниками предприятий и учреждений.
- создание и постоянная работа «Университета знаний» в предприятиях учреждениях,
- выступление профессионалов, преподаватели, ветеранов, ученых,
- изучение интересов, склонностей и способностей учащихся.
Активные формы профориентации:
- вовлечение молодежи в клубы и кружки: радиотехнические, авиационно-спортивные, автодела и др.
- занятия в цехах учебно-производственных комбинатов (УПК) - система первичной профессиональной подготовки, которая позволяет вести профподбор по интегральному критерию — успешности освоения профессии.
- консультация для заключения о профессиональной пригодности с представителями школы, мастеров производственного обучения.
- создание в ВУЗах работниками телевидения и педагогами профориентационных фильмов, которые повышают престиж профессий, формируют профессиональную направленность.
Методы профессионального воспитания
Выделяют группу методов:
- метод формирования у граждан необходимых понятий, суждений, убеждений, оценок в профессиональном самоопределении - (рассказ, беседа, лекция, диспут, показ кино- и видеофильмов, наглядных пособий, воспроизведение звукозаписей, самостоятельное чтение и др.);
- методы организации познавательной и практической деятельности граждан (поручения, задания, упражнения, приучение, создание специальных ситуаций);
- методы контроля за ходом формирования военно-профессиональной направленности (проверка знаний, умений и навыков, оценка военно-профессиональной направленности).
Метод взаимосвязи школы с семьёй в профориентации
Практика показывает, что родители обычно принимают активное участие в определении жизненных и профессиональных планов своих детей. Но не всегда знают и объективно оценивают интересы и способности детей. Желания родителей и профессиональные намерения школьников во многих случаях не совпадают. Все это вызывает необходимость организации специальной работы с родителями, направленной на оказание помощи семье в подготовке детей к труду и выбору профессии.
Заключение:
Результатом применения активных методов и форм в рамках формирования профессионального самоопределения является: помощь школьникам осознать свои склонности и способности, направлять развитие их профессиональных интересов. Помощь родителям в поиске правильного выбора профессии их ребенком.
Реализовать тот широкий круг задач подготовки молодежи к выбору профессии, которые призвана решать школа.
А так же , подготовка подрастающего поколения к созидательному труду на благо общества.
Список литературы:
1.Акимова М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход. — М.: Знание, 1992. — 80 с.
2.Ботякова Л.В. Роль семьи в подготовке детей к выбору профес- сии//Воспитание школьников. - 1975. - № 1.
3. Вершинин СИ. Роль самооценки личности в обоснованном выборе про- фессии/ЯНкола и производство. — 1988. - № 4.
4.Вершинин Н., Сурудина Е.А. Диагностика и коррекция самооценки учащихся в процессе профессионального выбора//Школа и производство. — 1996.-№5.-С.87-89
5.Волошин С, Чистякова Н. Использование метода профессиональных проб в профконсультационной.
6. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. М., 1996.
7.Интернет ресурсы.