Настенное панно – украшение интерьера. В наши дни профессиональные дизайнеры интерьера все чаще обращаются в своих проектах к предметам ручной работы – ведь такие вещи способны выразить индивидуальность. Уникальными элементами декора служат панно, созданные своими руками.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и
профессиональной переподготовки работников образования
Проектная работа
на тему: «Национальные мотивы»
_____________________
Руководитель проекта:
Гобанов Юрий Николаевич,
заслуж. работник проф. образования РФ,
заслуженный учитель РТ
Казань, 2017 г.
Содержание стр.
Введение (Обоснование возникшей проблемы) 3
Звездочка обдумывания
Выявление основных параметров и ограничений 4
Теоретические сведения
История и современность
Банк идей 5
Эскизная проработка базового варианта 6
Требования к изделию 7
Дизайн-спецификация
Инструменты и оборудование 9
Материалы
Правила безопасности во время работы 10
Технология изготовления
Контроль качества
Экологическое обоснование 18
Экономическое обоснование
Реклама 20
Самооценка 22
Словарь терминов
Литература и интернет ресурсы 23
Приложения 1 24
Приложение 2 25
1.Введение. Обоснование проблемы
Панно — живописное произведение декоративного характера, обычно предназначенное для постоянного заполнения каких- либо участков стены или потолка в виде барельефа, лепнины, резьбы, а также керамические произведения, служащая для той же цели. Размеры панно могут быть самыми разнообразными. Стиль изготовление панно может быть любым.
Они всегда счастливо вместе жили в деревне. Гармонично будет выглядеть панно, выполненное в стиле кантри. Думаю, настенное панно в стиле кантри прекрасно впишется в интерьер их дома. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задачи, которые представлены в виде звездочки обдумывания.
2.Звёздочка обдумывания
3.Выявление основных параметров и ограничений
Для изготовления панно необходимо продумать в какой технике будет выполнена работа, должна изучить технологию, которая должна быть для доступна. Выбор дизайна и элементов декора должны сочетаться и соответствовать выбранному стилю. Не менее важен вопрос экономических затрат. Они должны быть в разумных пределах.
4. Теоретические сведения
Настенное панно – украшение интерьера. В наши дни профессиональные дизайнеры интерьера все чаще обращаются в своих проектах к предметам ручной работы – ведь такие вещи способны выразить индивидуальность. Уникальными элементами декора служат панно, созданные своими руками. Панно может быть: настенным и напольным. У настенного панно много разновидностей: мозаичные, резные деревянные, керамические, живописные, каминные, вышитые, гобеленовые. Они могут быть выполнены в разных техниках изготовления: аппликация, барельеф, коллаж, батик и с использованием различных материалов: текстиль, кожа, бисер, сушеные цветы, тесто, бумага и т. д.
5. История и современность
Кантри (деревенский стиль) характеризуется присутствием сельской мебели, плетеной или деревянной, обычно некрашенной. В качестве аксессуаров — простая керамика и стилизованный деревенский текстиль. Непременное отличие стиля — обилие природных материалов (соломка, дерево, льняные ткани, камни), занавески, чехлы и салфетки из тканей в клетку и полоску. Простота и грубоватость делают интерьер более стильным. «Грубоватость» мебели можно смягчить милыми безделушками и аксессуарами, сочной цветовой гаммой. Это может быть спокойная палитра с преобладанием золотых, желтовато - и красновато-коричневых, вишневых оттенков, напоминающая полотна старых мастеров. Или, наоборот —
радостная палитра весенне-летней природы, наполненная цветом, светом и воздухом. Это легкие и естественные желтый и желто-зеленый тона, цвет голубого неба и красно-оранжевый. Яркие веселые шторы на окне создают ощущение лета в комнате, поднимают настроение, особенно этому способствуют оранжевый, желтый, синий и зеленый цвета. Оживят подоконник разнообразные горшки одного цвета с зелеными растениями. В стиль кантри прекрасно впишутся подушки с клетчатым сине-белым или цветочным рисунком. А наиболее удачное сочетание: плетеная мебель и подушки с рисунком, имитирующим плетение. В настоящем деревенском доме на полу лежат грубые полосатые половики. Однако, если эта ткань слишком груба для ваших ног, то можно поместить на пол мягкий и пушистый ковер темной расцветки. Стиль кантри не любит четкости и ясности, легкий «беспорядок» с обилием «солнечных» цветов, вазочек, картин, оборочек, цветочков, подушечек и простенькой мебели не будет раздражать взгляд, а скорее, наоборот — успокаивать.
6.Банк идей
Многие из разновидностей панно могут быть изготовлены только профессиональными мастерами. Из вариантов панно мне по силам следующие варианты: барельефное, вышитое, батик. Панно, сделанное в технике батик очень красивое. Панно на шелке способны обогатить пространство, поставить необходимый акцент. Но оно совсем не подходит под стиль кантри, потому что выглядит роскошно. Вышитое панно потребует много времени. Я решила сделать барельефное настенное панно в текстильной пластике. Во-первых, оно лучше всего вписывается в интерьер комнаты, во-вторых, у меня есть трикотажная ткань, которую я бы вполне могла использовать и сократить расходы.
7.Эскизная проработка базового варианта
На панно будут присутствовать национальные мотивы. В этом панно будут изображены бабушка и дедушка в татарских национальных костюмах.
Татарский костюм — традиционная национальная одежда татар. Основу костюма составляют кулмэк и шаровары, а также бешмет, чекмень и казакин. В качестве верхней одежды часто одевался среднеазиатский халат. Среди мужских головных уборов особое место заняла тюбетейка. Основным головным убором у женщин был калфак.
В Средние века в России, особенно на севере, в качестве бусин широко использовали кусочки перламутра и речной жемчуг, который в больших количествах добывали в реках. Метод «мозаика» был известен и на Среднем Востоке. Народы Поволжья свои национальные костюмы украшали как натуральным жемчугом, так и стеклярусом и бисером. Основным элементом орнамента является тюльпан. Я использую бисер под «жемчуг» и вышью тюльпан на калфаке бабушки, для тюбетейки использую пайетки и золотой шнур.
Мировую известность приобрели изысканные, расцвеченные самоцветами филигранные изделия ювелиров Народов Поволжья. Веками складывались и совершенствовались традиции ювелирного ремесла. Татарские ювелиры в совершенстве развили и подняли на небывалую высоту искусство изящной ажурной скани. “Нательные украшения” на протяжении веков оставались неизменными:
серьги (алка)
ожерелья (муенса)
накосники (чулпа)
браслеты (белэзек)
перстни (йозек)
кольца (балдак)
Платье бабушки украшу бижутерией - ажурным ожерельем. У нас в деревне всегда чистый воздух. Я всегда восхищаюсь красотой родных полей, наполненных полевыми цветами. Цветы я сделаю из ткани сама и использую те, которые у меня есть дома.
У татар много национальных сладостей и угощений: чак-чак, треугольники, бэлеш, хворост и т. д. Ни одно чаепитие не проходит без горячей чашки чая с самоваром или чайником посередине стола.
Треугольники-любимые мучные изделия моих родных будут на панно. Угощения будет не трудно сделать из солёного теста. Своё панно я помещу в рамку из дерева. Оно придаст работе завершенность.
8.Требование к изделию
На уроках технологии мы изучали, что цветовое решение – важный элемент дизайна. Цветовые сочетания в отделке и убранстве не должны иметь резких цветовых контрастов. Лишь гармоничные, взаимоувязанные цветовые комбинации (например, одна цветовая гамма – разные оттенки одного цвета) долго не надоедают и не утомляют.
На моём панно будут яркие цвета: зеленый, красный, жёлтый. Всё это будет на голубом фоне символизирующий небо, чистоту, нежность.
9. Дизайнерское решение
В центральной части размещаются лица бабушки и дедушки, выполненные в объёмной текстильной пластике. Костюмы персонажей соответственно размещаются ниже, украшенные тесьмой и ажурной брошью. На голове бабушки – калфак, дедушке одеваем тюбетейку. Оформляем ладони персонажей, так же выполненные в объёмной текстильной пластике.
Искусственные цветы́ — украшения, используемые для декорирования интерьера, одежды, причёски, выполненные в форме цветов. Правильные формы и яркая окраска многих натуральных цветов позволяют делать их искусственно из самых разнообразных материалов: воска, бумаги, разных тканей, кожи, железа, жести и драгоценных металлов, бисера, из раковин, фарфора и других материалов. Моё панно украсят цветы из текстиля: маки, ромашки и подсолнухи. Мак - красивый, яркий и изящный цветок. Цветы его бывают белые, сиреневые, желтые, розовые, оранжевые, огненно-красные, пестрые. Форма цветов чашеобразная, хотя бывают они и густомахровыми. Листья у маков зубчатые или лопастно-раздельные, обычно темно-зеленые. Ромашка - очень простой, скромный, но изящный полевой цветок. Бывает белого, желтого цвета. Чаще всего встречаются белые с желтыми сердцевинками, у желтых ромашек сердцевины коричневатые с красноватым оттенком. Красиво, когда ромашки стоят большим букетом вместе с маками.
Бисероплетение — искусство изготовления украшений из бисера. Бисер может быть вышит с помощью специальной нити, нанизан на нить или проволоку или приклеен к поверхности чего-либо. Бисером я вышью калфак и тюбетейку и изготовлю пчёлку.
Любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме, - символ богатства и благополучия в семье. В технике тестопластики я изготовлю треугольники и чайник.
10.Инструменты и оборудование
Миска для замеса теста Сито для муки
Мерный стакан Баночка с водой
Скалочка Противень
Кисточка для смачивания теста Трафареты
Нож и стеки Полотенце
Доска для раскатывания теста
Краски: гуашь (акварель или акрил)
11. Материалы
Трикотажная и х/б ткань
Нитки х/б бежевые, черные, белые
Бисер (желтый, черный, серебристый).
проволока
ножницы
Картон
Готовая рама
Самоклеящаяся пленка
1,5 стакана муки
0,5 стакана крахмала
1 стакан соли
180г воды
2 столовые ложки клея ПВА или сухой обойный клей
12. Правила безопасности во время работы Правила работы с ножницами 1. Работай хорошо отрегулированными и заточенными ножницами! 2. Ножницы должны иметь тупые, скругленные концы. 3. Ножницы клади кольцами к себе. 4. Следи за движением лезвий во время резания, 5. Не оставляй ножницы раскрытыми. 6. Передавай ножницы кольцами вперед. 7. Не играй ножницами, не подноси к лицу. 8. Используй ножницы по назначению.
Правила работы с иглой 1. Храни иглу всегда в игольнице. 2. Не оставляй иглу на рабочем месте без нитки. 3. Передавай иглу в игольнице и с ниткой. 4. Не бери иглу в рот, не играй с иглой. 5. Не втыкай иглу в одежду. 6. Во время работы пользуйся наперстком. 7. До и после работы проверь количество игл. 8. Храни игольницу с иглой всегда в одном месте. 9. Во время работы втыкай иглу в игольницу. 10. Не отвлекайся во время работы с иглой.
13.Технология изготовления
Изготовление лиц и ладошек
Вырезаем из картона 2 овала с большим диаметром 15см и малым- 12см для голов. Затем накладываем поролон толщиной 4 – 5мм такого же диаметра.
На поролон накладываем тонкий плотный синтепон с припуском по контуру 2 – 3см.
Затем с таким же припуском выкраиваем трикотаж, собираем по окружности на крепкую нитку, надеваем на все 3 слоя и затягиваем под картоном с изнаночной стороны. Картон вырезаем и вытаскиваем (можно и оставить).
Носик формируем отдельно из комочка синтепона, обтянутого трикотажем и пришиваем к лицу мелкими стежками.
Теперь простёгиваем эту заготовку в углах рта и в середине будущих глазниц.
Рисуем рот, ресницы, брови. Для красоты лица тонируем пудрой и наносим румяна.
Пришиваем усы, бороду и волосы на висках в голове дедушки и надеваем тюбетейку. Для этого сворачиваем кусок ткани по размеру полученной головы (примерно размером 15см на 25см), на передней части прокладываем золотой шнур и пришиваем пайетки. Тюбетейку закрепляем стежками на голове.
На ткани размером 15см на 20см для калфака вышиваем бисером тюльпан. Загибаем края, оформляя калфак, закрепляем стежками. Завязываем платок, красиво распустив бахрому.
9. Выкраиваем из трикотажа два овала для ладошек. Лицевыми сторонами пришиваем друг к другу швом «назад иголку» по окружности, оставляем открытый край со стороны запястья. Выворачиваем, вкладываем синтепон для объёма. Простёгиваем пальцы.
10.Выкраиваем детали одежды по месту расположения на панно, корректируя их (примерные размеры костюмов 20см на 25см), на плечах оставляем припуски на подгибку.
5. Подрежьте ножницами вровень. 6. Обмокните в клей, а затем в манку.
7. Нарисуйте маркером в 8. Отгофрируйте тканью лепестки.
основании лепестков штрихи.
.
9. Склейте лепестки между по кругу в
шахматном порядке.
10. Слегка растяните края лепестков.
11. Хорошо смажьте основание тычинки
клеем и приклейте чашечку из лепестков.
Приготовление соленого теста
Смешать в миске просеянную муку и мелкую соль.
Влить воду и клеевой раствор.
Тщательно вымесить тесто до тех пор, пока масса не станет однородной и эластичной.
Из теста лепим эчпочмаки, покрываем оранжевой краской. Чайник делаем вырезаем с помощью трафарета из теста, раскатанного толщиной 5мм и покрываем жёлтой краской. Делаем на нём красивые узоры. Все изделия нужно покрыть лаком и дать подсушиться.
Сушка в духовке. Нужно исходить из того, что изделие толщиной 5мм сушится в течение 1 часа. Температура при этом должна быть 75 градусов. Воздушная сушка. Самый экономичный, но и самый длительный. При воздушной сушке влага из изделия испаряется очень медленно - за 1 день изделие просушивается не более чем на 1мм толщины. Такую сушку целесообразнее всего проводить летом, когда можно использовать тепло солнечных лучей (зимой на батарею украшения ни в коем случае класть нельзя!). Комбинированная сушка. Она более всего подходит для объемных лепных украшений: изделия выдерживают несколько дней на солнце, затем досушивают в духовке.
Изготовления пчелки из бисера
Плетем сначала тельце, головку, крылья и скрепляем все вместе. Используем способ плотного плетения по кольцу в виде цилиндра.
Нанизываем на проволоку 20 черных бусинок;
Собираем их в кольцо, завязываем в узел;
Продергиваем рабочий конец нити через бусинку №1;
Нанизываем 21-ю бусинку, нить продергиваем через бусинку №3;
Нанизываем 22-ю бусинку, нить - через № 5;
Нанизываем 23-ю, нить - через №7 и т.д;
Все ряды плетем таким способом, чередуя по 2 ряда колец черных и 3 ряда - желтых бусинок. На брюшко расходуется 300 бусин.
Для выделения шеи 16- ряд собирается только из 15 бусинок;
На голове выделяем глаза серебристыми бусинами.
Крылья: нанизываем 30 бусинок, возвращаемся через 1-ю и еще 30 бусинок; далее в хаотичном порядке оформляем внутреннюю часть, нанизывая бусинки, сколько помещается до противоположной части крыла; пропускаем нить через 3-4 бусинки. Свободные концы закрепляем в тельце пчелки на спине.
Технологическая карта «Изготовление панно»
№
Выполняемая операция
Изображение
Материалы и инструменты
1.
2.
3.
4.
5
6.
7.
8.
9.
10.
.
Вырезать прямоугольник из пленки по размеру основы рамы
Оклеить пленкой основу рамы
Определить места для размещения деталей сюжета, приложив багет
Закрепить на поверхности одежду персонажей и нагрудное украшение
Приложить головы и руки персонажей, закрепить, придавая объем
Закрепить искусственные цветы и пришить пчелу из бисера
На изнаночной стороне зажать скобы
Оклеить пленкой изнаночную сторону
Установить петли, прикрепить струну, закрепить раму зажимами
Приклеить изделия из соленого теста в нижней части панно
Самоклеящаяся пленка, карандаш, ножницы
Лист ДВП, самоклеящаяся пленка
Рама, карандаш
Степлер, скобы
Степлер, скобы
Степлер, скобы, клей ПВА, игла, нитки
Металлический брусок
Самоклеящаяся пленка, ножницы
Петли, зажимы, струна, плоскогубцы
Клей ПВА
15. Экологическое обоснование
Изготовление панно основано на безопасной технологии. Используются простые инструменты и приспособления (ножницы, игла, степлер). Работа не требует нервного напряжения, но работу по бисеру чередовать с другими видами деятельности.
Для работы рекомендуются экологически чистые материалы, без вредных выделяемых веществ, так как изделие предназначено для жилого помещения. Я использовала остатки тканей, бывшие в употреблении. Уход за панно прост: регулярно стряхивать пыль мягкой щеткой.
16. Экономическое обоснование
Панно как один из элементов дизайна квартиры пользуются спросом. Характерной чертой моего панно является простота его изготовления и минимальные затраты на материалы. Основные затраты легли на деревянную раму, которую я приобрела в магазине. Мое изделие – это подарок моей бабушке и дедушке, поэтому расходы оправданы. Основные композиции и элементы декора изготовила из остатков тканей, картона, синтепона и ниток. На изготовление изделий из соленого теста израсходовала по 3 ст. ложки муки и соли, которые найдутся у любой хозяйки.
Расчет затрат на основные материалы
Наименование материалов
Единица измерения
Норма расхода
Цена, руб.
Сумма, руб.
Рама деревянная
шт.
1
210
210,0
Пленка самоклеящаяся
м2
0,4
120
48,0
Бисер
г
10
20
20,0
Тесьма
м
0,4
8
3,2
Скобы
шт.
20
0,05
1,0
Итого: 281,2 руб.
РЭЭ= количество затраченного времени (в часах) * количество потребляемой энергии (кВт/час) * тариф за единицу услуги (кВт/руб.)
Работала при естественном освещении.
Работа утюгом – 0,1 часа. Утюг мощностью 1000Вт расходует электроэнергию 2кВт/час. Цена 1 кВт/час – 2,03 руб., следовательно
Сэ = 2,03 ×2 × 0,1= 0,41 руб.
Бульки для изготовления цветов нагревала на газовой плите 1/2 часа.
За газ мы платим 56 рублей в месяц. Газа я израсходовала на 0,015руб.
Общие затраты на электроэнергию и газ составили 0,425руб.
Затраты на материалы, электроэнергию и газ составили 281,6 рубля.
Данное панно изготовлено в единичном подарочном варианте и не рекомендуется для массового производства.
Работая в направлении изготовления произведений декоративно-прикладного искусства, овладевая профессиональными знаниями, я могла бы в дальнейшем открыть свое дело, стать индивидуальным предпринимателем, тем самым адаптироваться в современном обществе.
Для начала дела идея есть – работать в сфере услуг по изготовлению изделий декоративно-прикладного искусства в смешанной технике. Для успеха бизнеса надо изучить спрос и предложение на подобные изделия, выбрать правильную маркетинговую стратегию и провести рекламную компанию. Научиться составлять бизнес-план.
В бизнес-плане одним из важных разделов является раздел – финансирование. Если изделие изготавливают на реализацию, то необходимо учесть затраты на основные материалы, расходы на заработную плату, единый социальный налог, расход на электроэнергию и газ, расход на содержание и эксплуатацию оборудования, на транспорт, Прочие расходы на рекламу, оплату услуг связи, ремонт, налог на добавленную стоимость, заложить прибыль. Расчеты показали, что отпускная цена моего панно - 465рубля
Работаю в разной технике: текстильной пластике, бисероплетении, декупаж, батик, аппликации.
Выполняю заказы на любой вкус и кошелек.
Гарантирую эксклюзивность и оригинальность.
Постоянным клиентам скидки.
18. Самооценка
Мир декоративно – прикладного искусства очень интересен и увлекателен. Одним из направлений является изготовление панно в разных стиля и техниках. Панно я изготовила в смешанном стиле. Основные элементы: барельефные портреты моих бабушек и дедушек, которые выполнены в текстильной пластике. Текстиль у меня был дома, поэтому не пришлось тратить на это деньги.
Работая над проектом, я познакомилась с большим количеством интересной и полезной информации. Я поработала в технике текстильной пластики. Лепила изделия из солёного теста, вышивала бисером. Я закончила работу над своим панно и с нетерпеньем жду, когда смогу подарить его бабушке и дедушке на годовщину. Мою работу оценили мои друзья и родственники, они сказали, что дедушка и бабушка будут очень рады такому подарку. Главное, панно - результат моего творчества как молодого дизайнера, сделанного моими руками и под руководством преподавателей по технологии.
Работа была увлекательной и кропотливой, но я очень рада, что с ней справилась. Потребовалось очень много времени для изготовления панно, но результат того стоит.
20.Литература
Кожихина С.К. Путешествие в мир искусств. Москва 2000г.
Горяева Н.А. Декоративно-прикладное искусство в жизни
человека. Москва 2003г.
Симоненко В.Д. Технология. Учебники для учащихся 6-8классов. 2005г.
Данкевич Е.А. Лепим из соленого теста. Москва 2003г.
Приложение №1
Виды бисера
Стеклярус
трубочки из цветного стекла — изготовляются разных размеров, цветов, формы (в том числе витой и граненый). Главный размер стекляруса — его длина. Чаще всего стеклярус имеет острые края (хотя есть и стеклярус с оплавленными краями), поэтому для работы необходимо использовать прочные нити в несколько сложений, а по краям стекляруса можно помещать бисеринку (если, конечно, схема изделия позволяет).
Обливной (мокрый) бисер
слабо прозрачный бисер, как правило, пастельных оттенков, со слегка блестящим покрытием
Металлический бисер
стеклянный бисер с покрытием «под металл» разных цветов. Это покрытие непрочное и при работе с бисером или в процессе носки стирается.
Прокрашенный внутри
бисер из бесцветного прозрачного стекла с прокрашенной внутренней поверхностью отверстия (с тайваньского бисера такого типа в воде полностью смывается краска).
Полосатый
бисер из стекла, в которое были вплавлены цветные полосы
Радужный
бисер с блестящим, прозрачным, слегка переливающимся покрытием.
Прозрачный натуральный (естественный, обычный)
бисер из прозрачного стекла без покрытия.
Приложение №2
История тестопластики
С давних пор люди выпекали из теста не только хлеб, но и декоративные изделия. Изготовление теста из муки, соли и воды является старинным обычаем. Применялось для выполнения фигурок из народных сказаний и в религиозных целях. Еще древние египтяне, греки и римляне использовали фигурки из соленого теста для преклонения перед своими божествами. В Гималаях были найдены деревянные формы для изготовления жертвенных культовых фигур из ячменной муки. Эти фигуры заменяли людей и животных при жертвоприношениях. С 17 века в Китае из соленого теста изготавливались марионетки для кукольных представлений. В Германии и Скандинавии издавна было принято изготавливать пасхальные и рождественские сувениры из соленого теста. Различные медальоны, кольца и подковы вывешивались в проеме окон или крепились к дверям.
У славянских народов картины не раскрашиваются и имеют обычный для выпечки цвет, что считается особенно привлекательным. В Греции и Испании во время торжеств в честь Богоматери на алтарь кладут великолепные хлебные венки, украшенные пышными орнаментами. Когда главным символом рождества стала елка, бедные люди изготавливали из хлебного теста рождественские украшения. Для сохранения украшений от поедания мышами и насекомыми в тесто добавляли большое количество соли. Так возникло соленое тесто. Хотя поделка из теста – древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для творчества.