В международном исследовании образовательных достижений учащихся Р18А, которое с 2000 по 2006 год трижды проходило примерно в тридцати странах мира, российские школьники ни разу не поднялись выше 27 места, что свидетельствует об очень низком уровне их компетентности. Это, однако, не значит, что они мало знают или что их плохо учат. Знаний у них достаточно, и учат их по-прежнему в большинстве случаев хорошо. Но учат совсем не тому, что необходимо современному человеку.
Умение успешно адаптироваться к постоянно меняющемуся миру является основой социальной успешности - вот чему должна учить школа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Деятельностные технологии обучения»
Деятельностные технологии обучения
Проектная деятельность на уроке технологии
Учитель технологии МБОУ
«Ужурская СОШ №6»
Шувалова И.В .
Введение
В международном исследовании образовательных достижений учащихся Р18А, которое с 2000 по 2006 год трижды проходило примерно в тридцати странах мира, российские школьники ни разу не поднялись выше 27 места, что свидетельствует об очень низком уровне их компетентности. Это, однако, не значит, что они мало знают или что их плохо учат.Знаний у них достаточно, и учат их по-прежнему в большинстве случаев хорошо.Но учат совсем не тому, что необходимосовременному человеку.
Умение успешно адаптироваться к постоянно меняющемуся миру является основой социальной успешности - вот чему должна учить школа.
В этой связи вполне понятен интерес, который проявляетсегодняшняя педагогика кдеятельностным технологиям обучения.
Эта деятельность рассматривается какцеленаправленную активность человека во взаимодействии с окружающим миром.Известно, что человек лучше всего усваивает те знания, которые использовал в своих практических действиях, применил к решению каких-то реальных задач.
Характерной особенностью деятельностного подхода являетсясубъектная позиция ученика. Под субъектной позицией понимается система отношений человека к миру, другим людям, самому себе, позволяющая ему сознательно, ответственно и свободно строить свою жизнь, совершать поступки и жизненные выборы.
Проект как метод обучения
Разработанныйеще в первой половине XX века метод проектов вновь становится актуальным в современном информационном обществе. Однако внедрение проектной деятельности в школьную практику временами наталкивается на определенные трудности.
Для ученика проект - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала.
Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.
Структура проекта
- Прежде всего этоналичие проблемы, которую предстоит решить в ходе работы над проектом. Причем проблема должна иметь личностно значимый для автора характер, мотивировать его на поиски решения.
- Проект обязательно должен иметьясную, реально достижимую цель. В самом общем смысле целью всегда и является решение исходной проблемы.
Воплощением проблемыявляется проектный продукт, который
создается автором в ходе его работы и также становится средством решения проблемы проекта.
Проектный продуктдолжен обладать определеннымипотребительскими свойствами, т.е. удовлетворять потребности любого человека, столкнувшегося с проблемой, на решение которой и был направлен данный проект.
Работа над проектом
1.Проблематизацияявляется первым этапом работы над проектом. Необходимо оценить имеющиеся обстоятельства и сформулировать проблему. На этом этапе возникает первичный мотив к деятельности, так как наличие проблемы порождает ощущение дисгармонии и вызывает стремление ее преодолеть. Возникает своеобразное«присвоение»учеником проблемы, наделение се личностным смыслом.
2.Второй этап работы -целеполагание.На этом этапе проблема преобразуется в личностно значимую цель и приобретает образ ожидаемого результата, который в дальнейшем воплотится в проектном продукте.
3.Планирование- важнейший этап работы над проектом, в результате которого ясные очертания приобретает не только отдаленная цель, но и ближайшие шаги.
Работа над проектом
Реализацияимеющегося плана - следующий этап проектного цикла. Это период максимального колебания мотива. У некоторых ясность предстоящих шагов, наличие четкого плана повышают мотив к деятельности, а у других возникает ощущение легкости и доступности всей работы, желание расслабиться, не напрягаться.
Самооценки и рефлексии- завершающего этапа работы. Автор должен сравнить полученный результат со своим замыслом, если есть возможность, внести исправления. Автору проекта необходимо оценить, какие изменения произошли в нем самом, чему он научился, что узнал.
!!!Проект обязательно должен иметьписьменную часть- отчет о ходе работы, в котором описываются все этапы работы (начиная с определения проблемы проекта).
Совместная деятельность учителя и ученика в рамках проекта
Педагогическая топкость здесь заключается в том, что ученик должен чувствовать, что проект - это его работа, его создание, его изобретение, реализация его собственных идей и замыслов...
Ученик должен видеть, что учитель с уважением относится к его точке зрения, даже если она не совпадает с точкой зрения педагога.
Возрастные и индивидуальные особенности учащихся
Метод проектов природосообразен при обучении подростков прежде всего потому, что позволяет отладить и некоторые проблемные проявления «трудного» возраста, такие как;
- чувство взрослости, проявляющееся в потребности равноправия, уважения и самостоятельности, доверия.
- склонность к фантазированию, когда возможность осуществить собственный замысел становится мощным стимулом к действию.
- стремление определить границы своих физических и интеллектуальных возможностей.
Проблема учебного мотива
Работая над проектом, можно приобрести новые знания и опыт в интересующей сфере и сразу же применить их на практике. В этой ситуации обучение превращается в процесс осознанного активного поиска, присвоения и применения новых знаний (что вообще характерно для деятельностных технологий обучения).
Это и есть те приращения в знаниях, умениях и навыках, ради которых организуется проектная деятельность и которые в дальнейшем будут легко переноситься учащимся на другие виды учебной и внеучебной деятельности.
Если педагог предоставляет ученикувозможность проявлять максимальную самостоятельность, не отпуская тем не менее «на самотек», работа над проектом позволит подростку выстроить новые отношения и занять свое место в классной иерархии; узнать границы своих возможностей, увидеть рост своей компетентности в различных областях знаний,приобрести новый опыт; сформировать более четкие представления о будущей профессии, о своей взрослой жизни.
Возраст учащихся и объём помощи учителя
Пяти- и шестиклассникинуждаются в значительной обучающей и стимулирующей помощипедагога почти на всех этапах работы над проектами. Особенно трудно дается им выделение проблемы, формулирование цели работы, планирование деятельности. Все это предполагает, что значительный объём работы над проектом учителю придется осуществлять вместе с ребенком, постоянно его поддерживая и вдохновляя.
Семи- и восьмиклассники вполне могут самостоятельно сформулировать проблему и цель проекта - их знаний и школьного опыта для этого достаточно.
Трудность может возникнуть у них при разработке плана, особенно детального: если основные этапы работы просматриваются ими легко, то более мелкие шаги выпадают из поля зрения. Ясно, что это непременно скажется на качестве работы. Тут потребуется помощь взрослого. Реализация плана, как правило, не вызывает трудностей.
Позиция учителя в ходе проектной работы как метод воспитания
Для того чтобы максимально использовать воспитательный потенциал проектной деятельности, учитель может быть:
руководителем проекта, который несет серьезную ответственность за ход и результат работы (5-6 кл.). Это дает пятиклассникам возможность приобрести недостающий опыт в психологически комфортных условиях;
коллегой по работе(7- 8 кл.), который в значительной степени вовлечен в процесс. Это отношения равноправных партнеров, которые увлечены общей работой и взаимно обогащаются знаниями и опытом, подпитываются энтузиазмом друг друга.
Групповая проектная работа
Серьезной задачей является самоформирование проектной группы.В идеале все ее участники должны быть активными, самостоятельными и ответственными. Кроме того, чтобы группа успешно справилась с проектом, среди ее участников должны быть:
«генератор идей» - тот, кто придумывает,
«эрудит» - тот, кто много знает,
«критик» - тот, кто сомневается, проверяет и перепроверяет.
Есть еще одно ограничение для групповых проектов- они не могут быть долгосрочными:детям трудно самостоятельно наладить и осуществлять совместную деятельность на протяжении длительного времени.
Творческий проект на уроке технологии
Существует различная типология проектов по доминирующей деятельности учащихся: практико-ориентированный проект, исследовательский проект, творческий проект.
Именнотворческий проект, применяемый на уроках технологии, предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов.
Именнотворческий проектпозволяет учащемуся проявить себя, создав произведение любого жанра. Такие проекты способны кардинальным образом изменить представление окружающих об авторе проекта, поднять его статус в классе, снизить тревожность, повысить самооценку, не говоря уже о непосредственном развитии творческих способностей ребенка.
Критерии оценивания проекта
Между темоценивание результатов обученияявляется одной из важнейших сторон учебного процесса. Именно оцениванию принадлежит ключевая роль в управлении этим процессом.
А если оцениваемая работа - творческая, исследовательская, поисковая. Работа, в которой автор имеет свой нестандартный взгляд на личностно значимую для него проблему, работа, подчиняющаяся собственной внутренней логике, такая как, например, проект?
Критерии оценивания показывают ребенкуэталон работы,а значит, способствуют формированию адекватной самооценки, что является важнейшим социальным навыком.
Ещё раз о деятельностном подходе…
Сегодня школа должна научить:увидеть проблему, поставить цель, разработать план, реализовать его, проанализировать свою работу, сделать выводы и т.д.
Правильно организованная проектная деятельность дает ребенку возможность работать над действительно интересной ему темой и делать это в увлекательной форме. В ходе проекта его автор обязательносоздает проектный продукт- материальное воплощение найденного им способа решения исходной проблемы.
Какдеятельностный метод обучения, проект позволяет учителю развивать у детей те знания и умения, формировать компетенции (знания, соединенные с опытом практического их применения), которых, как показывают результаты международного тестирования, как раз и не хватает нашим школьникам.
Источники информации:
М.А. Ступницкая «Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности» , edu.1september.ru
Макет презентации Бондаренко Т. Н. , МОУ «НШ-ДС» г.Железноводска, ЗДВР, http://pedsovet.su/