kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Деятельностные технологии обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

   В международном исследовании образовательных достижений учащихся Р18А, которое с 2000 по 2006 год трижды проходило примерно в тридцати странах мира, российские школьники ни разу не поднялись выше 27 места, что свидетельствует об очень низком уровне их компетентности. Это, однако, не значит, что они мало знают или что их плохо учат. Знаний у них достаточно, и учат их по-прежнему в большинстве случаев хорошо. Но учат совсем не тому, что не­обходимо современному человеку.

    Умение успешно адаптироваться к постоянно меняющемуся миру является основой социальной успешности - вот чему должна учить школа.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Деятельностные технологии обучения»

Деятельностные технологии обучения Проектная деятельность на уроке технологии Учитель технологии МБОУ  «Ужурская СОШ №6» Шувалова И.В .

Деятельностные технологии обучения

Проектная деятельность на уроке технологии

Учитель технологии МБОУ

«Ужурская СОШ №6»

Шувалова И.В .

Введение       В международном исследовании образовательных достижений учащихся Р18А, которое с 2000 по 2006 год трижды проходило примерно в тридцати странах мира, российские школьники ни разу не поднялись выше 27 места, что свидетельствует об очень низком уровне их компетентности. Это, однако, не значит, что они мало знают или что их плохо учат. Знаний у них достаточно, и учат их по-прежнему в большинстве случаев хорошо. Но учат совсем не тому, что не­обходимо современному человеку.   Умение успешно адаптироваться к постоянно меняющемуся миру является основой социальной успешности - вот чему должна учить школа.

Введение

В международном исследовании образовательных достижений учащихся Р18А, которое с 2000 по 2006 год трижды проходило примерно в тридцати странах мира, российские школьники ни разу не поднялись выше 27 места, что свидетельствует об очень низком уровне их компетентности. Это, однако, не значит, что они мало знают или что их плохо учат. Знаний у них достаточно, и учат их по-прежнему в большинстве случаев хорошо. Но учат совсем не тому, что не­обходимо современному человеку.

Умение успешно адаптироваться к постоянно меняющемуся миру является основой социальной успешности - вот чему должна учить школа.

В этой связи вполне понятен интерес, который проявляет  сегодняшняя педагогика к деятельностным технологиям обучения.    Эта деятельность рассматривается как целена­правленную активность человека во взаимодействии с окружающим миром . Известно, что человек лучше всего усваивает те знания, которые использовал в своих практических действиях, применил к решению каких-то реальных задач.    Характерной особенностью деятельностного подхода является субъ­ектная позиция ученика . Под субъектной позицией понимается система отношений человека к миру, другим людям, самому себе, позволяющая ему сознательно, ответственно и свободно строить свою жизнь, совершать поступки и жизненные выборы.

В этой связи вполне понятен интерес, который проявляет сегодняшняя педагогика к деятельностным технологиям обучения.

Эта деятельность рассматривается как целена­правленную активность человека во взаимодействии с окружающим миром . Известно, что человек лучше всего усваивает те знания, которые использовал в своих практических действиях, применил к решению каких-то реальных задач.

Характерной особенностью деятельностного подхода является субъ­ектная позиция ученика . Под субъектной позицией понимается система отношений человека к миру, другим людям, самому себе, позволяющая ему сознательно, ответственно и свободно строить свою жизнь, совершать поступки и жизненные выборы.

Проект как метод обучения     Разработанный еще в первой половине XX века метод проектов вновь становится актуальным в современном информационном обществе. Однако внедрение проектной деятельности в школьную практику временами натал­кивается на определенные трудности.   Для ученика проект - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала .   Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.

Проект как метод обучения

Разработанный еще в первой половине XX века метод проектов вновь становится актуальным в современном информационном обществе. Однако внедрение проектной деятельности в школьную практику временами натал­кивается на определенные трудности.

Для ученика проект - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала .

Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.

Структура проекта  - Прежде всего это наличие проблемы , которую предстоит решить в ходе работы над проектом. Причем проблема должна иметь личностно значимый для автора характер, мотивировать его на поиски решения. - Проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель . В самом общем смысле целью всегда и является решение исходной проблемы. Воплощением проблемы является проектный продукт , который создается автором в ходе его работы и также становится средством решения проблемы проекта. Проектный продукт должен обладать опреде­ленными потребительскими свойствами , т.е. удовлетворять потребности любого человека, столкнувшегося с проблемой, на решение которой и был направлен данный проект.

Структура проекта

- Прежде всего это наличие проблемы , которую предстоит решить в ходе работы над проектом. Причем проблема должна иметь личностно значимый для автора характер, мотивировать его на поиски решения.

- Проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель . В самом общем смысле целью всегда и является решение исходной проблемы.

  • Воплощением проблемы является проектный продукт , который

создается автором в ходе его работы и также становится средством решения проблемы проекта.

Проектный продукт должен обладать опреде­ленными потребительскими свойствами , т.е. удовлетворять потребности любого человека, столкнувшегося с проблемой, на решение которой и был направлен данный проект.

Работа над проектом   1 .  Проблематизация является первым этапом работы над проектом. Необходимо оценить имеющиеся обстоятельства и сформулиро­вать проблему. На этом этапе возникает первичный мотив к деятельности, так как наличие проблемы порождает ощущение дисгармонии и вызывает стремление ее преодолеть. Возникает своеобразное «присвоение» учеником проблемы, наделение се личностным смыслом.  2. Второй этап работы - целеполагание. На этом этапе проблема преобразуется в личностно значимую цель и приобретает образ ожидаемого результата, который в дальнейшем воплотится в проектном продукте.  3. Планирование - важнейший этап работы над проектом, в результате которого ясные очертания приобретает не только отдаленная цель, но и бли­жайшие шаги.

Работа над проектом

1 . Проблематизация является первым этапом работы над проектом. Необходимо оценить имеющиеся обстоятельства и сформулиро­вать проблему. На этом этапе возникает первичный мотив к деятельности, так как наличие проблемы порождает ощущение дисгармонии и вызывает стремление ее преодолеть. Возникает своеобразное «присвоение» учеником проблемы, наделение се личностным смыслом.

2. Второй этап работы - целеполагание. На этом этапе проблема преобразуется в личностно значимую цель и приобретает образ ожидаемого результата, который в дальнейшем воплотится в проектном продукте.

3. Планирование - важнейший этап работы над проектом, в результате которого ясные очертания приобретает не только отдаленная цель, но и бли­жайшие шаги.

Работа над проектом Реализация имеющегося плана - следующий этап проектного цикла. Это период максимального колебания мотива. У некоторых ясность пред­стоящих шагов, наличие четкого плана повышают мотив к деятельности, а у других возникает ощущение легкости и доступности всей работы, желание расслабиться, не напрягаться. Самооценки и рефлексии - завершающего этапа работы. Автор должен сравнить полученный результат со своим замыслом, если есть возможность, внести исправления. Автору проекта необходимо оценить, какие измене­ния произошли в нем самом, чему он научился, что узнал.   !!! Проект обязательно должен иметь письменную часть - отчет о ходе работы, в котором описываются все этапы работы (начиная с определения проблемы проекта).

Работа над проектом

  • Реализация имеющегося плана - следующий этап проектного цикла. Это период максимального колебания мотива. У некоторых ясность пред­стоящих шагов, наличие четкого плана повышают мотив к деятельности, а у других возникает ощущение легкости и доступности всей работы, желание расслабиться, не напрягаться.
  • Самооценки и рефлексии - завершающего этапа работы. Автор должен сравнить полученный результат со своим замыслом, если есть возможность, внести исправления. Автору проекта необходимо оценить, какие измене­ния произошли в нем самом, чему он научился, что узнал.

!!! Проект обязательно должен иметь письменную часть - отчет о ходе работы, в котором описываются все этапы работы (начиная с определения проблемы проекта).

Совместная деятельность учителя и ученика в рамках проекта   Педагогическая топкость здесь заключается в том, что ученик должен чувствовать, что проект - это его работа, его создание, его изобретение, реализация его собственных идей и замыслов...   Ученик должен видеть, что учитель с уважением относится к его точке зрения, даже если она не совпадает с точкой зрения педагога.

Совместная деятельность учителя и ученика в рамках проекта

Педагогическая топкость здесь заключается в том, что ученик должен чувствовать, что проект - это его работа, его создание, его изобретение, реализация его собственных идей и замыслов...

Ученик должен видеть, что учитель с уважением относится к его точке зрения, даже если она не совпадает с точкой зрения педагога.

Возрастные и индивидуальные особенности учащихся      Метод проектов природосообразен при обучении подростков прежде всего потому, что по­зволяет отладить и некоторые проблемные проявления «трудного» возраста, такие как;   - чувство взрослости, проявляющееся в потребности равноправия, ува­жения и самостоятельности, доверия.  - склонность к фантазированию, когда возможность осуществить соб­ственный замысел становится мощным стимулом к действию.  - стремление определить границы своих физических и интеллекту­альных возможностей.

Возрастные и индивидуальные особенности учащихся

Метод проектов природосообразен при обучении подростков прежде всего потому, что по­зволяет отладить и некоторые проблемные проявления «трудного» возраста, такие как;

- чувство взрослости, проявляющееся в потребности равноправия, ува­жения и самостоятельности, доверия.

- склонность к фантазированию, когда возможность осуществить соб­ственный замысел становится мощным стимулом к действию.

- стремление определить границы своих физических и интеллекту­альных возможностей.

Проблема учебного мотива  Работая над проектом , можно приобрести новые знания и опыт в интересующей сфере и сразу же применить их на практике. В этой ситуации обучение превращается в процесс осознанного активного поиска, присвоения и применения новых знаний (что вообще характерно для деятельностных технологий обучения).  Это и есть те приращения в знаниях, умениях и навыках , ради которых организуется проектная деятельность и которые в дальнейшем будут легко переноситься учащимся на другие виды учебной и внеучеб­ной деятельности.  Если педагог предоставляет ученику возможность проявлять максимальную самостоятельность , не от­пуская тем не менее «на самотек», работа над проектом позволит подростку выстроить новые отношения и занять свое место в классной иерархии; узнать границы своих возможностей, увидеть рост своей компетентности в различ­ных областях знаний, приобрести новый опыт ; сформировать более четкие представления о будущей профессии, о своей взрослой жизни.

Проблема учебного мотива

Работая над проектом , можно приобрести новые знания и опыт в интересующей сфере и сразу же применить их на практике. В этой ситуации обучение превращается в процесс осознанного активного поиска, присвоения и применения новых знаний (что вообще характерно для деятельностных технологий обучения).

Это и есть те приращения в знаниях, умениях и навыках , ради которых организуется проектная деятельность и которые в дальнейшем будут легко переноситься учащимся на другие виды учебной и внеучеб­ной деятельности.

Если педагог предоставляет ученику возможность проявлять максимальную самостоятельность , не от­пуская тем не менее «на самотек», работа над проектом позволит подростку выстроить новые отношения и занять свое место в классной иерархии; узнать границы своих возможностей, увидеть рост своей компетентности в различ­ных областях знаний, приобрести новый опыт ; сформировать более четкие представления о будущей профессии, о своей взрослой жизни.

Возраст учащихся и объём помощи учителя  Пяти- и шестиклассники нуждаются в значительной обу­чающей и стимулирующей помощи педагога почти на всех этапах работы над проектами. Особенно трудно дается им выделение проблемы, формули­рование цели работы, планирование деятельности. Все это предполагает, что значительный объём работы над проектом учителю придется осуществлять вместе с ребенком, постоянно его поддерживая и вдохновляя.  Семи- и восьмиклассники вполне могут самостоятельно сформули­ровать проблему и цель проекта - их знаний и школьного опыта для этого достаточно.  Трудность может возникнуть у них при разработке плана, осо­бенно детального : если основные этапы работы просматриваются ими легко, то более мелкие шаги выпадают из поля зрения. Ясно, что это непременно скажется на качестве работы. Тут потребуется помощь взрослого. Реализация плана, как правило, не вызывает трудностей.

Возраст учащихся и объём помощи учителя

Пяти- и шестиклассники нуждаются в значительной обу­чающей и стимулирующей помощи педагога почти на всех этапах работы над проектами. Особенно трудно дается им выделение проблемы, формули­рование цели работы, планирование деятельности. Все это предполагает, что значительный объём работы над проектом учителю придется осуществлять вместе с ребенком, постоянно его поддерживая и вдохновляя.

Семи- и восьмиклассники вполне могут самостоятельно сформули­ровать проблему и цель проекта - их знаний и школьного опыта для этого достаточно.

Трудность может возникнуть у них при разработке плана, осо­бенно детального : если основные этапы работы просматриваются ими легко, то более мелкие шаги выпадают из поля зрения. Ясно, что это непременно скажется на качестве работы. Тут потребуется помощь взрослого. Реализация плана, как правило, не вызывает трудностей.

Позиция учителя в ходе проектной работы как метод воспитания   Для того чтобы максимально использовать воспитательный потен­циал проектной деятельности, учитель может быть:  руководителем проекта , который несет серьезную ответственность за ход и результат работы (5-6 кл.). Это дает пятиклассникам возможность приобрести недостающий опыт в психо­логически комфортных условиях;  коллегой по работе (7- 8 кл.), который в значительной степени вовлечен в процесс. Это отношения равноправных партнеров, которые увлечены общей работой и взаимно обогащаются знаниями и опы­том, подпитываются энтузиазмом друг друга.

Позиция учителя в ходе проектной работы как метод воспитания

Для того чтобы максимально использовать воспитательный потен­циал проектной деятельности, учитель может быть:

  • руководителем проекта , который несет серьезную ответственность за ход и результат работы (5-6 кл.). Это дает пятиклассникам возможность приобрести недостающий опыт в психо­логически комфортных условиях;
  • коллегой по работе (7- 8 кл.), который в значительной степени вовлечен в процесс. Это отношения равноправных партнеров, которые увлечены общей работой и взаимно обогащаются знаниями и опы­том, подпитываются энтузиазмом друг друга.

Групповая проектная работа    Серьезной задачей является само формирование проектной группы. В идеале все ее участники должны быть активными, самостоятель­ными и ответственными. Кроме того, чтобы группа успешно справилась с проектом, среди ее участников должны быть: «генератор идей» - тот, кто придумывает, «эрудит» - тот, кто много знает, «критик» - тот, кто сомневается, проверяет и перепроверяет.    Есть еще одно ограничение для групповых проектов - они не могут быть долгосрочными: детям трудно самостоятельно наладить и осуществлять совмест­ную деятельность на протяжении длительного времени.

Групповая проектная работа

Серьезной задачей является само формирование проектной группы. В идеале все ее участники должны быть активными, самостоятель­ными и ответственными. Кроме того, чтобы группа успешно справилась с проектом, среди ее участников должны быть:

  • «генератор идей» - тот, кто придумывает,
  • «эрудит» - тот, кто много знает,
  • «критик» - тот, кто сомневается, проверяет и перепроверяет.

Есть еще одно ограничение для групповых проектов - они не могут быть долгосрочными: детям трудно самостоятельно наладить и осуществлять совмест­ную деятельность на протяжении длительного времени.

Творческий проект на уроке технологии  Существует различная типология проектов по доминирующей деятельности учащихся: практико-ориентированный проект, исследовательский проект, творческий проект.   Именно творческий проект , применяемый на уроках технологии, предполагает максимально свободный и нетрадици­онный подход к его выполнению и презентации результатов.   Именно творческий проект  позволяет учаще­муся проявить себя, создав произведение любого жанра. Такие проекты способны кардинальным образом изменить представление окружающих об авторе проекта, поднять его статус в классе, снизить тревожность, повы­сить самооценку, не говоря уже о непосредственном развитии творческих способностей ребенка.

Творческий проект на уроке технологии

Существует различная типология проектов по доминирующей деятельности учащихся: практико-ориентированный проект, исследовательский проект, творческий проект.

Именно творческий проект , применяемый на уроках технологии, предполагает максимально свободный и нетрадици­онный подход к его выполнению и презентации результатов.

Именно творческий проект позволяет учаще­муся проявить себя, создав произведение любого жанра. Такие проекты способны кардинальным образом изменить представление окружающих об авторе проекта, поднять его статус в классе, снизить тревожность, повы­сить самооценку, не говоря уже о непосредственном развитии творческих способностей ребенка.

Критерии оценивания проекта  Между тем оценивание результатов обучения является одной из важней­ших сторон учебного процесса. Именно оцениванию принадлежит ключевая роль в управлении этим процессом.  А если оцениваемая работа - творческая, исследовательская, по­исковая. Работа, в которой автор имеет свой нестандартный взгляд на личностно значимую для него проблему, работа, подчиняющаяся собственной внутренней логике, такая как, например, проект?  Критерии оценивания показывают ребенку эталон работы, а значит, способствуют формированию адекватной самооценки, что является важнейшим социальным навыком.

Критерии оценивания проекта

Между тем оценивание результатов обучения является одной из важней­ших сторон учебного процесса. Именно оцениванию принадлежит ключевая роль в управлении этим процессом.

А если оцениваемая работа - творческая, исследовательская, по­исковая. Работа, в которой автор имеет свой нестандартный взгляд на личностно значимую для него проблему, работа, подчиняющаяся собственной внутренней логике, такая как, например, проект?

Критерии оценивания показывают ребенку эталон работы, а значит, способствуют формированию адекватной самооценки, что является важнейшим социальным навыком.

Ещё раз о деятельностном подходе…   Сегодня школа должна научить: увидеть проблему, поставить цель, раз­работать план, реализовать его, проанализировать свою работу, сделать выводы и т.д.    Правильно организованная проектная деятельность дает ребенку воз­можность работать над действительно интересной ему темой и делать это в увлекательной форме. В ходе проекта его автор обязательно создает про­ектный продукт - материальное воплощение найденного им способа реше­ния исходной проблемы.   Как деятельностный метод обучения , проект позволяет учителю развивать у детей те знания и умения, формировать компетенции (знания, соединенные с опытом практического их применения), которых, как показывают результаты международного тестирования, как раз и не хватает нашим школьникам.

Ещё раз о деятельностном подходе…

Сегодня школа должна научить: увидеть проблему, поставить цель, раз­работать план, реализовать его, проанализировать свою работу, сделать выводы и т.д.

Правильно организованная проектная деятельность дает ребенку воз­можность работать над действительно интересной ему темой и делать это в увлекательной форме. В ходе проекта его автор обязательно создает про­ектный продукт - материальное воплощение найденного им способа реше­ния исходной проблемы.

Как деятельностный метод обучения , проект позволяет учителю развивать у детей те знания и умения, формировать компетенции (знания, соединенные с опытом практического их применения), которых, как показывают результаты международного тестирования, как раз и не хватает нашим школьникам.

Источники информации:

Источники информации:

  • М.А. Ступницкая «Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности» , edu.1september.ru
  • Макет презентации Бондаренко Т. Н. , МОУ «НШ-ДС» г.Железноводска, ЗДВР, http://pedsovet.su/
  • http://natalya-121258.ya.ru/replies.xml?item_no=1607
  • http://www.solnushki.ru/creative/clip0046
  • http://art8you.net/clipart/books


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Деятельностные технологии обучения

Автор: Шувалова Ирина Викторовна

Дата: 16.11.2015

Номер свидетельства: 253839

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Обобщение опыта по теме "Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе". "
    ["seo_title"] => string(130) "obobshchieniie-opyta-po-tiemie-riealizatsiia-tiekhnologhii-dieiatiel-nostnogho-mietoda-obuchieniia-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "193391"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427633605"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "«Конструирование уроков введения нового знания по технологии деятельностного метода обучения» (из опыта работы) "
    ["seo_title"] => string(124) "konstruirovaniie-urokov-vviedieniia-novogho-znaniia-po-tiekhnologhii-dieiatiel-nostnogho-mietoda-obuchieniia-iz-opyta-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "110676"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1406406557"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(215) "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ «Планирование уроков теоретического  обучения  в соответствии с ФГОС»"
    ["seo_title"] => string(131) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-dlia-priepodavatieliei-planirovaniie-urokov-tieorietichieskogho-obuchieniia-v-sootvietstvii-s-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "316539"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1460109199"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Доклад на тему " Информационно-коммуникационные технологий обучения на уроках математики""
    ["seo_title"] => string(89) "dokladnatiemuinformatsionnokommunikatsionnyietiekhnologhiiobuchieniianaurokakhmatiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "282105"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453646358"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(225) "«Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе»Обобщение опыта работы(презентация) "
    ["seo_title"] => string(143) "riealizatsiia-tiekhnologhii-dieiatiel-nostnogho-mietoda-obuchieniia-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie-obobshchieniie-opyta-raboty-priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "205876"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1430048804"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства