kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Конструирование уроков введения нового знания по технологии деятельностного метода обучения» (из опыта работы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья ««Конструирование уроков введения нового знания по технологии деятельностного метода обучения» (из опыта работы) раскрывает смысл деятельностного подхода в обучении, его структуру урока, рассматривает типологию уроков в дидактической системе деятельностного метода. В статье даны методические рекомендации по конструированию учебной процесса, приведены примеры деятельности учителя и учащихся на уроке.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Конструирование уроков введения нового знания по технологии деятельностного метода обучения» (из опыта работы) »

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 22» г. Калуги











«Конструирование уроков введения нового знания по технологии деятельностного метода обучения»

(из опыта работы)











Т. А. Попова

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории







Калуга, 2014



«…Образование, чтобы достичь своей цели

и для отдельного ученика и для общества,

должно базироваться на актуальном

и жизненном опыте отдельного человека…».
Дьюи


Сегодня, когда требования ФГОС НОО должны стать реальностью каждой школы, каждого класса, каждой семьи, в которой растёт ученик, всё более очевидны трудности, стоящие перед учителем начальной школы. Почему? Разработчики ФГОС НОО обозначили в качестве теоретической основы системно – деятельностный подход. Приложение 1.

Содержание начального образования, построенное на деятельностной парадигме, требует детальной методической разработки для его реализации на уроке. И в этом проблема его освоения учителями.

Как правило, педагог, призванный сегодня реализовывать стандарт, сам учился по программам знаниевой школы, получал профессиональное образование, когда развивающее обучение только завоёвывало свои позиции. Теперь ему предстоит кардинально измениться, а это процесс не просто объективно трудный, но и болезненный.

Признать сегодня большую актуальность деятельностной школы – значит признать, что вся жизнь прошла не под тем знаменем.

Именно поэтому так важно оказать учителю всю возможную помощь в освоении деятельностного подхода не только теоретически, но и практически.

Вот тезис, который давно в психологии обучения является основополагающим: «Ребёнок в процессе обучения должен быть не объектом, а субъектом учебной деятельности». 

Что мы чаще всего обнаруживаем на рабочем традиционном уроке? Учитель объявляет тему; сообщает, чем предстоит заниматься; объясняет и проверяет восприятие материала; организует тренировку в применении сведений, проверяет домашнюю работу и т. д. Кем же при такой организации обучения является ученик – субъектом учебной деятельности (т. е. тем, к т о учится) или её объектом (тем, к о г о учат)? Конечно, объектом.

Учителя начальных классов осознают важность самостоятельной работы учащихся как метода обучения, реализация которого способствует подготовке к самообразованию, самоконтролю, формированию умений планировать и анализировать свою деятельность, делать обобщения.

Восприятия контроля и оценки как универсальных УЧЕБНЫХ действий, а не как функционала учителя – вот что во многом определяет успешность реализации деятельностного подхода.

Учитель должен:

  • осознать необходимость изменения своей роли в организации учебного процесса;

  • изменить традиционную структуру урока;

  • организовать учебное сотрудничество, для выработки критериев, эталонов, «производства» оценки.

Научить ребёнка плавать можно только в воде, а научить ребёнка действовать можно только в процессе деятельности.

Каждый ребёнок от рождения наделён одному ему свойственным потенциалом развития, и этот потенциал может развиться только в процессе собственной деятельности.

Что же представляет собой учение как деятельность?

Термин «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» определяет любую активность, любую работу человека.

Осмысленная и целенаправленная деятельность школьников по овладению знаниями определяется как учебная деятельность.

Учебная деятельность не дана ребёнку в готовой форме, её нужно сформировать. Именно в построении учебной деятельности и заключается задача начальной школы — прежде всего ребенка нужно научить учиться.

Учебная деятельность имеет свою структуру.


Д. Б. Эльконин выделил в ней несколько взаимосвязанных компонентов:

  1. Учебная задача — это то, что ученик должен был освоить.

  2. Учебное действие — это изменения учебного материала, необходимые для его усвоения учеником, это то, что ученик должен сделать, чтобы обнаружить свойства того предмета, который он изучает.

  3. Действие контроля — это указание на то правильно ли ученик осуществляет действие, соответствующее образцу.

  4. Действие оценки — определение того достиг ли ученик результата или нет.


При этом новая технология, новый способ организации обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает её, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей.



Деятельностный подход к обучению предполагает:


• наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить); 


• выполнение учениками определённых действий для приобретения знаний;


• выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;


• формирование у школьников умений контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;


• включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.


Предоставленные материалы – результат работы учителей. Я не указываю по какому УМК можно работать, так как мне важно показать только технологию организации учебной деятельности младших школьников.

Реализуя на уроках в начальной школе данный подход, педагоги понимают, что включение ребенка в деятельность коренным образом отличается от традиционной передачи ему готового знания.



Типология уроков

в дидактической системе деятельностного метода

Разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать непрерывности обучения. Поэтому при организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая ему система дидактических принципов как основа для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником.


Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:

  1. уроки «открытия» нового знания;

  2. уроки рефлексии;

  3. уроки общеметодологической направленности;

  4. уроки развивающего контроля.


1. Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в неё новых элементов.

2. Урок рефлексии.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов.

3. Урок общеметодологической направленности.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.

4. Урок развивающего контроля.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.

Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Методические рекомендации

по организации учебной деятельности

младших школьников на уроке.


В «Методических рекомендациях по организации учебной деятельности младших школьников на уроке» рассматриваются особенности построения уроков введения нового знания в разных классах начальной школы. Передо мной не стоит задача описания всех структурных элементов урока. Необходимо рассмотреть некоторые компоненты учебной деятельности, сравнить способы обучения для помощи учителю в организации учебного процесса.

Данный материал поможет учителю не только в совершенстве овладеть новой технологией обучения, но и внедрить её в образовательный процесс.



  1. Сравнение объяснительно – иллюстративного и деятельностного способов обучения.


Урок, являясь основной формой организации учебного процесса, строится на этих же принципах. Учитель и ранее, и теперь, должен заранее спланировать урок, продумать его организацию, провести урок, осуществить коррекцию своих действий и действий учащихся с учётом анализа (самоанализа) и контроля (самоконтроля).

Как известно, самый распространённый тип урока – комбинированный. Рассмотрим его с позиции основных дидактических требований, а также раскроем суть изменений, связанных с проведением урока современного типа:

Объяснительно – иллюстративный

Компоненты учебной деятельности

Деятельностный

Учитель сообщает учащимся

Формулировка темы урока

Формулируют сами учащиеся

Задается педагогом.





Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Цель – предполагаемый результат

В процессе проблематизации обеспечивается внутреннее принятие цели.



Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

Используются внешние мотивы

Мотивы – побудители к деятельности

Опора на внутренние мотивы

Выбираются педагогом

Средства – способы осуществления деятельности

Совместный

с учащимися выбор

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач, предусмотренных учителем

(чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Действия – основной элемент деятельности

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану, у учащихся имеетсявозможность индивидуального выбора (применяется групповой, индивидуальный методы)

Уровень усвоения знаний, умений и навыков

Результат - конечный продукт

Позитивные внутренние личностные изменения. Личностная готовность включает мотивационную и коммуникативную готовность, сформированность Я-концепция и самооценки, эмоциональную зрелость ребенка.Отношение к школе, учению и поведение в процессе учебной деятельности, характеризующее сформированность внутренней позиции школьника

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися работы. Механизм осуществления контроля находится в руках учителя.

Контроль – компонент учебной деятельности

Используя навык самоконтроля и

взаимоконтроля, учащиеся осуществляют планирование деятельности, контролируют процесс выполнения задания и конечный результат.

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Коррекция – звено в структуре самоконтроля

Учащиеся осуществляют коррекцию по составленному плану, вносят усовершенствования

Учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке, её результативность через сравнение с эталоном

Оценка – критерий достижения цели

Самооценка на основе применения индивидуальных эталонов достижения, также оценивание результатов деятельности товарищей

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили, что нового узнали

Итог урока

Проводится рефлексия деятельности

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Домашнее задание

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей, в зависимости от степени сложности и др.



- При подробном анализе двух типов уроков (рассмотренных выше) становится ясно, что различаются они, прежде всего, деятельностью учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем.

Формирование ученика как субъекта учения УЖЕ стало реальной необходимостью. Результат будет, когда учитель сам захочет работать по – другому. Надо самому себе ответить на вопрос: хочешь ты быть в выбранной профессии современным и успешным или нет? Если хочешь, путь только один – осваивать деятельностный подход.


  1. Методические основы построения урока.


  • Актуализация знаний


Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

  • 4 – 5 минут;

  • возникновение проблемной ситуации.


Данный этап предполагает подготовку мышления детей к деятельности:
1) актуализацию знаний, умений, навыков, необходимых для приобретения нового знания, для построения нового способа действия;
2) тренировку соответствующих мыслительных операций.


Рекомендации к проведению:
1) Коллективные формы работы: коммуникативное взаимодействие, беседа.
2) Индивидуальные формы работы: задание для самостоятельного выполнения, математический диктант и т.д.
3) Фиксация в громкой речи различных вариантов решения и отсутствие изученного способа их обоснования.


ИТАК:

! Задания на этапе Актуализации знаний должны быть подобраны четко следуя цели этапа урока и теме урока.

! Не надо обобщать и повторять все знания детей!


  • Приёмы создания проблемной ситуации


Рассмотрим проблемные ситуации с удивлением или с затруднением, по типу противоречия, а так же приемы создания проблемной ситуации.


Тип проблемной ситуации

Тип противоречия

Приемы создания проблемной ситуации

С удивлением

Между двумя (или более) положениями

1.Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.

2.Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием.

Между житейским представлением учащихся и научным фактом

Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку»; предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.

С затруднением

Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя

1. Дать практическое задание, невыполнимое вообще.

2. Дать практическое задание, несходное с предыдущим.


Приведу примеры приёмов создания проблемной ситуации:


  1. Математика.

Тема урока: «Выражения с переменной» (2 класс).


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

II. Актуализация опорных знаний.

На доске запись: 5 ∙ 8, 7 ∙ 4, 8 + 6,

30 – 25, 48 : 6, 3 + 9, 4 + 7, х + 3.

- Что записано на доске?

- Давайте найдем значения этих выражений!





- Выражения.

- Учащиеся испытывают затруднения в нахождении значения последнего выражения: х + 3.



  1. Математика.

Тема урока: «Сумма углов треугольника» (3 класс).


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

II. Актуализация опорных знаний.

- Постройте треугольник с углами 90, 120, 60 градусов.



Оказываются в затруднении.



  1. Русский язык.

Тема урока: «Образование наречий» (3 класс).



Деятельность учителя

Деятельность учащихся

II. Актуализация опорных знаний.

- Прочитайте столбики слов:

редкий редко

мягкий мягко

лёгкий легко

- Что можете о них сказать?

- Разберите слова каждого столбика по составу.

- Проверим. Слова второго столбика – наречия. Вспомните, что такое наречие.

- Но тогда чего не может быть у наречий?


- Это родственные слова. В первом столбике прилагательные, а во втором – наречия.



Ученица у доски выделяет в наречиях окончание – о.


- Неизменяемая часть речи.


- Окончания.







  • Примеры формулирования учебной проблемы (темы урока)


Приведу примеры

приемов формулирования учебной проблемы


  1. Математика.

Тема урока: «Выражения с переменной» (2 класс).



Деятельность учителя

Деятельность учащихся

III.Постановка учебной задачи (проблемы).

- Выполнили задание?

- Почему? В чем затруднение?



- Что такое х ?

- Какой возникает вопрос?


- Какова тема нашего урока?




- Нет, не все.

- Не смогли решить последнее выражение. Не умеем находить значение таких выражений.

- Переменная.

- Как найти значение выражения с переменной?

- Выражения с переменной.

(Учебная проблема как тема урока.)



  1. Технология.

Тема урока: «Разметка с помощью сгибания» (1 класс).


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

II. Актуализация опорных знаний.

- У вас на партах лежат листы бумаги. Подумайте и постарайтесь найти ответ на следующий вопрос: можно ли без помощи карандаша и других инструментов и приспособлений получить на листе бумаги прямую линию?

Можете попробовать выполнить задание практически.

III. Постановка учебной задачи (проблемы).

- Вы смогли выполнить задание?

- Почему не получается?



- Как вы думаете, на какой вопрос нам предстоит ответить?





Дети пытаются найти ответ на вопрос.








- Нет.

- Мы умеем проводить прямую линию только при помощи карандаша и линейки.

- Как получить на листе бумаги прямую линию, не используя карандаш и другие инструменты?

(Учебная проблема как вопрос)



  • Методы постановки учебной проблемы


  • Побуждающий от проблемной ситуации диалог.


Побуждение к созданию противоречия

Побуждение к формулированию учебной проблемы

Прием 1.

О фактах: Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты?

О теориях: Что вас удивило? Сколько существует теорий (точек зрения)?

Прием 2. Сколько же в нашем классе мнений?

Прием 3. Вы сначала как думали?

Прием 4. Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение?

Прием 5. Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущее?

Прием 6. Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено?

Выбрать подходящее:

- Какой возникает вопрос?

- Какова будет тема урока?


Приведу примеры

методов постановки учебной проблемы


  1. Математика.

Тема урока: «Выражения с переменной» (2 класс)



Деятельность учителя

Деятельность учащихся

III. Постановка учебной задачи (проблемы).

- Выполнили задание?

- Почему? В чем затруднение?

(Побуждение к осознанию противоречия)




- Что такое х?

- Какой возникает вопрос?


- Какова тема нашего урока?

(Побуждение к формулированию проблемы)



- Нет, не все.

- Не смогли решить последнее выражение (осознание затруднения).

- Не умеем находить значение таких выражений. (осознание неприменимости известного правила).

- Переменная.

- Как найти значение выражения с переменной?

- Выражения с переменной.

(Учебная проблема как тема урока.)



  1. Русский язык.

Тема урока: «Образование наречий» (3 класс)


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

II. Актуализация опорных знаний.

- Прочитайте столбики слов:

редкий редко

мягкий мягко

лёгкий легко

- Что можете о них сказать?

- Разберите слова каждого столбика по составу.

- Проверим. Слова второго столбика – наречия. Вспомните, что такое наречие.

- Но тогда чего не может быть у наречий?


- Это родственные слова. В первом столбике прилагательные, а во втором – наречия.



Ученица у доски выделяет в наречиях окончание – о.


- Неизменяемая часть речи.


- Окончания.







  • Подводящий к теме диалог:

  • - система посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к осознанию темы урока.

  • - не требует создания проблемной ситуации, хорошо выстраивается «от повторения».






Итог:

- Надеюсь, я помогла разобраться в том, что сегодня называется деятельностным подходом, и теперь вы, пусть немного, но иначе смотрите на то, каким должен быть современный урок.

- Успех усвоения деятельностного подхода зависит только от вашей смелости, терпения и уверенности в том, что этот путь единственно верный. Желаю удачи!




Приложение 1.


Системно - деятельностный подход - методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие, в том числе развитие потенциальных возможностей человека для того, чтобы он стал успешным в обществе, реализовал своё «Я».

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании позволяет реализовать современные цели

образования:


1. Воспитательные:

•  формирование у детей правильного отношения к окружающему миру, основ анализа действительности;

•  развитие у детей самостоятельности, уверенности в своих силах,

ощущения, что они могут справиться с решением любой задачи.


2. Образовательные:

•  повышение уровня общей образованности учащихся;

•  формирование положительного отношения детей к учебному процессу;

•  умение анализировать и решать изобретательские, практические и социальные задачи;

•  целенаправленное развитие системно-диалектического мышления.


3. Развивающие:

•  развитие памяти, внимания, логики и интеллекта в целом;

•  развитие творческих способностей (беглости, гибкости, оригинальности мышления);

•  развитие пространственного мышления;

•  развитие речи;

•  умение анализировать, синтезировать, комбинировать;

•  развитие творческого воображения.




Приложение 2.

ПАМЯТКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ


  • Приёмы создания проблемной ситуации


Тип проблемной ситуации

Тип противоречия

Приемы создания проблемной ситуации

С удивлением

Между двумя (или более) положениями

1.Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.

2.Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием.

Между житейским представлением учащихся и научным фактом

Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку»; предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.

С затруднением

Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя

1. Дать практическое задание, невыполнимое вообще.

2. Дать практическое задание, несходное с предыдущим.



  • Примеры формулирования учебной проблемы (темы урока)


  • Учебная проблема как тема урока.

  • Учебная проблема как вопрос.

  • Методы постановки учебной проблемы


  • Побуждающий от проблемной ситуации диалог


Побуждение к созданию противоречия

Побуждение к формулированию учебной проблемы

Прием 1.

О фактах: Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты?

О теориях: Что вас удивило? Сколько существует теорий (точек зрения)?

Прием 2. Сколько же в нашем классе мнений?

Прием 3. Вы сначала как думали?

Прием 4. Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение?

Прием 5. Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущее?

Прием 6. Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено?

Выбрать подходящее:


- Какой возникает вопрос?

- Какова будет тема урока?



  • Подводящий к теме диалог


  • система посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к осознанию темы урока.

  • не требует создания проблемной ситуации, хорошо выстраивается «от повторения».








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Попова Татьяна Андреевна

Дата: 27.07.2014

Номер свидетельства: 110676

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(257) "Выступление - обобщение опыта "Технология деятельностного обучения как условие развития УУД младших школьников  на примере УМК «Гармония»" "
    ["seo_title"] => string(157) "vystuplieniie-obobshchieniie-opyta-tiekhnologhiia-dieiatiel-nostnogho-obuchieniia-kak-usloviie-razvitiia-uud-mladshikh-shkol-nikov-na-primierie-umk-garmoniia"
    ["file_id"] => string(6) "111305"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1407336574"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Системно - деятельностный подход в реализации ФГОС"
    ["seo_title"] => string(49) "sistiemnodieiatielnostnyipodkhodvriealizatsiifgos"
    ["file_id"] => string(6) "305011"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457861001"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Презентация.Контроль навыков устной речи по теме " My family""
    ["seo_title"] => string(65) "priezientatsiia-kontrol-navykov-ustnoi-riechi-po-tiemie-my-family"
    ["file_id"] => string(6) "257246"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1448294355"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(293) "ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НОО МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3  с крымскотатарским языком обучения»   городского округа Судак  В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС "
    ["seo_title"] => string(174) "organizatsiia-raboty-noo-mbou-sriedniaia-obshchieobrazovatiel-naia-shkola-3-s-krymskotatarskim-iazykom-obuchieniia-ghorodskogho-okrugha-sudak-v-usloviiakh-pieriekhoda-na-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "152899"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1420915690"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Требования к современномууроку в условиях введения ФГОС."
    ["seo_title"] => string(64) "triebovaniia-k-sovriemiennomuuroku-v-usloviiakh-vviedieniia-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "292300"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455264041"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства