Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности «Умелые ручки»»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение города Новосибирска Средняя общеобразовательная школа № 141 с углубленным изучением математики
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
общекультурного направления
«Умелые ручки»
для учащихся 5-8 классов
реализация ФГОС ООО (2010г.)
срок реализации -4 года
Программа разработана
Пугачевой Г.В. учителем технологии
первой квалификационной категории
г. Новосибирск
2016 г.
Рабочая программа по внеурочной деятельности (на 4 года)
Общекультурное направление (2016-2020 учебные годы)
Количество часов:
1 год обучения: 5 классы 1 час в неделю, в год 34 часов.
2 год обучения: 6 классы 1 час в неделю, в год 34 часов.
3 год обучения: 7 классы 1 час в неделю, в год 34 часов.
4 год обучения: 8 классы 1 час в неделю, в год 36 часов.
Итого: 138 часов.
Рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления разработана на основе ФГОС ООО с использованием:
Рабочей программы «Технология 5-8 классы» Автор: Тищенко А.Т.,Синица Н.В..М. «Вентана-Граф», 2012
Учебно-методического пособия для учителя «Художественное лоскутное шитье» Автор: О.И. Нагель. М. «Школьная пресса», 2004
Программа разработана учителем технологии: Пугачевой Г.В.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Волшебный лоскуток»
Освоение детьми программы внеурочной деятельности по общекультурному направлению ДПИ «Волшебный лоскуток» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа обеспечивает достижение выпускниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные
- учебно-познавательный интерес к ДПИ, как одному из видов изобразительного искусства;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мултикультурной картиной современного мира;
- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
- способность самооценки на основе критерия успешности деятельности;
- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Обучающиеся получат возможность для формирования:
- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство, как значимую сферу человеческой жизни;
- возможности реализовать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
- эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.
Метапредметные
Регулятивные
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ, решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
- осуществлячть итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
- адекватно воспринимать оценку своих работ и окружающих;
- навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;
- вносить необходимые коррективы в действие, после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия , как по ходу его реализации, так и в конце действия;
- пользоваться средствами выразительного языка ДПИ, художественного конструирования;
- моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного, создавать новые образы средствами ДПИ;
- осуществлять поиск информации с ипользованием литературы и средств массовой информации;
- отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла.
Познавательные
- различать изученные виды ДПИ,представлять их место и роль в жизни человека и общества;
- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве4
- осваивать особенности художественно-выразительных средств, материалов, техник, применяемых в ДПИ;
- развивать художественный вкус, как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми;
- формировать собственное мнение и позицию;
Обучающиеся получат возможность научиться:
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
В результате занятий по лоскутному шитью у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.
Оценка планируемых результатов освоения программы.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсаХ, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портфолио.
Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий
Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся. В портфолио ученика включается фото и видиоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материала самоанализа, схемы, иллустрации, эскизы.
Предметные результаты
уважать и ценить искусство и художественно-творческую деятельность человека;
понимать образную сущность искусства;
сочувствовать событиям и персонажам, воспризведенным в произведениях пластических искусств, их чувствам и идеям, эмоционально-ценносному отношению к природе, человеку и обществу и его передачисредствами художественного языка;
выражать свои чувства, мысли, идеи, мнения средствами художественногоязыка;
воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства;
создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
В результате освоения материала программы обучающийся должен знать и уметь:
технологию изготовления изделий в лоскутной технике;
самостоятельно составить и разработать эскиз;
иметь навыки самостоятельно изготавливать изделия с художественным вкусом и стилевым оформлением;
осознанно относиться к своему здоровью, к саморегуляции деятельности и поведения;
использовать основы цветоведения, знать хроматические и ахроматические, холодные и теплые цвета;
основные понятия об орнаменте, композиции;
подбирать материалы по цвету, рисунку, фактуре, пользоваться инструментами, приспособлениями, шаблонами.
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.
Актуальность
Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности
Декоративное творчество способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что является базовым ориентиром федеральных образовательных стандартов.
Помещение, в котором мы живём, работаем и отдыхаем, должно быть удобным, уютным и конечно красивым. Для этого можно многое сделать своими руками. Лоскутное шитьё – это красивый и неповторимый интерьер.
Программа «Волшебный лоскуток» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования и призвана сформировать у учащихся художественно-эстетический способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной творческой деятельности. Программа «Волшебный лоскуток» является программой внеурочной деятельности учащихся, где несравненно больше, чем на уроке создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа призванная учитывать личные запросы школьников, стремится к их удовлетворению, требует дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.
Организация внеурочной деятельности с учащимися осуществляется в рамках процесса становления и развития воспитательной системы. Именно внеурочная деятельность призвана наиболее полно удовлетворить потребности ребёнка в творческом самовыражении. Польза и красота, обычное, в сущности, шитьё и истинно художественная работа, бытовое удобство и духовность настоящего искусства – такова главная, сквозная идея программы «Волшебный лоскуток».
На первом занятии школьники знакомятся с лоскутной техникой «пэчворк», с материалами и инструментами для изготовления поделок, изготавливают небольшие по объёму изделия для кухонного интерьера. На втором этапе знакомятся с технологией изготовления изделий для украшения современной квартиры, создают собственные оригинальные изделия в лоскутной технике.
С первого занятия с учащимися проводится инструктаж по правилам техники безопасности при работе с инструментами и на швейной машине, организации рабочего места.
Программа «Волшебный лоскуток» основана на следующих принципах:
личностного подхода (добровольность включения детей в ту или иную деятельность),
природосообразности воспитания (учёт возрастных, половозрастных, индивидуальных особенностей детей),
творчества и свободы (создание необходимых условий для самовоспитания, саморазвития, самосовершенствования ребенка),
гуманизации межличностных отношений (уважительные демократические отношения между взрослыми и детьми, уважение и терпимость к мнению детей),
свободы и выбора (ребенок имеет возможность проявить свой свободный выбор содержания, форм, способов, видов деятельности),
преемственности и дифференциации (организация и поддержание связей между возрастными категориями, отбор содержания, технологий, форм, методов в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями детей, активное участие детей во всех видах деятельности).
Возрастные особенности
Группа первого года обучения объединяет обучающихся младшего подросткового возраста. В сознании детей данной возрастной группы происходит заметные изменения, учащиеся осознают себя в мире, их мышление становится более широким и гибким. Они умеют соотносить свои взгляды со взглядами сверстников и других людей, пытаются разобраться в собственных чувствах. На этом этапе обучения знания и умения детей являются не только целью обучения, но становится средством постижения духовной стороны искусства, через которое происходит обогащение внутреннего мира подростка, его самореализация и развитие в целом. Полноценное протекание этих глубинных процессов возможно лишь в творчестве и сотворчестве, сопереживании и сотрудничестве со сверстниками. С этой целью в объединении организуются творческие группы, которые осуществляют поисковую работу по сбору литературного, исторического, искусствоведческого материала, зрительного ряда (альбомы, книги, репродукции).
Что касается старших подростков , то они уже способны к достаточно сложному аналитико- синтетическому восприятию предметов и явлений действительности, они учатся самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать относительно глубокие выводы и обобщения, у них формируется абстрактное мышление. Значительно расширяется круг чтения.
Цели и задачи программы
Цель: развивать творческие способности школьника посредством формирования их познавательных интересов, способствовать стремлению своим трудом создавать вокруг себя красоту.
Задачи:
осуществлять эмоционально-эстетическое воспитание у детей, развивать эмоциональный отклик на красоту;
закреплять и расширять знания, полученные на уроках трудового обучения, изобразительного искусства;
совершенствовать умения и формировать навыки работы с тканью;
закреплять навыки работы на швейной машине и с наиболее распространёнными инструментами;
развивать творческое воображение, художественный вкус;
помочь детям осознать нравственные нормы и правила, формировать готовность работать на общую пользу.
Для реализации программы используются методы:
Устное изложение материала.
Обсуждение изучаемого материала.
показ (демонстрация выставки).
Упражнения в шитье.
Самостоятельная работа.
Приемы работы:
создание атмосферы вдохновения в процессе творческой деятельности;
поощрение проявления самостоятельности обучающихся в работе;
создание атмосферы взаимопомощи и сотрудничества;
индивидуальная работа;
посещение родителями открытых занятий.
Для диагностики учебно-воспитательного процесса применяла основные методы диагностики:
метод прямого наблюдения ( наблюдение за поведением ребенка в течении года);
интерес к выбранной деятельности;
диагностика эмоционального состояния на занятиях, выставках, празднике;
анализ творческих работ (оценка своей работе);
уровень работы (оценка работе коллектива);
заинтересованность родителей и их оценка (анкетирование).
Проведение диагностики заключается в наблюдении за обучающимися во время деятельности и оценивания уровня овладения теорией и практикой, а также изменений личности. Данные первого полугодия сравниваются с данными конца учебного года. Таким образом, можно проследить развитие каждого ребенка и отметить трудности в освоении программы.
Представление работы перед группой обучающихся демонстрирует владение терминами, умение отстоять свою точку зрения.
Участие в выставках формирует адекватную самооценку, побуждает обучающихся к саморазвитию.
Для объяснения теоретического материала используют таблицы, инструкционные карты, фотографии, готовые изделия, эскизы.
На практических занятиях девочки обучаются технологии обработки лоскутков ткани, подбору по цвету и составлению оригинальных композиций. При проведении практических занятий с педагогом обсуждаются различные варианты выполнения заданий по образцу и замыслу, составлению эскизов, поузловой обработке, пошиве изделия.
Направления программы
1 направление «Лоскуток за лоскутком»
На первом этапе кружковцы узнают, где можно использовать лоскутки, учатся соединять их различными способами. Дети под руководством педагога осваивают виды орнаментов, такие как шахматка, мозаика из полос, звезда, спираль, изучают цветовую гармонию. В процессе общения выясняется, что для успешного овладения навыками требуется знание школьной программы по технологии, дополнительного времени, а самое главное, усидчивости. Поэтому на самом первом этапе важно поддержать любые начинания детей, показывать практическое применение даже самого маленького изделия.
2 направление «Фантазии из лоскутков»
По мере усвоения учащимися приёмов декоративно-прикладного творчества задания усложняются, что ещё более способствует развитию творческих способностей. Постепенно у детей развивается потребность в общении с прекрасным и в жизни и в декоративно-прикладном искусстве. Поиск оригинальных решений создаёт предпосылки для развития зрительно-образной памяти, фантазии, мышления, эстетического восприятия окружающих предметов быта. По окончанию первого года дети должны уметь выполнять простейшие чертежи, подбирать ткани в соответствии с цветовой гармонией, выполнять отделочные работы. На данном этапе необходимо, чтобы дети освоили алгоритм работы по выполнению любого изделия.
3 направление «Дизайн интерьера»
На данном этапе помощь педагога становится всё более минимальной. Девочки осваивают составление эскизов, обучаются находить дизайнерские решения. Деятельность детей приобретает творческий характер. Изменяется и роль руководителя кружка, он становится наставником, пробуждая фантазию, помогая ощутить детям себя мастерами и творцами.
3.Тематическое планирование
№п/п
Наименование базовых тем
1 год обучения
2 год обучения
3 год обучения
4 год обучения
теория
практика
теория
практика
теория
практика
теория
практика
1
Лоскутное шитье- как вид декоративно- прикладного творчества. Традиционное лоскутное шитье России.
Технологические основы лоскутного шитья
1
2
Основные правила техники безопасности.(4ч)
1
1
1
1
3
Цвет(4 ч)
- цветовой круг;
- гармоничные сочетания цветов.
1
1
1
1
4
Орнамент (6ч):
Виды орнаментов, составление композиции в полосе, круге, квадрате. Композиции угла.
Сбор и изучение материала по истории художественных промыслов народов Сибири. Зарисовка народного орнамента.
1
4
5
Разработка эскизов изделия (в масштабе)
1
1
1
1
6
Разработка утвержденного эскиза в натуральную величину
1
1
1
1
7
Технологические основы лоскутного шитья.
Материалы, инструменты, оборудование.
Организация рабочего места.
1
1
8
Техника полоска
1
5
1
5
9
«Свободная техника»
1
5
10
Техника «Спираль»
1
5
11
«Веселые квадратики»
1
5
12
«Удивительные треугольники»
1
5
13
«Необычные ромбы»
1
5
14
«Забавные уголки»
1
5
15
Мозаика из многогранников
1
6
16
Техника «Витражи»
1
7
17
«Пуфики»
1
7
18
Подушка «Лошадка»
1
6
19
Орнамент «Солнце»
1
7
20
Аппликация
1
7
21
Русская тряпичная кукла
1
7
22
Народный костюм для куклы
1
7
23
Подготовка выставке, проведение выставки
1
1
1
1
Итого:
34
34
34
36
Учебно-тематический план 1-го года обучения
№
Содержание базовых тем
сент
окт
нояб
дек
янв
февр
март
апр
май
т
п
т
п
т
п
т
п
т
п
т
п
т
п
т
п
т
п
1
Лоскутное шитье -как вид декоративно-прикладного творчества
-план и содержание работы на год
-технологические основы лоскутного шитья
1
2
Основные правила техники безопасности.
Инструменты, приспособления, материалы
1
3
Цвет(4 часов)
-цветовой круг;
-сравнение цветов при дневном и искусственном освещении;
-гармоничное сочетание цветов;
-составить из тканей образцы различных цветовых гармоний.
1
1
1
1
4
Орнамент(6 часов)
-виды орнаментов;
-составление композиций в полосе;
-составление композиций в круге;
-составление композиций в квадрате;
-составление композиций угла.
-зарисовка народного орнамента
1
1
1
1
1
1
5
Разработка эскизов изделия (в масштабе)
1
6
Разработка утвержденного эскиза в натуральную величину.
1
7
Техники и приемы лоскутного шитья
2
8
Техника «полоска» (6 часов)
-технология изготовления изделия в технике «полоска»
( прихватка, подушка, панно);
-выполнение рабочего чертежа;
-выкраивание деталей из ткани;
-изготовление изделия.
1
1
1
3
9
«Свободная техника» (6часов)
-технология изготовления изделия в «свободной технике» (прихватка, грелка на чайник);
-выполнение рабочего чертежа;
-выкраивание деталей из ткани;
-изготовление изделия.
1
1
1
2
1
10
Техника «Спираль» (6 часов)
-технология изготовления изделия в технике «Спираль»
( прихватка ,салфетка, скатерть и тд.)
-выполнение рабочего чертежа;
-выкраивание деталей из ткани;
-изготовление изделия.
1
1
1
3
11
Подготовка к выставке, проведение выставки
1
Итого: 35 часов
4
4
4
4
3
4
4
4
4
Учебно-тематический план 2-го года обучения
№
Содержание базовых тем
сент
окт
нояб
дек
янв
февр
март
апр
май
т
п
т
п
т
п
т
п
т
п
т
п
т
п
т
п
т
п
1
Вводное занятие. Традиционное лоскутное шитье. План и содержание работы на год.
1
2
Основные правила техники безопасности. Инструменты, приспособления, материал
1
3
Разработка эскизов изделия (в масштабе)
1
4
Разработка утвержденного эскиза в натуральную величину
1
5
Техника « полоска» (6 часов)
- технология изготовления изделия в технике «полоска»
( фартук, жилет, скатерть);
- выполнение рабочего чертежа;
- выкраивание деталей из ткани;
- изготовление изделия
1
1
1
1
2
6
Веселые квадратики (6 часов)
-технология изготовления изделия в технике «квадрат» (прихватка, салфетка и т.д);
-выполнение рабочего чертежа;
-выкраивание деталей из ткани;
-изготовление изделия.
1
1
1
3
3 ч.
7
Удивительные треугольники (6 часов);
-технология изготовления изделия в технике «треугольник»
(прихватка, салфетка, скатерть)
-выполнение рабочего чертежа;
-выкраивание деталей из ткани;
-изготовление изделия.
1
1
1
1
2
8
Необычные ромбы (6 часов);
-технология изготовления изделия в технике «ромбы» (подушка, панно);
-выполнение рабочего чертежа;
-выкраивание деталей из ткани;
-изготовление изделия.
1
1
1
2
1
9
Техника «Забавные уголки» (6 часов);
-технология изготовления изделия в технике «уголки» (прихватка, коврики, панно);
-выполнение рабочего чертежа;
-выкраивание деталей из ткани;
-изготовление изделия.
1
1
1
3
10
Подготовка к выставке, проведение выставки
1
Итого: 35 часов
4
4
4
4
3
4
4
4
4
Учебно-тематический план 3-го года обучения
№
Содержание базовых тем
сент
окт
нояб
дек
янв
февр
март
апр
май
т
п
т
п
т
п
т
п
т
п
т
п
т
п
т
п
т
п
1
Вводное занятие. Традиционное лоскутное шитье. План и содержание работы на год.
1
2
Основные правила техники безопасности. Инструменты, приспособления, материал
1
3
Разработка эскизов изделия (в масштабе)
1
4
Разработка утвержденного эскиза в натуральную величину
1
5
Мозаика из многогранников (7 часов);
-технология изготовления изделия в этой технике (салфетка, панно, подушка);
-выполнение рабочего чертежа;
-выкраивание деталей из ткани;
-изготовление изделия.
1
1
1
1
3
6
Техника «витражи» (8 часов);
- технология изготовления изделия в технике «витражи» (панно, подушка);
- выполнение рабочего чертежа;
- выкраивание деталей из ткани;
- изготовление изделия;
1
1
1
2
3
7
Техника «пуфики» (8 часов);
- технология изготовления изделия в технике «пуфики» (грелка на чайник «клубника»);
- выполнение рабочего чертежа;
- выкраивание деталей из ткани;
- изготовление изделия;
1
1
1
1
4
8
Подушка «лошадка» (7 часов);
- технология изготовления подушки «лошадка»;
- выполнение рабочего чертежа, изготовление лекал;
- выкраивание деталей из ткани;
- изготовление изделия.
1
1
1
1
3
9
Подготовка к выставке, проведение выставки
1
Итого: 35 часов
4
4
4
4
3
4
4
4
4
Учебно-тематический план 4-го года обучения
№
Содержание базовых тем
сент
окт
нояб
дек
янв
февр
март
апр
май
т
п
т
п
т
п
т
п
т
п
т
п
т
п
т
п
т
п
1
Вводное занятие. Традиционное лоскутное шитье. План и содержание работы на год.
1
2
Основные правила техники безопасности. Инструменты, приспособления, материал
1
3
Разработка эскизов изделия (в масштабе)
1
4
Разработка утвержденного эскиза в натуральную величину
1
5
Орнамент «солнце» (7 часов);
- технология изготовления подушки;
- выполнение рабочего чертежа;
- выкраивание деталей из ткани;
- изготовление изделия.
1
1
1
1
3
6
Аппликация (7 часов);
- технология выполнения панно в технике аппликация;