Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс «Народный костюм»»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Городского округа Балашиха
«Средняя общеобразовательная школа №5»
Г.о. Балашиха, мкн. Керамик, Носовихинское ш. д.13 стр.1
«Утверждаю»
Директор МАОУ СОШ №5
___________Л.Б.Яньшина
«___» __________2016 г.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
5 класс
«Народный костюм»
Составила
Брыксина Инна Анатольевна
учитель технологии
высшей квалификационной категории
2016-2017 учебный год
1.Пояснительная записка
Духовно-нравственное воспитание в современных условиях - это
целенаправленный процесс подготовки подрастающего поколения к
функционированию и взаимодействию в условиях демократического
общества, к творческому труду, к максимальному раскрытию своих
способностей в целях достижения жизненного успеха. Духовно-
нравственное воспитание способствует становлению и развитию личности,
обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
Программа духовно-нравственного воспитания «Народный костюм» - это
багаж теоретических и практических знаний и умений, накопленных за
долгие годы педагогической деятельности , увлечений народной
педагогикой и философией, фольклором, народными ремеслами,
декоративно-прикладным искусством, народной игрушкой и куклой,
народным костюмом. Программа фокусирует время, историю культуры,
историю страны и народов, отражая их движение и развитие, являясь
источником духовности и патриотизма, и направлена на духовно-нрав-
ственное, патриотическое воспитание личности каждого воспитанника.
Программа «Народный костюм» по содержанию является
художественно-эстетической; по функциональному предназначению -
учебно-познавательной; по форме организации – групповой.
Программа разработана с учетом Примерных требований к
образовательным программам дополнительного образования детей.
Министерства образования и науки Российской Федерации от 2014 года.
Программа разработана в соответствии с Концепцией духовно-
нравственного развития и воспитания личности гражданина России (авторы
Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А.) с учетом ФГОС ООО, на
основе многолетнего педагогического, теоретического и практического
опыта .
Нормативная база программы:
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ,
Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»,
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.20013. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»,
Закон Московской области «Об образовании» от 11.07.2013 №17/59-П,
Приказ министерства образования Московской области от 04.07.2014г. № 3086 «Об утверждении регионального базисного учебного плана для государственных образовательных организаций Московской области и муниципальных и частных образовательных организаций в Московской области, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования на 2014-2015 учебный год».
Рабочая программа отражает особенности построения и деятельности системы образования Московской области (см. Региональный базисный учебный план на 2016-2017 учебный год, с 2-3):
Поддержку интегративного освоения и использования ИКТ обучения
Создание условий обучения и воспитания обучающихся, при которых лидирующую позицию занимают направления деятельности, ориентированные на раскрытие интеллектуального, творческого, духовного и физического потенциала обучающихся, их индивидуальных способностей, интересов, возможностей
Изучение основ жилищно-коммунального хозяйства в рамках учебных предметов «Обществознание», «Технология», «Основы безопасности жизнедеятельности»
Новизна программы состоит в том, что обучающимся предоставляется
возможность почувствовать целостность мира культуры, в котором
невозможно разделить духовную и материальную культуру, разорвать цепь
времен и поколений. Содержание программного материала включает в себя
изучение традиционной народной культуры, декоративно-прикладного
искусства. Впервые осуществляется комплексный подход к духовно-
нравственному развитию личности обучающихся. Экскурсии в
музеи города Балашиха и Москва, разнообразие творческих занятий помогают поддерживать у детей высокий уровень интереса к народной культуре. Овладев теоретическими и практическими знаниями и умениями, обучающиеся получают возможность создавать высокохудожественные изделия с применением различных техник. Обучающиеся принимают участие в изготовлении экспонатов для музейного уголка «Народные промыслы» приобщаясь к культуре, традициям и обычаям своего народа. Изготавливают
поделки для выставок, конкурсов, фестивалей, подарки для ветеранов,
для своих друзей и близких.
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в
творческой, активной, интеллектуальной и духовно-нравственной личности.
Программа «Народный костюм» направлена:
- на создание условий для всестороннего развития ребенка;
-развитие мотивации обучающихся к познанию и творчеству;
- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
- приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
- профилактику асоциального поведения;
- создание условий для социального, культурного и профессионального
самоопределения, творческой самореализации личности, ее интеграции в
систему мировой и отечественной культур;
- интеллектуальное и духовно-нравственное развитие личности
обучающихся;
- укрепление психического и физического здоровья детей;
- взаимодействие педагога с семьей обучающихся.
Педагогическая целесообразность программы «Народный костюм» обусловлена тем, что все занятия направлены на развитие у
обучающихся самостоятельного творчества. Творчество определяется как
продуктивная деятельность. В ходе этой деятельности ребенок создает
новое, оригинальное, активизируя воображение, и реализует свой замысел,
находя средства для его воплощения. Эффективным для творческого
развития обучающихся является такое введение нового теоретического
материала, которое вызвано требованием творческой практики. Ученик
должен уметь сам сформулировать задачу. Новые знания теории помогут
ему в процессе решения этой задачи.
Данная программа строится на основе следующей системы
дидактических принципов:
• принцип психологической комфортности - создание образовательной
среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного
процесса;
• принцип деятельности - новые знания вводятся не в готовом виде, а
через самостоятельное открытие их детьми;
• принцип минимакса - обеспечение каждому ребенку возможности
продвигаться своим темпом;
• принцип целостного представления о мире - при введении нового
материала раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями
окружающего мира;
• принцип вариативности - формирование у обучающихся умения
осуществлять свой собственный выбор и предоставление им возможности
выбора;
• принцип творчества - процесс обучения сориентирован на
приобретение учащимися собственного опыта творческой деятельности;
• принцип непрерывности - обеспечение причинно-следственных связей
между всеми ступенями обучения. Приведенные выше принципы являются отражением современных научных основ организации развивающего обучения дополнительного образования.
Ц е л и программы:
- обучить народной культуре, философии, традициям, обычаям;
сформировать знания, умения и навыки в области духовно-нравственного
развития, декоративно-прикладного творчества;
- гармонично развить и воспитать ребенка - носителя и хранителя
национальной культуры - посредством использования различных форм и
методов эстетического образования; воспитать творческую, духовно-
нравственную личность, способную самостоятельно мыслить, принимать
решения, создавать произведения декоративно-прикладного творчества.
Применительно к данным целям выдвигаются следующие з а д а ч и :
образовательные:
- познакомить с основами народной философии и педагогики;
- познакомить с духовно-нравственными основами народной культуры;
- познакомить с технологиями разных видов декоративно-прикладного
искусства: росписи, художественной вышивки;
изготовления игрушек и кукол;
традициями и обрядами, фольклором ;
- помочь овладеть различными техниками работы с материалами,
инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;
экскурсии в музеи города, конкурсы, конференции, фестивали;
по дидактической цели - вводные занятия, обобщение и систематизация знаний, контроль знаний, практические занятия, экскурсии в музеи города, комбинированные формы занятий.
Занятия включают в себя организационную, теоретическую и
практическую части. Организационная часть обеспечивает наличие
необходимых для работы материалов. Теоретическая часть максимально
компактна и включает в себя необходимую информацию о теме и предмете
занятия. Практическая часть направлена на изучение нового и повторение
ранее изученного материала посредством выполнения базовых упражнений
и творческих заданий.
Режим занятий:
Занятия проводятся в кабинете технологии 1 раз в неделю по 1 часу, 34
часа за год. Наполняемость группы – от 15 человек.
3.Тематическое планирование
№
Наименование темы
Количество часов⃰
На изучение всего материала
Из них на
практические работы
теорию
1
Введение
1
2
Народный философия и педагогика.
2
1
1
3
Народный календарь
1
1
3
Народный фольклор
1
1
5
Народные ремесла
2
2 экскурсии
6
Вышивка
6
2
4
7
Плетение из бисера.
4
2
2
8
Вязание крючком.
6
1
5
9
Валяние из шерсти.
1
1 мастер-класс
10
Народная игрушка.
2
1
1
11
Ткачество.
2
1
1
12
Народный костюм
4
2
2
13
Проведение праздников
2
2
итого
34
13
21
Календарно-тематическое планирование.
№
п/п
Наименование раздела и тем
Часы учебного времени
Сроки прохождения
Примечание
план
факт
1
Вводное занятие. Введение.
1
06.09
2
1
13.09
3
1
20.09
4
1
27.09
5
2
04.10
11.10
Творческое задание.
6
2
18.10
25.10
7
2
09.11
16.11
Правила безопасной работы.
8
6
23.11
30.11
07.12
14.12
21.12
28.12
9
6
11.01
17.01
24.01
31.01
07.02
14.02
10
2
21.02
28.02
11
2
07.03
14.03
Творческое задание.
12
4
21.03
04.04
11.04
18.04
13
ИТОГО
34
4. Содержание программы.
Тема 1. Введение.
Тема 2. Народная философия и педагогика.
Знакомство с понятиями «народная философия» и «народная педагогика».
Мир далеких предков. Наш предок: земледелец, охотник, воин.
Мировоззрение наших предков. Определение понятий «Родина», «род»,
«семья», «родственники». Древние поселения. Древние жилища. Русская
- составлять сообщения и проводить тематические экскурсии в музеях
города.
-
Предполагаемые личностные результаты деятельности:
- уважение к творчеству окружающих;
- способность работать в паре, группе, коллективе;
- такт и чувство меры в общении со сверстниками и взрослыми;
- потребность в дружбе, взаимопомощи, сострадании, понимании;
толерантность;
- потребность в познавательной и творческой деятельности;
- творческая инициатива и способность отстаивать свою точку зрения;
- чувство уважения
6.Материально-техническое обеспечение
Литература для учителя:
Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический
конструктор : пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. -М. : Просвещение, 2010. - (Стандарты второго поколения).
Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития ивоспитания личности гражданина России / А. Я . Данилюк [и др.]. - М. :Просвещение, 2009.
Примерная основная образовательная программа образовательногоучреждения. Основная школа / сост. Е. С. Савинов. - М. : Просвещение,2011. - (Стандарты второго поколения).
Примерные требования к образовательным программам дополнительного образования. Приложение к письму Департаментамолодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844 // Образование в документах. - 2007. - № 22. - С. 73-77.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Мин-во образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения).
Дополнительная литература:
Дайн, Г. Л. Русская тряпичная кукла : культура, традиции, технология / Г. Л. Дайн, М. Б. Дайн. - М. : Культура и традиции, 2007, 2008.
Котова, И. Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла / И. Н.Котова, А. С. Котова. - СПб. : Паритет, 2003.
Маковцева, Л. В. Русский народный костюм XVIII-XX вв.:иллюстрированный каталог / Л. В. Маковцева. - Саратов: КИЦ«Саратовтелефильм» - «Добродея», 2006.
Петров, В. М. Летние, осенние, зимние, весенние праздники, игры изабавы для детей / В. М. Петров, Г. М. Гришина, Л. Д. Короткова. - М. :Сфера, 2006.
Петрунькина, А. И снова фенечки / А. Петрунькина, Е. Данкевич. –СПб. : Кристалл, 2006.
Чудесные мгновения: журн. - 2004-2007.
Каштанов, Ю. Е. Русский костюм с Древней Руси до наших дней : для
среднего школьного возраста / Ю. Е. Каштанов. - М.: Белый город, 2009.
Литература, рекомендуемая обучающимся:
1. Лаврова, С. Русские игрушки, игры, забавы: для младшего и среднего школьного возраста / С. Лаврова. - М.: Белый город, 2009.
Максимова, М. Веселый лоскутик / М. Максимова. - М. : ПК «Алтай»,2006.
Максимова, М. Клубок, крючок и спицы / М. Максимова. - М. : ПК «Алтай», 2006.
Интернет-ресурсы: http://remesla.ru/
Дидактический материал:
-методические пособия и презентации по разделам программы;