Рабочая программа по технологии "Технологии ведения дома"
Рабочая программа по технологии "Технологии ведения дома"
Рабочая программа по предмету «Технология» 5-7 классы, "Технологии ведения дома" (девочки).
Программа включает общую характеристику учебного предмета «Технология», личностные, метапредметные и предметные результаты его освоения, содержания курса, тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности, описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса, планируемые результаты изучения учебного предмета, КТП.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по технологии "Технологии ведения дома" »
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Технология» 5-7 классы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения. И примерной авторской программы А.Т. Тищенко, Н.В. Синица по учебному предмету «Технология» в рамках направления «Технологии ведения дома», Москва: Вентана Граф, 2013, - 144 с.
Программа включает общую характеристику учебного предмета «Технология», личностные, метапредметные и предметные результаты его освоения, содержания курса, тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности, описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса, планируемые результаты изучения учебного предмета.
Цели изучения учебного предмета «Технология»
Основными целями изучения учебного предмета «Технология» в системе основного общего образования являются:
формирование представлений о составляющих техносферы, современном производстве и распространенных в нем технологиях;
освоение технологического как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности;
формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающего поколения на основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми (безопасными) приёмами ручного и механизированного труда с использованием распространённых инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами бытовой техники;
овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства;
развитие у обучающихся познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
формирование у обучающихся опыта самостоятельной проектно-исследовательской деятельности;
воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; воспитание гражданских и патриотических качеств личности;
профессиональное самоопределение школьников в условиях рынка труда, формирование гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций.
Общая характеристика учебного предмета «Технология»
Обучение школьников технологии строится на основе освоение конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. С целью учета интересов и склонностей учащихся, возможностей образовательных учреждений, местных социально-экономических условий обязательный минимум содержания основных образовательных программ по технологии изучается в рамках одного из трех направлений: «Индустриальные технологии», «Технологии ведения дома» и «Сельскохозяйственные технологии» (агротехнологии, технологии животноводства).
В данной программе изложено направление «Технология ведения дома», в рамках которой изучается учебный предмет. Выбор направления обучения учащихся не должен проводиться по половому признаку, а должен исходить из образовательных потребностей и интересов учащихся.
Независимо от изучаемых технологий содержание программы предусматривает освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
культура, эргономика и эстетика труда;
получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;
основы черчения, графики и дизайна;
элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;
знакомство с миром профессий, выбор обучающимися жизненных, профессиональных планов;
влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
история, перспективы и социальные последствия развития техники и технологии;
распространённые технологии современного производства.
В результате изучения технологии обучающиеся
познакомятся:
с ролью технологий в развитии человечества, механизацией труда, технологической культурой производства;
функциональными и стоимостными характеристиками предметов труда и технологий, себестоимостью продукции, экономией сырья, энергии, труда;
элементами домашней экономики, бюджетом семьи, предпринимательской деятельностью, рекламой, ценой, доходом, прибылью, налогом;
экологическими требованиями к технологиям, социальными последствиями применения технологий;
производительностью труда, реализацией продукции;
устройством, управлением и обслуживанием доступных и посильных технико-технологических средств производства (инструментов, механизмов, приспособлений, приборов, аппаратов, станков, машин);
предметами потребления, материальным изделием или нематериальной услугой, дизайном, проектом, конструкцией;
методами обеспечения безопасности труда, культурой труда, этикой общения на производстве;
информационными технологиями в производстве и сфере услуг, перспективными технологиями;
основными методами и средствами преобразования и использования материалов, энергии, информационной преобразующей, творческой деятельности;
умением распознавать и оценивать свойства конструкционных, текстильных и поделочных материалов;
умением выбирать инструменты, приспособления и оборудование для выполнения работ, находить необходимую информацию в различных источниках, в том числе с использованием компьютера;
навыками чтения и составления конструкторской и технологической документации, измерения параметров технологического процесса и продукта труда; выбора, проектирования, конструирования, моделирования объекта труда и технологии с использованием компьютера;
навыками подготовки, организации и планирования трудовой деятельности на рабочем месте с учётом имеющихся ресурсов и условий, соблюдения культуры труда;
навыками организации рабочего места с соблюдением требований безопасности труда и правил пользования инструментами, приспособлениями, оборудованием;
навыками выполнения технологических операций с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования;
умением разрабатывать учебный творческий проект, изготовлять изделия или получать продукты с использованием освоенных технологий;
умением соотносить личные потребности с требованиями, предъявляемыми различными массовыми профессиями к личным качествам человека.
Все разделы программы содержат основные теоретические сведения и лабораторно-практические и практические работы. При этом предполагается, что перед выполнением практических работ школьники должны освоить необходимый минимум теоретического материала. Основная форма обучения — учебно-практическая деятельность.
Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические и практические работы.
Программой предусмотрено выполнение обучающимися творческих и проектных работ. Соответствующая тема по учебному плану программы предлагается в конце каждого года обучения. Однако методически возможно построение годового учебного плана занятий с введением творческой, проектной деятельности с начала или середины учебного года.
При организации творческой, проектной деятельности обучающихся необходимо акцентировать их внимание на потребительском назначении и стоимости продукта труда — изделия, которое они выбирают в качестве объекта проектирования и изготовления.
Учитель должен помочь школьникам выбрать такой объект для творческого проектирования (в соответствии с имеющимися возможностями), который обеспечил бы охват максимума рекомендуемых в программе для освоения технологических операций.
При этом необходимо, чтобы объект был посильным для школьников соответствующего возраста, а также обладал общественной или личной ценностью.
Обучение технологии предполагает широкое использование межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчётных операций и графических построений; с химией при изучении свойств конструкционных и текстильных материалов, пищевых продуктов; с физикой при изучении механических характеристик материалов, устройства и принципов работы машин, механизмов приборов, видов современных технологий; с историей и искусством при изучении технологий художественно-прикладной обработки материалов. При этом возможно проведение интегрированных занятий в рамках отдельных разделов.
Место предмета «Технология» в базисном учебном (образовательном) плане
Предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание представляет, молодым людям возможность, бесконфликтно войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, которая называется техносферой и является главной составляющей окружающей человека действительности.
Базисный учебный (образовательный) план образовательного учреждения на этапе основного общего образования должен включать 170 часов для обязательного изучения курса «Технология». В том числе: в 5 и 6 классах – по 68 ч., из расчета 2 часа в неделю, в 7 классе – 34 ч., из расчета 1 час в неделю. Дополнительное время для обучения технологии может быть выделено за счет резерва времени в базисном учебном (образовательном) плане. Занятия в 8 и 9 классах могут быть организованы вне обязательной учебной сетки часов во внеурочное время как дополнительное образование во второй половине дня.
Результаты освоения учебного предмета «Технология»
Обучение в основной школе является второй ступенью пропедевтического технологического образования. Одной из важнейших задач этой ступени является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. В результате обучающиеся должны научиться самостоятельно формулировать цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.
Общие результаты технологического образования состоят:
в сформированности целостного представления о техносфере, которое основано на приобретенных учащимися соответствующих знаний, умений и способах деятельности;
в приобретенном опыте разнообразной практической деятельности, познания и самообразования; созидательной преобразующей, творческой деятельности;
в формировании ценностных ориентаций в сфере созидательного труда и материального производства;
в готовности к осуществлению осознанного выбора индивидуальной траектории последующего профессионального образования.
Изучение технологии призвано обеспечить:
становление у учащихся целостного представления о мире и роли техники и технологии в нем; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности – природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого технико-технологические знания;
развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них толерантных отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;
формирование у молодых людей системы социальных ценностей: понимание ценности технологического образования, значимости прикладного образования для каждого человека, общественной потребности в развитии науки, техники и технологий, отношения к технологии как к возможной области будущей практической деятельности;
приобретение учащимися опыта созидательной и творческой деятельности, опыта познания и самообразования; навыков, составляющих основу ключевых компетентностей и имеющих универсальное значение для различных видов деятельности. Это навыки выявления противоречий и решения проблем, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, базовых трудовых навыком ручного и умственного труда; навыки измерений, навыки сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.
При изучении технологии в основной школе обеспечивается достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты освоения обучающимися предмета «Технология» в основной школе:
проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;
выражение желания учиться и трудиться для удовлетворения текущих и перспективных потребностей; самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности;
овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности, планирование образовательной и профессиональной карьеры, осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технологий, к рациональному ведению домашнего хозяйства;
формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления;
бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
осознание необходимости общественно полезного труда как условие безопасной и эффективной социализации;
самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда.
Метапредметные результаты освоения учащимися предмета «Технология» в основной школе:
алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;
поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;
самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;
виртуальное и натурное моделирование технических объектов, продуктов и технологических процессов;
проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками;
согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками;
объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения;
диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения учащимися предмета «Технология» в основной школе:
в познавательной сфере:
рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
оценка технических свойств сырья, материалов и областей их применения;
ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
владение алгоритмами и методами решения организационных и технико -технологических задач;
распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;
овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации, овладение методами чтения технической, технологической и инструктивной информации;
применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;
применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов;
владение элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
в трудовой сфере:
планирование технологического процесса и процесса труда;
подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии;
проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и проектировании объекта труда;
подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
проектирование последовательности операций и составление операционной карты работы;
выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений;
соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;
выбор средств и видов представления технической и технологической информации в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;
контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;
выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
документирование результатов труда и проектной деятельности;
расчёт себестоимости продукта труда;
примерная экономическая оценка возможной прибыли с учётом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг;
в мотивационной сфере:
оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности, предпринимательской деятельности;
осознание ответственности за качество результатов труда;
согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
направленное продвижение к выбору профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или будущей профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального образования;
выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;
оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств, труда;
наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
в эстетической сфере:
овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;
рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и элементов научной организации труда;
художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;
рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды;
участие в оформлении класса и школы, озеленении пришкольного участка, стремление внести красоту в домашний быт;
разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;
в коммуникативной сфере:
практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия;
устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми;
удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации; интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителями;
сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора;
аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом;
адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; овладение устной и письменной речью;
публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;
в физиолого-психологической сфере:
развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;
достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
соблюдение необходимой величины усилий, прилагаемых к инструментам, с учётом технологических требований;
сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности.
Содержание учебного предмета, направление «Технология ведения дома»
Новизной данной программы по направлению «Технологии ведения дома» является новый методический подход, направленный на здоровьесбережение школьников. Эта задача может быть реализована прежде всего на занятиях по кулинарии.
В содержании данного курса сквозной линией проходит экологическое воспитание и эстетическое развитие учащихся при оформление различных изделий.
При изучении всего курса у учащихся формируются устойчивые безопасные приемы труда.
При изучении темы «Конструирование и моделирование» школьники учатся применять зрительные иллюзии в одежде.
При изучении темы «Элементы машиноведения» учащиеся знакомятся с новыми техническими возможностями современных швейных, вышивальных и краеобметочных машин с программным управлением.
Тема «Свойства текстильных материалов» знакомит учащихся с новыми разработками в текстильной промышленности: волокнами, тканями и неткаными материалами, обладающими принципиально новыми технологическими, эстетическими и гигиеническими свойствами.
В раздел «Художественные ремесла» включены новые технологии росписи ткани, ранее не изучающиеся в школе.
Часы раздела «Технологии творческой и опытнической деятельности» в 5 классе включены в каждый изучаемый раздел, т.к. учащиеся выполняют 5 творческих проектов.
Разделы и темы программы
Количество часов по классам
5
6
7
Технологии творческой и опытнической деятельности
2
21
10
Создание изделий из текстильных материалов
34
Художественные ремесла
14
8
8
Технология домашнего хозяйства
3
3
2
Электроника
1
-
1
Кулинария
18
14
5
Всего 170 часов, 2ч.- резервное время
68
68
34
Раздел 1. Технологии творческой и опытнической деятельности
Тема. Исследовательская и созидательная деятельность
5 класс
Теоретические сведения. Понятие о творческой проектной деятельности, индивидуальных и коллективных творческих проектах. Цель и задачи проектной деятельности
в 5 классе. Составные части годового творческого проекта пятиклассников. Этапы выполнения проекта: поисковый (подготовительный), технологический, заключительный (аналитический). Определение затрат на изготовление проектного изделия. Испытания проектных изделий. Подготовка презентации, пояснительной записки и доклада для защиты творческого проекта.
Практические работы. Творческий проект по разделу «Технологии домашнего хозяйства». Творческий проект по разделу «Кулинария». Выполнять проект по разделу «Создание изделий из текстильных материалов». Творческий проект по разделу «Художественные ремёсла».
6 класс
Теоретические сведения. Понятие о творческой проектной деятельности, индивидуальных и коллективных творческих проектах. Цель и задачи проектной деятельности в 7 классе. Составные части годового творческого проекта семиклассников. Этапы выполнения проекта: поисковый (подготовительный), технологический, заключительный (аналитический). Определение затрат на изготовление проектного изделия. Испытания проектных изделий. Подготовка презентации, пояснительной записки и доклада для защиты творческого проекта.
Практические работы. Творческий проект по разделу «Технологии домашнего хозяйства». Творческий проект по разделу «Кулинария». Выполнять проект по разделу «Создание изделий из текстильных материалов». Творческий проект по разделу «Художественные ремёсла».
7 класс
Теоретические сведения. Понятие о творческой проектной деятельности, индивидуальных и коллективных творческих проектах. Цель и задачи проектной деятельности в 7 классе. Составные части годового творческого проекта семиклассников. Этапы выполнения проекта: поисковый (подготовительный), технологический, заключительный (аналитический). Определение затрат на изготовление проектного изделия. Испытания проектных изделий. Подготовка презентации, пояснительной записки и доклада для защиты творческого проекта
Практические работы. Творческий проект по разделу «Технологии домашнего хозяйства». Творческий проект по разделу «Кулинария». Выполнять проект по разделу «Создание изделий из текстильных материалов». Творческий проект по разделу «Художественные ремёсла».
Раздел 2. Создание изделий из текстильных материалов
Тема. Свойства текстильных материалов
5 класс
Теоретические сведения. Классификация текстильных волокон. Способы получения и свойства натуральных волокон растительного происхождения. Лицевая и изнаночная сторона ткани. Общие свойства текстильных материалов.
Лабораторно-практическая работа. Определение направление долевой нити в ткани. Изучение свойств тканей из хлопка и льна. Коллаж из кусочков ткани.
6 класс
Теоретические сведения. Классификация текстильных химических волокон. Способы их получения. Виды и свойства искусственных и синтетических тканей.
Лабораторно-практическая работа. Изучение свойств текстильных материалов из химических волокон.
7 класс
Теоретические сведения. Классификация текстильных волокон животного происхождения. Способы их получения. Виды и свойства шерстяных и шелковых тканей.
Лабораторно-практическая работа. Определение сырьевого состава ткани и изучение их свойств.
Тема: Конструирование швейных изделий
5 класс
Теоретические сведения. Понятие о чертеже и выкройке швейного изделия. Инструменты и приспособления для изготовления выкройки. Определение размеров швейного изделия. Расположение конструктивных линий фигуры. Снятие мерок. Особенности построения выкроек салфетки, подушки для стула, фартука, прямой юбки с кулиской на резинке, сарафана, топа. Подготовка выкройки к раскрою. Копирование готовой выкройки. Правила безопасной работы ножницами.
Лабораторно-практическая работа. Изготовление выкроек для образцов ручных и машинных работ. Снятие мерок и изготовление выкройки проектного изделия. Подготовка выкройки проектного изделия.
6 класс
Теоретические сведения. Понятие о плечевой одежде. Понятие об одежде с цельнокроеным и втачным рукавом. Определение размеров фигуры человека. Снятие мерок для изготовления плечевой одежды. Построение чертежа основы плечевого изделия с цельнокроеным рукавом.
Лабораторно-практическая работа. Изготовление выкроек для образцов ручных и машинных работ. Снятие мерок и построение чертежа швейного изделия с цельнокроеным рукавом в натуральную величину (проектное изделие).
7 класс
Теоретические сведения. Понятие о поясной одежде. Виды поясной одежды. Конструкции юбок. Снятие мерок изготовления поясной одежды. Построение чертежей прямой юбки.
Лабораторно-практическая работа. Изготовление выкроек для образцов ручных и машинных работ. Снятие мурок и построек чертежа прямой юбки в натуральную величину.
Тема. Моделирование швейных изделий.
6 класс
Теоретические сведения. Понятие о моделировании одежды. Моделирование формы выреза горловины. Моделирование плечевой одежды с застёжкой на пуговицах. Моделирование отрезной плечевой одежды. Приёмы изготовления выкроек дополнительных деталей изделия: подкройной обтачки горловины спинки, подкройной обтачки горловины переда, подборта. Подготовка выкройки к раскрою.
Теоретические сведения. Приёмы моделирования поясной одежды. Моделирование юбки с расширением книзу. Моделирование юбки со складками. Подготовка выкройки к раскрою. Получение выкройки швейного изделия из пакета готовых выкроек, журнала мод, с CD и из Интернета
Лабораторно-практическая работа. Моделирование юбки. Получение выкройки проектного изделия из журнала мод. Подготовка выкройки проектного изделия к раскрою.
Тема. Швейная машина.
5 класс
Теоретические сведения. Современная бытовая швейная машина с электрическим приводом. Основные узлы швейной машины. Организация рабочего места для выполнения машинных работ. Подготовка швейной машины к работе: намотка нижней нитки на шпульку, заправка верхней и нижней ниток, выведение нижней нитки наверх. Приёмы работы на швейной машине: начало работы, поворот строчки под углом, закрепление машинной строчки в начале и конце работы, окончание работы. Неполадки, связанные с неправильной заправкой ниток. Назначение и правила использования регулирующих механизмов: переключателя вида строчек, регулятора длины стежка, клавиши шитья назад.
Лабораторно-практическая работа. Упражнение в шитье на шв. машине, не заправленной нитками. Заправка швейной машины нитками.
6 класс
Теоретические сведения. Устройство машинной иглы. Неполадки, связанные с неправильной установкой иглы, её поломкой. Замена машинной иглы. Неполадки, связанные с неправильным натяжением ниток: петляние сверху и снизу, слабая и стянутая строчка. Назначение и правила использования регулятора натяжения верхней нитки. Обмётывание петель и пришивание пуговицы с помощью швейной машины.
Лабораторно-практическая работа. Устранение дефектов машинной строчки. применение приспособлений к швейной машине. Пришивание пуговицы, выполнение прорезных петель.
7 класс
Теоретические сведения. Уход за швейной машиной: чистка и смазка движущихся и вращающихся частей. Приспособления к швейной машине.
Лабораторно-практическая работа. Уход за швейной машиной: чистка, смазка. Выполнение потайного подшивания и окантовывания среза.
Тема: Технология изготовления швейных изделий
5 класс
Теоретические сведения. Подготовка ткани к раскрою. Особенности раскладки выкроек в зависимости от ширины ткани и направления рисунка. Инструменты и приспособления для раскроя. Обмеловка выкройки с учетом припусков на швы. Выкраивание деталей швейного изделия.
Понятие о стежке, строчки, шве. Инструменты и приспособления для ручных работ. Основные операции при ручных работах. Основные операции при машинной обработке изделия. Оборудование для ВТО ткани. Классификация машинных швов. Последовательность изготовления швейных изделий. Технология пошива салфетки, фартука, юбки. Профессии закройщик, портной.
Лабораторно-практическая работа. Раскладка выкроек на ткани. Раскрой швейного изделия. Изготовление образцов ручных и машинных работ. Проведение ВТО. Обработка проектного изделия по индивидуальному плану.
6 класс
Теоретические сведения. Технология изготовления плечевого изделия с цельнокроеным рукавом. Правила раскладки выкроек на ткани. Понятие о дублировании деталей кроя. Технология соединение деталей с клеевой прокладкой. Способы переноса линий выкройки на детали кроя. Основные операции при ручных работах. Основные машинные операции. Классификация машинных швов. Подготовка и проведение примерки плечевой одежды с цельнокроеным рукавом. Последовательность изготовления плечевой одежды. окончательная отделка изделия. Профессия технолог-конструктор.
Лабораторно-практическая работа. Раскрой швейного изделия. Дублирование деталей клеевой прокладкой. Изготовление образцов ручных и машинных работ. Обработка мелких деталей проектного изделия. Окончательная обработка изделия.
7 класс
Теоретические сведения. Технология изготовления поясного изделия. Правила раскроя поясных изделий. Основные операции при ручных работах. Основные машинные операции. Технология обработки среднего шва юбки с застежкой-молнией и разрезом. последовательность обработки поясного изделия.
Лабораторно-практическая работа. Раскрой проектного изделия. Изготовление образцов ручных и машинных работ. Обработка среднего шва юбки с застежкой-молнией. Обработка складок. Обработка юбки.
Раздел «Художественные ремесла»
Тема. Декоративно-прикладное искусство.
5 класс
Теоретические сведения. Понятие ДПИ. Традиционные и современные виды ДПИ России. Знакомство с творчеством народных умельцев Хабаровского края. Приемы украшения праздничной одежды. Профессия художник ДПИ.
Лабораторно-практическая работа. Экскурсия в краеведческий музей. Изучение работ мастеров ДПИ Хабаровского края.
Тема. Основы композиции и законы восприятия цвета при создании ДПИ.
5 класс
Теоретические сведения. Понятие композиции. Правила, приемы и средства композиции. Понятие орнамента. Символика в орнаменте. Возможности графических редакторов ПК в создании эскизов, орнаментов, элементов композиции.
Лабораторно-практическая работа. Зарисовка народных мотивов. Создание графической композиции, орнамента на ПК или листе бумаги.
Тема. Лоскутное шитье.
5 класс
Теоретические сведения. Сведения из истории создания изделий из лоскутов. традиционные узоры в лоскутном шитье: «спираль», «изба» и др. материалы для лоскутного шитья. Аппликация и стежка (выстегивание) в лоскутном шитье.
Теоретические сведения. Сведения из истории рукоделия – вязания. Вязанные изделия в современной моде. Материалы и инструменты для вязания. Виды крючков и спиц. основные виды петель при вязании крючком. Вязание полотна, вязание по кругу.
Лабораторно-практическая работа. Вывязывание полотна. Выполнение плотного вязания по кругу.
Тема. Вязание спицами.
6 класс
Теоретические сведения. Вязание спицами узоров из лицевых и изнаночных петель. Вязание цветных узоров. Создание схем для вязания с помощью ПК.
Лабораторно-практическая работа. Выполнение образцов вязок лицевыми и изнаночными петлями. Разработка схемы жаккардового узора на ПК.
Тема. Ручная роспись тканей.
7 класс
Теоретические сведения. Понятие о ручной росписи тканей. Подготовка тканей к росписи. Виды батика: холодный, горячий, узелковый. Профессия художник росписи по ткани.
Лабораторно-практическая работа. Выполнение образца росписи ткани в технике холодного батика.
Тема. Вышивание.
7 класс
Теоретические сведения. Материалы и оборудование для вышивки. Технология выполнения прямых, петлеобразных, петельных, крестообразных и косых ручных стежков.
Вышивка крестом, гладью, лентами.
Лабораторно-практическая работа. Выполнение образцов швов. Выполнение образца вышивки в технике крест. Выполнение образца вышивки гладью, атласными лентами.
Раздел «Технологии домашнего хозяйства»
Тема. Интерьер кухни, столовой.
5 класс
Теоретические сведенья. Понятие об интерьере. Требования к интерьеру: эргономические, санитарно-гигиенические , эстетические.
Создание интерьера кухни с учётом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований.
Лабораторно-практические работы. Разработка плана размещения оборудования на кухне-столовой. Проектирование кухни с помощью ПК.
Тема. Интерьер жилого дома.
6 класс
Теоретические сведения. Понятие о жилом помещении: жилой дом, квартира, комната, многоквартирный дом. Зонирование пространства жилого дома.
Понятие композиции в интерьере. Интерьер жилого дома. Современные стили в интерьере.
Лабораторно-практические и практические работы. Выполнение электронной презентации « Декоративное оформление интерьера. Изготовление макета оформление окон.
Тема. Комнатные растения в интерьере.
6 класс
Теоретические сведения. Понятия о фитодизайне как искусстве оформления интерьера, создания композиций с использованием растений. Роль комнатных растений в интерьере.
Технологии выращивание комнатных растений. Влияние растений на микроклимат помещения. Правила ухода за комнатными растениями.
Лабораторно-практические и практические работы. Перевалка( пересадка) комнатных растений. Уход за растениями в кабинете технологии, классной комнате, холлах школы.
Тема. Освещение жилого помещения. Предметы искусства и коллекции в интерьере.
7 класс
Теоретические сведения. Роль освещения в интерьере. Понятие о системе освещения жилого помещения. Естественное и искусственное освещение. Типы ламп: накаливания, люминесцентные, галогенные, светодиодные.
Типы светильников: рассеянного и направленного освещения. Виды светильников: потолочные висячие , настенные настольные, напольные, встроенные, рельсовые, тросовые. Современные системы управления светом: выключатели, переключатели, диммеры.
Лабораторно-практические и практические работы. Выполнение электронной презентации « Освещение жилого дома»
Тема. Гигиена жилища
7 класс
Теоретические сведения. Значение в жизни человека соблюдения и поддержание чистоты и порядка жилом помещении. Виды уборки : ежедневная( сухая), еженедельная( влажная), генеральная. Их особенности и правила проведения.
Лабораторно-практические и практические работы. Генеральная уборка кабинета технологии. Подбор моющих средств.
Раздел « Электроника»
Тема. Бытовые электроприборы
5 класс
Теоретические сведения. Общие сведения о видах, принципе действия и правилах эксплуатации бытовых электроприборов на кухне: бытового холодильника, микроволной печи(СВЧ), посудомоечной машины.
Лабораторно-практические и практические работы. Изучение потребностей бытовых электроприборах на кухне. Изучение безопасных приёмов работы с бытовыми электроприборами. Изучение правил эксплуатации микроволновой печи и бытового холодильника.
7 класс
Теоретические сведения. Зависимость здоровья и самочувствия людей от поддержания чистоты в доме. Электрические бытовые приборы для уборки и создания микроклимата в помещении. Современный пылесос, его функции. Приборы для создания микроклимата: кондиционер, ионизатор-очиститель, воздуха, озонатор.
Лабораторно-практические и практические работы. Изучение потребности в бытовых электроприборах для уборки и создания микроклимата в помещении.
Подбор современной бытовой техники с учётом потребностей и доходов в семье.
Раздел «Кулинария»
Тема. Санитария и гигиена на кухне
5 класс
Теоретические сведения. Санитарно-гигиенические требования к лицам, приготовляющим пищу, к приготовлению пищи, хранению продуктов и готовых блюд. Необходимый набор посуды для приготовления пищи. Правила и последовательность мытья посуды. Безопасные приёмы работы на кухне.
Лабораторно-практические и практические работы. Подготовка посуды и инвентаря к приготовлению пищи.
Тема. Физиология питания.
5 класс
Теоретические сведения. Питание как физиологическая потребность. Пищевые (питательные) вещества. Значения белков, жиров, углеводов для жизнедеятельности человека. Пищевая пирамида. Роль витаминов, минеральных веществ, их содержание в пищевых продуктах. Пищевые отравления. Правила, позволяющие из избежать. Первая помощь или отравлениях. Режимы питания.
Лабораторно-практические и практические работы. Составление индивидуального режима питания и дневного рациона на основе пищевой пирамиды.
Тема. Бутерброды и горячие напитки.
5 класс
Теоретические сведения. Продукты, применяемые для приготовления бутербродов. Инструменты и приспособления для нарезания продуктов. Требования к качеству готовых бутербродов . Условия и сроки их хранения. Подача бутербродов.Технология приготовления какао, подача напитка.
Лабораторно-практические и практические работы. Приготовление и оформления бутербродов. Приготовление горячих напитков( чай, кофе, какао).Дегустация блюд. Оценка качеств. Соблюдение правил безопасного труда при работе с ножом и горячей жидкостью.
Тема. Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий
5 класс
Теоретические сведения. Виды круп, бобовых макаронных изделий, применяемых в питании человека. Подготовка продуктов к приготовлению блюд. Технология приготовления крупяных рассыпчатых, всяких и жидких каш.
Лабораторно-практические и практические работы. Приготовление и оформление блюд из круп, бобовых и макаронных изделий. Дегустация блюд. Оценка качества.
Тема. Блюда из овощей и фруктов
5 класс
Теоретические сведения. Пищевая (питательная) ценность овощей и фруктов. Содержание в них витаминов, минеральных солей, глюкозы, клетчатки. Способы хранения овощей и фруктов. Общие правила механической кулинарной обработки овощей. Правила обработки обеспечивающие сохранение цвета овощей и витаминов. Правила измельчения овощей наиболее распространенные формы нарезки овощей.
Значение и виды тепловой обработки продуктов( варка, припускание, бланширование, жарение, пассеворение, тушение, запекание ).
Лабораторно-практические и практические работы. Механическая обработка овощей и фруктов. Определение содержания нитратов в овощах. Приготовление и оформление блюд сырых и варёных овощей и фруктов.
Тема. Блюда из яиц.
5 класс
Теоретические сведения. Значения яиц в питании человека. Использование яиц в кулинарии. Меры предосторожности при работе с яйцами. Технология приготовления блюд из яиц. Способы варки куриных яиц: всмятку, в мешочек, вкрутую.
Лабораторно-практические и практические работы. Определение свежести яиц. Приготовление блюд из яиц. Дегустация блюд. Оценка качеств.
Тема. Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку.
5 класс
Теоретические сведения. Меню завтрака. Понятие о калорийности продуктов. Понятие о сервировке стола. Особенности сервировки стола к завтраку. Набор столового белья, приборов и посуды для завтрака.
Лабораторно-практические и практические работы. Разработка меню завтрака. Сервировка стола к завтраку.
Тема. Блюда из рыбы и нерыбных продуктов моря.
6 класс
Теоретические сведения. Пищевая ценность рыбы и нерыбных продуктов моря. Содержание в них белков, жиров, углеводов, витаминов. Виды рыбы и нерыбных продуктов моря, продуктов из них. Маркировка консервов.
Лабораторно- практические работы. Определение свежести. Приготовление блюда из морепродуктов.
Тема. Блюда из мяса.
6 класс
Теоретические сведения. Значение мясных блюд в питании. Виды мяса и субпродуктов. Признаки доброкачественности мяса. Условия и сроки хранения мясной продукции. Оттаивания мороженного мяса. Подготовка мяса к тепловой обработке. Виды тепловой обработки мяса. Определение качеств термической обработки мясных блюд.
Лабораторно-практические и практические работы. Определение доброкачественности мяса и мясных продуктов. Приготовление блюда их мяса.
Тема. Блюда из птиц.
6 класс
Теоретические сведения. Виды домашней и сельскохозяйственной птицы и их кулинарное употребление. Способы определение качества птицы. Подготовка птицы к тепловой обработке. Способы разрезания птицы на части. Виды тепловой обработки птицы. Технология приготовления блюд из птицы. Оформление готовых блюд и подача их к столу.
Лабораторно-практические и практические работы. Приготовления блюд из птицы.
Тема. Заправочные супы.
6 класс
Теоретические сведения. Значение супов в рационе питания. Технология приготовления бульонов, используемых при приготовлении заправочных супов.
Виды заправочных супов. Технология приготовления щей, борща, солянки, овощных супов и супов с крупами мучными изделиями.
Лабораторно-практические и практические работы. Приготовление заправочного супа.
Тема. Приготовления обеда. Сервировка стола к обеду.
6 класс
Теоретические сведения. Меню обеда. Сервировка стола к обеду. Набор столового белья, приборов посуды для обеда. Подача блюд. Правила поведения за столом и пользования столовыми приборами.
Лабораторно-практическая и практическая работы. Составление меню обеда. Приготовление обеда. Сортировка стола к обеду. Определение калорийности блюд.
Тема. Блюда из молока и кисломолочных продуктов.
7 класс
Теоретические сведения. Значение молока и кисломолочных продуктов в питании человека. Натуральное( цельное) молоко. Молочные продукты. Молочные консервы. Кисломолочные консервы. Сыр. Методы определения качеств молока и молочных продуктов.Технология приготовления блюд из кисломолочных продуктов. Профессия мастер производства молочных продукции.
Лабораторно-практические и практические работы. Определения качества молока и молочных продуктов. Приготовление молочного супа, молочной каши или блюда из творога.
Тема. Изделия из жидкого теста.
7 класс
Теоретические сведения. Виды блюда из жидкого теста. Продукты дл приготовления жидкого теста. Пищевые разрыхлители для теста. Оборудование, посуда и инвентарь для замешивания теста и выпечки блинов. Технология приготовления теста и изделий из него: блинов, блинчиков с начинкой, оладий и блинного пирога. Подача к столу.
Лабораторно-практические и практические работы. Определение качеств мёда. Приготовление изделий из жидкого теста.
Тема. Виды теста и выпечка.
7 класс
Теоретические сведения. Продукты для приготовления выпечки. Разрыхлить тесто. Дрожжевое, бисквитное, заварное тесто и для пряничных изделий из них. Виды изделий из них. Рецептура и технология приготовления пресного слоённого и песочного теста. Профессия кондитер.
Лабораторно-практические и практические работы. Приготовление изделий из пресного слоеного теста. Приготовление изделий из песочного теста.
Тема. Сладости, десерты, напитки.
7 класс
Теоретические сведения. Виды сладостей: цукаты, конфеты, печенье, безе (меренги). Их значение в питании человека. Виды десертов. Безалкогольные напитки: молочный коктейль, морс. Профессия кондитер сахаристых изделий.
Лабораторно-практические и практические работы. Приготовление сладких блюд и напитков.
Теоретические сведения. Меню сладкого стола. Сервировка сладкого стола. Набор столового белья, приборов и посуды. Подача кондитерских изделий и сладких блюд. Правила поведения за столом и пользования десертными приборами. Сладкий стол-фуршет. Правила приглашения гостей. Разработка пригласительных билетов с помощь ПК
Лабораторно-практические и практические работы. Разработка меню.Приготовление блюд для праздничного сладкого стола. Сервировка сладкого стола.Разработка приглашения на праздник с помощью ПК.
Планируемые результаты обучения по предмету технология.
Выпускник научится:
Планировать и выполнять учебные технологические проекты: выявлять и формулировать проблему; обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность итогового продукта или желаемого результата; планировать этапы выполнения работ; составлять технологическую карту изготовления изделия; выбирать средства реализации замысла; осуществлять технологический процесс; контролировать ход и результаты выполнения проекта;
Представлять результаты выполненного проекта: пользоваться основными видами проектной документации; готовить пояснительную записку к проекту; оформлять проектные материалы; представлять проект к защите.
Изготовлять с помощью ручных инструментов и оборудования для швейных и декоративно-прикладных работ, швейной машины простые по конструкции модели швейных изделий, пользуясь технологической документацией;
Выполнять влажно-тепловую обработку швейных изделий;
Самостоятельно готовить для своей семьи простые кулинарные блюда из сырых и варенных овощей и фруктов, молока и молочных продуктов, яиц, рыбы, мяса, птицы, различных видов теста, круп, бобовых и макаронных изделий, отвечающие требованием рационального питания, соблюдая правильную технологическую последовательность приготовления, санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы.
Выпускник получит возможность научиться:
Организовывать и осуществлять проектную деятельность на основе установленных норм и стандартов, поиска новых технологических решений; планировать и организовывать технологический процесс с учетом имеющихся ресурсов и условий;
Осуществлять презентацию, экономическую и экологическую оценку проекта, давать примерную оценку стоимости произведенного продукта как товара на рынке; разрабатывать варианты рекламы для продукта труда;
Выполнять несложные приемы моделирования швейных изделий;
Определять и исправлять дефекты швейных изделий;
Выполнять художественную отделку швейных изделий;
Изготовлять изделия декоративно-прикладного искусства, региональных народных промыслов;
Определять основные стили в одежде и современные направления моды;
Составлять рацион питания на основе физиологических потребностей организма;
Выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах, минеральных веществах; организовывать свое рациональное питание в домашних условиях; применять различные способы обработки пищевых продуктов в целях сохранения в них питательных веществ.
Методическое оснащение учебного процесса по предмету «Технология»
В учебно-методический комплект для образовательной области «Технология» входят: учебники – Технология. Технология ведения дома: 5 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 192 с. (15 штук); рабочие тетради для учащихся – Технология. Технология ведения дома. 5 класс. Рабочая тетрадь. ФГОС/ Н.В. Синица (на каждого ученика); методические рекомендации для учителя – Технология. Технология ведения дома. 5 класс. Методическое пособие. ФГОС / Н.В. Синица; рекомендации по оборудованию кабинета и мастерской, таблицы, плакаты, специально разработанное оборудование для лабораторно-практических работ (швейные машины, утюги, гладильная доска, электроплиты, духовые шкафы, холодильник, чайник, миксер, посуда и т. д.);
Технические средства обучения для оснащения кабинета технологии: компьютер с комплексом обучающих программ и выходом в сеть Интернет; мультимедийный проектор и экран; принтер; цифровой фотоаппарат; сканер.
Календарно тематическое планирование 5 класс (68 ч., 2 ч. резервных)
№
урока
Дата проведения урока
Тема урока
Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий)
Практическая работа
план
факт
5а
5б
5в
5г
5а
5б
5в
5г
1.Творческая проектная деятельность (вводная часть).
1-2
1.1. Введение в предмет. Правила ТБ. Что такое творческие проекты.
П. Познакомиться с правилами поведения в мастерской и на рабочем месте; с понятиями
«основные компоненты проекта»,
«этапы проектирования»
М. Определять и формулировать цель выполнения заданий на уроке, под руководством учителя; понимать смысл инструкции и принимать учебную задачу; учиться высказывать свою версию на основе работы с алгоритмом;
Л. Формирование интереса (мотивации) к изучению технологии. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Составление схемы выполнения проекта, составление звездочки обдумывания.
2. Создание изделий из текстильных материалов
Запуск 1-го проекта возможные темы: «Столовое бельё», «Фартук для работы на кухне», «Наряд для завтрака»
3-4
2.1. Свойства текстильных материалов. Волокна растительного происхождения
П. Познакомиться с классификацией текстильных волокон ,изготовлением нитей и
тканей в условиях прядильного и ткацкого производства, определять основную и уточную нити, кромку, полотняное переплетение.
М. Проявление умения читательской компетенции (понимать текст, работать с информацией).
Л. Формирование интереса (мотивации) к изучению материаловедения.
Изучение свойств тканей из льна и хлопка. Определение лицевой и изнаночной стороны ткани.
5-6
2.3. Свойства текстильных материалов: физические, эргономические, эстетические, технологические.
П. Исследовать свойства хлопчатобумажных и льняных тканей. Изучать характеристики различных видов волокон и материалов: тканей, ниток, тесьмы, лент по коллекциям. Усвоение основных определений и понятий.
М. Осуществление и сбор необходимой информации по теме.
Л. Проявление познавательного интереса, экономического мышления. Формирование эстетических потребностей и ценностей.
Составление коллекции тканей из натуральных волокон растительного происхождения (коллаж).
7-8
2.4. Швейные ручные работы.
П. Познакомиться с терминологией ручных работ, инструментами и приспособлениями, т.б.
М. Использование знаково-символических средств. Соблюдение требуемой величины стежка. Развитие координации движений рук.
Л. Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей работы.
Изготовление образцов ручных швов.
9-10
2.5. Изготовление сувенира.
П. Выполнение работы по изготовлению игольницы, соблюдение Т.Б.
М. Познакомится с различными видами игольниц, выполнение эскизов игольниц, подбор цветового решения.
Л. Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей работы.
Изготовление игольниц (различной формы).
11-12
2.6. Бытовая швейная машина.
П. Изучить устройство швейной машины, научиться заправлять верхнюю и нижнюю нить в швейную машину.
М. Познакомиться с историей возникновения швейной машины.
Л. Проявление познавательного интереса.
Упражнение в шитье на шв. машине, не заправленной нитками. Заправка швейной машины нитками.
13-14
2.7. Основные операции при машинной обработке изделия.
П. Познакомиться с терминологией машинных работ, научиться выполнять различные виды строчек, закрепку.
М. Умение слушать и вступать в диалог, выражать свою точку зрения по ходу работы, соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к изделию, с учётом
технологических требований.
Л. Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей работы.
Выполнение прямой и зигзагообразной строчек. Выполнение закрепок.
15-16
2.8. Влажно-тепловая обработка ткани.
П. Познакомиться с терминологией ВТО, оборудованием для влажно-тепловой обработки ткани.
М. Изучить историю развития утюга. Умение слушать и вступать в диалог, выражать свою точку зрения по ходу работы.
Л. Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей работы.
Правила выполнения ВТО.
17-18
2.9. Изготовление выкроек.
П. Понятие о чертеже и выкройке швейного изделия. Инструменты и приспособления для изготовления выкройки. Определение размера швейного изделия. Расположение конструктивных линий фигуры.
М.Рассчитывать по формулам отдельные элементы чертежей швейных изделий. Находить и предъявлять информацию об истории швейных изделий.
Л. Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей работы.
Снятие мерок и изготовление выкроек проектного изделия.
19-20
2.10. Раскрой швейного изделия.
П. Научиться правильно, раскладывать ткань при раскрои изделия, планировать раскладку деталей выкройки на ткани, обмеловка деталей кроя.
М. Определять и формулировать цель выполнения заданий на уроке; понимать смысл инструкции и принимать учебную задачу, использовать простейшие приборы, готовить рабочее место.
Л. Формирование эстетических потребностей и ценностей. Проявлять познавательные интересы и активность в раскрое шв. изделия. Соблюдать ТБ, гигиену учебного труда и уметь организовать рабочее место.
Подготовка выкройки проектного изделия. Раскрой.
21-22
2.11. Технология изготовления швейного изделия: подготовка деталей кроя к обработке.
П. Научиться обосновать выбор изделия для проекта, соблюдать последовательность изготовления проектного изделия, соблюдение Т. Б. при выполнении швейных работ.
М. Понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу, с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения заданий материалов, инструментов, способов, использовать приборы, шв. машины, учиться готовить рабочее место, выполнять контроль точности разметки припусков на швы, качества швов.
Л. Проявление познавательных интересов и активности при изготовлении проектного изделия, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.
Пошив проектного изделия.
23-24
2.13. Технология изготовления швейного изделия: обработка срезов.
П. Научиться обосновать выбор изделия для проекта, соблюдать последовательность изготовления проектного изделия, соблюдение Т. Б. при выполнении швейных работ.
М. Понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу, с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения заданий материалов, инструментов, способов, использовать приборы, шв. машины, учиться готовить рабочее место, выполнять контроль точности разметки припусков на швы, качества швов.
Л. Проявление познавательных интересов и активности при изготовлении проектного изделия, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.
Пошив проектного изделия.
25-26
2.14. Технология изготовления швейного изделия: обработка деталей узлов швейного изделия.
П. Научиться обосновать выбор изделия для проекта, соблюдать последовательность изготовления проектного изделия, соблюдение Т. Б. при выполнении швейных работ.
М. Понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу, с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения заданий материалов, инструментов, способов, использовать приборы, шв. машины, учиться готовить рабочее место, выполнять контроль точности разметки припусков на швы, качества швов.
Л. Проявление познавательных интересов и активности при изготовлении проектного изделия, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.
Пошив проектного изделия.
27-28
2.15. Технология изготовления швейного изделия: сборка швейного изделия по индивидуальному плану.
П. Научиться обосновать выбор изделия для проекта, соблюдать последовательность изготовления проектного изделия, соблюдение Т. Б. при выполнении швейных работ.
М. Понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу, с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения заданий материалов, инструментов, способов, использовать приборы, шв. машины, учиться готовить рабочее место, выполнять контроль точности разметки припусков на швы, качества швов.
Л. Проявление познавательных интересов и активности при изготовлении проектного изделия, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.
Пошив проектного изделия.
29-30
2.16. Технология изготовления швейного изделия: окончательная сборка и обработка изделия.
П. Научиться обосновать выбор изделия для проекта, соблюдать последовательность изготовления проектного изделия, соблюдение Т. Б. при выполнении швейных работ.
М. Понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу, с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения заданий материалов, инструментов, способов, использовать приборы, шв. машины, учиться готовить рабочее место, выполнять контроль точности разметки припусков на швы, качества швов.
Л. Проявление познавательных интересов и активности при изготовлении проектного изделия, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.
Пошив проектного изделия.
31-32
2.17. Контроль качества готового изделия. Защита творческого проекта.
П. Составлять доклад защиты творческого проекта, защищать творческий проект, оценивать проекты по составленному плану.
М. Определять и формулировать цель выполнения проекта, под руководством учителя; учиться высказывать свою версию на основе
работы с алгоритмом.
Л. Проявление познавательных интересов и активности при изготовлении проектного изделия, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.
Представление готового изделия. Защита проекта.
3. Художественные ремесла.
Запуск 2-го проекта: «Лоскутное изделие для кухни – столовой»
33-34
3.1. Декоративно-прикладное искусство.
П. Изучать лучшие работы мастеров декоративно-прикладного искусства родного края. Анализировать особенности декоративно-прикладного искусства мастеров ДПИ Хабаровского края.
М. принятие учебной цели; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; выполнение правил ТБ, гигиены учебного труда.
Л. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину и историю Росси, формирование целостного, социального ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
Экскурсия в краеведческий музей. Изучение работ мастеров ДПИ Хабаровского края.
35-36
3.2. Основы композиции. Цветовые сочетания в орнаменте.
П. Выполнять эскизы орнаментов для салфетки, платка, одежды, декоративного панно. Создавать графические композиции на листе бумаги.
М. Учиться высказывать своё предложение (версию) на основе работы с инструкционной картой; с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения изделия ткани, прокладочных материалов, инструментов.
Л. Формирование эстетических потребностей, готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства, проявлять познавательную инициативу в оказании помощи одноклассникам.
Создание графической композиции, орнамента на ПК или листе бумаги в клетку.
37-38
3.3. Лоскутное шитье.
П. Изучать различные техники лоскутного шитья. Изготавливать образцы лоскутных узоров. Обсуждать наиболее удачные работы. Находить и предъявлять информацию об истории лоскутного шитья.
М. Учиться высказывать своё предложение (версию) на основе работы с инструкционной картой; с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения изделия ткани, прокладочных материалов, инструментов.
Л. Формирование эстетических потребностей, готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства, проявлять познавательную инициативу в оказании помощи одноклассникам.
Изготовление образцов лоскутных узоров.
39-40
3.4. Соединение деталей изделия.
П. Создание лоскутного верха (соединение деталей между собой), выполнение аппликации и стежка (выстегивания) в лоскутном шитье.
М. Учиться высказывать своё предложение (версию) на основе работы с инструкционной картой; с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения изделия ткани, прокладочных материалов, инструментов.
Л. Формирование эстетических потребностей, готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства, проявлять познавательную инициативу в оказании помощи одноклассникам.
Изготовление проектного изделия в технике лоскутного шитья.
41-42
3.5. Сборка изделия.
П. Создание лоскутного верха (соединение деталей между собой), выполнение аппликации и стежка (выстегивания) в лоскутном шитье, обработка срезов.
М. Учиться высказывать своё предложение (версию) на основе работы с инструкционной картой; с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения изделия ткани, прокладочных материалов, инструментов.
Л. Формирование эстетических потребностей, готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства, проявлять познавательную инициативу в оказании помощи одноклассникам.
Изготовление проектного изделия в технике лоскутного шитья.
43-44
3.6. Декоративная и окончательная отделка изделия.
П. Создание лоскутного верха (соединение деталей между собой), выполнение аппликации и стежка (выстегивания) в лоскутном шитье, обработка срезов.
М. Учиться высказывать своё предложение (версию) на основе работы с инструкционной картой; с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения изделия ткани, прокладочных материалов, инструментов.
Л. Формирование эстетических потребностей, готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства, проявлять познавательную инициативу в оказании помощи одноклассникам.
Изготовление проектного изделия в технике лоскутного шитья.
45-46
3.7. Защита проекта «Лоскутное изделие для кухни – столовой»
П. Составлять доклад защиты творческого проекта, защищать творческий проект, оценивать проекты по составленному плану.
М. Определять и формулировать цель выполнения проекта, под руководством учителя; учиться высказывать свою версию на основе
работы с алгоритмом.
Л. Проявление познавательных интересов и активности при изготовлении проектного изделия, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.
Защита проекта.
4. Технология домашнего хозяйства. Оформление интерьера.
запуск 4-го проекта: «Планирование кухни – столовой»
47-48
4.1. Эскиз кухни – столовой. Бытовые электроприборы на кухне.
П. Знакомиться с требованиями к интерьеру. Находить и представлять информацию об устройстве современной кухни.
М. Планировать кухню с помощью шаблонов и ПК, определять умения которые будут сформированы на основе изучения данного раздела, отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике, интернете, уметь использовать в своей деятельности приборы, бытовую технику.
Л. Проявление познавательного интереса и активности в данной области предметной технологической деятельности, овладение установками, нормами и правилами научной организации труда на кухне.
Проектирование кухни с помощью ПК. изучение правил эксплуатации микроволновой печи и бытового холодильника.
49-50
4.2. Защита проекта: «Планирование кухни – столовой»
П. Составлять доклад защиты творческого проекта, защищать творческий проект, оценивать проекты по составленному плану.
М. Определять и формулировать цель выполнения проекта, под руководством учителя; учиться высказывать свою версию на основе
работы с алгоритмом.
Л. Проявление познавательных интересов и активности при изготовлении проектного изделия, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.
Защита проекта.
5. Кулинария.
запуск 5-го проекта: «Приготовление завтрака для всей семьи»
51-52
5.1. Санитария и гигиена на кухне. Физиология питания.
П. Овладевать навыками личной гигиены при приготовлении пищи, организовывать рабочее место, определять набор безопасных моющих средств для мытья посуды. Изучать основы физиологии питания человека, находить и предъявлять информацию о содержании в пищевых продуктах витаминов, минеральных солей и микроэлементов.
М. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях, соблюдать нормы речевого этикета, совместно работать в группе (бригаде); координировать и согласовывать совместную работу, формирование эстетических потребностей и ценностей.
Л. Проявление инициативы в оказании первой медицинской помощи одноклассникам, готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства, формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни, соблюдать гигиену учебного труда.
Подготовка посуды и инвентаря к приготовлению пищи.
53-54
5.2. Бутерброды и горячие напитки.
П. Приготавливать и оформлять бутерброды. Определять вкусовые качества продуктов в бутербродах. Проводить сравнительный анализ различных видов чая и кофе. Знакомиться с профессией пекарь.
М. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях, соблюдать нормы речевого этикета, совместно работать в группе (бригаде); координировать и согласовывать совместную работу, формирование эстетических потребностей и ценностей.
Л. Проявлять готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства, формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни, соблюдать гигиену учебного труда.
Приготовление бутербродов, горячих напитков.
55-56
5.3. Блюда из круп, бобовых.
П. Читать маркировку и штриховые коды на упаковках. Выполнять механическую кулинарную обработку крупы. Определять оптимальное соотношение крупы и жидкости при варке гарнира.
М. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях, соблюдать нормы речевого этикета, совместно работать в группе (бригаде); координировать и согласовывать совместную работу, формирование эстетических потребностей и ценностей.
Л. Проявлять готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства, формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни, соблюдать гигиену учебного труда.
Приготовление блюд из круп и бобовых.
57-58
5.4. Блюда из макаронных изделий.
П. Читать маркировку и штриховые коды на упаковках. Определять оптимальное соотношение макаронных изделий и жидкости при варке гарнира. Готовить гарнир из макаронных изделий.
М. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях, соблюдать нормы речевого этикета, совместно работать в группе (бригаде); координировать и согласовывать совместную работу, формирование эстетических потребностей и ценностей.
Л. Проявлять готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства, формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни, соблюдать гигиену учебного труда.
Приготовление блюд из макаронных изделий.
59-60
5.5. Блюда из овощей и фруктов.
П. Определять доброкачественность овощей по внешнему виду. Выполнять первичную обработку овощей. Выполнять нарезку овощей разными формами нарезки.
М. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях, соблюдать нормы речевого этикета, совместно работать в группе (бригаде); координировать и согласовывать совместную работу, формирование эстетических потребностей и ценностей.
Л. Проявлять готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства, формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни, соблюдать гигиену учебного труда.
Механическая кулинарная обработка овощей и фруктов.
61-62
5.6. Тепловая обработка овощей.
П. Научиться готовить салат из сырых овощей. Осваивать безопасные приемы тепловой обработки овощей. Оценивать готовые блюда.
М. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях, соблюдать нормы речевого этикета, совместно работать в группе (бригаде); координировать и согласовывать совместную работу, формирование эстетических потребностей и ценностей.
Л. Проявлять готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства, формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни, соблюдать гигиену учебного труда.
Приготовление блюд из овощей.
63-64
5.7. Блюда из яиц.
П. научиться определять свежесть яиц с помощью подсоленной воды, готовить блюда из яиц, находить и предъявлять информацию о способах хранения яиц без холодильника, о блюдах из яиц, способах оформления яиц к народным праздникам.
М. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях, соблюдать нормы речевого этикета, совместно работать в группе (бригаде); координировать и согласовывать совместную работу, формирование эстетических потребностей и ценностей.
Л. Проявлять готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства, формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни, соблюдать гигиену учебного труда.
Определение свежести яиц. Приготовление блюд из яиц.
65-66
5.8. Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку.
П. научиться составлять меню завтрака, рассчитывать количество и стоимость продуктов, выполнять сервировку стола к завтраку, овладевая навыками эстетического оформления стола.
М. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях, соблюдать нормы речевого этикета, совместно работать в группе (бригаде); координировать и согласовывать совместную работу, формирование эстетических потребностей и ценностей.
Л. Проявлять готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства, формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни, соблюдать гигиену учебного труда.
Разработка меню завтрака. Сервировка стола к завтраку.
67-68
5.9. Защита проекта: «Приготовление воскресного завтрака для всей семьи».
П. Составлять доклад защиты творческого проекта, защищать творческий проект, оценивать проекты по составленному плану.
М. Определять и формулировать цель выполнения проекта, под руководством учителя; учиться высказывать свою версию на основе
работы с алгоритмом.
Л. Проявление познавательных интересов и активности при изготовлении проектного изделия, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.