kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по Основам профессионального самоопределения

Нажмите, чтобы узнать подробности

            Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. С целью учета интересов и склонностей учащихся, возможностей образовательных учреждений, местных социально-экономических условий обязательный минимум содержания основных образовательных программ по технологии изучается в рамках одного из трех направлений: «Индустриальные технологии», «Технологии ведения дома» и «Сельскохозяйственные технологии» (агротехнологии, технологии животноводства).
Данная рабочая программа разработана по направлению «Технология ведения дома». Общими во всех направлениях программы являются разделы «Технологии исследовательской и опытнической деятельности» и «Современное производство и профессиональное образование». Их содержание определяется соответствующими технологическими направлениями (индустриальные технологии, технологии ведения дома и сельскохозяйственные технологии).
              При разработке рабочей программы, исходя из необходимости учета потребностей личности школьника, его семьи и общества, достижений педагогической науки, дополнительный авторский учебный материал отбирался с учетом следующих положений:
• распространенность изучаемых технологий и орудий труда в сфере промышленного и сельскохозяйственного производства, домашнего хозяйства и отражение в них современных научно-технических достижений;
• возможность освоения содержания на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющие практическую направленность;
• выбор объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей;
• возможность реализации общетрудовой и практической направленности обучения, наглядного представления методов и средств осуществления технологических процессов;
• возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития учащихся.
               Каждый компонент рабочей программы включает в себя основные теоретические сведения и практические работы. При этом предполагается, что изучение материала, связанного с практическими работами, предваряется освоением учащимися необходимого минимума теоретических сведений с опорой на лабораторные исследования.
               В рабочей программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. Соответствующий раздел по учебному плану дается в конце каждого года обучения. При организации творческой или проектной деятельности учащихся акцентируется их внимание на потребительском назначении продукта труда или того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи (его потребительной стоимости).
            Основным дидактическим средством обучения технологии в основной школе является учебно-практическая деятельность учащихся.
Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, практические работы, выполнение проектов. Все виды практических работ в рабочей программе направлены на освоение различных технологий.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по Основам профессионального самоопределения »

Пояснительная записка

                  1. 1. Статус документа

Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по технологии и написана на основании следующих следующих нормативных документов:

1. Закон «Об образовании»;

2.. Приказ Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004 г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», где определен обязательный минимум содержания основных образовательных программ, требований к уровню подготовки выпускников основной школы образовательной области «Технология»;

3.Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2010.- 96 с. – (Стандарты второго поколения)

4.Учебное издание. Чистякова С.Н., Холодная М.А., Шалавина Т.И. и др. Программы общеобразовательных учреждений Технология. Твоя профессиональная карьера 8-9 классы. Москва, «Просвящение». 2009

5.Технология: программы начального и основного общего образования/ [М.В.Хохлова, П.С.Самородский, Н.В.Синица и др.] – М.: Вентана-Граф, 2010. – 192 с.

6.Основная образовательная программа основного общего образования Педагогического лицея – муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Димитровграда Ульяновской области;

7.Учебный план МБОУ педагогический лицей на 2013-2014 учебный год;

8.Положение о рабочей программе педагога Педагогического лицея – муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Димитровграда Ульяновской области;

9.Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию;

10.Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;

11.Нормативные документы Министерства образования РФ и Министерства образования Ульяновской области, регулирующие учебно-воспитательный процесс в образовательных учреждениях.


2. Цели изучения:

  • актуализация процесса профессионального самоопределе­ния учащихся за счет специальной организации их деятельнос­ти, включающей получение знаний о себе, о мире профессио­нального труда, их соотнесения в процессе профессиональных проб;

  • развитие у учащихся способности к профессиональной адап­тации в современных социально-экономических условиях.

Задачи курса:

  • повышение уровня психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умения­ми, расширения границ самовосприятия, пробуждения потреб­ности в самосовершенствовании;

  • формирование положительного отношения к самому себе, осоз­нание своей индивидуальности, уверенность в своих силах при­менительно к реализации себя в будущей профессии;

  • ознакомление со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных от­ношений и конкуренции кадров;

  • обеспечение возможностью соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности с помощью включения их в систему специально организованных профессиональных проб.



3. Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной:

Разделы и темы программы

Количество часов в примерной программе

Количество часов в рабочей программе

  1. Вводный урок

1

-

  1. Создание изделий из текстильных и поделочных материалов

    1. Швейные материалы

    2. Бытовая швейная машина

    3. Конструирование и моделирование

    4. Раскройные работы

    5. Технология швейных работ

    6. Декоративно-прикладное творчество

0/16







0/16

-







-

  1. Кулинария

    1. Культура питания

    2. Технология приготовления блюд

    3. Домашние заготовки

    4. Творческие задания

-

-

  1. Черчение и графика

-

-

  1. Технологии ведения дома

    1. Уход за одеждой и обувью

    2. Интерьер жилых помещений

    3. Санитарно-технические работы

    4. Ремонтно-отделочные работы

    5. Семейная экономика

-

-

  1. Электротехнические работы

    1. Электротехнические работы

    2. Радиоэлектроника

    3. Цифровая электроника и ЭВМ

0/18

-

0/12

0/6

-

-

-

-

  1. Современное производство и профессиональное образование

0/20

30

  1. Проектирование и изготовление изделий

0/15

4

Итого

70

34


В программу внесены изменения: в связи с тем, что учебным планом МОУ педагогический лицей для изучения «Основы профессионального самоопределения» в 9 классах предусмотрено 34 часа, вместо 20 часов на рассмотрение раздела «Современное производство и профессиональное образование» в рабочей программе увеличено количество часов до 30 на изучение некоторых тем и введены профессиональные пробы, как рекомендовано в учебном издании. Чистяковой С.Н., Холодной М.А., Шалавиной Т.И. «Программы общеобразовательных учреждений Технология. Твоя профессиональная карьера 8-9 классы», а на «Проектирование и изготовление изделий» выделено 4 часа из 15 предлагаемых в примерной программе. Так как учащиеся не делятся на подгруппы (мальчиков и девочек) и изготовить, что-то невозможно, и поэтому дети выполняют творческий проект по выбору профессии.




4. Учебно-методический комплекс

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

Учебно-методический комплекс учителя:

  1. Учебник

  2. Методические рекомендации к рабочей тетради по технологии (9 класс) к модулю «Отрасли общественного производства и профессиональное определение» /Под редакцией Атауловой О.В. Ульяновск 2002

3. Пряжников Н.С. профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). – М.: ВАКО, 2006. – 288 с.- (Педагогика. Психология. Управление).

4. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 класс): Практическое рукоодство для классных руководителей и школьных психологов / Под. Науч. Ред. Л.А Обуховой.-М.: Вако, 2005, 240 с. – (Педагогика, Психология. Управление.)



Учебно-методический комплекс ученика:

  1. Учебник

  2. Антоненко К.О.. Атаулова О.В. Рабочая тетрадь по технологии для учащихся 9 класса к модулю «Отрасли общественного производства и профессиональное самоопределение»: Учебное пособие для учащихся средней школы. – Издание 2-е, исправленное, дополненное, переработанное. – Улььяновск: УИПК ПРО, 2003. – 104 с.


5.Количество часов, на которые рассчитана рабочая программа

Согласно Федерального базисного учебного плана на изучение Основы профессионального самоопределения как отрасли технологии в 9 классе отводится не менее 34 часов, из расчета 1 ч в неделю. Учебным планом МОУ педагогического лицея предусмотрено для изучения в 9 классах Основы профессионального самоопределения 34 часа (1 час в неделю). Рабочая программа для 9 классов рассчитана на 34 часа (1 час в неделю)

6.Особенности, предпочтительные формы организации учебного процесса, их сочетание, формы контроля.

Рабочая программа строится на следующих принципах:

  • Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.

  • Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематич­ности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировоч­ной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.

  • Деятельностно ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к само­стоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формиро­вания потребности в творчестве и умений творчества.

Подбираются такие методы, организационные формы и технологии обучения, которые бы обеспечили владение учащимися не только знаниями, но и предметными и общеучебными умениями и способами деятельности. Ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный и проблемно-поисковый. Использование методов представлено в таблице.

п-п

Основные группы методов

Основные подгруппы методов

Отдельные методы обучения

1

Методы орга-низации и осуществления учебно- познава-тельной деятель-ности

1.1.Перцептивные методы передачи и восприятия учебного материала



Словесные методы

Рассказ, беседа, объяснение, разъяснение, диспут, дискуссия

Наглядные методы

Иллюстрации, схемы, таблицы


Практические

Упражнения: воспроизводящие, творческие, устные, письменные


Аудиовизуальные

Сочетание словесных и наглядных методов


1.2. Логические методы (организация и осуществление логических операций)


Индуктивный, дедуктивный, аналитический анализы учебного материала


1.3. Гносеологические методы (организация и осуществление мыслительных операций)

Проблемно-поисковые методы (проблемное изложение, эвристический метод, исследовательский метод, побуждающий к гипотезам диалог, побуждающий от проблемной ситуации диалог)

1.4.Методы самоуправления учебными действиями

Самостоятельная работа с книгой, само- и взаимопроверка

2.

Методы стиму-лирования и мо-тивации учебно-познавательной деятельности

2.1.Методы эмоционального стимулирования

Создание ситуации успеха в обучение, поощрение в обучении, использование игр и игровых форм организации учебной деятельности


2.2.Методы формирования познавательного интереса

Формирование готовности восприятия учебного материала, выстраивание вокруг учебного материала игрового сюжета, использование занимательного материала


2.3.Методы формирования ответственности и обязательности

Формирование понимания личностной значимости учения, предъявление учебных требований, оперативный контроль

3

Методы контро-ля и диагностики учебно-познава-тельной деятель-ности, социаль-ного и психоло-гического разви-тия учащихся

3.1.Методы контроля

Повседневное наблюдение за учебной деятельностью учащихся, устный контроль, письменный контроль, проверка домашних заданий

3.2.Методы самоконтроля

Методы самоконтроля, взаимопроверка работ

4

Методы орга-низации и взаи-модействия уча-щихся и накоп-ления социаль-ного опыта


Освоение элементарных норм ведения диалога, метод взаимной проверки. Прием взаимных заданий, временная работа в группах, создание ситуаций взаимных переживаний, организация работ учащихся-консультантов

5

Методы разви-тия психических функций, твор-ческих способ-ностей личност-ных качеств учащихся


Творческое задание, постановка проблемы или создание проблемной ситуации, дискуссия, побуждающий к гипотезам диалог, побуждающий от проблемной ситуации диалог, создание креативного поля, перевод игровой деятельности на творческий уровень


Формы организации познавательной деятельности учащихся подбирается в соответствии с ТДЦ урока, содержанием, методом обучения, учебными возможностями и уровнем сформированности познавательных способностей учащихся. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, технологии проблемно-диалогического обучения, технология межличностного взаимодействия, технология развивающего обучения, технология опережающего обучения, обучение с применением опорных схем, ИКТ, здоровье сберегающие технологии.

Система контроля включает само-, взаимо-, учительский контроль и позволяет оценить знания, умения и навыки учащихся комплексно по следующим компонентам:

  • система знаний;

  • умения и навыки (предметные и общие учебные);

  • способы деятельности (познавательная, информационно-коммуникативная и рефлексивные);

  • включенность учащегося в учебно-познавательную деятельность и уровень овладения ею (репродуктивный, конструктивный и творческий);

  • взаимопроверка учащимися друг друга при комплексно-распределительной деятельности в группах;

  • содержание и форма представленных реферативных, творческих, исследовательских и других видов работ;

  • публичная защита творческих работ, исследований и проектов.




























Требования к уровню подготовки учащихся

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего об­разования:


личностные:

у учащихся будут сформированы:

1) ответственное отношение к учению;

2) готовность и спо­собность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

3) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

4) начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;

5) экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, здоровье сберегающего поведения;

6) формирование способности к эмоциональному вос­приятию языковых объектов, лингвистических и литературоведческих задач, их решений, рассуж­дений;

7) умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;

у учащихся могут быть сформированы:

1) первоначальные представления о филологической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;

2) коммуникативная компетентность в об­щении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творче­ской и других видах деятельности;

3) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

4) креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении филологических задач;


метапредметные:

регулятивные

учащиеся научатся:

1) формулировать и удерживать учебную задачу;

2) выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

3) планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

4)предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;
5) составлять план и последовательность действий;

6) осуществлять контроль по образцу и вносить не­обходимые коррективы;

7) адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

8) сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

учащиеся получат возможность научиться:

1) определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;

2) предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;

3) осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;

4) выделять и формулировать то, что усвоено и, что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;

5) концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

познавательные

учащиеся научатся:

1) самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

2) использовать общие приёмы решения задач;

3) применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;

4) осуществлять смысловое чтение;

5) создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач;

6) самостоятельно ставить цели, выбирать и соз­давать алгоритмы для решения учебных литературоведческих про­блем;

7) понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным ал­горитмом;

8) понимать и использовать сред­ства наглядности (рисунки, схемы и др.) для иллю­страции, интерпретации, аргументации;

9) находить в различных источниках информа­цию, необходимую для решения филологических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

учащиеся получат возможность научиться:

1) устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктив­ные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;

2) формировать учебную и общепользовательскую компе­тентности в области использования информационно-комму­никационных технологий (ИКТ-компетентности);

3) видеть филологическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;

4) выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

5) планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

6) выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;

7) интерпретировать информации (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);

8) оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);

9) устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения;

коммуникативные

учащиеся научатся:

1) организовывать учебное сотруд­ничество и совместную деятельность с учителем и сверстни­ками: определять цели, распределять функции и роли участ­ников;

2) взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разре­шать конфликты на основе согласования позиций и учёта ин­тересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

3) прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;

4) разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;

5) координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;

6) аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.


предметные:

учащиеся должны знать:

  1. значение профессионального само­определения, требования к составлению личного профессиональ­ного плана;

  2. правила выбора профессии; понятие о профессиях и профессиональной деятельности; понятие об интересах, моти­вах и ценностях профессионального труда, а также психофизио­логических и психологических ресурсах личности в связи с вы­бором профессии;

  3. понятие о темпераменте, ведущих отношени­ях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения; значение творческого потенци­ала человека, карьеры; сферы современного производства; разделение труда на производстве;

  4. понятие о специальности и квалификации работника; факторы, влияющие на уровень оплаты труда.

Учащиеся должны иметь представления:

  1. о смысле и значении труда в жизни человека и общества;

  2. о современных формах и методах организации труда;

  3. о сущности хозяйственного меха­низма в условиях рыночных отношений;

  4. о предпринимательстве;

  5. о рынке труда.

Учащиеся должны уметь:

1)соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;

2)составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его ;

3) использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;

4) анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;

5)пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.


Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. построения планов профессиональной карьеры, выбора пути продолжения образования или трудоустройства



Учебно-тематический план


Темы

Кол-во

часов

Из них

Теорет.

Практ.

1

Сущность профессионального самоопределения

2 часа

2 часа


2

Внутренний мир человека и система представлений о себе

2 часа

1 час

1 час

3

Профессиональные интересы и склонности


2 часа

1 час

1 час

4

Способности, условия их проявления и развития


2 часа

1 час

1 час

5

Природные свойства нервной системы


2 часа

1 час

1 час

6

Психические процессы и их роль в профессиональном самоопределении


2 часа

1 час

1 час

7

Мотивы, ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении


2 часа

2 часа


8

Профессиональные и жизненные планы


3 часа

1 час

2 часа

9

Здоровье и выбор профессии


2 часа

2 часа


10

Отрасли общественного производства


5 часов

2 часа

3 часа

11

Профессиональная проба

6 часов


6 часов

12

Творческий проект

4 часа


4 часа


Всего:

34 часа

14 часов

20 часов


Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. С целью учета интересов и склонностей учащихся, возможностей образовательных учреждений, местных социально-экономических условий обязательный минимум содержания основных образовательных программ по технологии изучается в рамках одного из трех направлений: «Индустриальные технологии», «Технологии ведения дома» и «Сельскохозяйственные технологии» (агротехнологии, технологии животноводства).
Данная рабочая программа разработана по направлению «Технология ведения дома». Общими во всех направлениях программы являются разделы «Технологии исследовательской и опытнической деятельности» и «Современное производство и профессиональное образование». Их содержание определяется соответствующими технологическими направлениями (индустриальные технологии, технологии ведения дома и сельскохозяйственные технологии).
При разработке рабочей программы, исходя из необходимости учета потребностей личности школьника, его семьи и общества, достижений педагогической науки, дополнительный авторский учебный материал отбирался с учетом следующих положений:
• распространенность изучаемых технологий и орудий труда в сфере промышленного и сельскохозяйственного производства, домашнего хозяйства и отражение в них современных научно-технических достижений;
• возможность освоения содержания на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющие практическую направленность;
• выбор объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей;
• возможность реализации общетрудовой и практической направленности обучения, наглядного представления методов и средств осуществления технологических процессов;
• возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития учащихся.
Каждый компонент рабочей программы включает в себя основные теоретические сведения и практические работы. При этом предполагается, что изучение материала, связанного с практическими работами, предваряется освоением учащимися необходимого минимума теоретических сведений с опорой на лабораторные исследования.
В рабочей программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. Соответствующий раздел по учебному плану дается в конце каждого года обучения. При организации творческой или проектной деятельности учащихся акцентируется их внимание на потребительском назначении продукта труда или того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи (его потребительной стоимости).
Основным дидактическим средством обучения технологии в основной школе является учебно-практическая деятельность учащихся.
Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, практические работы, выполнение проектов. Все виды практических работ в рабочей программе направлены на освоение различных технологий.







Содержание учебного курса

  1. «Сущность профессионального самоопределения» ( 2 часа).

Цели и задачи курса. Содержание , специфика занятий по психологическим основам выбора профессий. Дневник выбора профессий как форма фиксации данных по курсу «Технология. Основы профессионального самоопределения.» Практическая работа. Знакомство с дневником выбора профессии


2. «Внутренний мир человека и система представлений о себе»(2 часа)

Понятие личности. Уникальность личности каждого человека. Многообразие личностных особенностей.

Общее представление о психологии как науке, изучающей внутренний психологический мир человека.

Методы изучения личности.

Практическая работа. Составление «дерева» психологи­ческих качеств личности.

3. Многообразие мира профессий —1ч.
Труд в жизни человека и общества.

Разнообразие профессий. Развитие личности и профессио­нальное самоопределение.

Профессиональная деятельность как способ самореализации и самоутверждения личности.

Практическая работа. Составление словаря профессий.

4. «Мотивы, ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении» 2 часа

Представление о себе и проблема выбора профессии 2 ч.
«Образ «Я» как система представлений о себе. Структура «об­
раза «Я» (знание о себе, оценка себя, умение управлять собой).

Диагностические процедуры. Методика «Кто я?».

Развивающие процедуры. Методика «Произвольное са­моописание» (с учетом модификации «я» в глазах другого); ме­тодика самооценки (соотношение «реального» и «идеального «я»»).

5. «Профессиональные и жизненные планы»

«Секреты» выбора профессии («хочу» — «могу» — «на­
до») 2 ч.

«Хочу» — склонности, желания, интересы личности; «мо­гу» — человеческие возможности (физиологические и психоло­гические ресурсы личности); «надо» — потребности рынка труда в кадрах. Типичные ошибки при выборе профессии.

Общее понятие о профессии, специальности, должности.

Личный профессиональный план.

Практическая работа. Ответы на вопросы: какие три спе­циальности относятся к одной профессии? К какой профессии относятся следующие специальности: хирург, стоматолог, тера­певт, невропатолог? Распределение профессий, специальностей, должностей по соответствующим группам (предлагается пере­чень профессий).

6. «Профессиональные интересы и склонности» (2 часа)

Склонности и интересы в профессиональном выборе («хо­
чу») - 2 ч.

Потребности и мотивы как условие активности личности. Виды мотивов.

Индивидуальные интересы.

Профессиональные намерения.

Диагностические процедуры. Карта интересов; опрос­ник профессиональной готовности.

Развивающие процедуры. Актуализация профессиональ­ных интересов путем группового обсуждения соответствующей профессиональной сферы.

7. «Здоровье и выбор профессии»

Возможности личности в профессиональной деятельности
(«могу») 2 ч.

Понятие профпригодности. Профессионально важные каче­ства. Активная роль личности при выборе профессии.

Диагностические процедуры. Методика самооценки ин­дивидуальных особенностей.

Практическая работа. Знакомство с описаниями профес­сий.

8. Социальные проблемы труда («надо») 3 ч.

8.1. Разделение труда (1 ч).

Общественное разделение труда. Территориальное разделе­ние труда. Формы разделения труда на предприятии. Социальные перемещения. Содержание и характер трудовых функций.

Профессионализация. Специализация. Квалификация.

Развивающие процедуры. Игровая дискуссия «Кто ну­жен нашему городу?».

8.2. Содержание и характер труда (1 ч).

Цель труда и его результаты. Умственный и физический труд. Характер труда. Культура труда.

Практическая работа. Определить, в деятельности каких профессионалов преобладает труд сложный, простой, умствен­ный, физический (предлагается перечень профессий).

8.3. Процесс и условия труда (1 ч).

Современные требования к труду. Предметы и средства труда. Условия труда.

Практическая работа. Письменная работа на тему «Труд в современном обществе» с последующим обсуждением.

9. «Природные свойства нервной системы»

Социально-психологический портрет современного профес­
сионала 2 ч. .

Предприимчивость. Интеллектуальность. Ответственность. Социально-профессиональная мобильность. Психология принятия решений. Развивающие процедуры. Деловая игра «Мэрия».

10. «Отрасли общественного производства» (5 часов)

Анализ профессий 2 ч.

10.1. Основные признаки профессиональной деятельности (1 ч).

Предмет труда. Цели труда. Средства труда. Проблемность тру­довых ситуаций. Коллективность процесса труда. Ответственность в труде. Условия труда.

Формула профессии. Понятие о профессиограмме. Практическая работа. Конкурс «Угадай профессию».

10.2. Классификация профессий (1 ч).
Способы классификации профессий.

Профессии типа «человек — человек», «человек— техника», «человек — природа», «человек — знаковая система», «чело­век — художественный образ». Характеристика профессий по об­щим признакам профессиональной деятельности.

Практическая работа. Составление формул профессий.

11. Здоровье и выбор профессии 1 ч.

Учет состояния здоровья при выборе профессии. Понятие «неблагоприятные производственные факторы». Типы профес­сий по медицинским противопоказаниям. Укрепление здоровья в соответствии с требованиями профессии. Работоспособность. Роль активного отдыха в зависимости от условий и режима ра­боты.

Практическая работа. Работа с «Анкетой здоровья» и нор­мативными документами по охране труда.

12. Свойства нервной системы в профессиональной деятель­
ности 2 ч.

Общее представление о нервной системе и ее свойствах (сила, подвижность, уравновешенность).

Ограничения при выборе некоторых профессий, обусловлен­ные свойствами нервной системы. Возможность компенсации свойств нервной системы за счет выработки индивидуального стиля деятельности.

Диагностические процедуры. Теппинг-тест;пробаЛан-чиса.

13. Темперамент в профессиональном становлении личнос­
ти 2 ч.

Общее представление о темпераменте. Психологическая ха­рактеристика основных типов темперамента, особенности их проявления в учебной и профессиональной деятельности.

Психологические состояния (монотонность, утомление, пси­
хическая направленность в ситуациях аварийности и риска) в
трудовом процессе. t

Диагностические процедуры. ОпросникАйзенка.

Развивающие процедуры. Сюжетно-ролевая игра «Про­явление темперамента в профессиональных ситуациях».

Практическая работа. Анализ особенностей поведения людей, имеющих разные типы темперамента, в конкретных си­туациях.

14. Ведущие отношения личности и -таны профессии 2 ч.
Отношение к деятельности (удовлетворенность трудом, мес­
том работы, профессией).

Отношение к людям (профессиональные взаимоотношения). Отношение к самому себе. Особенности самовосприятия и самооценивания.

Отношение к предметному миру.

Диагностические процедуры. Опросники «Ориенти­ровочная анкета», «Отношение к другому Человеку как к цен­ности».

Развивающие процедуры. Деловая игра «Модель идеаль­ного города». ,

15. Эмоциональные состояния личности 2 ч.

Эмоции и чувства, их функции в профессиональной деятель­ности. Основные формы эмоциональных переживаний (настрое­ния, аффекты, фрустрация, стрессовые состояния).

Диагностические процедуры. Опросник «Беспокой­ство — тревога», методика «Незаконченные предложения».

Развивающие процедуры. Ознакомление с простейши­ми приемами психической саморегуляции.

Практическая работа. Самонаблюдение за динамикой на­строения.

16. Волевые качества личности —1ч.

Специфика волевого поведения в отличие от импульсивного и зависимого. Условия развития воли.

Роль воли в процессе принятия профессиональных решений.

Диагностические процедуры. Опросник «Какая у меня воля?».

Практическая работа. Выполнение упражнений по вос­питанию воли.

17. Интеллектуальные способности и успешность профессио­нального труда9 ч.

17.1. Способность к запоминанию (2 ч).

Общее представление о памяти. Основные процессы памяти (запоминание, сохранение, забывание, узнавание и воспроиз­ведение). Виды памяти и их роль в различных видах профессио­нальной деятельности. Условия развития памяти.

Диагностические процедуры. Методики «Воспроизве­дение рядов цифр» (выявление объема кратковременной слухо­вой памяти); «Ассоциативное воспроизведение содержания по­нятий» (выявление объема Долговременной словесной памяти). - Развивающие процедуры. Сравнительный анализ эффек­тивности механического и смыслового запоминания; психотех­нические игры «Бег ассоциаций», «Домино».

17.2. Способность быть внимательным (1 ч).

Общее представление о внимании (объем, устойчивость, рас­пределение, избирательность). Наблюдательность как професси­онально важное качество. Условия развития внимания.

Диагностические процедуры. Методики «Перепутанные линии», «Отыскание чисел», «Корректурная проба».

Развивающие процедуры. Психотехнические игры «Муха», «Хромая обезьяна».

17.3. Способность оперировать пространственными представ­
лениями (1 ч).

Роль образов в процессе переработки информации. Значение способности строить в уме пространственные представления и оперировать ими для решения определенных профессиональных задач.

Диагностические процедуры. Методика «Сложение фи­гур».

Развивающие процедуры. Выполнение задания «Маги­ческая фигура», методика «Кубики».

17.4. Способность устанавливать связи и закономерности между
понятиями (2 ч).

Способность к выявлению и установлению связей как усло­вие эффективности профессионального труда. Основные типы связей.

Диагностические процедуры. Методики «Выявление сущностных связей между понятиями», «Сложные ассоциации».

Развивающие"процедуры. Методики «Способы исполь­зования предмета», «Невозможные ситуации», «Путешествие в прошлые и будущие состояния предмета».

17.5. Способность изменять способы интеллектуальной дея­
тельности (1 ч).

Психологическая характеристика ригидности (гибкости) ин­теллектуальной деятельности.

Познавательные «барьеры» в различных типах профессий, возможности их преодоления. Способность к ломке шаблонных связей как условие оригинальности интеллектуальной деятель­ности.

Диагностические процедуры. Методика «Решение се­рии арифметических задач», работа с текстом, имеющим про­тиворечие.

Развивающие процедуры. Решение задачи «9 точек», ме­тодика «Разрыв привычных связей».

17.6. Индивидуальные стили кодирования информации (1 ч).

Соотношение трех основных форм кодирования информа­ции: словесной, образной и чувственно-сенсорной. Роль образ­ного и чувственно-сенсорного опыта в стимулировании твор­ческой профессиональной активности.

Диагностические процедуры. Методика «Пиктограмма».

Развивающие процедуры. Психотехнические игры «Ме­тафоры», «Живые скульптуры», «На что похоже?», «Немой ху­дожник», «Перевоплощение».

17.7. Индивидуальные стили переработки информации (1 ч).

Индивидуальные различия в способах восприятия и понима­ния происходящего.

Диагностические процедуры. Методики «Свободная сор­тировка», «Включение фигуры».

18. Неисчерпаемость человеческих ресурсов 2 ч.

Творческое отношение к собственной жизни. Психологичес­кие механизмы компенсации. Целеустремленность в преодоле­нии жизненных сложностей при устройстве своей профессио­нальной судьбы. Программа и средства самовоспитания.

Развивающие процедуры. Деловая игра «Организация совместного предприятия с представителями внеземной циви­лизации».

Практическая работа. Составление индивидуальной про­граммы самовоспитания.

19. Человек в новых социально-экономических условиях Зч.

Структурная перестройка экономики. Новая индустриализа­ция.

Развитие производственной инфраструктуры. Сфера услуг. Конверсия.

Развитие сельского хозяйства. Земельная реформа. Фермер­ство.

Экологические проблемы и их решение.

Хозяйственный механизм: экономические рычаги, управле­ние. Разгосударствление экономики. Приватизация. Хозяйствен­ная инициатива. Коммерческий риск. Маркетинг. Менеджмент. Контрактные связи. Малый бизнес. Иностранные инвестиции.

Развивающие процедуры. Сюжетно-ролевая игра «Пресс-конференция».

20. Человек среди людей 4 ч.

Личность и межличностные отношения в группах. Лидерство. Совместная деятельность в трудовом коллективе. Психологичес­кая совместимость людей. Принятие групповых решений.

Виды общения. Конфликты, пути разрешения конфликтных ситуаций.

Диагностические процедуры. Опросники «Потребность в общении», «Диагностика межличностных отношений», «Эм-патия».

Развивающие процедуры. Элементы социально-психо­логического тренинга (умение вести диалог, поведение в конф­ликтных ситуациях). Психотехническая игра «Угадай человека».

21. Современный рынок труда и его требования к профессио­налу 3 ч.

Разнообразные виды предприятий и форм собственности. Акционерные общества, концерны, хозяйственные ассоциации,

объединения. Кооперация, аренда, индивидуальная трудовая деятельность.

Новый тип организации людей в производственной деятель­ности в условиях рыночной экономики. Самоокупаемость. Само­финансирование.

Рынок, его функции, структура. Спрос и предложение, ме­тоды их регулирования. Внутренний и внешний рынок. Конку­ренция. Конъюнктура рынка. Формирование рыночной инфра­структуры. Развитие предпринимательства.

Кадровое планирование. Банки данных о рабочей силе (спрос и предложение). Прогнозирование состояния рынков рабочей силы.

Занятость населения. Безработица.

Перспективы изменения мира профессий в связи с НТП.

Развивающие процедуры. Деловая игра «Малое предпри­ятие».

Практическая работа. Определение изменений состава профессий на одном из предприятий за последние пять лет.

22. Пути получения профессии —1ч.

Система профессионально-технического образования. Типы профессиональных училищ, условия приема и обучения в них. Подготовка рабочих на производстве.

Средние специальные учебные заведения, их типы, условия приема и обучения.

Типы высших учебных заведений, условия приема и обуче­ния студентов.

Возможности квалификационного роста.

Практическая работа. Письменная работа «Мой путь в профессию».

23. Моя профессиональная карьера 4 ч.

Понятие о профессиональной карьере. Критерии профессио­нальной компетентности.

Индивидуальный профессиональный план как средство реа­лизации программы личностного и профессионального роста человека.

Профессиональное прогнозирование и профессиональное самоопределение.

Развивающие процедуры. Деловые игры «Биржа труда» (защита профессии), «Профконсультация».

Практическая работа. Анализ личного профессиональ­ного плана.

24. Оценка способности школьников к выбору профессии 4 ч.

Общие основы оценки способности личности к выбору про­фессии.

Оценка способности к самоанализу, анализу профессии, са­мореализации в различных видах профессиональной деятельно­сти (профессиональных пробах).

Показатель соответствия выбранной профессии склонностям учащегося.

Практическая работа. Определение способности школь­ников к выбору профессии.

25. Профконсультационные услуги 2 ч.

Виды профконсультации. Возможность получения профессио­нальной и медицинской консультации.


Учебно-методические средства

  1. Твоя профессиональная карьера: учеб. для 8—9 кл. общеобразо-ват. учреждений / под ред. С. Н. Чистяковой. — М., 2007.

  2. Твоя профессиональная карьера: методика: кн. для учителя / под ред. С. Н. Чистяковой. - М., 2006.

  3. Технология: твоя профессиональная карьера: дидакт. метариалы: кн. для учителя / под ред. С. Н. Чистяковой, — М., 2008.

  4. Бондарев В. Выбор профессии. — М., 1989.

  5. Воробьев А. М. Тренинг интеллекта. — М., 1989.

  6. Выбираем профессию: 100 вопросов и 100 ответов. — М., 1990.

  7. Климов Е. А. Как выбирать профессию? — М,, 1990.

  8. Климов Е. А. Введение в психологию труда. — М., 1988.

  9. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределе­ния. — Ростов-на-Дону, 1996.

  10. Коломинский Я. Л. Человек — психология. — М., 1986.

  11. Коломинский Я. Л. Беседы о тайнах психики. -- Минск, 1990.

  12. Кабаков В. С.Порховник Ю. М., Зубов И. П. Менеджмент: проблемы, программа, решения. — Л., 1990.

  13. Крутецкий В. А. Психология: Учеб. для учащихся пед. учи­лищ. — М., 1986.

  14. Кучевская Н. В. Советы психолога продавцу. — М., 1990.

  15. Мир профессий: В 6 т. — М., 1985—1989.

  16. Прощицкая Е. Н. Выбирайте профессию. — М., 1990.

  17. Павлютенков Е. М. Кем быть? — Киев, 1989.

  18. Переход к рынку: концепция и программа. — М., 1990.

  19. Чистякова С. Н., Захаров Н. Н. Профессиональная ориента­ция школьников: организация и управление. — М., 1987.

  20. Антоненко К.О.. Атаулова О.В. Рабочая тетрадь по технологии для учащихся 9 класса к модулю «Отрасли общественного производства и профессиональное самоопределение»: Учебное пособие для учащихся средней школы. – Издание 2-е, исправленное, дополненное, переработанное. – Улььяновск: УИПК ПРО, 2003. – 104 с.

  21. Пряжников Н.С. профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). – М.: ВАКО, 2006. – 288 с.- (Педагогика. Психология. Управление).

  22. Муравьев Е.М., Симоненко В.Д. Общие основы методики преподавания технологии. – Брянск: Издательство Брянского государственного педагогического университета им. акад. И.Г.Петровского, НМЦ «Технология», 2000. – 235 с.

  23. Бешенков А.К. Технология. Методика обучения технологии. 5-9 кл.: метод. Пособие/ А.К.Бешенков, А.В.Бычков, В.М.Казакевич. С.Э.Маркуцкая. – 3-е изд., стереоти. – М.: Дрофа. 2007. – 220, [4] с.: ил.

  24. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 класс): Практическое рукоодство для классных руководителей и школьных психологов / Под. Науч. Ред. Л.А Обуховой.-М.: Вако, 2005, 240 с. – (Педагогика, Психология. Управление.)

  25. Загидуллин Р.Р. Технология урока: учебно-методическое пособие/ Р.Р.Загидуллин, В.Ф.Смирнова; под ред. Р.Р.Загидуллина. – Ульяновск : УлГТУ, 2007. – 118 с.

  26. Методика преподавания курса «Твоя профессиональ­ная карьера» / Под ред. С. Н. Чистяковой, Т. И. Шалавиной. — М.: Просвещение, 1996.

  27. Программы общеобразовательных учреждений: Твоя про­фессиональная карьера: 8—9 кл. — М.: Просвещение, 2000.


Календарно-тематическое планирование




Номер урока в курсе

Номер урока в теме

Дата планируемая

Дата фактическая

Тема урока

Знания, умения, навыки, получаемые учащимися

Контроль результатов обучения

Примечание

1.Сущность профессионального самоопределения (2 часа)

1

1

1-4 сент.


Сущность профессионального самоопределения

Знать: содержание понятий «смысл жизни» и «цель жизни»,

Понимать: сущность профессионального самоопределения;

Уметь ориентироваться в путях освоения профессии;




2

2

6-11 сент.


Формула выбора профессии: «хочу», «могу», «надо».

Знать формулу выбора профессии,

Понимать о влиянии факторов на выбор профессии;

Уметь осуществлять самоанализ

фронтальный опрос


2.Внутренний мир человека и система представлений о себе (2 часа)

3

1

13-18 сент.



Сущность концепции «Я»

Знать содержание понятий «личность», «Образ Я», «Я – к5онцепция»;

Понимать о влиянии факторов на формировании личности;

Уметь осуществлять самоанализ

Проведение тестирования,


4

2

20-25 сент.


Самооценка и ее роль в профессиональном самоопределении личности

Методика определения уровня самооценки.

Знать содержание понятий «самооценка», «уровень притязаний», «рефлексия»;

Понимать: что от уровня самооценки, часто зависит уровень притязаний личности;

Уметь осуществлять самоанализ

фронтальный опрос


3.Профессиональные интересы и склонности (2 часа)

5

1

27-2 окт.

.


Профессиональные интересы и склонности

Знать: определения «интересы», «склонности»;

Понимать различия в вышеназванных понятиях;

Уметь: отличать интересы и склонности

Проведение тестирования,


6

2

4-9 окт


Выявление и оценка профессиональных интересов и склонностей с помощью методик «Карта интересов», коммуникативных, организаторских склонностей

(КОС-1)

Знать: определения «интересы», «склонности»;

Понимать различия в вышеназванных понятиях;

Уметь: определять направленность интересов

фронтальный опрос


4.Способности, условия их проявления и развития (2 часа)

7

1

11-16 окт.



Понятие о задатках и способностях личности

Знать определения «способности», «задатки», «талант»;

Понимать значение способностей, задатков в успешном профессиональном самоопределении;

Уметь отличать общие и специальные способности

фронтальный опрос


8

2

18-23 окт.

.


Деятельность как важнейшее условие проявления и развития способностей. Выявление и оценка математических способностей.

Знать определения «способности», «задатки», «талант»;

Понимать значение деятельности для проявления и развития способностей, значение способностей, задатков в успешном профессиональном самоопределении;

Уметь отличать общие и специальные способности

фронтальный опрос


5.Природные свойства нервной системы (2 часа)

9

1

25-30 окт

.


Природные свойства нервной системы

Знать определение «характер», «темперамент»;

Понимать, что характер и тип темперамента напрямую влияют на выбор той или иной профессии;

Уметь отличать характер человека по типу темперамента

Проведение тестирования,


10

2

8-13 нояб.


Выявление типа темперамента. Тест Русалова

Знать определение «характер», «темперамент»;

Понимать, что характер и тип темперамента напрямую влияют на выбор той или иной профессии;

Уметь отличать характер человека по типу темперамента

фронтальный опрос


6.Психические процессы и их роль в профессиональном самоопределении (2 часа)

11

1

15-20 нояб


Психические процессы.

Знать определения «восприятие»,

«внимание», «память», «мышление»,

Понимать роль психических процессов в успешном профессиональном самоопределении;

Уметь охарактеризовать каждый психический процесс точки зрения значимости его для определенной группы профессии

фронтальный опрос


12

2

22-27 нояб


Выявление и оценка памяти (методика КНОП), пространственных представлений (методика «Кубика 24оса»).

Знать определения «восприятие»,

«внимание», «память», «мышление»,

Понимать роль психических процессов в успешном профессиональном самоопределении;

Уметь охарактеризовать каждый психический процесс точки зрения значимости его для определенной группы профессии

фронтальный опрос


7.Мотивы, ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении(2 часа)

13

1

29-4 декаб.



Сущность понятий «мотивы», «ценностные ориентации»

Знать определения «мотив», «ценностные ориентации»,

Понимать роль ценностных ориентаций на выбор профессии,

Уметь осуществлять самоанализ

фронтальный опрос


14

2

6-11 декаб.



Выявление ведущих мотивов деятельности.

Методика ДВМ.

Знать классификацию мотивов деятельности;

Понимать значение мотивов деятельности в ценностных ориентаций в профессионально самоопределении и служебной карьеры;

Уметь осуществлять самоанализ

фронтальный опрос


8.Профессиональные и жизненные планы (3 часа)

15

1

13-18 декаб.


Профессиональные и жизненные планы

Знать определение «карьера», «профессиональный план», «профессиональная пригодность»;

Понимать взаимосвязь профессиональных и жизненных планов;

Уметь осуществлять самоанализ

Фронтальный опрос


16

2

20-25 декаб.



Профессиональная родословная

Знать правила составления родословной;

Понимать роль профессиональной родословной при выборе профессии;

Уметь осуществлять самоанализ

Фронтальный опрос


17

3

10-15 январ.



Имидж и этике современного делового человека

Программа самопрезентации

Знать определения «имидж», «этикет»;

правила написания автобиографии;

Понимать необходимость соблюдения определенных правил; необходимость заявления о себе для получения престижной работы;

Уметь осуществлять самоанализ

Тренинги


9.Здоровье и выбор профессии (2 часа)

18

1

17-22 январ


Важнейшие характеристики здоровья человека

Знать неблагоприятные производственные факторы

Понимать значение здоровья для высокоэффективной профессиональной деятельности;

Уметь осуществлять самоанализ

Фронтальный опрос


19

2

24-29 январ.

.


Здоровье и выбор профессии

Знать типы профессий по медицинским противопоказаниям;

Понимать значение здорового образа жизни для полноценного трудового процесса;

Уметь осуществлять самоанализ

Анкетирование


10.Отрасли общественного производства (5 часов)

20

1

31-5 февр.



Отрасли общественного производства

Знать отрасли общественного производства;

Понимать значение развития отраслей производства в современном мире;

Уметь использовать знания для анализа

Фронтальный опрос



21

2

7-12 февр.



Классификация профессий

Знать классификацию профессий по предметам, целям, орудиям и условиям труда;

Понимать разницу между профессией, специальностью и должностью

Фронтальный опрос



22

3

13-19 февр.



Рынок труда и современные требования к профессионалам

Знать, что такое рынок труда;

Понимать методы регулирования спроса и предложения;

Уметь прогнозировать состояние рынка рабочей силы

Фронтальный опрос



23

4

21-26 февр


Занятость и самозанятость

(использование материалов из службы занятости города)

Знать определение «банк данных»,

Понимать прогнозирование занятости;

Уметь использовать знания для анализа

Фронтальный опрос



24

5

28-5 марта


Профессиограммы

Знать план составления профессиограммы;

Понимать значение профессиограммы в анализе и выборе профессии;

Уметь работать со справочником

Составление профессиограммы наиболее распространенных профессий


11.Профессиональная проба (6 часов)

25

1

7-12 марта


Профессиональная проба

Знать определение «профессиональная проба» Понимать значение профессиональных проб для выбора профессии,

Уметь осуществлять самоанализ

Опросник


26

2

14-19 марта


Профессиональная проба по типу профессии «Человек-человек»

Игра «Суд присяжных»

Знать правила игры;

Понимать функциональные обязанности участников игры;

Уметь осуществлять самоанализ

Игра


27

3

21-26 марта


Профессиональная проба по типу профессии «Человек-знаковая система»

Опросники профессиональной готовности

Знать правила проведения работы;

Понимать процесс выполнения работы Уметь осуществлять самоанализ

опросник


28

4

4-9 апр.



Профессиональная проба по типу профессии «Человек- природа»

Создание экологического вестника города Димитровграда

Знать правила проведения работы;

Понимать процесс выполнения работы Уметь осуществлять самоанализ

Результаты работы


29

5

11-16 апр.



Профессиональная проба по типу профессии «Человек-художественный образ»

Игра «Театр»


Знать правила игры;

Понимать функциональные обязанности участников игры;

Уметь осуществлять самоанализ

игра


30

6

18-23 апр.



Профессиональная проба по типу профессии «Человек-техника»

Игра: «Конструктор»


Знать правила игры;

Понимать функциональные обязанности участников игры;

Уметь осуществлять самоанализ

игра


12. Творческий проект (4 часа)

31

1

25-30 апр.



Творческий проект.

«Профессия, которую я выбираю»

Обоснование темы

Знать классификацию профессий по предметам, целям, орудиям и условиям труда;

Понимать разницу между профессией, специальностью и должностью



32

2

2-7 мая


Творческий проект. Выполнение профессиограммы

Знать план составления профессиограммы;

Понимать значение профессиограммы в анализе и выборе профессии;

Уметь работать со справочником



33

3

9-14 мая



Творческий проект

Анализ рынка труда по выбранной профессии

Знать, что такое рынок труда;

Понимать методы регулирования спроса и предложения;

Уметь прогнозировать состояние рынка рабочей силы



34

4

16-25 мая


Творческий проект

Сбор дополнительного материала и защита проекта



Защита творческого проекта




































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Рабочая программа по Основам профессионального самоопределения

Автор: Страхова Зинаида Ивановна

Дата: 30.07.2014

Номер свидетельства: 110908

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Рабочая программа по предмету  технология "
    ["seo_title"] => string(49) "rabochaia-proghramma-po-priedmietu-tiekhnologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "107847"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1403462088"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Рабочая программа по технологии для девочек 6 класса"
    ["seo_title"] => string(55) "rabochaiaproghrammapotiekhnologhiidliadievochiek6klassa"
    ["file_id"] => string(6) "283000"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1453749249"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Рабочая программа по технологии ФГОС для девочек. "
    ["seo_title"] => string(58) "rabochaia-proghramma-po-tiekhnologhii-fgos-dlia-dievochiek"
    ["file_id"] => string(6) "235748"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1443809039"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "Технология" (девочки) "
    ["seo_title"] => string(44) "rabochaia-programma-tiekhnologhiia-dievochki"
    ["file_id"] => string(6) "110103"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1405533041"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Рабочая программа по технологии для 6  класса (базовый уровень, девочки). "
    ["seo_title"] => string(77) "rabochaia-proghramma-po-tiekhnologhii-dlia-6-klassa-bazovyi-urovien-dievochki"
    ["file_id"] => string(6) "234633"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1443472920"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства