Рабочая программа по Основам профессионального самоопределения
Рабочая программа по Основам профессионального самоопределения
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. С целью учета интересов и склонностей учащихся, возможностей образовательных учреждений, местных социально-экономических условий обязательный минимум содержания основных образовательных программ по технологии изучается в рамках одного из трех направлений: «Индустриальные технологии», «Технологии ведения дома» и «Сельскохозяйственные технологии» (агротехнологии, технологии животноводства).
Данная рабочая программа разработана по направлению «Технология ведения дома». Общими во всех направлениях программы являются разделы «Технологии исследовательской и опытнической деятельности» и «Современное производство и профессиональное образование». Их содержание определяется соответствующими технологическими направлениями (индустриальные технологии, технологии ведения дома и сельскохозяйственные технологии).
При разработке рабочей программы, исходя из необходимости учета потребностей личности школьника, его семьи и общества, достижений педагогической науки, дополнительный авторский учебный материал отбирался с учетом следующих положений:
• распространенность изучаемых технологий и орудий труда в сфере промышленного и сельскохозяйственного производства, домашнего хозяйства и отражение в них современных научно-технических достижений;
• возможность освоения содержания на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющие практическую направленность;
• выбор объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей;
• возможность реализации общетрудовой и практической направленности обучения, наглядного представления методов и средств осуществления технологических процессов;
• возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития учащихся.
Каждый компонент рабочей программы включает в себя основные теоретические сведения и практические работы. При этом предполагается, что изучение материала, связанного с практическими работами, предваряется освоением учащимися необходимого минимума теоретических сведений с опорой на лабораторные исследования.
В рабочей программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. Соответствующий раздел по учебному плану дается в конце каждого года обучения. При организации творческой или проектной деятельности учащихся акцентируется их внимание на потребительском назначении продукта труда или того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи (его потребительной стоимости).
Основным дидактическим средством обучения технологии в основной школе является учебно-практическая деятельность учащихся.
Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, практические работы, выполнение проектов. Все виды практических работ в рабочей программе направлены на освоение различных технологий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по Основам профессионального самоопределения »
Пояснительная записка
1. Статус документа
Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по технологии и написана на основании следующих следующих нормативных документов:
1. Закон «Об образовании»;
2.. Приказ Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004 г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», где определен обязательный минимум содержания основных образовательных программ, требований к уровню подготовки выпускников основной школы образовательной области «Технология»;
3.Примерныепрограммы по учебным предметам. Технология. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2010.- 96 с. – (Стандарты второго поколения)
4.Учебное издание. Чистякова С.Н., Холодная М.А., Шалавина Т.И. и др. Программы общеобразовательных учреждений Технология. Твоя профессиональная карьера 8-9 классы. Москва, «Просвящение». 2009
5.Технология: программы начального и основного общего образования/ [М.В.Хохлова, П.С.Самородский, Н.В.Синица и др.] – М.: Вентана-Граф, 2010. – 192 с.
6.Основная образовательная программа основного общего образования Педагогического лицея – муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Димитровграда Ульяновской области;
7.Учебный план МБОУ педагогический лицей на 2013-2014 учебный год;
8.Положение о рабочей программе педагога Педагогического лицея – муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Димитровграда Ульяновской области;
9.Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию;
10.Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;
11.Нормативные документы Министерства образования РФ и Министерства образования Ульяновской области, регулирующие учебно-воспитательный процесс в образовательных учреждениях.
2. Цели изучения:
актуализация процесса профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда, их соотнесения в процессе профессиональных проб;
развитие у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.
Задачи курса:
повышение уровня психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании;
формирование положительного отношения к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;
ознакомление со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров;
обеспечение возможностью соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности с помощью включения их в систему специально организованных профессиональных проб.
3. Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной:
Разделы и темы программы
Количество часов в примерной программе
Количество часов в рабочей программе
Вводный урок
1
-
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов
Швейные материалы
Бытовая швейная машина
Конструирование и моделирование
Раскройные работы
Технология швейных работ
Декоративно-прикладное творчество
0/16
0/16
-
-
Кулинария
Культура питания
Технология приготовления блюд
Домашние заготовки
Творческие задания
-
-
Черчение и графика
-
-
Технологии ведения дома
Уход за одеждой и обувью
Интерьер жилых помещений
Санитарно-технические работы
Ремонтно-отделочные работы
Семейная экономика
-
-
Электротехнические работы
Электротехнические работы
Радиоэлектроника
Цифровая электроника и ЭВМ
0/18
-
0/12
0/6
-
-
-
-
Современное производство и профессиональное образование
0/20
30
Проектирование и изготовление изделий
0/15
4
Итого
70
34
В программу внесены изменения: в связи с тем, что учебным планом МОУ педагогический лицей для изучения «Основы профессионального самоопределения» в 9 классах предусмотрено 34 часа, вместо 20 часов на рассмотрение раздела «Современное производство и профессиональное образование» в рабочей программе увеличено количество часов до 30 на изучение некоторых тем и введены профессиональные пробы, как рекомендовано в учебном издании. Чистяковой С.Н., Холодной М.А., Шалавиной Т.И. «Программы общеобразовательных учреждений Технология. Твоя профессиональная карьера 8-9 классы», а на «Проектирование и изготовление изделий» выделено 4 часа из 15 предлагаемых в примерной программе. Так как учащиеся не делятся на подгруппы (мальчиков и девочек) и изготовить, что-то невозможно, и поэтому дети выполняют творческий проект по выбору профессии.
4. Учебно-методический комплекс
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
Учебно-методический комплекс учителя:
Учебник
Методические рекомендации к рабочей тетради по технологии (9 класс) к модулю «Отрасли общественного производства и профессиональное определение» /Под редакцией Атауловой О.В. Ульяновск 2002
3. Пряжников Н.С. профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). – М.: ВАКО, 2006. – 288 с.- (Педагогика. Психология. Управление).
4. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 класс): Практическое рукоодство для классных руководителей и школьных психологов / Под. Науч. Ред. Л.А Обуховой.-М.: Вако, 2005, 240 с. – (Педагогика, Психология. Управление.)
Учебно-методический комплекс ученика:
Учебник
Антоненко К.О.. Атаулова О.В. Рабочая тетрадь по технологии для учащихся 9 класса к модулю «Отрасли общественного производства и профессиональное самоопределение»: Учебное пособие для учащихся средней школы. – Издание 2-е, исправленное, дополненное, переработанное. – Улььяновск: УИПК ПРО, 2003. – 104 с.
5.Количество часов, на которые рассчитана рабочая программа
Согласно Федерального базисного учебного плана на изучение Основы профессионального самоопределения как отрасли технологии в 9 классе отводится не менее 34 часов, из расчета 1 ч в неделю. Учебным планом МОУ педагогического лицея предусмотрено для изучения в 9 классах Основы профессионального самоопределения 34 часа (1 час в неделю). Рабочая программа для 9 классов рассчитана на 34 часа (1 час в неделю)
6.Особенности, предпочтительные формы организации учебного процесса, их сочетание, формы контроля.
Рабочая программа строится на следующих принципах:
Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.
Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.
Деятельностно ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.
Подбираются такие методы, организационные формы и технологии обучения, которые бы обеспечили владение учащимися не только знаниями, но и предметными и общеучебными умениями и способами деятельности. Ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный и проблемно-поисковый. Использование методов представлено в таблице.
№ п-п
Основные группы методов
Основные подгруппы методов
Отдельные методы обучения
1
Методы орга-низации и осуществления учебно- познава-тельной деятель-ности
1.1.Перцептивные методы передачи и восприятия учебного материала
1.2. Логические методы (организация и осуществление логических операций)
Индуктивный, дедуктивный, аналитический анализы учебного материала
1.3. Гносеологические методы (организация и осуществление мыслительных операций)
Проблемно-поисковые методы (проблемное изложение, эвристический метод, исследовательский метод, побуждающий к гипотезам диалог, побуждающий от проблемной ситуации диалог)
1.4.Методы самоуправления учебными действиями
Самостоятельная работа с книгой, само- и взаимопроверка
2.
Методы стиму-лирования и мо-тивации учебно-познавательной деятельности
2.1.Методы эмоционального стимулирования
Создание ситуации успеха в обучение, поощрение в обучении, использование игр и игровых форм организации учебной деятельности
2.2.Методы формирования познавательного интереса
Формирование готовности восприятия учебного материала, выстраивание вокруг учебного материала игрового сюжета, использование занимательного материала
2.3.Методы формирования ответственности и обязательности
Формирование понимания личностной значимости учения, предъявление учебных требований, оперативный контроль
3
Методы контро-ля и диагностики учебно-познава-тельной деятель-ности, социаль-ного и психоло-гического разви-тия учащихся
3.1.Методы контроля
Повседневное наблюдение за учебной деятельностью учащихся, устный контроль, письменный контроль, проверка домашних заданий
3.2.Методы самоконтроля
Методы самоконтроля, взаимопроверка работ
4
Методы орга-низации и взаи-модействия уча-щихся и накоп-ления социаль-ного опыта
Освоение элементарных норм ведения диалога, метод взаимной проверки. Прием взаимных заданий, временная работа в группах, создание ситуаций взаимных переживаний, организация работ учащихся-консультантов
5
Методы разви-тия психических функций, твор-ческих способ-ностей личност-ных качеств учащихся
Творческое задание, постановка проблемы или создание проблемной ситуации, дискуссия, побуждающий к гипотезам диалог, побуждающий от проблемной ситуации диалог, создание креативного поля, перевод игровой деятельности на творческий уровень
Формы организации познавательной деятельности учащихся подбирается в соответствии с ТДЦ урока, содержанием, методом обучения, учебными возможностями и уровнем сформированности познавательных способностей учащихся. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, технологии проблемно-диалогического обучения, технология межличностного взаимодействия, технология развивающего обучения, технология опережающего обучения, обучение с применением опорных схем, ИКТ, здоровье сберегающие технологии.
Система контроля включает само-, взаимо-, учительский контроль и позволяет оценить знания, умения и навыки учащихся комплексно по следующим компонентам:
система знаний;
умения и навыки (предметные и общие учебные);
способы деятельности (познавательная, информационно-коммуникативная и рефлексивные);
включенность учащегося в учебно-познавательную деятельность и уровень овладения ею (репродуктивный, конструктивный и творческий);
взаимопроверка учащимися друг друга при комплексно-распределительной деятельности в группах;
содержание и форма представленных реферативных, творческих, исследовательских и других видов работ;
публичная защита творческих работ, исследований и проектов.
Требования к уровню подготовки учащихся
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
личностные:
у учащихся будут сформированы:
1) ответственное отношение к учению;
2) готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
3) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
4) начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
5) экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, здоровье сберегающего поведения;
6) формирование способности к эмоциональному восприятию языковых объектов, лингвистических и литературоведческих задач, их решений, рассуждений;
7) умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;
у учащихся могут быть сформированы:
1) первоначальные представления о филологической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
2) коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
4) креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении филологических задач;
метапредметные:
регулятивные
учащиеся научатся:
1) формулировать и удерживать учебную задачу;
2) выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
3) планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
4)предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик; 5) составлять план и последовательность действий;
6) осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
7) адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
8) сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
учащиеся получат возможность научиться:
1) определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
2) предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;
3) осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;
4) выделять и формулировать то, что усвоено и, что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;
5) концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
познавательные
учащиеся научатся:
1) самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
2) использовать общие приёмы решения задач;
3) применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
4) осуществлять смысловое чтение;
5) создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач;
6) самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных литературоведческих проблем;
7) понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
8) понимать и использовать средства наглядности (рисунки, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
9) находить в различных источниках информацию, необходимую для решения филологических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
учащиеся получат возможность научиться:
1) устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
2) формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
3) видеть филологическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
4) выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
5) планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
6) выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;
7) интерпретировать информации (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
8) оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);
9) устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения;
коммуникативные
учащиеся научатся:
1) организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
2) взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
3) прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
4) разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
5) координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
6) аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
предметные:
учащиеся должны знать:
значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана;
правила выбора профессии; понятие о профессиях и профессиональной деятельности; понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;
понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения; значение творческого потенциала человека, карьеры; сферы современного производства; разделение труда на производстве;
понятие о специальности и квалификации работника; факторы, влияющие на уровень оплаты труда.
Учащиеся должны иметь представления:
о смысле и значении труда в жизни человека и общества;
о современных формах и методах организации труда;
о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений;
о предпринимательстве;
о рынке труда.
Учащиеся должны уметь:
1)соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
2)составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его ;
3) использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;
4) анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;
5)пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
построения планов профессиональной карьеры, выбора пути продолжения образования или трудоустройства
Учебно-тематический план
№
Темы
Кол-во
часов
Из них
Теорет.
Практ.
1
Сущность профессионального самоопределения
2 часа
2 часа
2
Внутренний мир человека и система представлений о себе
2 часа
1 час
1 час
3
Профессиональные интересы и склонности
2 часа
1 час
1 час
4
Способности, условия их проявления и развития
2 часа
1 час
1 час
5
Природные свойства нервной системы
2 часа
1 час
1 час
6
Психические процессы и их роль в профессиональном самоопределении
2 часа
1 час
1 час
7
Мотивы, ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении
2 часа
2 часа
8
Профессиональные и жизненные планы
3 часа
1 час
2 часа
9
Здоровье и выбор профессии
2 часа
2 часа
10
Отрасли общественного производства
5 часов
2 часа
3 часа
11
Профессиональная проба
6 часов
6 часов
12
Творческий проект
4 часа
4 часа
Всего:
34 часа
14 часов
20 часов
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. С целью учета интересов и склонностей учащихся, возможностей образовательных учреждений, местных социально-экономических условий обязательный минимум содержания основных образовательных программ по технологии изучается в рамках одного из трех направлений: «Индустриальные технологии», «Технологии ведения дома» и «Сельскохозяйственные технологии» (агротехнологии, технологии животноводства). Данная рабочая программа разработана по направлению «Технология ведения дома». Общими во всех направлениях программы являются разделы «Технологии исследовательской и опытнической деятельности» и «Современное производство и профессиональное образование». Их содержание определяется соответствующими технологическими направлениями (индустриальные технологии, технологии ведения дома и сельскохозяйственные технологии). При разработке рабочей программы, исходя из необходимости учета потребностей личности школьника, его семьи и общества, достижений педагогической науки, дополнительный авторский учебный материал отбирался с учетом следующих положений: • распространенность изучаемых технологий и орудий труда в сфере промышленного и сельскохозяйственного производства, домашнего хозяйства и отражение в них современных научно-технических достижений; • возможность освоения содержания на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющие практическую направленность; • выбор объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей; • возможность реализации общетрудовой и практической направленности обучения, наглядного представления методов и средств осуществления технологических процессов; • возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития учащихся. Каждый компонент рабочей программы включает в себя основные теоретические сведения и практические работы. При этом предполагается, что изучение материала, связанного с практическими работами, предваряется освоением учащимися необходимого минимума теоретических сведений с опорой на лабораторные исследования. В рабочей программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. Соответствующий раздел по учебному плану дается в конце каждого года обучения. При организации творческой или проектной деятельности учащихся акцентируется их внимание на потребительском назначении продукта труда или того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи (его потребительной стоимости). Основным дидактическим средством обучения технологии в основной школе является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, практические работы, выполнение проектов. Все виды практических работ в рабочей программе направлены на освоение различных технологий.
Содержание учебного курса
«Сущность профессионального самоопределения»( 2 часа).
Цели и задачи курса. Содержание , специфика занятий по психологическим основам выбора профессий. Дневник выбора профессий как форма фиксации данных по курсу «Технология. Основы профессионального самоопределения.» Практическая работа. Знакомство с дневником выбора профессии
2. «Внутренний мир человека и система представлений о себе»(2 часа)
Понятие личности. Уникальность личности каждого человека. Многообразие личностных особенностей.
Общее представление о психологии как науке, изучающей внутренний психологический мир человека.
4. «Мотивы, ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении» 2 часа
Представление о себе и проблема выбора профессии — 2 ч. «Образ «Я» как система представлений о себе. Структура «об раза «Я» (знание о себе, оценка себя, умение управлять собой).
Диагностические процедуры. Методика «Кто я?».
Развивающие процедуры. Методика «Произвольное самоописание» (с учетом модификации «я» в глазах другого); методика самооценки (соотношение «реального» и «идеального «я»»).
«Хочу» — склонности, желания, интересы личности; «могу» — человеческие возможности (физиологические и психологические ресурсы личности); «надо» — потребности рынка труда в кадрах. Типичные ошибки при выборе профессии.
Общее понятие о профессии, специальности, должности.
Личный профессиональный план.
Практическая работа. Ответы на вопросы: какие три специальности относятся к одной профессии? К какой профессии относятся следующие специальности: хирург, стоматолог, терапевт, невропатолог? Распределение профессий, специальностей, должностей по соответствующим группам (предлагается перечень профессий).
6. «Профессиональные интересы и склонности» (2 часа)
Склонности и интересы в профессиональном выборе («хо чу») - 2 ч.
Потребности и мотивы как условие активности личности. Виды мотивов.
Практическая работа. Знакомство с описаниями профессий.
8.Социальные проблемы труда («надо») — 3 ч.
8.1. Разделение труда (1 ч).
Общественное разделение труда. Территориальное разделение труда. Формы разделения труда на предприятии. Социальные перемещения. Содержание и характер трудовых функций.
Учет состояния здоровья при выборе профессии. Понятие «неблагоприятные производственные факторы». Типы профессий по медицинским противопоказаниям. Укрепление здоровья в соответствии с требованиями профессии. Работоспособность. Роль активного отдыха в зависимости от условий и режима работы.
Практическая работа. Работа с «Анкетой здоровья» и нормативными документами по охране труда.
12.Свойства нервной системы в профессиональной деятель ности — 2 ч.
Общее представление о нервной системе и ее свойствах (сила, подвижность, уравновешенность).
Ограничения при выборе некоторых профессий, обусловленные свойствами нервной системы. Возможность компенсации свойств нервной системы за счет выработки индивидуального стиля деятельности.
13.Темперамент в профессиональном становлении личнос ти — 2 ч.
Общее представление о темпераменте. Психологическая характеристика основных типов темперамента, особенности их проявления в учебной и профессиональной деятельности.
Психологические состояния (монотонность, утомление, пси хическая направленность в ситуациях аварийности и риска) в трудовом процессе. t
Диагностические процедуры. ОпросникАйзенка.
Развивающие процедуры. Сюжетно-ролевая игра «Проявление темперамента в профессиональных ситуациях».
Практическая работа. Анализ особенностей поведения людей, имеющих разные типы темперамента, в конкретных ситуациях.
14.Ведущие отношения личности и -таны профессии — 2 ч. Отношение к деятельности (удовлетворенность трудом, мес том работы, профессией).
Отношение к людям (профессиональные взаимоотношения). Отношение к самому себе. Особенности самовосприятия и самооценивания.
Отношение к предметному миру.
Диагностические процедуры. Опросники «Ориентировочная анкета», «Отношение к другому Человеку как к ценности».
Развивающие процедуры. Деловая игра «Модель идеального города». ,
15.Эмоциональные состояния личности — 2 ч.
Эмоции и чувства, их функции в профессиональной деятельности. Основные формы эмоциональных переживаний (настроения, аффекты, фрустрация, стрессовые состояния).
Развивающие процедуры. Ознакомление с простейшими приемами психической саморегуляции.
Практическая работа. Самонаблюдение за динамикой настроения.
16.Волевые качества личности —1ч.
Специфика волевого поведения в отличие от импульсивного и зависимого. Условия развития воли.
Роль воли в процессе принятия профессиональных решений.
Диагностические процедуры. Опросник «Какая у меня воля?».
Практическая работа. Выполнение упражнений по воспитанию воли.
17.Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда— 9 ч.
17.1. Способность к запоминанию (2 ч).
Общее представление о памяти. Основные процессы памяти (запоминание, сохранение, забывание, узнавание и воспроизведение). Виды памяти и их роль в различных видах профессиональной деятельности. Условия развития памяти.
Диагностические процедуры. Методики «Воспроизведение рядов цифр» (выявление объема кратковременной слуховой памяти); «Ассоциативное воспроизведение содержания понятий» (выявление объема Долговременной словесной памяти). - Развивающие процедуры. Сравнительный анализ эффективности механического и смыслового запоминания; психотехнические игры «Бег ассоциаций», «Домино».
17.2. Способность быть внимательным (1 ч).
Общее представление о внимании (объем, устойчивость, распределение, избирательность). Наблюдательность как профессионально важное качество. Условия развития внимания.
Развивающие процедуры. Психотехнические игры «Муха», «Хромая обезьяна».
17.3. Способность оперировать пространственными представ лениями (1 ч).
Роль образов в процессе переработки информации. Значение способности строить в уме пространственные представления и оперировать ими для решения определенных профессиональных задач.
Развивающие процедуры. Выполнение задания «Магическая фигура», методика «Кубики».
17.4. Способность устанавливать связи и закономерности между понятиями (2 ч).
Способность к выявлению и установлению связей как условие эффективности профессионального труда. Основные типы связей.
Диагностические процедуры. Методики «Выявление сущностных связей между понятиями», «Сложные ассоциации».
Развивающие"процедуры. Методики «Способы использования предмета», «Невозможные ситуации», «Путешествие в прошлые и будущие состояния предмета».
17.5. Способность изменять способы интеллектуальной дея тельности (1 ч).
Психологическая характеристика ригидности (гибкости) интеллектуальной деятельности.
Познавательные «барьеры» в различных типах профессий, возможности их преодоления. Способность к ломке шаблонных связей как условие оригинальности интеллектуальной деятельности.
Диагностические процедуры. Методика «Решение серии арифметических задач», работа с текстом, имеющим противоречие.
Развивающие процедуры. Решение задачи «9 точек», методика «Разрыв привычных связей».
17.6. Индивидуальные стили кодирования информации (1 ч).
Соотношение трех основных форм кодирования информации: словесной, образной и чувственно-сенсорной. Роль образного и чувственно-сенсорного опыта в стимулировании творческой профессиональной активности.
Творческое отношение к собственной жизни. Психологические механизмы компенсации. Целеустремленность в преодолении жизненных сложностей при устройстве своей профессиональной судьбы. Программа и средства самовоспитания.
Развивающие процедуры. Деловая игра «Организация совместного предприятия с представителями внеземной цивилизации».
Развивающие процедуры. Сюжетно-ролевая игра «Пресс-конференция».
20.Человек среди людей — 4 ч.
Личность и межличностные отношения в группах. Лидерство. Совместная деятельность в трудовом коллективе. Психологическая совместимость людей. Принятие групповых решений.
Виды общения. Конфликты, пути разрешения конфликтных ситуаций.
Диагностические процедуры. Опросники «Потребность в общении», «Диагностика межличностных отношений», «Эм-патия».
Развивающие процедуры. Элементы социально-психологического тренинга (умение вести диалог, поведение в конфликтных ситуациях). Психотехническая игра «Угадай человека».
21.Современный рынок труда и его требования к профессионалу — 3 ч.
Разнообразные виды предприятий и форм собственности. Акционерные общества, концерны, хозяйственные ассоциации,
объединения. Кооперация, аренда, индивидуальная трудовая деятельность.
Новый тип организации людей в производственной деятельности в условиях рыночной экономики. Самоокупаемость. Самофинансирование.
Рынок, его функции, структура. Спрос и предложение, методы их регулирования. Внутренний и внешний рынок. Конкуренция. Конъюнктура рынка. Формирование рыночной инфраструктуры. Развитие предпринимательства.
Кадровое планирование. Банки данных о рабочей силе (спрос и предложение). Прогнозирование состояния рынков рабочей силы.
Занятость населения. Безработица.
Перспективы изменения мира профессий в связи с НТП.
Развивающие процедуры. Деловая игра «Малое предприятие».
Практическая работа. Определение изменений состава профессий на одном из предприятий за последние пять лет.
22. Пути получения профессии —1ч.
Система профессионально-технического образования. Типы профессиональных училищ, условия приема и обучения в них. Подготовка рабочих на производстве.
Средние специальные учебные заведения, их типы, условия приема и обучения.
Типы высших учебных заведений, условия приема и обучения студентов.
Возможности квалификационного роста.
Практическая работа. Письменная работа «Мой путь в профессию».
23. Моя профессиональная карьера — 4 ч.
Понятие о профессиональной карьере. Критерии профессиональной компетентности.
Индивидуальный профессиональный план как средство реализации программы личностного и профессионального роста человека.
Профессиональное прогнозирование и профессиональное самоопределение.
Развивающие процедуры. Деловые игры «Биржа труда» (защита профессии), «Профконсультация».
Практическая работа. Анализ личного профессионального плана.
24. Оценка способности школьников к выбору профессии — 4 ч.
Общие основы оценки способности личности к выбору профессии.
Оценка способности к самоанализу, анализу профессии, самореализации в различных видах профессиональной деятельности (профессиональных пробах).
Практическая работа. Определение способности школьников к выбору профессии.
25. Профконсультационные услуги — 2 ч.
Виды профконсультации. Возможность получения профессиональной и медицинской консультации.
Учебно-методические средства
Твоя профессиональная карьера: учеб. для 8—9 кл. общеобразо-ват. учреждений / под ред. С. Н. Чистяковой. — М., 2007.
Твоя профессиональная карьера: методика: кн. для учителя / под ред. С. Н. Чистяковой. - М., 2006.
Технология: твоя профессиональная карьера: дидакт. метариалы: кн. для учителя / под ред. С. Н. Чистяковой, — М., 2008.
Бондарев В. Выбор профессии. — М., 1989.
Воробьев А. М. Тренинг интеллекта. — М., 1989.
Выбираем профессию: 100 вопросов и 100 ответов. — М., 1990.
Климов Е. А. Как выбирать профессию? — М,, 1990.
Климов Е. А. Введение в психологию труда. — М., 1988.
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. — Ростов-на-Дону, 1996.
Коломинский Я. Л. Человек — психология. — М., 1986.
Коломинский Я. Л. Беседы о тайнах психики. -- Минск, 1990.
Кабаков В. С.Порховник Ю. М., Зубов И. П. Менеджмент: проблемы, программа, решения. — Л., 1990.
Крутецкий В. А. Психология: Учеб. для учащихся пед. училищ. — М., 1986.
Кучевская Н. В. Советы психолога продавцу. — М., 1990.
Мир профессий: В 6 т. — М., 1985—1989.
Прощицкая Е. Н. Выбирайте профессию. — М., 1990.
Павлютенков Е. М. Кем быть? — Киев, 1989.
Переход к рынку: концепция и программа. — М., 1990.
Чистякова С. Н., Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников: организация и управление. — М., 1987.
Антоненко К.О.. Атаулова О.В. Рабочая тетрадь по технологии для учащихся 9 класса к модулю «Отрасли общественного производства и профессиональное самоопределение»: Учебное пособие для учащихся средней школы. – Издание 2-е, исправленное, дополненное, переработанное. – Улььяновск: УИПК ПРО, 2003. – 104 с.
Пряжников Н.С. профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). – М.: ВАКО, 2006. – 288 с.- (Педагогика. Психология. Управление).
Муравьев Е.М., Симоненко В.Д. Общие основы методики преподавания технологии. – Брянск: Издательство Брянского государственного педагогического университета им. акад. И.Г.Петровского, НМЦ «Технология», 2000. – 235 с.
Бешенков А.К. Технология. Методика обучения технологии. 5-9 кл.: метод. Пособие/ А.К.Бешенков, А.В.Бычков, В.М.Казакевич. С.Э.Маркуцкая. – 3-е изд., стереоти. – М.: Дрофа. 2007. – 220, [4] с.: ил.
Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 класс): Практическое рукоодство для классных руководителей и школьных психологов / Под. Науч. Ред. Л.А Обуховой.-М.: Вако, 2005, 240 с. – (Педагогика, Психология. Управление.)
Загидуллин Р.Р. Технология урока: учебно-методическое пособие/ Р.Р.Загидуллин, В.Ф.Смирнова; под ред. Р.Р.Загидуллина. – Ульяновск : УлГТУ, 2007. – 118 с.
Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера» / Под ред. С. Н. Чистяковой, Т. И. Шалавиной. — М.: Просвещение, 1996.
Программы общеобразовательных учреждений: Твоя профессиональная карьера: 8—9 кл. — М.: Просвещение, 2000.
Календарно-тематическое планирование
Номер урока в курсе
Номер урока в теме
Дата планируемая
Дата фактическая
Тема урока
Знания, умения, навыки, получаемые учащимися
Контроль результатов обучения
Примечание
1.Сущность профессионального самоопределения (2 часа)
1
1
1-4 сент.
Сущность профессионального самоопределения
Знать: содержание понятий «смысл жизни» и «цель жизни»,
Понимать: сущность профессионального самоопределения;
Уметь ориентироваться в путях освоения профессии;
2
2
6-11 сент.
Формула выбора профессии: «хочу», «могу», «надо».
Знать формулу выбора профессии,
Понимать о влиянии факторов на выбор профессии;
Уметь осуществлять самоанализ
фронтальный опрос
2.Внутренний мир человека и система представлений о себе (2 часа)
3
1
13-18 сент.
Сущность концепции «Я»
Знать содержание понятий «личность», «Образ Я», «Я – к5онцепция»;
Понимать о влиянии факторов на формировании личности;
Уметь осуществлять самоанализ
Проведение тестирования,
4
2
20-25 сент.
Самооценка и ее роль в профессиональном самоопределении личности
Методика определения уровня самооценки.
Знать содержание понятий «самооценка», «уровень притязаний», «рефлексия»;
Понимать: что от уровня самооценки, часто зависит уровень притязаний личности;
Уметь осуществлять самоанализ
фронтальный опрос
3.Профессиональные интересы и склонности (2 часа)
5
1
27-2 окт.
.
Профессиональные интересы и склонности
Знать: определения «интересы», «склонности»;
Понимать различия в вышеназванных понятиях;
Уметь: отличать интересы и склонности
Проведение тестирования,
6
2
4-9 окт
Выявление и оценка профессиональных интересов и склонностей с помощью методик «Карта интересов», коммуникативных, организаторских склонностей
(КОС-1)
Знать: определения «интересы», «склонности»;
Понимать различия в вышеназванных понятиях;
Уметь: определять направленность интересов
фронтальный опрос
4.Способности, условия их проявления и развития (2 часа)
7
1
11-16 окт.
Понятие о задатках и способностях личности
Знать определения «способности», «задатки», «талант»;
Понимать значение способностей, задатков в успешном профессиональном самоопределении;
Уметь отличать общие и специальные способности
фронтальный опрос
8
2
18-23 окт.
.
Деятельность как важнейшее условие проявления и развития способностей. Выявление и оценка математических способностей.
Знать определения «способности», «задатки», «талант»;
Понимать значение деятельности для проявления и развития способностей, значение способностей, задатков в успешном профессиональном самоопределении;
Уметь отличать общие и специальные способности
фронтальный опрос
5.Природные свойства нервной системы (2 часа)
9
1
25-30 окт
.
Природные свойства нервной системы
Знать определение «характер», «темперамент»;
Понимать, что характер и тип темперамента напрямую влияют на выбор той или иной профессии;
Уметь отличать характер человека по типу темперамента
Проведение тестирования,
10
2
8-13 нояб.
Выявление типа темперамента. Тест Русалова
Знать определение «характер», «темперамент»;
Понимать, что характер и тип темперамента напрямую влияют на выбор той или иной профессии;
Уметь отличать характер человека по типу темперамента
фронтальный опрос
6.Психические процессы и их роль в профессиональном самоопределении (2 часа)
11
1
15-20 нояб
Психические процессы.
Знать определения «восприятие»,
«внимание», «память», «мышление»,
Понимать роль психических процессов в успешном профессиональном самоопределении;
Уметь охарактеризовать каждый психический процесс точки зрения значимости его для определенной группы профессии
фронтальный опрос
12
2
22-27 нояб
Выявление и оценка памяти (методика КНОП), пространственных представлений (методика «Кубика 24оса»).
Знать определения «восприятие»,
«внимание», «память», «мышление»,
Понимать роль психических процессов в успешном профессиональном самоопределении;
Уметь охарактеризовать каждый психический процесс точки зрения значимости его для определенной группы профессии
фронтальный опрос
7.Мотивы, ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении(2 часа)