kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по Основам профессионального самоопределения

Нажмите, чтобы узнать подробности

            Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. С целью учета интересов и склонностей учащихся, возможностей образовательных учреждений, местных социально-экономических условий обязательный минимум содержания основных образовательных программ по технологии изучается в рамках одного из трех направлений: «Индустриальные технологии», «Технологии ведения дома» и «Сельскохозяйственные технологии» (агротехнологии, технологии животноводства).
Данная рабочая программа разработана по направлению «Технология ведения дома». Общими во всех направлениях программы являются разделы «Технологии исследовательской и опытнической деятельности» и «Современное производство и профессиональное образование». Их содержание определяется соответствующими технологическими направлениями (индустриальные технологии, технологии ведения дома и сельскохозяйственные технологии).
              При разработке рабочей программы, исходя из необходимости учета потребностей личности школьника, его семьи и общества, достижений педагогической науки, дополнительный авторский учебный материал отбирался с учетом следующих положений:
• распространенность изучаемых технологий и орудий труда в сфере промышленного и сельскохозяйственного производства, домашнего хозяйства и отражение в них современных научно-технических достижений;
• возможность освоения содержания на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющие практическую направленность;
• выбор объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей;
• возможность реализации общетрудовой и практической направленности обучения, наглядного представления методов и средств осуществления технологических процессов;
• возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития учащихся.
               Каждый компонент рабочей программы включает в себя основные теоретические сведения и практические работы. При этом предполагается, что изучение материала, связанного с практическими работами, предваряется освоением учащимися необходимого минимума теоретических сведений с опорой на лабораторные исследования.
               В рабочей программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. Соответствующий раздел по учебному плану дается в конце каждого года обучения. При организации творческой или проектной деятельности учащихся акцентируется их внимание на потребительском назначении продукта труда или того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи (его потребительной стоимости).
            Основным дидактическим средством обучения технологии в основной школе является учебно-практическая деятельность учащихся.
Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, практические работы, выполнение проектов. Все виды практических работ в рабочей программе направлены на освоение различных технологий.

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по Основам профессионального самоопределения »

Пояснительная записка

                  1. 1. Статус документа

Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по технологии и написана на основании следующих следующих нормативных документов:

1. Закон «Об образовании»;

2.. Приказ Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004 г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», где определен обязательный минимум содержания основных образовательных программ, требований к уровню подготовки выпускников основной школы образовательной области «Технология»;

3.Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2010.- 96 с. – (Стандарты второго поколения)

4.Учебное издание. Чистякова С.Н., Холодная М.А., Шалавина Т.И. и др. Программы общеобразовательных учреждений Технология. Твоя профессиональная карьера 8-9 классы. Москва, «Просвящение». 2009

5.Технология: программы начального и основного общего образования/ [М.В.Хохлова, П.С.Самородский, Н.В.Синица и др.] – М.: Вентана-Граф, 2010. – 192 с.

6.Основная образовательная программа основного общего образования Педагогического лицея – муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Димитровграда Ульяновской области;

7.Учебный план МБОУ педагогический лицей на 2013-2014 учебный год;

8.Положение о рабочей программе педагога Педагогического лицея – муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Димитровграда Ульяновской области;

9.Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию;

10.Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;

11.Нормативные документы Министерства образования РФ и Министерства образования Ульяновской области, регулирующие учебно-воспитательный процесс в образовательных учреждениях.


2. Цели изучения:

  • актуализация процесса профессионального самоопределе­ния учащихся за счет специальной организации их деятельнос­ти, включающей получение знаний о себе, о мире профессио­нального труда, их соотнесения в процессе профессиональных проб;

  • развитие у учащихся способности к профессиональной адап­тации в современных социально-экономических условиях.

Задачи курса:

  • повышение уровня психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умения­ми, расширения границ самовосприятия, пробуждения потреб­ности в самосовершенствовании;

  • формирование положительного отношения к самому себе, осоз­нание своей индивидуальности, уверенность в своих силах при­менительно к реализации себя в будущей профессии;

  • ознакомление со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных от­ношений и конкуренции кадров;

  • обеспечение возможностью соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности с помощью включения их в систему специально организованных профессиональных проб.



3. Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной:

Разделы и темы программы

Количество часов в примерной программе

Количество часов в рабочей программе

  1. Вводный урок

1

-

  1. Создание изделий из текстильных и поделочных материалов

    1. Швейные материалы

    2. Бытовая швейная машина

    3. Конструирование и моделирование

    4. Раскройные работы

    5. Технология швейных работ

    6. Декоративно-прикладное творчество

0/16







0/16

-







-

  1. Кулинария

    1. Культура питания

    2. Технология приготовления блюд

    3. Домашние заготовки

    4. Творческие задания

-

-

  1. Черчение и графика

-

-

  1. Технологии ведения дома

    1. Уход за одеждой и обувью

    2. Интерьер жилых помещений

    3. Санитарно-технические работы

    4. Ремонтно-отделочные работы

    5. Семейная экономика

-

-

  1. Электротехнические работы

    1. Электротехнические работы

    2. Радиоэлектроника

    3. Цифровая электроника и ЭВМ

0/18

-

0/12

0/6

-

-

-

-

  1. Современное производство и профессиональное образование

0/20

30

  1. Проектирование и изготовление изделий

0/15

4

Итого

70

34


В программу внесены изменения: в связи с тем, что учебным планом МОУ педагогический лицей для изучения «Основы профессионального самоопределения» в 9 классах предусмотрено 34 часа, вместо 20 часов на рассмотрение раздела «Современное производство и профессиональное образование» в рабочей программе увеличено количество часов до 30 на изучение некоторых тем и введены профессиональные пробы, как рекомендовано в учебном издании. Чистяковой С.Н., Холодной М.А., Шалавиной Т.И. «Программы общеобразовательных учреждений Технология. Твоя профессиональная карьера 8-9 классы», а на «Проектирование и изготовление изделий» выделено 4 часа из 15 предлагаемых в примерной программе. Так как учащиеся не делятся на подгруппы (мальчиков и девочек) и изготовить, что-то невозможно, и поэтому дети выполняют творческий проект по выбору профессии.




4. Учебно-методический комплекс

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

Учебно-методический комплекс учителя:

  1. Учебник

  2. Методические рекомендации к рабочей тетради по технологии (9 класс) к модулю «Отрасли общественного производства и профессиональное определение» /Под редакцией Атауловой О.В. Ульяновск 2002

3. Пряжников Н.С. профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). – М.: ВАКО, 2006. – 288 с.- (Педагогика. Психология. Управление).

4. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 класс): Практическое рукоодство для классных руководителей и школьных психологов / Под. Науч. Ред. Л.А Обуховой.-М.: Вако, 2005, 240 с. – (Педагогика, Психология. Управление.)



Учебно-методический комплекс ученика:

  1. Учебник

  2. Антоненко К.О.. Атаулова О.В. Рабочая тетрадь по технологии для учащихся 9 класса к модулю «Отрасли общественного производства и профессиональное самоопределение»: Учебное пособие для учащихся средней школы. – Издание 2-е, исправленное, дополненное, переработанное. – Улььяновск: УИПК ПРО, 2003. – 104 с.


5.Количество часов, на которые рассчитана рабочая программа

Согласно Федерального базисного учебного плана на изучение Основы профессионального самоопределения как отрасли технологии в 9 классе отводится не менее 34 часов, из расчета 1 ч в неделю. Учебным планом МОУ педагогического лицея предусмотрено для изучения в 9 классах Основы профессионального самоопределения 34 часа (1 час в неделю). Рабочая программа для 9 классов рассчитана на 34 часа (1 час в неделю)

6.Особенности, предпочтительные формы организации учебного процесса, их сочетание, формы контроля.

Рабочая программа строится на следующих принципах:

  • Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.

  • Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематич­ности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировоч­ной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.

  • Деятельностно ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к само­стоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формиро­вания потребности в творчестве и умений творчества.

Подбираются такие методы, организационные формы и технологии обучения, которые бы обеспечили владение учащимися не только знаниями, но и предметными и общеучебными умениями и способами деятельности. Ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный и проблемно-поисковый. Использование методов представлено в таблице.

п-п

Основные группы методов

Основные подгруппы методов

Отдельные методы обучения

1

Методы орга-низации и осуществления учебно- познава-тельной деятель-ности

1.1.Перцептивные методы передачи и восприятия учебного материала



Словесные методы

Рассказ, беседа, объяснение, разъяснение, диспут, дискуссия

Наглядные методы

Иллюстрации, схемы, таблицы


Практические

Упражнения: воспроизводящие, творческие, устные, письменные


Аудиовизуальные

Сочетание словесных и наглядных методов


1.2. Логические методы (организация и осуществление логических операций)


Индуктивный, дедуктивный, аналитический анализы учебного материала


1.3. Гносеологические методы (организация и осуществление мыслительных операций)

Проблемно-поисковые методы (проблемное изложение, эвристический метод, исследовательский метод, побуждающий к гипотезам диалог, побуждающий от проблемной ситуации диалог)

1.4.Методы самоуправления учебными действиями

Самостоятельная работа с книгой, само- и взаимопроверка

2.

Методы стиму-лирования и мо-тивации учебно-познавательной деятельности

2.1.Методы эмоционального стимулирования

Создание ситуации успеха в обучение, поощрение в обучении, использование игр и игровых форм организации учебной деятельности


2.2.Методы формирования познавательного интереса

Формирование готовности восприятия учебного материала, выстраивание вокруг учебного материала игрового сюжета, использование занимательного материала


2.3.Методы формирования ответственности и обязательности

Формирование понимания личностной значимости учения, предъявление учебных требований, оперативный контроль

3

Методы контро-ля и диагностики учебно-познава-тельной деятель-ности, социаль-ного и психоло-гического разви-тия учащихся

3.1.Методы контроля

Повседневное наблюдение за учебной деятельностью учащихся, устный контроль, письменный контроль, проверка домашних заданий

3.2.Методы самоконтроля

Методы самоконтроля, взаимопроверка работ

4

Методы орга-низации и взаи-модействия уча-щихся и накоп-ления социаль-ного опыта


Освоение элементарных норм ведения диалога, метод взаимной проверки. Прием взаимных заданий, временная работа в группах, создание ситуаций взаимных переживаний, организация работ учащихся-консультантов

5

Методы разви-тия психических функций, твор-ческих способ-ностей личност-ных качеств учащихся


Творческое задание, постановка проблемы или создание проблемной ситуации, дискуссия, побуждающий к гипотезам диалог, побуждающий от проблемной ситуации диалог, создание креативного поля, перевод игровой деятельности на творческий уровень


Формы организации познавательной деятельности учащихся подбирается в соответствии с ТДЦ урока, содержанием, методом обучения, учебными возможностями и уровнем сформированности познавательных способностей учащихся. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, технологии проблемно-диалогического обучения, технология межличностного взаимодействия, технология развивающего обучения, технология опережающего обучения, обучение с применением опорных схем, ИКТ, здоровье сберегающие технологии.

Система контроля включает само-, взаимо-, учительский контроль и позволяет оценить знания, умения и навыки учащихся комплексно по следующим компонентам:

  • система знаний;

  • умения и навыки (предметные и общие учебные);

  • способы деятельности (познавательная, информационно-коммуникативная и рефлексивные);

  • включенность учащегося в учебно-познавательную деятельность и уровень овладения ею (репродуктивный, конструктивный и творческий);

  • взаимопроверка учащимися друг друга при комплексно-распределительной деятельности в группах;

  • содержание и форма представленных реферативных, творческих, исследовательских и других видов работ;

  • публичная защита творческих работ, исследований и проектов.




























Требования к уровню подготовки учащихся

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего об­разования:


личностные:

у учащихся будут сформированы:

1) ответственное отношение к учению;

2) готовность и спо­собность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

3) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

4) начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;

5) экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, здоровье сберегающего поведения;

6) формирование способности к эмоциональному вос­приятию языковых объектов, лингвистических и литературоведческих задач, их решений, рассуж­дений;

7) умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;

у учащихся могут быть сформированы:

1) первоначальные представления о филологической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;

2) коммуникативная компетентность в об­щении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творче­ской и других видах деятельности;

3) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

4) креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении филологических задач;


метапредметные:

регулятивные

учащиеся научатся:

1) формулировать и удерживать учебную задачу;

2) выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

3) планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

4)предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;
5) составлять план и последовательность действий;

6) осуществлять контроль по образцу и вносить не­обходимые коррективы;

7) адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

8) сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

учащиеся получат возможность научиться:

1) определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;

2) предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;

3) осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;

4) выделять и формулировать то, что усвоено и, что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;

5) концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

познавательные

учащиеся научатся:

1) самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

2) использовать общие приёмы решения задач;

3) применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;

4) осуществлять смысловое чтение;

5) создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач;

6) самостоятельно ставить цели, выбирать и соз­давать алгоритмы для решения учебных литературоведческих про­блем;

7) понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным ал­горитмом;

8) понимать и использовать сред­ства наглядности (рисунки, схемы и др.) для иллю­страции, интерпретации, аргументации;

9) находить в различных источниках информа­цию, необходимую для решения филологических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

учащиеся получат возможность научиться:

1) устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктив­ные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;

2) формировать учебную и общепользовательскую компе­тентности в области использования информационно-комму­никационных технологий (ИКТ-компетентности);

3) видеть филологическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;

4) выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

5) планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

6) выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;

7) интерпретировать информации (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);

8) оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);

9) устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения;

коммуникативные

учащиеся научатся:

1) организовывать учебное сотруд­ничество и совместную деятельность с учителем и сверстни­ками: определять цели, распределять функции и роли участ­ников;

2) взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разре­шать конфликты на основе согласования позиций и учёта ин­тересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

3) прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;

4) разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;

5) координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;

6) аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.


предметные:

учащиеся должны знать:

  1. значение профессионального само­определения, требования к составлению личного профессиональ­ного плана;

  2. правила выбора профессии; понятие о профессиях и профессиональной деятельности; понятие об интересах, моти­вах и ценностях профессионального труда, а также психофизио­логических и психологических ресурсах личности в связи с вы­бором профессии;

  3. понятие о темпераменте, ведущих отношени­ях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения; значение творческого потенци­ала человека, карьеры; сферы современного производства; разделение труда на производстве;

  4. понятие о специальности и квалификации работника; факторы, влияющие на уровень оплаты труда.

Учащиеся должны иметь представления:

  1. о смысле и значении труда в жизни человека и общества;

  2. о современных формах и методах организации труда;

  3. о сущности хозяйственного меха­низма в условиях рыночных отношений;

  4. о предпринимательстве;

  5. о рынке труда.

Учащиеся должны уметь:

1)соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;

2)составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его ;

3) использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;

4) анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;

5)пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.


Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. построения планов профессиональной карьеры, выбора пути продолжения образования или трудоустройства



Учебно-тематический план


Темы

Кол-во

часов

Из них

Теорет.

Практ.

1

Сущность профессионального самоопределения

2 часа

2 часа


2

Внутренний мир человека и система представлений о себе

2 часа

1 час

1 час

3

Профессиональные интересы и склонности


2 часа

1 час

1 час

4

Способности, условия их проявления и развития


2 часа

1 час

1 час

5

Природные свойства нервной системы


2 часа

1 час

1 час

6

Психические процессы и их роль в профессиональном самоопределении


2 часа

1 час

1 час

7

Мотивы, ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении


2 часа

2 часа


8

Профессиональные и жизненные планы


3 часа

1 час

2 часа

9

Здоровье и выбор профессии


2 часа

2 часа


10

Отрасли общественного производства


5 часов

2 часа

3 часа

11

Профессиональная проба

6 часов


6 часов

12

Творческий проект

4 часа


4 часа


Всего:

34 часа

14 часов

20 часов


Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. С целью учета интересов и склонностей учащихся, возможностей образовательных учреждений, местных социально-экономических условий обязательный минимум содержания основных образовательных программ по технологии изучается в рамках одного из трех направлений: «Индустриальные технологии», «Технологии ведения дома» и «Сельскохозяйственные технологии» (агротехнологии, технологии животноводства).
Данная рабочая программа разработана по направлению «Технология ведения дома». Общими во всех направлениях программы являются разделы «Технологии исследовательской и опытнической деятельности» и «Современное производство и профессиональное образование». Их содержание определяется соответствующими технологическими направлениями (индустриальные технологии, технологии ведения дома и сельскохозяйственные технологии).
При разработке рабочей программы, исходя из необходимости учета потребностей личности школьника, его семьи и общества, достижений педагогической науки, дополнительный авторский учебный материал отбирался с учетом следующих положений:
• распространенность изучаемых технологий и орудий труда в сфере промышленного и сельскохозяйственного производства, домашнего хозяйства и отражение в них современных научно-технических достижений;
• возможность освоения содержания на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющие практическую направленность;
• выбор объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей;
• возможность реализации общетрудовой и практической направленности обучения, наглядного представления методов и средств осуществления технологических процессов;
• возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития учащихся.
Каждый компонент рабочей программы включает в себя основные теоретические сведения и практические работы. При этом предполагается, что изучение материала, связанного с практическими работами, предваряется освоением учащимися необходимого минимума теоретических сведений с опорой на лабораторные исследования.
В рабочей программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. Соответствующий раздел по учебному плану дается в конце каждого года обучения. При организации творческой или проектной деятельности учащихся акцентируется их внимание на потребительском назначении продукта труда или того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи (его потребительной стоимости).
Основным дидактическим средством обучения технологии в основной школе является учебно-практическая деятельность учащихся.
Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, практические работы, выполнение проектов. Все виды практических работ в рабочей программе направлены на освоение различных технологий.







Содержание учебного курса

  1. «Сущность профессионального самоопределения» ( 2 часа).

Цели и задачи курса. Содержание , специфика занятий по психологическим основам выбора профессий. Дневник выбора профессий как форма фиксации данных по курсу «Технология. Основы профессионального самоопределения.» Практическая работа. Знакомство с дневником выбора профессии


2. «Внутренний мир человека и система представлений о себе»(2 часа)

Понятие личности. Уникальность личности каждого человека. Многообразие личностных особенностей.

Общее представление о психологии как науке, изучающей внутренний психологический мир человека.

Методы изучения личности.

Практическая работа. Составление «дерева» психологи­ческих качеств личности.

3. Многообразие мира профессий —1ч.
Труд в жизни человека и общества.

Разнообразие профессий. Развитие личности и профессио­нальное самоопределение.

Профессиональная деятельность как способ самореализации и самоутверждения личности.

Практическая работа. Составление словаря профессий.

4. «Мотивы, ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении» 2 часа

Представление о себе и проблема выбора профессии 2 ч.
«Образ «Я» как система представлений о себе. Структура «об­
раза «Я» (знание о себе, оценка себя, умение управлять собой).

Диагностические процедуры. Методика «Кто я?».

Развивающие процедуры. Методика «Произвольное са­моописание» (с учетом модификации «я» в глазах другого); ме­тодика самооценки (соотношение «реального» и «идеального «я»»).

5. «Профессиональные и жизненные планы»

«Секреты» выбора профессии («хочу» — «могу» — «на­
до») 2 ч.

«Хочу» — склонности, желания, интересы личности; «мо­гу» — человеческие возможности (физиологические и психоло­гические ресурсы личности); «надо» — потребности рынка труда в кадрах. Типичные ошибки при выборе профессии.

Общее понятие о профессии, специальности, должности.

Личный профессиональный план.

Практическая работа. Ответы на вопросы: какие три спе­циальности относятся к одной профессии? К какой профессии относятся следующие специальности: хирург, стоматолог, тера­певт, невропатолог? Распределение профессий, специальностей, должностей по соответствующим группам (предлагается пере­чень профессий).

6. «Профессиональные интересы и склонности» (2 часа)

Склонности и интересы в профессиональном выборе («хо­
чу») - 2 ч.

Потребности и мотивы как условие активности личности. Виды мотивов.

Индивидуальные интересы.

Профессиональные намерения.

Диагностические процедуры. Карта интересов; опрос­ник профессиональной готовности.

Развивающие процедуры. Актуализация профессиональ­ных интересов путем группового обсуждения соответствующей профессиональной сферы.

7. «Здоровье и выбор профессии»

Возможности личности в профессиональной деятельности
(«могу») 2 ч.

Понятие профпригодности. Профессионально важные каче­ства. Активная роль личности при выборе профессии.

Диагностические процедуры. Методика самооценки ин­дивидуальных особенностей.

Практическая работа. Знакомство с описаниями профес­сий.

8. Социальные проблемы труда («надо») 3 ч.

8.1. Разделение труда (1 ч).

Общественное разделение труда. Территориальное разделе­ние труда. Формы разделения труда на предприятии. Социальные перемещения. Содержание и характер трудовых функций.

Профессионализация. Специализация. Квалификация.

Развивающие процедуры. Игровая дискуссия «Кто ну­жен нашему городу?».

8.2. Содержание и характер труда (1 ч).

Цель труда и его результаты. Умственный и физический труд. Характер труда. Культура труда.

Практическая работа. Определить, в деятельности каких профессионалов преобладает труд сложный, простой, умствен­ный, физический (предлагается перечень профессий).

8.3. Процесс и условия труда (1 ч).

Современные требования к труду. Предметы и средства труда. Условия труда.

Практическая работа. Письменная работа на тему «Труд в современном обществе» с последующим обсуждением.

9. «Природные свойства нервной системы»

Социально-психологический портрет современного профес­
сионала 2 ч. .

Предприимчивость. Интеллектуальность. Ответственность. Социально-профессиональная мобильность. Психология принятия решений. Развивающие процедуры. Деловая игра «Мэрия».

10. «Отрасли общественного производства» (5 часов)

Анализ профессий 2 ч.

10.1. Основные признаки профессиональной деятельности (1 ч).

Предмет труда. Цели труда. Средства труда. Проблемность тру­довых ситуаций. Коллективность процесса труда. Ответственность в труде. Условия труда.

Формула профессии. Понятие о профессиограмме. Практическая работа. Конкурс «Угадай профессию».

10.2. Классификация профессий (1 ч).
Способы классификации профессий.

Профессии типа «человек — человек», «человек— техника», «человек — природа», «человек — знаковая система», «чело­век — художественный образ». Характеристика профессий по об­щим признакам профессиональной деятельности.

Практическая работа. Составление формул профессий.

11. Здоровье и выбор профессии 1 ч.

Учет состояния здоровья при выборе профессии. Понятие «неблагоприятные производственные факторы». Типы профес­сий по медицинским противопоказаниям. Укрепление здоровья в соответствии с требованиями профессии. Работоспособность. Роль активного отдыха в зависимости от условий и режима ра­боты.

Практическая работа. Работа с «Анкетой здоровья» и нор­мативными документами по охране труда.

12. Свойства нервной системы в профессиональной деятель­
ности 2 ч.

Общее представление о нервной системе и ее свойствах (сила, подвижность, уравновешенность).

Ограничения при выборе некоторых профессий, обусловлен­ные свойствами нервной системы. Возможность компенсации свойств нервной системы за счет выработки индивидуального стиля деятельности.

Диагностические процедуры. Теппинг-тест;пробаЛан-чиса.

13. Темперамент в профессиональном становлении личнос­
ти 2 ч.

Общее представление о темпераменте. Психологическая ха­рактеристика основных типов темперамента, особенности их проявления в учебной и профессиональной деятельности.

Психологические состояния (монотонность, утомление, пси­
хическая направленность в ситуациях аварийности и риска) в
трудовом процессе. t

Диагностические процедуры. ОпросникАйзенка.

Развивающие процедуры. Сюжетно-ролевая игра «Про­явление темперамента в профессиональных ситуациях».

Практическая работа. Анализ особенностей поведения людей, имеющих разные типы темперамента, в конкретных си­туациях.

14. Ведущие отношения личности и -таны профессии 2 ч.
Отношение к деятельности (удовлетворенность трудом, мес­
том работы, профессией).

Отношение к людям (профессиональные взаимоотношения). Отношение к самому себе. Особенности самовосприятия и самооценивания.

Отношение к предметному миру.

Диагностические процедуры. Опросники «Ориенти­ровочная анкета», «Отношение к другому Человеку как к цен­ности».

Развивающие процедуры. Деловая игра «Модель идеаль­ного города». ,

15. Эмоциональные состояния личности 2 ч.

Эмоции и чувства, их функции в профессиональной деятель­ности. Основные формы эмоциональных переживаний (настрое­ния, аффекты, фрустрация, стрессовые состояния).

Диагностические процедуры. Опросник «Беспокой­ство — тревога», методика «Незаконченные предложения».

Развивающие процедуры. Ознакомление с простейши­ми приемами психической саморегуляции.

Практическая работа. Самонаблюдение за динамикой на­строения.

16. Волевые качества личности —1ч.

Специфика волевого поведения в отличие от импульсивного и зависимого. Условия развития воли.

Роль воли в процессе принятия профессиональных решений.

Диагностические процедуры. Опросник «Какая у меня воля?».

Практическая работа. Выполнение упражнений по вос­питанию воли.

17. Интеллектуальные способности и успешность профессио­нального труда9 ч.

17.1. Способность к запоминанию (2 ч).

Общее представление о памяти. Основные процессы памяти (запоминание, сохранение, забывание, узнавание и воспроиз­ведение). Виды памяти и их роль в различных видах профессио­нальной деятельности. Условия развития памяти.

Диагностические процедуры. Методики «Воспроизве­дение рядов цифр» (выявление объема кратковременной слухо­вой памяти); «Ассоциативное воспроизведение содержания по­нятий» (выявление объема Долговременной словесной памяти). - Развивающие процедуры. Сравнительный анализ эффек­тивности механического и смыслового запоминания; психотех­нические игры «Бег ассоциаций», «Домино».

17.2. Способность быть внимательным (1 ч).

Общее представление о внимании (объем, устойчивость, рас­пределение, избирательность). Наблюдательность как професси­онально важное качество. Условия развития внимания.

Диагностические процедуры. Методики «Перепутанные линии», «Отыскание чисел», «Корректурная проба».

Развивающие процедуры. Психотехнические игры «Муха», «Хромая обезьяна».

17.3. Способность оперировать пространственными представ­
лениями (1 ч).

Роль образов в процессе переработки информации. Значение способности строить в уме пространственные представления и оперировать ими для решения определенных профессиональных задач.

Диагностические процедуры. Методика «Сложение фи­гур».

Развивающие процедуры. Выполнение задания «Маги­ческая фигура», методика «Кубики».

17.4. Способность устанавливать связи и закономерности между
понятиями (2 ч).

Способность к выявлению и установлению связей как усло­вие эффективности профессионального труда. Основные типы связей.

Диагностические процедуры. Методики «Выявление сущностных связей между понятиями», «Сложные ассоциации».

Развивающие"процедуры. Методики «Способы исполь­зования предмета», «Невозможные ситуации», «Путешествие в прошлые и будущие состояния предмета».

17.5. Способность изменять способы интеллектуальной дея­
тельности (1 ч).

Психологическая характеристика ригидности (гибкости) ин­теллектуальной деятельности.

Познавательные «барьеры» в различных типах профессий, возможности их преодоления. Способность к ломке шаблонных связей как условие оригинальности интеллектуальной деятель­ности.

Диагностические процедуры. Методика «Решение се­рии арифметических задач», работа с текстом, имеющим про­тиворечие.

Развивающие процедуры. Решение задачи «9 точек», ме­тодика «Разрыв привычных связей».

17.6. Индивидуальные стили кодирования информации (1 ч).

Соотношение трех основных форм кодирования информа­ции: словесной, образной и чувственно-сенсорной. Роль образ­ного и чувственно-сенсорного опыта в стимулировании твор­ческой профессиональной активности.

Диагностические процедуры. Методика «Пиктограмма».

Развивающие процедуры. Психотехнические игры «Ме­тафоры», «Живые скульптуры», «На что похоже?», «Немой ху­дожник», «Перевоплощение».

17.7. Индивидуальные стили переработки информации (1 ч).

Индивидуальные различия в способах восприятия и понима­ния происходящего.

Диагностические процедуры. Методики «Свободная сор­тировка», «Включение фигуры».

18. Неисчерпаемость человеческих ресурсов 2 ч.

Творческое отношение к собственной жизни. Психологичес­кие механизмы компенсации. Целеустремленность в преодоле­нии жизненных сложностей при устройстве своей профессио­нальной судьбы. Программа и средства самовоспитания.

Развивающие процедуры. Деловая игра «Организация совместного предприятия с представителями внеземной циви­лизации».

Практическая работа. Составление индивидуальной про­граммы самовоспитания.

19. Человек в новых социально-экономических условиях Зч.

Структурная перестройка экономики. Новая индустриализа­ция.

Развитие производственной инфраструктуры. Сфера услуг. Конверсия.

Развитие сельского хозяйства. Земельная реформа. Фермер­ство.

Экологические проблемы и их решение.

Хозяйственный механизм: экономические рычаги, управле­ние. Разгосударствление экономики. Приватизация. Хозяйствен­ная инициатива. Коммерческий риск. Маркетинг. Менеджмент. Контрактные связи. Малый бизнес. Иностранные инвестиции.

Развивающие процедуры. Сюжетно-ролевая игра «Пресс-конференция».

20. Человек среди людей 4 ч.

Личность и межличностные отношения в группах. Лидерство. Совместная деятельность в трудовом коллективе. Психологичес­кая совместимость людей. Принятие групповых решений.

Виды общения. Конфликты, пути разрешения конфликтных ситуаций.

Диагностические процедуры. Опросники «Потребность в общении», «Диагностика межличностных отношений», «Эм-патия».

Развивающие процедуры. Элементы социально-психо­логического тренинга (умение вести диалог, поведение в конф­ликтных ситуациях). Психотехническая игра «Угадай человека».

21. Современный рынок труда и его требования к профессио­налу 3 ч.

Разнообразные виды предприятий и форм собственности. Акционерные общества, концерны, хозяйственные ассоциации,

объединения. Кооперация, аренда, индивидуальная трудовая деятельность.

Новый тип организации людей в производственной деятель­ности в условиях рыночной экономики. Самоокупаемость. Само­финансирование.

Рынок, его функции, структура. Спрос и предложение, ме­тоды их регулирования. Внутренний и внешний рынок. Конку­ренция. Конъюнктура рынка. Формирование рыночной инфра­структуры. Развитие предпринимательства.

Кадровое планирование. Банки данных о рабочей силе (спрос и предложение). Прогнозирование состояния рынков рабочей силы.

Занятость населения. Безработица.

Перспективы изменения мира профессий в связи с НТП.

Развивающие процедуры. Деловая игра «Малое предпри­ятие».

Практическая работа. Определение изменений состава профессий на одном из предприятий за последние пять лет.

22. Пути получения профессии —1ч.

Система профессионально-технического образования. Типы профессиональных училищ, условия приема и обучения в них. Подготовка рабочих на производстве.

Средние специальные учебные заведения, их типы, условия приема и обучения.

Типы высших учебных заведений, условия приема и обуче­ния студентов.

Возможности квалификационного роста.

Практическая работа. Письменная работа «Мой путь в профессию».

23. Моя профессиональная карьера 4 ч.

Понятие о профессиональной карьере. Критерии профессио­нальной компетентности.

Индивидуальный профессиональный план как средство реа­лизации программы личностного и профессионального роста человека.

Профессиональное прогнозирование и профессиональное самоопределение.

Развивающие процедуры. Деловые игры «Биржа труда» (защита профессии), «Профконсультация».

Практическая работа. Анализ личного профессиональ­ного плана.

24. Оценка способности школьников к выбору профессии 4 ч.

Общие основы оценки способности личности к выбору про­фессии.

Оценка способности к самоанализу, анализу профессии, са­мореализации в различных видах профессиональной деятельно­сти (профессиональных пробах).

Показатель соответствия выбранной профессии склонностям учащегося.

Практическая работа. Определение способности школь­ников к выбору профессии.

25. Профконсультационные услуги 2 ч.

Виды профконсультации. Возможность получения профессио­нальной и медицинской консультации.


Учебно-методические средства

  1. Твоя профессиональная карьера: учеб. для 8—9 кл. общеобразо-ват. учреждений / под ред. С. Н. Чистяковой. — М., 2007.

  2. Твоя профессиональная карьера: методика: кн. для учителя / под ред. С. Н. Чистяковой. - М., 2006.

  3. Технология: твоя профессиональная карьера: дидакт. метариалы: кн. для учителя / под ред. С. Н. Чистяковой, — М., 2008.

  4. Бондарев В. Выбор профессии. — М., 1989.

  5. Воробьев А. М. Тренинг интеллекта. — М., 1989.

  6. Выбираем профессию: 100 вопросов и 100 ответов. — М., 1990.

  7. Климов Е. А. Как выбирать профессию? — М,, 1990.

  8. Климов Е. А. Введение в психологию труда. — М., 1988.

  9. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределе­ния. — Ростов-на-Дону, 1996.

  10. Коломинский Я. Л. Человек — психология. — М., 1986.

  11. Коломинский Я. Л. Беседы о тайнах психики. -- Минск, 1990.

  12. Кабаков В. С.Порховник Ю. М., Зубов И. П. Менеджмент: проблемы, программа, решения. — Л., 1990.

  13. Крутецкий В. А. Психология: Учеб. для учащихся пед. учи­лищ. — М., 1986.

  14. Кучевская Н. В. Советы психолога продавцу. — М., 1990.

  15. Мир профессий: В 6 т. — М., 1985—1989.

  16. Прощицкая Е. Н. Выбирайте профессию. — М., 1990.

  17. Павлютенков Е. М. Кем быть? — Киев, 1989.

  18. Переход к рынку: концепция и программа. — М., 1990.

  19. Чистякова С. Н., Захаров Н. Н. Профессиональная ориента­ция школьников: организация и управление. — М., 1987.

  20. Антоненко К.О.. Атаулова О.В. Рабочая тетрадь по технологии для учащихся 9 класса к модулю «Отрасли общественного производства и профессиональное самоопределение»: Учебное пособие для учащихся средней школы. – Издание 2-е, исправленное, дополненное, переработанное. – Улььяновск: УИПК ПРО, 2003. – 104 с.

  21. Пряжников Н.С. профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). – М.: ВАКО, 2006. – 288 с.- (Педагогика. Психология. Управление).

  22. Муравьев Е.М., Симоненко В.Д. Общие основы методики преподавания технологии. – Брянск: Издательство Брянского государственного педагогического университета им. акад. И.Г.Петровского, НМЦ «Технология», 2000. – 235 с.

  23. Бешенков А.К. Технология. Методика обучения технологии. 5-9 кл.: метод. Пособие/ А.К.Бешенков, А.В.Бычков, В.М.Казакевич. С.Э.Маркуцкая. – 3-е изд., стереоти. – М.: Дрофа. 2007. – 220, [4] с.: ил.

  24. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 класс): Практическое рукоодство для классных руководителей и школьных психологов / Под. Науч. Ред. Л.А Обуховой.-М.: Вако, 2005, 240 с. – (Педагогика, Психология. Управление.)

  25. Загидуллин Р.Р. Технология урока: учебно-методическое пособие/ Р.Р.Загидуллин, В.Ф.Смирнова; под ред. Р.Р.Загидуллина. – Ульяновск : УлГТУ, 2007. – 118 с.

  26. Методика преподавания курса «Твоя профессиональ­ная карьера» / Под ред. С. Н. Чистяковой, Т. И. Шалавиной. — М.: Просвещение, 1996.

  27. Программы общеобразовательных учреждений: Твоя про­фессиональная карьера: 8—9 кл. — М.: Просвещение, 2000.


Календарно-тематическое планирование




Номер урока в курсе

Номер урока в теме

Дата планируемая

Дата фактическая

Тема урока

Знания, умения, навыки, получаемые учащимися

Контроль результатов обучения

Примечание

1.Сущность профессионального самоопределения (2 часа)

1

1

1-4 сент.


Сущность профессионального самоопределения

Знать: содержание понятий «смысл жизни» и «цель жизни»,

Понимать: сущность профессионального самоопределения;

Уметь ориентироваться в путях освоения профессии;




2

2

6-11 сент.


Формула выбора профессии: «хочу», «могу», «надо».

Знать формулу выбора профессии,

Понимать о влиянии факторов на выбор профессии;

Уметь осуществлять самоанализ

фронтальный опрос


2.Внутренний мир человека и система представлений о себе (2 часа)

3

1

13-18 сент.



Сущность концепции «Я»

Знать содержание понятий «личность», «Образ Я», «Я – к5онцепция»;

Понимать о влиянии факторов на формировании личности;

Уметь осуществлять самоанализ

Проведение тестирования,


4

2

20-25 сент.


Самооценка и ее роль в профессиональном самоопределении личности

Методика определения уровня самооценки.

Знать содержание понятий «самооценка», «уровень притязаний», «рефлексия»;

Понимать: что от уровня самооценки, часто зависит уровень притязаний личности;

Уметь осуществлять самоанализ

фронтальный опрос


3.Профессиональные интересы и склонности (2 часа)

5

1

27-2 окт.

.


Профессиональные интересы и склонности

Знать: определения «интересы», «склонности»;

Понимать различия в вышеназванных понятиях;

Уметь: отличать интересы и склонности

Проведение тестирования,


6

2

4-9 окт


Выявление и оценка профессиональных интересов и склонностей с помощью методик «Карта интересов», коммуникативных, организаторских склонностей

(КОС-1)

Знать: определения «интересы», «склонности»;

Понимать различия в вышеназванных понятиях;

Уметь: определять направленность интересов

фронтальный опрос


4.Способности, условия их проявления и развития (2 часа)

7

1

11-16 окт.



Понятие о задатках и способностях личности

Знать определения «способности», «задатки», «талант»;

Понимать значение способностей, задатков в успешном профессиональном самоопределении;

Уметь отличать общие и специальные способности

фронтальный опрос


8

2

18-23 окт.

.


Деятельность как важнейшее условие проявления и развития способностей. Выявление и оценка математических способностей.

Знать определения «способности», «задатки», «талант»;

Понимать значение деятельности для проявления и развития способностей, значение способностей, задатков в успешном профессиональном самоопределении;

Уметь отличать общие и специальные способности

фронтальный опрос


5.Природные свойства нервной системы (2 часа)

9

1

25-30 окт

.


Природные свойства нервной системы

Знать определение «характер», «темперамент»;

Понимать, что характер и тип темперамента напрямую влияют на выбор той или иной профессии;

Уметь отличать характер человека по типу темперамента

Проведение тестирования,


10

2

8-13 нояб.


Выявление типа темперамента. Тест Русалова

Знать определение «характер», «темперамент»;

Понимать, что характер и тип темперамента напрямую влияют на выбор той или иной профессии;

Уметь отличать характер человека по типу темперамента

фронтальный опрос


6.Психические процессы и их роль в профессиональном самоопределении (2 часа)

11

1

15-20 нояб


Психические процессы.

Знать определения «восприятие»,

«внимание», «память», «мышление»,

Понимать роль психических процессов в успешном профессиональном самоопределении;

Уметь охарактеризовать каждый психический процесс точки зрения значимости его для определенной группы профессии

фронтальный опрос


12

2

22-27 нояб


Выявление и оценка памяти (методика КНОП), пространственных представлений (методика «Кубика 24оса»).

Знать определения «восприятие»,

«внимание», «память», «мышление»,

Понимать роль психических процессов в успешном профессиональном самоопределении;

Уметь охарактеризовать каждый психический процесс точки зрения значимости его для определенной группы профессии

фронтальный опрос


7.Мотивы, ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении(2 часа)

13

1

29-4 декаб.



Сущность понятий «мотивы», «ценностные ориентации»

Знать определения «мотив», «ценностные ориентации»,

Понимать роль ценностных ориентаций на выбор профессии,

Уметь осуществлять самоанализ

фронтальный опрос


14

2

6-11 декаб.



Выявление ведущих мотивов деятельности.

Методика ДВМ.

Знать классификацию мотивов деятельности;

Понимать значение мотивов деятельности в ценностных ориентаций в профессионально самоопределении и служебной карьеры;

Уметь осуществлять самоанализ

фронтальный опрос


8.Профессиональные и жизненные планы (3 часа)

15

1

13-18 декаб.


Профессиональные и жизненные планы

Знать определение «карьера», «профессиональный план», «профессиональная пригодность»;

Понимать взаимосвязь профессиональных и жизненных планов;

Уметь осуществлять самоанализ

Фронтальный опрос


16

2

20-25 декаб.



Профессиональная родословная

Знать правила составления родословной;

Понимать роль профессиональной родословной при выборе профессии;

Уметь осуществлять самоанализ

Фронтальный опрос


17

3

10-15 январ.



Имидж и этике современного делового человека

Программа самопрезентации

Знать определения «имидж», «этикет»;

правила написания автобиографии;

Понимать необходимость соблюдения определенных правил; необходимость заявления о себе для получения престижной работы;

Уметь осуществлять самоанализ

Тренинги


9.Здоровье и выбор профессии (2 часа)

18

1

17-22 январ


Важнейшие характеристики здоровья человека

Знать неблагоприятные производственные факторы

Понимать значение здоровья для высокоэффективной профессиональной деятельности;

Уметь осуществлять самоанализ

Фронтальный опрос


19

2

24-29 январ.

.


Здоровье и выбор профессии

Знать типы профессий по медицинским противопоказаниям;

Понимать значение здорового образа жизни для полноценного трудового процесса;

Уметь осуществлять самоанализ

Анкетирование


10.Отрасли общественного производства (5 часов)

20

1

31-5 февр.



Отрасли общественного производства

Знать отрасли общественного производства;

Понимать значение развития отраслей производства в современном мире;

Уметь использовать знания для анализа

Фронтальный опрос



21

2

7-12 февр.



Классификация профессий

Знать классификацию профессий по предметам, целям, орудиям и условиям труда;

Понимать разницу между профессией, специальностью и должностью

Фронтальный опрос



22

3

13-19 февр.



Рынок труда и современные требования к профессионалам

Знать, что такое рынок труда;

Понимать методы регулирования спроса и предложения;

Уметь прогнозировать состояние рынка рабочей силы

Фронтальный опрос



23

4

21-26 февр


Занятость и самозанятость

(использование материалов из службы занятости города)

Знать определение «банк данных»,

Понимать прогнозирование занятости;

Уметь использовать знания для анализа

Фронтальный опрос



24

5

28-5 марта


Профессиограммы

Знать план составления профессиограммы;

Понимать значение профессиограммы в анализе и выборе профессии;

Уметь работать со справочником

Составление профессиограммы наиболее распространенных профессий


11.Профессиональная проба (6 часов)

25

1

7-12 марта


Профессиональная проба

Знать определение «профессиональная проба» Понимать значение профессиональных проб для выбора профессии,

Уметь осуществлять самоанализ

Опросник


26

2

14-19 марта


Профессиональная проба по типу профессии «Человек-человек»

Игра «Суд присяжных»

Знать правила игры;

Понимать функциональные обязанности участников игры;

Уметь осуществлять самоанализ

Игра


27

3

21-26 марта


Профессиональная проба по типу профессии «Человек-знаковая система»

Опросники профессиональной готовности

Знать правила проведения работы;

Понимать процесс выполнения работы Уметь осуществлять самоанализ

опросник


28

4

4-9 апр.



Профессиональная проба по типу профессии «Человек- природа»

Создание экологического вестника города Димитровграда

Знать правила проведения работы;

Понимать процесс выполнения работы Уметь осуществлять самоанализ

Результаты работы


29

5

11-16 апр.



Профессиональная проба по типу профессии «Человек-художественный образ»

Игра «Театр»


Знать правила игры;

Понимать функциональные обязанности участников игры;

Уметь осуществлять самоанализ

игра


30

6

18-23 апр.



Профессиональная проба по типу профессии «Человек-техника»

Игра: «Конструктор»


Знать правила игры;

Понимать функциональные обязанности участников игры;

Уметь осуществлять самоанализ

игра


12. Творческий проект (4 часа)

31

1

25-30 апр.



Творческий проект.

«Профессия, которую я выбираю»

Обоснование темы

Знать классификацию профессий по предметам, целям, орудиям и условиям труда;

Понимать разницу между профессией, специальностью и должностью



32

2

2-7 мая


Творческий проект. Выполнение профессиограммы

Знать план составления профессиограммы;

Понимать значение профессиограммы в анализе и выборе профессии;

Уметь работать со справочником



33

3

9-14 мая



Творческий проект

Анализ рынка труда по выбранной профессии

Знать, что такое рынок труда;

Понимать методы регулирования спроса и предложения;

Уметь прогнозировать состояние рынка рабочей силы



34

4

16-25 мая


Творческий проект

Сбор дополнительного материала и защита проекта



Защита творческого проекта




































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Рабочая программа по Основам профессионального самоопределения

Автор: Страхова Зинаида Ивановна

Дата: 30.07.2014

Номер свидетельства: 110908

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Рабочая программа по предмету  технология "
    ["seo_title"] => string(49) "rabochaia-proghramma-po-priedmietu-tiekhnologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "107847"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1403462088"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Рабочая программа по технологии для девочек 6 класса"
    ["seo_title"] => string(55) "rabochaiaproghrammapotiekhnologhiidliadievochiek6klassa"
    ["file_id"] => string(6) "283000"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1453749249"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Рабочая программа по технологии ФГОС для девочек. "
    ["seo_title"] => string(58) "rabochaia-proghramma-po-tiekhnologhii-fgos-dlia-dievochiek"
    ["file_id"] => string(6) "235748"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1443809039"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "Технология" (девочки) "
    ["seo_title"] => string(44) "rabochaia-programma-tiekhnologhiia-dievochki"
    ["file_id"] => string(6) "110103"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1405533041"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Рабочая программа по технологии 7 класс"
    ["seo_title"] => string(42) "rabochaia_programma_po_tekhnologii_7_klass"
    ["file_id"] => string(6) "512145"
    ["category_seo"] => string(11) "tehnologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1558723025"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства