Настоящая программа ориентирована на приобщение детей к искусству войлоковаляния – древнейшему виду текстильного искусства, которое в наше время переживает поистине второе рождение, во многом превращаясь из жизненно необходимого ремесла в яркую форму художественного выражения, реализуемая программа имеет художественно-эстетическую направленность.
В современном мире валяние - это несложный вид рукоделия, с помощью которого можно делать замечательные вещи: одежду, поделки для дома или аксессуары; которые могут иметь плоскую форму, или объемную.
Программа по дополнительному образованию детей «Художественный войлок», являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на формирование у обучающихся стремления видеть и создавать вокруг себя прекрасное, создавать изделия декоративно-прикладного характера. Обучение по данной программе создаёт благоприятные условия для знакомства обучащихся с основными вопросами теории войлоковаляния, законами художественной формы, цветового решения и спецификой текстильных материалов, технологией изготовления швейных изделий и сценических костюмов, приобщает детей к саморазвитию творческих способностей посредством расширения кругозора в области дизайна современной одежды.
Актуальность программы в том, что она стимулирует познавательную деятельность обучающихся в области современного декоративно-прикладного искусства. Как неотъемлемая часть декоративно-прикладного искусства, войлоковаляние всегда было и остается почвой для общения, неисчерпаемым источником познания истории и культуры. В наши дни сохранилась преемственность обучения детей рукоделию.
Программа «Художественный войлок» приобретает актуальность в связи с сокращением количества часов технологии в базисном учебном плане и является формой углубления интересов учащихся, развития творческих способностей, природной одарённости, обогащения их знаний по теории и практике самостоятельного проектирования и создания одежды, её художественного оформления. Особенно это важно в преддверии юности, когда складываются вкусы, формируется представление о гармонии, приобретает очертания склад личности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа "Художественный войлок"»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «РАДУГА»
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТЕРЛИТАМАКСКИЙ РАЙОН
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Рассмотрена Утверждена приказом
на методическом совете директора МОБУ ДОД
МОБУ ДОД ДДТ «Радуга» ДДТ «Радуга»
№ ___ «____»_____ 2014 г. _________ Т.М. Прудко
№ ___ «____» _____ 2014 г.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
дополнительного образования детей
художественно-эстетической направленности
"Художественный войлок"
кружкового объединения «Юные модельеры»
Автор – составитель:
педагог дополнительного образования
высшей категории Крутилина Э.Р.
Возраст детей: 8-15 лет
Срок реализации: 2 года
2014 год
Пояснительная записка
Настоящая программа ориентирована на приобщение детей к искусству войлоковаляния – древнейшему виду текстильного искусства, которое в наше время переживает поистине второе рождение, во многом превращаясь из жизненно необходимого ремесла в яркую форму художественного выражения, реализуемая программа имеет художественно-эстетическую направленность.
В современном мире валяние - это несложный вид рукоделия, с помощью которого можно делать замечательные вещи: одежду, поделки для дома или аксессуары; которые могут иметь плоскую форму, или объемную.
Программа по дополнительному образованию детей «Художественный войлок», являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на формирование у обучающихся стремления видеть и создавать вокруг себя прекрасное, создавать изделия декоративно-прикладного характера. Обучение по данной программе создаёт благоприятные условия для знакомства обучащихся с основными вопросами теории войлоковаляния, законами художественной формы, цветового решения и спецификой текстильных материалов, технологией изготовления швейных изделий и сценических костюмов, приобщает детей к саморазвитию творческих способностей посредством расширения кругозора в области дизайна современной одежды.
Художественно-эстетическая направленность программы помогает воспитывать в себе художника и подчеркнуть индивидуальность человека .
Актуальность программы в том, что она стимулирует познавательную деятельность обучающихся в области современного декоративно-прикладного искусства. Как неотъемлемая часть декоративно-прикладного искусства, войлоковаляние всегда было и остается почвой для общения, неисчерпаемым источником познания истории и культуры. В наши дни сохранилась преемственность обучения детей рукоделию.
Программа «Художественный войлок» приобретает актуальность в связи с сокращением количества часов технологии в базисном учебном плане и является формой углубления интересов учащихся, развития творческих способностей, природной одарённости, обогащения их знаний по теории и практике самостоятельного проектирования и создания одежды, её художественного оформления. Особенно это важно в преддверии юности, когда складываются вкусы, формируется представление о гармонии, приобретает очертания склад личности.
Педагогическая целесообразность программы заключается в занятости детей и их профессиональном развитии, а также раскрывает творческий потенциал личности и побуждает к достижению поставленных целей обучения.
Программа «Дизайн одежды» интегрирует знания и умения по таким общеобразовательным дисциплинам как «Технология обработки ткани», «Материаловедение», «Изобразительное искусство», «Информационные технологии» и создает благоприятные условия для творческой самореализации личности.
Отличительной особенностью реализации программы является информатизация образовательного процесса: применение компьютерной техники для демонстрации, систематизации и хранения применяемого наглядного материала, использовании ИКТ при проведении практических работ.
Программа составлена с учётом дидактических принципов: принцип индивидуального подхода, принципов наглядности и доступности, сознательности и творческой активности, принципа прочности знаний, умений и навыков. Ребёнок продвигается по образовательному маршруту постепенно, осваивая всё более сложные темы. Каждая последующая тема не является чем-то оторванным, существующим «сама по себе», а базируется на полученных ранее знаниях, умениях, навыках. Основные приёмы работы изучаются с нарастающей сложностью и многократно повторяются в течение учебного года.
Наряду работы с группами обучающихся, программа предусматривает широкое использование методов индивидуальной работы с ребёнком. Право выбора наиболее комфортного темпа и полноты объёма принадлежит ребёнку.
Программа предполагает применение щадящих приёмов и методов. Чтобы не повредить зрению, на каждом занятии проводится гимнастика для глаз. Во время занятий практикуются физкультминутки, а также физкультурные паузы, главная задача которых снять напряжение с мышц спины, шеи и кистей рук.
Цель программы: создание условий для раскрытия творческих способностей обучающихся и развития их эстетического вкуса через овладение основами войлоковаляния, самостоятельного проектирования и создания одежды, её художественного оформления.
Задачи программы:
1.Обучающие:
• познакомить обучающихся со сферой деятельности дизайнера одежды
• научить владеть основными приемами и методами работы с войлоком;
• научить основам композиции;
• познакомить с этапами процесса моделирования одежды
• сформировать знания необходимые для создания оригинальных моделей
• познакомить с формами деталей и отделкой и их использованием в дизайне одежды
• сформировать знания, умения и навыки проектирования, моделирования и конструирования одежды
• обучить технологии пошива некоторых видов одежды
• сформировать навыки работы на швейном оборудовании
2. Развивающие:
• формировать интерес к различным видам декоративной отделки
• побуждать желание совершенствоваться в данном направлении
декоративно-прикладного искусства.
• развивать способности детей к творчеству самовыражению и самореализации
• воспитание способности мыслить, моделировать и создавать оригинальные изделия.
3. Воспитывающие:
• воспитание трудолюбия, усидчивости, целеустремлённости, умения планировать свою деятельность.
• формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности.
• развитие ответственности и самостоятельности, индивидуальности.
• формирование у детей уверенности в себе, стремление преодолевать собственную скованность и закомплексованность.
• формирование у обучающихся чувства уважения к традициям своего народа, своим историческим корням.
Организационные условия реализации программы
Образовательная программа «Художественный войлок» предназначена для детей 8-15 летнего возраста и рассчитана на 2 года обучения по 144 ч. (288 учебных часa).
Занятия проводятся во внеурочное время в хорошо проветриваемом и освещенном помещении.
Условия набора:
В группы 1 года обучения принимаются все желающие дети без предварительного отбора (на основании заявлений родителей). При наличии свободных мест дети могут приниматься в группы 2 года обучения, по результатам собеседования и просмотра педагогом ранее выполненных детьми работ.
Обучение на занятиях осуществляется на основе метода проектов. В методе проектов привлекает его нацеленность на актуализацию имеющихся и формирование новых знаний и умений, личностно и общественно значимый результат, атмосфера делового сотрудничества учителя и учащихся. Проектный подход изначально ориентирован на самостоятельную работу школьников — индивидуальную, групповую или коллективную.
Групповая работа привлекает участников возможностью лучше узнать друг друга, сравнить себя с ними, расширить зону для самооценки. Кроме этого, групповая работа дает возможность учащимся объединиться по интересам; обеспечивает для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения; воспитывает обязательность выполнения задания в определенные сроки, так как от этого зависит успех работы всего коллектива; предоставляет возможность равноправия и свободу выражения идей, их отстаивания, аргументации, но в то же время требует терпимости к чужой точке зрения; позволяет проявить взаимопомощь и вместе с тем стимулирует дух соревнования и соперничества.
При работе над групповым проектом возможно создание достаточно большого изделия, которое объединяет индивидуальные работы. Это важно, особенно при выполнении такой объёмной работы, как создание коллекции одежды.
Режим занятий:
I год обучения – 2 раза в неделю по 2 академических часа (144 часа);
II год обучения – 2 раза в неделю по 2 академических часа (144 часа);
Продолжительность занятий 45 минут, перерыв 15 минут. В неделю 1 час отводится для работы с одаренными детьми.
Наполняемость групп:
I год обучения – не менее 12 человек;
II год обучения – не менее 10 человек;
Обеспечение программы методическими видами продукции
Дидактический материал:
тематические альбомы, поузловая обработка
наглядные пособия: сочетание цвета (цветовой круг, дополнительные цвета), образцы материалов и фурнитура;
образцы готовых изделий;
раздаточный материал: технологические карточки;
специальная и методическая литература по моделированию и конструированию одежды с различными иллюстрациями.
электронные презентации по разделам программы
Материально-техническое обеспечение
Работа кружкового объединения проводится в кабинете технологии, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям, где имеется хорошее дневное и вечернее освещение. Люминесцентные лампы обеспечивают общее освещение, близкое к естественному свету, что очень важно при подборе ниток для вышивки или декоративной отделки. В перерывах между занятиями помещение проветривается, температурный режим поддерживается в пределах от +17 до +20 °С.
Площадь кабинета достаточна для проведения занятий с группой 12 человек. Рабочие места организованы таким образом, чтобы дети сидели, не стесняя друг друга, за каждым закреплено определённое место.
Для выполнения машинных работ используются бытовые швейные машины с электрическим приводом, которые располагаются на рабочих столах таким образом, чтобы естественный свет падал с левой стороны.
Для утюжки изделий имеется гладильная доска и утюг с пароувлажнителем.
Школьная доска используется для демонстрации схем, эскизов, рисунков.
В учебном помещении имеются шкафы-витрины для размещения постоянно действующей выставки лучших работ кружковцев. Нижняя часть шкафов используется для хранения незаконченных работ кружковцев, материалов и приспособлений
наличие большого магнитофона для проведения репетиций и занятий;
специально систематизированная фонотека инструментальной музыки (для занятий дефиле, сценической пластикой, основами музыкальности и пением);
Материалы, инструменты и приспособления.
Лента гребенная для рукоделия.
Волокно овечьей шерсти тонкое и полутонкое, сливер, пряжа шерстяная, вискоза.
Москитная сетка или ткань (полиэстер) 40 х 40 см. 10 штук;
Воздушно-пупырчатая плёнка 40 х 40 см. 10тук;
Бытовая виброшлифовальная машина 1 штука;
Иглы для фильцевания 10 штук;
Скалки 10 штук;
Мыльный раствор (жидкость для мытья посуды);
Полотенца для рук или салфетки хлопчатобумажные 10 штук;
Рамы со стеклом:
Флизелин;
Клей-карандаш 10 шт.;
Губки поролоновые 10 шт.;
Ткани, материалы и нитки для выполнения личных программных работ учащиеся приобретают сами;
линейки масштабные для построения чертежей конструкции в масштабе;
лекало закройщика, для раскроя изделий;
сантиметровая лента для раскроя изделий и швейных работ;
булавки портновские;
ножницы для проведения раскроя, швейных работ;
напёрсток для предохранения пальца от укола;
пяльцы для выполнения вышивок;
колышек металлический, для образования отверстий в ткани;
игла швейная для выполнения швейных работ;
игла для вышивки с удлиненным ушком;
калька для перевода рисунка, изготовления выкроек;
миллиметровая бумага для выполнения чертежей в масштабе
тетради для записей
Учебно-тематический план
I года обучения
№
Название темы
Всего часов
В том числе
Теория
Практика
1
Вводное занятие
2
2
-
2
Знакомство с основами цветовой грамотности и законами композиции
2
1
1
3
Техника живопись шерстью
44
2
42
4
Техника сухого валяния. Игрушки.
44
2
42
5
Техника сухого валяния. Нетканный гобелен
44
2
42
6
Оформление работ
4
-
4
7
Заключительное занятие.
4
-
4
Итого
144
8
136
II года обучения
№
Название темы
Всего часов
В том числе
Теория
Практика
1
Вводное занятие
2
2
-
2
Дизайн одежды
4
3
1
3
Конструирование, моделирование и изготовление одежды.
46
8
38
4
Декорирование одежды войлоком.
20
2
18
5
Техника мокрого валяния. Объемные цветы.
12
2
10
6
Техника мокрого валяния. Клатчи и сумки.
18
1
17
7
Техника мокрого валяния. Аксессуары.
10
1
9
8
Техника мокрого валяния. Жилет.
20
2
18
9
Подготовка к показу.
8
-
8
10
Заключительное занятие. Показ коллекции.
4
-
4
Итого
144
20
124
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
I года обучения
Тема №1 «Вводное занятие» (2ч.)
Теоретическое занятие
-определение целей и задач курса;
-просмотр работ учащихся;
-основы ТБ работы с инструментами, инструктаж безопасной работы;
- просмотр видеофильма «История войлока»;
-посещение выставки ДПИ.
Тема №2 «Знакомство с основами цветовой грамотности и законами композиции» (2 ч.)
-края с фантазийными элементами (шнурочки, лепестки и т.п.);
-декорирование жилета;
-плавные и четкие цветовые переходы;
-декоративные волокна - эффекты;
Практические занятия (18 ч.)
Изготовление жилета в технике мокрого валяния.
Тема № 9 «Подготовка к показу» (8 ч.)
Практические занятия (8 ч.)
Репетиция показа. Подбор музыкального сопровождения. Подбор причесок. Завершение образа.
Тема № 10 «Заключительное занятие» (4 ч.)
Практические занятия (4 ч.)
Выступление коллектива с коллекцией одежды на школьных, районный и республиканских мероприятиях.
Методические условия реализации программы
Основной формой реализации образовательного процесса является учебное занятие, наряду с которым используются такие формы как конкурсы, праздники, выставки, экскурсии, открытые занятия, мастер-классы для педагогов и родителей и др.
Во время проведения занятий педагог использует фронтальную, индивидуальную и мелкогрупповую формы работы.
Фронтальная форма предполагает работу со всей группой (при демонстрации основных приемов работы, показ электронных презентаций и т. д.)
Индивидуальная форма предполагает постановку задач индивидуально каждому ребенку с учетом его способностей, желания, уровня подготовки. Анализ результатов выполнения задания также может проводиться индивидуально.
В основе мелкогрупповых методов лежит работа в малых группах:
совместно-индивидуальная форма
При такой форме каждым ребенком выполняется определенная часть коллективной работы;
совместно-последовательная форма
В этом случае младшие дети выполняют наименее сложные элементы, старшие – дополняют их, или собирают в композиции, выполняют окончательное оформление изделий;
совместно-взаимодействующая форма
При такой форме одну работу делают двое, самостоятельно распределяя обязанности между собой. Так могут выполняться подарочные или выставочные работы.
При обучении
по источнику информации:
- словесные:
рассказом или беседой начинается, например разговор об истории одежды, о законах композиции костюма, и т.д.;
объяснение особенностей выполнения тех или иных приёмов, способов, технологии изготовления изделий и др.;
инструктаж по технике безопасности.
- наглядные:
демонстрация образцов изделий, рисунков, таблиц, приёмов выполнения работы и т.д.
- практические:
выполнение ребенком изделий, разработка дизайн проекта, эскизов, упражнения по выполнению тех или иных приёмов и др.
по уровню познавательной активности:
- объяснительно – иллюстративный:
ребенок получает и осваивает готовую информацию;
- репродуктивный:
ребенок воспроизводит те или иные действия педагога в соответствии с принципом «делай как я»;
- частично-поисковый:
ребенок вносит изменения в швейные изделия;
- творческий:
самостоятельная постановка задачи и самостоятельный поиск ее решения. При выполнении творческих заданий ребенок самостоятельно выбирает тему, разрабатывает эскиз, подбирает отделку, технологию изготовления, выполняет изделие и выбирает способ оформления.
Прогноз результативности
I год обучения:
К концу учебного года дети приобретут
знания:
- об особенностях работы с приспособлениями и инструментами для работы с шерстью;
-основ цветовой грамоты;
- законов и правил работы над композицией;
- об особенностях работы над изделием в технике живопись шерстью;
- об особенностях работы над изделием в технике сухого валяния;
-об особенностях работы над изделием в технике нетканого гобелена.
умения и навыки:
- безопасного использования иглы в технике нетканого гобелена.
- правильного положения корпуса и рук при работе шерстью;
- правильного определения пропорций для изображения натюрмортов, пейзажей их цветовое решение;
- соблюдение последовательности выполнения работы;
- исполнения приемов в технике живопись шерстью.
II год обучения:
К концу учебного года дети приобретут
знания:
-правила работы на швейной машине;
-свойства тканей;
-порядок снятия мерок;
-конструирование плечевых изделий;
-моделирования и технологии изготовления плечевых изделий;
- различные технологии обработки изделий;
-об особенностях работы над изделием в технике мокрого валяния;
умения и навыки:
-устранения простейших неполадок в швейной машине;
-снятия мерок с конкретной фигуры;
-строения чертежа основы блузки (или платья);
-производить простейшее моделирование;
-кроить и шить изделия на себя;
-исполнения приемов в технике мокрого валяния;
-декорирования одежды войлоком;
-демонстрировать изготовленные изделия.
Список литературы для учителя
Нормативные документы.
1. О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании» - М., 2007
2. О внесении изменений и дополнений в Закон РБ «Об образовании». – Уфа, 2008
3. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях: Сан Пин 2.4.2. 1178-02. М., 2003 (2011г.)
4. Конвенция ООН «О правах ребенка». – М., 2005.
5. Комплексная программа развития РБ на 2009 -2013 гг. – Уфа, 2009.
Целевая программа «Дети Башкортостана»:
• Одаренные дети;
• Дети-сироты, с ограниченными возможностями, малообеспеченные, девиантные;
• Организация оздоровления, досуга и летнего отдыха детей.
6. Концепция и программа развития башкирского национального образования. – Уфа, 2004 (2010 г.)
7. Концепция и программа формирования гражданина нового Башкортостана. – Уфа, 2004 (2011г.)