Полякова Наталья Владимировна, учитель технологии высшей категории МОБУСОШ №1, город Белорецк.
e-mail: [email protected]
Инновационные компоненты в традиционных формах обучения.
Метод проектов на уроках технологии.
- На уроках технологии проектный метод я использую с 2001 года. Началом был проект победительницы муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников, учащейся 9 класса Орловой Дарьи на республиканскую олимпиаду. Это был женский костюм Пушкинской эпохи, включающий в себя: платье, митенки, вязаные туфли, украшения в волосы и колье из бисера. До этого творческие работы выполнялись, но не оформлялись пояснительные записки к ним. В девятых классах оформлялись пояснительные записки к проектам, когда учащиеся выбирали защиту проекта, как вариант сдачи экзамена и выполняли практико-ориентированные проекты (платья, юбки и др.) или выполняли исследовательские работы по изучению русского и башкирского национальных костюмов, а затем их изготавливали.
- Метод проектов в технологии-это гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию учащихся в процессе создания под контролем учителя новых изделий. И традиционный итоговый урок-показ (демонстрация) выполненных работ учащихся – это возможность презентации своих годовых проектов одновременно всеми учащимися на внеклассном мероприятии. 20 лет мы ежегодно проводили весенние показы под названием «Весна, мода и мы». Почему «весна», потому что - это конец учебного года, когда подводятся итоги работы, поэтому является нашим своеобразным творческим отчетом. «Мода» - так как вниманию всех присутствующих, а это: учащиеся, родители, учителя, предлагается краткий обзор основных направлений молодежной моды, стилей и модных деталей или информационные листы с тенденциями, занимающими ведущее место в сезоне и, конечно, комментарии к моделям. Ну и, чтобы девочки шили и носили свои изделия с желанием, стараемся, чтобы изделия соответствовали направлению молодежной моды. Подготовка к показу и сама демонстрация изделий стимулирует интерес учащихся, воспитывает творческий подход, эстетический вкус, чувство меры, добросовестность, аккуратность, развивает индивидуальность, умение правильно представлять себя аудитории, не стесняясь. Одно дело – сшить, другое – правильно преподнести, поэтому показ и подготовка к нему имеют огромное воспитательное значение. А поиск условий для раскрытия творческого потенциала и развития творческих способностей – это одна из основных целей инновационного обучения учащихся. Желание создать костюм собственными руками – это возможность выразить свою собственную индивидуальность. Умение шить издавна вызывало уважение и считалось большим преимуществом. Однако, в данный момент, судя по программе, искусство шитья утрачивает почему-то свое значение. Хочется думать, что это временное явление. Современная девушка (женщина), владеющая этим видом рукоделия, всегда может рассчитывать на всеобщее уважение и признание. К одежде надо относиться как к предмету искусства, а к одеванию, как к творческому процессу. Когда в девятом классе не стало трудов, а в восьмом классе сделали один час, появилась необходимость перестраиваться. Показы работ остались лишь в шестых и седьмых классах, восьмые классы стали презентовать свои изделия на защите творческих проектов, перечень тем (банк проектов) тоже изменился.
- В последние годы много меняется в жизни нашей страны. У людей появляется больше возможности для проявления индивидуальных способностей, приобщения к тому или иному ремеслу, для того, чтобы сделать свой дом, свою одежду привлекательной, духовно обогатить свою жизнь. Все это создает предпосылки для возрождения и развития прикладного художественного творчества. С 2008 года я работаю над проблемной темой, которая сама вытекает из задач, которые мы ставим при обучении девушек. А это – формирование вкуса и собственного стиля, умение сделать что-то эксклюзивное, научить конструировать и декорировать свое жизненное пространство, наполнить его неповторимыми вещицами, созданными своими руками, не потратив на это много денег и времени. Дополнять свой стиль недостающими элементами, т.к. любой образ, являясь единым целым, тем не менее, создается из мелочей. Как говорится, «мелочи создают совершенство, а совершенство – это уже не мелочи». Метод проектов – метод развивающего обучения, направленный на личностно – ориентированное обучение учащихся. Поэтому, для проявления своих творческих способностей, чтобы девушки могли выбрать в качестве темы своего проекта то, что они выполнят на хорошую оценку, что не стыдно показать и чему могут научить других, я не навязываю им свои темы и техники, а представляю им свободу выбора и предлагаю им широкий выбор тем в любой технике под общим названием – украшение себя или интерьера, т.е. изготовление стильных изделий своими руками или «элементы стиля своими руками» (так звучит название моей проблемной темы). Предлагаю широкий банк тем и техник. Текстиль, выполненный своими руками, всегда смотрится, как нечто особенное. Эти вещи придают интерьеру уют и тепло домашнего очага. Нарочито небрежно или, наоборот, аккуратно связанные пледы, яркие декоративные диванные подушки, занавески и салфетки, прихватки и панно, текстильные куклы и мягкие игрушки выдают вашим гостям художника в душе. Как приятно получать и дарить подарки и еще более приятно создавать их своими руками, предвкушая, какую радость они доставят своему новому владельцу! Подари стильную вещичку маме, бабушке, другу. Идея изготовить какие – то вещички своими руками особенно актуальна перед праздниками – я предлагаю: «Валяйте войлок и украшайте предметы в технике декупаж». После восьмого класса многие уходят в профильные классы, другие вообще уходят из школы, остается единственный вариант, когда нужно выполнить пояснительную записку в полном объеме. Рассказывая о важности выполнения пояснительной записки, я сравниваю ее с частью бизнес-плана частного предпринимателя, с дипломным проектом в училище, техникуме или институте, только в уменьшенном виде, зато разделы ее все те же и выполнив ее и получив рецензию на руки с исправлениями, они в будущем не будут бояться дипломной работы и не сделают много ошибок.
- Часы на технологию сокращаются, люди отвыкают от самостоятельного изготовления швейных изделий. Людей, занимающихся шитьем поубавилось и работа их повысилась в цене. При том, что в 8-9-10-11 классах по одному часу технологии, так еще и этот час, если судить по предлагаемым учебникам, стараются загрузить теорией, дублируя такие предметы, как информатика, экономика, обществознание, изучая природоохранные технологии, информационные технологии. Да старшеклассники итак уже перегружены информацией, давайте же дадим им руками поработать в качестве релаксации! Сейчас столько мастер – классов в интернете по новым видам декоративно – прикладного искусства – глаза разбегаются! А когда это давать? Программы составлены… Я, кажется, нашла выход: на внеклассные мероприятия у старшеклассников нет времени, я стала проводить небольшие вставки в планирование (за счет уплотнения программы) на краткосрочные проекты. В рамках декады по технологии объявляю во всех классах, что необходимо принести на урок, а тему выбираю, заранее прозондировав желания учащихся научиться делать опять же или наиболее актуальные на данный момент стильные декоративные украшения для себя или интерьера. Началось с валяния, когда еще в городском доме технического творчества не представляли себе, какие изделия можно свалять из шерсти. Затем - декупаж, когда представили на выставку и опять получили грамоты за инновационные технологии. В прошлом учебном году с десятым классом по программе шили обережных кукол и в продолжении темы обережного рукоделия с 8-9-10-11 классами после мастер-классов изготовили интерьерные декоративные интуитивные мандалы, провела конкурс на лучшую мандалу и наградила победителей. Когда учащиеся проникаются необходимостью, стремлением выполнить конкретное задание, в них рождается интерес к работе, которая содержит в себе задание, создается проблемная ситуация. Для решения проблемы им приходится искать полезную информацию и в интернете, что тоже немаловажно, когда читают нужное, а не «зависают» там, где не надо. В этом году решила провести праздник цветов к дню 8 марта и научить работать с искусственной замшей (фоамиран, вспененная резина). Зная, что девушки украшают волосы, платья, фужеры, пояса, диадеммы, мы опять прерываемся на краткосрочный проект, а затем проведем выставку. Я уверена, что мои ученицы, даже оставшись без работы, найдут себя в жизни и не окажутся на «обочине».
Используемая литература.
1. Журналы «Школа и производство».
2. Методические рекомендации по выполнению творческих проектов.