Декоративно-прикладное искусство казахского народа ОФГ: Личные сбережения
Декоративно-прикладное искусство казахского народа ОФГ: Личные сбережения
1.Вводный инструктаж.
2.Текущий инструктаж.
Казахское национальное декоративно-прикладное искусство
Анализ научно-искусствоведческой литературы показывает, что изучение народного декоративно-прикладного искусства казахов началось в дореволюционный период и продолжается до настоящего времени. В исследование декоративно-прикладного искусства внесли огромный вклад такие ученые и искусствоведы как М. Алимбаев, У. Жанибеков, А.Маргулан, М. Муханов, Т. Тажимуратов, Т. Басенов, К. Ли, Л. Оразбекова и др.
Результаты искусствоведческих исследований указанных авторов изложены в виде монографий, сборников брошюр, альбомов, буклетов, статей. В данных трудах казахское народное декоративно-прикладное искусство рассматривалось в искусствоведческом аспекте. Однако вопросы применения народного искусства в школьной системе остались не изученными. Искусствоведческая подготовка студентов художественно-графических факультетов требует определения содержания обучения декоративно-прикладного искусства Казахстана.
Как показали результаты исследования, успешность искусствоведческой подготовки школьников во многом связана с задачами обучения декоративно-прикладному искусству на практических занятиях специального предмета«Технология» по теме «декоративно-прикладное искусство». При определении содержания обучения данного предмета учитывается необходимость подготовки учащихся к проведению уроков, бесед о декоративно-прикладном искусстве в школе. В связи с этой установкой определялась основная цель искусствоведческой подготовки на материалах декоративно-прикладного искусства Казахстана. Задачей является формирование у школьниокв следующих знаний:
-о видах декоративно-прикладного искусства;
-о технике;
- о технологии;
- об эргономике изделий;
- о видах орнамента;
-о зверином стиле;
-о стилизации формы объективной действительности;
-о художественных промыслах;
- сведения о профессиональных и народных мастерах.
Содержание искусствоведческой подготовки учащихся средствами декоративно-прикладного искусства Казахстана охватывает следующие учебные вопросы:
1. История развития декоративно-прикладного искусства казахов.
2. Виды декоративно-прикладного искусства.
3. Казахский орнамент.
4. Казахское ковроткачество.
5. Обработка кожи, дерева, металла.
6. Керамика.
7. Кошмаваляние.
8. Юрта и ее убранство.
9. Художественные промыслы Казахстана.
Включение искусствоведческих вопросов в программу обучения декоративно-прикладному искусству на занятиях технологии формирует знания учащихся по национальному декоративно-прикладному искусству казахов.
В эту программу были включены следующие вопросы:
1. История развития декоративно-прикладного искусства казахов.
2. Виды декоративно-прикладного искусства казахов.
3. Казахский орнамент.
4. Ковроделие, кошмоваляние и ткачество.
5. Юрта и ее убранство.
6.Керамика.
7.Обработка кожи, дерева, металла
8.Спецтехнология
9.Художественные промыслы Казахстана.
Данная проблема связана с решением художественных достоинств изделий, указанием времени и места его создания. Например, в анализе декоративных изделий «Котел», «Светильник с изображением крылатых львов», «Светильник коня и человека», относящихся к VI - VIII вв., Отрарские керамические сосуды, относящихся к XVI - XVIII вв, Актауские каменные скульптуры, созданные в XIX в. Древнее декоративно-прикладное искусство развивалось на стыке с архитектурными памятниками. Многочисленные архитектурные памятники Казахстана украшены орнаментами разного типа. Это мавзолей Ходжа Ахмеда Ясави, Айша-Биби, Сырлытам, Алаша-хан.
На основе изучения звериного стиля - древнего декоративного искусства казахов у школьников формируется понятие о специфических особенностях искусства и его связи с развитием общественного строя. В процессе ознакомления учеников с разными изделиями ковроделия, ткачества, керамикой, кошмавалянием, костюмами, убранством юрты и коня, обработкой кожи, дерева, металла у них формируются представления о видах казахского декоративно-прикладного искусства.
Казахский орнамент - главный художественный элемент украшения художественных изделий. Демонстрация разных видов орнамента на практических занятиях способствует развитию следующих понятий: о стилизации формы окружающей действительности в многочисленных видах растительных, геометрических, космогонических и зооморфных орнаментальных композиций.
С целью формирования у учеников представлений о технике и технологии изделий декоративно-прикладного искусства на занятиях технологии анализируется выразительное достоинство ковра, паласа, бау, баскур, переметной сумки, пояса, кошмы, нагрудных украшений, браслетов, седла, сундука, ларя для хранения продуктов.
На занятиях школьники составляют эскизы ковров, паласа, кошмы, покрывала, украшения для кос, затяжки для камзолов, черпака, светильника, тарелки. По составленным эскизам изготавливаются костюмы, ковры, седла, посуда из дерева, из металла и керамики. Народные мастера декоративно-прикладного искусства приглашаются на практические занятия в школу. Организуются экскурсии на художественные промыслы и по архитектурнымпамятникам, музеям родного края. Многие студенты готовят курсовые и дипломные работы по искусствоведческим вопросам казахского декоративно-прикладного искусства.
В народных промыслах казахов преобладало в прошлом валяние войлока - их древнее достояние, связанное с подвижным скотоводством. Войлоком покрывали юрту, застилали ее пол, утепляли стену. Из него делали чехлы для сундуков, настенные сумы для посуды, войлочные плащи, войлочные шляпы, войлочные чулки, подстилки, потники, боковые для седла и другие изделия.
Наиболее традиционными для казахского кошмаваляния изделиями являются:
- кииз - войлок гладкий, по обыкновению из белой или серой шерсти, шел на покрытие юрты, хозяйственные нужды;
- текемет - кошма постилочная, получаемая путем вваливания рисунков из окрашенной не пряденой шерсти на полуготовую основу, свертываемую вместе с циновкой в рулон, который неоднократно поливался горячей водой и катали ногами и предплечиями рук;
- сырмак, сырдамал - полотнища постилочные, изготавливаемые по обыкновению путем нашивания на первооснову двух разноцветных, но одинаковых рисунков, вырезанных из тонкого войлока;
- тускииз - ковры войлочные настенные. Аппликация по войлоку бархатом, вырезанным в виде орнаментальных рисунков двух цветов.
Для казахского прикладного искусства характерен и такой сложный вид промысла, как плетение циновок из чия -степного тростника. Для этого сначала каждую тростинку в отдельности обвивают по заданному рисунку.
Ковроткачество в Казахстане также имеет глубокие корни. Им занимались в основном женщины. Секреты ткачества на ормеке - горизонтальных стенках изделий типа алаша, в коврах как безворсовых, так и ворсовых, где обычно одни и те же геометрические или растительного типа рисунки со сложным сочетанием завитков и других знаков, которые принято называть розеткой.
Для казахского ковроткачества характерны своя техника изготовления, манера исполнения, равновесие фона, отточенность рисунков, строгая симметрия их расположения. Но в то же время в ворсовом ковре гуль - цветочный.
В прошлом в обиходе были и так называемые биз кесте - вышивка, ковры настенные, вышитые тамбуром по бархату, замше, тонкому сукну. Орнаментальность из растительного мира.
Если обработкой шерсти, ткачеством у казахов занимались женщины, то обработкой кожи, скорняжничеством, тиснением, изготовлением деталей конской сбруи, кожаной посуды для хранения и перевозки кумыса - мужчины. Изделия казахских кожевенников пользовались большим рыночным спросом. В одном из документов, попавших к профессору М. Мендикулову, относящемуся к началу 70-х годов XIX в., говорилось о том, что казахи Баян-Аульского и Кокчетавского округов сапожном мастерстве и шитье ичигов и калош нисколько не уступают бухарским и ташкентским мастерам.
Оригинальна и неповторима у казахов резьба по дереву, которая бывает плоскостной, объемной, сквозной и дополняется росписью. Резными в прошлом были двери, верхняя цилиндрическая часть остова, низ купольных жердей юрты, ее обруч, а также кебеже - ларь, абдре - сундуки.
Все вышеназванные предметы декоративно-прикладного искусства казахского народа прививают школьникам эстетические вкусы, способствуют формированию формированию национальной материальной культуры.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Декоративно-прикладное искусство казахского народа ОФГ: Личные сбережения »
Урок №20
Тема урока: Декоративно-прикладное искусство казахского народа
ОФГ: Личные сбережения
Учебно-воспитательные задачи:
1.Образовательная: систематизировать знания о разновидностях декоративно прикладного искусства, раскрыть особенности традиционной мебели казахов.
2.Воспитательная: Формирование развивать познавательную активность у учащихся, формировать коммуникативные навыки
3.Развивающая: Формировать формировать эстетический вкус в обустройстве помещения
Ход урока
1.Вводный инструктаж.
2.Текущий инструктаж.
Казахское национальное декоративно-прикладное искусство
Анализ научно-искусствоведческой литературы показывает, что изучение народного декоративно-прикладного искусства казахов началось в дореволюционный период и продолжается до настоящего времени. В исследование декоративно-прикладного искусства внесли огромный вклад такие ученые и искусствоведы как М. Алимбаев, У. Жанибеков, А.Маргулан, М. Муханов, Т. Тажимуратов, Т. Басенов, К. Ли, Л. Оразбекова и др.
Результаты искусствоведческих исследований указанных авторов изложены в виде монографий, сборников брошюр, альбомов, буклетов, статей. В данных трудах казахское народное декоративно-прикладное искусство рассматривалось в искусствоведческом аспекте. Однако вопросы применения народного искусства в школьной системе остались не изученными. Искусствоведческая подготовка студентов художественно-графических факультетов требует определения содержания обучения декоративно-прикладного искусства Казахстана.
Как показали результаты исследования, успешность искусствоведческой подготовки школьников во многом связана с задачами обучения декоративно-прикладному искусству на практических занятиях специального предмета«Технология» по теме «декоративно-прикладное искусство». При определении содержания обучения данного предмета учитывается необходимость подготовки учащихся к проведению уроков, бесед о декоративно-прикладном искусстве в школе. В связи с этой установкой определялась основная цель искусствоведческой подготовки на материалах декоративно-прикладного искусства Казахстана. Задачей является формирование у школьниокв следующих знаний:
-о видах декоративно-прикладного искусства;
-о технике;
- о технологии;
- об эргономике изделий;
- о видах орнамента;
-о зверином стиле;
-о стилизации формы объективной действительности;
-о художественных промыслах;
- сведения о профессиональных и народных мастерах.
Содержание искусствоведческой подготовки учащихся средствами декоративно-прикладного искусства Казахстана охватывает следующие учебные вопросы:
1. История развития декоративно-прикладного искусства казахов.
2. Виды декоративно-прикладного искусства.
3. Казахский орнамент.
4. Казахское ковроткачество.
5. Обработка кожи, дерева, металла.
6. Керамика.
7. Кошмаваляние.
8. Юрта и ее убранство.
9. Художественные промыслы Казахстана.
Включение искусствоведческих вопросов в программу обучения декоративно-прикладному искусству на занятиях технологии формирует знания учащихся по национальному декоративно-прикладному искусству казахов.
В эту программу были включены следующие вопросы:
1. История развития декоративно-прикладного искусства казахов.
2. Виды декоративно-прикладного искусства казахов.
3. Казахский орнамент.
4. Ковроделие, кошмоваляние и ткачество.
5. Юрта и ее убранство.
6.Керамика.
7.Обработка кожи, дерева, металла
8.Спецтехнология
9.Художественные промыслы Казахстана.
Данная проблема связана с решением художественных достоинств изделий, указанием времени и места его создания. Например, в анализе декоративных изделий «Котел», «Светильник с изображением крылатых львов», «Светильник коня и человека», относящихся к VI - VIII вв., Отрарские керамические сосуды, относящихся к XVI - XVIII вв, Актауские каменные скульптуры, созданные в XIX в. Древнее декоративно-прикладное искусство развивалось на стыке с архитектурными памятниками. Многочисленные архитектурные памятники Казахстана украшены орнаментами разного типа. Это мавзолей Ходжа Ахмеда Ясави, Айша-Биби, Сырлытам, Алаша-хан.
На основе изучения звериного стиля - древнего декоративного искусства казахов у школьников формируется понятие о специфических особенностях искусства и его связи с развитием общественного строя. В процессе ознакомления учеников с разными изделиями ковроделия, ткачества, керамикой, кошмавалянием, костюмами, убранством юрты и коня, обработкой кожи, дерева, металла у них формируются представления о видах казахского декоративно-прикладного искусства.
Казахский орнамент - главный художественный элемент украшения художественных изделий. Демонстрация разных видов орнамента на практических занятиях способствует развитию следующих понятий: о стилизации формы окружающей действительности в многочисленных видах растительных, геометрических, космогонических и зооморфных орнаментальных композиций.
С целью формирования у учеников представлений о технике и технологии изделий декоративно-прикладного искусства на занятиях технологии анализируется выразительное достоинство ковра, паласа, бау, баскур, переметной сумки, пояса, кошмы, нагрудных украшений, браслетов, седла, сундука, ларя для хранения продуктов.
На занятиях школьники составляют эскизы ковров, паласа, кошмы, покрывала, украшения для кос, затяжки для камзолов, черпака, светильника, тарелки. По составленным эскизам изготавливаются костюмы, ковры, седла, посуда из дерева, из металла и керамики. Народные мастера декоративно-прикладного искусства приглашаются на практические занятия в школу. Организуются экскурсии на художественные промыслы и по архитектурнымпамятникам, музеям родного края. Многие студенты готовят курсовые и дипломные работы по искусствоведческим вопросам казахского декоративно-прикладного искусства.
В народных промыслах казахов преобладало в прошлом валяние войлока - их древнее достояние, связанное с подвижным скотоводством. Войлоком покрывали юрту, застилали ее пол, утепляли стену. Из него делали чехлы для сундуков, настенные сумы для посуды, войлочные плащи, войлочные шляпы, войлочные чулки, подстилки, потники, боковые для седла и другие изделия.
Наиболее традиционными для казахского кошмаваляния изделиями являются:
- кииз - войлок гладкий, по обыкновению из белой или серой шерсти, шел на покрытие юрты, хозяйственные нужды;
- текемет - кошма постилочная, получаемая путем вваливания рисунков из окрашенной не пряденой шерсти на полуготовую основу, свертываемую вместе с циновкой в рулон, который неоднократно поливался горячей водой и катали ногами и предплечиями рук;
- сырмак, сырдамал - полотнища постилочные, изготавливаемые по обыкновению путем нашивания на первооснову двух разноцветных, но одинаковых рисунков, вырезанных из тонкого войлока;
- тускииз - ковры войлочные настенные. Аппликация по войлоку бархатом, вырезанным в виде орнаментальных рисунков двух цветов.
Для казахского прикладного искусства характерен и такой сложный вид промысла, как плетение циновок из чия -степного тростника. Для этого сначала каждую тростинку в отдельности обвивают по заданному рисунку.
Ковроткачество в Казахстане также имеет глубокие корни. Им занимались в основном женщины. Секреты ткачества на ормеке - горизонтальных стенках изделий типа алаша, в коврах как безворсовых, так и ворсовых, где обычно одни и те же геометрические или растительного типа рисунки со сложным сочетанием завитков и других знаков, которые принято называть розеткой.
Для казахского ковроткачества характерны своя техника изготовления, манера исполнения, равновесие фона, отточенность рисунков, строгая симметрия их расположения. Но в то же время в ворсовом ковре гуль - цветочный.
В прошлом в обиходе были и так называемые биз кесте - вышивка, ковры настенные, вышитые тамбуром по бархату, замше, тонкому сукну. Орнаментальность из растительного мира.
Если обработкой шерсти, ткачеством у казахов занимались женщины, то обработкой кожи, скорняжничеством, тиснением, изготовлением деталей конской сбруи, кожаной посуды для хранения и перевозки кумыса - мужчины. Изделия казахских кожевенников пользовались большим рыночным спросом. В одном из документов, попавших к профессору М. Мендикулову, относящемуся к началу 70-х годов XIX в., говорилось о том, что казахи Баян-Аульского и Кокчетавского округов сапожном мастерстве и шитье ичигов и калош нисколько не уступают бухарским и ташкентским мастерам.
Оригинальна и неповторима у казахов резьба по дереву, которая бывает плоскостной, объемной, сквозной и дополняется росписью. Резными в прошлом были двери, верхняя цилиндрическая часть остова, низ купольных жердей юрты, ее обруч, а также кебеже - ларь, абдре - сундуки.
Все вышеназванные предметы декоративно-прикладного искусства казахского народа прививают школьникам эстетические вкусы, способствуют формированию формированию национальной материальной культуры.