kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа кружка "Вязание крючком"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель кружка: привитие обучающимся трудовых навыков при выполнении различных вязаных  изделий, формирование культуры и вкуса к элементам одежды как бытовой культуры.научить основным приёмам вязания, воспитывать эстетический вкус. Программа расчитанна на два года обучения, содержит пояснительную записку и содержание программы на два года.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Вязание крючком"»

МБОУ «Сергиевская СОШ»







Программа








кружок «Волшебная паутина»








Учитель технологии:

Балашова Татьяна Ивановна




Сведения

о педагоге




Фамилия Балашова



имя Татьяна



отчество Ивановна




Образовательная область: декоративно-

прикладная



Тип программы: адаптированная


Форма образовательного процесса:

кружок

«Волшебная паутина»



Цель: привитие обучающимся трудовых навыков при выполнении различных вязаных изделий, формирование культуры одежды как бытовой культуры.



Задачи:

обучающие:

  • научить основным приёмам вязания;

  • самостоятельно придумывать и зарисовывать новые варианты схем для узоров;

  • вязать элементарные модели одежды;

  • знакомить с характеристиками и свойствами цветов и фактуры.

развивающие:

  • развитие творческих способностей, фантазии,

эстетического вкуса.

воспитывающие:

  • воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность,

чувство взаимопомощи.

Время работы:

«Афина» - понедельник, четверг с 13.25 до 15.00 ч.

«Архана» -среда, пятница с 13.25 до 15.00 ч.

ВЯЗАНИЕ КРЮЧКОМ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Вязание крючком издавна пользовалось большой любовью у рукодельниц. Клубок ниток и большой инструмент— крючок – таят в себе неограниченные возможности для творчества, труда. Подбор ниток, выбор узора, фасона, создание изделия - занятие увлекательное и очень нужное, полезное в повседневной жизни.

Фактура полотна, связанного крючком, отличается своеобраз­ным переплетением ниток, плотностью и способностью мало растягиваться. Эти свойства позволяют применять для вязания крюч­ком не только шерстяные, но и хлопчатобумажные нитки.

Усвоив основные приемы вязания, можно создавать большое количество оригинальных узоров. Для вязания можно использо­вать и старые нитки.

В этом случае имеется большая возмож­ность комбинировать нитки различных цветов, подкрашивать вы­линявшие и т. д., проявляя свой вкус и фантазию. Умение вязать поможет перевязать изделие, вышедшее из моды.

Ручное вязание выгодно отличается от других видов рукоделия. Несмотря на свою компактность и простоту, оно позволяет создавать неповторимые модели одежды и декоративные вещи. К тому же исходный материал (пряжу) можно использовать несколько раз без особых потерь. Проявив фантазию в работе с нитками разных фактур и цветов, можно выразить свою индивидуальность, уйти от традиционных взглядов на моду как в костюме, так и домашнем интерьере.

Вязаные вещи прочны и удобны, практичны и элегантны, в них тепло и уютно. Приложив немного терпения и труда, с помощью простого крючка и мотка пряжи вы сможете подарить любовь и радость родным людям и порадовать себя потрясающими обновками!

Организация и планирование

Задачи кружка — привитие школьникам трудовых навыков при выполнении различных вязаных изделий, формирование их эстетического вкуса, развитие творческих способностей, воспита­ние усидчивости, аккуратности, чувства взаимопомощи.

Обучение на первом году рекомендуется строить так, чтобы школьники хорошо усвоили основные приёмы вязания и их условные обозначения, умели чётко схематически изображать готовые узоры и изделия по записи.

Следует обращать внимание учащихся на возможность создания вариантов узора из одних и тех же элементов (мотивов). Наряду с выполнением изделий по программе кружковцы постепенно знакомятся с новыми приёмами вязания, новыми узорами. Задания по выполнению образцов усложняются.

Организационно занятие может быть построено следующим образом: 1)общая, организационная часть; 2) проверка домашних заданий, если таковы имеются; 3) знакомство с новым материалом; просмотр изделий, демонстрационных таблиц;4) записи и зарисовка схем выполнения узоров;5) практическое выполнение приёмов и образцов вязания; 6) уборка рабочих мест.

На занятиях, как правило, используются в сочетании различные методы обучения – словесные, наглядные, практические. К словесным относятся рассказ, беседа, объяснение. Наглядные – это демонстрация, показ; практические – упражнения, выполнение графических работ.

В процессе проведения практических работ педагог проводит инструктаж учащихся (вводный, текущий, заключительный; групповой, индивидуальный). На занятиях кружка педагог проводит воспитательную работу: воспитывает у кружковцев дисциплинированность, чувство взаимопомощи, товарищества, ответственности.

Педагог в зависимости от условий работы, подготовленности учащихся может внести изменения в порядок выполнения изделий, увеличить число занятий для изучения той или иной темы.

В кружках могут заниматься девочки IV—X классов. Курс обучения планируется на два учебных года. Занятия проводятся два раза в неделю по 2 ч.

Обучение вязанию предполагает не только использование различных, традиционных методов обучения, таких как объяснение, показ, практическое закрепление полученных знаний на занятии, система домашних заданий, широкое использование фотографий, журналов, но и новые формы работы. Следует сотрудничать с областным центром детского творчества и культурно-просветительной работы. Запланировать диспуты и обсуждения, где темой могут стать вопросы «Что можно считать модным и элегантным?», «Какова роль моды в жизни человека?» и т. д.

Только широкая информация о данном виде рукоделия и направлениях развития творчества и моды, постоянное общение, приток новых впечатлений дадут возможность данным занятиям выполнять функции не только обучения, но и воспитания, внесут разнообразие в их работу, сделают их более привлекательными для старшеклассников и , главное, помогут сформировать хороший эстетический вкус, умение модно и красиво одеваться.

В программу первого года обучения входит знакомство учащихся с историей ручного художественного вязания и ассортимен­том современных вязаных изделий, с инструментами, пряжей и ее свойствами, правилами безопасности труда. Руководитель зна­комит учащихся с приемами вязания крючком, с условными обоз­начениями на схемах узоров вязки. Учащиеся выполняют упраж­нения из столбиков и воздушных петель по схемам, начерченным руководителем на доске, а также придуманным учащимися само­стоятельно. Все схемы узоров для вязания изделий учащиеся должны аккуратно срисовывать. Для этого потребуется тетрадь в клетку, карандаш, ластик, а для записей — ручка.

Знание условных обозначений поможет быстро снимать узоры, свободно и легко пользоваться схемами, которые встречаются в печатных изданиях, зарисовывать узоры, придуманные самостоятельно.

Руководитель должен обращать особое внимание кружковцев на правильное положение рук при вязании крючком, а также на четкое выполнение приемов вязания и образцов узоров.

Наряду с выполнением изделий кружковцы постепенно знако­мятся с новыми приемами вязания и узорами. Преподаватель об­ращает внимание детей на возможность создания нескольких ва­риантов узора из одних и тех же элементов (мотивов) и таким образом помогает развитию творческой мысли учащихся.

Узоры вязания, выполненные крючком, состоят из разных со­четаний петель и столбиков, которые образуют мотивы в виде зубцов, ракушек, бугорков, колечек, полуколечек и др. В процессе занятий учащиеся записывают объяснение построения узоров вя­зания, узнают о раппорте узора, закрепляют каждый новый при­ем вязания несколькими упражнениями.

Создавая узоры изделия, учащиеся приобретают знания о зна­чении цвета в изделии, знакомятся с характеристиками и свойст­вами цветов, учатся находить гармоничные сочетания цветов в изделии, выполняют упражнения на составление разных цветовых гамм. Руководитель знакомит кружковцев с построениями про­стейших орнаментов из геометрических, растительных и живот­ных мотивов.

На занятиях школьники делают выкройки, учатся правильно сни­мать мерки, подготавливать образцы вязания для расчета петель.

Плотность и четкость узора зависит от толщины и качества ниток и крючка, от навыков работы и способностей вязальщицы, поэтому рекомендуется сначала связать несколько образцов и вы­брать наиболее подходящий. Очень важно научить детей оформ­лению изделий, рассказать, как их надо стирать, отпаривать, сши­вать, украшать

и т. д.

В течение года учащиеся делают записи в тетрадь, объясняю­щие выполнение наиболее сложных приемов, а также последова­тельность выполнения каждого изделия.

Программой предусмотрено посещение промышленных пред­приятий, вырабатывающих трикотажные изделия. В программу второго года обучения входит конструирование одежды.

Выполняя чертежи выкроек, педагог обращает внима­ние девочек на особенности построения выкройки для вязаного изделия: упрощение линии проймы и оката рукава, отсутствие припуска на свободное облегание и на швы. Каждая девочка де­лает выкройку на свой размер в развернутом виде и наносит па нее линии фасона. На изготовление выкройки надо обратить осо­бое внимание, так как от четкого и правильного построения ее зависит качество готового изделия.

Различные детали изделия (карманы, воротники, вытачки, пуговицы), а также узоры для вязания изделий выполняются в образцах.

Учащиеся также знакомятся с некоторыми приемами вязания длинным крючком (тунисское вязание), Программой предусмотрено также выполнение небольших из­делий-сувениров (закладка в книгу, игольница, прихватка, очеч­ник, букетик цветов и др.) к празднику 8 Марта и другим зна­менательным датам.

Для успешного обучения вязания крючком необходимо проводить определённую работу с родителями, узнать об отношении и увлечении к занятию вязанием членов семьи. Проводить собрания и консультации о новых направлениях моды в этом виде рукоделия.

Руководителю следует заботится о создании атмосферы конструктивной, деловой и доброжелательной критики; постоянно консультировать, анализировать и разбирать ошибки и удачи каждого; придерживаться методики опережающего одобрения, т.е. хвалить чуть больше , чем учащийся этого заслуживает. Обсуждению итогов занятия уделяйте буквально несколько минут, заостряя внимание на том, что удалось сделать лучше, качественнее.

Надо иметь в виду, что каждый учащийся имеет разный, отличный от других темп обучения, который зависит от многих факторов, а именно: имел ли учащийся хоть какие-то навыки в вязании или первый раз взял крючок в руки; какова активность восприятия нового материала, скорость его усвоения; каков тип нервной системы школьника, обладает ли он усидчивостью и от целого ряда других факторов, в том числе и от отношения к увлечению и занятию вязанием членов семьи. Различная начальная подготовленность участников объединения требует чёткого дифференцированного подхода к итогам их работы. Поэтому первые успехи начинающих, скромный перечень изготовленных ими изделий требуют не меньшого одобрения, чем широкий перечень освоенных изделий и более сложные модели опытных вязальщиков.

Предложенный в программе широкий перечень изделий не подлежит выполнению в полном объёме, а предназначен для более широкого выбора изделий в соответствии с интересами и запросами обучающихся объединения, для оптимизации обучения, как начинающих, так и имеющих навыки и опыт вязания. Относительно кружковцев старшеклассников, нагрузка в учебно-тематическом плане такая же, но учитывая их возрастные особенности они дополнительно будут выполнять наглядный материал для занятий, т.е. образцы вязания.

К концу второго года обучения кружковцы должны уметь:

-читать и составлять узоры вязания схематически;

-уметь снимать мерки и строить чертёж;

-правильно и аккуратно выполнять детали воротника, рукава, кармана и т.д.

В конце учебного года проводится выставка работ кружковцев, на которой подводятся итоги работы кружка.

Учебно-материальная база. Помещение и оборудование.

Помещение для занятий должно быть светлым и просторным и хорошо проветриваемым, с хорошо естественным и искусственным освещением. Свет должен падать на руки с левой стороны.

Столы могут быть рассчитаны на два или более человек, чтобы дети могли работать , не стесняя друг друга, а руководитель кружка мог подойти к каждому ученику.

В нём рекомендуется оформить витрины с образцами вязаных изделий. Для занятий нужны: доска для выполнения чертежей, гла­дильная доска, утюг, шкаф для хранения пособий, журналов и методического фонда.

Материалы, инструменты.

Нитки и инструменты для выполнения работ кружковцы приобретают самостоятельно.

Для работы требуются толстые и тонкие металлические, пластмассовые, костяные крючки разной толщины (от 1,5 до 8 мм в диаметре). Выбирая крючок, необходимо проверить, хорошо ли он отшлифован, не велика ли бородка. Острая с глубоким вырезом бородка будет цепляться за нити и палец, плохо протаскивать петли при вязании.

Для вязания крючком понадобятся нитки разной толщины. Фактура полотна, связанного крючком, отличается своеобразным переплетением ниток, плотностью и способностью мало растягиваться. Эти свойства позволяют применять для вязания крючком не только шерстяные, но и хлопчатобумажные нитки.

Для занятий в кружке надо иметь также дополнительное оборудование: иглы штопальные, ножницы, моталки, тетрадь в клетку, линейку, карандаши, ножницы, сантиметровую ленту, нитки шерстяные, полу­шерстяная бумажная штопка, ирис, гарус, краше, нитки катушеч­ные №10.

Методический фонд.

Для успешного проведения занятий руководитель кружка должен иметь наглядные пособия: таб­лицы с образцами основных приемов вязания и для упражнении, образцы узоров деталей к изделиям и готовые изделия

Образцы вязания должны быть выполнены хорошо, из светлых, ярких ниток.

Методические пособия необходимо периодически обновлять и пополнять.













Программа

1 год обучения

Вводное занятие. История развития художественного вязания. Знакомство с программой и правилами поведения в кружке. Ре­жим работы. Инструменты и материалы, необходимые для занятий.

Основные приемы вязания крючком. Правила безопасности труда при вязании.

Правильное положение рук во время работы. Подготовка пря­жи к работе. Запись названий приемов.

Практические занятия. Освоение приемов вязания, оформление таблиц.

Упражнения из столбиков и воздушных петель. Зарисовка ус­ловных обозначений столбиков и воздушных петель. Запись и за­рисовка схем упражнений.

Практические зaн яти я. Выполнение упражнений.

Вязание узорного полотна. Изменение фактуры вязаного по­лотна в зависимости от изменения способа вывязывания одних и тех же элементов. Правила вязания круга, квадрата, пятигран­ника (многогранника).

Практические занятия. Вязание трех образцов из стол­биков без накида; образцов круга, квадрата, пятигранника.

Шарфик. Подбор пряжи и узора. Зарисовка схем выполнения узоров. Понятие о раппорте. Орнамент в изделии. Значение цвета в построении орнамента. Свойства цвета: цветовой тон, яркость или светлота, насыщенность. Взаимодополнительные цвета, теп­лые и холодные, хроматические и ахроматические.

Практические занятия. Проработка узора из столбиков с накидом в виде резинки (выпуклые и плоские). Расчет петель для определения размера изделия. Вывязывание и оформление из­делия. Выполнение упражнений по цветоведению акварельными красками.

Шапочка. Построение чертежа для шапочки, выбор узора. Два способа вывязывания колпачка шапочки: с макушки и от ободка. Убавление и прибавление столбиков и мотивов. Геометрические узоры для отворота шапочки. Зарисовка схем выполнения узоров.

Практические занятия. Вязание образца и расчет пе­тель. Вывязывание шапочки и образцов из пышных столбиков.

Варежки. Способы вязания манжеты. Зарисовка схем выпол­нения узоров.

Практические занятия. Вывязывание образца и расчет петель. Вывязывание варежек, вышивка их, отделка кисточками.

Носки, тапочки. Два способа вязания послов. Зарисовка схем выполнения узоров.

Практические занятия. Вязание образцов, расчет пе­тель. Вывязывание и отделка изделия. Вязание узоров для носков.

Сумка. Особенности вязания сумки-кисета и сумок с доныш­ком в форме прямоугольника, овала, круга. Сумки из отдельных мотивов. Зарисовка схем узоров.

Практические занятия. Вязание узора, расчет петель. Вывязывание сумки, оформление ее, выполнение застежки. Вяза­ние узоров и мотивов.

Косынка (шаль). Вязание шали с угла и сверху из ниток одно­го и нескольких цветов. Вязание шали и косынки из отдельных мотивов и с вышивкой. Зарисовка схем выполнения узоров и мо­тивов.

Практические занятия. Выполнение образца и расчет петель. Вязание косынки. Снятие узоров для косынки. Оформле­ние изделий.

Берет. Два способа вязания: сверху и снизу, односторонним и двусторонним вязанием из ниток одного и нескольких цветов. Зарисовка схем выполнения узоров.

Практические занятия. Вязание образца. Расчет пе­тель. Вязание изделия. Выполнение кистей и помпона разрезного и из петель.

Кружева (салфетки). Крючки и нитки для вязания кружев. Два способа выполнения кружев: на цепочке и по краю ткани. Зарисовка схем выполнения обвязки ткани и кружев для отделки воротников и манжет. Правила вязания по кругу и в двух направлениях.

Практические занятия. Подготовка ткани для обвязы­вания, вязания кружев.

Воротники и манжеты. Способы вязания воротников по вы­кройке в зависимости от узора. Зарисовка схем выполнения во­ротника и манжет. Запись выполнения воротника. Использование ниток старых изделий для вязания новых.

Практические з а и яти я. Выполнение образцов для вя­зания воротников.

Сувениры. Зарисовка схем выполнения закладки в книгу, при­хватки, очечника, цветов и листьев, неваляшки.

Практические занятия. Вязание изделий и расчет пе­тель для очечника. Оформление изделий.

Материаловедение. Происхождение и свойства ниток, приме­няемых для вязания. Виды волокон (натуральные и химические). Виды и применение химических волокон. Качество и свойство изделия в зависимости от качества ниток и от плотности вязаного полотна. Составление коллекции ниток с подписями под ними (вид ниток и сырья, из которого они выработаны). Свойства трикотаж­ного полотна.

Экскурсия на производство и выставку трикотажных изделий. Посещение промышленных трикотажных предприятий и выставок трикотажных изделий.

Итоговое занятие. Организация выставки лучших работ уча­щихся. Разбор выставки, подведение итогов, награждение лучших кружковцев.

2-й ГОД ЗАНЯТИЙ

Вводное занятие. Знакомство с программой, просмотр готовых изделий н образцов деталей к ним. Определение расхода пряжи на изделие.

Конструирование. Правила снятия мерок. Построение плана.

Юбка. Построение основного чертежа прямой юбки. Построе­ние выкройки на данный размер. Зарисовка схем узора. Выбор узора юбки и способа вязания, (снизу или сверху, от пояса).

Практические занятия. Вязание образца для юбки, расчет петель. Вязание изделия, оформление застёжки, отпаривание изделия.

Детали к жакету. Карманы накладные и резные, вытачки, воротнички, вырезы горловин и пояс.

Практические занятия. Вывязывание карманов, углов полочек и воротников, вытачек, пояса.

Джемпер без рукавов. Построение основного чертежа и вы­кройки на данный размер. Нанесение на выкройку линий выреза горловины. Использование выкройки для безрукавки. Зарисовка схем вязания узоров для джемпера и безрукавки.

Практические занятия. Вывязывание образцов и рас­чет петель. Проработка на образце прорезных (вертикальных и горизонтальных) и воздушных петель, пуговиц. Вязание джемпера без рукавов. Сшивание деталей, отпаривание, обвязывание пройм и выреза горловины.

Практические занятия. Вывязывание узоров для из­делий.

Жакет. Построение основных чертежей: жакета с длинными вшивными рукавами, жакета с рукавами реглан, жакета с цельновязаными рукавами. Нанесение линий фасона на выкройку. За­рисовка схем вязания узоров для жакета.

Практические занятия. Вывязывание образцов для жа­кета, расчет петель. Вязание деталей жакета (рукавов, спинки, полочек). Сшивание деталей, отпаривание их по выкройке.

Ажурная кофточка. Выбор фасона. Нанесение линий выреза горловины и длины рукава на чертеже выкройки. Выбор узора. Зарисовка схем узоров для вязания ажурных кофточек.

Практические занятия. Вязание образцов и расчет петель. Вязание спинки, переда, рукавов. Отпаривание их по выкройке. Сшивание деталей кофточки, обвязывание выреза горловины, низа рукавов и кофточки.

Практические занятия. Вывязывание изделий.

Итоговое занятие. Организация выставки лучших работ учащихся.

Обсуждение их, подведение итогов, награждение лучших кружковцев.


Литература

Еременко Т. И. Кружок вязания крючком. М., 1984. Пучкова Л. С. Кружок художественного вязания. М., 1978 Я р му л а в и чене О. С. Вязание крючком. М., 1978.

Работа с родителями.



Беседы: «Развиваем творчество у детей»

«Какова роль моды в жизни человека»

Родительское собрание: «Как воспитывать усидчивость и терпение у

детей»

Праздник:

«Новогодний бал – маскарад»

Тема по самообразованию:

«История моды»
































Приложение Инструкция

по охране труда и технике безопасности при

вязании крючком

Сидеть надо прямо, касаясь корпусом спинки стула. Расстояние глаз от работы не должно быть меньше 35…40 см, чтобы не развивалась близорукость, и в глаза не попадали частички шерсти.

Кроме крючка и спиц могут пригодиться и дополнительные инструменты: иголка с длинным ушком для сшивания деталей изделия, ножницы, сантиметровая лента для снятия мерок с фигуры, швейные булавки и булавка для временного пере снимания петель.

Могут понадобиться и такие приспособления как моталка и перематывающее устройство. Как следует из названия, моталки предназначены для разматывания мотков пряжи, а перематывающее устройство – для сматывания клубка, от которого можно вязать сразу двумя нитями: одна идёт от края клубка, другая – из его середины. Оба приспособления встречаются в магазинах, но операции, выполняемые с их помощью, можно осуществить и вручную. Например, для получения клубка с двумя рабочими концами нити надо сначала 8-10 раз обмотать нитью четыре пальца левой руки, снять витки нити с руки, зажать их ладонью левой руки, продолжать наматывать нить. Затем намотав некоторое число витков, поворачивать клубок в разные стороны, чтобы нить ложилась косо. Клубок не должен быть тугим, иначе нить станет вытянутой, потеряет упругость и эластичность. Когда будет намотано столько ниток, что центральный пучок начнёт пропадать, следует подтянуть его, чтобы найти центральный конец нити. Если при перемотке нить порвётся, наложите, друг на друга её концы и подкрутите или свяжите плоским узелком.

Перед началом и после окончания работы следует мыть руки, чтобы нить и вязаное полотно оставались всегда чистыми, а на руках не оставалось мелких частиц шерсти.

Во время вязания клубок лучше держать в специальной клубочнице, небольшой корзине или коробе, стоящей на полу с левой стороны от работающего.

По окончании работы все инструменты следует убрать в рабочую коробку, концы спиц или крючок – вкалывать в клубок и убирать вместе с неоконченной работой. Рабочее место для вязания должно быть хорошо освещено, причём свет должен падать с левой стороны.











При отпаривании и глажении вязанных изделий следует соблюдать правила пользования утюгом:



  • перед работой ставить утюг на подставку из огнеупорного материала;

  • включать и выключать только сухими руками, держась за штепсельную вилку;

  • следить за исправностью шнура и за тем, чтобы он не касался подошвы горячего утюга;

  • правильно устанавливать положение терморегулятора;

  • по окончании работы не забывать выключать утюг.


































Краткие сведения из истории старинного рукоделия.

Вязание – одно из самих старинных видов декоративно-прикладного искусства, он существует более трёх тысяч лет. Вязанные вещи были найдены в древних захоронениях Египта, Рима, Греции. О вязании рассказывает одна из легенд Древней Греции.

Афина Паллада была одной из наиболее почитаемых богинь. Она давала людям мудрость и знания, учила их искусствам и ремёслам. Девушки Древней Греции почитали Афину за то, что она учила их рукоделию. Среди мастериц, ткавших прозрачные как воздух ткани, славилась Арахна. Гордилась Арахна своим искусством и решила вызвать на состязание саму богиню Афину. Под видом седой сгорбленной старухи предстала перед Арахной богиня и предостерегала гордячку – нельзя быть выше богов. Не послушалась Арахна старуху. Соткала она полотно, но боги не признали её победы. Несчастная Арахна не перенесла позора, покончила с собой. Афина спасла девушку, но превратила её в паука. И с тех пор паук-Арахна вечно ткёт свою паутину.

И в реальной жизни люди не раз пытались использовать паутину в качестве пряжи. В Древнем Китае из паутинного шёлка шили платья. Ткань из паутины ткали жители Парагвая. Король Франции, Людовик XIV, получил от парламента города Монпелье сувенир – чулки и перчатки, связанные из шёлка пауков. В 1709 г. французский натуралист Бон де Илер написал диссертацию «О пользе паучьего шёлка», в которой детально описал основы прядения ткани из паутины. Паутина была признана пригодным сырьём для производства шёлка. Но пауки нужного вида (нефиллы) обитатели только на острове Мадагаскар и в восточных областях Африки, поэтому промышленное производство ткани из паутины организовать не удалось.

Ткань из паутины удивительно лёгкая и воздушная. Она прочнее и эластичнее натурального и всех сортов искусственного шёлка, но трудность организации её промышленного производства привела к тому, что паутинную ткань можно увидеть только в музеях…

Сегодня наиболее распространенными видами пряжи является шерсть, хлопок, искусственный и натуральный шёлк и т.д.

Волокна, из которых делают пряжу для вязания, бывают натуральные и химические. К натуральным волокнам относятся волокна растительного и животного происхождения. Химические волокна получают путём химической переработки различных материалов – дерева, нефти, газа. К волокнам растительного происхождения относятся хлопок, лён, кенаф, джут, пенька.

Волокна натурального шёлка выделяют гусеницы тутового шелкопряда.





Существует и другая легенда о вязании.

Бедуины, кочевавшие по необъятной жаркой пустыне, были невероятно выносливыми, смелыми, ловкими людьми. Но есть ещё одна причина, по которой человечество должно относиться к ним с уважением. Бедуины изобрели воздушные петли, способ вязания круглой пятки и сверх плотную вязку. А в пустыне, где днём страшная жара, а ночи, наоборот холодные, - без тёплой одежды не обойтись. Сначала вязка, которую придумали кочевники, была очень примитивной: получались только прямые вещи. Но со временем они стали искусными мастерами этого дела. Бедуины считали вязание не женским делом. Женщинам доверяли только прясть шерсть, а за самое сложное и ответственное дело принимались мужчины. Когда рано утром пастухи уходили на пастбище, они обязательно брали с собой…- нет! – не пастушью дудочку, а спицы и клубок ниток.

Когда вы читаете о том, что археологи обнаружили в древнеегипетской гробнице золотую статуэтку или драгоценную шкатулку, то не удивляетесь: всем известно, что у древних египтян с искусствами дело обстояло хорошо. Но вот однажды в одной из гробниц они нашли детский вязаный носок. Причем большой палец этого носочка был вывязан отдельно, как на перчатке. Учёные установили, что носку не меньше пяти тысяч лет!

В Европе вязание долгое время было занятием исключительно мужским. Блистательные и благородные рыцари после ратных подвигов на турнирах любили, возвратившись в свой замок, посидеть перед огнём камина со спицами в руках. Говорят, что вязание успокаивает, умиротворяет, рассеивает мрачные мысли. Может и поэтому, многие короли любили проводить долгие зимние вечера за вязанием. Искусство вязания ценилось так высоко, что считалось занятием, достойным королей.

Примерно с середины XIII века вязание становится во многих европейских странах – Шотландии, Испании, Франции – очень доходным делом. Вязали шляпы, перчатки, береты, фуфайки. Вязальщик стал человеком престижной профессии, как когда-то стекольщики и зеркальщики в Венеции или как сейчас у нас банковские служащие. Получить эту профессию было не просто. Учеников набирали из самых сообразительных детей, которые потом учились и постигали секреты вязального дела целых шесть лет. За это время современные студенты заканчивают университет. Выпускной экзамен был очень строг. Перво - наперво каждый ученик должен был без запинки перечислить все сорта пряжи, все виды петель. Потом показать как снимается мерка, как делаются плотные и ажурные узоры. Теорию нужно было подкрепить практикой. Каждый экзаменующийся представлял связанные им самим вещи: шапочку, рубашку, пару чулок и ковёр размером 12 на 20 футов.(в футе = 0,3м.) ковёр должен был быть связан из пряжи тридцати цветов! На все эти работы давалось три месяца. Вязаные вещи, представленные на экзамен, были дипломной работой выпускников.

Рыцари и короли, вязали не спеша, для своего удовольствия. Но труд рабочих- вязальщиков – это дело совсем иное. Работать нужно было быстро, почти без отдыха, до боли в пальцах, до рези в глазах.

Жил-был в Англии священник Вильям Ли. Он был влюблён в девушку чулочницу Мэри. Каждый раз глядя на мелькавшие без остановки спицы в маленьких натруженных руках, Вильяму становилось жалко девушку. Как же ей помочь? Да и не только ей, а всем, кто с утра до вечера не выпускает спиц из рук? Он стал внимательно наблюдать за каждым движением спиц, каждым поворотом нити. Наступил 1589 год. Вильям признался Мэри в любви, и, как чудесное доказательство этой любви, показал ей вязальную машину, изобретенную им в помощь её маленьким натруженным ручкам.

Вязальная машина Вильяма Ли оказалась такой удобной и простой, что долгое время ею пользовались, ничего в ней не меняя. Правда, на родине изобретатель не получил патента. Когда королеве Елизавете доложили об изобретении вязальной машины, она потребовала показать какую-нибудь вещь, связанную на ней. Мэри связала для королевы чулки, но они не понравились Елизавете. Те, что привозили ей из Испании – тонкие, шелковые, связанные вручную, ей нравились больше.

Обиженный изобретатель вместе с молодой женой уехал во Францию. Скоро вязальные машины стали продаваться и покупаться нарасхват. Покупала их и Англия.
























Материал под запись.

Крючки для вязания бывают металлические, пластмассовые, деревянные и костяные. Различают крючки короткие (12-15 см) и длинные (35-40 см), толстые и тонкие (№ 1-6). Более удобные крючки с пластмассовой или деревянной ручкой, а также те, у которых есть сплюснутая часть.

Выбирая размер крючка, помните, что они должны быть в 2 раза толще пряжи. Для определения толщины пряжи приводится соотношение между толщиной пряжи в системе «текс» и её метрическим номером:

Т= 31 текс ×2 - № 32/2

Т = 42 текс × 2 – № 24/2

Т = 64 текс × 2- № 16/2

Т =100 текс × 2- №10/2

Т= 110 текс × 3- №9/3

Т= 165 текс ×2- № 6/2

Толщина пряжи в системе «текс» численно равна количеству граммов в одном километре пряжи. Единица измерения толщины нити «текс» - грамм на километр (г/км).если пряжа скручена из несколько нитей, то толщина обозначается произведением. Один из множителей определяет толщину одной составляющей нити, другой – количество скрученных нитей, например: 100 × 2. для определения толщины пряжи приводится соотношение между толщиной пряжи в системе «текс» и её метрическим номером.

Фасонная пряжа – пряжа, изготовленная по особой технологии с добавлением различных по цвету и качеству волокон, синтетических, металлизированных нитей.

Фантазийная пряжа – это меланжевая пряжа, изготовленная из смешанных и синтетических волокон с добавлением металлизированных нитей различной фактуры.




Теоретические сведения.

Вязание крючком не менее увлекательно, чем вязание спицами. Им занимались рукодельницы всех стран с незапамятных времён. С годами оно обогащалось новыми приёмами и теперь помогает создавать множество необходимых и удобных вещей.

Крючки для обычного вязания бывают диаметром 0,5…8 мм. Так же, как и спицы, крючки изготавливают из различных материалов: металла, древесины, кости, пластмассы. Состоит крючок из стержня, головки и бородки. При выборе крючка обратить внимание на форму его головки. Она должна быть не слишком острой, чтобы не поранить пальцы при работе, но и не круглой, чтобы хорошо прокалывать вязание. Бородка крючка должна удерживать захваченную нить и удерживать её.

Крючки подбирают по толщине ниток или узору. Вязание толстым крючком из тонких ниток даёт очень рыхлую и неровную по затяжке петель вязку. Вязание же тонким крючком из толстых нитей, наоборот, делает полотно слишком плотным, неэластичным. Правильно подобранный крючок должен быть в 2…2,5 раза толще нити.

Изделия из шерстяной пряжи вяжут толстыми крючками № 2 – 6. тонкими металлическими крючками № 0,5 – 1,5 вяжут ажурные изделия (кружева, салфетки).

Для работы , кроме крючка и ниток, необходимо иметь линейку и ножницы, иголку, напёрсток, сантиметровая лента. Во время вязания, чтобы не утомляться, нужно сидеть, прикасаясь спиной к спинке стула или кресла. Локти опускают и слегка прижимают к туловищу. На колени кладут белую салфетку или надевают белый передник, так меньше утомляются глаза и не грязнится платье. Клубок ниток находится слева внизу в полиэтиленовом мешочке с небольшим отверстием. Крючок с вязанием следует держать на расстоянии 30-40 см от глаз. Лампу в вечернее время располагают слева.

Для вязания используют нитки: шерстяные, полушерстяные, синтетические, гарус, ирис, краше, льняные, катушечные № 10, 20 и штопку.

Новую шерстяную пряжу светлых тонов рекомендуется перед вязанием выстирать в пене детского мыла (10 г на 1л воды) или в стиральном порошке для шерсти. Перед стиркой пасмо пряжи перевязывают в 3-4 местах. Стирают и полоскают шерсть при температуре 40-50°С.

При полоскании цветной пряжи в последнюю воду добавляют уксус (1 ст. л. на 1 л воды). После такой обработки шерсть не даёт усадку, становиться мягкой, пушистой. Закончив стирку, пряжу отжимают сначала в руках, а затем в ткани.

Сушить шерстяную пряжу лучше всего в тени на палочке, которую шнурами прикрепляют к бельевой верёвке. Перед сушкой и во время сушки пасмо несколько раз встряхивают, отжимают и передвигают. К концам пряжи привязывают груз.

Высушенную пряжу надевают на мотовило или на спинки стульев и сматывают в клубки. Клубок не должен быть тугим. При плотной намотке волоски на пряже отламываются, и нить теряет свою пушистость, эластичность.

Для вязания используют не только новые нитки, но и пряжу из поношенных вещей. Сначала эти вещи стирают. Затем удаляют пуговицы, отпарывают накладные карманы, пришитые воротники, распарывают плечевые и боковые швы. После этого определяют, в каком направлении были связаны детали изделия. Если, например, лиф связан снизу, то его распускают от горловины. Нитки из протёртых мест выбрасывают, а прочные связывают узлом.

Не распускаются свалявшиеся изделия из шерстяной пряжи, изделия машинной вязки из тонкой пряжи в несколько цветов и трикотажного полотна, имеющего вид фланели.

Цветная пряжа из поношенных вещей бывает выгоревшей, а белая – с желтизной. Чтобы освежить её, используют анилиновые красители и отбеливающие вещества. Нитки из распущенного полотна всегда имеют извилистость. Чтобы их выровнять, пасмо увлажняют и во время сушки прикрепляют к нему груз. Можно поступить и иначе: пасмо растянуть, накрыть влажной тканью и пропарить, чуть прикасаясь, горячим утюгом.



Материал под запись.

Накидом называется нить, наброшенная на крючок перед тем, как его ввести в петлю цепочки или нижнего ряда.

В зависимости от того, куда ты будешь вводить крючок при вязании следующего ряда, у тебя будут получаться различные вязки. Если хочешь связать полотно, имеющее гладкую поверхность, вводи крючок под обе дужки петли косички предыдущего ряда. Если будешь захватывать крючком только заднюю дужку косички, вводя его в её середину, получится выпуклый рельеф, вязка станет похожей на резинку, связанную спицами.

Характер рельефа зависит от способа подхватывания столбика.

1.За косичку: крючок вводится между столбиками предыдущего ряда, получаются плоские столбики.

2.Рельефный столбик сверху: крючок вводится спереди назад под столбик предыдущего ряда (обхватывая этот столбик).

3.Рельефный столбик снизу: крючок вводится сзади наперёд под столбик предыдущего ряда (обхватывая этот столбик).















Теоретические сведения.

При вязании крючок держат в правой руке как карандаш. Головка крючка при любом движении повёрнута к себе. Конец нити от клубка перекинут через указательный палец левой руки (у самого ногтя) на себя и прижат большим пальцем. С другой стороны нить пропущена под средний палец, затем поверх безымянного и под мизинец. Большим пальцем придерживай свободный конец, а остальными слегка прижимай пропущенную между пальцами нить, чтобы она имела некоторое натяжение (оно должно быть равномерным на протяжении всего вязания). Во время вязания третьим пальцем правой руки придерживай петли на крючке. Нить, идущая от клубка, называется рабочей.

Начальная петля.

Ввести крючок под рабочую нить, лежащую на указательном пальце левой руки, слева направо и поверни его вместе с нитью так, чтобы на нём образовалась петля, а под ним перехлёст нити. Немного растянуть петлю и прижать перехлёст большим пальцем левой руки к указательному пальцу, чтобы удержать петлю и не дать ей затянуться.

Воздушная петля. Цепочка из воздушных петель.

Снова введи крючок под рабочую нить (от себя) и, захватив её, протяни в образованную петлю. Протянув крючок с нитью через первую петлю, отпусти большой палец с перехлёста – петля затянется, а на крючке появится новая петля. Так повторяй до тех пор, пока не свяжешь цепочку из воздушных петель задуманной длинны. Это и будет начальный ряд работы. С изнаночной стороны он имеет вид цепочки.

Соединительный столбик или полустолбик.

Крючок вводят в петлю цепочки, захватывают нить и протягивают её сразу через петлю цепочки и петлю на крючке. Получается полустолбик (двойная петля). Полустолбиком пользуются при замыкании круга, провязывая вместе первую петлю с конца цепочки и последнюю, а при круговом вязании изделий для соединения в конце круга.

Столбик без накида.

Свяжи косичку из 12 воздушных петель. Введи крючок в третью петлю косички, вытяни через неё рабочую нить. На крючке образуется две петли. Придерживая их средним пальцем, вновь подхвати рабочую нить и протяни её через обе петли на крючке. Так провяжи ряд до конца. Поверни вязание и т.д.

Полустолбик с накидом.

Свяжи косичку из 12 воздушных петель, 2 петли подъёма: на крючок набрасывают нить (накид) и вводят его в 3-ю петлю с конца цепочки. На крючке 3 петли. Снова подхватывают нить и протягивают через 3 петли. Получился полустолбик с накидом. Все последующие столбики ряда вяжут так же.



Столбик с накидом.

Свяжи косичку из 12 воздушных петель, 2 петли подъёма: сделай накид, крючок вводят в 3-ю петлю с конца цепочки, подхватывают нить и протягивают её через петлю цепочки. На крючке 3 петли. Их провязывают в два приёма: подхватывают нить и провязывают 2 петли. На крючке остаются ещё две петли. Снова подхватывают нить клубка и провязывают их. Образуется столбик с накидом. Все последующие столбики с одним накидом вяжут так же в каждую петлю цепочки.

Столбик с двумя накидами.

Свяжи косичку из 12 воздушных петель, 4 петли подъёма: делают 2 накида и вводят крючок в 5-ю петлю цепочки с конца, подхватывают нитку и протягивают её через петлю цепочки. На крючке 4 петли. Эти петли провязывают в 3 приёма по 2 петли. Получился 1-й столбик с двумя накидами. Все последующие столбики вяжут в каждую петлю цепочки, как первый.

Столбик с тремя накидами.

Каждый ряд начинают с 5-ти петель подъёма. Вяжут эти столбики по типу столбиков с двумя накидами, только вместо 2 накидов делают на крючок 3 накида, а затем поочерёдно провязывают по 2 петли. Столбики с 3 накидами встречаются в комбинации с другими столбиками в ажурных узорах.























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Программа кружка "Вязание крючком"

Автор: Балашова Татьяна Ивановна

Дата: 21.11.2015

Номер свидетельства: 256327

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Конспект занятия "Вязание сувенира""
    ["seo_title"] => string(36) "konspekt_zaniatiia_viazanie_suvenira"
    ["file_id"] => string(6) "556194"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1598002752"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Программа кружка "город рукоделия"."
    ["seo_title"] => string(34) "proghrammakruzhkaghorodrukodieliia"
    ["file_id"] => string(6) "257653"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1448370510"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "Программа кружка " Петелька"."
    ["seo_title"] => string(26) "proghrammakruzhkapietielka"
    ["file_id"] => string(6) "257663"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1448371218"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Вязание сувениров крючком. Прихватка "Клубника" "
    ["seo_title"] => string(50) "viazaniie-suvienirov-kriuchkom-prikhvatka-klubnika"
    ["file_id"] => string(6) "191812"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427371483"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРУЖКА "ПЕТЕЛЬКА""
    ["seo_title"] => string(52) "programmadopolnitielnogoobrazovaniiakruzhkapietielka"
    ["file_id"] => string(6) "281443"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1453534613"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства