Программа кружка внеурочной деятельности «Культура дома»
Программа кружка внеурочной деятельности «Культура дома»
Программа "Культура дома" разработана для учащихся 5 классов сроком реализации два года. В данную программу включены следующие разделы: работа с природным материалом; изготорвление мягкой игрушки; бисероплетение; оригами; куклы; соленое тесто; папье-маше. Данные разделы помугут учащимся освоить разные виды техники декоративно-прикладного творчества и реализовать свои работы на выставках проводимых в школе, муниципального и регионального уровней, а в будущем иметь дополнительный заработок от реализации своих работ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа кружка внеурочной деятельности «Культура дома» »
Пояснительная записка
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Программа кружка общекультурной направленности предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей, базируется на личностно- ориентированной модели взаимодействия ребёнка его творческого потенциала и возможностей , которые являются важным направлением в развитии и воспитании ребенка.
Приоритетом программы кружка « Культура дома» является развитие творческо - креативного мышления, формирования разносторонне- развитой личности и способности к творческому самовыражению .
Цель программы:
- создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.
Задачи программы:
- закрепить и расширить знания и умения, полученные на уроках трудового обучения, изобразительного искусства, природоведения, литературы, способствовать их систематизации; обучению приемов работы с инструментами;
- обучить умению планировать свою работу;
- обучить приемам и технологии изготовления композиций; изучить свойства различных материалов;
- обучить приемам работы с различными материалами; обучить приемам самостоятельной разработки творческих работ и поделок.
- развить у детей художественный вкус и творческий потенциал;
- развить образное мышление и воображение;
- создать условия к саморазвитию учащихся;
- развить эстетическое восприятие окружающего мира.
- воспитать уважение к труду и людям труда;
- формировать чувства коллективизма;
- воспитать аккуратность;
Программа кружка «Культура дома» основывается на обще дидактических и специфических принципах обучениях школьников:
Принципы построения программы:
Принцип возрастания сложности (от простого к сложному)
Принцип учёта эмоциональной сложности (создание благоприятного эмоционального фона, формирование положительных эмоций)
Принцип учёта объёма и степени разнообразия материала (переход к новому объёму материала на основе форсированности какого-либо умения, разнообразия и увеличения материала поэтапно)
Принцип интеграции и дифференциации обучения
Принцип взаимодействия человека с природой (краеведческий принцип)
Срок реализации программы два года, занятия проводятся 1 раз в неделю. Общий объем программы 68 часов: 5класс -34 часа, 6 класс – 34часа.
Данная программа составлена с учетом возрастных особенностей развития школьников, отвечает потребностям сегодняшнего уровня общественной жизни и ориентирована на эффективное решение проблем в будущем. Именно этим обосновывается выбор разделов и тем кружка для дополнительного образования.
Учебно - тематический план
№ п/п
Наименование разделов
Всего,
час
Количество
часов
Характеристика деятельности обучающихся
аудиторные
внеаудиторные
1-й год обучения
1
Вводный урок
1
1
На этом уроке учащиеся знакомятся с творческими работами, дается представление о истории и культуре родного края; изучают материалы и инструменты используемые в работе; правила подготовки рабочего места;.
2
Работа с природным материалом
2
1
1
Знакомятся с региональным природным материалом «Толока», правилами заготовки, хранения и подготовки материала к работе; выполняют творческую работу «Ангел»
3
Изготовление мягкой игрушки
8
1
7
Учащиеся проходят инструктаж по технике безопасности при использовании в работе инструментов и приспособлений, правилами работы с шаблонами, Учащиеся знакомятся с ассортиментом тканей и их свойствами; изучают правила кроя деталей и технику пошива игрушки. Знакомятся со швами « Назад иголка», « Строчка», «Вперёд иголка». «Шушарик», «Клоун», «Солнышко» «Божья коровка»
4
Бисероплетение
4
1
3
Учащиеся приобретают знаний об истории бисера, усваивают правила техники безопасности; выполняют этапы плетения: плетение по схеме животных, цветков, листьев. Создают открытки с элементами бисероплетения (веточки с листьями и цветами.
5
Оригами
8
1
7
Знакомятся с историей оригами; формирование знаний о видах бумаги, создание: цветов тюльпана, нарцисса, мака; вазы. Выполняют коллективную творческую работу
« Ваза с цветами»
6
Куклы
2
1
1
Знакомство с историей кукол. Изготовление куклы самокрутки
7
Соленое тесто
4
1
3
Приобретение знаний о способах изготовления соленого теста. Усвоение знаний о правилах техники безопасности при работе с режущими инструментами. Уметь выполнять эскиз будущей работы. Усвоить этапы изготовления плоских работ для создания картины «Клубничка», Сельский дворик», «Чашка кофе»
8
Папье – маше
5
1
4
Формирование знаний о видах бумаги, клея. Усвоение знаний о правилах техники безопасности при работе в технике папье-маше. Умение подбирать эскиз, для выполнения картины с элементами папье-маше. Заполнение клеевой массой элементов создания картины «Клубничка», Сельский дворик», «Чашка кофе, способы сушки и покрытия красками. Оформление работы в рамку.
ИТОГО
34
8
26
2-й год обучения
1
Вводный урок
1
1
На этом уроке учащиеся знакомятся с разделами кружка, излагают правила техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами, подготовке рабочего места, делают сообщения об обычаях родного края.
2
Работа с природным материалом
2
1
1
Знакомятся с региональным природным материалом ракушки, правилами заготовки, хранения и подготовки материала к работе; выполняют объемную творческую работу «Собачки», «Корабль», создают картины из ракушек
3
Изготовление мягкой игрушки
8
1
7
Учащиеся излагают инструктаж по технике безопасности при использовании в работе инструментов и приспособлений. Осваивают: перевод выкройки через кальку, увеличение или уменьшение выкройки. Учащиеся знакомятся с ассортиментом тканей искусственного меха и его свойствами; изучают правила кроя деталей и технику пошива игрушки, применяют шов « Назад иголка», « Строчка», «Вперёд иголка», «Обметочный шов». Художественно оформляют мягкую игрушку. Игрушку выбирают самостоятельно или из предложенной литературы «Мягкая игрушка»
4
Бисероплетение
4
1
3
Учащиеся выполняют плетение объемных цветов, соблюдая правила техники безопасности. Создают картину, цветочную композицию.
5
Оригами
8
1
7
Знакомятся с последовательностью выполнения модуля.
Выбирают работу из предложенного списка «Лебедь», «Сова», «Елка», или самостоятельно подбирают творческую работу из модулей. Выполнив необходимое количество модулей, собирают по схеме творческую работу.
6
Куклы
2
1
1
Изготавливают семью кукол на основе куклы-самокрутки.
7
Соленое тесто
4
1
3
Изготавливают по рецепту соленое тесто. Самостоятельно используя ресурсы интернета подбирают эскиз будущей картины из объёмных элементов. Выполняют элементы картины, окрашивают и собирают работу в рамку.
8
Папье – маше
5
1
4
Выполняют объемную работу в технике папье-маше: ваза с фруктами, декоративная бутылка, напольная ваза.
ИТОГО
34
8
26
Содержание программы
1-й год обучения.
Вводный урок 1 час
Цель и задачи кружка «Культура дома».
Работа с природным материалом 2 часа
Аудиторные работы: Дары природы. Заготовка природного материала «Толока».
Внеаудиторные работы: Выполнение творческой работы из природного материала «Толока».
Варианты работ: ангел, дружная семейка.
Изготовление мягкой игрушки 8 часов
Аудиторные работы: Материалы и инструменты при пошиве мягкой игрушки. Мягкие игрушки из натуральных тканей.
Внеаудиторные работы: Изготовление шаблонов. Раскрой ткани по шаблону. Выполнение образцов ручных швов. Пошив ушей, лап. Соединение деталей кроя. Художественное оформление игрушки.
Варианты работ: « Клоун», «Солнышко», «Божья коровка»
Бисероплетение 4 часа
Аудиторные работы: Материалы и инструменты при работе с бисером
Внеаудиторные работы: Виды бисера. Плетение по схемам зверей, листьев. Плетение схеме цветка. Создание открытки с элементами бисероплетения.
Варианты работ: Создание открыток с элементами бисероплетения (веточки с листьями и цветами).
Оригами 8часов
Аудиторные работы: История оригами.
Внеаудиторные работы: Технология нарцисса. Технология изготовления тюльпана. Технология изготовления изделия мака. Технология изготовления листьев цветов. Технология изготовления вазы. Создание букета. Оформление букета в вазу.
Варианты работ: « Ваза с цветами»
Куклы 2часа
Аудиторные работы: История куклы. Техника безопасности при работе с колющими и режущими инструментами.
Аудиторные работы: Технология изготовления соленого теста. Техника безопасности.
Внеаудиторные работы: Создание эскиза работы. Изготовление элементов картины из соленого теста. Способы раскрашивания деталей картины. Оформление картины.
Варианты работ: создание картин «Клубничка», Сельский дворик», «Чашка кофе».
Папье – маше 4часа
Аудиторные работы: История техники папье-маше. Техника безопасности при работе в технике папье-маше.
Внеаудиторные работы: Приемы лепки из массы. Техника выполнения плоской работы. Технология сушки, грунтовки, окраска картины.
Варианты работ: картины с элементами папье-маше по своему эскизу.
Отчётная выставка работ школьников 1час
Внеаудиторные работы: Организация и проведение школьной выставки школьников.
2-й год обучения
Вводный урок 1 час
Аудиторные работы: Цель и задачи кружка «Культура дома».
Работа с природным материалом 2 часа
Аудиторные работы: Дары природы. Заготовка и хранение морских и речных ракушек.
Внеаудиторные работы: Создание объемных работ из ракушек.
Варианты работ: «Собачки», «Корабль», картина из ракушек.
Изготовление мягкой игрушки 8 часв
Аудиторные работы: Материалы и инструменты при пошиве мягкой игрушки.
Внеаудиторные работы: Перевод выкройки. Увеличение, уменьшение выкройки. Раскрой ткани по выкройке. Пошив деталей игрушки
Пошив ушей, лап. Соединение деталей кроя. Соединение деталей кроя.
Художественное оформление игрушки.
Варианты работ: игрушка-подушка по желанию учащихся.
Бисероплетение 4часа
Аудиторные работы: Материалы и инструменты при работе с бисером.
Внеаудиторные работы: Плетение по схемам, листьев. Плетение по схеме цветов. Создание творческой работы в технике бисероплетения.
Варианты работ: картина или цветочная композиция по усмотрению учащихся.
Оригами 8 часов
Аудиторные работы: Виды бумаги. Схема творческой работы
Внеаудиторные работы: Технология выполнения модуля. Технология выполнения модуля. Изготовление модулей. Изготовление модулей. Собирание модулей по схеме творческой работы. Собирание модулей по схеме творческой работы. Художественное оформление работы.
Варианты работ: «Лебедь», «Сова», «Елка», или самостоятельно подбирают творческую работу из модулей.
Куклы 2 часа
Аудиторные работы: История куклы. Техника безопасности при работе с колющими и режущими инструментами.
Внеаудиторные работы: Семья куклы-закрутки
Варианты работ: дружная семейка(мама, папа, дети)
Соленое тесто 4 часа
Аудиторные работы: Технология изготовления соленого теста. Техника безопасности.
Внеаудиторные работы: Создание эскиза работы. Изготовление элементов картины из соленого теста. Способы раскрашивания деталей картины. Оформление картины.
Варианты работ: самостоятельно выбирают эскиз работы
Папье – маше 4 часа
Аудиторные работы: Материалы и инструменты.
Техника безопасности при работе в технике папье-маше
Внеаудиторные работы: Приемы лепки из массы. Техника выполнения объемной работы. Технология сушки, грунтовки, окраска.
Варианты работ: ваза с фруктами, декоративная бутылка, напольная ваза.
Отчётная выставка работ школьников 1час
Внеаудиторные работы: Организация и проведение школьной выставки школьников.
Предполагаемые результаты реализации программы
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил, культуры поведенияу обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:
личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки учащихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической деятельности по получению новых знаний, их преобразованию и применению, а также системы основополагающих элементов научного знания, лежащей в основе современной научной картины мира.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по общекультурной направленности «Культура дома» является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по общекультурной направленности «Культура дома» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий.
Учить высказыватьсвоё предположение (версию)
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно давать эмоциональную оценкудеятельности учащихся.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
Делать предварительный отбор источников информации.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: выполнять усложненные творческие работы на основе простейших творческих работ.
3. Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и творческой работе
Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.
Результаты программы внеурочной деятельности:
В обучающей сфере закрепление и расширение знаний и умений, полученных на уроках трудового обучения, изобразительного искусства, природоведения, литературы, способствовать их систематизации; обучение приемам работы с инструментами; обучение умению планирования своей работы; обучение приемам и технологии изготовления композиций; изучение свойств различных материалов; обучение приемам работы с различными материалами; обучение приемам самостоятельной разработки творческих работ и поделок.
В воспитательной сфере формирование чувства коллективизма; воспитание аккуратности; экологическое воспитание обучающихся.
В развивающей сфере – достигнуть высокого уровня умений и навыков в самостоятельной работе по организации и выполнению творческих работ учащихся; развитие у учащихся навыков самостоятельного мышления.
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов
Первый уровень
Результатов (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни)
Второй уровень
Результатов (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):
Третий уровень
Результатов (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия):
приобретение школьниками знаний об истории быта жителей России и Кубани, эстетического и культурного воспитания, развития творческих способностей, помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве.
развитие ценностных отношений школьника к прикладному творчеству, воспитание любви к природе родного края.
приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия взаимодействия с одноклассниками и взрослыми, сбора и обработки информации, реализации своих работ
Формы и виды контроля
Регулярно проводятся конкурсы творческих работ. Учитывая возрастные особенности учащихся, оценивание на занятиях осуществляется путём анализа того, что ученик выполняет хорошо и над чем ему следует поработать. Оценки не выставляются. В зависимости от содержания цели и задач занятия, возрастных особенностей и возможностей учащихся, используются различные формы занятий, где особое значение отводится принципам заинтересованности и занимательности, помогающей возбудить интерес и желание к самостоятельному выполнению творческой работы. Роль руководителя занятий сводится к тому, что он организует внимание детей, направляет их мысль, воображение, уточняет цели и задачи практических действий.
Занятия по данной программе удачно вписываются в систему образования и воспитания школьников, способствуя формированию воспитательно- познавательного характера и развития их личности.
Методические рекомендации
Декоративно-прикладное творчество – это педагогически организованный процесс, в котором учащимся передаются эстетические нормы жизни, создаются условия для усвоения и принятия обучающимися базовых знаний.
Развитие детей осуществляется в процессе социализации, последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
Особое внимание отводится практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению знаний и умений в реальных жизненных ситуациях, что позволяет реализовать компетентностный подход в обучении. В разработке программы использованы проблемно-диалогический, поисковый, проектный, деятельностный методы обучения, что обеспечивает решение одной из главных задач образования – формирование учебной деятельности школьников, позиции активного участника учебного процесса и самостоятельности в решении задач.
Новизна программы заключается в том, что она интегрирует различные образовательные линии: технологическую, культурологическую, краеведческую.
В течении изучения курса дети выполняют творческие задания в виде рефератов, докладов и презентаций, принимают участие со своими выполненными работами во внутришкольных, районных выставках, а после каждого изученного раздела имеют творческую работу подчеркивающую их индивидуальность.
7. Материально- техническое обеспечение
№ п/п
Название объектов и средств материально-технического обеспечения
Количество
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
1.
Большая книга поделок Белякова О.В.. М. 2009
1
2.
Что можно сделать из природного материала. Гульянц Э.К. М. 1991
1
3.
Мягкая игрушка. Деревянко.Н. Ростов-на-Дону, 2006
1
4.
Оригами для начинающих. Чудеса из бумаги. Герман. А. 2007