Методика организации индивидуальной работы на уроках технологии
Методика организации индивидуальной работы на уроках технологии
В результате обучения учащиеся на уроках технологии производят материальный продукт – изготовленное изделие (из древесины, металла, ткани, пищевых продуктов и других конструкционных материалов). Его изготовление, как правило, предъявляет к ученикам совершенно новые требования. Недостаточно просто запомнить или заучить содержание теоретического материала, они должны понять его, переработать и воспроизвести при выполнении практического задания.
Следовательно, основа уроков технологии – не слепое запоминание информации, а умение переработать ее и применить на практике.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методика организации индивидуальной работы на уроках технологии»
7.1 Методика организации индивидуальной работы на уроках технологии
В результате обучения учащиеся на уроках технологии производят материальный продукт – изготовленное изделие (из древесины, металла, ткани, пищевых продуктов и других конструкционных материалов). Его изготовление, как правило, предъявляет к ученикам совершенно новые требования. Недостаточно просто запомнить или заучить содержание теоретического материала, они должны понять его, переработать и воспроизвести при выполнении практического задания.
Следовательно, основа уроков технологии – не слепое запоминание информации, а умение переработать ее и применить на практике.
Как побудить учащихся в ходе работы к активной, интенсивной деятельности? (Не заставлять детей трудится, а увлечь трудом?Осуществить это возможно через рациональное сочетание традиционных методик преподавания и развивающего акцента новых технологий.
Учитывая формы организации работы, индивидуальная форма предполагает, что каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями. В качестве таких заданий может быть работа с учебником, другой учебной и познавательной литературой, разнообразными источниками (техническими журналами, книгами по домоводству).
В своей педагогической деятельности я выделяю два вида индивидуальных форм организации выполнения заданий: (индивидуальную и индивидуализированную.
Первая характеризуется тем, что деятельность ученика по выполнению общих для всего класса заданий осуществляется без контакта с другими школьниками, но в едином для всех темпе.
Например, при выполнении индивидуальных проектов ведется разработка последовательности изготовления изделия, подборка необходимых материалов и инструментов, составление отделки изделия.
При изучении ручных швов – составление монограмм.
При изучении раздела «Материаловедение» - составление макетов переплетения нитей.
Выполнение и изменение выкроек основы – при проектировании и изготовлении швейного изделия.
При изучении раздела «Кулинария» - составление инструкционных карт.
Вторая, индивидуализированная форма работы, предполагает учебно – познавательную деятельность учащихся над выполнением специфических заданий. Именно она позволяет регулировать темп продвижения в учении каждого школьника.
Таким образом, один из наиболее эффективных путей реализации индивидуальной формы организации учебной деятельности учащихся на уроке являются дифференцированные индивидуальные задания, особенно задания с печатной основой, которые освобождают учащихся от механической работы и позволяют при меньшей затрате времени значительно увеличить объем эффективной самостоятельной работы.
Тестовый контроль, заполнение таблиц.
При изучении темы «Машинные швы» учащиеся знакомятся с классификацией швов, с их условными и графическими изображениями, осваивают последовательные этапы выполнения шва. Наиболее эффективное усвоение материала достигается не репродуктивным методом обучения, когда идет запоминание и воспроизведение сообщаемой информации, а проблемно – поисковым, где степень сложности постановки задачи при изучении каждого нового шва должна повышаться.
При изучении первого шва в 5 классе учащиеся заполняют технологическую карту вместе с учителем, но графу применение шва заполняют сами, потом сравнивают с образцом и отвечают на контрольные вопросы.
Пример технологической карты
Название шва
Вид шва
Графическое
Изображение
Условное изображение
Выполнение шва
Образец шва
Применение шва
В 6 – 7классах учащиеся по образцам и названиям швов сами определяют, где, какой шов. В технологической карте графу название шва, условное изображение шва и его применение заполняют самостоятельно. После заполнения карты и выполнения швов, сравнивают с образцом и отвечают на дополнительные вопросы.
Для закрепления материала так же можно использовать карточки – задания с контрольными вопросами по вариантам.
При выполнении индивидуальных заданий не менее необходимым является контроль учителя за ходом выполнения заданий, его своевременная помощь в разрешении возникающих у учащихся затруднений. Причем для слабоуспевающих учеников дифференциация должна проявляться не столько в дифференциации заданий, сколько в мере оказываемой помощи учителем. Он наблюдает за их работой, следит, чтобы они работали правильными приемами, дает советы, наводящие вопросы, а при обнаружении, что многие ученики не справляются с заданием, учитель может прервать индивидуальную работу и дать всему классу дополнительные разъяснение.
Эта форма работы важна тем, что она учит индивидуальному труду и представляет большие возможности для самостоятельной работы, способствует воспитанию самостоятельности учащихся и служит подготовкой для занятий самообразованием.
Индивидуальную работу целесообразно проводить на всех этапах урока, при решении различных дидактических задач; при усвоении новых знаний и их закреплении, для формирования и закрепления умений и навыков, для обобщения и повторения пройденного, для контроля, для овладения исследовательским методом.
На уроках во время учебного процесса среди учащихся выявляю одаренных и учащихся с высокой мотивацией занятий по технологии. С такой категорией учащихся провожу дополнительные занятия по индивидуальной программе. Обычно эти учащиеся изъявляют желания принять участие на конкурсах, олимпиадах и НПК.
Содержание работы с одаренными детьми
Диагностика учащихся – методика оценки общей одаренности
Работа со способными и одаренными учащимися на уроках технологии –Использование системы заданий повышенной сложности:
задания на развитие творческого мышления – выполнение творческих работ учащихся;
задания на составление проектов – создание учащихся проектов в результате самостоятельной деятельности.
Внеклассная работа с учащимися – создание временных групп (группы по подготовке к олимпиадам) с учетом интересов учащихся.