Внеклассное мероприятие по технологии «ПРОФЕССИЯ: ВЫБИРАЕМ ВМЕСТЕ»
Внеклассное мероприятие по технологии «ПРОФЕССИЯ: ВЫБИРАЕМ ВМЕСТЕ»
Цели: расширить кругозор профессий, помочь учащимся выявить свои склонности к различным вида человеческой деятельности, содействовать планированию карьеры и будущего учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по технологии «ПРОФЕССИЯ: ВЫБИРАЕМ ВМЕСТЕ»»
МОУ СОШ № 3
Классный час – презентация
Классный руководитель 8 «а» класса
Обрезчикова Н. Я.
Г.Навашино
2008-2009г.
Классный час – презентация
«ПРОФЕССИЯ: ВЫБИРАЕМ ВМЕСТЕ»
Цели: расширить кругозор профессий, помочь учащимся выявить свои склонности к различным вида человеческой деятельности, содействовать планированию карьеры и будущего учащихся.
Ход мероприятия:
(Слайд 1) Учитель: Выбор профессии для современного школьника несколько отличается от выбора профессии десять-пятнадцать лет назад. Сейчас на вопрос «Кем быть?» практически невозможно ответить один раз. К нему можно (и нужно!) возвращаться в течение всей жизни. Ситуация вокруг нас стремительно меняется, и, чтобы не отстать или не остановиться на месте, нужно постоянно оглядываться, переосмысливать свою деятельность, свое место в происходящем вокруг.
За ответом на вопрос «Кем быть?» стоит множество других важных жизненных выборов. Все мы знаем, что зачастую профессия выбирается не только (и не столько) как род занятий, но и как определенный образ, стиль жизни, возможность получить определенный статус в обществе. Престижность тех или иных профессий меняется с течением времени вместе с изменением общественного сознания. Так, пару десятилетий назад большим уважением пользовались специалисты интеллектуального труда, или «люди науки», - инженеры-проектировщики, научные сотрудники и т. д. Важно отметить, что престижность профессии не обязательно совпадает с ее востребованностью на рынке труда. Так, профессии, которые уже много лет и до сегодняшнего дня считаются «элитными», - юрист, экономист и др. - далеко не самые востребованные. А специальности, которые на самом деле нужны обществу - рабочие, младший медицинский персонал, педагоги - успехом у современной молодежи не пользуются.
Информация о профессиях не является неизменной. Это та область знаний человека, которую необходимо постоянно обновлять. Каждый год происходит обновление около 500 видов труда, появляются новые профессии, а старые получают новые современные названия. Запомнить название и содержание каждой вновь появившейся профессии достаточно сложно, и смысла особого в этом нет. Чтобы найти подходящий род занятий для конкретного человека, не обязательно перебирать варианты конкретных профессий или специальностей. Можно начать с широкого выбора - определения профессиональной области, сферы профессиональной деятельности, отрасли.
Существует большое количество вариантов классификаций видов профессиональной деятельности, типов профессий.
В нашей стране наиболее распространенной является классификация профессий, автором которой является академик Е. А. Климов. Он выделяет пять типов профессий в соответствии с предметом труда (предмет труда - то основное, с чем работает конкретный специалист: люди, техника, явления природы, и т. д.). Итак: (Сл. 2)
1)Человек - природа. Представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования. Для того чтобы успешно работать в сфере, связанной с природой, недостаточно просто ее любить. Созерцательной любовью к природе обладает большое количество людей. Многие из нас любят отдохнуть весной на природе, с умилением понаблюдать за щенком в гостях у друзей или полюбоваться закатом на морском побережье. Но далеко не каждый обладает деятельной любовью к природе, связанной с познанием ее законов и их применением. Специалист данной сферы должен не просто все знать о живых организмах, но и прогнозировать возможные изменения и принимать меры. Что касается необходимых личностных качеств, то человек должен быть спокойным, уравновешенным, обладать терпением, способностью к кропотливому труду. Современные профессии данного типа: ветеринар, фитодизайнер, ландшафтный дизайнер, фармацевт.
2)Человек - техника. Обладатели профессий данного типа имеют дело с неживыми, техническими объектами труда. Особенность технических объектов в том, что они, как правило, могут быть точно измерены по многим признакам. При их обработке, преобразовании, перемещении или оценке от работника требуется точность, определенность действий. Большое значение здесь имеет также такое качество, как практическое мышление человека - техническая фантазия, способность мысленно соединять и разъединять технические объекты и их части. Среди современных профессий данного типа наиболее востребованы автослесарь, монтажник информационных (компьютерных) сетей, строительные специальности, технолог, инженер.
3) Человек - человек. Предметом интереса специалистов данного типа профессий являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста. Возможные действия, которые может совершать специалист, работающий с людьми: обучение, воспитание, управление, обслуживание, исследование. Главное содержание труда в профессиях этого типа - взаимодействие между людьми. Качества, необходимые для работы с людьми: устойчивое хорошее настроение во время работы с людьми, потребность в общении, способность мысленно ставить себя на место другого человека, быстро понимать состояние, намерения другого человека, а также терпение, умение находить общий язык с разными людьми. Современные профессии: продавец-консультант, менеджер (администратор, офис-менеджер, по персоналу, по продажам, по рекламе и т. д.), официант, психолог.
4) Человек - знаковая система. Представителей профессий данного типа занимают различные языки, условные знаки, схемы, символы, цифры, формулы, информация (текстовая, числовая, компьютерная). Специалисту, который работает со знаками, важно уметь, с одной стороны, отвлечься, абстрагироваться от реальных физических, химических, механических свойств предметов, уметь представить их сущность схематически. С другой стороны, не менее важно увидеть в схеме, графике, формуле «жизнь», то есть те реальные объекты или явления, которые стоят за условными обозначениями. Для этого необходимо уметь мысленно погружаться в мир сухих обозначений и сосредоточиваться на сведениях, которые они несут в себе. Здесь важны такие качества, как внимание, умение сосредоточиваться, терпимость к монотонной, иногда даже рутинной деятельности. Примеры профессий данного типа: программист, системный администратор, редактор, специалист по защите информации, переводчик, лингвист, экономист, аудитор.
5) Человек - художественный образ. Данные специалисты работают с явлениями, фактами художественного отображения действительности или сами создают эти факты, новые образы. Это может быть изобразительная, музыкальная, литературно-художественная, актерско-сценическая деятельность. Специфическое требование, которое предъявляется к профессиям данного типа, - наличие задатков, способностей к определенному виду творчества (рисованию, пению, писательскому искусству и т. д.), которые проявились достаточно рано. Речь идет о том, что мы в обычной жизни называем талантом. Кроме этого, важны творческое воображение, образное мышление, трудолюбие. Профессии данного типа: дизайнер (WEB-дизайнер, рекламный дизайнер, дизайнер по интерьеру, дизайнер-модельер), стилист, актер, режиссер, ди-дэюей.
В данной классификации речь идет о конкретных профессиях и требованиях к человеку, которые в них предъявляются. Следует отметить, что невозможно все профессии жестко отнести к определенному типу. Существуют профессии, которые можно отнести к разным типам: учитель биологии (человек - человек и человек - природа), секретарь - референт (человек - человек и человек - знаковая система), WEB-дизайнер (человек - знаковая система и человек - художественный образ).
Для того чтобы правильно представлять себе ситуацию на рынке труда, важно знать соотношение различных отраслей производства, секторов экономики в конкретном регионе. Современную ситуацию, сложившуюся в различных сферах рынка труда, в общем виде можно описать следующим образом.
(Сл. 3) Ученик 1. Топливно-энергетический комплекс традиционно и справедливо считается одной из самых «денежных» отраслей. По этой причине устроиться на предприятия нефтегазодобывающей промышленности достаточно сложно. Бытует мнение, что без блата и знакомых это вообще сделать невозможно. Безусловно, наличие связей, протекции облегчает задачу трудоустройства. Но главным требованием работодателя является все-таки знание основных технологических процессов и опыт работы по профилю. Поэтому молодым специалистам сложно сразу со студенческой скамьи устроиться на высокооплачиваемую работу в «нефтянке». Зато многие крупные вузы, готовящие специалистов данного профиля, практикуют заключение договоров с основными топливно-энергетическими компаниями, гарантирующими трудоустройство выпускников. Кроме этого, предусматриваются так называемые должности стажера, где есть возможность приобрести необходимый профессиональный опыт. В числе наиболее популярных специальностей данной сферы это инженеры по обслуживанию, проектированию, установке добывающего оборудования. Нужны начальники финансового, маркетингового отделов, отдела рынка сбыта.
(Сл. 4) Ученик 2. Производство товаров народного потребления (ТНП). Если говорить о сфере производства ТНП, то здесь нужны такие специалисты, как инженеры, технологи, проектировщики.
(Сл 5) Ученик 3. Пищевая промышленность также достаточно активно развивается в нашей стране. В данной отрасли востребованы инженеры-механики для контроля оборудования, специалисты по технологии пищевого производства, специалисты по качеству готовой продукции.
(Сл. 6) Ученик 4. Химическое, фармацевтическое, косметологическое производство. На государственных предприятиях данного профиля существует ситуация, которая не устраивает многих сотрудников: невысокая заработная плата, высокая сложность работы плюс вред для здоровья. Однако специалисты с соответствующим образованием и опытом работы в этой сфере имеют хороший шанс найти работу в небольших коммерческих организациях, занимающихся производством медицинских и косметологических препаратов. Сложность работы прежняя, и вред для здоровья также возможен, но зарабатывать можно побольше. Перспективы для карьерного роста в наибольшей степени предоставляет фармацевтическая отрасль.
(Сл. 7) Ученик 5. В текстильной промышленности, где новые и обновленные предприятия активно набирают кадры, требуются такие специалисты, как инженеры-механики для контроля оборудования, специалисты по технологии производства, специалисты по качеству готовой продукции.
(Сл. 8)Учитель. Разные сферы рынка труда предоставляют разные возможности для карьерного роста. По данным журнала «Гид молодого специалиста» активно в настоящий момент развиваются сферы рекламы, маркетинга. Высок спрос на персонал в сфере торговли, на специалистов по продажам. Вообще сфера торговли при большом желании и активности работника позволяет, в достаточно короткие сроки, вырасти в должности и повысить уровень заработка.
Неплохие шансы на карьерный рост у специалистов фармацевтической и телекоммуникационной отраслей, растет спрос на инженеров. Несмотря на стабильность спроса на финансистов и бухгалтеров, требования к этим специалистам увеличиваются.
Быстрыми темпами развивается страховой рынок, благодаря чему постоянно увеличивается потребность в кадрах в этой сфере. После некоторого спада набирает обороты рынок издательских услуг.
Вопросы для обсуждения:
• Назовите несколько профессий каждого типа (по Е. А. Климову) для каждой из отраслей современного рынка труда.
• К каким типам профессий относятся следующие профессии: менеджер по продажам автомобилей, патологоанатом, технический переводчик, гид-переводчик, зубной техник?
• Какие профессии нужны сегодня? Какие будут нужны всегда? Что влияет на «нужность» профессий?
ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ЧЕЛОВЕК - ПРОФЕССИЯ»
Цель выполнения упражнения: на ассоциативном, образном уровне научить школьников соотносить человека (в том числе и себя) с профессиями и таким образом повысить их готовность различать профессиональные стереотипы.
Игра проводится в круге, рассчитана на количество игроков от 8 до 20.
Основные этапы:
1. Рассказать инструкцию участникам:
«Сейчас мы загадаем любого из сидящих в круге, а кто-то постарается отгадать этого человека. Но отгадывать он будет с помощью одного-единственного вопроса: с какой профессией ассоциируется загаданный человек. Все участники по кругу должны будут назвать наиболее подходящую для загаданного профессию. Профессии могут повторяться. После этого у отгадывающего будет возможность подумать немного (примерно 30 - 40 секунд) и назвать свои варианты отгадки. Интересно, какой по счету вариант будет правильным?»
2. Затем выбирается отгадывающий (лучше, если это будет по желанию) и отправляется на некоторое время в коридор, а остальные быстро и тихо выбирают любого из присутствующих. При этом загаданным может быть и сам отгадывающий.
3. Приглашается отгадывающий, садится в круг и начинает всем по очереди задавать вопрос: «С какой профессией ассоциируется загаданный человек?». Каждый должен быстро дать ответ. Ответ должен быть правильным, но в то же время не являться подсказкой.
4. После того как все дали свои варианты ассоциаций, отгадывающий берет немного времени на раздумье и начинает называть тех, кто по его мнению, в наибольшей степени соответствует названным профессиям.
Провести обсуждение игры.
Если кого-то назвали по ошибке, то спросить у него, так ли уж сильно ошибся отгадывающий?
У того человека, которого загадали на самом деле, можно спросить, согласен ли он с названными профессиями, насколько они соответствуют его собственному представлению о себе.
У отгадывающего можно поинтересоваться (когда он уже будет знать, кого на самом деле загадали), чьи ответы-профессии помогали, а чьи мешали ему отгадывать.
Провести анкетирование «Предпочтительные виды профессиональной деятельности». Выявить склонность учеников к типу профессиональной деятельности.