kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеклассное мероприятие по технологии «ПРОФЕССИЯ: ВЫБИРАЕМ ВМЕСТЕ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: расширить кругозор профессий, помочь учащимся выявить свои склонности к различным вида человеческой деятельности, содействовать планированию карьеры и будущего учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по технологии «ПРОФЕССИЯ: ВЫБИРАЕМ ВМЕСТЕ»»



МОУ СОШ № 3






Классный час – презентация











Классный руководитель 8 «а» класса

Обрезчикова Н. Я.





Г.Навашино

2008-2009г.


Классный час – презентация

«ПРОФЕССИЯ: ВЫБИРАЕМ ВМЕСТЕ»


Цели: расширить кругозор профессий, помочь учащимся выявить свои склонности к различным вида человеческой деятельности, содействовать планированию карьеры и будущего учащихся.


Ход мероприятия:

(Слайд 1) Учитель: Выбор профессии для современного школьника несколько от­личается от выбора профессии десять-пятнадцать лет назад. Сейчас на вопрос «Кем быть?» практически невозможно ответить один раз. К нему можно (и нужно!) возвращаться в течение всей жизни. Ситуация вокруг нас стремительно меняется, и, чтобы не отстать или не остановиться на месте, нужно постоянно оглядываться, пе­реосмысливать свою деятельность, свое место в происходящем вокруг.

За ответом на вопрос «Кем быть?» стоит множество других важных жизненных выборов. Все мы знаем, что зачастую профес­сия выбирается не только (и не столько) как род занятий, но и как определенный образ, стиль жизни, возможность получить опреде­ленный статус в обществе. Престижность тех или иных профессий меняется с течением времени вместе с изменением общественного сознания. Так, пару десятилетий назад большим уважением поль­зовались специалисты интеллектуального труда, или «люди нау­ки», - инженеры-проектировщики, научные сотрудники и т. д. Важно отметить, что престижность профессии не обязательно сов­падает с ее востребованностью на рынке труда. Так, профессии, которые уже много лет и до сегодняшнего дня считаются «элитны­ми», - юрист, экономист и др. - далеко не самые востребованные. А специальности, которые на самом деле нужны обществу - рабо­чие, младший медицинский персонал, педагоги - успехом у совре­менной молодежи не пользуются.

Информация о профессиях не является неизменной. Это та область знаний человека, которую необходимо постоянно обновлять. Каждый год происходит обновление около 500 видов труда, появляются новые профессии, а старые получают новые со­временные названия. Запомнить название и содержание каждой вновь появившейся профессии достаточно сложно, и смысла осо­бого в этом нет. Чтобы найти подходящий род занятий для кон­кретного человека, не обязательно перебирать варианты конкрет­ных профессий или специальностей. Можно начать с широкого выбора - определения профессиональной области, сферы профес­сиональной деятельности, отрасли.

Существует большое количество вариантов классификаций ви­дов профессиональной деятельности, типов профессий.

В нашей стране наиболее распространенной является класси­фикация профессий, автором которой является академик Е. А. Климов. Он выделяет пять типов профессий в соответствии с предметом труда (предмет труда - то основное, с чем работает кон­кретный специалист: люди, техника, явления природы, и т. д.). Итак: (Сл. 2)

1) Человек - природа. Представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования. Для того чтобы успешно работать в сфере, связанной с природой, недостаточно просто ее любить. Со­зерцательной любовью к природе обладает большое количество людей. Многие из нас любят отдохнуть весной на природе, с уми­лением понаблюдать за щенком в гостях у друзей или полюбовать­ся закатом на морском побережье. Но далеко не каждый обладает деятельной любовью к природе, связанной с познанием ее законов и их применением. Специалист данной сферы должен не просто все знать о живых организмах, но и прогнозировать возможные изме­нения и принимать меры. Что касается необходимых личностных качеств, то человек должен быть спокойным, уравновешенным, обладать терпением, способностью к кропотливому труду. Совре­менные профессии данного типа: ветеринар, фитодизайнер, ланд­шафтный дизайнер, фармацевт.


2) Человек - техника. Обладатели профессий данного типа имеют дело с неживыми, техническими объектами труда. Особен­ность технических объектов в том, что они, как правило, могут быть точно измерены по многим признакам. При их обработке, преобразовании, перемещении или оценке от работника требуется точность, определенность действий. Большое значение здесь имеет также такое качество, как практическое мышление человека - тех­ническая фантазия, способность мысленно соединять и разъеди­нять технические объекты и их части. Среди современных профес­сий данного типа наиболее востребованы автослесарь, монтажник информационных (компьютерных) сетей, строительные специаль­ности, технолог, инженер.


3) Человек - человек. Предметом интереса специалистов дан­ного типа профессий являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста. Возможные действия, которые может совершать специалист, работающий с людьми: обу­чение, воспитание, управление, обслуживание, исследование. Главное содержание труда в профессиях этого типа - взаимодейст­вие между людьми. Качества, необходимые для работы с людьми: устойчивое хорошее настроение во время работы с людьми, по­требность в общении, способность мысленно ставить себя на место другого человека, быстро понимать состояние, намерения другого человека, а также терпение, умение находить общий язык с разны­ми людьми. Современные профессии: продавец-консультант, ме­неджер (администратор, офис-менеджер, по персоналу, по про­дажам, по рекламе и т. д.), официант, психолог.


4) Человек - знаковая система. Представителей профессий данного типа занимают различные языки, условные знаки, схемы, символы, цифры, формулы, информация (текстовая, числовая, компьютерная). Специалисту, который работает со знаками, важно уметь, с одной стороны, отвлечься, абстрагироваться от реальных физических, химических, механических свойств предметов, уметь представить их сущность схематически. С другой стороны, не ме­нее важно увидеть в схеме, графике, формуле «жизнь», то есть те реальные объекты или явления, которые стоят за условными обо­значениями. Для этого необходимо уметь мысленно погружаться в мир сухих обозначений и сосредоточиваться на сведениях, которые они несут в себе. Здесь важны такие качества, как внимание, уме­ние сосредоточиваться, терпимость к монотонной, иногда даже ру­тинной деятельности. Примеры профессий данного типа: програм­мист, системный администратор, редактор, специалист по за­щите информации, переводчик, лингвист, экономист, аудитор.


5) Человек - художественный образ. Данные специалисты рабо­тают с явлениями, фактами художественного отображения действи­тельности или сами создают эти факты, новые образы. Это может быть изобразительная, музыкальная, литературно-художественная, актерско-сценическая деятельность. Специфическое требование, которое предъявляется к профессиям данного типа, - наличие за­датков, способностей к определенному виду творчества (рисова­нию, пению, писательскому искусству и т. д.), которые проявились достаточно рано. Речь идет о том, что мы в обычной жизни называ­ем талантом. Кроме этого, важны творческое воображение, образ­ное мышление, трудолюбие. Профессии данного типа: дизайнер (WEB-дизайнер, рекламный дизайнер, дизайнер по интерьеру, ди­зайнер-модельер), стилист, актер, режиссер, ди-дэюей.

В данной классификации речь идет о конкретных профессиях и требованиях к человеку, которые в них предъявляются. Следует отметить, что невозможно все профессии жестко отнести к опреде­ленному типу. Существуют профессии, которые можно отнести к разным типам: учитель биологии (человек - человек и человек - природа), секретарь - референт (человек - человек и человек - зна­ковая система), WEB-дизайнер (человек - знаковая система и чело­век - художественный образ).

Для того чтобы правильно представлять себе ситуацию на рын­ке труда, важно знать соотношение различных отраслей производ­ства, секторов экономики в конкретном регионе. Современную си­туацию, сложившуюся в различных сферах рынка труда, в общем виде можно описать следующим образом.


(Сл. 3) Ученик 1. Топливно-энергетический комплекс традиционно и справед­ливо считается одной из самых «денежных» отраслей. По этой причине устроиться на предприятия нефтегазодобывающей про­мышленности достаточно сложно. Бытует мнение, что без блата и знакомых это вообще сделать невозможно. Безусловно, наличие связей, протекции облегчает задачу трудоустройства. Но главным требованием работодателя является все-таки знание основных тех­нологических процессов и опыт работы по профилю. Поэтому мо­лодым специалистам сложно сразу со студенческой скамьи устро­иться на высокооплачиваемую работу в «нефтянке». Зато многие крупные вузы, готовящие специалистов данного профиля, практи­куют заключение договоров с основными топливно-энергети­ческими компаниями, гарантирующими трудоустройство выпуск­ников. Кроме этого, предусматриваются так называемые должности стажера, где есть возможность приобрести необходимый про­фессиональный опыт. В числе наиболее популярных специальностей данной сферы это ин­женеры по обслуживанию, проектированию, установке добы­вающего оборудования. Нужны начальники финансового, марке­тингового отделов, отдела рынка сбыта.


(Сл. 4) Ученик 2. Производство товаров народного потребления (ТНП). Если говорить о сфере производства ТНП, то здесь нужны такие спе­циалисты, как инженеры, технологи, проектировщики.


(Сл 5) Ученик 3. Пищевая промышленность также достаточно активно разви­вается в нашей стране. В данной отрасли востребованы инженеры-механики для контроля оборудования, специалисты по технологии пищевого производства, специалисты по качеству готовой про­дукции.


(Сл. 6) Ученик 4. Химическое, фармацевтическое, косметологическое произ­водство. На государственных предприятиях данного профиля су­ществует ситуация, которая не устраивает многих сотрудников: невысокая заработная плата, высокая сложность работы плюс вред для здоровья. Однако специалисты с соответствующим образова­нием и опытом работы в этой сфере имеют хороший шанс найти работу в небольших коммерческих организациях, занимающихся производством медицинских и косметологических препаратов. Сложность работы прежняя, и вред для здоровья также возможен, но зарабатывать можно побольше. Перспективы для карьерного роста в наибольшей степени предоставляет фармацевтическая от­расль.


(Сл. 7) Ученик 5. В текстильной про­мышленности, где новые и обновленные предприятия активно на­бирают кадры, требуются такие специалисты, как инженеры-механики для контроля оборудования, специалисты по технологии производства, специалисты по качеству готовой про­дукции.


(Сл. 8) Учитель. Разные сферы рынка труда предоставляют разные возможности для карьерного роста. По данным журнала «Гид молодого специа­листа» активно в настоящий момент развиваются сферы рекламы, маркетинга. Высок спрос на персонал в сфере торговли, на специалистов по продажам. Вообще сфера торговли при большом желании и активности работника позволяет, в достаточно короткие сроки, вырасти в должности и повысить уровень заработка.

Неплохие шансы на карьерный рост у специалистов фарма­цевтической и телекоммуникационной отраслей, растет спрос на инженеров. Несмотря на стабильность спроса на финансистов и бухгалтеров, требования к этим специалистам увеличиваются.

Быстрыми темпами развивается страховой рынок, благодаря чему постоянно увеличивается потребность в кадрах в этой сфере. После некоторого спада набирает обороты рынок из­дательских услуг.


Вопросы для обсуждения:

• Назовите несколько профессий каждого типа (по Е. А. Климову) для каждой из отраслей современного рынка труда.

• К каким типам профессий относятся следующие профессии: менеджер по продажам автомобилей, патологоанатом, технический переводчик, гид-переводчик, зубной техник?

• Какие профессии нужны сегодня? Какие будут нужны все­гда? Что влияет на «нужность» профессий?


ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ЧЕЛОВЕК - ПРОФЕССИЯ»

Цель выполнения упражнения: на ассоциативном, образном уровне научить школьников соотносить человека (в том числе и себя) с профессиями и таким образом повысить их готовность раз­личать профессиональные стереотипы.

Игра проводится в круге, рассчитана на количество игроков от 8 до 20.

Основные этапы:

1. Рассказать инструкцию участникам:

«Сейчас мы загадаем любого из сидящих в круге, а кто-то постарается отгадать этого человека. Но отгадывать он будет с помощью одного-единственного вопроса: с какой профессией ассоциируется загаданный человек. Все участники по кругу должны будут назвать наиболее подходящую для загаданного профессию. Профессии могут повто­ряться. После этого у отгадывающего будет возможность подумать немного (примерно 30 - 40 секунд) и назвать свои варианты отгадки. Интересно, какой по счету вариант будет правильным?»

2. Затем выбирается отгадывающий (лучше, если это будет по желанию) и отправляется на некоторое время в коридор, а осталь­ные быстро и тихо выбирают любого из присутствующих. При этом загаданным может быть и сам отгадывающий.

3. Приглашается отгадывающий, садится в круг и начинает всем по очереди задавать вопрос: «С какой профессией ассоциируется загаданный человек?». Каждый должен быстро дать ответ. От­вет должен быть правильным, но в то же время не являться под­сказкой.

4. После того как все дали свои варианты ассоциаций, отгады­вающий берет немного времени на раздумье и начинает называть тех, кто по его мнению, в наибольшей степени соответствует на­званным профессиям.

Провести обсуждение игры.

Если кого-то назвали по ошибке, то спросить у него, так ли уж сильно ошибся отгадывающий?

У того человека, которого загадали на са­мом деле, можно спросить, согласен ли он с названными профес­сиями, насколько они соответствуют его собственному представле­нию о себе.

У отгадывающего можно поинтересоваться (когда он уже будет знать, кого на самом деле загадали), чьи ответы-профессии помогали, а чьи мешали ему отгадывать.


Провести анкетирование «Предпочтительные виды профессиональной деятельности». Выявить склонность учеников к типу профессиональной деятельности.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Внеклассное мероприятие по технологии «ПРОФЕССИЯ: ВЫБИРАЕМ ВМЕСТЕ»

Автор: Обрезчикова Наталья Яновна

Дата: 18.01.2017

Номер свидетельства: 381074

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Внеклассное мероприятие по технологии Игра — путешествие «В страну творцов» "
    ["seo_title"] => string(85) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-po-tiekhnologhii-ighra-putieshiestviie-v-stranu-tvortsov"
    ["file_id"] => string(6) "151204"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1420647428"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Внеклассное мероприятие  Устный журнал «Химия в профессиях» "
    ["seo_title"] => string(67) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-ustnyi-zhurnal-khimiia-v-profiessiiakh"
    ["file_id"] => string(6) "223748"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1438097445"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) ""Моя будущая профессия - повар""
    ["seo_title"] => string(31) "moiabudushchaiaprofiessiiapovar"
    ["file_id"] => string(6) "315861"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1459962969"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Воспитательный план для 8 класса"
    ["seo_title"] => string(34) "vospitatiel-nyi-plan-dlia-8-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "263149"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1449494950"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Способности преподавателя и способы педагогической деятельности."
    ["seo_title"] => string(68) "sposobnostipriepodavatieliaisposobypiedaghoghichieskoidieiatielnosti"
    ["file_id"] => string(6) "307296"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458305434"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства