Просмотр содержимого документа
«Викторина "Знатоки своего дела" для учащихся 9 классов»
Конкурс-викторина: «Знатоки швейного дела»
Данная методическая разработка предназначена для проведения в 9 классах внеклассного мероприятия в рамках «Декады труда», обучающихся швейному делу.
Цель: обобщение знаний по швейному делу в игровой форме
Задачи:
Образовательная задача: Выявить знания учащихся по курсу «Швейное дело».
Коррекционно – развивающие задачи: развивать познавательный интерес к предмету, корригировать мышление, память через включение в мероприятие заданий на сравнение, обобщение; развивать внимание, наблюдательность, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.
Воспитательные задачи: воспитывать положительную мотивацию при выполнении практических заданий; формировать эстетический вкус, творческое воображение; воспитывать активность, самостоятельность, уважительное отношение друг к другу. Воспитывать умение работать в команде, прививать познавательный интерес.
Оборудование и материалы:компьютер; проектор; проекционный экран.
Карточки, жетоны, карандаши, фломастеры, материалы (пословицы, стихи, картинки, и т.д.)
Структура мероприятия:
1) Знакомство, выбор жюри, приветствие команд
2) Проведение конкурсов
3) Подведение итогов
4) Награждение команд
Методические рекомендации
Викторина проводится в рамках предметной недели по профессии . Участники делятся на две команды, деление на команды производится путем жеребьевки. Рекомендуемое количество участников в команде 4-6 человек. Викторина проводится в кабинете спецдисциплин. Для участников и жюри расставляются столы. Материальное оснащение располагается на отдельном столе. В жюри входят преподаватели всего 3 человека. Если участники команды не отвечают на вопрос, он адресуется зрителям. Зрители отвечают в пользу команды, за которую болеют.
Ход занятия.
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие к необычной вершине - к вершине Мастерства. В пути нам пригодятся все наши знания, умения и старания. Участницы должны быть смелыми, дружными, смекалистыми чтобы пройти весь путь к вершине Мастерства.
Сегодня в нашем профессиональном конкурсе участвуют две команды. Давайте познакомимся поближе с командами девочек : “Потрные ”и “Швеи ”. Каждой из команд будет представлена возможность продемонстрировать то, чему вы научились на уроках швейного дела. И главное – не победить в конкурсе, а хорошо и интересно провести время, проверить и закрепить свои знания и умения, и хотелось бы, чтобы вы отнеслись ко всему с юмором, помогали друг другу и радовались бы за команду соперниц так же, как и за себя. Желаю удачи!
Жюри будет оценивать ответы участников. За правильный ответ начисляется один балл. Наиболее активные участники из числа зрителей тоже будут отмечены. Вы готовы к путешествию? Тогда вперед!
Конкурс «Слова спрятались» Анаграммы
ИЕЕЛДЗИ (Изделие.)
ОНБЛША (Шаблон.)
ПЕРСНАТОК (Наперсток.)
ЦЫНИНОЖ (Ножницы.)
НОЛОКВО (Волокно.)
УФНРТИРУА (Фурнитура.)
ЫВАТКЧА (Вытачка.)
КСАЛКДА (Складка.)
ЕДОМРЕЬЛ (Модельер.)
ШИНИЕВЫВА (ВЫШИВАНИЕ)
НЕМАКЕН ( маникен)
НАКТЬ (ткнь)
ГЮТУ (утюг)
ТИНКИ (нитки)
ГАЛИ (игла)
2.Конкурс. «Станция Загадочная»
Наша тетушка игла
Строчку по полю вела.
Строчка в строчку, строчка в строчку,
Будет платье вашей дочке. (Швейная машина)
Могу я ровно шов прошить
И обработать край.
Могу я петельки прошить
И даже пуговку пришить.
Могу я даже вышивать,
Любой рисунок выбивать. (Швейная машина)
Похожа на иголку,
ведь она – моя сестра.
Только у меня как шарик
Округлилась голова.
Портнихе верно я служу,
Детали крепенько держу. (Булавка)
Всех на свете обшивает,
Что сошьёт - не надевает.
Тонконогая Желила
Всех одела-нарядила.
На самой, бедняжке,
Даже нет рубашки.(Игла)
Сделаны из железа,
Умеют стричь и резать.
Когда они встречаются,
Части разделяются. (Ножницы)
Я на пальцы надеваюсь,
Режу я, а не кусаюсь.
Ровно ты меня держи,
Прямо режь по линии. (Ножницы)
Кто боится уколоться, -
Пригласить меня придётся, -
Я помощник в рукоделье.
Отгадать меня сумели? (Напёрсток)
На стене висит ежонок.
Сразу видно, что ребенок.
И булавки к ряду ряд в спинке у него точат. (Игольница)
Я есть у тех, кто очень любит шить,
Бываю разной формы и расцветки,
Во мне иголки хорошо хранить.
Кто я такая? - Догадались, детки? (Игольница)
Я фигуру обмеряю,
Весь в полосках,
Цифры знаю.
А длинною - ровно в метр.
Называюсь… (Сантиметр).
Аккуратные подружки:
Любо-дорого взглянуть -
Застегнулись поработать,
Расстегнулись отдохнуть. (Пуговицы)
Все одеть ее хотят.
И на ней весь день висят.
И пальто, и куртки,
Когда придем с прогулки. (Вешалка)
Бываю часто я бумажной,
И подхожу к размерам вашим,
В себе несу черты модели,
Которую вы б сшить хотели.
Кто любит шить, - всегда найдёт
Меня в любом журнале мод. (Выкройка)
3.Конкурс. «Станция Пословицы».
Задание : из 2 слов составить пословицу по ключевым словам..
Рыбка, пруд (Без труда не выловишь рыбку из пруда)
Дело, мастер (Дело мастера боится)
Дело, потеха (Делу время, потехе час)
Отмерь, отрежь (Семь раз отмерь, один раз отрежь)
Дело, смело (Кончил дело, гуляй смело)
Терпенье, перетрут (Терпенье и труд все перетрут)
4.Конкурс «Четвертый лишний»
Задание: найти «лишнее» слово, которое стоит вне логического ряда.
Задание: необходимо определить, кто поступает неправильно в той или иной ситуации, и объяснить почему.
Ситуативные задачи:
*Аня гладила белье. Из соседней комнаты доносились звуки любимой телевизионной передачи. Девочка оставила утюг на гладильной доске и пошла смотреть передачу.
*Маша очень любит шить. И когда она увлечена этим занятием, может во время работы взять иглы и булавки в рот.
*Во время работы на швейной машине Таня близко наклоняется к ее движущимся частям. «Так лучше видно стачиваемые изделия!», - говорит она.
*Мама попросила дочь выключить утюг. Дочь дернула за шнур. Утюг отключился.
*Папа позвал дочку к ужину. Прервав шитье, Лиза воткнула иглу в диванную подушку.
Задание : стрелочками укажи правильный ответ.
Что необходимо выполнить перед началом работы?
Прежде чем приступить к работе на швейной электрической машине необходимо проверить -
На резиновом коврике
Назовите опасные места швейной машины
Одеть спецодежду
Электрический шнур
Выполняя влажно – тепловые работы необходимо стоять…
Игла, маховое колесо.
КОНКУРС «ЧТО ЭТО?» (чёрный ящик)
Задание : отгадай что находится в черном ящике.
1-я команда: Изделие относится к плечевой группе. Выполняется в основном из хлопчатобумажной ткани. При пошиве применяются следующие швы: двойной, окантовочный, шов вподгибку с закрытым срезом. Эта вещь делает ночной отдых более комфортным. (Ночная сорочка)
2-я команда: Изделие относится к поясной группе. Выполняется из всех видов ткани. Может быть частью костюма или самостоятельным изделием. Носят как мужчины, так и женщины. (Брюки).
Конкурс «Слова потеряшки»
Задание:найдите название тканей в предложениях.
ШЁЛ КОСОЙ ДОЖДЬ.
БАЙКАЛ – САМОЕ БОЛЬШОЕ ПРЕСНОЕ ОЗЕРО В МИРЕ.
СТАРЫЙ КЛЁН НАКЛОНИЛСЯ.
ПАХЛО ПОКРЫВАЛО СЫРОСТЬЮ
САТИН
СИТЕЦ
БЯЗЬ
ШЕРСТЬ
Конкурс «Волшебные примеры» Задание: на экране даны примеры, но непростые, решив эти примеры, у вас должно получиться слово, связанное со швейным делом.
Наволочка = Набор-бор+волчок-чок+очка
По +додумать-мать-у+е+ (пояльник- по)= Пододеяльник
Просто –о+ государыня-государ =Простыня
Полотенце = Купол –ку+отец-ец+блюдце-блю
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Конкурс «Назови пословицу»
Задание: Зачеркните одинаковые буквы и слоги, а из оставшихся по горизонтальным рядам сложите текст русской пословицы
Делаешь наспех — сделаешь на смех.
де
ма
ла
ли
ешь
ко
нас
си
пех
по
ли
-сде
ко
лае
си
шь
ма
на
по
см
ех.
Иголка маленькая, да колет больно.
иг
во
ол
си
ка
фа
ма
юр
ле
яр
юр
нь
яр
кая,
то
да
то
ко
фа
лет
бо
си
ль
во
но.
Сошьёшь наспех — людям на смех.
со
до
шь
ре
ёшь
си
нас
ля
пех
ми
ре
-лю
си
дям
до
на
ля
см
ми
ех.
Мастером нельзя родится, мастерству надо учиться.
ма
ля
ст
ре
ер
си
ом
ми
не
фа
фа
ль
со
зя
но
ро
во
ди
ко
тся,
мас
ко
те
си
рст
ло
ву
ре
на
ми
ля
до
во
уч
но
ить
со
ся.
ло
Конкурс «Ребусы»
Ножницы
Пяльцы
Нитки
Иголка
Подведём итог встречи команд. Подсчитаем количество очков у команд. Выигрывает команда, у которой наибольшее количество очков.