kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"ОНИ ЗНАЮТ ВСЁ!" : Библиотечный урок, посвященный справочной литературе, энциклопедиям, словарям для учащихся 3-4 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

ОНИ ЗНАЮТ ВСЁ!

Библиотечный урок, посвященный справочной литературе, энциклопедиям, словарям

для учащихся 3-4 классов

Цель урока: заинтересовать ребят справочной литературой, научить ею пользоваться.

Задачи: познакомить ребят с понятием: справочная литература. самостоятельному поиску нужного материала, заинтересовать справочной литературой, воспитывать любовь к книге, чтению, библиотеке.

 К уроку оформляется выставка: “Книги, которые помогут всем” с презентацией  справочных изданий, имеющихся в библиотеке.

Ход занятия:

Человек не может хранить в памяти все: события прошлого и настоящего, даты, цифры, названия, имена. И когда нужен ответ на вопрос или какая-то справка, на помощь приходит справочная литература. Сложный путь прошла отечественная справочная литература: от древних летописных сводов, первых «азбуковников», толковавших непонятные слова, и «подорожников» - дорожных карт – до многотомных энциклопедий и разнообразных справочных трудов. Слово «энциклопедия» родилось на берегах древней Эллады. В переводе на русский язык оно означает «обучение кругу знаний, умений». Любой творческий труд, а он начинается уже за школьной партой, немыслим без постоянного обращения к энциклопедиям и другим справочным изданиям. Подумайте и ответьте, какие энциклопедии и справочные книги вы уже знаете? Словарь и справочник – книги скупые и щедрые одновременно: в них нет ничего лишнего и есть много нужного. Одни подскажут вам названия рек, городов, морей; другие расскажут о растениях; третьи – о машинах. Есть словари, которые подскажут, что значит незнакомое слово, откуда оно пришло. Скажите, словари и справочники отличаются друг от друга? Чем, как вы думаете? В словарях слова собраны по алфавиту, в справочнике – по отдельным темам.

А теперь вспомните, как переводится слово «энциклопедия»? В настоящее время энциклопедия представляет собой словарь с подробными статьями по разным предметам. Все, что излагается в энциклопедиях, излагается кратко, сжато для первого ознакомления. Очень полезно начинать свои розыски с энциклопедий, но никак нельзя останавливаться на этом. Энциклопедия всегда дает только ниточку в руки, а надо разматывать весь клубок до конца. Иначе можно остаться полузнайкой. Поэтому помните: то, что вы вычитаете в своей энциклопедии – лишь первая ступень к знанию. Все энциклопедии имеют общую черту: в них легко найти нужное слово. Статьи расположены либо по алфавиту, либо указатель имен и предметов подскажет, на какой странице искать. Запомните: чем раньше вы научитесь пользоваться справочной литературой, тем легче вам будет учиться, овладевать новыми знаниями.  

В нашей библиотеке имеются энциклопедии по географии, истории, литературе, спорту, также очень известные энциклопедии «Я познаю мир», «Энциклопедия для детей». Энциклопедии очень красочные, интересные, на каждой странице — цветные иллюстрации, фотографии, портреты ученых. А еще для вас выпускаются справочные книги по отдельным темам: о металлах, о машинах, о птицах, о растениях и т.д.

Ребята, у кого есть дома энциклопедия?

К разновидностям справочной литературы также относятся словари. Словарей очень много в нашей библиотеке.

Словарь — это сборник слов (обычно в алфавитном порядке)  с пояснениями, толкованиями или с переводом на другой язык ( С.И. Ожегов «Словарь русского языка»). У нас имеются такие словари: этимологические, фразеологические, эпические, орфоэпические, орфографические, словари Ожегова С.И.,( в нескольких томах), словари русского языка Владимира Даля,  морфемно — орфографические словари, грамматические словари русского языка, словари иноязычных слов,   краткие толковые словари и многие многие др. Первая часть урока подошла к концу. Ребята, что вы можете сказать об энциклопедиях, словарях и  справочниках?

А теперь, ребята, мы с вами перейдем на вторую часть нашего урока, итак мини —  викторина  «В мире книг».  Для этого вы должны разделиться  на две команды:    «Знатоки» и «Умники».

Игра состоит из трех интересных  конкурсов, итак, первый конкурс:

I. Конкурс «Интересные загадки»

1.Без языка, без голоса, а все расскажет? (книга)

2.Семя плоско, поле гладко, кто умеет, тот и сеет, семя не всходит, а плод приносит? (бумага, буквы, пишущий)

3.Черные, кривые, от рожденья все немые, станут в ряд, сейчас заговорят? (буквы)

4.Каждый сколько нужно берет, а все остается? (знание)

5.Сама мала, а ума придала? (книга)

6.Молчалива и скромна, интересна и умна, догадайся, кто она? (книга)\

7.Черный Ивашка, деревяная рубашка, где пройдется, там след остается?(карандаш)

8.По черной земле белый заяц пробежал? (мел)

9.Белое поле, черное семя, кто поле сеет, тот и разумеет? ( бумага, буквы, пишущий)

10.Маленький Ивашка, красная рубашка, где носом ткнет, там черту проведет? (карандаш)

11.Какая водица только для грамотных годится? (чернила)

12.Хорошо видит, а слепой? (неграмотный)

13.Мал малышок, а мудрые пути указывает? (перо)

14.Неграмотный, а весь век пишет? (карандаш)

15.Что находиться между рекой и берегом? (буква И)

16.Черные чернизины, как они нанизаны! Засмотрелся Фома — понабрался ума? (буквы, знание)

17.Кто же этот добрый, друг молчаливый, мудрый, правдивый и справедливый? Видеть — не видит, слышать — не слышет, молча все скажет, все нам опишет, правде научит, кривду осудит, с нами порою, весело шутит? (книга)

18.Не на меру, не на вес, а у всех людей он есть? (ум)

19.Пятеро волов одной сохой пашут? ( бумага, буквы, пишущий)

20.Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает? (книга)

                        II. Конкурс.  Пословицы и поговорки  про знание.

(Какая команда больше знает пословицы и поговорки про знание, труд и грамоте)

1. Не учи безделью, а учи рукоделью.

2.Труд человека кормит, а лень портит.

3.Дело мастера боится.

4.Знание — лучше богатства.

5.Мир освещается солнцем, а человек — знанием.

6.Красна птица перьем, а человек ученьем.

7.Наукой люди кормятся.

8.Не говори чему учился, а говори, что узнал.

9.С книгой поведешься — ума наберешься.

10.Уменье везде найдет примененье.

                                    III. Конкурс. Продолжить пословицу:

Век живи — век учись.

Не красна книга письмом, красна  умом.

Без труда не вытащишь, и рыбку из пруда.

Ученье -  свет, а неученье -  тьма.

Молодцы, ребята! Сегодняшний урок подошел к концу. Я думаю, вам пригодятся знания, полученные на нем. До новых встреч!

Литература:

1.      Юрмин Г. Про тетрадь и карту, карандаш и парту. – М.: Дет. лит., 1983.

2.      Дорохов А. Зеленый… Желтый…Красный! – М.: Дет.

3.      Детская энциклопедия. – Прил. к газете “Аргументы и факты”.- Познавательный журнал для девочек и мальчиков. - 1998. - № 5

4.      Дорохов А.А. Про тебя самого: Научно-худ. литература. / Художники Н.Мищенко, В. Освер.- М.: Дет. лит., 1989. – 56с.:ил.

5.      АБВГ. – Детский ежемесячный журнал. – 2007. - № 9.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"ОНИ ЗНАЮТ ВСЁ!" : Библиотечный урок, посвященный справочной литературе, энциклопедиям, словарям для учащихся 3-4 классов »

ОНИ ЗНАЮТ ВСЁ!

Библиотечный урок, посвященный справочной литературе, энциклопедиям, словарям

для учащихся 3-4 классов

Цель урока: заинтересовать ребят справочной литературой, научить ею пользоваться.

Задачи: познакомить ребят с понятием: справочная литература. самостоятельному поиску нужного материала, заинтересовать справочной литературой, воспитывать любовь к книге, чтению, библиотеке.

К уроку оформляется выставка: “Книги, которые помогут всем” с презентацией справочных изданий, имеющихся в библиотеке.

Ход занятия:

Человек не может хранить в памяти все: события прошлого и настоящего, даты, цифры, названия, имена. И когда нужен ответ на вопрос или какая-то справка, на помощь приходит справочная литература. Сложный путь прошла отечественная справочная литература: от древних летописных сводов, первых «азбуковников», толковавших непонятные слова, и «подорожников» - дорожных карт – до многотомных энциклопедий и разнообразных справочных трудов. Слово «энциклопедия» родилось на берегах древней Эллады. В переводе на русский язык оно означает «обучение кругу знаний, умений». Любой творческий труд, а он начинается уже за школьной партой, немыслим без постоянного обращения к энциклопедиям и другим справочным изданиям. Подумайте и ответьте, какие энциклопедии и справочные книги вы уже знаете? Словарь и справочник – книги скупые и щедрые одновременно: в них нет ничего лишнего и есть много нужного. Одни подскажут вам названия рек, городов, морей; другие расскажут о растениях; третьи – о машинах. Есть словари, которые подскажут, что значит незнакомое слово, откуда оно пришло. Скажите, словари и справочники отличаются друг от друга? Чем, как вы думаете? В словарях слова собраны по алфавиту, в справочнике – по отдельным темам.

А теперь вспомните, как переводится слово «энциклопедия»? В настоящее время энциклопедия представляет собой словарь с подробными статьями по разным предметам. Все, что излагается в энциклопедиях, излагается кратко, сжато для первого ознакомления. Очень полезно начинать свои розыски с энциклопедий, но никак нельзя останавливаться на этом. Энциклопедия всегда дает только ниточку в руки, а надо разматывать весь клубок до конца. Иначе можно остаться полузнайкой. Поэтому помните: то, что вы вычитаете в своей энциклопедии – лишь первая ступень к знанию. Все энциклопедии имеют общую черту: в них легко найти нужное слово. Статьи расположены либо по алфавиту, либо указатель имен и предметов подскажет, на какой странице искать. Запомните: чем раньше вы научитесь пользоваться справочной литературой, тем легче вам будет учиться, овладевать новыми знаниями.

В нашей библиотеке имеются энциклопедии по географии, истории, литературе, спорту, также очень известные энциклопедии «Я познаю мир», «Энциклопедия для детей». Энциклопедии очень красочные, интересные, на каждой странице — цветные иллюстрации, фотографии, портреты ученых. А еще для вас выпускаются справочные книги по отдельным темам: о металлах, о машинах, о птицах, о растениях и т.д.

Ребята, у кого есть дома энциклопедия???

К разновидностям справочной литературы также относятся словари. Словарей очень много в нашей библиотеке.

Словарь — это сборник слов (обычно в алфавитном порядке) с пояснениями, толкованиями или с переводом на другой язык ( С.И. Ожегов «Словарь русского языка»). У нас имеются такие словари: этимологические, фразеологические, эпические, орфоэпические, орфографические, словари Ожегова С.И.,( в нескольких томах), словари русского языка Владимира Даля, морфемно — орфографические словари, грамматические словари русского языка, словари иноязычных слов, краткие толковые словари и многие многие др. Первая часть урока подошла к концу. Ребята, что вы можете сказать об энциклопедиях, словарях и справочниках?

А теперь, ребята, мы с вами перейдем на вторую часть нашего урока, итак мини — викторина «В мире книг». Для этого вы должны разделиться на две команды: «Знатоки» и «Умники».

Игра состоит из трех интересных конкурсов, итак, первый конкурс:


I. Конкурс «Интересные загадки»

1.Без языка, без голоса, а все расскажет? (книга)

2.Семя плоско, поле гладко, кто умеет, тот и сеет, семя не всходит, а плод приносит? (бумага, буквы, пишущий)

3.Черные, кривые, от рожденья все немые, станут в ряд, сейчас заговорят? (буквы)

4.Каждый сколько нужно берет, а все остается? (знание)

5.Сама мала, а ума придала? (книга)

6.Молчалива и скромна, интересна и умна, догадайся, кто она? (книга)\

7.Черный Ивашка, деревяная рубашка, где пройдется, там след остается?(карандаш)

8.По черной земле белый заяц пробежал? (мел)

9.Белое поле, черное семя, кто поле сеет, тот и разумеет? ( бумага, буквы, пишущий)

10.Маленький Ивашка, красная рубашка, где носом ткнет, там черту проведет? (карандаш)

11.Какая водица только для грамотных годится? (чернила)

12.Хорошо видит, а слепой? (неграмотный)

13.Мал малышок, а мудрые пути указывает? (перо)

14.Неграмотный, а весь век пишет? (карандаш)

15.Что находиться между рекой и берегом? (буква И)

16.Черные чернизины, как они нанизаны! Засмотрелся Фома — понабрался ума? (буквы, знание)

17.Кто же этот добрый, друг молчаливый, мудрый, правдивый и справедливый? Видеть — не видит, слышать — не слышет, молча все скажет, все нам опишет, правде научит, кривду осудит, с нами порою, весело шутит? (книга)

18.Не на меру, не на вес, а у всех людей он есть? (ум)

19.Пятеро волов одной сохой пашут? ( бумага, буквы, пишущий)

20.Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает? (книга)


II. Конкурс. Пословицы и поговорки про знание.

(Какая команда больше знает пословицы и поговорки про знание, труд и грамоте)

1. Не учи безделью, а учи рукоделью.

2.Труд человека кормит, а лень портит.

3.Дело мастера боится.

4.Знание — лучше богатства.

5.Мир освещается солнцем , а человек — знанием.

6.Красна птица перьем, а человек ученьем.

7.Наукой люди кормятся.

8.Не говори чему учился, а говори, что узнал.

9.С книгой поведешься — ума наберешься.

10.Уменье везде найдет примененье.


III. Конкурс. Продолжить пословицу:

Век живи — век учись.

Не красна книга письмом, красна умом.

Без труда не вытащишь, и рыбку из пруда.

Ученье - свет, а неученье - тьма.


Молодцы, ребята!!! Сегодняшний урок подошел к концу. Я думаю, вам пригодятся знания, полученные на нем. До новых встреч!



Литература:

  1. Юрмин Г. Про тетрадь и карту, карандаш и парту. – М.: Дет. лит., 1983.

  2. Дорохов А. Зеленый… Желтый…Красный! – М.: Дет.

  3. Детская энциклопедия. – Прил. к газете “Аргументы и факты”.- Познавательный журнал для девочек и мальчиков. - 1998. - № 5

  4. Дорохов А.А. Про тебя самого: Научно-худ. литература. / Художники Н.Мищенко, В. Освер.- М.: Дет. лит., 1989. – 56с.:ил.

  5. АБВГ. – Детский ежемесячный журнал. – 2007. - № 9.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Вахлакова Татьяна Федоровна

Дата: 11.03.2015

Номер свидетельства: 184488

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Конспект библиотечного  урока"
    ["seo_title"] => string(30) "konspiektbibliotiechnoghouroka"
    ["file_id"] => string(6) "299006"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456423243"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства