Цель урока: заинтересовать ребят справочной литературой, научить ею пользоваться.
Задачи: познакомить ребят с понятием: справочная литература. самостоятельному поиску нужного материала, заинтересовать справочной литературой, воспитывать любовь к книге, чтению, библиотеке.
К уроку оформляется выставка: “Книги, которые помогут всем” с презентацией справочных изданий, имеющихся в библиотеке.
Ход занятия:
Человек не может хранить в памяти все: события прошлого и настоящего, даты, цифры, названия, имена. И когда нужен ответ на вопрос или какая-то справка, на помощь приходит справочная литература. Сложный путь прошла отечественная справочная литература: от древних летописных сводов, первых «азбуковников», толковавших непонятные слова, и «подорожников» - дорожных карт – до многотомных энциклопедий и разнообразных справочных трудов. Слово «энциклопедия» родилось на берегах древней Эллады. В переводе на русский язык оно означает «обучение кругу знаний, умений». Любой творческий труд, а он начинается уже за школьной партой, немыслим без постоянного обращения к энциклопедиям и другим справочным изданиям. Подумайте и ответьте, какие энциклопедии и справочные книги вы уже знаете? Словарь и справочник – книги скупые и щедрые одновременно: в них нет ничего лишнего и есть много нужного. Одни подскажут вам названия рек, городов, морей; другие расскажут о растениях; третьи – о машинах. Есть словари, которые подскажут, что значит незнакомое слово, откуда оно пришло. Скажите, словари и справочники отличаются друг от друга? Чем, как вы думаете? В словарях слова собраны по алфавиту, в справочнике – по отдельным темам.
А теперь вспомните, как переводится слово «энциклопедия»? В настоящее время энциклопедия представляет собой словарь с подробными статьями по разным предметам. Все, что излагается в энциклопедиях, излагается кратко, сжато для первого ознакомления. Очень полезно начинать свои розыски с энциклопедий, но никак нельзя останавливаться на этом. Энциклопедия всегда дает только ниточку в руки, а надо разматывать весь клубок до конца. Иначе можно остаться полузнайкой. Поэтому помните: то, что вы вычитаете в своей энциклопедии – лишь первая ступень к знанию. Все энциклопедии имеют общую черту: в них легко найти нужное слово. Статьи расположены либо по алфавиту, либо указатель имен и предметов подскажет, на какой странице искать. Запомните: чем раньше вы научитесь пользоваться справочной литературой, тем легче вам будет учиться, овладевать новыми знаниями.
В нашей библиотеке имеются энциклопедии по географии, истории, литературе, спорту, также очень известные энциклопедии «Я познаю мир», «Энциклопедия для детей». Энциклопедии очень красочные, интересные, на каждой странице — цветные иллюстрации, фотографии, портреты ученых. А еще для вас выпускаются справочные книги по отдельным темам: о металлах, о машинах, о птицах, о растениях и т.д.
Ребята, у кого есть дома энциклопедия?
К разновидностям справочной литературы также относятся словари. Словарей очень много в нашей библиотеке.
Словарь — это сборник слов (обычно в алфавитном порядке) с пояснениями, толкованиями или с переводом на другой язык ( С.И. Ожегов «Словарь русского языка»). У нас имеются такие словари: этимологические, фразеологические, эпические, орфоэпические, орфографические, словари Ожегова С.И.,( в нескольких томах), словари русского языка Владимира Даля, морфемно — орфографические словари, грамматические словари русского языка, словари иноязычных слов, краткие толковые словари и многие многие др. Первая часть урока подошла к концу. Ребята, что вы можете сказать об энциклопедиях, словарях и справочниках?
А теперь, ребята, мы с вами перейдем на вторую часть нашего урока, итак мини — викторина «В мире книг». Для этого вы должны разделиться на две команды: «Знатоки» и «Умники».
Игра состоит из трех интересных конкурсов, итак, первый конкурс:
I. Конкурс «Интересные загадки»
1.Без языка, без голоса, а все расскажет? (книга)
2.Семя плоско, поле гладко, кто умеет, тот и сеет, семя не всходит, а плод приносит? (бумага, буквы, пишущий)
3.Черные, кривые, от рожденья все немые, станут в ряд, сейчас заговорят? (буквы)
4.Каждый сколько нужно берет, а все остается? (знание)
5.Сама мала, а ума придала? (книга)
6.Молчалива и скромна, интересна и умна, догадайся, кто она? (книга)\
7.Черный Ивашка, деревяная рубашка, где пройдется, там след остается?(карандаш)
8.По черной земле белый заяц пробежал? (мел)
9.Белое поле, черное семя, кто поле сеет, тот и разумеет? ( бумага, буквы, пишущий)
10.Маленький Ивашка, красная рубашка, где носом ткнет, там черту проведет? (карандаш)
11.Какая водица только для грамотных годится? (чернила)
12.Хорошо видит, а слепой? (неграмотный)
13.Мал малышок, а мудрые пути указывает? (перо)
14.Неграмотный, а весь век пишет? (карандаш)
15.Что находиться между рекой и берегом? (буква И)
16.Черные чернизины, как они нанизаны! Засмотрелся Фома — понабрался ума? (буквы, знание)
17.Кто же этот добрый, друг молчаливый, мудрый, правдивый и справедливый? Видеть — не видит, слышать — не слышет, молча все скажет, все нам опишет, правде научит, кривду осудит, с нами порою, весело шутит? (книга)
18.Не на меру, не на вес, а у всех людей он есть? (ум)
19.Пятеро волов одной сохой пашут? ( бумага, буквы, пишущий)
20.Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает? (книга)
II. Конкурс. Пословицы и поговорки про знание.
(Какая команда больше знает пословицы и поговорки про знание, труд и грамоте)
1. Не учи безделью, а учи рукоделью.
2.Труд человека кормит, а лень портит.
3.Дело мастера боится.
4.Знание — лучше богатства.
5.Мир освещается солнцем, а человек — знанием.
6.Красна птица перьем, а человек ученьем.
7.Наукой люди кормятся.
8.Не говори чему учился, а говори, что узнал.
9.С книгой поведешься — ума наберешься.
10.Уменье везде найдет примененье.
III. Конкурс. Продолжить пословицу:
Век живи — век учись.
Не красна книга письмом, красна умом.
Без труда не вытащишь, и рыбку из пруда.
Ученье - свет, а неученье - тьма.
Молодцы, ребята! Сегодняшний урок подошел к концу. Я думаю, вам пригодятся знания, полученные на нем. До новых встреч!
Литература:
1. Юрмин Г. Про тетрадь и карту, карандаш и парту. – М.: Дет. лит., 1983.
2. Дорохов А. Зеленый… Желтый…Красный! – М.: Дет.
3. Детская энциклопедия. – Прил. к газете “Аргументы и факты”.- Познавательный журнал для девочек и мальчиков. - 1998. - № 5
4. Дорохов А.А. Про тебя самого: Научно-худ. литература. / Художники Н.Мищенко, В. Освер.- М.: Дет. лит., 1989. – 56с.:ил.
Цель урока: заинтересовать ребят справочной литературой, научить ею пользоваться.
Задачи:познакомить ребят с понятием: справочная литература. самостоятельному поиску нужного материала, заинтересовать справочной литературой, воспитывать любовь к книге, чтению, библиотеке.
К уроку оформляется выставка: “Книги, которые помогут всем” с презентацией справочных изданий, имеющихся в библиотеке.
Ход занятия:
Человек не может хранить в памяти все: события прошлого и настоящего, даты, цифры, названия, имена. И когда нужен ответ на вопрос или какая-то справка, на помощь приходит справочная литература. Сложный путь прошла отечественная справочная литература: от древних летописных сводов, первых «азбуковников», толковавших непонятные слова, и «подорожников» - дорожных карт – до многотомных энциклопедий и разнообразных справочных трудов. Слово «энциклопедия» родилось на берегах древней Эллады. В переводе на русский язык оно означает «обучение кругу знаний, умений». Любой творческий труд, а он начинается уже за школьной партой, немыслим без постоянного обращения к энциклопедиям и другим справочным изданиям. Подумайте и ответьте, какие энциклопедии и справочные книги вы уже знаете? Словарь и справочник – книги скупые и щедрые одновременно: в них нет ничего лишнего и есть много нужного. Одни подскажут вам названия рек, городов, морей; другие расскажут о растениях; третьи – о машинах. Есть словари, которые подскажут, что значит незнакомое слово, откуда оно пришло. Скажите, словари и справочники отличаются друг от друга? Чем, как вы думаете? В словарях слова собраны по алфавиту, в справочнике – по отдельным темам.
А теперь вспомните, как переводится слово «энциклопедия»? В настоящее время энциклопедия представляет собой словарь с подробными статьями по разным предметам. Все, что излагается в энциклопедиях, излагается кратко, сжато для первого ознакомления. Очень полезно начинать свои розыски с энциклопедий, но никак нельзя останавливаться на этом. Энциклопедия всегда дает только ниточку в руки, а надо разматывать весь клубок до конца. Иначе можно остаться полузнайкой. Поэтому помните: то, что вы вычитаете в своей энциклопедии – лишь первая ступень к знанию. Все энциклопедии имеют общую черту: в них легко найти нужное слово. Статьи расположены либо по алфавиту, либо указатель имен и предметов подскажет, на какой странице искать. Запомните: чем раньше вы научитесь пользоваться справочной литературой, тем легче вам будет учиться, овладевать новыми знаниями.
В нашей библиотеке имеются энциклопедии по географии, истории, литературе, спорту, также очень известные энциклопедии «Я познаю мир», «Энциклопедия для детей». Энциклопедии очень красочные, интересные, на каждой странице — цветные иллюстрации, фотографии, портреты ученых. А еще для вас выпускаются справочные книги по отдельным темам: о металлах, о машинах, о птицах, о растениях и т.д.
Ребята, у кого есть дома энциклопедия???
К разновидностям справочной литературы также относятся словари. Словарей очень много в нашей библиотеке.
Словарь — это сборник слов (обычно в алфавитном порядке) с пояснениями, толкованиями или с переводом на другой язык ( С.И. Ожегов «Словарь русского языка»). У нас имеются такие словари: этимологические, фразеологические, эпические, орфоэпические, орфографические, словари Ожегова С.И.,( в нескольких томах), словари русского языка Владимира Даля, морфемно — орфографические словари, грамматические словари русского языка, словари иноязычных слов, краткие толковые словари и многие многие др. Первая часть урока подошла к концу. Ребята, что вы можете сказать об энциклопедиях, словарях и справочниках?
А теперь, ребята, мы с вами перейдем на вторую часть нашего урока, итак мини — викторина «В мире книг». Для этого вы должны разделиться на две команды: «Знатоки» и «Умники».
Игра состоит из трех интересных конкурсов, итак, первый конкурс:
I. Конкурс «Интересные загадки»
1.Без языка, без голоса, а все расскажет? (книга)
2.Семя плоско, поле гладко, кто умеет, тот и сеет, семя не всходит, а плод приносит? (бумага, буквы, пишущий)
3.Черные, кривые, от рожденья все немые, станут в ряд, сейчас заговорят? (буквы)
4.Каждый сколько нужно берет, а все остается? (знание)
5.Сама мала, а ума придала? (книга)
6.Молчалива и скромна, интересна и умна, догадайся, кто она? (книга)\
7.Черный Ивашка, деревяная рубашка, где пройдется, там след остается?(карандаш)
8.По черной земле белый заяц пробежал? (мел)
9.Белое поле, черное семя, кто поле сеет, тот и разумеет? ( бумага, буквы, пишущий)
10.Маленький Ивашка, красная рубашка, где носом ткнет, там черту проведет? (карандаш)
11.Какая водица только для грамотных годится? (чернила)
12.Хорошо видит, а слепой? (неграмотный)
13.Мал малышок, а мудрые пути указывает? (перо)
14.Неграмотный, а весь век пишет? (карандаш)
15.Что находиться между рекой и берегом? (буква И)
16.Черные чернизины, как они нанизаны! Засмотрелся Фома — понабрался ума? (буквы, знание)
17.Кто же этот добрый, друг молчаливый, мудрый, правдивый и справедливый? Видеть — не видит, слышать — не слышет, молча все скажет, все нам опишет, правде научит, кривду осудит, с нами порою, весело шутит? (книга)
18.Не на меру, не на вес, а у всех людей он есть? (ум)
19.Пятеро волов одной сохой пашут? ( бумага, буквы, пишущий)
20.Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает? (книга)
II. Конкурс. Пословицы и поговорки про знание.
(Какая команда больше знает пословицы и поговорки про знание, труд и грамоте)
1. Не учи безделью, а учи рукоделью.
2.Труд человека кормит, а лень портит.
3.Дело мастера боится.
4.Знание — лучше богатства.
5.Мир освещается солнцем , а человек — знанием.
6.Красна птица перьем, а человек ученьем.
7.Наукой люди кормятся.
8.Не говори чему учился, а говори, что узнал.
9.С книгой поведешься — ума наберешься.
10.Уменье везде найдет примененье.
III. Конкурс. Продолжить пословицу:
Век живи — век учись.
Не красна книга письмом, красна умом.
Без труда не вытащишь, и рыбку из пруда.
Ученье - свет, а неученье - тьма.
Молодцы, ребята!!! Сегодняшний урок подошел к концу. Я думаю, вам пригодятся знания, полученные на нем. До новых встреч!
Литература:
Юрмин Г. Про тетрадь и карту, карандаш и парту. – М.: Дет. лит., 1983.
Дорохов А. Зеленый… Желтый…Красный! – М.: Дет.
Детская энциклопедия. – Прил. к газете “Аргументы и факты”.- Познавательный журнал для девочек и мальчиков. - 1998. - № 5
Дорохов А.А. Про тебя самого: Научно-худ. литература. / Художники Н.Мищенко, В. Освер.- М.: Дет. лит., 1989. – 56с.:ил.
АБВГ. – Детский ежемесячный журнал. – 2007. - № 9.