kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Профессиональная ориентация учащихся в процессе изучения математики.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Профессиональная ориентация учащихся в процессе изучения математики.

 Работа по профессиональной ориентации молодежи требует от учителя больших усилий, вдумчивого труда. Не секрет, что значительная часть выпускников средней школы при ее окончании не может назвать избираемый вид деятельности. Задача учителя, в том числе и учителя математики, - помочь  школьникам в выборе профессии.

      В осуществлении этой задачи большую роль играет профориентационная работа в процессе овладения школьниками основами наук. Одной из ее форм  является знакомство учащихся с теми или другими профессиями в связи с решением задач. Например, в V классе  наряду с  задачами из учебника по строительной тематике можно  предложить учащимся и другие задачи, составлению и решению которых  способствуют различные формы сочетания классной и внеклассной  работы. Такие задачи дают учителю возможность рассказать  о строительных профессиях.

     Ученикам, родители которых работают на стройке, можно дать задание подробно узнать о профессии строителя (о ее значении, о сопутствующих ей трудностях) и рассказать об этом в классе.

     Познакомить школьников с профессией маляра. После этого можно побывать с учащимися на стройке, а затем пригласить в школу инженера – строителя, который рассказал бы о различных профессиях строителей, о роли математики в строительном деле.

     Учащимся можно предложить и такие задачи, в которых идет речь о труде железнодорожников. Так,  при изучении темы «Решение треугольников» мы рассмотрели задачи на определение угла и высоты подъема железнодорожного полотна и в связи с этим рассказали о профессиях проектировщика и эксплуатационника: проектировщик должен выполнить технические и экономические расчеты, составить схемы прокладки железнодорожных путей, вычертить графики, составить сметы – без этого нельзя проложить новый путь – а это все математика; очень важна и работа эксплуатационника – без хорошей организации в работе железнодорожного транспорта нельзя добиться четкости в движении поездов, без знания математики нельзя составить графики их движения, организовать правильную перевозку грузов и т.д.

     С большим интересом решали учащиеся, например, и такие задачи: «Откос насыпи железнодорожного полотна образует уклон 40?, длина откоса 5,8 м (см. рис.).

5,8м

30°

40°

х

С увеличением скорости поездов понадобилось изменить откос насыпи, при этом, не меняя ее высоты, уменьшить уклон до 30?. Для этого по бокам насыпи пришлось присыпать грунт. Определить, на сколько увеличилось основание насыпи».

      Чтобы дать учащимся более четкое представление  о профессии железнодорожника, мы прибегаем к помощи их родителей.

     Рассказывая о своих профессиях, родители приводят и конкретные цифры, которые в дальнейшем используются для составления и решения задач. Так, из беседы с дефектоскопистом наряду с другими  сведениями  об этой профессии учащиеся  узнают, что за одну смену (8 ч) дефектоскопист осматривает 6 км пути, его месячный оклад 120 р. За работу без брака он получает премиальные в размере 25 – 35% оклада.

         После этой беседы на уроке можно составить и решить такие задачи:

  1.  Какой участок пути должен осмотреть дефектоскопист за месяц, если за один рабочий день он осматривает 6 км пути?
  2. Сколько денег получил  дефектоскопист за месяц, работая без брака, если премиальные составили 35% оклада?

  На урок можно пригласить машиниста I класса. После беседы с ним вместе учениками  можно составить  и решить следующие задачи:

     1.Сколько поездок совершил машинист в январе, тратя  в среднем  на одну поездку 10 ч, если всего за этот месяц он выработал 176 ч?

      2.На сколько меньше поездок совершил машинист в феврале, чем в марте, если на каждую поездку он тратил в среднем 12 ч, а всего вы работал в эти месяцы соответственно 164 ч и  177 ч?

     Ряд тем школьного курса математики имеет непосредственное приложение в сельскохозяйственной  практике; к ним относятся «Проценты», «Приближенные вычисления», «Функции и графики» и др. В процессе изучения этих тем при решении задач можно знакомить учащихся с сельскохозяйственными профессиями.

     Развитие у учащихся высокой вычислительной культуры является одним из необходимых условий математической подготовки школьников к производительному труду.

      Большое значение для повышения вычислительной  культуры учащихся имеет использование на уроках различных справочных материалов, таблиц, которые значительно облегчают трудоемкие вычислительные работы.

      Так, в сельскохозяйственной практике при выполнении различных работ приходится пользоваться всевозможными таблицами, среди которых, в частности, можно назвать такие: «Питательность кормов в кормовых единицах», «Нормы высева и посадки», «Средняя урожайность культур». Эти таблицы можно использовать в школе для составления практических задач.

       Наряду с использованием справочных и вычислительных таблиц учащихся полезно учить составлять и самостоятельно различные хозяйственные расчетные таблицы:  например, для определения объема стога сена, числа автомашин, обслуживающих уборочный агрегат. Количества посевного картофеля при посадке квадратно – гнездовым способом, количества удобрений, подлежащих внесению под сельскохозяйственные культуры. Самостоятельное составление таблиц учит школьников сознательно пользоваться ими, закрепляет навыки вычислений.

       Подготовкой учащихся к практической работе в сельскохозяйственном производстве являются и лабораторные работы на уроках: определение объема жидкости цистерне, определение вместимости элеватора или сарая для сен, вычисление площади земельного участка и др. В этом плане учащимся VIII класса может быть предложена такая задача: «Сколько картофеля вмещает траншея длиной 8,4 м и глубиной 1,2 м, если ширина ее верхней части 1.3 м, нижней 1,1 м и масса 1 м3 картофеля составляет 680 кг?» В   V классе решали задачи на определение количества зерна, собранного с определенной площади, площади, вспаханной бригадой за определенное время и т.д. Подобные этим можно найти задачи и в учебниках.

       Интересно проходит работа по составлению задач, связанных с той или иной профессией, но при решении которых использовался бы изучаемый на уроках материал; такое задание предлагалось учащимся на дом.

      Эта работа приучает школьников самостоятельно пользоваться технической литературой, знакомиться с производством. Лучшие из составленных задач нужно поощрять.

       Большое внимание в своей работе мы уделяли и подготовке к профессиям, связанным непосредственно с математической. Особую роль отводили обучению различным методом решение задач, углублению теоретических вопросов, рассказу о профессиях для которых необходима математика.

        На факультативных занятиях учащимся  предоставляется возможность проверить свои математические способности. Большое внимание обращается на самостоятельную  работу с книгой (что особенно важно для будущего математика) и на выполнение самостоятельных заданий творческого характера: написание рефератов и докладов, составление плана проведения практической работы, проведение хронометража лабораторной работы на вычисление  поверхности, объема тела, изготовление моделей, облегчающих решение стереометрических задач (например, к  задачам  по темам «Теорема о трех перпендикулярах», «Двугранные углы», «Взаимно перпендикулярные плоскости»).

         Мы убеждаемся в том, что настоящую радость от работы учителя испытывает тогда, когда он находит ключ к умам и сердцам школьников, увлекает их своим предметом, помогает найти призвание.

          Профориентационная работа имеет место и во внеклассной работе: работа кружков, проведение математических утренников, вечеров, месячников. На внеклассные занятия нередко приходят и такие ученики, которые, казалось бы, и не интересуются математикой, однако решение на внеклассных занятиях различных практических вопросов, изготовление всевозможных наглядных  пособий порой их настолько увлекает, что они более серьезно начинают относиться и к теоретическим вопросам курса математики.  

         Следует  отметить, что эффективность работы по профессиональной ориентации учащихся, по осуществлению связи обучения с жизнью во многом зависит от правильного взаимодействия учителей  в установлении межпредметных  связей. Особенно нужна такая связь с учителями физики, труда и черчения. Так, например, изучение на уроках физики темы «Кинематика» требует знания тригонометрических функций раньше, чем с ними учащиеся знакомятся на уроках математики. В связи с этим я стараюсь пройти  эту тему несколько раньше, чтобы облегчить работу на уроках физики.

          Преподаватель черчения на своих уроках несколько дополняет тему «Правильные многоугольники», деля окружность на 7, 9, 11 частей, изготовляет с учащимися развертки геометрических тел.   При рассмотрении в геометрии темы «Изображение фигур в стереометрии» используется знание кабинетной проекции, впервые с этим учащиеся знакомятся на уроках черчения и т.д.

           На уроках труда учениками для проведения лабораторных работ «Измерение объема и поверхности призмы» изготовлен набор призм, в основании которых лежат различные многоугольники. Кроме того, ими изготовлены наглядные пособия  по стереометрии, что облегчает некоторым ученикам решение стереометрических задач.

       Наряду с таким осуществлением межпредметных связей можно проводить комплексные экскурсии на предприятия нашего города Талдыкорган, в колледжи, технические колледжи с целью знакомства с профессиями (экскурсии на завод, вагонное  локомотивные депо, дистанцию сигнализации и связи, мебельную  фабрику и др.).

       В заключение хочется сказать, что многолетний опыт преподавания математики, проведения внеклассной работы и факультативных  занятий  позволяет сделать вывод, что рассмотренные формы учебного процесса, хотя  и в разной степени, служат целям профессиональной ориентации.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Профессиональная ориентация учащихся в процессе изучения математики.»





Профессиональная ориентация учащихся в процессе изучения математики..


Работа по профессиональной ориентации молодежи требует от учителя больших усилий, вдумчивого труда. Не секрет, что значительная часть выпускников средней школы при ее окончании не может назвать избираемый вид деятельности. Задача учителя, в том числе и учителя математики, - помочь школьникам в выборе профессии.

В осуществлении этой задачи большую роль играет профориентационная работа в процессе овладения школьниками основами наук. Одной из ее форм является знакомство учащихся с теми или другими профессиями в связи с решением задач. Например, в V классе наряду с задачами из учебника по строительной тематике можно предложить учащимся и другие задачи, составлению и решению которых способствуют различные формы сочетания классной и внеклассной работы. Такие задачи дают учителю возможность рассказать о строительных профессиях.

Ученикам, родители которых работают на стройке, можно дать задание подробно узнать о профессии строителя ( о ее значении, о сопутствующих ей трудностях ) и рассказать об этом в классе.

Познакомить школьников с профессией маляра. После этого можно побывать с учащимися на стройке, а затем пригласить в школу инженера – строителя, который рассказал бы о различных профессиях строителей, о роли математики в строительном деле.

Учащимся можно предложить и такие задачи, в которых идет речь о труде железнодорожников. Так, при изучении темы «Решение треугольников» мы рассмотрели задачи на определение угла и высоты подъема железнодорожного полотна и в связи с этим рассказали о профессиях проектировщика и эксплуатационника: проектировщик должен выполнить технические и экономические расчеты, составить схемы прокладки железнодорожных путей, вычертить графики, составить сметы – без этого нельзя проложить новый путь – а это все математика; очень важна и работа эксплуатационника – без хорошей организации в работе железнодорожного транспорта нельзя добиться четкости в движении поездов, без знания математики нельзя составить графики их движения, организовать правильную перевозку грузов и т.д.

С большим интересом решали учащиеся, например, и такие задачи: «Откос насыпи железнодорожного полотна образует уклон 40⁰, длина откоса 5,8 м (см. рис.).


40° Поместите здесь ваш текст

30° Поместите здесь ваш текст

5,8мПоместите здесь ваш текст


хПоместите здесь ваш текст



С увеличением скорости поездов понадобилось изменить откос насыпи, при этом, не меняя ее высоты, уменьшить уклон до 30⁰. Для этого по бокам насыпи пришлось присыпать грунт. Определить, на сколько увеличилось основание насыпи».

Чтобы дать учащимся более четкое представление о профессии железнодорожника, мы прибегаем к помощи их родителей.

Рассказывая о своих профессиях, родители приводят и конкретные цифры, которые в дальнейшем используются для составления и решения задач. Так, из беседы с дефектоскопистом наряду с другими сведениями об этой профессии учащиеся узнают, что за одну смену (8 ч) дефектоскопист осматривает 6 км пути, его месячный оклад 120 р. За работу без брака он получает премиальные в размере 25 – 35% оклада.

После этой беседы на уроке можно составить и решить такие задачи:

  1. Какой участок пути должен осмотреть дефектоскопист за месяц, если за один рабочий день он осматривает 6 км пути?

  2. Сколько денег получил дефектоскопист за месяц, работая без брака, если премиальные составили 35% оклада?

На урок можно пригласить машиниста I класса. После беседы с ним вместе учениками можно составить и решить следующие задачи:

1.Сколько поездок совершил машинист в январе, тратя в среднем на одну поездку 10 ч, если всего за этот месяц он выработал 176 ч?

2.На сколько меньше поездок совершил машинист в феврале, чем в марте, если на каждую поездку он тратил в среднем 12 ч, а всего вы работал в эти месяцы соответственно 164 ч и 177 ч?

Ряд тем школьного курса математики имеет непосредственное приложение в сельскохозяйственной практике; к ним относятся «Проценты», «Приближенные вычисления», «Функции и графики» и др. В процессе изучения этих тем при решении задач можно знакомить учащихся с сельскохозяйственными профессиями.

Развитие у учащихся высокой вычислительной культуры является одним из необходимых условий математической подготовки школьников к производительному труду.

Большое значение для повышения вычислительной культуры учащихся имеет использование на уроках различных справочных материалов, таблиц, которые значительно облегчают трудоемкие вычислительные работы.

Так, в сельскохозяйственной практике при выполнении различных работ приходится пользоваться всевозможными таблицами, среди которых, в частности, можно назвать такие: «Питательность кормов в кормовых единицах», «Нормы высева и посадки», «Средняя урожайность культур». Эти таблицы можно использовать в школе для составления практических задач.

Наряду с использованием справочных и вычислительных таблиц учащихся полезно учить составлять и самостоятельно различные хозяйственные расчетные таблицы: например, для определения объема стога сена, числа автомашин, обслуживающих уборочный агрегат. Количества посевного картофеля при посадке квадратно – гнездовым способом, количества удобрений, подлежащих внесению под сельскохозяйственные культуры. Самостоятельное составление таблиц учит школьников сознательно пользоваться ими, закрепляет навыки вычислений.

Подготовкой учащихся к практической работе в сельскохозяйственном производстве являются и лабораторные работы на уроках: определение объема жидкости цистерне, определение вместимости элеватора или сарая для сен, вычисление площади земельного участка и др. В этом плане учащимся VIII класса может быть предложена такая задача: «Сколько картофеля вмещает траншея длиной 8,4 м и глубиной 1,2 м , если ширина ее верхней части 1.3 м, нижней 1,1 м и масса 1 м3 картофеля составляет 680 кг?» В V классе решали задачи на определение количества зерна, собранного с определенной площади, площади, вспаханной бригадой за определенное время и т.д. Подобные этим можно найти задачи и в учебниках.

Интересно проходит работа по составлению задач, связанных с той или иной профессией, но при решении которых использовался бы изучаемый на уроках материал; такое задание предлагалось учащимся на дом.

Эта работа приучает школьников самостоятельно пользоваться технической литературой, знакомиться с производством. Лучшие из составленных задач нужно поощрять.

Большое внимание в своей работе мы уделяли и подготовке к профессиям, связанным непосредственно с математической. Особую роль отводили обучению различным методом решение задач, углублению теоретических вопросов, рассказу о профессиях для которых необходима математика.

На факультативных занятиях учащимся предоставляется возможность проверить свои математические способности. Большое внимание обращается на самостоятельную работу с книгой (что особенно важно для будущего математика) и на выполнение самостоятельных заданий творческого характера: написание рефератов и докладов, составление плана проведения практической работы, проведение хронометража лабораторной работы на вычисление поверхности, объема тела, изготовление моделей, облегчающих решение стереометрических задач (например, к задачам по темам «Теорема о трех перпендикулярах», «Двугранные углы», «Взаимно перпендикулярные плоскости»).

Мы убеждаемся в том, что настоящую радость от работы учителя испытывает тогда, когда он находит ключ к умам и сердцам школьников, увлекает их своим предметом, помогает найти призвание.

Профориентационная работа имеет место и во внеклассной работе: работа кружков, проведение математических утренников, вечеров, месячников. На внеклассные занятия нередко приходят и такие ученики, которые, казалось бы, и не интересуются математикой, однако решение на внеклассных занятиях различных практических вопросов, изготовление всевозможных наглядных пособий порой их настолько увлекает, что они более серьезно начинают относиться и к теоретическим вопросам курса математики.

Следует отметить, что эффективность работы по профессиональной ориентации учащихся, по осуществлению связи обучения с жизнью во многом зависит от правильного взаимодействия учителей в установлении межпредметных связей. Особенно нужна такая связь с учителями физики, труда и черчения. Так, например, изучение на уроках физики темы «Кинематика» требует знания тригонометрических функций раньше, чем с ними учащиеся знакомятся на уроках математики. В связи с этим я стараюсь пройти эту тему несколько раньше, чтобы облегчить работу на уроках физики.

Преподаватель черчения на своих уроках несколько дополняет тему «Правильные многоугольники», деля окружность на 7, 9, 11 частей, изготовляет с учащимися развертки геометрических тел. При рассмотрении в геометрии темы «Изображение фигур в стереометрии» используется знание кабинетной проекции, впервые с этим учащиеся знакомятся на уроках черчения и т.д.

На уроках труда учениками для проведения лабораторных работ «Измерение объема и поверхности призмы» изготовлен набор призм, в основании которых лежат различные многоугольники. Кроме того, ими изготовлены наглядные пособия по стереометрии, что облегчает некоторым ученикам решение стереометрических задач.

Наряду с таким осуществлением межпредметных связей можно проводить комплексные экскурсии на предприятия нашего города , г.Талдыкорган, в колледжи, технические колледжи с целью знакомства с профессиями (экскурсии на завод, вагонное локомотивные депо, дистанцию сигнализации и связи, мебельную фабрику и др.).

В заключение хочется сказать, что многолетний опыт преподавания математики, проведения внеклассной работы и факультативных занятий позволяет сделать вывод, что рассмотренные формы учебного процесса, хотя и в разной степени, служат целям профессиональной ориентации.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Профессиональная ориентация учащихся в процессе изучения математики.

Автор: Кыдырмолдина Бакытгул Найманбаевна

Дата: 07.12.2015

Номер свидетельства: 263088

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Конспект урока математики по теме "Взаимное расположение графиков линейных функций", 7 класс"
    ["seo_title"] => string(101) "konspiekt-uroka-matiematiki-po-tiemie-vzaimnoie-raspolozhieniie-ghrafikov-linieinykh-funktsii-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "294277"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455629745"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Формирование компетенций учащихся на уроках математики. "
    ["seo_title"] => string(66) "formirovaniie-kompietientsii-uchashchikhsia-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "227808"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440954034"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Рабочая программа по математике 8 класс (базовый уровень) УМК С.М. Никольский, Л.С. Атанасян "
    ["seo_title"] => string(93) "rabochaia-proghramma-po-matiematikie-8-klass-bazovyi-urovien-umk-s-m-nikol-skii-l-s-atanasian"
    ["file_id"] => string(6) "100418"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402380067"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Программа спецкурса по математике «Решение задач повышенной сложности» (7 класс) "
    ["seo_title"] => string(89) "proghramma-spietskursa-po-matiematikie-rieshieniie-zadach-povyshiennoi-slozhnosti-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "236084"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1443957822"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Дифференцированный подход в обучении учащихся математике как средство повышения качества знаний "
    ["seo_title"] => string(115) "diffierientsirovannyi-podkhod-v-obuchienii-uchashchikhsia-matiematikie-kak-sriedstvo-povyshieniia-kachiestva-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "148443"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419705515"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства