План-конспект для проведения профессиональной пробы по профессии "Журналист". План- конспект может быть основой для разработки профессиональной пробы по различным профессиям.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Профессиональная проба»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 59» имени Г.М. Мыльникова
города Курска
Профессиональная проба
по теме: «Профессия журналист»
Разработала: учитель технологии
Лямина Н.А.
Курск 2023
Профессиональная проба
Тема: «Профессия журналист»
Цель: Изучить основные принципы работы журналиста, получить практические навыки получения интервью.
Задачи:
- познание себя, своих мотивов, устремлений, склонностей;
- освоение надпрофессиональных компетенций (навыков общения, навыков принятий решения и ответственности, навыков сотрудничества);
- ориентация в мире профессий и способах получения профессионального образования;
- в планировании жизненного и профессионального пути.
Планируемые результаты
Личностные:
- установка на активное участие в решении практических задач, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
- интерес к практическому изучению профессий на основе знаний и навыков, полученных в ходе профессиональной пробы.
Метапредметные:
- аргументировать свою позицию, мнение;
- самостоятельно формировать пути дальнейшего развития процессов, событий и их последствия, связанные с выбором будущей профессии;
- уметь вносить корректировки в свою деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей.
Предметные:
- приобретение опыта использования полученных знаний по профессии для анализа и принятия решения в получении профессии;
- освоение и применение системы знаний о профессии.
Ход работы
1. Подготовительный этап: 30 минут
- учащиеся получают информацию, касающуюся основных направлений деятельности журналиста;
- учащиеся знакомятся со спецификой выбранной деятельности ( корреспондента, журналиста, работа в периодических изданиях):
2.Практический этап: 180 минут
- изучение задания, составление плана работы;
- выявление наиболее значимых событий школьной жизни, анализ этих событий и ранжирование их по значимости;
- планирование действий по поиску и проверке информации;
- провести интервью с использованием аудиозаписи или блокнота;
3. Заключительный этап: 30 минут
- анкетирование учащихся;
- определение пути получения профессии.
Содержание работы
1. Подготовительный этап.
История
Журналистика зародилась в Древнем Риме. Археологи «откопали» глиняные дощечки, на которых вырезались решения сената и городские новости. После гравировки таблички по указанию Юлия Цезаря развешивались в людных местах.
Отдельной сферой журналистика стала лишь в XVII веке. Разделившись на несколько различных направлений, она почти сразу превратилась в инструмент, влияющий на общество. Печатные издания, а именно – газеты, сыграли далеко не последнюю роль в пропаганде революционных идей в Европе, а позднее и в России.
Описание
Журналист – специалист, занимающийся сбором, обработкой и распространением актуальной информации через каналы массовой коммуникации (пресса, радио, телевидение, Интернет и др.).
Главная цель деятельности любого журналиста – воздействовать на умы современников, формировать отношение читателей (слушателей, зрителей) к общественно значимым событиям и явлениям. Содержание деятельности разных журналистов сильно отличается в зависимости от специализации. Все же в ней можно выделить ключевые моменты. Прежде всего, журналист выбирает тему и объект для изучения. Он оперативно собирает полезную информацию, в том числе из непосредственного общения с большим количеством людей разных профессий и социальных уровней. Сбор информации может предполагать выездную работу, командировки. Факты из интервью и документов станут основой задуманного материала. Журналист тщательно перерабатывает материал, осмысляет, анализирует, находит точные слова и образы, работает с текстом. В результате появляется информационная заметка, статья, очерк в газете или журнале, телевизионная передача. Журналисты в редакциях работают с письмами читателей, с авторами, готовят тексты рукописей в набор, производят вычитку и правку текста, участвуют в макетировании (решают, как лучше поместить материал в рамках номера газеты, журнала).
Классификация профессии
Профессия журналист может быть отнесена к типам профессии:
- «Человек – Человек» (ориентирована на общение и взаимодействие с людьми). Для журналиста необходимы умения устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать людей и разбираться в человеческих взаимоотношениях, проявлять активность, общительность и контактность, обладать развитыми лексическими способностями и вербальным мышлением, обладать эмоциональной устойчивостью.
- «Человек — Знак» (работа со знаковой информацией, с текстами; для этого требуются интерес к работе с информацией, логические способности, умение сосредотачиваться, развитое внимание).
- «Человек – Художественный образ» (создание художественных произведений; для этого требуются развитое воображение, художественный вкус, творческие способности, образное мышление).
Класс профессии: творческий, поскольку она связана с творческой деятельностью, требует оригинальности мышления, стремления к развитию и постоянному обучению.
Тип профессии по условиям труда: микроклимат бытового типа (работа в помещениях).
Специализации
Журналист не только пишет статьи в газеты и журналы. Источников информации сейчас много, и для каждого нужны «свои» журналисты. Кроме того, и сама профессия делится на множество специализаций. Военный журналист. Его работа может быть не просто тяжелой, но даже опасной. Журналисты, освещающие военные действия в СМИ, сопровождают армию, авиацию и флот во время боевых действий. Перед отправкой в горячую точку военный журналист проходит подготовку: узнает, как нужно себя вести (например, как правильно падать и в какую сторону бежать при критической ситуации), учится защищаться самостоятельно и помогать другим людям, оказывая первую медицинскую помощь и так далее. Военный корреспондент должен не только быстро ориентироваться во время боевых действий, но и уметь документировать все происходящее на ходу – никаких удобных кресел и горячего чая! Важность деятельности военкора на поле боя сложно переоценить, ведь от того, как он преподнесет информацию, зависит «градус» новостей. Определенная подача может как повысить уровень напряжения, так и снизить его. Такая работа под силу не каждому, и это можно понять. Она тяжелая не только физически, но и морально.
Спортивный журналист. Чтобы стать профессионалом в спортивной журналистике, главное – всей душой любить вид спорта, о котором рассказываешь. Спортивные журналисты ищут, анализируют и оценивают информацию о спортивных мероприятиях, берут интервью у спортсменов, тренеров, членов спортивных ассоциаций, пишут статьи и ведут программы на тему спорта в СМИ (радио, ТВ). Часто спортивные корреспонденты пытаются успеть всё и сразу. Комментируют футбольные матчи за кадром, участвуют в программах о новостях спорта на телевидении, ведут свою авторскую колонку в печатных изданиях и так далее. Пытаясь задать своей работе бешеный темп, нужно учитывать, что универсальным профессионалом оставаться сложно. Гораздо продуктивнее выбрать какое-то одно, наиболее близкое направление, и развиваться в нем.
Научного журналиста можно назвать проводником между наукой и людьми. Именно он берет сложную для понимания информацию и преподносит ее так, чтобы каждому было понятно. Научные журналисты могут объяснить, каким сведениям стоит доверять и почему, оградить от лженаучной информации, мифов, неприятных или опасных заблуждений. Они увлекательно рассказывают о последних исследованиях и открытиях, предстоящих экспериментах, о том, как протекают биологические и химические процессы. Кроме того, что научный журналист должен грамотно писать, он, безусловно, обязан разбираться в той области, о которой пишет. И не просто разбираться, а быть настоящим специалистом в ней. Ведь только так можно понимать все происходящие процессы и уметь описывать их простым языком. Репортер. Чем он отличается от журналиста? Чтобы понять разницу, можно сравнить эти две профессии с полицейским и детективом из отдела по расследованию убийств. Второе является более конкретным примером первого. Репортер работает с первоисточником: берет интервью, участвует в пресс-конференциях или новостных мероприятиях. Далее передает собранные факты, сведения, информацию. На этом все. То есть репортер не занимается данными в дальнейшем. Не редактирует их, не оформляет и не публикует.
Телевизионный журналист, или тележурналист, – это журналист, работающий над созданием различных телепередач и телерепортажей как развлекательного (например, шоу) так и информационного (например, научно-популярные программы) характера. Тележурналист ищет темы для сюжетов, пишет новости и репортажи, участвует в создании телепрограмм, ведет передач на ТВ. Журналисту на телевидении важно быть активным, общительным, работоспособным. Также пригодятся способность быстро ориентироваться в большом количестве информации и умение грамотно выражать свои мысли. Не последнюю роль играют четкая дикция, презентабельный внешний вид и умение подать себя перед камерой. Журналист-международник. Как и любой другой журналист, журналист международного уровня создает материалы для СМИ. Отличие лишь в том, что делает это на мировом уровне, то есть специализируется именно на зарубежных новостях. Он не просто должен хорошо знать свое дело, но и отлично владеть языками, разбираться в истории, культуре, особенностях жизни, политике и экономике других государств. Работа журналиста-международника – это в том числе работа над собой, которая никогда не заканчивается. Всегда нужно быть в курсе событий в мире, разбираться в новостной повестке, чтобы работать по-настоящему качественно.
Родственные профессии: Корреспондент, редактор, репортер, литературный критик, копирайтер, пресс-секретарь, советник по работе со средствами массовой информации и общественностью, менеджер по рекламе
Сфера профессиональной деятельности: информационные технологии, информационные услуги
2. Практический этап
Содержание профессиональной пробы
Технологический компонент:
- собрать информацию о предполагаемом объекте интервью;
- наметить план проведения интервью ( составить вопросы, согласовать место и время проведения);
Ситуативный компонент:
- получить согласие на интервью;
- договориться с интервьюированным о последующей встречи.
Функциональный компонент:
- расшифровать запись интервью;
- придумать название публикации;
- сделать набросок публикации;
- написать текст публикации с комментариями.
Оценка качества работы:
- технологический компонент: задание считается выполненным, если составлен обоснованный план интервью;
- ситуативный компонент: задание считается выполненным, если получено согласие интервьюируемого на запись беседы;
- функциональный компонент: задание считается выполненным, если текст публикации отражает содержание интервью.
3. Заключительный этап
Анкета по профессиональному самоопределению
Инструкция: ответьте на вопросы предлагаемой анкеты по профессиональному самоопределению.
1.Вам нравиться профессия журналиста?
- да
- нет
2. Какими качествами должен обладать журналист?
- хорошая память;
- внимание;
- терпение;
- коммуникативность;
- толерантность;
- творческие способности.
3. Какими из этих качеств вы обладаете?
- ___________________________________
-___________________________________
-___________________________________
4. Ваши намерения после окончания школы:
- буду работать по этой специальности; - постараюсь приобрести похожую специальность; - буду учиться по родственной специальности; - буду учиться по этой специальности; - выберу другую специальность; - затрудняюсь ответить.
Плюсы:
- доступ к информации, людям, местам; - общение с разными людьми; - уважение и внимание. Минусы:
- ненормированный график;
- предвзятое отношение; - сложности в коллективе; - физическая опасность и эмоциональный стресс. Учебные заведения: Московский государственный институт международных отношений (МГИМО), Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Российский университет дружбы народов (РУДН)
Список литературы:
1.Институт стратегии развития образования: Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Профориентация» (основное общее образование), Москва 2022г.
2. Лернер П.С., Родичев Н.Ф., Чистякова С.Н Профессиональные пробы. Технология и методика проведения: методическое пособие М.: Academia, 2014. 247 с.
3. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) [Электронный ресурс]: приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) от «18» октября 2013 г. № 544н Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».