Программа разработана в соответствии с "Методическими рекомендациями по разработке и содержанию модульных программ профессиональных проб по профессиям и специальностям образовательно-производственных кластеров"
Организация-разработчик:
ТОГАОУ СПО «Техникум отраслевых технологий»
Разработчик:
Молчанова Мария Владимировна - мастер производственного обучения
ТОГАОУ СПО «Техникум отраслевых технологий»
Куделя Ольга Борисовна - мастер производственного обучения
ТОГАОУ СПО «Техникум отраслевых технологий»
Содержание
Общая характеристика профессии. 4
Паспорт программы профессиональной пробы. 10
Структура и содержание пробы.
Учебный план и дидактическое обеспечение занятий профессиональной пробы. 14
Содержание практических занятий. 17
Учебно-методическое и информационное обеспечение. 19
Глоссарий. 20
Приложения. 21
Общая характеристика профессии
В обязанности парикмахера входят выполнение мытья головы, причесывание, косоплетение с учетом особенностей внешности клиента;
бритье лица и головы;
осуществление завивки волос химическим и электрическим способами;
окрашивание волос в различные цвета и оттенки;
изготовление и работа с пастижерными изделиями (париками, шиньонами, накладками);
проведение лечебно-оздоровительных процедур с кожей головы и волосами.
Таким образом, основная цель деятельности парикмахера – причесывание, косоплетение и завивка волос. Основной предмет труда - художественный образ (создание, моделирование причесок), сопутствующий – человек (сервисное обслуживание). В своей работе парикмахер использует вещественные (орудийные) средства труда ручные (ножницы, расческа, бритва, бигуди), механические (пульверизатор), электрические (машинка для стрижки волос, фен, щипцы).
Кроме этого, к основным относятся и его невещественные (функциональные) средства – пространственное мышление, творческое воображение, зрительная память, устойчивое внимание, развитая мелкая моторика кистей рук; речь, а также органы чувств – зрение (цветоощущение, глазомер), слух, обоняние, осязание.
Презентация
Парикмахер -специалист в области создания стиля человека с помощью причёски.
Слово «парикмахер» от нем. Perûckenmacher, что означает – мастер, делающий парики. В самой Германии это слово в данном значении давно не применяется и является устаревшим германизмом.
П а р и к м а х е р (фр. perruque) – специалист, занимающийся косоплетением , причесыванием,бритьем. Источники свидетельствуют: были такие времена, когда социальное положение человека определяли по прическе. В Древнем Египте фараон, например, носил парик, а у греков и римлян причесывание, завивка и надевание париков являлось своеобразным ритуалом, который длился иногда по несколько часов. Эти процедуры выполнялись специально обученными работниками - каламистрами. В античном мире парики считались предметом первой необходимости. Во все времена и эпохи профессия парикмахера ценилась высоко. Еще большего взлета достигло парикмахерское искусство во Франции. Здесь, как и в античном мире, ценились парики. В России профессия парикмахера была тесно связана с цирюльниками, которых можно было встретить во многих городах. Они ходили по базарам, дворам, выискивая клиентов. Профессия цирюльника – уникальна, она включала в себя не только парикмахерское мастерство, но и обязанности лекаря: он делал кровопускание, лечил зубы и раны. Парикмахерских школ в дореволюционной России не было. Желающие научиться парикмахерскому искусству нанимались помощниками к опытному мастеру. В наше время профессия парикмахера обрела новое звучание. Работа хорошего парикмахера – это работа художника. Их так и называли в старину на Руси – «тупейные художники». Надо уметь почувствовать, что подойдет клиенту, что его украсит. Для этого нужно иметь большой вкус, знать много операций, понимать и чувствовать моду, уметь правильно применять технику. Высококвалифицированные мастера разрабатывают модели причесок с учетом направления моды и национальных традиций, принимают участие в конкурсах парикмахеров. Парикмахер может работать как в учреждениях бытового обслуживания, так и в частных салонах.
Хороший парикмахер должен быть коммуникабельным и разносторонним человеком, уметь поддержать беседу, наладить контакт с клиентом. Ведь его будущий визит зависит не только от хорошо сделанной прически, но и от приятно проведенного времени, и понимания со стороны мастера.
Француженки шутят, что найти хорошего парикмахера гораздо сложнее, чем удачно выйти замуж и это действительно так.
Парикмахер
Тип и класс профессии:
Профессия парикмахера относится к типу «Человек – Художественный образ», она связана с созданием, моделированием художественных образов (прически человека). Также она относится к типу «Человек – Человек», так как связана с общением и взаимодействием с людьми.
Тип профессии по признаку цели: преобразующий.
Тип профессии по средствам труда: ручной труд и использование машин с ручным управлением.
Класс профессии: исполнительский (алгоритмический): профессия парикмахера относится к классу «исполнительских» так как связана с работой по заданному образцу, соблюдением имеющихся правил и нормативов, следованием инструкциям. Хотя в ней и много творческой деятельности.
Содержание деятельности
Парикмахер занимается косоплетением, покраской, химической завивкой. Высококвалифицированные мастера разрабатывают модели причесок, принимают участие в конкурсах парикмахеров. Парикмахер может быть специалистом по плетению кос.
Работа парикмахера включает в себя:
Обслуживание клиентов;
Создание прически как эстетического компонента внешности;
Мойка волос, бритье кожи лица;
Осуществление плетения кос в соответствии с заказом клиента;
Помощь в выборе прически, общение с клиентом.
Требования к знаниям специалиста
Для успешного освоения профессии парикмахера необходимы базовые знания основ парикмахерского искусства.
Квалифицированный парикмахер должен знать:
Правила санитарии и гигиены при выполнении парикмахерских работ;
Строение, свойства кожи и волос;
Направления моды в области причесок;
Квалифицированный парикмахер должен уметь:
Выполнять плетение различных кос, завивку, окраску волос;
Использовать парикмахерские инструменты и т.п.
Требования к индивидуальным особенностям социалиста
Для успешной деятельности в качестве парикмахера необходимо наличие следующих профессионально-важных качеств:
Склонность к ручному труду
Склонность к работе с объектами природы
Склонность к творческой работе
Склонность к сервисной работе
Физическая выносливость
Склонность к работе в сфере общения
Активность и физическая подвижность
Условия труда
Парикмахер чаще всего работает самостоятельно, хотя и вместе с другими специалистами подобного профиля. Чаще всего представители данной профессии работают в помещениях. Это могут быть парикмахерские, салоны красоты и т.п. Работа происходит преимущественно стоя, с использованием специальных инструментов (ножницы, расчески, бритвы и т.п.). Как правило, это достаточно активная деятельность, требующая подвижности и общения с людьми. Парикмахер достаточно самостоятелен в своей деятельности. Он может принимать собственные решения в рамках просьб и пожеланий своих клиентов, хотя может быть ограничен техническими возможностями своих инструментов и материалов.
Медицинские противопоказания
Работа парикмахера не рекомендуется людям с заболеваниями:
Нервно-психическими;
Хроническими инфекционными, кожными;
Опорно-двигательного аппарата (кисти рук);
Зрительного анализатора;
Аллергическими;
Органов дыхания.
Требования к профессиональной подготовке:
Знать:
основы химии;
основы медицины;
этику общения с людьми;
основы создания современных причесок;
структуру и свойства кожи и волос;
правила составления красящих и химических растворов и смесей;
действие красящих и химических растворов на кожу волос.
Уметь:
выполнять технологические процессы и художественное моделирование в сфере парикмахерского искусства;
пользоваться оборудованием, инструментами, приборами и аппаратурой.
Промышленно-технологический колледж. Тамбовская обл., г. Мичуринск, ул. Киевская, д.2 8(47545) 2-11-43
Индустриально-промышленный техникум. Тамбовская область, г. Рассказово, ул. Пролетарская, д. 23а, 8(4753)26-8-61
2. Паспорт программы профессиональной пробы
Программа профессиональной пробы по профессии "Парикмахер" представляет собой методическую разработку, включающую комплекс программных тематических практико-ориентировочных мероприятий по профессии.
Цель программы:
формирование представлений, необходимых для выбора материалов и инструментов для плетения кос и окрашивания волос.
Задачи:
познакомить учащихся со спецификой профессии;
дать попробовать себя в типичных для данной профессии видах деятельности (освоить на практике некоторые приемы косоплетния, нанесения красителей на волосы, смывка красителей);
помочь учащимся утвердиться или отказаться от выбора данной профессии
Продолжительность пробы 2 ч
Целевая аудитория: учащиеся 7-9 классов общеобразовательных организаций.
Профессиональная проба направлена на формирование и развитие следующих компетенций:
- организация рабочего места
- определение объема работ и потребности расхода материалов
- приготовление материалов и косметических средств для плетения кос
- освоение навыков работы с инструментом;
- расчесывание и диагностика волос
- деление головы на зоны
- разделение зоны на пряди
- плетение кос
- вытягивание прядей
- фиксация косы
-использование средств для стайлинга;
Спецификация формируемых у обучающихся знаний, умений, трудовых действий в рамках компетенций
действия
умения
знания
ресурсы
Организация рабочего места прикмахера
организовывать рабочее место для плетения кос
общее представление о профессии. Виды основных материалов, применяемых для косоплетения, используемых при косоплетений;
наименование, назначение и правила применения ручного инструмента, приспособления и инвентаря. Методы организации труда на рабочем месте;
Инфраструктура:
Учебно-производственный участок "Парикмахерская", мастерская-лаборатория парикмахерского искусства ТОГАПОУ «Техникум отраслевых технологий» и МОУ СОШ
Оборудование:
проектор и экран, компьютеры, звукоусиление (колонки), индивидуальные
наушники,
Рабочее место парикмахера: материалы для плетения кос (расческа, лак, силиконовые резинки)
Определение объема работ и потребности расхода материалов
Рассчитывать расход материалов в зависимости от выполняемых работ
Нормы расходов сырья и материалов на выполняемые работы
Приготовление материалов и средств для плетения кос.
Приготовлять материалы для плетения кос непосредственно на рабочем месте
Необходимые гигиенические средства и инструменты и материалы, применяемые при плетении кос
Освоение навыков работы с инструментом
Освоить навыки работы с инструментом
Инструменты необходимые для плетения кос: расческа-хвостик, каркасная, зажимы и резинки
Расчесывание и диагностика волос.
Навыки расчесывания и проведения диагностики волос.
Технологии подготовки волос к плетению кос. Соблюдение технологической последовательности при плетению кос.
Соблюдение правил безопасного труда при работе с инструментами.
Соблюдение требований и норм к качеству плетения кос.
Деление головы на зоны
Деление головы на зоны, выделение рядков и проборов, разделение прядей и плетение их в косы
Название зон, рядков и проборов, способы переплетения и вытягивание прядей. Фиксация готовой работы.
Разделение зоны на пряди
Разделение зоны на пряди
Название зон, рядков и проборов, способы переплетения и вытягивание прядей.
Плетение кос различной сложности.
Плетение кос различной сложности
Способы плетения разных видов кос
Вытягивание прядей
Вытягивание прядей
Способы вытягивания прядей из косы
Фиксация косы
Фиксация косы
Способы фиксации косы
Использование средств для стайлинга
Навыки использования средств для стайлинга
Способы нанесения на волосы средств для стайлинга
Формы организации профессиональной пробы
беседы;
тестирование;
профессиональная практика.
Формализованные результаты обучения:
понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
Методические рекомендации.
Профессиональная проба по профессии «парикмахер» рассчитана на 2 часа.
Методическое обоснование профессиональной проба по профессии «Парикмахер».
Парикмахер должен быть универсальным, уметь работать с женскими, мужскими волосами. На первый взгляд кажется что это простая работа, но мастеру должны знакомы такие науки как химия, физика, этика.
Помимо теоретических знаний о типах лица, структуре волос и технике стрижки, нужно получить достаточно опыта. Только опытный мастер сможет удовлетворить самого привередливого клиента
Выбор профессии очень ответственное занятие. Надеемся, профпробы по профессии парикмахер помогут определиться в этом нелегком деле. Наконец-таки осознать, почему выбрали именно эту профессию, а не какую-нибудь другую.
И тогда в будущем мир увидит новых парикмахеров, которые будут искренне любить свою профессию. Будут развиваться в ней. И обязательно создавать что-то новое в сфере парикмахерского искусства.
А как он это делает с этой задачей и справляется данная профессиональная проба.
Программа данной профессиональной пробы представляет собой методическую разработку, которая включает в себя программные тематические практико-ориентировочных мероприятий по профессии, а именно уроки теоретического обучения и профессиональные пробы, выполняемые как под наблюдением мастера производственного обучения, так и самостоятельно.
Эта проба формирует общие представления о технологии работы парикмахера, об основных видах материалов, о технологии выполнения плетения кос об основных правилах техники безопасности при выполнении парикмахерских работ.
Теоретические сведения, сообщаемые учащимся в ходе подготовительного этапа в сочетании с наглядной демонстрацией инструментов, материалов, оборудования, документации, плакатов, рабочих приемов излагаются в форме инструктажа. Учащиеся получают информацию о профессиях, психофизиологических и интеллектуальных качествах, необходимых для овладения профессией «парикмахер», знакомятся с технологией окраски и выполнения косоплетения правилами безопасности труда, санитарии и гигиены.
При проведении уроков теоретического обучения используются наглядные, словесные, объяснительно-иллюстрационные, практические методы. Применяются наглядные пособия как проекционные материалы (презентации, видеофильмы, фотографии кос), так и натуральные образцы манекен-головок.
3. Структура и содержание профессиональной пробы.
3.1.Учебный план и дидактическое обеспечение занятий профессиональной пробы
Коллективное обсуждение результатов выполнения проб
15м
-
Метод ЗХУ
Всего:
2ч
-
Профессиональная проба включает три этапа:
Подготовительный этап. При выполнении этого этапа учащиеся должны получить обобщенную информацию о профессиональной деятельности парикмахера в сфере услуг, ознакомиться с организацией рабочего места парикмахера, этапах подготовительных работ, правилах выполнения плетения кос.
Основой подготовительного этапа является теоретическая подготовка к выполнению профессиональной пробы.
Практический этап.Этот этап профессиональной пробы состоит из трех последовательно выполняемых частей, которые построены на основе элементов профессиональной деятельности парикмахера. Результативность выполнения каждой части оценивается преподавателем или мастером производственного обучения отдельно. После выполнения частей пробы преподаватель или мастер п/о подводит итог и дает общую оценку работы учащихся. Уровень сложности пробы, которую будет выполнять каждый учащийся, должен соответствовать уровню его подготовленности и профессиональным интересам. Выбор уровней сложности может быть осуществлен преподавателем или мастером п/о или учащимися. При этом необязательно уровни сложности технологического, ситуативного и функционального компонентов будут совпадать. По мере выполнения пробы преподаватель или мастер п/о заполняет протокол.
Заключительный этап (рефлексивный). Проводится в форме заключительного урока непосредственно по завершению профессиональной пробы. Итогом профессиональных проб может стать окончательный выбор школьником профессии (основной, запасной варианты) в рамках профиля обучения.
Выполнение пробы направлено на диагностику профессионально важных качеств.
3.2.Содержание практических занятий.
Компоненты пробы
технологический
ситуативный
функциональный
Организация рабочего места. Подготовка материалов к плетению кос.
1.Задание
Освоить организацию рабочего места парикмахера;
Освоить навыки работы с инструментом; Навыки расчесывания и проведения диагностики волос
Рассчитать расход материалов в зависимости от выполняемых работ; Приготовить материалы и инструменты для плетения кос непосредственно на рабочем месте
Рассчитывают расход материалов в зависимости от выполняемых работ; Выставляют материалы и инструменты для плетения кос непосредственно на рабочем месте. Провести диагностику волос
I уровень сложности
Задание выполняется с участием мастера производственного обучения
II уровень сложности
Задание выполняется под наблюдением мастера производственного обучения
III уровень сложности
Задание выполняется самостоятельно
2.Задание
Технология выполнения косоплетения.
Освоить приемы деления головы на зоны,
разделения зоны на пряди,
плетение кос,
вытягивание прядей,
фиксация косы.
использования средств для стайлинга;
Разделить голову на зоны. Разделить зоны на пряди. Выполнить плетение косы, вытянуть пряди и зафиксировать плетение
Разделяют голову на зоны. Разделяют зоны на пряди. Выполняют плетение косы, вытягивают пряди и фиксируют плетение с использованием средств стайлинга
Условие
I уровень сложности
Задание выполняется с участием мастера производственного обучения
II уровень сложности
Задание выполняется под наблюдением мастера производственного обучения
III уровень сложности
Задание выполняется самостоятельно.
4.Учебно-методическое и информационное обеспечение
Основная литература
.Кулешкова О.Н. и т.д. Основы дизайна прически, Академия, М, 2014, 192с..
Уколова А.А. и т.д.. Парикмахерское искусство, М. «Академия», 2014. – 160 с
Дополнительная литература
С. Н. Чистякова. Профессиональные пробы и выбор профессии, книга для учителя, Издательство "Просвещение".
Е.А. Климов. Психология профессионального самоопределения (3-е изд., стер.) учеб. пособие 304 стр., 2007 г. Издательство: Академия.
Кривых С.В. и др. Формирование социальной зрелости учащихся средствами профессиональных проб и социальных практик. Учебно-методическое пособие, Санкт-Петербург, 2014, 139с.
Материально- техническое обеспечение
Оборудование мастерской парикмахеров и рабочих мест; лаборатория: наличие персональных компьютеров с доступом в Интернет, интерактивная доска, проектор.
Интернет-ресурсы
http://www.coderussia.ru/ru/index.html
http://www.coderussia.ru/teachers.html
Глоссарий
Форма головы – контур головы или черепа; в значительной степени определяет естественное направление роста и поведения волос
Волосы – ороговевшее нитевидное образование, растущее из кожи человека, животных, имеет конусообразное строение, состоит из головки и конца, волосы могут быть разных видов, типов, различаются по цвету. Покрывают 95% кожи человека; продолжительность жизни волос зависит от их вида; волосы на голове «живут» от 2 до 4 лет.
Прядь – пучок прилегающих друг к другу волос из одной зоны головы, идущих в одном направлении, обычно около 1 см шириной.
Коса́ — причёска, при которой несколько прядей волос на голове человека сплетаются вместе,плетение длинных волос, из волос как натуральных, так и искусственных, является популярной деталью мужских и женских причесок.
Лак для волос – жидкое или аэрозольное средство для фиксации волос в прическе и придания волосам блеска; с помощью некоторых лаков волосам придаются те или иные оттенки.
Стайлинг – прием оформления прически с применением воска или новейших средств косметики по уходу за волосами.
Технология расчесывания волос расческой от концов прядей или начесывания волос расческой – расчесывание волос небольшими прядками от кончиков к поверхности головы, посредством которого короткие волосы на голове укладываются мягкими пышным ковриком, образуя «подушечку», или базу прически; также называется начесыванием, ворсованием или «плетением французских кружев».
Технология расчесывания волос щеткой от концов или начесывания волос щеткой – технология создания из волос высокой пышной «подушечки» в верхней части головы или смешивания двух или большего числа паттернов локоны с целью создания равномерной и гладкой прически; также называется «кружевной отделкой».
Приложение 1
Методика диагностики свойств восприятия
Возраст: подростки.
1. Методика диагностики объема восприятия.
Назначение методики: анализ (диагностика) объема зрительного восприятия в зависимости от степени осмысленности предъявляемого материала.
Объектами служат наборы бессмысленных сочетаний букв (по 8 букв в наборе) и осмысленные фразы (по три слова в каждой фразе). Всего в опыте 40 предъявлений, по 20 для каждого типа объектов, сначала предъявляются буквы, затем фразы. Задача испытуемого - письменно воспроизвести все, что ему было предъявлено.
Экспериментатор______________________________ Время опыта____
Номер
Предъявленные
Ответ
Кол-во правильно
предъявления
стимулы
испытуемого
воспроизведенных букв
1
2
40
Экспериментатор предъявляет объект-стимул на 1с, после чего испытуемый письменно воспроизводит увиденное. Ответы испытуемого заносятся в протокол.
Набор 1.
1
РОПМЬУЛД
6
ЭВОЕРАПВ
2
ЛАЕПГЗИЯ
7
ОТАСЯМТЛ
3
ЛЧЮБВУИТ
8
ДЮЯИДРНМ
4
ЫВБСБЛОМ
9
ХОВАСТРО
5
ЭЕБЯКНОБ
10
РВЕЖАЛИМ
11
АРОПЦДАТ
16
ЦЗУБКОПА
12
ЦУПМСТВО
17
БИБПЛПЬИ
13
БОАДЫКРС
18
БМББСМПР
14
ДБАВЕЗЖН
19
ПАОАОМПЕ
15
ЭЦХАВЦОЛ
20
ОРАШЦУЗЖ
Набор 2.
1.
Я иду домой
11.
Давай пойдем гулять
2.
Передайте мне чай
12.
Спят усталые игрушки
3
Солнце уже высоко
13
Старушка присела отдохнуть
4
Море сегодня холодное
14
Сегодня очень холодно
5
Позвони мне, пожалуйста
15
Птичка вьет гнездо
6.
Пора учить уроки
16
Мне все надоело
7
Собака поджала лапу
17
Подари мне луну
8.
Пора ложиться спать
18
Мальчик рисует ракету
9
Очень интересная книга
19
Ты записался добровольцем?
10.
Не хочу учиться
20.
Девочке очень весело
Обработка и анализ результатов.
Определить среднее число правильно воспроизведенных букв для обоих наборов тест-объектов (М1 и М2).
Проанализировать характер ошибок, допущенных испытуемым (например, смешение букв, близких по начертанию или по звучанию и т. п.).
Сравнить величину объема восприятия при предъявлении осмысленного и бессмысленного материала.
По данным классических исследований объем восприятия лежит в пределах 4-6 единиц. При предъявлении однородных объектов объем восприятия составляет 8 - 9 единиц. При предъявлении буквенных стимулов объем восприятия несколько ниже и составляет 6 - 7 единиц. Однако если буквы образуют слова, то одномоментно могут быть восприняты два коротких несвязанных слова и (или) одно длинное слово из 10 - 12 букв, или 4 слова, образующие фразу. Таким образом, в осмысленном тексте в качестве оперативных единиц восприятия выступают слоги и слова.
Тест креативности Торренса. Диагностика творческого мышления.
Предлагаемый вашему вниманию фигурный тест Е. Торренса предназначен для взрослых, школьников и детей от 5 лет. Этот тест состоит из трех заданий. Ответы на все задания даются в виде рисунков и подписей к ним.
Время выполнения задания не ограничено, так как креативный процесс предполагает свободную организацию временного компонента творческой деятельности. Художественный уровень исполнения в рисунках не учитывается.
Тест креативности Торренса, диагностика творческого мышления:
Инструкция - описание к тесту Торренса, стимульный материал:
Субтест 1. «Нарисуйте картинку».
Нарисуйте картинку, при этом в качестве основы рисунка возьмите цветное овальное пятно, вырезанное из цветной бумаги. Цвет овала выбирается вами самостоятельно. Стимульная фигура имеет форму и размер обычного куриного яйца. Так же необходимо дать название своему рисунку.
Субтест 2. «Завершение фигуры».
Дорисуйте десять незаконченных стимульных фигур. А так же придумать название к каждому рисунку.
Субтест 3. «Повторяющиеся линии».
Стимульным материалом являются 30 пар параллельных вертикальных линий. На основе каждой пары линий необходимо создать какой-либо (не повторяющийся) рисунок.
Обработка результатов.
Обработка результатов всего теста предполагает оценку пяти показателей: «беглость», «оригинальность», «разработанность», «сопротивление замыканию» и «абстрактность названий».
Ключ к тесту Торренса.
«Беглость»- характеризует творческую продуктивность человека. Оценивается только во 2 и 3 субтестах в соответствии со следующими правилами:
1. Для оценки необходимо подсчитать общее количество ответов (рисунков), данных тестируемым.
2. При подсчете показателя учитываются только адекватные ответы.
Если рисунок из-за своей неадекватности не получает балл по «беглости», то он исключается из всех дальнейших подсчетов.
Неадекватными признаются следующие рисунки:
· рисунки, при создание которых предложенный стимул (незаконченный рисунок или пара линий) не был использован как составная часть изображения.
· рисунки, представляющие собой бессмысленные абстракции, имеющие бессмысленное название.
· осмысленные, но повторяющиеся несколько раз рисунки считаются за один ответ.
3. Если две (или более) незаконченных фигур в субтесте 2 использованы при создании одной картинки, то начисляется количество баллов соответствующее числу используемых фигур, так как это необычный ответ.
4. Если две (или более) пары параллельных линий в субтесте 3 использованы при создании одной картинки, то начисляется только один балл, так как выражена одна идея.
«Оригинальность»- самый значимый показатель креативности. Степень оригинальности свидетельствует о самобытности, уникальности, специфичности творческого мышления тестируемого. Показатель «оригинальности» подсчитывается по всем трем субтестам в соответствии с правилами:
1. Оценка за «оригинальность» основывается на статистической редкости ответа. Обычные, часто встречающиеся ответы оцениваются в 0 баллов, все остальные в 1 балл.
2. Оценивается рисунок, а не название!
3. Общая оценка за оригинальность получается в результате сложения оценок по всем рисункам.
Список ответов на 0 баллов за «оригинальность»:
Примечание: Если в списке неоригинальных ответов приводится ответ «лицо человека» и соответствующая фигура превращена в лицо, то данный рисунок получает 0 баллов, но если эта же незаконченная фигура превращена в усы или губы, которые затем становятся частью лица, то ответ оценивается в 1 балл.
· Субтест 1 — оценивается только тот предмет, который был нарисован на основе цветной приклеенной фигуры, а не сюжет в целом — рыба, туча, облако, цветок, яйцо, звери (целиком, туловище, морда), озеро, лицо или фигура человека.
· Субтест 2. — обратите внимание, все незаконченные фигуры имеют свою нумерацию, слева-направо и сверху-вниз: 1, 2, 3, ..10.
1. — цифра (цифры), буква (буквы), очки, лицо человека, птица (любая), яблоко.
2. — буква (буквы), дерево или его детали, лицо или фигура человека, метелка, рогатка, цветок, цифра (цифры).
3. — цифра (цифры), буква (буквы), звуковые волны (радиоволны), колесо (колеса), месяц (луна), лицо человека, парусный корабль, лодка, фрукт, ягоды.
4. — буква (буквы), волны, змея, знак вопроса, лицо или фигура человека, птица, улитка (червяк, гусеница), хвост животного, хобот слона, цифра (цифры).
5. — цифра (цифры), буква (буквы), губы, зонт, корабль, лодка, лицо человека, мяч (шар), посуда.
10. — цифра (цифры), буква (буквы), елка, дерево, сучья, клюв птицы, лиса, лицо человека, мордочка животного.
· Субтест 3: книга, тетрадь, бытовая техника, гриб, дерево, дверь, дом, забор, карандаш, коробка, лицо или фигура человека, окно, мебель, посуда, ракета, цифры.
«Абстрактность названия» — выражает способность выделять главное, способность понимать суть проблемы, что связано с мыслительными процессами синтеза и обобщения. Этот показатель подсчитывается в субтестах 1 и 2. Оценка происходит по шкале от 0 до 3.
· 0 баллов: Очевидные названия, простые заголовки (наименования), констатирующие класс, к которому принадлежит нарисованный объект. Эти названия состоят из одного слова, например: «Сад», «Горы», «Булочка» и т.п.
· 1 балл: Простые описательные названия, описывающие конкретные свойства нарисованных объектов, которые выражают лишь то, что мы видим на рисунке, либо описывают то, что человек, животное или предмет делают на рисунке, или из которых легко выводятся наименования класса, к которому относится объект — «Мурка» (кошка), «Летящая чайка», «Новогодняя елка», «Саяны» (горы), «Мальчик болеет» и т.п.
· 2 балла: Образные описательные названия «Загадочная русалка», «SOS», названия описывающие чувства, мысли «Давай поиграем»…
· 3 балла: абстрактные, философские названия. Эти названия выражают суть рисунка, его глубинный смысл «Мой отзвук», «Зачем выходить от туда, куда ты вернешься вечером».
«Сопротивление замыканию» - отображает «способность длительное время оставаться открытым новизне и разнообразию идей, достаточно долго откладывать принятие окончательного решения для того, чтобы совершить мыслительный скачок и создать оригинальную идею». Подсчитывается только в субтесте 2. Оценка от 0 до 2 баллов.
· 0 баллов: фигура замыкается самым быстрым и простым способом: с помощью прямой или кривой линии, сплошной штриховки или закрашивания, буквы и цифры так же равно 0 баллов.
· 1 балл: Решение превосходит простое замыкание фигуры. Тестируемый быстро и просто замыкает фигуру, но после дополняет ее деталями снаружи. Если детали добавляются только внутри замкнутой фигуры, то ответ равен 0 баллов.
· 2 балла: стимульная фигура не замыкается вообще, оставаясь открытой частью рисунка или фигура замыкается с помощью сложной конфигурации. Два балла так же присваивается в случае, если стимульная фигура остается открытой частью закрытой фигуры. Буквы и цифры - соответственно 0 баллов.
«Разработанность» — отражает способность детально разрабатывать придуманные идеи. Оценивается во всех трех субтестах. Принципы оценки:
· 1. Один балл начисляется за каждую существенную деталь рисунка дополняющую исходную стимульную фигуру, при этом детали, относящиеся к одному и тому же классу, оцениваются только один раз, например, у цветка много лепестков — все лепестки считаем как одну деталь. Например: цветок имеет сердцевину (1 балл), 5 лепестков (+1 балл), стебель (+1), два листочка (+1), лепестки, сердцевина и листья заштрихованы (+1 балл) итого: 5 баллов за рисунок.
· 2. Если рисунок содержит несколько одинаковых предметов, то оценивается разработанность одного из них + еще один балл за идею нарисовать другие такие же предметы. Например: в саду может быть несколько одинаковых деревьев, в небе — одинаковые облака и т.п. По одному дополнительному баллу дается за каждую существенную деталь из цветков, деревьев, птиц и один балл за идею нарисовать таких же птиц, облака и т.п.
· 3. Если предметы повторяются, но каждый из них имеет отличительную деталь, то необходимо дать по одному баллу за каждую отличительную деталь. Например: цветов много, но у каждого свой цвет — по одному новому баллу за каждый цвет.
· 4. Очень примитивные изображения с минимальной «разработанностью» оцениваются в 0 баллов.
Интерпретация результатов теста Торренса.
Просуммируйте баллы, полученные при оценке всех пяти факторов («беглость», «оригинальность», «абстрактность названия», «сопротивление замыканию» и «разработанность») и поделите эту сумму на пять.
Полученный результат означает следующий уровень креативности по Торренсу:
30 — плохо
30—34 — ниже нормы
35—39 — несколько ниже нормы
40—60 — норма
61—65 — несколько выше нормы
66—70 — выше нормы
70 — отлично
Тест Мюнстерберга
Тест Мюнстерберга предназначен для диагностики избирательности внимания.
Избирательность внимания позволяет концентрировать внимание даже при наличии помех восприятия информации при постановке сознательной цели.
Тест Мюнстерберга на восприятие и внимание
(Диагностика избирательности внимания):
Инструкция.
В предложенном вам наборе букв есть слова. Ваша задача — как можно быстрее просматривая текст, подчеркнуть эти слова за 2 минуты.
Пример: «рюклбюсрадостьуфркнп». Постарайтесь обнаружить замаскированное слово «радость».
Оценивается количество выделенных слов и количество ошибок (пропущенные и неправильно выделенные слова).
Ключ.
Солнце, район, новость, факт, экзамен, прокурор, теория, хоккей, троица, телевизор, память, восприятие, любовь, спектакль, радость, народ, репортаж, конкурс, личность, комедия, отчаяние, лаборатория, основание, кентавр, психиатрия.
Интерпретация.
1. Если вы обнаружили не более 15 слов, то вам следует уделять больше времени развитию своего внимания. Читайте, записывайте интересные мысли в вашу записную книжку, время от времени перечитывайте свои записи.
2. Если вы обнаружили не более 20 слов, ваше внимание ближе к норме, но иногда оно вас подводит. Вернитесь к тесту, повторите его еще раз. Сверьте свои результаты с ключом к тесту.
3. Если вам удалось обнаружить 24 -25 слов, ваше внимание в полном порядке. Хороший уровень развития внимания помогает вам быстро учиться, продуктивно работать, запоминать информацию и воспроизводить ее в нужный момент.
Рефлексия
В конце каждого этапа занятия целесообразно после поиска ответов на поставленные вопросы и по завершении выполнения онлайн тренажера, подвести определённые итоги. Для этого можно использовать метод неоконченных предложений, предложив, например, следующие заготовки:
на этом занятии мы освоили …
сегодня мы научились …
мне было сложно …
я понял, что …
я планирую ...
Это позволит получить представление об успешности проведенного занятия, оценить мотивацию учащихся и внести корректирующие действия в свою дальнейшую работу (откорректировать приемы коммуникации, изменить содержание своих занятий).