Проект "Профессиональные пробы. Предпрофильная подготовка"
Проект "Профессиональные пробы. Предпрофильная подготовка"
Данный проект актуализирует сущность предпрофильной подготовки обучающихся в школе. Рассмотрены основные организационные моменты планировая работы со старшеклассниками, направленной на их профессиональное самоопределение. В работе представлены различные виды диагностик по профориентации обучающихся, годовой план работы по данному направлению, план профедения профессиональных проб, согласно особенностям населенного пункта, где находится ОУ. Имеются приложения: "Договор", "Дневник профпроб".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Проблема подготовки школьников к жизненному и профессиональному самоопределению в современных социально-экономических условиях становится все более актуальной. Наиболее не подготовленными к рыночным отношениям оказались выпускники общеобразовательных школ, специальных средних и высших учебных заведений. Одной из основных причин этого является отсутствие целенаправленной профессиональной ориентации на всех возрастных этапах в системе непрерывного образования. Одним из способов решения указанных проблем является организация и проведение профессиональных проб.
Школа как один из важнейших социальных институтов должна оказывать учащимся помощь в адаптации к новым производственным отношениям за счет создания условий для личностного психологического роста и повышения уровня информированности о различных аспектах современного мира труда.
Профессиональная проба— профессиональное испытание, или профессиональная проверка, моделирующая элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющая завершенный вид, способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии.
В ходе профессиональных проб для учащихся:
даются базовые сведения о конкретных видах профессиональной деятельности; моделируются основные элементы разных видов профессиональной деятельности; определяется уровень готовности школьников к выполнению проб; обеспечиваются условия для качественного выполнения профессиональных проб.
Профессиональные пробы дифференцируются по возрасту учащихся (табл. 1).
Таблица 1. Классификация профессиональных проб по возрасту
Классы
Характер профессиональных проб
1—4
Пропедевтический
5—7, 8—9, 10—11
По уровню готовности к их выполнению, по содержанию, формам и средствам их реализации
Особенности профессиональных проб. Профессиональная проба является средством актуализации профессионального самоопределения и активизации творческого потенциала личности школьника. Такой подход ориентирован на расширение границ возможностей традиционного трудового обучения в приобретении учащимися опыта профессиональной деятельности.
В этой связи особенностями профессиональной пробы являются следующие:
1) диагностический характер пробы, т.е. на каждом этапе профессиональной пробы осуществляется диагностика общих и специальных профессионально важных качеств (ПВК);
2) результатом каждого этапа и итога профессиональной пробы является получение завершенного продукта деятельности — изделия, узла, выполнение функциональных обязанностей профессионала;
3) процесс выполнения пробы направлен на формирование у школьников целостного представления о конкретной профессии, группе родственных профессий, сферы, их включающей;
4) развивающий характер профессиональной пробы, направленный на интересы, склонности, способности, ПВК личности школьника, достигаемый за счет постепенного усложнения выполнения практических заданий профессиональной пробы в соответствии с уровнем подготовленности школьников к ее выполнению, внесения в содержание пробы элементов творчества и самостоятельности;
5) профессиональная проба выступает как системообразующий фактор формирования готовности школьников к выбору профессии. Она интегрирует знания школьника о мире профессий данной сферы, психологических особенностях деятельности профессионала и практическую проверку собственных индивидуально-психологических качеств, отношения к сфере профессиональной деятельности.
Таким образом, профессиональная ориентация – включает в себя просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики, организация элективных курсов, освоение практических навыков в выбранной сфере деятельности, а также, что особенно важно, занятий по психологии.
Социальный аспект заключается в формировании ценностных ориентации молодежи в профессиональном самоопределении, где делается акцент на изучении требований к квалификации работника той или иной сферы.
Экономический аспект - это процесс управления выбором профессии молодежи в соответствии с потребностями общества и возможностями личности (изучение рынка труда).
Психологическийаспект состоит в изучении структуры личности, формировании профессиональной направленности (способность к осознанному выбору).
Педагогический аспект связан с формированием общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных интересов.
Медико-физиологическийаспект выдвигает такие основные задачи как разработка критериев профессионального отбора в соответствии с состоянием здоровья, а также требований, которые предъявляет профессия к личности кандидата.
Практический аспект -включает задачи по освоению элементарных навыков трудовой деятельности учащихся, в выбранной ими сфере деятельности.
Выполняющие рекомендации координатора:
Классный руководитель: опираясь на концепцию, образовательную программу и план воспитательной работы школы:
составляет для конкретного класса (группы) план педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников;
организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;
ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся (данные наблюдений, анкет, тестов фиксируются в индивидуальной карте ученика);
помогает обучающемуся проектировать индивидуальную образовательную траекторию, моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления, осуществлять анализ собственных достижений, составлять собственный портфолио;
организует посещение учащимися дней открытых дверей в вузах и средних профессиональных учебных заведениях района;
организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия поселка;
оказывает помощь школьному психологу в проведении анкетирования, учащихся и их родителей по проблеме самоопределения;
проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению;
организует встречи учащихся с выпускниками школы — студентами вузов, средних профессиональных учебных заведений.
Учителя-предметники:
способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.:
обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся общие трудовые, профессионально важные навыки;
способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;
проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся;
адаптируют учебные программы в зависимости от профиля класса, особенностей учащихся.
Библиотекарь:
регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбору профессии (по годам обучения) и профориентационной работе;
изучает читательские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии; организовывает выставки книг о профессиях;
обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий);
регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям (машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т.д)
Социальный педагог:
способствует формированию у школьников группы риска адекватной самооценки, поскольку, как правило, у таких детей она занижена;
оказывает педагогическую поддержку детям группы риска в процессе их профессионального и жизненного самоопределения;
осуществляет консультации учащихся по социальным вопросам;
оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника.
Школьный психолог:
изучение профессиональных интересов и склонностей учащихся
осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей;
проведение тренинговых занятий по профориентации учащихся;
проводит беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбора;
осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особенностей учащихся;
способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;
приглашает родителей учащихся для выступлений перед учениками о своей профессии;
оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся;
создает базу данных по профдиагностике.
Медицинский работник:
используя разнообразные формы, методы, средства, способствует формированию у школьников установки на здоровый образ жизни;
проводит с учащимися беседы о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека;
оказывает консультации по проблеме влияния состояния здоровья на профессиональную карьеру;
оказывает помощь классному руководителю, школьному психологу и социальному педагогу в анализе деятельности учащихся.
Направления и формы работы.
Организационно-методическая деятельность
Работа координаторов по профориентационной работе с учащимися.
Методическая помощь учителям в подборке материалов и диагностических карт.
Работа с учащимися
Комплекс профориентационных услуг в виде профдиагностических мероприятий, занятий и тренингов по планированию карьеры;
Консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.);
Анкетирование, диагностика;
Организация и проведение экскурсий (в учебные заведения, на предприятия)
Встречи с представителями предприятий, учебных заведений
Проведение нестандартных уроков, открытых уроков, мероприятий в рамках месячника профориентации «знакомство с профессиями», элективных курсов;
Проектная деятельность , профессиональная проба.
Работа с родителями
проведение родительских собраний, (общешк., классн.);
лектории для родителей.
индивидуальные беседы педагогов с родителями школьников;
анкетирование родителей учащихся;
привлечение родителей школьников для выступлений перед учащимися с беседами;
помощь родителей в организации профессиональных проб старшеклассников на предприятиях;
помощь родителей в организации временного трудоустройства учащихся в каникулярное время;
избрание родительского комитета школы из представителей родительских комитетов классов, наиболее активных родителей учащихся, готовых в сотрудничестве с учителями оказывать педагогическую поддержку самоопределения школьников;
создание попечительского совета, включающего работников общеобразовательного учебного заведения, родителей учащихся, частных предпринимателей, оказывающих спонсорскую помощь школе, представителей шефских организаций и т.д.
Следовательно, перед управленцами школы встала непростая задача – создать условия учащимся основной школы для обоснованного выбора профиля в контексте будущей профессии при условии, что профессий сотни, а время и ресурсы школьного образования ограничены. В решении данной проблемы мы опирались на понятие-деятельность и связь деятельности с профессией.
Понятия деятельность, профиль, профессия связаны между собой.
Деятельность играет ведущую роль в определении склонности к профессии, связана с формулой «Хочу делать». Согласно теории профессионального выбора американского исследователя Дж.Холланда , профессиональный выбор обусловлен тем, какой тип личности сформировался. Выделяют шесть типов личности: реалистический, исследовательский, артистический, социальный, предпринимательский, конвенциональный. Каждый из перечисленных типов личности, который сформировался под воздействием культурных и личностных факторов предпочитает выбирать определенные, соответствующие своему типу - виды деятельности, которые непосредственно связаны с профессиональной сферой.
Мы определили классификацию универсальных видов деятельности и поставили им в соответствие направления профилизации и профессии. Так, например, профессия учитель связана с такими видами деятельности, как социальный, интеллектуальный; для профессии инженера характерны такие виды деятельности, как интеллектуальный, конвенциональный, практический; для медсестры – практический вид деятельности.
Кроме того, выделить личностные профессиональные характеристики, слабые и сильные стороны, преимущества и стиль поведения, определить вид деятельности, условия работы, которые максимально подходят человеку, позволяет метод Биркмена. Метод Биркмена использует систему четырех цветов (синего, зеленого, красного и желтого), выбранных для обозначения профессиональных характеристик и видов деятельности.
Каждый цвет выражает то или иное ключевое свойство:
Задача школы заключается в создании условий для осмысления учащимися профессионального самоопределения через «примерку» профессий, т.е. профессиональные пробы.
Цель предпрофильной подготовки: оказание помощи учащимся в их профессиональном самоопределении.
При организации предпрофильной подготовки мы ставим следующие задачи:
1)использовать современные информационные технологии в работе с учащимся по профессиональной ориентации;
2)расширять кругозор учащихся в мире профессий; пробуждать в них мотивацию к профессиональному самоопределению;
3)воспитывать сознательное отношение к выбору профессии и уважение к человеку труда;
4) привлекать учащихся к занятиям спецкурса через анкетирование и выявлять сферу интереса к той или иной рабочей профессии;
5)оформить сменный информационный стенд о востребованных профессиях на предприятиях поселка, района и округа;
6) ориентировать учащихся на рабочие профессии поселка, района и округа.
Для реализации программы профессиональной пробы в МОУ «Заполярная средняя общеобразовательная школа» используются следующие методы: анкетирование учащихся, тестирование, беседы, психологическая диагностика, встречи с представителями разных профессий, кинопросмотры, посещение выставок библиотеки, экскурсии на предприятия поселка, встречи со специалистами ЦЗН, работа со специальной литературой и справочниками, а также использование Интернета. Всё это позволяет поддерживать интерес учащихся к участию в программе.
Но большее значение имеет деятельностный метод, когда учащиеся непосредственно на практике соприкасаются с той или иной профессией:
Работа поделена на 4 этапа:
1.Отношение учащихся к различным сферам профессиональной деятельности (беседы, анкеты, тесты, диагностика)
2.Знакомство с литературой, где есть информация о профессиональной деятельности, в которой предполагается проведение проб. Посещение предприятий, учреждений. Чтение заметок в районной газете о людях труда, о профессионалах своего дела. Формирование представлений о том виде деятельности, который им предстоит выполнить в ходе профессиональной пробы.
В рамках программы действуют следующие профессиональные пробы:
–педагогическая (социальная, интеллектуальная, творческая) деятельность – медицинская (практическая, социальная) деятельность – сфера сервисной (социальной, предпринимательской, традиционной) деятельности
-государственная муниципальная служба (конвенциональный, исследовательский)
Очень немного людей принадлежат к так называемому "чистому" типу в том смысле, что они имеют характеристики лишь одного из типов. Поэтому важно отметить, что большинство людей имеют комбинации характеристик, соответствующие двум или более типам.
По направлению «педагогической деятельности» проводятся две пробы:
– помощник воспитателя детского сада – помощник педагога-организатора.
Профессиональную пробу помощник воспитателя детского сада учащиесяпроходят в дошкольном учреждении поселка, где принимают активное участие в организации и проведении игровых, спортивных занятий с воспитанниками детского сада. Итоговым продуктом будет являться разработка сценария детского праздника.
Профессиональную пробу помощник педагога-организатора школьники проходят на базе ДК. Ученики разработают и проведут конкурсную программу с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. В данную пробу также входит подбор музыкального оформления, костюмы, грим, конферанс.
Среди учащихся вызвала интерес профессиональная проба «помощник медицинской сестры». Для ее проведения приглашен специалист из амбулатории п. Заполярный. Школьники посещают амбулаторию, медицинские кабинеты, где специалисты рассказывают о своей работе. В качестве практических занятий ребята смогут измерить антропометрические данные, пульс, частоту дыхания, артериальное давление, температуру тела. Познакомятся с основами ухода за больными.
Так же учащиеся выбрали пробу «помощник организатора туристской деятельности». В настоящее время в округе широкое распространение получил туризм.
Учащиеся научатся ориентироваться на местности, освоят тактику туристического похода, ориентирование на местности, разработают маршрут, научатся делать раскладку питания на сутки, на поход, раскладывать палатки, разбивать бивуак, освоят правильную технику вязания узлов, изучат разные типы разжигания костров и т.п. В однодневном походе школьники отработают полученные практические знания и умения.
Сфера сервисной деятельности представлена профессиональной пробой «помощник продавца».
Данные пробы будут проходить на базе поселковых магазинов.
При прохождении пробы «Помощник продавца» ученики познакомятся с профессией продавца продовольственных и не продовольственных товаров. Научатся рекламировать и предлагать взаимозаменяемый товар, следить за сроками реализации товаров. Посетят поселковые магазины «Подсолнух», «Ливадия». Смогут оформить прилавочные витрины, проверить наименование, количество, комплектность, сортность, соответствие маркировки товара.
Также в анкете профессиональных предпочтений, было предложено учащимся указать интересующие их пробы. Так выявилась группа желающих пройти пробу «кадровик, делопроизводитель».
Профессиональные пробы возможны при помощи и поддержке Администрации МО п. Заполярный, социальных партнеров Ныдинское ЛПУ МГ. Чтобы организовать пробы, необходимо выстроить отношения с предприятиями и учреждениями поселка (дошкольные учреждения, учреждения торговли, библиотеки, администрации).
На данном этапе необходимо заключить договора о прохождении профессиональных проб. В процессе профессиональных проб учащиеся получат опыт и попытаются определить, соответствует ли её характер их способностям и склонностям.
На деятельностном этапе предполагается распределение учащихся по группам и микрогруппам. Разработка, определение места и времени прохождения заданий должна осуществляться вместе с партнёрами для профессиональной пробы.
В процессе профпроб необходимо ведение журнала посещаемости и видов выполняемой работы. Учащиеся должны вести дневники, в которых руководители профпроб будут ставить оценки и писать отзыв. Рефлексивный этап включает в себя отчёт учащихся о прохождении профпроб, в котором отмечают трудные и интересные стороны профессии, мастер-класс, стендовая презентация, проектная работа.
Кроме того, ученики обращают внимание на то, какой предмет наиболее важен в данной профессии. Какие способности нужно иметь при выборе профессии.
Организация предпрофильной ориентации учащихся
Урочная деятельность
Нетрадиционные формы проведения уроков
Предметные недели
Элективные курсы
Внеурочная деятельность
Библиотечные уроки
Кружки
Летняя трудовая практика
Выставки
Экскурсии
Профессиональные пробы
Классные часы
Месячник профориентации
Обучение учащихся в интернет - лицее при институте дистанционного образования ФГАОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский государственный университет»
Взаимодействие с партнерскими организациями
Производственные мероприятия
Медицинские и дошкольные учреждения
Предприятия служб быта, торговли
Администрация МО п. Заполярный
Ныдинское ЛПУ МГ
Взаимодействие со специалистами школы
Администрация
Педагог-психолог
Учителя
Классные руководители
Родители
Результаты профессиональных проб
Мастер- класс, презентация, проект, дневник
Теоретическая часть программы включает: работу с литературными источниками, поисковую деятельность, работу в Интернет, работу с документами, углубленным изучением тем элективных курсов, знакомство с технологиями выполнения деятельности, в рамках выбранной профессиональной пробы.
Практическая часть: профессиональная проба, день в профессии.
План работы по реализации проекта «Предпрофильное обучение. Профессиональные пробы» на 2014-2015 учебный год
Цель:
сформировать готовность подростков к жизненному профессиональному самоопределению, которая реализуется в обоснованном построении индивидуальной образовательной траектории (выбор профиля обучения на старшей ступени или сферы профессиональной деятельности для обучения в системе начального и среднего профессионального образования).
Задачи:
Познакомить учащихся с актуальным для них «информационным полем», т.е. иметь целостное представление о мире профессий, соотносимых с профилями обучения; освоить понятия, характеризующие профессиональную деятельность человека по различным профилям.
Оказать психолого-педагогическую помощь в обеспечении подростков средствами самопознания для исследования собственных познавательных интересов, склонностей, способностей, развитии умений по целеполаганию и планированию дальнейшего образования.
Помочь в выборе путей и способов развития познавательных и личностных возможностей в системе профильной образовательной подготовки.
Состав рабочей группы:
Алимбаева Р.Б.. - кл. руководитель 9класса
Челмодеева Н.В.- кл. руководитель 8класса
Ковальчук Г.Ю. –кл. руководитель 10 класса
Бикбаева Н.В. - зам. директора по ВР
Максимовская Л.А.-зам. директора по УВР
Бахтиярова Т.Г.- психолог, руководитель информационно-ориентационных курсов
Устюжанина С.В.- библиотекарь
Чираков Г.Ч.- учитель информатики
Работа с учащимися:
№
Мероприятия
Цель
Ответственные
Сроки
Диагностика учащихся
1
Тест Холланда
Выявление типа личности и вида деятельности, определяющих профессиональный выбор.
Педагог-психолог, Бахтиярова Т.Г.
сентябрь 2014
2
Тест Биркмена
Выделение личностных профессиональных характеристик, слабых и сильных сторон личности, преимущества и стиль поведения, определение вида деятельности, условия работы, которые максимально подходят человеку.
Педагог-психолог, Бахтиярова Т.Г.
сентябрь –октябрь 2014
3
ДДО Е.А. Климова
Определения типа профессии, который наиболее подходит человеку в зависимости от его интересов, склонностей, темперамента.
Педагог-психолог, Бахтиярова Т.Г.
сентябрь –октябрь 2014
4
Выявление степени удовлетворённости уч-ся образовательными услугами (анкета).
Выявление степени удовлетворённости уч-ся образовательными услугами (анкета).
Бикбаева Н.В, зам. по ВР
в течение года
5
Профориентационная диагностика и консультирование обучающихся с использованием теста «Профориентатор» 9 классы/10 классы
Изучение личностных особенностей уч-ся в целях организации процесса самовоспитания (темперамента, характера, волевых качеств, коммуникативных, организаторских способностей и др.)
Изучение особенностей интеллектуальной сферы (особенности восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления).
Изучение интересов и склонностей учащихся.
Изучение профессиональной направленности личности.
Педагог-психолог, Бахтиярова Т.Г.
ноябрь-декабрь 2014
Информационно-ориентационные курсы
1
Твои профессиональные намерения.
Сформировать знания о психологических ресурсах личности (психофизиологических особенностях, эмоциональных, волевых, интеллектуальных и коммуникативных), необходимых для осознанного профильного и профессионального самоопределения.
в течение года
Элективные курсы
1
«Вещества вокруг нас», 17 часов
Развитие познавательного интереса к естественным дисциплинам и создание мотивационной основы для осознанного выбора профиля.
Бикбаева Н.В., учитель химии
Iполугодие
2
«Я, химия и профессия: самоопределение в процессе решения качественных задач по химии», 34 часа
Диагностическое исследование личности учащегося (интересы, склонности, способности и выбор профессии);
информационная справка о профессиях (содержание профессиональных обязанностей, условия труда специалиста, требования к личности специалиста, адреса и названия учебных заведений); экскурсии в медицинские учреждения.
Углубленный курс изучения основ биологии и экологии, подготовка к ЕГЭ.
Алимбаева Р.Б., учитель биологии
в течение года
6
Основы делового общения
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку и литературе.
Ахмадеева Е.Р.. учитель русского языка и литературы
в течение года
7
Физика в твоей будущей профессии
Профориентационный курс физики, направленный на углубление и расширение знаний в области физики, а так же применения знаний на практике, в различных сферах деятельности человека.
Максимо, учитель физикивская Л.А.
в течение года
8
Наша потребительская культура
Подготовка к ГИА по русскому языку.
Ахмадеева Е.Р.. учитель русского языка и литературы
в течение года
Классные часы
1
«Роль волевых качеств характера человека в его жизни»
Месячник профориентации
Педагог-психолог, Бахтиярова Т.Г.
I полугодие
2
«В мире профессии»
Месячник профориентации
Педагог-психолог, Бахтиярова Т.Г.
I полугодие
3
«Победить неуверенность в себе»
Месячник профориентации
Педагог-психолог, Бахтиярова Т.Г.
I полугодие
4
«Хочу – могу – надо»
Месячник профориентации
Педагог-психолог, Бахтиярова Т.Г.
II полугодие
5
«Одиночество – одна из причин жизненных затруднений»
Месячник профориентации
Педагог-психолог, Бахтиярова Т.Г.
II полугодие
6
«Слагаемые творчества. Об упорстве…»
Месячник профориентации
Педагог-психолог, Бахтиярова Т.Г.
II полугодие
«Новое время — новые профессии». Заочное путешествие в мир новых профессий
Месячник профориентации
Челмодеева Н.В., кл. рук-ль 8 класса
ноябрь 2014
«Сто дорог — одна твоя»
Месячник профориентации
Ковальчук Г.Ю., кл. рук-ль 10-11 класса
ноябрь 2014
«Я б в ….. пошёл, пусть меня научат..» Тренинг.
Месячник профориентации
Ковальчук Г.Ю., кл. рук-ль 10 -11 класса
ноябрь 2014
«Самые востребованные профессии северного региона»
Месячник профориентации
Челмодеева Н.В., кл. рук-ль 8 класса
декабрь 2014
Игра «Продавцы-покупатели»
Месячник профориентации
Алимбаева Р.Б., кл. руководитель 9 класса
декабрь 2014
«Рынок труда и твой профессиональный маршрут».
Месячник профориентации
Педагог-психолог, Бахтиярова Т.Г.
декабрь 2014
Круглый стол «Я выбираю…»
Месячник профориентации
Алимбаева Р.Б., кл. руководитель 9 класса
декабрь 2014
Встречи с родительской общественностью «Взгляд в будущее»
Месячник профориентации
Бикбаева Н.В., зам. по ВР
Ковальчук Г.Ю., кл. рук-ль 10 -11 класса
декабрь 2014
Общешкольные мероприятия
Единый день профессионального самоопределения
Месячник профориентации
Зам. по ВР Бикбаева Н.В., педагог-психолог, Бахтиярова Т.Г.
Всероссийский молодежный день занятости
Месячник профориентации
Зам. по ВР Бикбаева Н.В., педагог-психолог, Бахтиярова Т.Г.
«Час кода», районное мероприятие, направленное на ознакомление с профессией – «информатик»
Месячник профориентации
Чираков Г.Ч. учитель информатики
декабрь 2014
Книжная выставка
Месячник профориентации
Устюжанина С.В.
библиотекарь
декабрь 2014
Экскурсии на предприятия
1
Экскурсия в амбулаторию п. Заполярный
Месячник профориентации
Алимбаева Р.Б., кл. рук-ль 9 класса
Челмодеева Н.В., кл. рук-ль 8 класса
декабрь 2014
2
Экскурсия на строительный обьект
Месячник профориентации
Алимбаева Р.Б., кл. рук-ль 9 класса
январь 2015
3
Экскурсия в Ныдинское ЛПУ МГ
Месячник профориентации
Ковальчук Г.Ю., кл. рук-ль 10 -11 класса
Алимбаева Р.Б., кл. рук-ль 9 класса
февраль 2015
4
Экскурсия в аптеку
Месячник профориентации
Алимбаева Р.Б., кл. рук-ль 9 класса
февраль 2015
5
Экскурсия в почтовое отделение
Месячник профориентации
Челмодеева Н.В., кл. рук-ль 8 класса
март 2015
6
Экскурсия в администрацию МО п. Заполярный
Месячник профориентации
Челмодеева Н.В., кл. рук-ль 8 класса
март 2015
Встречи с людьми различных профессий
1
День финансовой грамотности, встреча с банковскими работниками.
Знакомство с профессией, с особенностями работы банков, финансовой терминологией.
Бикбаева Н.В, зам. по ВР
Ковальчук Г.Ю, учитель обществознания
сентябрь 2014
2
Встреча с инспектором
Бикбаева Н.В, зам. по ВР
декабрь 2014
3
Встреча с начальником связи Ныдинского ЛПУ МГ
Знакомство с профессией
Бикбаева Н.В, зам. по ВР
декабрь 2014
4
Встреча со специалистами пенсионного фонда
Знакомство с профессией
Бикбаева Н.В, зам. по ВР
октябрь 2014
5
Встреча со специалистами Администрации МО п. Заполярный
Знакомство с профессией
Бикбаева Н.В, зам. по ВР
декабрь 2014
Конкурсы
Конкурсы сочинений, рисунков на тему «Я и моя будущая профессия», «Архив будущего», «Трансгаз-Югорску-50».
Знакомство с профессией, развитие творческого потенциала.
Бикбаева Н.В, зам. по ВР
Ахмадеева Е.Р., учитель русского языка и литературы
октябрь-декабрь 2014
Проекты
1
Моя профессиональная проба
Учащиеся 8-9 классов
февраль-апрель 2015
Объединения дополнительного образования
1
Нравственные ценности
Формирование склонностей и интересов через кружки и секции.
2
Эврика
3
Краевед
ШУС
День самоуправления.
Заседание совета профилактики.
Самовыражение каждого школьника через участие в органах ученического самоуправления.
Челмодеева Н.В, педагог-организатор
октябрь 2014,
раз в четверть
Профессиональные пробы
1
Продавец продовольственных товаров
Профессиональное самоопределение, приобретение элементарных навыков в выбранной сфере деятельности.
Бикбаева Н.В, зам. по ВР, Максимовская Л.А., зам по УВР
2
Медсестра
Профессиональное самоопределение, приобретение элементарных навыков в выбранной сфере деятельности.
Бикбаева Н.В, зам. по ВР, Максимовская Л.А., зам по УВР
3
Секретарь
Профессиональное самоопределение, приобретение элементарных навыков в выбранной сфере деятельности.
Бикбаева Н.В, зам. по ВР, Максимовская Л.А., зам по УВР
4
Воспитатель
Профессиональное самоопределение, приобретение элементарных навыков в выбранной сфере деятельности.
Бикбаева Н.В, зам. по ВР, Максимовская Л.А., зам по УВР
5
Педагог-организатор
Профессиональное самоопределение, приобретение элементарных навыков в выбранной сфере деятельности.
Бикбаева Н.В, зам. по ВР, Максимовская Л.А., зам по УВР
6
Учитель
Профессиональное самоопределение, приобретение элементарных навыков в выбранной сфере деятельности.
Бикбаева Н.В, зам. по ВР, Максимовская Л.А., зам по УВР
День учителя, 4 октября 2014
2.Работа с родителями и социумом:
№
Мероприятия
Сроки
Ответственные
1
Информирование родителей о целях и содержании предпрофильной подготовки.
сентябрь
Кл. руководители 8,9 класс
2
Анкетирование родителей о выявлении образовательных потребностей
сентябрь-октябрь
Кл. руководители, психолог
3
Изучение возможностей социума и потребностей рынка труда, составление плана совместной работы
октябрь
Зам. по ВР
4
Информирование родителей об организации предпрофильной подготовки в школе.
Ознакомление родителей с нормативно-правовой базой предпрофильной подготовки.
ноябрь
Кл. руководители
5
Сотрудничество с РЦЗН
В течение всего времени
Кл. руководители, зам. по ВР
6
Связь с внешкольными учреждениями (ДК, МДОУ «Капелька» , администрация МО п. Заполярный, Ныдинское ЛПУ МГи др.)
постоянно
Кл. руководители, зам. по ВР
7
Выявление степени удовлетворённости родителей образовательными услугами школы.
апрель
Зам. по ВР
Родительские собрания
1
«Важность выбора профессии. Сопровождение и поддержка профессионального выбора ребенка со стороны родителей. (9класс)
октябрь
Кл. руководитель Алимбаева Р.Б.
2
«Роль семьи в формировании позитивной самооценки личности выпускника основной школы и продолжение обучения в старшем звене». (9класс)
декабрь
Кл. руководитель
Алимбаева Р.Б.
3.Работа с педколлективом:
Создание, систематизация и обновление банка информации по предпрофильной подготовке и профильному обучению.
постоянно
Библиотекарь
Информирование педагогов по проблемам предпрофильной подготовки в школе
по мере необходимост
Зам по УВР
Консультирование педагогов по разработке программ элективных курсов
август
Зам по УВР
Консультирование кл. рук. по работе с портфолио уч-ся.
в течение года
Зам по ВР
Экспертиза программ эл. курсов и факультативов, рабочих программ по предметам
август
Зам по УВР
Моделирование эл.курсов в системе предпрофильной подготовки уч-ся
август
Зам по УВР, учителя
Контроль за преподаванияем эл. курсов, выполнением учебных планов и программ предпрофильной подготовки.
сентябрь-октябрь
Зам по УВР
Рефлексия деятельности. Круглый стол по проблеме предпрофильной подготовки уч-ся
апрель-май
Зам по УВР, ВР
Приложение
Рекомендации для классного 8 класса руководителя по профессиональных проб:
На первом этапе классные руководители проводят классные часы и родительские собрания, чтобы ознакомить учащихся и их родителей с целями и задачами организации профильных проб. В августе классный руководитель определяет возможные варианты профильных проб и места их проведения. Далее дети под руководством классных наставников составляют планы проведения и обговаривают места проведения мероприятий, организуются в группы учащихся, участвующих в проекте.
Общий план профильных проб может быть составлен по следующей форме:
№
Название социального проекта
Время реализации проекта
Место реализации проекта
Группа учащихся, реализующих проект
Следующий этап – планирование конкретной профильной пробы той группой учащихся, которая реализует данный проект. Учащиеся планируют содержание своей работы, распределяют «роли» между членами группы, назначают сроки. Классный руководитель на этом этапе выступает как консультант.
При проведении профильной пробы классный руководитель отслеживает, какой универсальный вид деятельности подходит данному конкретному учащемуся, используя матрицу альтернативного выбора профиля.
Матрица альтернативного выбора профиля
№
Список класса
Виды деятельности
Рекомендации кл. руководителя
Социальный
Предпринимательский
Интеллектуальный
Самоорганизация
Могу
Хочу
Самоорганизация
Могу
Хочу
Самоорганизация
Могу
Хочу
На этой матрице после её заполнения хорошо видно, какой вид деятельности подходит данному конкретному ученику (или не подходит). Классный руководитель беседует с каждым учащимся индивидуально по результатам проведенных проб и дает ему рекомендации по выбору вида деятельности.
Диагностическая работа педагога-психлога:
Тест Холланда: Цель самотестирования: определение типа личности и соответствующих ей профессий.
Инструкция: Подсчитайте в каждой из шести ячеек количество плюсов. Запомните или лучше запишите результат на листе бумаги следующим образом: Ячейка Р = ___ Ячейка А = ___ Ячейка И = ___ Ячейка С = ___ Ячейка П = ___ Ячейка К = ___
Ячейка Р
Вам нравятся виды деятельности: + Курсы обучения работ по дереву + Работы на легковом автомобиле + Ремонт хозяйственных построек + Ремонт электроприборов + Настройка музыкальных стереосистем + Домашнее мастерство + Работы на дачном участке + Курсы обучения на автомеханика + Ремонт квартиры + Решение технических проблем + Восстановление старых вещей, приборов...
Если это потребуется, нижеперечисленные умения Вы сможете применить грамотно и компетентно: + Простейший ремонт телевизора или радиоприемника + Ремонт мебели + Использовать электромеханические инструменты + Прочитать чертежи, схемы + Сделать простой электрический ремонт + Заменить масло или мелкую деталь в автомобиле + Выполнить чертеж + Пользоваться столярными инструментами + Производить слесарный (по металлу) ремонт + Рассчитать количество необходимого материала для ремонта, строительства... + Использовать электроизмерительные приборы
Подсчитайте количество плюсов в ячейке Р ( результат запишите или запомните!)
Ячейка А
Вам нравятся виды деятельности: + Игра на музыкальном инструменте + Писать для газеты или журнала + Воплощение в драматические произведения рассказ или художественный замысел + Игра в ансамбле, группе, оркестре... + Конструировать мебель, одежду... + Писать портреты или заниматься фотографией + Пройти курсы по дизайну + Выпускать журнал или газету + Заниматься рисунком или живописью + Читать или писать поэтические произведения + Создавать декоративные изделия
Если это потребуется, нижеперечисленные умения Вы сможете применить грамотно и компетентно: +Написать рассказ, статью... + Создать рекламный плакат + Писать красками, лепить... + Обрисовать или описать человека так, что его можно сразу же узнать... + Поставить спектакль, снять фильм... + Написать рекламное объявление + Разработать дизайн для упаковок продуктов + Декорировать рабочее учреждение или помещение для отдыха + Играть в спектакле, пьесе, фильме... + Изготовить простые украшения + Выполнить художественные фотоснимки
Вам нравятся профессии типа... +Писатель + Фотограф + Музыкант + Художник + Автор художественных произведений + Артист + Певец + Специалист по различным произведениям искусства + Журналист + Художник-копист + Издатель газеты, журнала + Актер + Архитектор + Дизайнер
Подсчитайте количество плюсов в ячейке А(результат запишите или запомните!)
Ячейка И
Вам нравятся виды деятельности: +Работа в научно-исследовательской лаборатории +Применять математику для решения практической проблемы +Изучать научные теории +Анализировать информацию для разработки новых предложений, работ +Читать научные книги и журналы +Находить решения сложных проблем +Посещать научные музеи, семинары +Систематизировать данные по различным проблемам, вопросам +Изучать курс математической статистики +Размышлять над научными проблемами +Осваивать новую научную дисциплину
Если это потребуется, нижеперечисленные умения Вы сможете применить грамотно и компетентно: +Использовать компьютер при решении какой-то проблемы +Разобраться в физических свойствах многих веществ, материалов +Понять и расшифровать простые химические формулы +Использовать калькулятор и др. вычислительную технику +Применять микроскоп для решения каких-то научных задач +Описывать работу основных органов человеческого организма +Применять для рассчетов различные цифровые таблицы +Написать реферат по заданной проблеме, теме... +Назвать три блюда с высоким содержанием белка (жира, углеводов...) +Кратко, четко, понятно изложить какую-нибудь теорию или ответить на поставленный вопрос
Вам нравятся профессии типа... +Инженер-конструктор +Техник медицинской лаборатории +Физик +Химик +Издатель научного журнала +Ботаник +Хирург +Антрополог +Семейный врач +Метеоролог +Научный работник в области социальных наук (изучает закономерности жизни общества и человека) +Биолог +Научный работник исследовательской лаборатории +Автор научно-популярных книг и статей
Подсчитайте количество плюсов в ячейке И (результат запишите или запомните!)
Ячейка С
Вам нравятся виды деятельности: + Работать в сфере социальной поддержки и защиты + Обучаться на курсах психологии человеческих отношений + Изучать факты нарушения закона несовершеннолетними + Дискутировать по вопросам отношений между людьми + Обучать других выполнять какую-либо работу + Читать книги по социологии, статьи о закономерностях человеческого общения + Помогать людям, страдающим физическими недостатками + Помогать людям советами в трудных для них ситуациях +Преподавать в учебных учреждениях + Заботиться о детях или помогать людям + Обучаться на курсах гидов или экскурсоводов
Если это потребуется, нижеперечисленные умения Вы сможете применить грамотно и компетентно: + Хорошо принимать гостей + Легко помогать другим в принятии рещений + Участвовать в благотворительных акциях + Легко объяснять какие-то вещи другим + Возглавить групповую дискуссию + Легко создать людям хорошее настроение + Легко разговаривать с любыми людьми + Легко помогать людям планировать их будущее + Тренировать других + Легко учить других + Очень хорошо разбираться в людях, их поступках, настроении
Вам нравятся профессии типа... + Преподаватель института, колледжа... + Работник в социальной области + Логопед + Учитель школы + Психолог + Специалист по семейному консультированию + Преподаватель общественных и социальных наук + Сотрудник службы социальной поддержки + Инструктор молодежного лагеря + Консультант по выбору профессии + Социолог + Инспектор по делам несовершеннолетних + Сотрудник службы "Телефон доверия" + Священнослужащий
Подсчитайте количество плюсов в ячейке С (результат запишите или запомните!)
Ячейка П
Вам нравятся виды деятельности: + Быть руководителем проекта или какого-либо мероприятия, дела + Пройти курсы или семинар для руководителей + Читать о руководстве в бизнесе или правительстве + Участвовать в политических кампаниях + Организовывать собственное дело и управлять им + Принимать решения в важных и ответственных делах + Оказывать влияние на других людей + Присутствовать на аукционах, торгах + Руководить работой других + Следить за спросом и предложенями на рынках + Организовывать и проводить выборные кампании
Если это потребуется, нижеперечисленные умения Вы сможете применить грамотно и компетентно: + Организовать работу других + Оценить собственные достоинства + Заинтересовать других + Организовать и управлять компанией по продажам + Способности продавать и рекламировать + Планировать стратегию (мероприятия) для достижения цели + Способности публично выступать + Знания, как стать лидером, добивающимся успехов + Грамотно и аргументированно отстаивать свою точку зрения + Начать свое собственное дело + Развить в себе желаемые качества
Вам нравятся профессии типа... + Управляющий фирмой + Управляющий гостиницей + Директор радио и телевидения + Агент по продаже недвижимости + Управляющий распродажей + Заведующий отделом маркетинга + Управляющий магазином + Адвокат + Директор рекламного агенства + Посредник в торговых операциях + Продавец (торговый работник) + Судья + Брокер на бирже + Руководитель спортивной команды
Подсчитайте количество плюсов в ячейке П(результат запишите или запомните!)
Ячейка К
Вам нравятся виды деятельности: + Содержать свой рабочий стол и помещение в полном порядке + Работать со счетно-вычислительными машинами +Проводить инвентаризацию материальных ресурсов + Записывать свои расходы + Проводить проверку документации или продукции для выявления ошибок или пропаж + Проводить математические расчеты в бухгалтерии или бизнесе + Вести деловую переписку + Управлять оргтехникой (компьютером, ксероксом, факсом...) в учреждении + Заполнять стандартные формы (бланки, анкеты, таблицы цифровые...) + Обучаться на бухгалтерских курсах
Если это потребуется, нижеперечисленные умения Вы сможете применить грамотно и компетентно: +Работать с документами и корреспонденцией + Легко получить необходимую информацию по телефону + Вести учет доходов и расходов + Использовать компьютер для анализа данных бизнеса + Печатать на пишущем устройстве + Составлять деловые письма и другие документы + Использовать редакторы текстов на компьютере + Создавать обстановку для деловых встреч + Работать на копировальных, множительных машинах + Быстро замечать ошибки в рассчетах или тексте + Успешно пользоваться каталогами, справочниками
Подсчитайте количество плюсов в ячейке К (результат запишите или запомните!)
Подсчитали? Записали или запомнили результат? Проверьте еще раз: результаты должны быть записаны следующим образом: ячейка Р = ____ ячейка А = ____ ячейка И = ___ ячейка С = ___ ячейка П = ____ячейка К =
Обратите внимание на три самые высокие результата теста: эти типы личности у Вас превалируют над остальными.
Пример: Допустим, у Вас получились следующие результаты: ячейка Р = 10 | ячейка А = 13 | ячейка И = 12 | ячейка С = 15 |ячейка П = 9 | ячейка К = 5
Выделяем три самые высокие результата: С = 15 - тип личности - социальный А = 13 - тип личности - артистический И = 12 - тип личности - исследовательский
Знакомство с описаниями типов личности проводите именно в таком порядке - от самого высокого результата к более низкому.
Со всеми типами личности по систематизации Голланда (Холланда) Вы можете ознакомиться по ссылкам: Р - реалистический тип и соответствующие ему профессии А - артистический тип и соответствующие ему профессии И - исследовательский тип и соответствующие ему профессии С - социальный тип и соответствующие ему профессии П - предпринимательский тип и соответствующие ему профессии К - конвенциональныйтип и соответствующие ему профессии
Тип деятельности и соответствующие ему профессии:
Как и многие основательные теории, теория Холланда сравнительно проста. В ее основе лежит 5 основных принципов.
1. Люди могут быть классифицированы по 6-ти основными типам: реалистический, исследовательский, артистический, социальный, предпринимательский и традиционный. Каждый тип характеризуется определенными интересами, оценками и отношениями. 2. Тип, которому, в основном, соответствует индивидуум формируется под воздействием многих факторов: влияние семьи и других значимых людей, возможности получения образования и квалификации, опыт предыдущей работы, социокультурное влияние и множество других детерминант, которые формируют интересы, оценки и отношения. 3. Профессии могут быть расклассифицированы по наличию в них элементов 6-ти базисных типов. 4. Рабочая среда, которая определяется совокупностью взаимодействующих относительно различных профессий, также может классифицироваться как имеющая признаки этих 6-ти базисных типов. 5. Люди, занятые в профессии, соответствующей их типу, и попавшие в профессиональную (рабочую) среду, также соответствующую их виду, более удовлетворены своей карьерой, ее процессом, работают с максимальной эффективностью и их ценят в своих организациях.
Типы Холланда
Проведенные исследования обеспечили прекрасную информацию обо всех 6-ти типах.
Реалистический (Р)- люди такого типа предпочитают реальные профессии, такие как инженер-механик, плановик производства, инспектор по строительству, инженер по технике безопасности и морской таможенный чиновник. У людей этого типа обычно развиты технические и физические способности, они предпочитают работать с инструментами на открытых площадках вне помещений. Этот тип людей предпочитает работать скорее с предметами, чем с людьми. Такие люди подчиняемы (конформисты), откровенны, искренни, скромны, честны, практичны, естественны, настойчивы и экономны (бережливы).
Исследовательский(И) - люди предпочитают исследовательские профессии, такие как биохимик, антрополог, экономист, исследователь, аналитик-администратор (управленец). У людей этого типа обычно математические и научные наклонности, они предпочитают работать в одиночку, любят исследования и обожают решать проблемы. Им обычно лучше удается работа с идеями нежели, чем с людьми или предметами. Такие люди обладают аналитическим складом ума, они любопытны, методичны, рациональны, осторожны, независимы, аккуратны (педантичны), бережливы, интеллектуальны и честны.
Артистический (А) - люди этого типа предпочитают профессии артистической направленности, такие как архитектор, писатель, технический редактор, художественный редактор, композитор, режиссер-постановщик, декоратор и дизайнер. У людей типа А артистические наклонности, хорошее воображение, они любят творческий оригинальный труд, предпочитая работать больше с идеями, чем с людьми. Люди типа А, как правило, открытие, оригинальные, с богатым воображением и хорошей интуицией, эмоциональны, независимы, идеалистичны, с нестандартным мышлением.
Социальный (С) - люди этого типа предпочитают общественные профессии, такие как учитель, врач-психолог, работник психиатрической службы, управляющий кадрами. Этот тип обычно наделен социальными наклонностями, его интересует человеческие отношения, он любит разрешать чужие проблемы. Ему проще работать о людьми, нежели, чем с предметами. Люди этого типа бывают ответственными, всегда приходящими на помощь, теплыми в общении, любящими сотрудничать (действовать согласованно), идеалистичными, общительными, тактичными, дружелюбными, добрыми, участливыми, великодушными, терпеливыми и понимающими.
Предпринимательский (П) - люди этого типа предпочитают профессии предпринимательского характера, такие как уполномоченный по общественным отношениям, экономист, торговец, биржевой брокер и адвокат. Люди этого типа обычно обладают лидерскими и ораторскими качествами, они интересуются политикой и экономикой, а также любят быть влиятельными. Они предпочитают работать с людьми и идеями, нежели, чем с предметами. Они раскованы, оптимистичны, энергичны, смелы, приятны в общении, экстравертны, доступны, общительны, самоуверенны и амбициозны.
Традиционный (Т) - люди этого типа предпочитают традиционные профессии типа бухгалтер, счетовод, составитель бюджета, плановик. Такие люди обладают канцелярскими и арифметическими способностями, предпочитает работу в помещении, любят организаторское дело. Они предпочитают работать со словами, (бумагами) и цифрами. Эти люди обычно конформисты, практичны, аккуратны, послушны, бережливы, квалифицированны, дисциплинированы, сознательны и настойчивы.
Метод Биркмена:
Метод Биркмена - это методика самооценки, которая помогает выделить личностные профессиональные характеристики, слабые и сильные стороны, преимущества и стиль поведения. Данная методика помогает определить вид деятельности, условия работы, которые максимально вам подходят. Метод Биркмена использует систему четырех цветов (синего, зеленого, красного и желтого), выбранных для обозначения профессиональных характеристик и видов деятельности. При этом необходимо понимать, что ни один из указанных цветов не хуже и не лучше любого другого, просто он соответствует свойствам, необходимым для успешного освоения той или иной профессии.
На основе ниже приведенных таблиц определите цвет ваших профессиональных характеристик.
Цвет
Профессиональные характеристики человека
Синий
Творческий, способный к новаторству, разбирающийся в психологии, внимательный к другим людям; склонен к планированию деятельности, к работе с абстрактными понятиями; предпочитает работу с низким уровнем ответственности
Зеленый
Убедительный, умеющий продавать, стимулирующий продажи; предпочитает консультировать и учить других, мотивирующий людей, любит работу с людьми
Красный
Практичный, техничный, опытный, организованный; предпочитает работу, связанную с решением различных задач
Желтый
Организованный, скрупулезный; нравится работать с цифрами или системами; предпочитает работать с четко поставленными задачами
Цвет
Профессиональные характеристики человека
Синий
Методичный, последовательный, предусмотрительный, ориентированный на работу в команде, использует методы невербальной коммуникации; предпочитает помогать и консультировать своих коллег, избегает конфронтации; выбирает работу, которая позволяет предварительно обдумать совершаемые действия.
Зеленый
Соперничающий, властный, волевой, прямой, независимый, ориентированный на работу в команде, использует прямые методы коммуникации; предпочитает в работе быть дружелюбным, но в то же время властным; выбирает работу, в которой не надо принимать решения - этим занимаются другие люди.
Красный
Целеустремленный, использует прямые методы коммуникации; предпочитает работу, ориентированную на процесс и непосредственную реализацию поставленных задач; выбирает работу, где не надо долго ждать результата.
Желтый
Организованный, скрупулезный; нравится работать с цифрами или системами; предпочитает работать с четко поставленными задачами. Коммуникабельный, целеустремленный, использует невербальные методы коммуникации; предпочитает работу с четко поставленными задачами и сроками; выбирает монотонную работу
Приложение
Утверждаю
___________________________
Директор МОУ «Заполярная средняя
общеобразовательная школа»
______________ Е.В. Юнусова
Положение
о прохождении профессиональной пробы
обучающимися МОУ «Заполярная средняя общеобразовательная школа»
I. Общие положения
Профессиональная проба является одним из видов социальной практики, цель которой – познакомить школьника с выбранной профессией как в стенах школы, так и непосредственно на рабочем месте. Профессиональная проба может проводиться для учащихся 9-х, 10-х классов. Профессиональная проба должна решать для школьника четыре задачи:
Углубленное знакомство школьника с профессией или с классом профессий непосредственно на рабочем месте и ответ школьника на вопрос: «Правильно ли я выбрал данную профессию. Хочу ли я заниматься данной деятельностью всю жизнь»;
Приобретение социального опыта, связанного с личностным самоопределением школьника (ответ школьника на вопрос: «Где в будущем мне это может пригодиться?»);
Осознание или рефлексия школьником приобретенных знаний и опыта деятельности во время профессиональной пробы в плане выбора будущей профессии.
Изготовление школьником продукта, полезного для той организации или бизнес-структуры, где он проходил профессиональную пробу.
Прохождение учащимися профессиональной пробы может осуществляться в рамках часов школьного компонента вариативной части Базисного учебного плана, а также во внеурочное и каникулярное время и во время летней трудовой четверти.
Профессиональные пробы могут проходить в течение 2-х недель, а непосредственно выход на рабочее место на предприятие может осуществляться в течение 3-5 дней в рамках общей продолжительности профессиональных проб.
Формы деятельности учащихся непосредственно на рабочем месте, на предприятии могут быть следующие:
мониторинг рабочего дня специалиста, на чьем рабочем месте проходит школьник профессиональные пробы;
работа с документацией, выполнение несложной работы по учету и контролю документов;
курсы в 3-5 дня, с выполнением определенных заданий, проводимые специалистом предприятия для группы школьников с целью выявления специфических способностей и личностных качеств, необходимых для успешной в будущем работы по данной профессии;
посильное участие школьников в работе предприятия, например, подготовка школьником предложений по улучшению работы предприятия, участие в оперативках, участие в приеме посетителей и помощь специалистам, выполнение мелких поручений.
участие в конкурсе по выполнению какой-либо посильной работы.
II. Организация профессиональной пробы
Профессиональная проба проводиться в три этапа:
Этап. «Проектировочный». Школьники выходят на экскурсию на предприятие и договариваются с ответственными за профессиональную пробу о формах и содержании своей деятельности на рабочем месте. Школьник внятно высказывает свои пожелания, работодатель высказывает свои возможности. Данный этап проходит во время учебного процесса во втором полугодии для 10-х классов либо в первом полугодии для 9-х классов.
Этап. «Основной». Проводиться во время летней трудовой четверти для 10-х классов и в третьей четверти для 9-х классов.
Этап. «Рефлексивный». Проводиться в форме круглого стола непосредственно по завершению профессиональной пробы и в течение всего лета с продолжением рефлексии в сентябре 11 класса. Итогом профессиональных проб должен стать окончательный выбор школьником профессии (основной, запасной варианты) в рамках профиля обучения. Для школьников 9-х классов, выбор профессионального образовательного учреждения либо профиля в 10-м классе.
Непосредственную организацию прохождения профессиональной пробы учащимися осуществляет общеобразовательное учреждение.
Общеобразовательное учреждение обеспечивает:
разработку и утверждение программы учебного курса "Профессиональная проба», предусматривающей прохождение учащимися профессиональной пробы;
заключение не позднее, чем за 30 дней до начала прохождения практики двухсторонних договоров с соответствующим учреждением или организацией об условиях и порядке прохождения профессиональной пробы учащимися; (см.приложение 1)
издание приказа по учреждению о прохождении профессиональной пробы учащимися в соответствующем учебном году;
закрепление лиц, ответственных за прохождение учащимися профессиональной пробы;
распределение обязанностей за ответственными специалистами, организующими прохождение профессиональной пробы учащимися;
направление учащихся на предприятия в сроки, установленные учебными планами и программами;
распределение учащихся по конкретным учреждениям и организациям на время прохождения профессиональной пробы;
составление графиков перемещения учащихся по местам прохождения пробы в соответствии с утвержденной программой профессиональной пробы и в зависимости от возможностей конкретной принимающей организации, учреждения;
контроль за соблюдением требований норм охраны труда, а также санитарных, гигиенических норм, положений о труде несовершеннолетних, кодекса законов о труде во время прохождения учащимися профессиональной пробы.
Тьютор и организатор профессиональной пробы в школе обеспечивают:
формирование необходимой для проведения профессиональной пробы документации;
контроль за прохождением профессиональной пробы учащимися;
контроль за предоставлением учащемуся принимающей организацией во время прохождения пробы необходимых условий;
подготовку отзыва от принимающей организации по результатам профессиональной пробы (достигнутых положительных результатов, замечаний и предложений).
подготовку и защиту школьниками презентаций, отражающих все итоги профессиональной пробы. (см. приложение 2)
Принимающая организация обеспечивает:
правовую защиту школьника на момент прохождения профессиональной пробы в форме приказа, в котором определены ответственные специалисты за профессиональную пробу школьников, сроки прохождения проб, условия работы, рабочее место, списки учащихся;
охрану труда школьников на рабочем месте;
объективную оценку результатов профессиональной пробы по 2-м критериям: социальный опыт, который приобрел школьник; полезность продукта, изготовленного школьником для той организации или бизнес-структуры, где он проходил профессиональную пробу.
Оценка результатов пробы производиться в форме отзыва за подписью ответственного специалиста по приказу принимающей организации. В отзыве также можно отразить замечания и рекомендации школьнику.
III. Порядок прохождения профессиональной пробы
Конкретные сроки и формы прохождения учащимися профессиональной пробы определяет администрация общеобразовательного учреждения, в том числе, на основе двухсторонних договоров с принимающими предприятиями, учреждениями и организациями.
Продолжительность рабочего времени учащихся во время прохождения профессиональной пробы определяется трудовым законодательством и другими нормативными правовыми актами.
Приложение 1
Структура презентации по результатам профессиональной пробы:
Слайд 1
«Творческое название проекта», автор
Слайд 2
«Краткая характеристика профессии»
Слайд 3
«Востребованность профессии на рынке труда села, области»
Слайд 4
« Качества, которые необходимы для успеха в данной профессии»
Слайд 5
«Где проходила практика. Профессия, должность, конкретная работа или виды работ, которые ты самостоятельно выполнял во время профессиональной пробы»
Слайд 6
«Самое яркое впечатление. Что тебе лично понравилось в профессии, а что нет во время профильной пробы»
Слайд 7
«Вывод, почему я не изменю или изменю своему выбору»
Приложение 2
ДОГОВОР
о профессиональной пробе старшеклассников
«____»______________20__г п. Заполярный
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Заполярная средняя общеобразовательная школа» в лице директора Юнусовой Елены Владимировны, действующей на основании Устава школы, с одной стороны, и
(наименование организации, предприятия, учреждения) именуемое в дальнейшем “Организация” в лице
(Ф.И.О. руководителя)
с другой стороны, заключили договор о нижеследующем:
Предмет договора:
МОУ «Заполярная средняя общеобразовательная школа» и Организация договариваются о безвозмездном сотрудничестве.
МОУ «Заполярная средняя общеобразовательная школа» направляет, а организация предоставляет ресурс (кадровый, технический) для прохождения профессиональной пробы учащимся 10-х классов МОУ «Заполярная средняя общеобразовательная школа».
2. Сроки действия договора:
“Организация” принимает учащихся для прохождения профессиональной пробы в течение года в обоюдно согласованные сроки, регламентируемые Учебным планом МОУ «Заполярная средняя общеобразовательная школа» и планом деятельности Организации
с «_____» _________________20____г. по «_____» ___________________20___г.
Обязанности МОУ «Заполярная средняя общеобразовательная школа»
Организовать профессиональные пробы в соответствии с Положением о профессиональной пробе и программой профессиональных проб, согласованной на заседании педсовета, утверждённой директором МОУ «Заполярная средняя общеобразовательная школа»
Ознакомить старшеклассников с Положением о профессиональной пробе и обеспечить формирование индивидуальных программ профессиональной пробы.
3.3Направить старшеклассников в организацию в соответствии с образовательным (профессиональным) интересом старшеклассника.
Предварительно согласовать с организацией сроки проведения пробы, условия выполнения программы профессиональной пробы, ответственного куратора от Организации за работу со старшеклассниками.
Обеспечить через руководителя профессиональной пробы в МОУ «Заполярная средняя общеобразовательная школа» и тьюторов:
методическое сопровождение пробы старшеклассников, оказание консультационной помощи в выполнении заданий,
контроль за посещаемостью проб старшеклассниками;
Проводить разъяснительную работу со старшеклассниками в тесной связи с администрацией организации по воспитанию трудовой дисциплины и формированию профессиональных качеств.
Права МОУ «Заполярная средняя общеобразовательная школа»:
Уполномоченные представители МОУ «Заполярная средняя общеобразовательная школа» имеет право:
посещать учащихся на рабочих местах, предоставленных Организацией;
контролировать старшеклассников по вопросу выполнению индивидуальной программы профессиональной пробы;
осуществлять контроль за санитарно-гигиеническими условиями труда учащихся, а также за условиями охраны труда;
расторгнуть договор с Организацией в случаях:
если организация во время пробы не может обеспечить учащихся рабочими местами, соответствующими требованиям охраны труда СанПиН.
Обязанности Организации
Обеспечить соответствующие санитарно-гигиеническим нормам условия труда, и нести ответственность за безопасность здоровья и жизнедеятельности старшеклассников, проходящих профессиональные пробы в Организации
Познакомить учащихся с правилами трудового распорядка.
Предоставить необходимые условия для выполнения старшеклассниками индивидуальных программ профессиональной пробы, а именно: предоставить оснащенные рабочие места в соответствие с требованиями программы, обеспечить производственными (техническими) заданиями, ознакомить с нормативной документацией и техническими средствами, необходимыми для выполнения заданий.
Назначить квалифицированного руководителя (наставника), который будет обязан:
курировать работу учащегося,
формировать и предлагать задания для выполнения программы,
оказывать необходимую помощь при выполнении заданий и написании отчетов по пробе,
заботиться об условиях труда,
давать отзывы о работе учащихся и полученных ими практических навыках.
Оформить резюме на учащегося-практиканта, используя шаблон (макет) МОУ «Заполярная средняя общеобразовательная школа».
Не превышать продолжительность рабочего времени старшеклассников во время работы на пробе, установленного законодательством о труде для соответствующих категорий работников.
Права Организации:
6.1. Ставить перед Директором МОУ «Заполярная средняя общеобразовательная школа» вопрос о поощрении или о наложении дисциплинарного взыскания на учащегося.
6.2. Вносить предложения по улучшению проведения пробы.
6.3. Расторгнуть договор в случае несоблюдения МОУ «Заполярная средняя общеобразовательная школа» обусловленных договором обязательств.
Учащиеся в период практики подчиняются правилам внутреннего распорядка «Организации».
Возникающие по настоящему договору споры, во время прохождения пробы учащимися, доводятся до сведения директора МОУ «Заполярная средняя общеобразовательная школа».
Какова бы ни была деятельность, но привычка и приобретаемое через нее умение действовать - великое дело. Кто не сидел сложа руки и тогда, как нечего было делать, тот сумеет действовать, когда настанет для этого время.
Виссарион Григорьевич Белинский
Блок «Общая информация»
1. Изучаемый профильный предмет:
1.____________________ 2.____________________
3.________________________
2. Учебное заведение, где планируешь продолжить обучение ____________________________________________________________________________________________________________________________________
I Блок. Оценка профессиональной предрасположенности
В этом модуле вы предоставляете результаты оценки своих профессиональных характеристик.
1.1 Метод Биркмена 1.Выберите цвет ваших профессиональных характеристик_____________________________________________________2.Выберите цвет предпочитаемых вами видов деятельности______________________________________________________
1.2 Дифференциально-диагностический опросник С помощью данного опросника вы сможете определить тип профессии, который наиболее подходит вам в зависимости от ваших интересов, склонностей, темперамента.Опросник ДДО находится на сайте: http://www.urc.ac.ru/abiturient/PsyTest/test1.html 1. Выполните тест, запишите результаты вашего тестирования:______________________________________________________________________По результатам тестирования ознакомитесь с информацией на сайтах, где содержатся подробные списки профессий, относящихся к полученному ими типу взаимодействий: человек – человек, человек – природа, человек – художественный образ, человек – техника, человек – знак:2. Классификация – типология профессий: http://rodn-i-k.narod.ru/tipologia_pr/klassif_prof.htm 3.Классификатор профессий: http://www.rabota-enisey.ru/youth/youth-003/youth-003-6 1.3 Теория Холланда Кодовая теория доктора Холланда – система распределения профессий по категориям, группам интересов или рабочим атмосферам. 1.Выберете три группы по теории Холланда и расставьте их по порядку привлекательности для вас 1____________________________________________________________________________2____________________________________________________________________________3____________________________________________________________________________2. Выполните интерактивный тест http://www.exist.h1.ru/test/holland.htm По окончании теста вам предлагается код RIASEC, который следует записать. Ваша аббревиатура (в порядке убывания)___________________________________________________________ Совпадает ли аббревиатура с 1.3 (Теория Холанда)____________________________________________________________ 3.Упражнение 1.4. Запишите шесть типов профессий, рекомендованных кодом RIASEC. Найдите соответствующие профессии на сайте: http://rodn-i-k.narod.ru/as_prof/anal_res_testa_goll.htm 1.____________________________________________________________________________2.____________________________________________________________________________3.____________________________________________________________________________4.____________________________________________________________________________5.____________________________________________________________________________6.____________________________________________________________________________4. Опишите «идеальную» работу, включая основные обязанности, место работы, рабочие часы, коллектив: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
II Блок. Группы профессий и подготовка к профессии Чтобы упростить изучение профессий, желательно разбить их на общие категории (группы). Группа может быть связана с определенной отраслью промышленности или областью деятельности. Всякий раз, когда человек соберется искать работу, он должен задуматься, в какой области пригодятся его навыки, образование и опыт.
На этих сайтах вы сможете найти полезную информацию о профессиях.
Госцентр профориентации и психологической поддержки
Изучите информацию о группах профессий на перечисленных сайтах.
Определите, к каким группам относятся рекомендованные вам ранее профессии
№
Рекомендованная профессия (по результатам упр. 1.4.)
Группа профессий
1
2
3
4
5
6
Упражнение 2.2.
Исследование профессий – общий обзор
Получите детальную информацию о шести профессиях, которые были отобраны в упражнении 1.4., включая описание должностных обязанностей, необходимый уровень образования, размер зарплаты
Для получения информации о выбранных профессиях рекомендуется ознакомиться со следующими сайтами (изучите не менее двух сайтов):
Азбука профессий и специальностей – описание и учебные заведения
http://rodn-i-k.narod.ru/asb_prof.htm
На сайте в алфавитном порядке расположена подробная информация о профессиях и об образовательных учреждениях, в которых можно получить эти профессии.
Перечень вузов по направлениям обучения
http://www.acareer.ru/h_schools.php
Работа на «Вакансия от А до Я»
http://www.vacansia.ru/index.php?act=zarpl
Необходимо ввести в окошко выбранную профессию и регион, что бы получить реальный обзор предлагаемых зарплат по данной профессии в Москве, Санкт-Петербурге и регионах.
Образовательные учреждения среднего профессионального образования
http://www.portalspo.ru/ssyz1.htm
На данном веб-сайте приведен перечень учреждений среднего профессионального образования и подразделений вузов, реализующих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, с указанием специальностей, по которым ведется подготовка специалистов. По каждой специальности указаны формы обучения.
Востребованные и перспективные специальности
http://ht.ru/prof/ratng/ratng01.html
Веб-сайт поможет учащемуся сделать свой профессиональный выбор так, чтобы оказаться востребованным обществом.
Запишите информацию о шести выбранных профессиях по следующей форме:
Должность
Должность
Краткое
описание
Краткое
описание
Образование
Образование
Зарплата
Зарплата
Должность
Должность
Краткое
описание
Краткое
описание
Образование
Образование
Зарплата
Зарплата
Должность
Должность
Краткое
описание
Краткое
описание
Образование
Образование
Зарплата
Зарплата
Упражнение 2.3.
Детальное изучение профессии
Детально изучите одну из шести выбранных профессий.
Для получения информации об анализируемой профессии используйте список сайтов из упражнений 2.1., 2.2. изучение следующих сайтов также может помочь в исследовании:
Работа на JobList
http://www.joblist.ru/mpb/salstat.pl
Статистика зарплат – конкретные вакансии по регионам и другим категориям.
Центр карьеры в СМИ – описание профессий
http://www.mmcc.ru/sprprof.php
Описание некоторых современных профессий
Центр карьеры в СМИ – список вузов
http://www.mmcc.ru/list_vuz.php
Список вузов, в которых можно получить образование в сфере информационных технологий, с адресами и веб-сайтами.
СИБКОНСАЛТИНГ – справочник профессий
http://www.sibconsulting.ru/hr/professions.php
Справочник популярных профессий с предъявляемыми к кандидату требованиями и списком профессиональных обязанностей.
Заполните поля таблицы – впишите информацию о профессии:
Профессия
Код RIASEC
Группа (категория профессии)
Название профессии
Краткое описание профессии
Требования к уровню образования
Необходимые навыки
Зарплата
Перспективы
Упражнение 2.4.
Исследование возможностей получения образования
С помощью сайтов, список которых приведен ниже, выделите профилирующие дисциплины, которые необходимо изучить для работы по выбранной вами профессии, а также образовательные учреждения, помогающие получить требуемые профессиональные навыки.
Все Вузы России
http://abitur.nica.ru/
Справочник вузов России для абитуриентов с несколькими критериями поиска, в том числе по регионам и по профессиям.
Заполните таблицу, указав одно или несколько учебных заведений, где преподают дисциплины, которые нужно изучить для работы по выбранной вами специальности.
Сфера интересов:
Необходимая учебная дисциплина
Рекомендуемые образовательные учреждения
III Блок. Подготовка карьерного портфолио Указанные ниже сайты предлагают общую информацию о том, как составить резюме, а также о том, что в него можно включать и что нельзя.Технология составления резюме:Советы по карьере — Ваше идеальное резюме:http://oub.ru/personal/career/articles/page1_3.html
Существует два подхода к составлению резюме и представлению информации работодателю: хронологический и профессиональный.
Хронологическое резюме: информация перечисляется в обратном хронологическом порядке. Это наиболее распространенный способ, он подходит людям, несколько раз менявшим работу.
Профессиональное резюме: информация составляется на основе перечисления полученных навыков. Этот способ подходит людям, постоянно работавшим на одном месте.
Составление резюме Первым шагом при составлении резюме является определение желаемой должности.Примечание. Не все резюме содержат информацию о должности, особенно если человек сам не знает, кем он хочет или согласен работать.Описание желаемой должности помогает работодателю понять, что претендент имеет четкое представление о работе, которую он хочет получить. Описание должности может включать:-описание специализации компании, в которую человек хочет устроиться на работу;-название должности;-основные преимущества, имеющиеся у потенциального работника.
Отразите (придумайте) информацию о себе, которую необходимо включить в резюме, в следующей таблице:
Составьте (придумайте) профессиональное резюме.
Образец резюме:
Имя:
Адрес:
Номер телефона:
Электронный адрес:
Должность:
Общие навыки:
Род занятий:
Образование:
Период:
Институт:
Профессиональный опыт:
Награды:
Интересы/увлечения:
Профессиональный опыт
Укажите список работодателей и периоды работы (работа при полной или частичной занятости, сезонные виды работ, разовая работа, практика, исследовательская работа и другие возможные проекты). Обычно перечисление начинают с последнего места работы.
Опишите профессиональный опыт — информацию о профессиональных обязанностях; практической работе.
Навыки (общие)Перечислите и кратко опишите свои сильные стороны (например, знание иностранных языков, умение работать в команде и др.).
ДеятельностьУкажите информацию о работе добровольцем или участии в различных клубах или организациях, спортивных секциях и др.
ОбразованиеУкажите информацию об институте и дополнительных образованиях, таких как тренинги, летние курсы, семинары и др.
Награды Перечислите полученные награды. Если их нет, пропустите этот пункт.
Интересы/увлечения Перечислите 4-5 тем, которые могут заинтересовать работодателя и не вызовут негативной реакции.
IV. Собеседованиесайты, на которых размещена информация о том, как успешно пройти собеседование. • Официальный сайт газеты «Работа в Москве»:http://www.guide/career/stressovoe_sobesedovanie.html • Советы по карьере — как правильно заполнить анкету о приеме на работу:http://www.oub.ru/personal/career/articles/page1_2.html •Советы о том, чего нельзя делать на собеседовании:http://rabota-v-rostove.ru/help/help_3_4.html • Вопросы, которые можно услышать на собеседовании. Советы психолога по прохождению собеседования:http://rabota-v-rostove.ru/help/help_3_4_1 .htmlhttp://www.vacansia.ru/index.php?act=techn&id_s=219 •Советы по карьере — что делать, если собеседование прошло не совсем удачно: http://www.oub.ru/personal/career/articles/page1_5.html
Тренинг собеседования
Виды вопросов, которые можно задать на собеседовании:
1. Чего вы ждете от кандидата на данную должность?
2. Возможно ли проявление инициативы на этой должности?
3. Каковы возможности продвижения по службе?
4. Это новая должность или я буду кого-то заменять?
5. Какие обязанности предполагает эта должность?
6. Совет: Не спрашивайте о зарплате или надбавках, пока работодатель сам об этом не заговорит.
Заполняет наблюдатель:
1. Насколько внимателен и заинтересован был кандидат?____________________________________________________________________________________________________________________________
2. Выражал ли кандидат свои мысли четко и ясно?________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Каковы были удачные моменты кандидата в ходе собеседования? ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Желаемая база для прохождения пробы________________________________________________________________________________________________________________________________
Наличие заявления на прохождения проф.пробы_________________________________________________________
Наличие заполненного резюме____________________________________________________________
Результаты собеседования на бирже______________________________________________________________
Профессиональная проба – это испытание, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющее завершенный вид, способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии. Профессиональная проба помогает "окунуться" в будущую профессию, убедиться в ее достоинствах, определится в недостатках. 1. База для прохожденияпроф.пробы______________________________________________ 2.ФИО ответственного от предприятия________________________________________________________3. Время прохождения проб_____________________________________________________________ 4. Результаты собеседования заполняет представитель от организации (прошел /непрошел)__________________________________________________________
Насколько внимателен и заинтересован был кандидат?_________________________________________________________
Выражал ли кандидат свои мысли четко и ясно?______________________________________________________________
Каковы были удачные моменты кандидата в ходе собеседования? __________________________________________________________________
Что мне нравится в профессии/занятии, которое я выбрал
Что мне не нравится в профессии/занятии, которое я выбрал
Что я еще не знаю о себе
Что я не знаю о выбранном занятии
Точки моего удивления во время прохождения профессиональной пробы
Мои эмоции
Мои комментарии
(когда, что, почему)
VIII Блок. Защита профессиональной пробы
Оформи свой проект в виде слайдов в программе PowerPoint, слайды должны быть украшены диаграммами, ссылками, рисунками, фотографиями с места прохождения проб, личными выводами-высказываниями.
Обязательные слайды:
Слайд №1 «Творческое название проекта», автор
Слайд №2- 4 «Краткая характеристика профессии»
Слайд №5 «Востребованность профессии на рынке труда г. Чайковский, Пермского края»
Слайд №6 « Качества, которые необходимы для успеха в данной профессии»
Слайд №7 Проект профессиональной пробы (Заполняется после профессиональной пробы) «Профильная проба:
Вид деятельности.
Профессия, должность, конкретная работа или виды работ.
Что ты попробовал сделать самостоятельно.
Самое яркое впечатление.
Рекомендации работодателя.
Слайд №7 «Что тебе лично понравилось во время профессиональной пробы, в целом в профессии, а что нет»
Слайд №8 «Вывод: почему я не изменю или изменю своему выбору»
Приложение 1.
Условные обозначения
№ п/п
Обозначение
Значение
1
Выполни самостоятельно письменно
2
Познакомься с информационным ресурсом в Интернете (тестирование)
3
Полезная информация, прими к сведенью
4
Заполняет представитель базы прохождения пробы
5
Заполняет внешний эксперт, наблюдатель
6
Работа с тьютором, заполняет тьютор
Приложение 2.
Дневник тьюторской консультации
№
п/п
Дата/время
С каким вопросом обратился
Ресурсы, о которых ты узнал
Результат общения
Подпись
Литература:
«Твоя профессиональная карьера 8—9 классы» член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор С. Н. Чистякова, М: Просвещение.