Применение уровневой дифференциации на уроках технологии
Применение уровневой дифференциации на уроках технологии
Каждый ребенок от природы наделен способностями практически ко всем видам человеческой деятельности: к овладению естественными и гуманитарными знаниями, к творческой деятельности, к изобразительному искусству, музыке. Важно только в процессе обучения развить эти способности. Ориентация на личность с высоким уровнем сформированности различных качеств интеллекта, способную к самоопределению и свободному развитию, побуждает учителя к постоянному поиску путей обновления образовательного процесса, а также выявлению и созданию психолого-педагогических условий, необходимых для полного раскрытия и развития интеллектуального потенциала учащихся. Ответы на многие вопросы даёт применение в процессе обучения технологии уровневой дифференциации на основе обязательных результатов. В новых условиях образования такая технология применяется на уроках математики, русского языка, химии, биологии, других предметов. Опираясь на опыт коллег, я в своей работе применяю элементы уровневой дифференциации на уроках технологии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Применение уровневой дифференциации на уроках технологии»
ПРИМЕНЕНИЕ УРОВНЕВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Абрамова Светлана Васильевна
учитель технологии
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Весёловская средняя общеобразовательная школа №2
Ростовская область, Весёловский район, п. Весёлый
АННОТАЦИЯ
Цель:
Каждый ребенок от природы наделен способностями практически ко всем видам человеческой деятельности: к овладению естественными и гуманитарными знаниями, к творческой деятельности, к изобразительному искусству, музыке... Важно только в процессе обучения развить эти способности. Ориентация на личность с высоким уровнем сформированности различных качеств интеллекта, способную к самоопределению и свободному развитию, побуждает учителя к постоянному поиску путей обновления образовательного процесса, а также выявлению и созданию психолого-педагогических условий, необходимых для полного раскрытия и развития интеллектуального потенциала учащихся. Ответы на многие вопросы даёт применение в процессе обучения технологии уровневой дифференциации на основе обязательных результатов. В новых условиях образования такая технология применяется на уроках математики, русского языка, химии, биологии, других предметов. Опираясь на опыт коллег, я в своей работе применяю элементы уровневой дифференциации на уроках технологии.
Для достижения результатов необходимо правильно организовать работу с учащимися на всех этапах урока. Это:
Входная диагностика (определение критериев, на основе которых выделяю типологические группы учащихся для дифференцированной работы).
Распределение детей по группам с учетом результатов диагностики.
Выбор форм и приемов дифференциации. Реализация дифференцированного подхода на различных этапах урока.
Диагностический контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которым может меняться состав групп и характер дифференцированных заданий.
Цель уровневой дифференциации (УД) – научить всех обязательному уровню, создать условия для усвоения повышенного уровня учащимися, обеспечить системный подход в обучении и контроле, а главное, научить учащихся работать самостоятельно, учиться самостоятельно.
Обобщая вышесказанное, хочу сказать, что использование технологии дифференцированного обучения на основе обязательных результатов помогает формировать и развивать у учащихся • самостоятельность, • коммуникативность, • мобильность, • умение адаптироваться к сложившейся ситуации, • ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности. Самое главное – самореализоваться и быть успешным в учебной деятельности.
Сегодня к выпускнику школы XXI века общество предъявляет достаточно серьёзные требования. Он должен: • уметь самостоятельно приобретать знания; • применять их на практике для решения разнообразных проблем; • работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать; • самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем; • быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях.
Каждый ребенок от природы наделен способностями практически ко всем видам человеческой деятельности: к овладению естественными и гуманитарными знаниями, к творческой деятельности, к изобразительному искусству, музыке и т.д. Важно только в процессе обучения развить эти способности. Ориентация на личность с высоким уровнем сформированности различных качеств интеллекта, способную к самоопределению и свободному развитию, побуждает учителя к постоянному поиску путей обновления образовательного процесса, а также выявлению и созданию психолого-педагогических условий, необходимых для полного раскрытия и развития интеллектуального потенциала учащихся. Это нелегко. Часто мы задумываемся над вопросом: нравится ли детям то, что они получают на уроках, интересно ли это, как заинтересовать в практической работе. как за время урока научить каждого… Иногда ребёнок, не справившийся с заданием вовремя, становится раздражительным, боязнь получить плохую оценку приводит к замкнутости, неуверенности в себе. Ответы на многие вопросы даёт применение в процессе обучения технологии уровневой дифференциации на основе обязательных результатов. Дифференцированное обучение– это: 1) форма организации учебного процесса, при котором учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств; 2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых. ( по Селевко Г.К. )
Сущность уровневой дифференциации состоит в том, что, обучаясь в одном классе, по одной программе и учебнику, школьники усваивают материал на различных планируемых уровнях, но не ниже уровня обязательных результатов. Благодаря этому у учителя увеличивается возможность работы со способными учениками, отпадает необходимость разгружать программы, снижать уровень требований к оценке, спрашивать всех и все, заставлять бессмысленно зубрить. А у учеников появляется возможность "учиться радостно”, т.к. они получают возможность и право выбирать объем, глубину изучаемого материала, уровень его усвоения, сообразно своим способностям, интересам, возможностям.
Основная задача дифференцированного обучения – вовлечь в работу каждого ученика, помочь “слабому”, развивать способности “сильных”.
В новых условиях образования такая технология применяется на уроках математики, русского языка, химии, биологии. Опираясь на опыт коллег, я в своей работе применяю её элементы на уроках технологии.
Цель уровневой дифференциации (УД) – научить всех обязательному уровню, создать условия для усвоения повышенного уровня учащимися, обеспечить системный подход в обучении и контроле, а главное, научить учащихся работать самостоятельно, учиться самостоятельно.
В соответствии с поставленной целью, решаются следующие задачи:
Выявление уровня обученности детей по предмету, используя критерии оценки каждого уровня.
Отбор содержания учебного материала для работы с детьми каждого уровня и определение методов, форм и методических приемов, способствующих применению уровневой дифференциации на уроках
Контроль влияния уровня обученности детей на качество знаний, познавательный интерес к предмету, психологический климат на уроке.
Для достижения результатов необходимо правильно организовать работу с учащимися на всех этапах урока. Это:
1. Входная диагностика (определение критериев, на основе которых выделяю типологические группы учащихся для дифференцированной работы).
2. Распределение детей по группам с учетом результатов диагностики.
3. Выбор форм и приемов дифференциации. Реализация дифференцированного подхода на различных этапах урока.
4.Диагностический контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которым может меняться состав групп и характер дифференцированных заданий.
1.Входная диагностика.
Определяются критерии, на основе которых выделяются типологические группы учащихся для дифференцированной работы с ними. При этом учитываются индивидуальные особенности учащихся (физические, психологические, личностные, в том числе особенности мыслительной деятельности), опираясь на совместную работу с классными руководителями.
Основные критерии:
Организация рабочего места
Соблюдение правил техники безопасности
Умение работать по инструкционным картам.
Умение самостоятельно планировать предстоящую работу
Навык работы на швейном оборудовании (или выполнения ручных работ)
Качество выполненной работы
Самоанализ выполненной работы
Критерии выбираются в зависимости от изучаемых разделов. Для определения результатов применяю следующие формы:
Проведение контрольных срезов и практических работ по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения с целью определения фактического уровня знаний девочек, их навыков в практической деятельности, выявления факторов, влияющих на качество знаний, планирование и проведение коррекционных мероприятий по повышению уровня обученности.
По результатам диагностического тестирования составляется индивидуальная карта учёта сформированности учебных умений и навыков, в данном случае, по работе с конструкционным материалом на каждую ученицу, которая помогает распределить учащихся по типологическим группам и организовать учебную деятельность с учетом выявленных особенностей.
2.Распределение детей по типологическим группам с учетом результатов диагностики.
На основе полученных данных выделяются типологические группы учащихся, отличающихся:
Различным уровнем усвоения материала раздела;
Уровнем работоспособности
Особенностями восприятия, памяти, мышления;
Учащиеся 1 группыв основном успешно справляются с обучением во фронтальной работе.Они способны достаточно полно воспроизводить учебный материал, отвечая на вопросы, а в простых случаях воспроизводят его самостоятельно. Планирование новой работы в пределах программных требований осуществляют успешно. Приемы самоконтроля сформированы, работоспособность высокая, трудовые приемы в объеме программных требований данного уровня усваиваются успешно.
Учащиеся 2 группы учебный материал воспроизводят в основном правильно, но допускают незначительные ошибки. Самостоятельно использовать знания теоретической и практической деятельности могут только в простейших случаях. Общую конструкцию изделия запоминают верно, но допускают ошибки в деталях. Самостоятельно трудовую деятельность планируют с трудом, чаще прибегают к помощи учителя. Приемы контроля сформированы недостаточно, наблюдаются недостатки в усвоении профессиональными приемами, работоспособность средняя
Основная трудность для учащихся 3 группы состоит в том, что программа по технологии предусматривает конструктивно и технологически изготовление новых изделий. Но учащиеся данной группы могут овладевать различными видами деятельностью лишь при условии, если одно и то же учебное задание повторяется несколько раз, при этом образ изделия и план предстоящей работы, в основном, усваивается во время практического выполнения задания. Поэтому для обучения данной группы учащихся в организации учебной деятельности целесообразно применение индивидуального подхода на различных этапах урока и во внеурочной деятельности.Учащиеся данной группы учебный материал воспроизводят отдельно, чаще всего частями, главное в содержании выделяют долго. К самостоятельному планированию работы не всегда способны. Приемы контроля слабо сформированы, практические задания выполняют с ошибками, темп работы низкий.
3. Выбор форм и приемов дифференциации. Реализация дифференцированного подхода на различных этапах урока.
Обучение каждого ребенка должно происходить на доступном для него уровне и в оптимальном для него темпе. Это достигается дифференциацией заданий по объему и сложности, а также путем реализации различных форм и методов организации деятельности учащихся на уроке и во внеурочной деятельности.
Дифференцированный подход применяется на всех этапах урока, распределяются предлагаемые задания по разным уровням учебной деятельности:
Задания по уровню сложности.
Самой распространенной формой внутриклассной дифференциации является выполнение учениками заданий разного уровня сложности (посильности заданий для разных групп учащихся). Такую форму дифференциации можно применять при повторении пройденного и закреплении нового материала.
Задания можно брать из методических материалов по предмету (тестовые, практические работы). По уровню сложности делятся на три уровня:
(НАПРИМЕР, вставить пропущенные слова в данные предложения.)
I уровень: наиболее сложные типовые задания, которые предполагают мыслительную деятельность продуктивного (творческого) характера, и они по силам 1 группе учащихся. В эту группу входят задания, требующие нестандартных действий, нахождения оригинальных технологических решений.
Задания II-ого и III –его уровней отличаются тем, что при их выполнении требуется репродуктивная (воспроизводящая) деятельность. Кроме того, задания для II –ого и III –его уровня незначительно отличаются по своей сложности.
(НАПРИМЕР, выполнить задание на восстановление последовательности обработки изделия).
В заданиях для II уровня предполагается частичное или полное воспроизведение усвоенных ранее теоретических сведений, или их применение в стандартных ситуациях (задания подстановки, в которых намеренно пропущено слово, фраза, иной существенный элемент), конструктивные задания, выполнение которых связано с самостоятельным воспроизведением учащимися технологических сведений или с графической разработкой рисунка.
(НАПРИМЕР, выбрать один из предложенных ответов).
III уровень: включает в себя программированные задания на опознание, различие, классификацию и упорядоченность, причем все задания имеют подсказку в виде программированных ответов или в самом условии задания, они несложны в выполнении и посильны для третьей группы учащихся.
Чаще всего это работа по карточкам, тестовые задания с разным уровнем сложности, которую можно применять при письменном опросе на разных этапах урока.
Задания по объему учебного материала.
В основе работы с сильными учащимися должна быть постоянно увеличивающаяся по объему нагрузка. Поэтому, учитывая индивидуальные особенности учащихся, распределять объем работы дифференцированно, чаще всего это задания практического характера.
Например, изготовление выкройки изделия учащиеся, относящиеся к первой группе, выполняют в натуральную величину, причем с элементами моделирования, вторая типовая группа - стандартное изделие, а третья группа учащихся в масштабе 1:2.
Тем самым все учащиеся усваивают программный материал, но в разном объеме.
По характеру помощи учащимся
На уроках часто применяется такая форма дифференциации, как дозирование помощи учителя, которое предполагает оказание учителем одной из видов помощи учащимся:
Образец выполнения задания – для детей первой группы предлагается выполнить практическое задание по готовому образцу-эталону;
Задания с инструкцией, планом, алгоритмом - для учащихся второй группы предлагается составить план предстоящей работы, состоящего из отдельных этапов письменной инструкции;
Работа с подкреплением наглядной модели – эталона - со слабыми учащимися повторяется весь ход предстоящей работы по готовому плану, состоящего из предметных элементов плана и подробного описания каждого этапа.
Чаще всего такая форма дифференциации используется при закреплении нового материала, при проведении практических работ, на этапе повторения ранее изученного материала. При этом все учащиеся выполняют одинаковые упражнения, но одни делают самостоятельно, а другие под руководством учителя.
Чтобы разнообразить процесс обучения и активизировать деятельность учащихся, особенно на уроках проверки знаний, используются следующие приемы дифференциации:
Работа в группах.
Класс делится на две группы, в которые входят ученицы разных типологических групп, с целью осуществления взаимопомощи и взаимоконтроля в процессе работы, где ученицы первой группы выступают в роли консультантов, и помогают справиться с практическими заданиями слабым ученицам.
Задания занимательного характера
Это сканворды, анаграммы, пазлы, ребусы
Задания на соответствие, классификацию, сравнение
Разнообразить формы дифференциации помогает на уроках использование ИКТ, способствующее положительной мотивации и активизации знаний учащихся по предмету.
Такие формы организации учебной деятельности способствуют созданию у школьников положительного эмоционального настроя, улучшают общую работоспособность, позволяют даже самым неуспешным ученикам справиться с заданием и дают возможность многократно повторить один и тот же материал.
Дифференциация по уровню творчества
Для выявления и развития творческих способностей девочек, вовлекаю их во внеурочную деятельность где девочки выполняют, как индивидуальные творческие работы, так и коллективные, подбирая вид и технику декоративного творчества индивидуально, с учетом особенностей и возможностей каждой ученицы. Такая форма индивидуализации позволяет развивать у учащихся инициативу, самостоятельность, умение работать в коллективе, а когда дети видят результат своего труда и его высокую оценку, повышается мотивация к творческой деятельности и появляется уверенность в свои возможности. Учащиеся принимают участие в олимпиадах по технологии, исследовательских академиях, конкурсах на разных уровнях.
4.Диагностический контроль за результатами работы учащихся
При осуществлении индивидуального и дифференцированного подхода сравниваются результаты развития учащегося с его собственными достижениями, а не успехами других детей. Отметка может быть выставлена не только за конечный или промежуточный результат труда, а за любое продвижение в развитии.
Любой результат успеха должен быть оценен, так как для ученика это повышает мотивацию в обучении и формирует стойкое положительное отношение к трудовой деятельности.
Диагностический контроль за результатами работы учащихся позволяет составить дальнейший план индивидуальной и дифференцированной работы с данными учащимися.
Мы можем говорить о положительных сторонах применения данной технологии:
Отсутствие в классе отстающих учащихся;
Полная занятость всех учащихся, самостоятельно переходящая от уровня к уровню;
Формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, уверенности в себе, творчества;
Повышение познавательного интереса и мотивации к обучению;
Развитие способностей учащихся.
Но нельзя забывать о том, что для учителя есть трудности в реализации такого подхода к обучению:
Большая подготовительная работа к уроку;
Переработка содержания учебного материала;
Дидактическое обеспечение урока;
Подготовка учащихся к такой форме работы;
Проведение мониторинга.
Поэтому для учителя, несомненно, при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода необходимы терпение, настойчивость, своевременное оказание помощи, активное вовлечение в коллективную работу, поощрение успехов, благоприятная атмосфера между учителем и учениками.
Прежде всего в УД привлекает демократизация образования, основанная на создании технологической комфортности, когда сознательный выбор учеником форм работы, уровня освоения и контроля снижает излишнее напряжение ученика. УД позволяет учителю работать со всеми учениками класса, не усредняя уровень знаний учеников, позволяя слабому ученику видеть перспективу успеха, сильному – давать возможность творческого роста. Основное условие уровневой дифференциации по Фирсову — систематическая повседневная работа по предупреждению и ликвидации пробелов путём организации сдачи зачётов. Можно сделать вывод, что использование технологии дифференцированного обучения на основе обязательных результатов на уроках технологии помогает формировать и развивать у учащихся • самостоятельность, • коммуникативность, • мобильность, • умение адаптироваться к сложившейся ситуации, • ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности. Самое главное – самореализоваться и быть успешным в учебной деятельности. Технология уровневой дифференциации - это рост качества образования, рост интереса к предмету, создание комфортности на уроке, развитие общеучебных умений и навыков, в том числе умения учиться.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий «Просвещение» 2006г
2. Юнина Е.А. Новые педагогические технологии: учебно-методическое пособие. «ПРИПИТ» 2008
3. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе «Просвещение»