Взаимосвязь науки, техники, технологии и производства.
Взаимосвязь науки, техники, технологии и производства.
Взаимосвязь науки, техники, технологии и производства.
Взаимосвязь науки, техники, технологии и производства.
Цель уроков: сформировать у учащихся представление о взаимосвязи науки, техники, технологии и производства; развивать познавательный интерес к наукоемким технологиям; способствовать формированию технологической культуры.
Методы обучения: тестовый опрос, беседа, показ наглядных пособий.
Тип уроков: приобретения учащимися новых знаний.
Опорные понятия: техносфера, научно-техническая революция (НТР), технологическая революция, наукоемкие технологии
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Взаимосвязь науки, техники, технологии и производства.»
Взаимосвязь науки, техники, технологии и производства.
Цель уроков: сформировать у учащихся представление о взаимосвязи науки, техники, технологии и производства; развивать познавательный интерес к наукоемким технологиям; способствовать формированию технологической культуры.
Методы обучения: тестовый опрос, беседа, показ наглядных пособий.
Тип уроков: приобретения учащимися новых знаний.
Опорные понятия: техносфера, научно-техническая революция (НТР), технологическая революция, наукоемкие технологии
Ход уроков
1. Повторение пройденного материала
Для повторения пройденного материала можно предложить тест.
1. К духовной культуре относят:
А) предметы труда;
Б) науку*;
В) средства производства;
Г) результаты труда.
2. Под технологической культурой понимают:
А) исторически определенный уровень развития человека как субъекта творческой деятельности;
Б) определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях;
В) уровень развития преобразовательной деятельности человека, выраженный в совокупности достигнутых технологий материального и духовного производства*;
Г) общественный прогресс как процесс смены и развития различных типов культур.
3. Совокупность приемов и способов изготовления, обработки, изменения состояния, свойств, формы, сырья, материалов и полуфабрикатов, а также наука, разрабатывающая все эти приемы и способы:
В) производственный процесс, технологические машины и приспособления;
Г) технологическая операция, станок, инструмент.
2. Изложение нового материала
При отборе содержания данного урока представляется правильным исходить из следующих принципов:
- его соответствие ведущим, актуальным идеям научно-технического прогресса;
- доступности понимания школьниками принципов действия и общего устройства объектов новой техники и технологических процессов;
- возможности соединения сведений о новой техники и технологии с образовательной областью «Технология», предметами естественно-научного цикла;
- возможности ориентации учащихся на профессии и специальности, возникшие на производстве в связи с введением новой техники и технологий.
Эта новая тема должна убеждать учащихся в полезности технического новшества для народного хозяйства; помогать развитию познавательных способностей учащихся.
Осмысленность в запоминании представленного содержания параграфа требует установления связи между выделенными смысловыми частями изучаемого материала, она требует также понимания логической последовательности их расположения.
При изложении теоретических основ целесообразно знакомить учащихся с наиболее характерными научно-техническими опытами и исследованиями. Это в значительной мере способствует активизации познавательного интереса школьников.
Не менее важным вопросом является рассмотрение конкретных примеров практического применения технических достижений в современном производстве. Общие рассуждения о технических принципах и основах устройства оборудования будут недостаточно убедительны для учащихся, если они не будут подкреплены разбором блок-схем, а также выполнением учебных заданий и решением примеров.
Акцентировать внимание учащихся на характере изменения трудовой деятельности людей, применяющих новую технику и характеристики новых профессий, порождаемых ее внедрением.
Опыт показывает, что жизненность новой техники и технологий должна быть для учащихся очевидной. Наилучших результатов удается добиться тогда, когда материал о новой технике и технологиях сочетается с жизненным опытом учащихся, знаниями основ наук и современного производства. Этому могут способствовать и экскурсии на производство. Рекомендуем установить специальный стенд, демонстрирующий различные материалы по научным и техническим достижениям. Данные материалы должны регулярно обновляться.
Началом дискуссии может служить обсуждение предлагаемых пословиц:
Начало науки - ум, начало ума – терпение.
Труд и наука – брат и сестра.
Наука дает крылья уму.
Наука учит только умного.
Чем больше науки, тем ловчее руки.
Сильному наука – лишний козырь.
Наука и труд дивные всходы дают.
Родине служить – с наукой дружбу водить.
Дл я дальнейшей беседы ребятам можно предложить проанализировать таблицу «Развитие человека, общества, технологий», результирующим выводом которой должно стать то, что технологическая культура является одним из важнейших показателей уровня развития общества, мышления и творческих способностей человека.
Необходимо построить дискуссию таким образом, чтобы учащиеся самостоятельно указали на взаимосвязь науки, техники, технологий и производства. Проблемные вопросы, предлагаемые для учащихся, могут способствовать этому:
Чт о включает в себя техносфера?
Раскройте характерные особенности современного технологического мира.
Покажите роль технологической культуры в обеспечении устойчивого развития общества.
Покажите возрастание роли техники в жизни человека и общества.
Раскройте диалектику взаимоотношений науки, техники и производства.
Что включается в современное понятие «техника»?
Поставить точку труднее, чем многоточие – и в жизни, и в науке, и в искусстве.
Способность генерировать мысли – наука; умение формулировать мысли – это уже искусство.
Наука и Искусство – две поросли одного корня – Творчества.
Науку лучше делать от начала до конца своими руками. Набор материала, личные наблюдения – вот тот период, когда рождаются новые мысли, когда нащупываются контуры закономерностей.
2. Практическая работа
Учащиеся выполняют практическую работу согласно описанию в учебнике. Для практической работы рекомендуем использовать различные источники информации. При наличии учебного времени учащимся можно предложить составление слайдов об открытиях (известных ученых) в истории науки и техники. Подготовленные доклады зачитываются, слайды просматриваются,
3. Подведение итогов урока
Идет обсуждение результатов выполненной практической работы, обобщаются сведения по пройденной теме, разбираются типичные ошибки, а также отмечаются лучшие ответы.
Результаты работы учащиеся могут занести в тетрадь.