Просмотр содержимого документа
«Связь науки, техники, технологии и производства»
Тема урока: «Связь науки, техники, технологии и производства»
Направление технологической подготовки: чертежник
Раздел: Производство, труд и технологии
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: лекция
Цели урока:
Обучающая:
Сформировать у учащихся представление о взаимосвязи науки, техники, технологии и производства.
Развивать познавательный интерес к наукоемким технологиям.
Способствовать формированию технологической культуры
Развивающая:
Создание условия для овладения учащимися способов мыслительной деятельности; способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся.
Воспитательная:
Воспитание технологической культуры учащихся, внимательности, аккуратности, усидчивости ,формирование и развитие трудовых, нравственных, эстетических качеств личности; интереса к выбранной профессии.
Профориентационная: Способствовать формирований знаний и умений объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессии «Чертежник».
Материально-техническое обеспечение урока: компьютер, мультимедийный проектор, презентация.
Методы и приемы обучения: словесный (фронтальная беседа), наглядный (демонстрация компьютерной презентации), практический , творческо-поисковые.
Список литературы:
1. В.Д.Симоненко «Технология», Москва, «Вентано-Граф», 2012 год.
.
Структуразанятия.
I. Организация занятия:
-приветствие учащихся;
-проверка их явки и готовности к уроку, отсутствующие.
II. Сообщение темы и цели урока. (Сайд №1 и Слайд №3)
Эпиграфами к этому уроку были выбраны поговорки (Слайд №2)
Можно попросить учащихся прочесть их вслух и объяснить, как они это понимают.
III. Изложение нового материала.
Существование человека на протяжении всей истории цивилизации было связано с переработкой ресурсов в готовый продукт, удовлетворяющий физические, духовные или интеллектуальные потребности человека
Это множество преобразований позволило человеку создать особый, не свойственный природе искусственный мир – техносферу (слайд №4)
И сегодня мы видим, что человек все дальше уходит в этот искусственный мир из естественной среды.
С одной стороны, высокий уровень технологии и техники создает благоприятные условия для развития культуры, экономики, повышает качество жизни.
С другой стороны – высокий материальный уровень жизни общества и его культура создают благоприятные условия для развития технологической среды двигают вперед прогресс.
Уровень развития общества определяется уровнем развития технологии. Развитие технологий непрерывно связано с наукой, техникой и производством. (Слайд №5)
(слайд №6) Наука- это сфера профессиональной деятельности.
Система наук условно делится на: естественные, гуманитарные, технические науки.
(Слайд №7) Техника - (от греч. techne – искусство, ремесло, мастерство)
Достижения современной техники базируются на научных открытиях и исследованиях.
(Слайд №8) Производство
Связь науки с производством
Наука органически связана с производством, однако эта связь укреплялась постепенно. В эпоху средневековья научно-теоретический прогресс шел медленно. В это время наука не оказывала постоянного и существенного влияния на производство. Научный и технический прогресс были относительно самостоятельными направлениями человеческой деятельности. После великих географических открытий наука все более обращается к практике. Три великих изобретения — компас, порох, книгопечатание — положили начало сближению научной и технической деятельности. Потребности практики побуждали к теоретическому исследованию различных механических процессов, сближение науки и производства становится более прочным. В конце XVIII — начале XIX вв., начинается постепенное превращение науки в непосредственную производительную силу общества. Предшествующее научно-техническое творчество математиков, механиков, физиков, изобретателей-умельцев подготовило почву для создания машинного производства. Изобретение Дж. Уаттом (1736—1819) паровой (1784) явилось результатом не только конструкторско-технической деятельности, но «плодом науки».
В конце XIX — начале XX вв. связь науки с производством приобрела более прочный и систематический характер; устанавливается тесная взаимосвязь науки с техникой.
В XX в. развитие науки начинает опережать развитие техники и производства. Постепенно складывается единая система «наука—техника—производство».
Теперь в производство широко внедряются микроэлектроника, робототехника, гибкие производственные модули и системы, принципиально новые материалы с заданными свойствами. В настоящее время особенно высоки темпы развития, характерные для тех направлений науки, где интегрируются достижения различных ее отраслей (космические исследования, создание новых материалов, новых источников энергии, управление большими системами).
IV.Практическая работа – доклады о любом интересующем ученом в истории науки и техники. ( Учениками были подготовлены доклады о выдающихся российских изобретателях В.И.Калашникове, И.П Кулибине, В.Г.Шухове и А.К.Нартове).
V.Закрепление материала.
Вопросы:
С какими именами вы связываете развитие книгопечатания, автомобиля, радио и телевидения?
Какие художественные фильмы о науке, технике, производстве вы смотрели?