2.Мотивация учебной деятельности(8мин). | Металлами называют непрозрачные кристаллические вещества, обладающие прочностью, пластичностью, тепло- и электропроводностью, блеском и другими характерными свойствами Чистые металлы в большинстве случаев не обеспечивают необходимого комплекса свойств и поэтому применяются редко. В большинстве случаев в технике используют сплавы, количество которых превышает 10 тысяч наименований. Металлические сплавы – материалы, состоящие из двух или более компонентов и обладающие свойствами, характерными для металлов. Сплавы создаются в результате расплавления, спекания исходных компонентов и другими методами. Уч-ль показывает образцы металлов и сплавов. | Учащиеся эмоционально настраиваются на учебную деятельность. Учащиеся называют представленные образцы металлов и сплавов. | (Л) Развитие интереса к технологии, положительное отношение к процессу познания (П)знаково-символические моделирование (К) развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости (Р) Развитие умения организовывать рабочую среду |
3.Постановка учебной задачи(5мин). | Ставится задача: все металлы разные как можно отличить один от другого и почему это так важно различать . | Уч-ся говорят, чем отличаются разные металлы и формулируют тему и цель занятия. | (П)рефлексия своих знаний, построение логической цепи рассуждения, осознание неполноты своих знаний, анализ, построение цепи рассуждений, формулирование проблемы, выдвижение гипотез (К)выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, умение ввести дискуссию (Р) планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата, оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности. |
4.Изучение нового материала(23мин). | Механические свойства металлов и сплавов Прочность – это способность материала сопротивляться воздействию внешних сил, не разрушаясь. Прочность оценивается величиной предела прочности при растяжении: Твердость – это способность материала сопротивляться царапанию или вдавливанию в него какого-либо тела. Существуют обоснованные методы определения твердости для металлов: метод Бринелля (вдавливанием стального шарика) и метод Роквелла (вдавливанием конусообразной алмазной пирамиды). Число твердости определяют по специальным таблицам и обозначают соответственно HB и HRC. Твердость по Бринеллю определяется как частное от деления нагрузки (Р) при вдавливании на площадь сферического отпечатка (f), диаметр которого измеряется после снятия нагрузки: Чем меньше диаметр отпечатка, тем тверже металл. Упругость – это способность материала изменять свою форму под действием внешних сил и восстанавливать ее после прекращения действия этих сил. Отношение нагрузки, при которой у образца появляются остаточные удлинения, к площади его поперечного сечения называется пределом упругости. Предел упругости измеряется в МПа. Сталь имеет предел упругости около 30 МПа, а свинец, почти не обладающий упругостью, всего 0,25 МПа. Ударная вязкость – это способность материала сопротивляться динамическим нагрузкам. Определяется как отношение затраченной на излом образца работы W (МДж) к площади его поперечного сечения F (м2) в месте надреза. Для испытания изготавливают специальные стандартные образцы, имеющие форму квадратных брусочков с разрезом. Испытывают образец на маятниковых копрах. Свободно падающий маятник копра ударяет по образцу со стороны, противоположной надрезу. При этом фиксируется работа, затрачиваемая на излом. Пластичность – это способность материала, не разрушаясь, изменять под действием внешних сил свою форму и сохранять измененную форму после прекращения действия сил. Свинец, например, является одним из наиболее пластичных металлов. Мерой пластичности может служить относительное удлинение. Эта величина измеряется в процентах от первоначальной длины образца при испытании на растяжение. Хрупкость – это способность материала под действием внешних сил не изменять или почти не изменять своей формы, но быстро разрушаться. Химические свойства металлов определяются способностью их атомов легко отдавать валентные электроны и переходить в состояние положительно заряженных ионов. Указанное свойство определяет особенности химического взаимодействия металлов и сплавов с агрессивными средами. Химические свойства металлов и сплавов определяются их химическим составом. Так, например, определенный процент содержания хрома в стали делает ее нержавеющей. К технологическим свойствам металлов и сплавов относится их способность к формоизменению (ковкость, свариваемость и т. д.). Важное значение имеет жидкотекучесть — свойство расплавленного металла заполнять и точно воспроизводить литейную форму. Черные металлы имеют: темно-серый цвет; большую плотность (кроме щелочно-земельных металлов;) высокую температуру плавления; относительно высокую твердость; обладают полиморфизмом (способностью существовать в различном кристаллическом состоянии). К черным металлам относят железо и сплавы на его основе – чугуны и стали. На их долю приходится 95 % производимой в мире металлопродукции, а на цветные – только 5 %. Цветные металлы имеют: характерную окраску (красную, желтую, белую; обладают пластичностью; малой плотностью; относительно низкой температурой плавления; характерно отсутствие полиморфизма. Наиболее типичным металлом этой группы является медь. | Для наглядности уч-ся используют образцы изделий - уч-ся на основании свойств металла приводят примеры его использования. По ходу урока из рассказа учителя, учащиеся узнают новые слова и понятия. | (П) анализ, синтез, сравнение, структурирование знаний, классификация, подведение под понятие, выведение следствий; - применение методов информационного поиска (К) инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации умение слушать и вступать в диалог (Р)планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата |
5. Закрепление изученного материала. (5мин). | Учитель дает самостояте6льную работу: Определи характерные свойства древесины и металлов. | Уч-ся отвечают на заданные вопросы Уч-ся проверяют ответы | (П) Построение логической цепи рассуждения Выполнение действий по алгоритму (К) выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации (Р) познавательная инициатива, саморегуляция |
6. Итог урока. Рефлексия(3ми) | Возвращается к заданию, вызвавшее затруднение в начале урока. Подводит итоги урока с учениками: Итак, чему вы научились и что узнали в течение сегодняшнего занятия? | В течение урока вы узнали: Что такое: металлы, сплавы и их свойства. . | (П) анализ, сравнение, использование общих приемов решения задач, рефлексия способов и условий действий. (Р) Осуществление самоконтроля, коррекция. |