Актуализация знаний. Мотивация. Создание проблемной ситуации. | У: Восхождение на пик знаний вас ждет На вершину тот взойдет Кто все ступени пройдет. Но забраться туда нелегко Вам нужно потрудиться хорошо. (слайд 1) -Но для начала проведем разминку. -Что такое металлы? -Какими свойствами они обладают? -Вот перед вами образцы различных предметов. В чашке №1 (спички, скрепки, пробка, бумага, кнопки) найдите металлические предметы. -Покажите эти предметы. -Как вы определили? По каким признакам, свойствам? -Запишем на доске названные свойства металлов - Назовите тему нашего урока. -На уроке вас ждут открытия. Сегодня мы с вами подтвердим или опровергнем названные вами свойства металлов. Познакомимся с разнообразием металлов и их использованием. | Предположения учащихся Магнитными свойствами обладает только сталь. Магнит поможет тебе найти в доме предметы, сделанные из металлов, обладающих магнитными свойствами – железа, стали, никеля или кобальта. Предположения учащихся записываются на доске. -«Металлы» (слайд 2) |
Объяснение нового материала. Совместное открытие знаний. | (слайд 3)- «Свойства металлов» Опыт 1. (твердость) -Проведем первый опыт. Возьмите стальную, чугунную пластину или гвоздь и попробуйте согнуть, сложить. Надавить. Провести линию ручкой. -Сделайте вывод. -Все металлы тверды, кроме одного. Как вы думаете, что это за металл? В помощь вам подсказка (слайд 4): -что это за предмет? -какой металл находится внутри него? -Ртуть – единственный металл, который в обычном состоянии – жидкий. - Итак, сделаем вывод. - Каким свойством обладают металлы? Опыт 2. (пластичность) -Проведем второй опыт. Возьмите в руки медную проволоку и попробуйте ее согнуть. -Сделайте вывод. -Да, металлы пластичны. Их можно ковать. При нагревании они расплавляются и их можно разливать в формы. В итоге они приобретают нужную форму. -Послушайте загадку: « Кто в силу своей профессии, каждый день проводит опыты по ковкости»? -Правильно, с помощью молота, раскаленный до бела кусок железа можно расплющить, изогнуть, растянуть, придать нужную форму. Благодаря этому свойству, мастера изготовляют необычные красивые изделия. ( слайд 5) -Итак, сделаем вывод. Опыт 3. (слайд 6) - Обратимся к слайду. -Что мы видим на рисунке сначала? -Что мы видим потом? -Как вы думаете, что подтверждает этот опыт? -Давайте обратимся к учебнику. Откройте учебник на стр. 101 и рассмотрите верхнюю иллюстрацию. -Чем различаются эти два рисунка? -Почему это происходит? Прочитаем абзац в учебнике. Опыт 4. -Ребята, как вы думаете, а почему батареи делают из металла, а не из дерева или пластмассы? -Давайте проведем опыт. _Возьмите в одну руку кусочек металлической пластины, а в другую ручку или карандаш. -Сравните, какой предмет быстрее нагреется. -Значит, какой вывод мы можем с вами сделать? -Рассмотрим картинку в учебнике на стр.101 №2. -Что мы видим? -Кроме того металлы хорошие проводники электрического тока, поэтому не заменимы в электротехнике. | Учащиеся проводят опыт. Вывод: металл имеет твердость Термометр Ртуть. Вывод 1: твердость Учащиеся проводят опыт. Вывод: металлы пластичны Кузнец Вывод 2: пластичность. Металлы пластичны и поддаются ковке. На рисунке мы видим металлический шарик, который легко проходит через кольцо, а затем шарик нагревают, и он уже не может пройти через кольцо. Металлы при нагревании расширяются. Учащиеся работают с учебником. В жару электропровода провисают между опорами, а зимой сильно натягиваются. Ученики находят информацию в учебнике. Предположения учащихся Проведение опыта. Металлическая пластина Металл проводит тепло. Работа с учебником. Мы видим различные предметы, изготовленные из разных сортов стали. |
Организация и связывание информации | -Давайте вспомним все свойства металлов. (слайд 7) -Какой металл обладает магнитными свойствами? -Вот мы и прошли первую ступеньку, давайте двигаться дальше. Физминутка -Следующая ступенька: «Разнообразие металлов» (слайд 8) -Как называются горные породы, из которых выплавляют металлы? -Послушайте подсказку: «Она варилась долго В доменной печи, И на славу получились Ножницы, ключи» -Руды – это полезные ископаемые, в состав которых входят металлы. -У меня есть образцы металлов, а у вас в учебнике на стр. 99. Давайте их рассмотрим. -опишите их по плану: свойство внешний вид (плотность, цвет) на что похожа -Давайте сделаем вывод. (слайд 9) -Да, металлы разнообразны. А вы можете назвать мне, какие металлы называются благородными? -Как по-другому назвать «благородные» металлы. Подберите синоним к слову. -А кроме драгоценных металлов, какие группы металлов бывают? (слайд 10) -Металлы делятся на следующие группы: черные, цветные, редкие, драгоценные. -У вас на столах лежат в папках листы с текстом, в котором говорится об этих металлах. Прочитайте самостоятельно. Приложение №1 - Какой вывод можно сделать? -А кто же добывает руду? (слайд 11) -Добывают руду шахтеры в подземных рудниках. Чтобы получить из руды металл, она проходит много обработки. -Давайте посмотрим это на иллюстрации в учебнике стр. 99. - Как происходит выплавка чугуна? -Сейчас мы посмотрим фрагмент из фильма «О Муйском районе» производство получения золота. -Какой вывод мы с вами сделаем? -Взошли мы и на эту ступеньку, идем дальше. -Осталось нам подняться на самый верх – на пик Знаний. (слайд 12) -Видите, как в природе много различных металлов. Смешивая расплавленные металлы между собой и другими добавками, люди получили тысячи сплавов – разновидностей металлов, обладающих особыми полезными свойствами. -Где же используются металлы и сплавы? (слайд 13) | Тверды Пластичны и поддаются ковке Расширяются при нагревании Проводят тепло и электричество Магнитными свойствами обладает только сталь. Руда Учащиеся рассматривают образцы и описывают их по плану. Гематит, магнитный железняк – твердая руда, плотная, черного цвета с металлическим блеском, обладает свойством магнита. Бурый железняк - твердая руда, черного или бурого цвета с металлическим блеском. Оловянная руда - оловянный камень, кристаллы зернистые. Медная руда – твердая руда, зернистая. Алюминиевая руда - плотная зернистая руда красного или серого цвета. Похожа на глину, но отличается тем, что при смешивании с водой не делается вязкой. Вывод: металлы разнообразны Золото, серебро…. Благородный, драгоценный Предположения детей. Дети в группах читают текст Все эти металлы необходимы человеку для его обихода. Шахтеры Учащиеся рассматривают иллюстрацию в учебнике. Ответы детей. Просмотр фрагмента фильма. Вывод: производство металлов – огромная отрасль производства. Предположения детей: В металлургии, машиностроении, производстве бытовой техники, посуды, для передачи электроэнергии…. |