Технологическая карта урока технологии.
Дата: 1.03.2019 г.
Тема: | «Весенние цветы» |
Цель: | Развитие художественно – творческих и конструкторских способностей, познавательного интереса и практических умений детей через создание весенних цветов из гофрированной бумаги. |
Задачи: | Образовательные: - актуализировать знания детей об истории и традициях празднования 8 марта; актуализировать знания о достоинстве гофрированной бумаги; систематизировать знания детей о строении цветка. закрепить навыки анализа конструкции изделия, планирования работы, организации рабочего места, выполнения работы по плану; совершенствовать навыки выполнения технологических операций: сгибания, складывания, резания и склеивания креповой бумаги; научить детей приемам обвивания стебля креповой бумагой, сборке цветка из отдельных лепестков на стебле. Развивающие: способствовать развитию логического, аналитического, конструкторского, технологического, образного, художественного мышления, памяти, речи, мелкой моторики, пространственного воображения. Воспитательные: способствовать воспитанию: бережного отношения к природе; способствовать воспитанию общей культуры труда (соблюдения правил безопасной работы инструментами и правил санитарной гигиены); технологической культуры (грамотного выполнения трудовых операций, рационального использования времени, экономного расходования материалов, аккуратности в работе); художественно-эстетического вкуса, творческой активности, усидчивости, трудолюбия |
Планируемые результаты: | Предметные: уметь анализировать, планировать предстоящую практическую работу; с помощью учителя решать доступные конструкторско–технологические задачи; организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы. Личностные: -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; -формирование познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой задачи; Метапредметные УУД: Регулятивные: -принимать и сохранять учебную задачу; - планировать свои действия в соответствии с поставленными условиями; - уметь определять и формулировать цель самостоятельно после предварительного обсуждения. Познавательные: -искать и отбирать источники информации, добывать новые знания, делать выводы и обобщения, перерабатывать полученную информацию и преобразовывать ее из одной формы в другую Коммуникативные: -слушать, слышать и понимать других людей; |
Оборудование: | О Оборудование учителя: образец изделия (цветок нарцисс из креповой бумаги), пошаговая последовательность выполнения нарцисса – предметная технологическая карта; слайдовая презентация: иллюстративный материал к водной беседе; план практической работы; критерии оценок; новые термины (для словарной работы); правила безопасной работы режущими и колющими инструментами, раздаточный материал ….. Материалы: гофрированная бумага трех цветов, деревянная палочка, клей, нить. Инструменты: ножницы, карандаш. Приспособления: шаблоны, клеенка (или газета), салфетки для удаления клея. |
Основные понятия: | Креповая бумага, Международный женский день, подарки. |
Межпредметные связи | Окружающий мир. математика, изобразительное искусство, русский язык |
Литература, интернет-ресурсы | Литература: Технология 4 класс: учеб.для общеобразоват. организаций/ Е.А. Лутцева, Т.П.Зуева.-4 изд..-М.: Просвещение 2017.-127с. Ил.(Школа России) Интернет - ресурсы (пример): Достоинства гофрированной бумаги: Режим доступа: https://heaclub.ru/chto-takoe-krepirovannaya-bumaga-i-kak-ona-otlichaetsya-ot-gofrirovannoj-chto-mozhno-sdelat-iz-krepirovannoj-bumagi-idei-foto Презентация на тему «Нарциссы». Режим доступа: https://ppt4web.ru/biologija/narcissy.html |
Ход урока.
Задачи этапа урока. (Вида работ) | Деятельность учителя. | Деятельность учеников. | Планируемые результаты. | Время. |
Предметные. | УУД. |
1.Организация класса на работу. |
Мотивировать учащихся к учебной деятельности. | Здравствуйте, ребята! Меня зовут Дарья Александровна. Сегодня я проведу у вас урок технологии. В этот погожий весенний денёк Ты, мой дружок, пришел на урок. Так что давай, ты не ленись, А вместе с нами прилежно трудись. -Ребята, сегодня на уроке вы изготовим что-то очень красивое и полезное. | Приветствуют учителя, включаются в учебную деятельность. | | Личностные: формирование внутренней позиции школьника, адекватной мотивации учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, формирование положительного отношения к учёбе. Регулятивные УУД: учатся принимать и сохранять учебную задачу. | 1 мин. |
2.Формулируют тему урока, постановка цели. |
Организовать формулирование темы и цели учащимися. | -Ребята, какой праздник приближается? -Совершенно верно! -В 1910 году на женской конференцию проходившей в Копенгагене (Дания), Клара Цеткин предложила учредить Международный женский день. Предполагалось, что в этот день женщины будут устраивать митинги и шествия, привлекая к своим проблемам. В наши дни женский праздник 8 марта- день любви, внимания и уважения. Мужчины поздравляют своих женщин - матерей, жён, дочерей, бабушек- с их днём. -А вы любите дарить подарки? (Ответы детей). -Хотели бы вы сделать необычный подарок своими руками? -Что обычно дарят в этот праздник? (Ответы детей). -С каким временем года связан праздник 8 марта? -А что ассоциируется у вас с этим временем года? -Часто весна ассоциируется с пробуждением природы, с распусканием цветов. -Какие весенние цветы вы знаете? (тюльпаны, нарциссы, крокусы, медуница). -Вот сколько существует весенних цветов, а это еще только малая часть. Хотели бы вы попробовать своими руками смастерить весенний цветок? -Тогда давайте скорее приступим к работе, а потом поставим ваши цветы в вазу и подарим вашему учителю Елене Юрьевне. Они будут радовать учителя и вас. | Формулируют тему и цель урока. Высказывают своё мнение о практической значимости изделия. | | Регулятивные УУД: Уметь формулировать тему и цель урока. | 2 мин. |
3.Вводная беседа. |
Актуализировать знания детей об истории и традициях празднования 8 марта; актуализировать знания о достоинстве креповой бумаги; систематизировать знания детей о строении цветка. | -Букет весенних цветов мы сделаем из креповой (крепИрованной) бумаги, ее часто называют гофрированной бумагой. -Ребята, я думаю, что многие знают, как выглядит гофрированная бумага. Она выглядит вот так. Основное достоинство материала — эластичность, позволяющая его растягивать и скручивать. хорошая гибкость, а также она прекрасно сохраняет форму. Это позволяет пользоваться ей для создания витрин, стендов и так далее. -Перед изготовлением цветка давайте повторим его строение. - Вы ведь уже знаете, из чего состоят растения? (У него есть корень, лист, стебель, цветок и плод с семенами). Мы будем изготавливать только стебель, лист и сам цветок. | Участвуют в диалоге, наблюдают, слушают, отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения. | Иметь представления об истории и традициях празднования 8 марта. Знать строение цветка. Знать свойства креповой бумаги. | Познавательные УУД: искать и отбирать источники информации, добывать новые знания, делать выводы и обобщения, перерабатывать полученную информацию и преобразовывать ее из одной формы в другую. | 3-5 мин. |
4.Подготовка к практической работе. |
Закрепить навыки анализа конструкции изделия, планирования работы. | Анализ конструкции изделия. -Ребята, посмотрите, пожалуйста, на цветок, который выполнила я. (Показ своего изделия-цветка). - Какие части можно выделить? (цветок, стебель, лист.) - Из скольких деталей состоит каждая часть? (цветок – шесть лепестков; стебель-один, листьев – два). - Как соединяются все детали между собой? (детали соединяются неподвижно). - Какие материалы использованы? (гофрированная бумага трёх цветов, деревянная палочка, клей). Итак, мы рассмотрели конструкцию цветка, а сейчас составим план работы. Составление плана практической работы План 1. Заготовка деталей цветка (разметка и вырезание). 2. Обвивание стебля. 3. Изготовление цветка и соединение его со стеблем. 4. Приклеивание листьев. Составленный план нам поможет в практической работе. | Совместно с учителем анализируют образец изготавливаемого изделия, составляют план практической работы | Знать конструкции однодетальные и многодеталь-ные, способы разметки и сборки деталей, виды отделки. Уметь: анализиро-вать, планировать предстоящую практическую работу; с помощью учителя решать доступные конструктор-ско – техно- логические задачи. | | 4-5 мин. |
5.Организация рабочего стола. |
Закрепить навыки организации рабочего стола; выявить знания о правилах безопасности работы инструментами и правилами санитарной гигиены. | - Ребята, давайте проверим, у всех ли есть все необходимое для работы. Я буду называть предметы, если у вас чего-то нет, то поднимаете руку. Материалы: гофрированная бумага трех цветов ,заготовки деталей), деревянная палочка, клей, нить. Инструменты: ножницы, карандаш. Приспособления: шаблоны, клеенка (или газета), салфетки для удаления клея. - Давайте вспомним правила работы с ножницами и клеем? Правила работы с ножницами Не держите ножницы лезвием вверх. Не оставляйте ножницы на столе с открытыми лезвиями во время и после работы. Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд. Во время работы удерживайте материал рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия. Правила работы с клеем Не брать клей в рот. Не пачкать одежду. Не проливать клей на парту и на пол. Необходимое количество клея нужно наносить кисточкой. Кисточку класть на специальную подставку. Излишки клея удалять тряпочкой. После работы с клеем помыть руки и кисти. С клеем обращайтесь осторожно. Клей ядовит! Нельзя, чтобы клей попадал на лицо, особенно глаза. При попадании клея в глаза надо немедленно промыть их в большом количестве воды. - Соблюдайте эти правила во время практической работы. Физминутка Наклонилась сперва Книзу наша голова (наклон вперёд) Вправо-влево мы с тобой Покачаем головой. (наклоны в стороны) Ручки за голову, вместе Начинаем бег на месте. (имитация бега) Уберём и я, и вы Руки из-за головы. (2-3 раза) | Оборудуют рабочий стол в соответствии с требованиями. Включаются в обсуждение правил безопасности с инструментами и материалами. | Уметь: организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы. | Регулятивные УУД: Учиться готовить рабочее место. | 3 мин. |
6.Практическая работа. |
Совершенствовать навыки выполнения технологических операций: сгибания, складывания, резания и склеивания креповой бумаги; научить детей приемам обвивания стебля креповой бумагой, сборке цветка из отдельных лепестков на стебле. Закрепить навыки выполнения работы по плану. | Критерии оценивания: точная разметка; ровное вырезание деталей; правильное формирование цветка; аккуратная обвивка стебля и склеивание деталей; Практическая работа Заготовка деталей цветка (разметка и вырезание). Сложите желтую полоску бумаги вдвое, а затем втрое, наложите сверху шаблон цветка и обведите карандашом, вырежьте ножницами, соблюдая правила безопасной работы. У нас получилось сразу 6 лепестков. Возьмите зеленую бумагу прямоугольной формы, сложите ее по длине пополам, затем еще пополам, приложите шаблон (половина листочка), обведите карандашом, вырежьте, соблюдая правила безопасной работы. Разверните, у нас получилось 2 листочка. Обвивание стебля. Обвейте стебель полоской зелёной бумаги, начиная сверху. Конец полоски (2-3 см длиной) смажьте клеем и сначала накрутите на верхнюю часть стебля, немного натягивая бумагу, затем, вытягивая полоску под углом вниз, начинайте аккуратно постепенно обвивать стебель. В конце приклейте конец полоски к стеблю, смазывая клеем 2-3 см, чтобы бумага не развернулась. Изготовление цветка и соединение его со стеблем. Сформируйте сердцевину цветка, для этого возьмите оранжевую полоску и хорошо растяните край прямоугольника по длинной стороне. Это у нас будет сердцевина цветка. Приклейте сердцевину к стеблю, собирая нижний край складками. Предварительно нанесите клей на нижнюю сторону сердцевины. Наклейте лепестки на сердцевину цветка. Нижний край первого лепестка намажьте клеем и крепко прижмите к сердцевине в верхней части стебля. Повторите это последовательно с двумя остальными лепестками. Следующие (4, 5, 6) лепестки приклеиваете последовательно между предыдущими. Чтобы цветок был более прочным, закрепите его нитками. Намотайте их туго на нижнюю часть цветка и завяжите прочным узлом. Сделайте «чашечку»-обмотайте нижнюю часть цветка узкой полоской зеленой бумаги, смазывая начало и конец полоски клеем, подклейте её конец к стеблю. Приклеивание листьев. Приклеиваем к стеблю листья цветка, смазывая нижние концы. Располагайте листья на стебле напротив друг друга. Красиво расправьте лепестки, сердцевину и листья. Цветок готов. | Выполняют практическую работу под руководством учителя | Уметь: правильно работать ручными инструментами; выполнять экономную и рациональную разметку деталей по шаблонам или с опорой на чертёж, аккуратно выполнять сборку деталей, реализовывать творческий замысел в соответствии с заданными условиями | Регулятивные УУД: Выполнять практическую работу по плану; Осуществлять контроль точности выполнения технологических операций в диалоге с учителем | 25-30 мин. |
7.Подведение итога урока. Рефлексия. |
Обобщить полученные школьниками предметные знания и умения. Организовать самооценку учебной деятельности. | А сейчас мы организуем с вами мини-выставку и поставим наши цветы в вазу. Сначала выходит первый ряд и демонстрирует нам свои цветы, а мы смотрим и отмечаем, чей цветок нам больше всего понравился. - Оценку «5» получают те, кто выполнил работу по всем критериям. Оценку «4» получают те, кто не выполнил работу по 1-2 критериям. Все цветы ставим в вазу. А теперь выходит второй ряд, третий…Таким образом у нас получился красивый букет. -Подведем итог урока. Рефлексия -Ребята, я предлагаю вам ответить на вопросы со слайда.( Слайд) -Какую бумагу мы использовали в работе? (Креповую). -Какая особенность у цветка нарцисса? (6 лепестков..) -В чем сложность выполнения цветка? (Ответы детей) -Где в дальнейшем можно применить наши знания и умения? -Спасибо, ребята всем за работу. Мне очень сильно понравились все ваши цветы. | Демонстрируют свои работы, анализируют и осмысливают свои достижения. | | Регулятивные УУД: Учатся совместно с учителем и другими учениками делать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; | 3 мин. |
8.Уборка рабочих мест. |
Способность воспитанию общей культуры труда, умению быстро и организованно убрать рабочее место. | -А сейчас давайте наведём порядок на своём рабочем месте. А дежурные проследят, чтобы было всё в порядке. | Наводят порядок на рабочем столе. | | Регулятивные УУД: Учатся быстро и организованно убирать рабочее место. | 2 мин. |