Цель урока: изготовить открытку ко Дню 8 Марта своими руками.
Задачи:
- формировать умения самостоятельно находить решения технических и художественных задач, отвечающих заданному условию в построении композиции произведений декоративно - прикладного характера;
- развивать любознательность, фантазию, воображение, творческое, техническое и художественное мышление; глазомер, мелкую моторику пальцев
- закрепить ранее полученные детьми навыки работы с материалами (картон, бумага, клей) и приемы владения инструментами (ножницы, линейка);
- воспитывать у учащихся самостоятельность, аккуратность, усидчивость, сотрудничество, трудолюбие, умение доводить начатое дело до конца, любовь к близким людям.
Планируемые результаты
Личностные
- формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- уметь принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;
- опираясь на освоенные изобретательные и конструкторскотехнологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.
- Метапредметные
- формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- формировать умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
- выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним;
- осуществлять текущий в точности выполнения технологических операций итоговый контроль общего качества выполненного изделия;
- добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений.
Предметные
- знать виды изучаемых материалов, их свойства;
- уметь самостоятельно выполнять разметку с опорой на чертёж по линейке;
- уметь реализовывать творческий замысел в соответствии с заданными условиями.
Тип урока: комплексного применения знаний и умений
Форма: урок с использованием мультимедийной презентации
Материалы и инструменты:
- клей ПВА
- кисть для клея
- ножницы
- карандаш простой
- линейка
- картон
- цветная бумага
- фломастеры
- салфетки
- клеёнка
Дидактические материалы:
- готовые работы, выполненные учителем
- заготовки отдельных деталей открытки
- слайд-плакат по технике безопасности (при работе с ножницами и клеем)
План урока
І. Вводная часть
- Организационный момент
2. Вступительная беседа
- Сообщение темы, цели урока
Определение материалов и инструментов, необходимых для работы
Объяснение технологии изготовления изделия
ІІ. Основная часть
1. Анализ конструкции изделия. Составление плана работы. Возможные ошибки
2.Физкультминутка
3. ТБ при работе с ножницами и клеем
4. Практическая работа. Помощь учителя
ІІІ. Заключительная часть
- Коллективный анализ работ
- Подведение итогов
- Рефлексия
- Уборка рабочего места
Ход урока
- Вводная часть
1. Организационный момент. Приветствие.
Прозвенел звонок для вас,
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво.
Поздоровались учтиво.
Тихо сели. Спинки прямо.
Вижу класс мой – хоть куда!
Мы начнем урок ….
Дети: - Труда.
Учитель: - Ребята, сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними. Эпиграфом нашего урока будет пословица Рукам – работа, сердцу – радость.
Учитель: - Посмотрите, всё ли у вас готово к уроку? Давайте- кА проверим это, отгадав загадки. Слайд № 2-4
Аппликации, картинки,
Серебристые снежинки.
Можешь сотворить и флаги
Из листов. (цветной бумаги)
Я люблю прямоту, я сама прямая
Сделать ровную черту всем я помогаю.
Что-нибудь без меня начертить сумей-ка
Угадайте-ка, друзья, кто же я…
(Линейка)
Я предмет для школы важный.
Чтобы сделать куб бумажный,
Самолёт, картонный дом,
Аппликацию в альбом,
Ты меня не пожалей.
Я липучий, вязкий …
(Клей)
И белить, и клеить можно
Ею можно рисовать
Только надо осторожно
Чтоб себя не замарать.
(Кисть)
Инструмент бывалый –
Не большой, не малый.
У него полно забот
Он и режет, и стрижет.
(Ножницы)
Если ты его отточишь,
Нарисуешь всё, что хочешь!
Солнце, море, горы, пляж.
Что же это?
(Карандаш)
2. Вступительная беседа. Слайд № 6
Учитель: - Ребята, приближается первый весенний праздник – женский день 8 марта. Международный женский день — праздник, который ежегодно отмечают 8 марта в ряде стран как «женский день» - Международный день борьбы за права женщин и международный мир. Исторически появился как день солидарности трудящихся женщин в борьбе за равенство прав. Первыми бороться за свои права на улицы Нью–Йорка вышли 8 марта 1857 года работницы текстильных фабрик, протестовавшие против плохих условий труда и низкой заработной платы. Эта демонстрация получила название «Марш пустых кастрюль». 1910 год стал знаковым. 27 августа в Копенгагене на Второй международной социалистической женской конференции, которая проходила в рамках Второго Интернационала, активистка Клара Цеткин выдвинула предложение о ежегодном праздновании Международного женского дня.
- А что такое праздник? Слайд № 7
- Толковый словарь даёт несколько объяснений этого слова: 1) день торжества, установленного в честь какого-либо выдающегося события; 2) день, особо отмечаемый обычаем или церковью; 3) просто выходной, нерабочий день (от слова «праздность» - ничегонеделание). А есть и такое: день радости и торжества по поводу чего-нибудь. Вероятно, многим это определение понравится больше всего. Действительно, рядом со словом «праздник» в нашем сознании чаще всего стоит слово «радость». Конечно, чтобы доставить радость окружающим нас близким людям, совсем не обязательно дожидаться «официального» праздника. Но чтобы праздничный день был по-настоящему радостным, к нему нужно готовиться.
3. Сообщение темы и цели урока. Слайд № 8 ребус на слайде презентации
- Какое слово здесь зашифровано? (подарок)
Учитель: - Ну, а какой же праздник обходится без подарка? Нам, конечно, захочется порадовать своих любимых мамочек. Ребята, как вы думаете, что можно подарить нашим мамам?
Учитель: - Да, ребята, подарить можно много разных вещей. Но самый лучший, самый ценный подарок для мам - это подарок, сделанный своими руками. Поэтому мы сегодня сделаем подарок, а что это будет, вы узнаете, ответив на мой вопрос:
- Без чего ни один женский праздник не обходиться? Слайд № 9-11
Дети: - Без цветов.
- Правильно, молодцы. Слайд № 12
Учитель: - Цветы один из самых удивительных и прекрасных даров природы. Цветы любят все. Именно любовь к цветам вызвала желание делать искусственные цветы из теста, овощей, ткани и бумаги. Это творческая и интересная работа. Вот перед вами несколько работ. Во всех работах изображены цветы, они сделаны из разного материала, но их объединяет одно название - композиция.
Учитель: - Вспомните, какие композиции вы знаете?
- Плоская и объёмная.
Учитель:- А вот это какая композиция?
Дети: - Объёмная.
Учитель: - Почему так думаете?
Дети: - Цветок объёмный и листья выпуклые.
ІІ. Основная часть
1. Анализ готового изделия.
Учитель: - Хотите сделать такую композицию -открытку?
Учитель: - Но прежде чем сделать, нам надо выяснить, из чего и как она сделана? Из чего сделана основа?
Дети: - Из цветного картона
Учитель: - А из чего сделаны цветы и листья?
Дети: - Из цветной двухсторонней бумаги.
Учитель: - Почему для основы взяли картон, а для цветов - двухстороннюю бумагу?
Дети: - Двухсторонняя бумага более мягкая, тонкая, чем картон.
Учитель: - Основа- фон у нас уже есть, вы его приготовили дома.
Учитель: - Глядя на композицию, мы можем сказать, какие инструменты нам понадобятся?
Дети: - Ножницы, карандаш, клей.
2. Практическая работа по инструкционной карте (по компьютеру показываются этапы работы) Слайд № 13-15
Подготовка деталей по плану
Учитель: - Ребята, а сейчас я покажу и расскажу, как изготавливается эта композиция. Дома вы должны были приготовить 11 кругов.
- Берем 1 круг и откладываем в сторону. Это будет основа цветка.
2. Берём 2-й круг, складываем его пополам.
3. Хорошо заглаживаем сгиб.
4. С остальными кругами (кроме основы) поступаем так же. Это лепестки.
5. Лепестки прикрепляем к основе, чтобы получился цветок. Он может быть раскрывшимся или в бутоне.
6. Приступаем к изготовлению листочков. Вырезаем прямоугольник произвольного размера. Складываем в несколько слоев, вырезаем листочки.
7. Теперь производим сборку. Для этого берём готовую основу. Прикрепляем надпись. Затем приклеиваем цветок, прикрепляем листочки.
8. Декорируем открытку.
9. Приступаем к оформлению внутренней части открытки. Вклеиваем поздравление.
10. Декорируем внутреннюю часть открытки.
11. Композиция готова.
Учитель: - Всё было понятно? Сейчас будете работать самостоятельно, пользуясь планом. Но перед этим немножко отдохнём. Все встали:
Физминутка Слайд № 16
Две сестрицы, две руки
Левая и правая.
Рубят, строят, роют
Рвут на грядках сорняки,
И друг дружку моют
Две сестрицы, две руки
Левая и правая
Воду моря и реки
Загребают, плавая / под музыку/
- Практическая часть. Самостоятельная работа учащихся.
6.Техника безопасности при работе с ножницами, клеем Слайд № 17-18
- Сейчас приступаем непосредственно к работе. Сначала что делаем?
Слайд № 19-20
( Дети работают под музыку П.И.Чайковский “Вальс цветов”)
ІІІ. Заключительная часть.
1. Итог урока. Выставка работ. Оценивание. Рефлексия Слайд № 21-22
Учитель: - Наш урок подходит к концу. Давайте посмотрим, что у нас получилось. Во всех ли работах правильно составлена композиция? Какие работы отличаются удачным сочетанием окраса цветов и фона? У вас получились очень красивые подарки. Посмотрите на нашу выставку. Это результат ваших стараний. Чем мы сегодня с вами занимались? С каким настроением вы уйдёте с урока?
Учитель: Говорю вам от души:
Все работы хороши!
Ставлю всем оценки «пять»!
Молодцы, ребята, так держать!
2.Уборка рабочего места
Урок окончен. Спасибо за урок!