Просмотр содержимого документа
«Конспект урока: Определение видов ткани на образцах.»
Тема: Определение видов ткани на образцах. № 58
Класс: 8
Цели урока: закрепить знание учащихся на практической работе.
Образовательные:
Познакомить детей с миром тканей.
Научить определять хлопчатобумажные, льняные ткани по внешнему виду, на ощупь, по разрыву и характеру горения нитей.
Коррекционные:
Развивать мышление учащихся.
Обогащать словарный запас.
Способствовать овладению моторикой мелких мышц, умением управлять своими двигательными действиями.
Воспитательные:
Создавать благоприятные условия для активного включения в работу.
Воспитывать самостоятельность.
Прививать эстетический вкус и аккуратность.
Ход урока
Организационный момент
проверка отсутствующих учащихся;
2) подготовка рабочих мест, спецодежды.
Повторение изученного материала.
Вопрос учителя: «С какими материалами, мы познакомились на уроке?».
Да, на уроках мы работаем с тканями. Ткани всякие важны, ткани всякие нужны. Современная текстильная промышленность может изготовить ткань практически из любых волокон. В лабораториях прошли испытания тысячи видов различных волокон.
Однако, практическое применение нашли не все.
Так, например, давно обратили внимание на крапиву. Это растение растет везде, и имеет хорошие свойства волокна: прочность, белизну, блеск и шелковистость. Ещё в древности, как свидетельствует раскопки археологов, луб крапивы находил свое применение. И все же, несмотря на все поиски и разработки, крапиву так и не удалось «приручить». Ныне находит практическое применение только крапива «рами», растущая в Индии, стебли которой содержат 22% волокна.
Вы, наверное, помните сказочную повесть Н.Носова о Незнайке и его друзьях. Изобретательные малыши создали машину, которая перерабатывала одуванчики в штанишки и рубашки для жителей Солнечного города (показ фрагмента мультфильма). А ведь не такая уж это и сказка. Долгое время текстильщики бьются над тем, чтобы заменить некоторые тропические волокна пухом одуванчиком или тополей, так досаждающих нам в начале лета. Возможно, не в столь отдаленном будущем мы будем носить тополиные рубашки и одуванчиковые куртки.
А сейчас от экзотических видов волокон перейдем к традиционным, с которыми люди знакомы на протяжении тысячелетий, и вырабатывают из них различные виды тканей.
Дежурный по словарю выставляет на доске словарные слова.
волокно
натуральное
химическое
ткань
хлопчатобумажная
льняная
Представьте, что сегодня наш класс лаборатория. Мы будем определять вид ткани.
Скажите:
Какие свойства имеют хлопчатобумажная ткань?
/Хлопчатобумажная ткань мягкая, довольно прочная, лёгкая, мнётся при носке. Она пропускает воздух, впитывает влагу, быстро сохнет, хорошо стирается, создает ощущение тепла. При стирке ткань дает большую усадку по основе/.
какие свойства имеет льняная ткань?
/Льняная ткань жесткая, прочная, сильно мнется при носке. Она хорошо пропускает воздух, впитывает влагу, быстро сохнет, легко отстирывается, создает ощущение прохлады. Ткань не растягивается по основе и почти не тянется по утку/.
По каким признакам можно определить вид ткани?
/Вид ткани можно определить по внешнему виду, на ощупь, по разрыву и характеру горения нитей/.
Повторяем признаки хлопчатобумажных и льняных тканей.
Работаем с таблицей:
Определение хлопчатобумажных и льняных тканей (сл. №4).
Характеристика
Хлопчатобумажная ткань
Льняная ткань
По внешнему виду
1. х/б ткань шероховатая, не имеет блеска.
2. нити тонкие одинаковой толщины
1. имеет гладкую поверхность
2. нити более толсты, неравномерной толщины
На ощупь
1. ткань мягкая, кажется теплой
2. при растяжении по долевой нити (основе) х/б ткань почти не тянется, а по поперечной нити (утку) дает растяжение.
1. льняная ткань жесткая, тяжелая, прохладная.
2. по основе и утку льняная ткань почти не тянется.
По разрыву
1. х/б ткань легко рвется и по основе и утку.
2. если разорвать х/б ткань, то на разрыве мы увидим тонкие пушистые волоконца – ватку.