kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Гладь. вышивка салфетки «красивый узор»

Нажмите, чтобы узнать подробности

      Народное искусство – наше материальное и духовное богатство. Уникальное и многообразное по своим видам, оно составляет значительную часть отечественной культуры.

Просмотр содержимого документа
«ГЛАДЬ. ВЫШИВКА САЛФЕТКИ «КРАСИВЫЙ УЗОР»»

ГБОУ СОШ № 14 «Центр образования» имени кавалера Н. Ф. Шутова г. Сызрани, Самарской области, г. о. Сызрань Самарской области

Структурное подразделение, реализующее дополнительные общеобразовательные программы «Дворец творчества детей и молодёжи»



Областной конкурс методических разработок педагогов

Открытый урок

Направление: декоративно – прикладное искусство

ГЛАДЬ. ВЫШИВКА САЛФЕТКИ «КРАСИВЫЙ УЗОР»























Исполнитель: Портнова Наталья Викторовна

Педагог дополнительного образования

Г. Сызрань 2018 год







Содержание

1. Введение Стр. 3

2. Актуальность. Стр. 3

3. Цель и задачи. Стр. 4

4. Основная часть Стр. 5

А) Подготовительный этап. Стр. 5

Б) План – конспект занятия. Стр. 6 - 10

В) Рефлексия Стр. 11

5. Заключение Стр. 11

6 Список использованных источников, литературы. Стр.11

7. Приложение Стр.12 - 18



























Введение.

Вышивка - широко распространённый вид декоративно-прикладного искусства, в котором узор и изображение выполняются вручную. Из поколения в поколение отрабатывались и улучшались узоры и цветовые решения, создавались образцы вышивки с характерными традиционными чертами. Интерес к прошлому в последнее время заметно усилился. Молодёжь стремиться узнать о быте, привычках, нравственных устоях своих предков, их искусстве, способствует воспитанию любви к Родине, трепетному отношению к народным истокам, гордость за свою страну, за свой великий народ.

Данная методическая разработка является частью программы, где обучающиеся проходят игры - путешествия по разным странам. Она рассчитана для детей 8 – 10 лет, для первого года обучения, занимающихся в объединении «Чудо – мастерица».

Форма проведения занятия – игровая технология, урок.

Актуальность темы: Народное искусство является огромным духовным богатством, улучшает нашу жизнь, доносит до неё культуру прошлых поколений, способствует воспитанию патриотизма и утверждению национального самосознания. Воспитание и приобщение детей к традициям народной вышивки, и есть актуальность.













Цель: Опираясь на материально – духовные ценности в сфере народной культуры, дать учащимся знания по вышиванию гладью.

Задачи:

Образовательная: Познакомить учащихся с богатым миром вышивания

Развивающая: Сформировать необходимые знания, умения и навыки по вышивке. Развивать разнообразные способности, связанные с выполнениями практических работ по вышиванию. Способствовать саморазвитию личности ребёнка в процессе творческой работы.

Воспитывающая: Через организацию разнообразных видов деятельности приобщать учащихся к культуре общения, помочь усвоить культурные нормы при исполнении разного рода работ по вышиванию. Воспитывать аккуратность, внимательность, интерес к предмету.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Тип занятия: урок систематизации и обобщения изученного материала.

Вид занятия: комбинированный.

Методические приемы: вопросы, беседа, рассказ, игра.

Межпредметные связи: народное творчество, история.

Материально – техническая база: презентация, мини – выставка вышитых работ, вышитые работы из «Бабушкиного сундука», современные вышивки, иллюстрация вышитого изделия – образца. Ткань, цветные нитки мулине, иголки, ножницы, пяльцы, наперстки, подушечки для хранения игл.








План

1 Организационный момент.

2 Сообщение темы, цели, задач.

3 Работа по пройденному материалу.

1) Повторение правил по технике безопасности

2) Задание по карточкам:

А) Определить название шва и, соответствующий, к нему рисунок.

Самостоятельная работа учащихся.

Б) Проверка выполнения задания.


4 Путешествие в сказку.

А) Приглашение. Почтовый голубь.

Б) Ковер – самолет

В) Встреча с Феей- Радугой.

Г) Загадка.

Д) Составление Радуги из ниток.

Самостоятельная работа учащихся.

Е) Птичка Ткачик- самый лучший мастер плетения гнезд.


5. Самостоятельная работа.

А) Выполнение декоративной сетки в узоре.


6. Работа по новому материалу.

А) Встреча с принцессой Гладью.

Б) Гладь- определение. Виды глади.

В) Анализ вышитых изделий из «Бабушкиного сундука».

Г) Рассматривание современных вышитых изделий на экране презентации.

Д) Беседа. Вышивка – исконное занятие принцесс.

Е) Секреты волшебных узоров.

Ж) Самостоятельная работа учащихся.

З) Демонстрация детских работ.

7. Возвращение детей из сказки.

8. Итог занятия:

Что нового узнали? Чему научились?

9. Рефлексия.



Ход занятия:

1 Организационный момент. (Файл № 1, 2)

-Здравствуйте, ребята! Садитесь. Труд наш культурный, поэтому рабочее место должно содержаться в порядке, а когда закончите работу - уберите рабочее место быстро и аккуратно.

2. Сообщение темы, цели, задач. (Файл № 3)

Мы продолжаем работать по теме: Гладь. Вышивка салфетки «Красивый узор». И сегодня мы повторим наши знания по этой теме, полученные на предыдущих занятиях, а во время практической работы будем старательными, внимательными, аккуратными и поэтому нам на занятии понадобятся не только умелые руки, но и сообразительная голова.


3. Работа по пройденному материалу. (Файл № 4)

Прежде чем приступить к работе ответьте мне на следующие вопросы:

  1. Что нужно иметь для вышивки? (ответы детей)

  2. Как надо хранить инструменты? (ответы детей)

  3. Подумайте и скажите, с чего мы начали обучение, прежде чем перейти к вышиванию гладью? (Ответы детей) Правильно, мы сначала изучали швы.

  4. Выполните задание по карточкам: (Файл № 5)

А) По данному рисунку определить название шва и показать соответствие стрелкой.

1. тамбурный шов. 1

2. стебельчатый шов 2

3. петельный шов. 3

4. ручная строчка 4

5. шов крест 5

6. шов козлик 6

7. шов гладь. 7

Самостоятельная работа учащихся.

Б) Проверка выполнения.

- Скажите мне: «Под каким номером соответствует рисунок тамбурного шва?» и т. д. Посмотрите на экран и проверьте соответствие других швов. - У всех так? (Файл № 6)

4 Путешествие в сказку.

А) - Ребята, когда я шла сегодня к вам на занятие, ко мне подлетел почтовый голубь и отдал мне письмо. Вот оно. (Файл № 7)

- Здравствуйте, ребята. Приглашаю вас в страну сказок. Я познакомлю вас со своими друзьями, и вас ждет сюрприз. С уважением Фея Радуга.

Б) - Ребята! А вы любите сказки? Мы принимаем приглашение Радуги? Тогда отправляемся в путь. (Файл № 8) Давайте полетим туда на «Ковре- самолёте». «Ковёр- самолёт», как сказал старик Хаттабыч, - самое надёжное средство передвижения. Сейчас я только произнесу волшебные заклинания, и мы отправимся в путь. И так: Крибля, Крабля, Бумс… (звучит фрагмент аудиозаписи «Сказочная страна»)

В) Встреча с феей Радугой.

- Вот мы и в сказочной стране. Кто же нас встречает?

Г) Отгадайте загадку:

Разноцветное коромысло над землёю повисло? (Файл № 9)

Это….? (радуга). Правильно. Нас встречает фея Радуга.

- Сколько цветов в радуге?

Д) - Составьте радугу из ниток. Назовите их по порядку?

(Дети называют: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый)

Самостоятельная работа учащихся.

- Молодцы, все правильно выполнили задание.

Е) (Файл № 10) У Радуги есть маленький друг- птичка Ткачик. Эта птичка Ткачик- родственник нашего воробья и самый искусный мастер плетения гнезд среди птиц. Сначала Ткачик завязывает травинки узлами на несколько близких друг другу веточках, а свободные концы узлов сплетает, добавляя все новые травинки. Птица выстраивает себе красивое и удобное жилище. Наблюдая за птицей, люди придумали много способов плетения. Это сама ткань, связанные вещи, кружева, макраме, плетение корзин, декоративные сетки.

5 Самостоятельная работа учащихся (Файл № 11)

А) Простое переплетение нитей мы сможем сделать сами. Давайте попробуем на узоре сделать декоративную сетку с закрепами. На свой вкус выбери цвет нитки из Радуги. Сначала мы прокладываем нити основы, а затем нити утка (поперечные) через одну нить основы.

- Берем иголки в руки, помним, как с ними обращаться?

Самостоятельная работа учащихся (помощь педагога).

Закончили работу, покажите, что у вас получилось?

- Мы продолжаем своё путешествие дальше.

6 Работа по новому материалу. (Файл № 11)

А) Встреча с принцессой Гладью. (Файл № 12)

- У Радуги есть подруга принцесса Гладь. Они дружат давно и все делают вместе.

А что такое гладь? (ответы детей)

Гладь – это вышивка прямыми и косыми стежками плотно уложенными друг другу.

Б) Какие виды глади вы знаете? Перечислите их.

Гладь бывает контурная, цветная, теневая (художественная), выпуклая, белая, односторонняя, двухсторонняя.

В) (Файл № 13) Посмотрите работы из «Бабушкиного сундука», проанализируйте и расскажите об этих работах. Какие виды глади использованы при выполнении этих изделий? Все ли удалось мастерице? Нравится ли вам эти работы?

(дети рассматривают вышитые работы из «Бабушкиного сундука» и рассказывают, что им понравилось в данной работе, определяют виды глади, технику выполнения).

Г) Посмотрите на экран. (Файл № 14, 15, 16, 17) Здесь вы видите красивые вышитые работы, выполненные другими ребятами. Их нам показывает Принцесса Гладь.

Д) Вышивание было исконным занятием королев, княгинь, принцесс, цариц. Этому их тщательно обучали в родительском доме, и этим славилась царская невеста. Гладь самый простой и самый сложный шов. При желании он превращает вышивку в живопись, позволяющий переходить от одного цвета к другому.

Е) Любая вышитая вами работа- вещь уникальная, редкостная, потому что она выполнена вами и больше такой нет. (Файл № 18)

Драгоценные вышивки тоже когда- то были сначала просто тканью с нарисованным узором, но мастерица час за часом терпеливо склоняясь над работой, выполняла ее, и медленно раскрывались цветы, а в сердце мастерицы были доброта и покой. Секреты волшебных узоров лежат у вас на столах. Попробуйте их разгадать с помощью практической работы. Будем вышивать цветок контурной гладью. Подумаем, что нужно сделать сначала? Какие будут стежки: ровные, прямые, косые, одинаковой или разной длины? Каким цветом будем вышивать? Сколько ниточек вставим в иголку? Как нужно закрепить нитку без узелка?

Ребята! Берем иголки в руки, а помним, как с ними обращаться?

Ж) Самостоятельная работа учащихся и помощь педагога.

(звучит аудиозапись с песней «Маленькая страна»)

Демонстрация детских работ.

Покажите, ребята, свои работы мне и друг другу.

Молодцы! У вас хорошие работы.

7 Возвращение детей из сказки.

Мы возвращаемся из сказки домой.

Сказка – это источник народной мудрости. Она учит нас преодолевать трудности и утверждать в мире добро.

Дети садитесь на ковер – самолет. И так: КРИБЛЯ- КРАБЛЯ- БУМС …. Вот мы и дома.

8 Итог занятия.

Что узнали нового? Чему научились? Какие новые слова для себя открыли? (ответы детей).

9 Рефлексия. (Файл № 19)

На занятии у каждого из нас было своё настроение, как в цветах Феи Радуги. Каждая краска, каждый цвет имеет своё настроение.

Красный цвет - теплый, сладкий, веселый.

Оранжевый и желтый цвет теплый, нежный, легкий, тревожный имеет противоречивые характеристики.

Зеленый цвет – холодный, устойчивый, кислый, глухо и натуральный цвет соотносимый с понятием « природный», оздоровительный.

Голубой и синий цвет – холодный, спокойный, сладкий, тихий, занимает второе место в списке любимых цветов.

Фиолетовый цвет – тяжелый, глухой, своевольный. Явление цветового контраста изменяется под влиянием других окружающих его цветов или под влиянием цветов предварительного наблюдавшихся.

Чтобы понять это на карточках с разными красками поставьте любой знак своего настроения.

настроение

цвет

восторженное


радостное


приятное


грустное


спокойное


тревожное


унылое



Какое же настроение выбрали вы? Молодцы!

Заключение.

Народное искусство – наше материальное и духовное богатство. Уникальное и многообразное по своим видам, оно составляет значительную часть отечественной культуры. Среди множество форм художественных народных промыслов – вышивка является самым доступным и любимым занятием. Очень хочется, чтобы древнее искусство вышивки сохранилось, не исчезло, чтобы навыки и традиции, красота народной культуры продолжило жить. Радовать и приносить пользу людям. Ведь эта красота обладает невероятной доброй энергетикой, душой, способной помогать людям. Очень хочется поддержать мастеров своего дела, которые ещё живы и сохранили способности передавать это искусство детям, раскрывать тайны вышитых узоров.


Список использованной литературы:

Галкин А. Русская вышивка – вчера, сегодня, завтра…/ -текст А. Галкин, точка доступа; http:// www.softs titch.ru

О. Леви «Вышивка гладью. Новые техники и узоры», текст.

К. Мережкова «100 уроков вышивки». -текст МООТД «Издательство Мир книги»

И. А. Хапилина «Художественная вышивка»,- текст Профиздат Москва.httpi// sudаr


Приложение № 1






















Приложение № 2

































Приложение № 3




































Приложение № 4




































Приложение № 5




































Приложение № 6




































Приложение № 7







































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Гладь. вышивка салфетки «красивый узор»

Автор: Портнова Наталья Викторовна

Дата: 10.05.2018

Номер свидетельства: 469074

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Методическая разработка по теме: «Искусство машинной вышивки» "
    ["seo_title"] => string(66) "mietodichieskaia-razrabotka-po-tiemie-iskusstvo-mashinnoi-vyshivki"
    ["file_id"] => string(6) "112182"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1408389038"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Разработка учебного элемента "Сашико. Японское искусство вышивки" "
    ["seo_title"] => string(71) "razrabotka-uchiebnogho-eliemienta-sashiko-iaponskoie-iskusstvo-vyshivki"
    ["file_id"] => string(6) "227156"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440614570"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "путешествие в мир вышивки - гладь "
    ["seo_title"] => string(36) "putieshiestviie-v-mir-vyshivki-ghlad"
    ["file_id"] => string(6) "136110"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417027296"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Классный час "Чудеса народного искусства" "
    ["seo_title"] => string(43) "klassnyi-chas-chudiesa-narodnogho-iskusstva"
    ["file_id"] => string(6) "127956"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1415389791"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "внеклассное мероприятие "Бабушкина избушка" "
    ["seo_title"] => string(48) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-babushkina-izbushka"
    ["file_id"] => string(6) "164834"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1422707503"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства