ГБОУ СОШ № 14 «Центр образования» имени кавалера Н. Ф. Шутова г. Сызрани, Самарской области, г. о. Сызрань Самарской области
Структурное подразделение, реализующее дополнительные общеобразовательные программы «Дворец творчества детей и молодёжи»
Областной конкурс методических разработок педагогов
Открытый урок
Направление: декоративно – прикладное искусство
ГЛАДЬ. ВЫШИВКА САЛФЕТКИ «КРАСИВЫЙ УЗОР»
Исполнитель: Портнова Наталья Викторовна
Педагог дополнительного образования
Г. Сызрань 2018 год
Содержание
1. Введение Стр. 3
2. Актуальность. Стр. 3
3. Цель и задачи. Стр. 4
4. Основная часть Стр. 5
А) Подготовительный этап. Стр. 5
Б) План – конспект занятия. Стр. 6 - 10
В) Рефлексия Стр. 11
5. Заключение Стр. 11
6 Список использованных источников, литературы. Стр.11
7. Приложение Стр.12 - 18
Введение.
Вышивка - широко распространённый вид декоративно-прикладного искусства, в котором узор и изображение выполняются вручную. Из поколения в поколение отрабатывались и улучшались узоры и цветовые решения, создавались образцы вышивки с характерными традиционными чертами. Интерес к прошлому в последнее время заметно усилился. Молодёжь стремиться узнать о быте, привычках, нравственных устоях своих предков, их искусстве, способствует воспитанию любви к Родине, трепетному отношению к народным истокам, гордость за свою страну, за свой великий народ.
Данная методическая разработка является частью программы, где обучающиеся проходят игры - путешествия по разным странам. Она рассчитана для детей 8 – 10 лет, для первого года обучения, занимающихся в объединении «Чудо – мастерица».
Форма проведения занятия – игровая технология, урок.
Актуальность темы: Народное искусство является огромным духовным богатством, улучшает нашу жизнь, доносит до неё культуру прошлых поколений, способствует воспитанию патриотизма и утверждению национального самосознания. Воспитание и приобщение детей к традициям народной вышивки, и есть актуальность.
Цель: Опираясь на материально – духовные ценности в сфере народной культуры, дать учащимся знания по вышиванию гладью.
Задачи:
Образовательная: Познакомить учащихся с богатым миром вышивания
Развивающая: Сформировать необходимые знания, умения и навыки по вышивке. Развивать разнообразные способности, связанные с выполнениями практических работ по вышиванию. Способствовать саморазвитию личности ребёнка в процессе творческой работы.
Воспитывающая: Через организацию разнообразных видов деятельности приобщать учащихся к культуре общения, помочь усвоить культурные нормы при исполнении разного рода работ по вышиванию. Воспитывать аккуратность, внимательность, интерес к предмету.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Тип занятия: урок систематизации и обобщения изученного материала.
Вид занятия: комбинированный.
Методические приемы: вопросы, беседа, рассказ, игра.
Межпредметные связи: народное творчество, история.
Материально – техническая база: презентация, мини – выставка вышитых работ, вышитые работы из «Бабушкиного сундука», современные вышивки, иллюстрация вышитого изделия – образца. Ткань, цветные нитки мулине, иголки, ножницы, пяльцы, наперстки, подушечки для хранения игл.
План
1 Организационный момент.
2 Сообщение темы, цели, задач.
3 Работа по пройденному материалу.
1) Повторение правил по технике безопасности
2) Задание по карточкам:
А) Определить название шва и, соответствующий, к нему рисунок.
Самостоятельная работа учащихся.
Б) Проверка выполнения задания.
4 Путешествие в сказку.
А) Приглашение. Почтовый голубь.
Б) Ковер – самолет
В) Встреча с Феей- Радугой.
Г) Загадка.
Д) Составление Радуги из ниток.
Самостоятельная работа учащихся.
Е) Птичка Ткачик- самый лучший мастер плетения гнезд.
5. Самостоятельная работа.
А) Выполнение декоративной сетки в узоре.
6. Работа по новому материалу.
А) Встреча с принцессой Гладью.
Б) Гладь- определение. Виды глади.
В) Анализ вышитых изделий из «Бабушкиного сундука».
Г) Рассматривание современных вышитых изделий на экране презентации.
Д) Беседа. Вышивка – исконное занятие принцесс.
Е) Секреты волшебных узоров.
Ж) Самостоятельная работа учащихся.
З) Демонстрация детских работ.
7. Возвращение детей из сказки.
8. Итог занятия:
Что нового узнали? Чему научились?
9. Рефлексия.
Ход занятия:
1 Организационный момент. (Файл № 1, 2)
-Здравствуйте, ребята! Садитесь. Труд наш культурный, поэтому рабочее место должно содержаться в порядке, а когда закончите работу - уберите рабочее место быстро и аккуратно.
2. Сообщение темы, цели, задач. (Файл № 3)
Мы продолжаем работать по теме: Гладь. Вышивка салфетки «Красивый узор». И сегодня мы повторим наши знания по этой теме, полученные на предыдущих занятиях, а во время практической работы будем старательными, внимательными, аккуратными и поэтому нам на занятии понадобятся не только умелые руки, но и сообразительная голова.
3. Работа по пройденному материалу. (Файл № 4)
Прежде чем приступить к работе ответьте мне на следующие вопросы:
Что нужно иметь для вышивки? (ответы детей)
Как надо хранить инструменты? (ответы детей)
Подумайте и скажите, с чего мы начали обучение, прежде чем перейти к вышиванию гладью? (Ответы детей) Правильно, мы сначала изучали швы.
Выполните задание по карточкам: (Файл № 5)
А) По данному рисунку определить название шва и показать соответствие стрелкой.
1. тамбурный шов. 1
2. стебельчатый шов 2
3. петельный шов. 3
4. ручная строчка 4
5. шов крест 5
6. шов козлик 6
7. шов гладь. 7
Самостоятельная работа учащихся.
Б) Проверка выполнения.
- Скажите мне: «Под каким номером соответствует рисунок тамбурного шва?» и т. д. Посмотрите на экран и проверьте соответствие других швов. - У всех так? (Файл № 6)
4 Путешествие в сказку.
А) - Ребята, когда я шла сегодня к вам на занятие, ко мне подлетел почтовый голубь и отдал мне письмо. Вот оно. (Файл № 7)
- Здравствуйте, ребята. Приглашаю вас в страну сказок. Я познакомлю вас со своими друзьями, и вас ждет сюрприз. С уважением Фея Радуга.
Б) - Ребята! А вы любите сказки? Мы принимаем приглашение Радуги? Тогда отправляемся в путь. (Файл № 8) Давайте полетим туда на «Ковре- самолёте». «Ковёр- самолёт», как сказал старик Хаттабыч, - самое надёжное средство передвижения. Сейчас я только произнесу волшебные заклинания, и мы отправимся в путь. И так: Крибля, Крабля, Бумс… (звучит фрагмент аудиозаписи «Сказочная страна»)
В) Встреча с феей Радугой.
- Вот мы и в сказочной стране. Кто же нас встречает?
Г) Отгадайте загадку:
Разноцветное коромысло над землёю повисло? (Файл № 9)
Это….? (радуга). Правильно. Нас встречает фея Радуга.
- Сколько цветов в радуге?
Д) - Составьте радугу из ниток. Назовите их по порядку?
(Дети называют: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый)
Самостоятельная работа учащихся.
- Молодцы, все правильно выполнили задание.
Е) (Файл № 10) У Радуги есть маленький друг- птичка Ткачик. Эта птичка Ткачик- родственник нашего воробья и самый искусный мастер плетения гнезд среди птиц. Сначала Ткачик завязывает травинки узлами на несколько близких друг другу веточках, а свободные концы узлов сплетает, добавляя все новые травинки. Птица выстраивает себе красивое и удобное жилище. Наблюдая за птицей, люди придумали много способов плетения. Это сама ткань, связанные вещи, кружева, макраме, плетение корзин, декоративные сетки.
5 Самостоятельная работа учащихся (Файл № 11)
А) Простое переплетение нитей мы сможем сделать сами. Давайте попробуем на узоре сделать декоративную сетку с закрепами. На свой вкус выбери цвет нитки из Радуги. Сначала мы прокладываем нити основы, а затем нити утка (поперечные) через одну нить основы.
- Берем иголки в руки, помним, как с ними обращаться?
Самостоятельная работа учащихся (помощь педагога).
Закончили работу, покажите, что у вас получилось?
- Мы продолжаем своё путешествие дальше.
6 Работа по новому материалу. (Файл № 11)
А) Встреча с принцессой Гладью. (Файл № 12)
- У Радуги есть подруга принцесса Гладь. Они дружат давно и все делают вместе.
А что такое гладь? (ответы детей)
Гладь – это вышивка прямыми и косыми стежками плотно уложенными друг другу.
Б) Какие виды глади вы знаете? Перечислите их.
Гладь бывает контурная, цветная, теневая (художественная), выпуклая, белая, односторонняя, двухсторонняя.
В) (Файл № 13) Посмотрите работы из «Бабушкиного сундука», проанализируйте и расскажите об этих работах. Какие виды глади использованы при выполнении этих изделий? Все ли удалось мастерице? Нравится ли вам эти работы?
(дети рассматривают вышитые работы из «Бабушкиного сундука» и рассказывают, что им понравилось в данной работе, определяют виды глади, технику выполнения).
Г) Посмотрите на экран. (Файл № 14, 15, 16, 17) Здесь вы видите красивые вышитые работы, выполненные другими ребятами. Их нам показывает Принцесса Гладь.
Д) Вышивание было исконным занятием королев, княгинь, принцесс, цариц. Этому их тщательно обучали в родительском доме, и этим славилась царская невеста. Гладь самый простой и самый сложный шов. При желании он превращает вышивку в живопись, позволяющий переходить от одного цвета к другому.
Е) Любая вышитая вами работа- вещь уникальная, редкостная, потому что она выполнена вами и больше такой нет. (Файл № 18)
Драгоценные вышивки тоже когда- то были сначала просто тканью с нарисованным узором, но мастерица час за часом терпеливо склоняясь над работой, выполняла ее, и медленно раскрывались цветы, а в сердце мастерицы были доброта и покой. Секреты волшебных узоров лежат у вас на столах. Попробуйте их разгадать с помощью практической работы. Будем вышивать цветок контурной гладью. Подумаем, что нужно сделать сначала? Какие будут стежки: ровные, прямые, косые, одинаковой или разной длины? Каким цветом будем вышивать? Сколько ниточек вставим в иголку? Как нужно закрепить нитку без узелка?
Ребята! Берем иголки в руки, а помним, как с ними обращаться?
Ж) Самостоятельная работа учащихся и помощь педагога.
(звучит аудиозапись с песней «Маленькая страна»)
Демонстрация детских работ.
Покажите, ребята, свои работы мне и друг другу.
Молодцы! У вас хорошие работы.
7 Возвращение детей из сказки.
Мы возвращаемся из сказки домой.
Сказка – это источник народной мудрости. Она учит нас преодолевать трудности и утверждать в мире добро.
Дети садитесь на ковер – самолет. И так: КРИБЛЯ- КРАБЛЯ- БУМС …. Вот мы и дома.
8 Итог занятия.
Что узнали нового? Чему научились? Какие новые слова для себя открыли? (ответы детей).
9 Рефлексия. (Файл № 19)
На занятии у каждого из нас было своё настроение, как в цветах Феи Радуги. Каждая краска, каждый цвет имеет своё настроение.
Красный цвет - теплый, сладкий, веселый.
Оранжевый и желтый цвет – теплый, нежный, легкий, тревожный имеет противоречивые характеристики.
Зеленый цвет – холодный, устойчивый, кислый, глухо и натуральный цвет соотносимый с понятием « природный», оздоровительный.
Голубой и синий цвет – холодный, спокойный, сладкий, тихий, занимает второе место в списке любимых цветов.
Фиолетовый цвет – тяжелый, глухой, своевольный. Явление цветового контраста изменяется под влиянием других окружающих его цветов или под влиянием цветов предварительного наблюдавшихся.
Чтобы понять это на карточках с разными красками поставьте любой знак своего настроения.
настроение | цвет |
восторженное | |
радостное | |
приятное | |
грустное | |
спокойное | |
тревожное | |
унылое | |
Какое же настроение выбрали вы? Молодцы!
Заключение.
Народное искусство – наше материальное и духовное богатство. Уникальное и многообразное по своим видам, оно составляет значительную часть отечественной культуры. Среди множество форм художественных народных промыслов – вышивка является самым доступным и любимым занятием. Очень хочется, чтобы древнее искусство вышивки сохранилось, не исчезло, чтобы навыки и традиции, красота народной культуры продолжило жить. Радовать и приносить пользу людям. Ведь эта красота обладает невероятной доброй энергетикой, душой, способной помогать людям. Очень хочется поддержать мастеров своего дела, которые ещё живы и сохранили способности передавать это искусство детям, раскрывать тайны вышитых узоров.
Список использованной литературы:
Галкин А. Русская вышивка – вчера, сегодня, завтра…/ -текст А. Галкин, точка доступа; http:// www.softs titch.ru
О. Леви «Вышивка гладью. Новые техники и узоры», текст.
К. Мережкова «100 уроков вышивки». -текст МООТД «Издательство Мир книги»
И. А. Хапилина «Художественная вышивка»,- текст Профиздат Москва.httpi// sudаr
Приложение № 1
Приложение № 2
Приложение № 3
Приложение № 4
Приложение № 5
Приложение № 6
Приложение № 7