kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Виды народных промыслов. Часть 3. Жостово.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Продолжаем знакомство с народными промыслами. Сегодня поговорим о Жостовском промысле.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Виды народных промыслов. Часть 3. Жостово.»

Жостово





Жостовский промысел ведет свое начало с 1825 года. В это время декоративно-прикладное искусство в России находилось на высоком уровне.

Существовали уже и два центра производства подносов - в Петербурге и Нижнем Тагиле на Урале.

Производство расписанных подносов известно в России с XVIII в. 

Зародилось оно на Урале, на Демидовских заводах Невъянска и Нижнего Тагила. Одним из первых известных мастеров стал А.С. Худояров, нижнетагильский крепостной человек Демидовых.
По преданию, он изобрел масляный лак, "который на железе, меди и дереве ни мало не трескается и с которым никакие в России делаемые лаки в доброте и прочности сравниться не могут, даже самый аглицкий лак он превосходит и равняется с китайским".

Покрытие предохраняло изделие от внешних воздействий. Роспись дольше сохранялась, тем более что лак этот "когда... в жаркой печи хорошо иссохнет, то как зерцало становится". Свой секрет передал мастер сыновьям Вавиле и Федору.

Они писали на подносах "ярких бабочек и птиц". Позднее подносы стали украшать сюжетной и орнаментальной росписью.

На рубеже XVIII - XIX вв. уральские подносы расходились по всей России.
История же жостовского промысла восходит к началу XIX века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) - Жостове, Осташкове, Хлебникове, Троицком и других - возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Первым лакировальным заведением в Подмосковье была фабрика купцов Коробова-Лукутиных, основанная в конце XVIII века в селе Федоскине, в 7 км от Жостова. Жостово и окрестные села Осташково, Хлебниково издавна славились кузнецами. Мастерские династий Лукушиных и Вишняковых славились производством шкатулок, табакерок, портсигаров, чайниц, украшенных небольшими миниатюрами. Изготовляли из папье-маше и подносы разных размеров, также с живописными изображениями. Производство подносов постепенно выделилось в самостоятельный промысел.

Появление промысла именно подносов в Жостове связано с именем Филиппа Вишнякова, крепостного графа Шереметева. Откупившись на волю, он создал свою мастерскую, где и начали расписывать подносы - сначала на папье-маше. Поэтому начало производства подносов в Жостово принято связывать с 1825 г. - датой открытия самостоятельной мастерской О.Ф. Вишнякова, одной из трех наиболее крупных в Троицком уезде.

В середине и особенно во второй половине XIX века производство подносов в Жостове и окрестных селениях увеличилось, причем папье-маше заменило железо. Железные подносы постепенно вытеснили табакерки и другие "бумажные" поделки из мастерских Троицкой волости. Процесс изготовления подносов с тех пор не изменился.

Выгодное расположение вблизи столицы обеспечивало промыслу постоянный рынок сбыта и позволяло обходиться без посредничества скупщиков. В Москве же приобретались и все необходимые для производства материалы. В 1839 г. железные жостовские подносы попали в каталоги Всероссийской промышленной выставки.

В этот период развития преобладали сюжетные композиции. Например, "Тройка", "Чаепитие". Такие подносы были деталью интерьера богатых купеческих домов, трактиров, где использовались, кстати, не только как украшения, но и по прямому назначению.

Подобно другим народным промыслам в 1910 г. Жостово переживало кризис. Спрос на подносы упал, производство сокращалось. Мастера уходили в сельское хозяйство, в отхожие промыслы. Оставшиеся организовали в 1912 г. в деревне Новосильцево Трудовую артель, но она скоро распалась.

Лишь в 1920 г. с общим подъемом народного искусства и возрождением артелей во многих местностях возникли они и вокруг Жостова, а в 1928 г. объединились в одну - "Металлоподнос", с 1960 г. переименованную в существующую и поныне Жостовскую фабрику декоративной росписи.

В 1920 – 1930 г.г. были нелегкими в истории Жостова. Общие для советского искусства тенденции прямолинейного утверждения современности и реализма приводили к тому, что ведавшие народными промыслами организации пытались изменить традиционное направление их развития и внедряли в жостовскую живопись образцы орнаментальных и тематических композиций, созданные художниками - профессионалами без учета специфики местного искусства и несущие черты станковизма и натурализма. Ведущие художники Жостова понимали чужеродность подобных новаций самой сущности народного творчества, умели противостоять им и направить новые идеи на углубление традиционного мастерства.

В 1960 г. открыли новый этап в истории Жостова, продолжающийся и поныне. Художественная роспись подносов все больше обретала высокий авторитет и популярность не только массовыми изделиями, но и уникальными произведениями ведущих мастеров, все чаще привлекавшими внимание на многочисленных выставках в стране и за рубежом.

За свою историю жостовские подносы из бытового предмета стали самостоятельными декоративными панно, а ремесло, служившее некогда подспорьем к земледелию, обрело статус уникального вида русского народного искусства. 

Сегодня декоративная живопись Жостова находится на подъеме. Это не означает, что в жизни промысла нет сложностей и проблем. Они существуют во всех сферах нашей культуры, которой приходится противостоять современной безоглядной коммерциализации. Жостову подражают, пытаются подделываться под стиль и даже авторские манеры художников. Но только несведущие в этом искусстве могут так заблуждаться. Коллектив, работающий в промысле, обладает высочайшим профессионализмом, достигнутым многолетним упорным трудом и творческими поисками, совершенствованием мастерства и постоянной ориентацией на лучшие образцы из наследия старых мастеров. К этому надо добавить изучение истории искусства, классического натюрморта и разных видов русского прикладного и народного искусства, пополняющих "творческую копилку" мастеров. Преданность мастеров искусству и поглощенность своим творчеством заражают молодых, что способствует наследованию мастерства новыми поколениями, а значит, открывает пути дальнейшей жизни промысла.















Объемная аппликация "Жостово" занятие в 1классе


2.

 

- из цветного картона вырезаем поднос

- вырезаем из цветной бумаги цветы и листья (многослойные)

- приклеиваем заготовки на поднос в технике объемной аппликации

- гуашью добавляем мелкие элементы оживки и окант подноса.

- урок рассчитан на 2 часа



Мастер – класс с пошаговыми фото: «Изготовление жостовского подноса для детей младших групп детского сада!». Аппликация.

Мастер – класс рассчитан на детей младшего дошкольного возраста, их родителей и педагогов. 
Назначение: может быть использована как наглядное пособие и поделка для выставки.
Описание изделия: аппликация из цветной бумаги в технике «жостовского письма», доступная для детей младших групп детского сада.

Цели:
1. Изготовление поделки своими руками.

2. Развитие творческой активности, фантазии и художественного вкуса.

Задачи: 
1. Развивать мелкую моторику пальцев рук через продуктивную деятельность (аппликация).
2. Выполнение несложных элементов «жостовского письма», составление узоров из отдельных элементов.

3. Закреплять знание основных цветов: (красный, зеленый, желтый, синий)

4. Воспитывать аккуратность в работе.

5. Прививать интерес к творческой деятельности.

Материалы: бумага картонная, бумага цветная, клеевой карандаш, ножницы, дырокол, жостовские подносы, фотоальбомы с узорами.



Этапы работы

  1. Предварительная работа:

  2. Беседа с детьми о декоративно-прикладном искусстве. Рассматривание подносов, расписанных жостовскими мастерами, а также открытки с жостовскими узорами. 

  3. Воспитатель: Ребята как вы думаете, что у меня в руках?

  4. (ответы детей) 

  5. Воспитатель: Правильно поднос. А, что на нем изображено?


Дети: Цветы, кружочки, листочки и т.д.

Воспитатель: А какого они цвета?

(ответы детей) 

Воспитатель: Посмотрите какие они бывают разнообразные. Ребята, чем они отличаются друг от друга?




Дети: Формой, размером.

Воспитатель: Правильно, а еще на подносах разный фон, но основной мотив. 

Как правило это цветочные композиции.

А какие цветы вы знаете?

Дети: Роза, ромашка, одуванчик …

Воспитатель: Молодцы. А теперь я загадаю вам загадки.

Посмотрите - у ограды

Расцвела царица сада.

Не тюльпан и не мимоза,

А в шипах красотка... (роза)

Эх, звоночки, синий цвет,

С язычком, а звону нет. 

(Колокольчики)
На солнце похожий цветочек стоит, 

Лишь ветер подует – и он улетит… 

(одуванчик)
Любит – не любит на ней гадают

И лепесточки отрывают…

(ромашка)
Воспитатель: Какие вы все молодцы! Все вы знаете. А раз так, то давайте представим, что мы народные мастера. И каждый сам изготовит свой поднос жостовской росписью.


2. Изготовление.


Воспитатель заранее вырезает отдельные детали: цветы и листья разных форм и размеров.


Мелкие детали композиции можно изготовить с помощью дырокола.


Для того, чтобы получилось красиво, детям сначала предлагается разложить крупные цветы самостоятельно на фоне подноса.


После проверки расположения, ребята преступают к наклеиванию крупных цветов.


А за тем и всех остальных, более мелких деталей. 




Все узоры получаются уникальным, ведь каждый ребенок составляет свою композицию индивидуально, вкладывая в нее все свои знания, умения и фантазию. А самое важное частичку души.


По окончанию занятия воспитатель обсуждая с детьми, насколько им было интересно создавать свой жостовский поднос и чувствовать себя мастерами.
А позже благодарит всех за проделанную работу.

И все творения вывешиваются на выставку.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Виды народных промыслов. Часть 3. Жостово.

Автор: Шемонаева Елена Анатольевна

Дата: 10.12.2017

Номер свидетельства: 443446

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) ""Народные промыслы России".Разработка классного часа."
    ["seo_title"] => string(48) "narodnyiepromyslyrossiirazrabotkaklassnoghochasa"
    ["file_id"] => string(6) "300111"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1456667045"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект урока на тему "Народные художественные промыслы России" "
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-na-tiemu-narodnyie-khudozhiestviennyie-promysly-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "240907"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445155594"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "НАРОДНОЕ  ИСКУССТВО  НА УРОКАХ  ДЕКОРАТИВНОГО РИСОВАНИЯ "
    ["seo_title"] => string(56) "narodnoie-iskusstvo-na-urokakh-diekorativnogo-risovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "229353"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441713213"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Итоговый тест по географии 10 класс"
    ["seo_title"] => string(35) "itoghovyitiestpoghieoghrafii10klass"
    ["file_id"] => string(6) "286985"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1454422077"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "Волшебное кружево узоров"
    ["seo_title"] => string(29) "volshiebnoie-kruzhievo-uzorov"
    ["file_id"] => string(6) "285274"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454135317"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства