В статье дается краткий обзор научной обоснованности ситуации успеха обучающихся
на уроках. Определены типы ситуаций успеха, приёмов создания ситуации успеха.
Обобщен опыт работы со слепыми и слабовидящими обучающимися.
Успех в учении - единственный источник внутренних сил ребенка,
рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться.
В.А. Сухомлинский.
В современной системе российского образования множество проблем. Одна из важнейших — это проблема ориентации всей системы образования на здоровье сберегающее обучение и воспитание.
О том, что здоровье детей в последние годы явно ухудшается, говорится часто. И одной из причин заболеваемости школьников является частое пребывание в ситуации неуспешности или тревожного ожидания неуспеха.
Частое состояние повышенной тревожности обучающихся в школе приводит к нервным срывам. В этих условиях еще одной задачей учителя становится организация определенной системы мер по созданию психологического комфорта и успеха школьников.
Создание ситуации успеха для обучающихся было актуально во все времена. К.Д.Ушинский, В.А.Сухомлинский, Уилльям Глассер, А.С. Белкин и многие другие выдающиеся педагоги делали вывод о том, что переживание успеха необходимо каждому ребенку.
К.Д. Ушинский в своем педагогическом сочинении «Труд в его психическом и воспитательном значении» пришел к выводу, что только успех поддерживает интерес ученика к учению. Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание и интерес учиться.
Большое внимание созданию ситуаций успеха уделял Август Соломонович Белкин, доктор педагогических наук. Он твердо убежден, если ребенка лишить веры в себя, трудно надеяться на его “светлое будущее”. Одно неосторожное слово, один непродуманный шаг учителя могут надломить ребенка так, что потом не помогут никакие воспитательные ухищрения.[4]
О том, как лучше организовать обучение детей рассуждали многие великие педагоги. В.Ф.Шаталов утверждал, что для того, чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать «эффект соленого огурца». Главное – создать рассол, тогда, какой бы ни был огурец, он просолится. Как создать такой «рассол»? Что взять за его основу? Смысл деятельности учителя в том, чтобы создать каждому ребенку ситуацию успеха на уроке.
Дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства – это первая заповедь воспитания. Радость или, точнее, её ожидание должны пронизывать всю жизнь и деятельность ребенка. Для школьника ожидание радости – источник его движения вперёд. Радость сама по себе не возникает. Её горючее – успех. Обязательный и непременный успех, который окрыляет человека. А ребёнка тем более.
Что следует понимать под ситуацией успеха?
Ситуация — это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики, это то, что способен организовать педагог.
Успех - это хорошие результаты в работе, в учебе или удачное достижение поставленной цели. Успех или неуспех в деятельности определяет ведущие тенденции развития. Успех может быть кратковременным, частым и длительным, сиюминутным, устойчивым, связанным со всей жизнью и деятельностью. Все зависит от того, как ситуация успеха закреплена, продолжается, что лежит в ее основе. Важно иметь в виду, что даже разовое переживание успеха может настолько изменить психологическое самочувствие, что резко меняет ритм и стиль деятельности, взаимоотношений с окружающими.
Чтобы достичь успеха, надо многому учиться и прежде всего умению честно и много трудиться, трудиться осмысленно, ответственно, результативно, творчески. Этого требует от нас, преподавателей, сама жизнь. Этого требует и реформа образования - постоянно совершенствовать учебно-образовательный процесс, качественно и в комплексе решать воспитательные, развивающие, теоретические и, конечно, творческие задачи
Ситуация успеха — это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех — результат подобной ситуации. С психологической точки зрения – это переживание состояния радости, удовлетворение от того, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их. В том случае, когда успех делается устойчивым, постоянным, может начаться своего рода реакция, высвобождающая огромные, скрытые до поры возможности личности.[10]
Типы ситуаций успеха:
«Сбывшаяся радость» (типично для детей с хорошими способностями, стабильной успеваемостью, болезненно переживающих неудачи). Задача педагога - показать пути предупреждения неудач или причины, источник неудач.
"Неожиданная радость» (типично для детей с традиционно невысокими показателями). Задача педагога: убеждать обучающегося в возможности претендовать на более высокие достижения, стимулировать желание постоянно работать, а не брать штурмом одну часть задания.
"Мнимый успех": удовлетворенность обучающихся невысокими достижениями при объективной возможности иметь более высокие успехи. Задачи педагога - преодоление ситуаций мнимого успеха путем создания таких условий, при которых обучающийся повышает свои достижения.
Определим технологические операции создания ситуаций успеха.
Снятие страха. Часто ученик сам не понимает, отчего он напряжён и нервничает. Снятие страха помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. Так, настроить учащихся на необходимый позитивный лад педагог может следующими фразами: «мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться», «люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения».
Иногда, если до этого уже налажен контакт педагога с обучающимся, достаточно положить руку на плечо, иногда надо задать банальный, казалось бы, вопрос: “Как дела?” И ученик успокаивается. При встрече с мудрым наставником, который внушает ребенку доверие, он раскрывается с наилучшей стороны.
Авансирование успешного результата. Этот приём помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей, а ребенку поверить в свои силы. Педагог должен стараться как можно чаще выражать уверенность в успехе ребенка: «У тебя обязательно получиться».«Я даже не сомневаюсь в успешном результате».
Персональная исключительность; обозначает важность усилий конкретного ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности. Подчеркнуть это педагог может следующими фразами: «только ты и мог бы…», «только тебе я и могу доверить…», «ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…». Такие слова со стороны педагога помогают обучающемуся поверить в свою исключительность и незаменимость.
Скрытое инструктирование обучающегося о способах и формах совершения деятельности помогает избежать поражения. Достигается это путем намека или пожелания: «возможно, лучше всего начать с….., «выполняя работу, не забудь о…..».
Мобилизация активности или педагогическое внушение необходимо для того, чтобы увидеть результат деятельности. К выполнению конкретных действий побуждают следующие высказывания: «нам уже не терпится начать работу…», «так хочется поскорее увидеть…».
Высокая оценка детали. Если результат работы невысок, то высокая оценка части работы помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. Для этого педагогу следует подчеркнуть индивидуальные успехи ребенка: «тебе особенно удалось…», «больше всего мне в твоей работе понравилось…», «наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы».[2]
Выделяют несколько приёмов создания ситуации успеха.
1."Эмоциональное поглаживание".
Учитель с легкостью раздает комплименты. На уроке много раз говорит "молодец", "умница ", "Ребятки, я горжусь вами!". Мы с вами знаем, каков преобладающий тон школьных отношений. Учитель не только произносит эти слова, но и доверительно положит руку на плечо ученику, пожмет его кончики пальцев. Ребенок часто слышит из уст учителя «тупица», «разгильдяй» и тому подобные определения. Они ложатся на сознание и душу ребенка чугунной гирей, унижая его человеческое достоинство.
2. «Холодный душ»
На уроке у способных учеников можно наблюдать, что периоды подъема, взлета могут сменяться расслаблением; добросовестное отношение к своим обязанностям иногда «пробуксовывает». Такие ученики очень эмоциональны, активно реагируют на успехи и неудачи. Оценки переживают бурно. Как правило, семьи у них хорошие, заботливые. Отношение коллектива благожелательное. Они пользуются симпатиями одноклассников, учителей. Ахиллесова пята этих школьников – быстрое привыкание к успеху, девальвация радости, превращение уверенности в самоуверенность. Для таких учеников педагогический прием «Холодный душ» может быть полезен.
3. «Умышленная ошибка»
Мы ведь привыкли, что только учитель может указывать учащимся на ошибки. Когда же такая возможность предоставляется ученику, надо видеть, какой гордостью светится его лицо: обнаружил ошибку у самого учителя! Прием «умышленная ошибка» можно применять с учетом возраста только на известном учащимся материале, который используется в доказательстве в качестве опорного знания.
4. «Эврика»
Суть этого педагогического приема состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел бы к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить интересный результат, открывший перспективу познания. Заслуга учителя будет состоять в том, чтобы не только заметить это личное открытие, но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение.
5 . «Эскалатор»
Учитель ведет воспитанника поступательно вверх, поднимаясь с ним по ступеням знаний, психологического самоопределения, обретения веры в себя и окружающих.
6. «Шанс»
Подготовленные педагогические ситуации, при которых ребенок получает возможность неожиданно раскрыть для самого себя собственные возможности. Подобные ситуации учитель может и не готовить специально, но он этот момент не упустит, сумеет его материализовать.
7. «Сопереживание»
Этот прием взывания к чувствам ученика можно применять в том случае, когда есть надежда, что искренне обращение учителя к лучшим чувствам детей получит понимание.
8. «Взлет»
Главная роль отведена учителю. Интеллектуальный потенциал скрывается в каждом ученике, если найти способ воспламенить этот заряд, высвободить его энергию, превратить в цепную реакцию, где пропитанное горячим чувством слово учителя рождает усилие, усилия рождают мысль, а мысль расщепляется на знание и ответное чувство признательности. В конечном итоге формируется вера в себя.
9. «Следуй за нами»
Смысл в том, чтобы разбудить дремлющую мысль ученика, дать ему возможность обрести радость признания в себе интеллектуальных сил. Реакция окружающих будет служить для него одновременно и сигналом пробуждения, и стимулом познания, и результатом усилий.
10. «Обмен ролями»
Обмен ролями дает возможность высветить скрытый до сих пор потенциал интеллектуальных эмоционально-волевых возможностей учащихся. Они как бы создают важный прецедент на будущее, разбиваясь на отдельные самостоятельные акты «обмена ролями», превращаясь из формы деловой игры в специфический прием создания ситуации успеха. Девиз этого приема: «Чем ярче личность, тем ярче коллектив».
11. «Заражение». В случае, если успех отдельного школьника станет стимулом для успеха других, перерастет в успех многих, а осознание этого успеха вызовет радость всех. Механизм «заражения» построен на передаче настроения от одной микрогруппы к другой. Общая радость не представляет собой однородного целого, она всегда отражает сумму успехов нескольких микрогрупп школьников. Ее осознание, переживание определяется ролью этих микрогрупп. Главное в том, чтобы в достижениях школьника окружающие видели результаты своего труда, а сам ребенок понимал, что его радость – это радость поддержки, радость состояния «своего среди своих».
12. «Горизонт». Однажды открыв для себя увлекательность поиска, погружения в мир неведомого, школьник может уже постоянно стремиться к поиску, не считаясь с трудностями, неудачами. У него будет формироваться уважительное отношение к возможностям человеческого разума.
13. «Отсроченная отметка». Отметка выставляется лишь тогда, когда ребенок заслуживает либо положительную, либо повышенную отметку. Не следует при этом путать с оценкой! Отметка — зафиксированная оценка. Оценка может быть разной, она нужна всегда и обязательно. А отметка лишь тогда, когда она говорит о д в и ж е н и и вперед, о достижении ребенка. Не следует торопиться с плохими отметками, ребенку нужно дать шанс!
14. «Интеллектуальная инверсия», (изменение положения компонентов, расположение их в обратном порядке).[9]
Необходимо стремиться строить образовательный процесс, ориентируясь на создание наиболее оптимальных условий для развития личности ребёнка. Всегда нужно помнить с какими детьми мы работаем. Наши обучающиеся слепые и слабовидящие дети, это особенные дети, им необходимо тактильное общение, общение через соприкосновение руками, не только предмета, но и человека. Внушить ребенку веру в себя, прикоснуться рукой к его плечу, отдать ему свое сердце, открытое для добра и сочувствия, — в этом залог успешного воспитания.
Таким образом, инструментом оценки успешности обучающихся может служить слово педагога, его жесты, мимика, интонация. Очень важно, чтобы оценка успешности обучающегося была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальные достижения. Если ребёнок видит, что его работа достойно оценивается, то в последующем он будет ещё больше активен и успешен.
Важным принципом моей работы являются правила, обеспечивающие ситуацию успеха
• Не наказывать отрицательной отметкой, не высказывать грубой критики в адрес обучающегося.
• Подбадривать за малейший успех, одобрять за малейшую победу в соревновании с самим собой или другими обучающимися, за помощь другим, чтобы радость победы была нравственной.
• Своевременно отмечать успехи и достижения обучающихся во всех видах деятельности. Особенно важно делать это публично, чтобы все знали о поощрении именно данного обучающегося.
• Использовать на определенном этапе обучения более дифференцированную систему оценок: поощрительная оценка за старание, за усилия, прилежание, за неожиданный, хотя и слабый ответ слабоуспевающего ученика.
• Применять на уроках задания, предполагающие соревновательность, развивающие сообразительность и догадку, содержащие творческие элементы. Ведь обучающийся, даже не обладающий выраженными способностями, возможно, хорошо рисует, много читает и т д.
Можно смело утверждать, что в тот день, когда ребёнок впервые скажет себе пушкинское: “Ай да я, молодец!” – свершится самый нужный педагогический акт, в котором творец-ребёнок, вдохновитель и организатор – Учитель. Главный смысл деятельности Учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха.
Список литературы.
Акимова М.К. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. Москва, 1992.
Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? М.:"Просвещение", 1991
Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. – М., 1983.
Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. – М.,1985.
Коротаева Е.В. Педагогические технологии: вопросы теории и практики внедрения. Екатеринбург, 2004.