Просмотр содержимого документа
«Развитие ответственности обучающихся в процессе обучения технологи»
Доклад.
РАЗВИТИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИ
Существенные изменения, произошедшие в социально-экономической жизни общества и государственно-политическом переустройстве России, предъявили новые требования к таким свойствам личности, как активность, самостоятельность, ответственность. В условиях переоценки ценностей и смены социальных идеалов проблема развития ответственности учащихся становится одной из приоритетных. Новые социальные условия требуют персональной ответственности человека. Обществу нужны люди, которые могут самостоятельно принимать решения и отвечать за свой выбор.
Современный этап развития российского общества особо обострил проблемы личностного развития растущих людей, требуя от психолого-педагогической науки определения оптимальных условий, факторов, механизмов сознательного принятия подростками и юношеством нравственных норм, превращения их в регулятор поведения, отношений с другими людьми.
В обстановке серьезного кризиса, переживаемого сегодня обществом на передний план в ряду других проблем социализации-индивидуализации детей, вышла проблема развития их ответственности как интегрального, структурообразующего качества личности.
Учителя и родители нередко требуют от ребенка прилежания и ответственности, не проявляя достаточной заботы о развитии этих качеств. Задача обучения и воспитания должна заключаться в том, чтобы на протяжении обучения ребенка в школе научить его сознательно управлять своим поведением и сформировать у него требуемые для этого качества личности, в том числе ответственность. В связи с этим особое значение для самореализации личности учащихся имеет технологическое образование. Задачей технологического образования является не только формирование комплекса технологических знаний и умений, но и формирование и развитие у обучаемых интегративных качеств личности как: социальная адаптивность, конкурентоспособность, готовность к профессиональной деятельности.
К числу значимых технологических личностных качеств, необходимых для успешной образовательной деятельности, В.Д. Симоненко относит следующие: мобильность, креативность, ответственность и др.
Проблеме развития ответственности в педагогической науке посвящено немало исследований, благодаря которым накоплены определенные знания в этой области. Важнейшие аспекты ответственности как нравственной категории освещены в трудах М.М. Бахтина, А.Г. Здравомыслова, JI.A. Когана, М.К. Мамардашвили, В.А. Ядова и др. Процесс воспитания ответственного отношения к учению представлен в работах А.Д. Алферова, 3.H. Васильевой, A.A. Гусева, O.A. Петрухиной, М.А. Станчиц. Ими разработаны некоторые научные основы построения процесса формирования ответственного отношения к учению при изучении отдельных предметов, в различных видах деятельности, в том числе выявлены признаки ответственности в учении.
На наш взгляд, ответственность — один из самых сложных феноменов в теории волевых качеств. Его называют «качеством высшего порядка» из-за тесной взаимосвязи с эмоциональной, нравственной и мировоззренческой сторонами личности. Это качество отражает склонность личности придерживаться в своем поведении общепринятых социальных норм, исполнять свои обязанности и ее готовность дать отчет за свои действия перед обществом и самим собой.
Однако современная образовательная система продолжает традиционно акцентировать свое внимание на воспитании исполнительности, а не ответственности. Педагоги осуществляют внешний контроль за выполнением заданий, приучая школьников учиться ради того, чтобы избежать наказания в виде получения плохой отметки, а не брать ответственность за процесс обучения на себя.
В школах часто не создаются условия для реализации основополагающих принципов ответственного отношения к обучению со стороны учащихся: «я сам отвечаю за процесс обучения» и «я учусь не потому, что этого требуют учителя и родители, а потому, что не могу не учиться».
Многообразие подходов к изучению проблемы ответственности показывает, что это явление представляется чрезвычайно сложным и неоднозначным для осмысления и теоретического анализа. Но если теоретические аспекты ответственности на сегодняшний день осмыслены по многим параметрам, то практическая, методическая реализация развития ответственности остается слабо разработанной.
Задача учителя состоит в том, чтобы при организации учебной деятельности заботиться не только об усвоении предметных знаний и соответствующих умений, но и о становлении и развитии социально направленной мотивации, о развитии ответственности за выполняемые ими задания, об умении считаться с другими, думать об их интересах.
Отсюда следует, что учитель должен систематически развивать у учащихся ответственное отношение к выполняемой ими деятельности. Но ответственное выполнение деятельности предполагает не только положительную мотивацию у учащихся – желание что-то сделать, но и умение реализовать имеющиеся намерения. Многие учителя просто требуют от учеников прилежания, аккуратности, ответственности и т.п., но не задумываются над тем, а готов ли школьник к этому, посильна ли ему эта задача. Важно подчеркнуть, что в данном случае мы имеем дело с задачей и поэтому должны думать о методах её решения.
Между тем, проблема ответственности личности, ее структуры и развития является важнейшим аспектом проблемы развития личности в целом. На наш взгляд, психологический аспект деятельности педагога при воспитании средствами труда, состоит в воздействии личным примером, в управлении воздействия среды на личность, а также управление его трудовой деятельностью. Педагог согласовывает содержание и формы труда с педагогическими целями, направляет трудовую деятельность таким образом, чтобы она требовала от учеников проявление тех или иных качеств, оценивает эффективность воспитательных воздействий. Роль педагога состоит также в помощи ученику повысить свой авторитет у сверстников. В трудовом обучении многие учащиеся добиваются более значительных результатов, чем в общеобразовательных предметах. В связи с этим у ребенка возникает потребность в признании. Отсюда следует, что если ученик добивается повышения своего авторитета, то его активность повышается и в других видах деятельности. И одна из главных задач педагога сформировать и направить эту активность.
К. Муздыбаев подчёркивает, что для развития ответственности необходимо, чтобы ребёнок эмоционально переживал порученное ему задание, осознавал важность, необходимость своей деятельности не только для него самого, но и для других людей. Отсюда следует, что если ученик добивается повышения своего авторитета, то его активность повышается и в других видах деятельности. И одна из главных задач педагога сформировать и направить эту активность.
В ходе исследования проблемы нами были отобраны некоторые средства развития ответственности в процессе обучения технологии. Среди них: специальные темы уроков, домашние задания, дежурство и пр. В ходе эксперимента мы увидели, что развитие ответственности возможно в реальной деятельности и жизнедеятельности, хорошо спланированном процессе обучения технологии с включением в него механизма взаимодействия и сотрудничества всего коллектива школы (администрации, учителей, классных руководителей, психологов) и родителей, в учебной и внеклассной работе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Быков, C.B. Проблемы психологии ответственности личности Текст.: монография / C.B. Быков. – Тольятти: ВУиТ, 2004. – 213 с.
Божович Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе / Избранные психологические труды. Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Междунар. пед. акад. 1995. – 209с.
Муздыбаев К. Психология ответственности. – Л., 1983. – 111с.
Муздыбаев К. Эгоизм личности //Психол. журнал. 2000. – Т.21. № 2. – С. 27 - 39.