Рабочая программа по технологии для обучающихся 1-4 классов
Рабочая программа по технологии для обучающихся 1-4 классов
Рабочая программа по технологии разработа для обучающихся начальной школы с 1-го по 4-й классы. Программа состоит из следующих разделов: пояснительная записка, планируемые результаты по каждому классу (УУД), содержание учебного курса, тематическое планирование.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по технологии для обучающихся 1-4 классов»
Тонких Надежда Владимировна
Рабочая программа
по ___технологии___
для 1-4 классы
Рабочая программа по технологии для 1-4 классов составлена в соответствии со следующими нормативными правовыми актами и методическими документами федерального и регионального уровня:
– Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
– Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015;
– Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (с изменениями и дополнениями), или Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями и дополнениями), или Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 (с изменениями и дополнениями);
– Примерной основной образовательной программой начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол № 1/15 от 8.04.2015) (или основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол № 1/15 от 8.04.2015), или среднего общего образования);
– Федеральным перечнем учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки №253 от 31.03.2014 года с изменениями);
– письмом Минобрнауки Забайкальского края за № 1052 от 16.02.2016 «О практике применения вопросов связанных с движением библиотечного фонда учебников в образовательной организации» (для УМК, исключенных из федерального перечня);
- а также с учетом Основной образовательной программой начального общего образования (или основного общего образования, или среднего общего образования) МОУ «Кокуйская СОШ №1»;
- информационно-методических материалов:
Технология. Рабочие программы. Предметная линия учебников Лутцевой Е.А., Зуевой Т.П., 1-4 классы. М: Просвещение. 2018 г.
Вклад учебного предмета в общее образование: учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только дает ребенку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов правил, требований, предъявляемых в технической документации, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, усвоении новых знаний, выполнении практических заданий).
Рабочая программа по предмету «Технология» разработана для УМК «Школа России». УМК «Школа России» разработан в соответствии с современными идеями, теориями общепедагогического и конкретно-методического характера, обеспечивающими новое качество как учебно-методического комплекса в целом, так и значение каждого учебного предмета в отдельности.
Цель:изучения курса технологии – развитие социально-значимых личностных качеств (потребность познавать и исследовать неизвестное, активность, инициативность, самостоятельность, самоуважение и самооценка), приобретение первоначального опыта практической преобразовательной и творческой деятельности в процессе формирования элементарных конструкторско-технологических знаний и умений и проектной деятельности, расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта, представлений о профессиональной деятельности человека.
Задачи:
- стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других государств;
- формирование целостной картины мира, материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности человека;
- формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности;
- формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;
- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;
- развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию и оценку;
- формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно- преобразовательных действий;
- развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
- ознакомление с миром профессий (в т.ч. профессии близких и родных), их социальным значением, историей возникновения и развития;
- овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использовании компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.
Приоритетные формы и методы работы с обучающимися:
- индивидуальные (консультации, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы);
-фронтальная;
- групповые (звеньевая, дифференцированно-групповая, творческие группы, динамические группы);
- коллективные (соревнования, поисковые)
- дидактические и ролевые игры;
Приоритетные методы обучения:
- репродуктивный;
- частично-поисковый;
- исследовательский;
- проблемный;
Приоритетные методы и формы контроля:
Виды контроля:
- вводный;
- текущий;
- тематический;
- коррекция;
- итоговый.
Методы контроля результатов обучения
• Устные: опрос (индивидуальный, фронтальный, выборочный, перекрестный), беседа и др.
• Письменные: контрольные, самостоятельные работы, тест, опрос и др.
• Практические: создание материального продукта, творческого или выполненного по образцу, алгоритму (изделие, модель, рисунок, схема), демонстрация действий и операций и др.
Работа в парах и группах.
Срок реализации программы - 4 года.
Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Технология»
«Технология» как учебный предмет является комплексным и интегративным по своей сути. В содержательном плане он предполагает следующие реальные взаимосвязи с основными предметами начальной школы:
с изобразительным искусством — использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна;
с математикой — моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчётов, вычислений, построение форм с учётом основ геометрии, работа с геометрическими формами, телами, именованными числами;
с окружающим миром — рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания, изучение этнокультурных традиций;
с родным языком — развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов);
с литературным чтением — работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии, извлечение предметной информации из деловых статей и текстов.
Освоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов:
1 - й класс
Личностные результаты
Создание условий для формирования следующих умений:
положительно относиться к учению;
проявлять интерес к содержанию предмета «Технология»;
принимать одноклассников, помогать им, принимать помощь от взрослого и сверстников;
чувствовать уверенность в себе, верить в свои возможности;
самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения, самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
чувствовать удовлетворение от сделанного или созданного им самим для родных, друзей, других людей, себя;
осознавать уязвимость, хрупкость природы, понимать положительные и негативные последствия деятельности человека;
с помощью учителя планировать предстоящую практическую деятельность;
под контролем учителя выполнять предлагаемые изделия с опорой на план и образец.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
принимать цель деятельности на уроке;
проговаривать последовательность действий на уроке;
высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
готовить рабочее место, отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;
выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку своей деятельности на уроке.
Познавательные УУД:
Обучающийся научится с помощью учителя:
наблюдать связи человека с природой и предметным миром, предметный мир ближайшего окружения; сравнивать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий;
сравнивать изучаемые материалы по их свойствам, конструкции предлагаемых изделий, делать простейшие обобщения; группировать предметы и их образы по общему признаку (конструкторскому, технологическому, декоративно-художественному;
ориентироваться в материале на страницах учебника;
находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);
делать выводы о результате совместной работы всего класса;
преобразовывать информацию из одной формы в другую — в изделия, художественные образы.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную или выявленную проблему.
Предметные результаты
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание.
Обучающийся будет иметь представлениео (на уровне представлений):
роли и месте человека в окружающем мире; о созидательной, творческой деятельности человека и природе как источнике его вдохновения;
отражении форм и образов природы в работах мастеров художников; о разнообразных предметах рукотворного мира;
профессиях близких и окружающих людей.
Обучающийся получит возможность научиться:
обслуживать себя во время работы (соблюдать порядок на рабочем месте, ухаживать за инструментами и правильно хранить их); соблюдать правила гигиены труда.
Технология ручной обработки материалов. Основы художественно-практической деятельности.
Обучающийся будет иметь представление о:
общие названия изученных видов материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей) и их свойства (цвет, фактура, форма и др.);
последовательность изготовления несложных изделий формообразование сгибанием, складыванием, вытягиванием; клеевой способ соединения;
названия и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений (шаблон, булавки), правила безопасной работы ими.
Обучающийся получит возможность научиться:
различать материалы и инструменты по их назначению;
качественно выполнять операции и использовать верные приёмы при изготовлении несложных изделий:
экономно размечать по шаблону, сгибанием;
точно резать ножницами;
соединять изделия с помощью клея;
эстетично и аккуратно отделывать изделия раскрашиванием, аппликационно, прямой строчкой;
использовать для сушки плоских изделий пресс;
безопасно работать и правильно хранить инструменты (ножницы, иглы);
с помощью учителя выполнять практическую работу и осуществлять самоконтроль с опорой на инструкционную карту, образец, с помощью шаблона.
Конструирование и моделирование.
Обучающийся будет определять:
детали как составной части изделия;
конструкции разборные и неразборные;
неподвижное клеевое соединение деталей.
Обучающийся научится:
различать разборные и неразборные конструкции несложных изделий;
конструировать и моделировать изделия из различных материалов по образцу, рисунку.
2 - й класс
Личностные результаты
Создание условий для формирования следующих умений:
объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объекта, иллюстрации, результатов трудовой деятельности человека;
уважительно относиться к другому мнению, к результатам труда мастеров;
понимать исторические традиции ремёсел, уважительно относиться к труду людей ремесленных профессий.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
определять при помощи учителя и самостоятельно цель и деятельность на уроке;
учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий);
учиться планировать практическую деятельность на уроке;
под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
учиться предлагать из числа освоенных конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);
работать по плану, составленному совместно с учителем, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью шаблонов неправильной формы, чертёжных инструментов).
Познавательные УУД:
наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края;
сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;
учиться понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания, умения;
находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях;
при помощи учителя исследовать конструкторско-технические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;
самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Коммуникативные УУД:
донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни.
Средством формирования этих действий служит:
соблюдение технологии продуктивной художественно-творческой деятельности;
договариваться сообща;
учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе из 3–4 человек.
Средством формирования этих действий служит организация работы в малых группах.
Предметные результаты
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание.
Обучающийся будет знать о:
элементарных общих правилах создания рукотворного мира(прочность, удобство, эстетическая выразительность- симметрия , асимметрия);
гармония предметов и окружающей среды;
профессия мастеров родного края;
характерных особенностях изученных видов декоративно-прикладного искусства.
Обучающийся будет уметь:
самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы;
готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место;
выделять, называть и применять изученные общие правила создания рукотворного мира в своей предметно-творческой деятельности;
самостоятельно выполнять доступные задания с опорой на технологическую карту в предложенных ситуациях и на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какое мнение принять – свое или другое. Высказанное в ходе обсуждения;
применять освоенные знания и практические умения (технологические, графические, конструкторские0 в самостоятельной интеллектуальной и практической деятельности.
Технология ручной обработки материалов. Основы художественно-
практической деятельности.
Обучающийся будет знать:
обобщенные названия технологических операций: разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка;
виды материалов, обозначенных в программе, их свойства и названия;
происхождение натуральных тканей и их виды;
способы соединения деталей из разных материалов, изученные соединительные материалы;
основные характеристики и различия простейшего чертежа и эскиза;
линии чертежа и приемы построения прямоугольника и окружности с помощью чертежных инструментов;
название, устройство и назначение чертежных инструментов (линейка, циркуль, угольник)
Обучающийся будет уметь:
читать простейшие чертежи (эскизы);
выполнять экономную разметку с помощью чертежных инструментов с опорой на простейший чертеж (эскиз);
оформлять изделие и соединять детали прямой строчкой и ее вариантами;
справляться с доступными практическими заданиями с опорой на образец и инструкционную карту.
Конструирование и моделирование.
Обучающийся будет знать:
неподвижный и подвижный способ соединения деталей;
отличие макета от модели.
Обучающийся будет уметь:
конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертеже или эскизу
определять способ соединения деталей и выполнять подвижное неподвижное соединение известными способами.
Использование информационных технологий.
Обучающийся будет знать:
о назначении персонального компьютера.
3 - й класс
Личностные результаты
Создание условий для формирования следующих умений:
отзывчиво относиться и проявлять готовность оказать посильную помощь одноклассникам;
проявлять интерес к историческим традициям своего края и России;
испытывать потребность в самореализации в доступной декоративно-прикладной деятельности, простейшем техническом моделировании;
принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним;
опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
Обучающийся будет уметь:
формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
выявлять и формулировать учебную проблему;
анализировать предложенное задание, разделять известное и неизвестное;
самостоятельно выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты;
осуществлять текущий контроль точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки;
выполнять текущий контроль (точность изготовления деталей и аккуратность всей работы) и оценку выполненной работы по предложенным учителем критериям.
Познавательные УУД:
с помощью учителя искать и отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертеж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, сети Интернет;
открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).
Коммуникативные УУД:
учиться высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать;
слушать других, пытаться принимать другую точку зрения;
уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);
уважительно относиться к позиции других, пытаться договариваться.
Предметные результаты
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание
Выпускник научится:
определять характерные особенности изученных видов декоративно-прикладного искусства;
называть профессии мастеров прикладного искусства (в рамках изученного).
узнавать и называть по характерным особенностям образцов или по описанию изученные и распространенные в крае ремесла;
соблюдать правила безопасного пользования домашними электроприборами (светильниками, звонками, теле- и радиоаппаратурой).
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.
Выпускник научится определять:
названия и свойства наиболее распространенных искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани);
последовательность чтения и выполнения разметки разверток с помощью контрольно-измерительных инструментов;
основные линии чертежа (осевая и центровая);
правила безопасной работы канцелярским ножом;
косую строчку, ее варианты, их назначение;
названия нескольких видов информационных технологий и соответствующих способов передачи информации (из реального окружения учащихся).
Выпускник получит возможность иметь представление:
о композиции декоративно-прикладного характера на плоскости и в объеме,
о традициях декоративно-прикладного искусства в создании изделий.
Уметь частично самостоятельно:
читать простейший чертеж (эскиз) разверток;
выполнять разметку разверток с помощью чертежных инструментов;
подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приемы изготовления изделий;
выполнять рицовку;
оформлять изделия и соединять детали косой строчкой и ее вариантами;
находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из сети Интернет),
решать доступные технологические задачи.
Конструирование и моделирование
Выпускник научится:
определять простейшие способы достижения прочности конструкций.
конструировать и моделировать изделия из разных материалов по заданным техническим, технологическим и декоративно-художественным условиям;
изменять конструкцию изделия по заданным условиям;
выбирать способ соединения и соединительного материала в зависимости от требований конструкции.
Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)
Выпускник научится:
определять названия и назначение основных устройств персонального компьютера для ввода, вывода и обработки информации, основные правила безопасной работы на компьютере;
иметь общее представление о назначении клавиатуры, пользовании компьютерной мышью.
Уметь с помощью учителя:
включать и выключать компьютер;
пользоваться клавиатурой (в рамках необходимого для выполнения предъявляемого задания);
выполнять простейшие операции с готовыми файлами и папками (открывать, читать);
работать с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (CD): активировать диск, читать информацию, выполнять предложенные задания.
4 - й класс
Личностные результаты
Создание условий для формирования следующих умений:
оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями; оценивать (поступки) в предложенных ситуациях, отмечать конкретные поступки, которые можно характеризовать как хорошие или плохие;
описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров;
принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;
опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.
умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное;
уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним;
осуществлять текущий в точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов) итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания;
проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки.
в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии продуктивной художественно-творческой деятельности.
Познавательные УУД:
искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, Интернете;
добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий;
делать выводы на основе обобщения полученных знаний;
преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).
Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – чувствовать значение предметов материального мира.
Коммуникативные УУД:
донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы;
уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Средством формирования этих действий служит организация работы в малых группах.
Предметные результаты:
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание
Обучающийся будет иметь представление:
о творчестве и творческих профессиях, о мировых достижениях в области техники и искусства (в рамках изученного), о наиболее значимых окружающих производствах;
об основных правилах дизайна и их учете при конструировании изделий (единство формы, функции и декора; стилевая гармония);
о правилах безопасного пользования бытовыми приборами.
Обучающийся получит возможность:
организовывать и выполнять свою художественно-практическую деятельность в соответствии с собственным замыслом;
использовать знания и умения, приобретенные в ходе изучения технологии,
изобразительного искусства и других учебных предметов, в собственной творческой деятельности;
бережно относиться и защищать природу и материальный мир;
выполнять простой ремонт одежды (пришивать пуговицы, сшивать разрывы по шву).
Технология ручной обработки материалов. Основы графической грамоты.
Обучающийся будет знать:
названия и свойства наиболее распространенных искусственных и синтетических материалов (бумаги, металлов, тканей);
последовательность чтения и выполнения разметки разверток с помощью чертежных инструментов;
основные линии чертежа (осевая и центровая);
правила безопасной работы канцелярским ножом;
петельную строчку, ее варианты, их назначение;
названия нескольких видов информационных технологий и соответствующих способов передачи информации (из реального окружения учащихся).
Иметь представление:
о дизайне, его месте и роли в современной проектной деятельности;
об основных условиях дизайна – единстве пользы, удобства и красоты;
о композиции изделий декоративно-прикладного характера на плоскости и в объеме;
традициях декоративно-прикладного искусства в создании изделий;
стилизации природных форм в технике, архитектуре и др.;
художественных техниках (в рамках изученного).
Уметь самостоятельно:
читать простейший чертеж (эскиз) разверток;
выполнять разметку разверток с помощью чертежных инструментов;
подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приемы изготовления изделий;
выполнять рицовку;
оформлять изделия и соединять детали петельной строчкой и ее вариантами; находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из сети Интернет).
Конструирование и моделирование
Обучающийся будет:
иметь представление о простейших способах достижения прочности конструкций.
конструировать и моделировать изделия из разных материалов по заданным декоративно-художественным условиям;
изменять конструкцию изделия по заданным условиям;
выбирать способ соединения и соединительный материал в зависимости от требований конструкции.
Использование компьютерных технологий (практика работы на компьютере)
Иметь представление:
об использовании компьютеров в различных сферах жизни и деятельности человека;
о названиях и основных назначениях частей компьютера (с которыми работали на уроках).
С помощью учителя:
создавать небольшие текс ты и печатные публикации с использованием изображений на экране компьютера;
оформлять текс т (выбор шрифта, его размера и цвета, выравнивание абзаца);
работать с доступной информацией;
работать в программах Word, Power Point.
Раздел 2. Содержание учебного предмета, курса «Технология»
1-й класс (33 часа)
Природная мастерская (7 часов)
Рукотворный и природный мир города. На земле, на воде и в воздухе. Природа и творчество. Природные материалы. Семена и фантазии. Композиция из листьев. Что такое композиция? Орнамент из листьев. Что такое орнамент? Природные материалы. Как их соединить?
Пластилиновая мастерская (4 часа)
Материалы для лепки. Что может пластилин? В мастерской кондитера. Как работает мастер? В море. Какие цвета и формы у морских обитателей? Наши проекты. Аквариум.
Бумажная мастерская (16 часа)
Мастерская Деда Мороза и Снегурочки. Наши проекты. Скоро Новый год! Бумага. Какие у неё есть секреты? Бумага и картон. Какие секреты у картона? Оригами. Как сгибать и складывать бумагу? Обитатели пруда. Какие секреты у оригами? Животные зоопарка. Одна основа, а сколько фигурок? Ножницы. Что ты о них знаешь? Шаблон. Для чего он нужен? Наша армия родная. Бабочки. Как изготовить их из листа бумаги? Весенний праздник 8 марта. Как сделать подарок-портрет? Орнамент в полосе. Для чего нужен орнамент? Образы весны. Какие краски у весны? Настроение весны. Что такое колорит? Праздники и традиции весны. Какие они?
Текстильная мастерская (6 часов)
Мир тканей. Для чего нужны ткани? Игла-труженица. Что умеет игла? Вышивка. Для чего она нужна? Прямая строчка и перевивы. Для чего они нужны? Прямая строчка и перевивы. Для чего они нужны? Закрепление. Проверка знаний и умений, полученных в 1 классе.
2 - й класс (34 часа)
Художественная мастерская (10 часов)
Что ты уже знаешь? Зачем художнику знать о тоне, форме и размере? Какова роль цвета в композиции? Какие бывают цветочные композиции? Как увидеть белое изображение на белом фоне? Что такое симметрия? Как получить симметричные детали? Можно ли сгибать картон? Как? Наши проекты. Как плоское превратить в объемное? Как согнуть картон по кривой линии? Проверим себя.
Чертёжная мастерская (7 часов)
Что такое технологические операции и способы? Что такое линейка и что онаумеет? Что такое чертеж и как его прочитать? Как изготовить несколько одинаковых прямоугольников? Можно ли разметить прямоугольник по угольнику? Можно ли без шаблона разметить круг? Мастерская Деда Мороза и Снегурочки. Проверим себя.
Конструкторская мастерская (10 часов)
Какой секрет у подвижных игрушек? Как из неподвижной игрушки сделать подвижную? Еще один способ сделать игрушку подвижной. Что заставляет вращаться винт-пропеллер? Можно ли соединить детали без соединительных материалов? День защитника Отечества. Изменяется ли вооружение в армии? Как машины помогают человеку? Поздравляем женщин и девочек. Что интересного в работе архитектора? Наши проекты. Проверим себя.
Рукодельная мастерская (7 часов)
Виды тканей Нетканые материалы. Одуванчик из ватных дисков. Виды ниток. Птичка из помпона. Натуральные ткани, их свойства. Подставка. Строчка косого стежка Мешочек с сюрпризом. Как ткань превращается в изделие? Лекало. Футляр для мобильного телефона. Обобщение по теме.
3-й класс (34 часа)
Информационная мастерская (3 часа)
Вспомним и обсудим! Знакомимся с компьютером. Компьютер - твой помощник. Проверим себя.
Мастерская скульптора (6 часов)
Как работает скульптор? Скульптура разных времён и народов. Статуэтки. Рельеф и его виды. Как придать поверхности фактуру и объём?
Мастерская рукодельницы (8 часов)
Вышивка и вышивание. Строчка петельного стежка. Пришивание пуговиц. Наши проекты. Подарок малышам «Волшебное дерево» История швейной машины. Секреты швейной машины. Футляры. Проверим себя. Наши проекты. Подвеска.
Строительство и украшение дома. Объём и объёмные формы. Развёртка. Подарочные упаковки. Декорирование (украшение) готовых форм. Конструирование из сложных развёрток. Модели и конструкции. Наши проекты. Парад военной техники. Наша родная армия. Художник-декоратор. Филигрань и квиллинг. Изонить. Художественные техники из креповой бумаги.
Мастерская кукольника (5 часов)
Может ли игрушка быть полезной. Театральные куклы-марионетки. Игрушка из носка. Игрушка-неваляшка. Что узнали, чему научились.
4-й класс (34 часа)
Информационная мастерская (4 часов)
Вспомним и обсудим! Информация. Интернет. Создание текста на компьютере. Создание презентаций. Программа Рower Point. Проверим себя.
Реклама и маркетинг. Упаковка для мелочей. Коробка для подарка. Упаковка для сюрприза. Проверим себя.
Студия «Декор интерьера» (5 часов)
Интерьеры разных времён. Художественная техника «декупаж». Плетёные салфетки. Цветы из креповой бумаги. Сувениры на проволочных кольцах. Изделия из полимеров. Проверим себя.
Новогодняя студия (3 часа)
Новогодние традиции. Игрушки из зубочисток. Игрушки из трубочек для коктейля. Проверим себя.
Студия «Мода» (8 часов)
История одежды и текстильных материалов. Исторический костюм. Одежда народов России. Синтетические ткани. Твоя школьная форма. Объёмные рамки. Аксессуары одежды. Вышивка лентами. Проверим себя.
Студия «Подарки» (2 часа)
День защитника Отечества. Плетёная открытка. Весенние цветы. Проверим себя.
Студия «Игрушки» (5 часов)
История игрушек. Игрушка – попрыгушка. Качающиеся игрушки. Подвижная игрушка «Щелкунчик» Игрушка с рычажным механизмом. Подготовка портфолио. Проверим себя.
Раздел 3. Тематическое планирование по курсу «Технология»
1 класс
Продолжительность учебного года составляет 33 недели на основании годового календарного графика МОУ «Кокуйская СОШ №1». В соответствии с учебным планом МОУ «Кокуйская СОШ №1» на изучение предмета «Технология» во 2 классе отводится 34 часа, в том числе:
на повторение в начале учебного года - 0,
на повторение в конце учебного года - 1,
на проведение контрольных работ - 0,
на резерв - 0
на проектную и учебно-исследовательскую деятельность - 2 часа.
Итого на изучение нового учебного материала остается 31 часа.
№
п/п
Тема урока
Тема
Кол-во
часов
Примечание
Природная мастерская (8 ч.)
1
1
Рукотворный и природный мир города и села.
1
2
2
На земле, на воде и в воздухе
1
3
3
Природа и творчество. Природные материалы
1
4
4
Листья и фантазии.
1
5
5
Семена и фантазии.
1
6
6
Композиция из листьев. Что такое композиция?
1
7
7
Орнамент из листьев. Что такое орнамент?
1
8
8
Природные материалы. Как их соединить?
1
Пластилиновая мастерская (4 ч.)
9
1
Материалы для лепки. Что может пластилин?
1
10
2
В мастерской кондитера. Как работает мастер?
1
11
3
В море. Какие цвета и формы у морских обитателей?
1
12
4
Наши проекты. Аквариум.
1
Бумажная мастерская (16 ч.)
13
1
Мастерская Деда Мороза и Снегурочки.
1
14
2
Наши проекты. Скоро Новый год!
1
15
3
Бумага. Какие у неё есть секреты?
1
16
4
Бумага и картон. Какие секреты у картона?
1
17
5
Оригами. Как сгибать и складывать бумагу?
1
18
6
Обитатели пруда. Какие секреты у оригами?
1
19
7
Животные зоопарка. Одна основа, а сколько фигурок?
1
20
8
Наша армия родная
1
21
9
Ножницы. Что ты о них знаешь?
1
22
10
Весенний праздник 8 марта. Как сделать подарок-портрет
1
23
11
Шаблон. Для чего он нужен?
1
24
12
Бабочки. Как изготовить их из листа бумаги?
1
25
13
Орнамент в полосе. Для чего нужен орнамент?
1
26
14
Образы весны. Какие краски у весны?
1
27
15
Настроение весны. Что такое колорит?
1
28
16
Праздники и традиции весны. Какие они?
1
Текстильная мастерская (5 ч.)
29
1
Для чего нужны ткани?
1
30
2
Игла-труженица. Что умеет игла?
1
31
3
Вышивка. Для чего она нужна?
1
32
4
Прямая строчка и перевивы. Для чего они нужны?
1
33
5
Проверка знаний и умений, полученных в 1 классе.
1
2 класс
Продолжительность учебного года составляет 34 недели на основании годового календарного графика МОУ «Кокуйская СОШ №1». В соответствии с учебным планом МОУ «Кокуйская СОШ №1» на изучение предмета «Технология» во 2 классе отводится 34 часа, в том числе:
на повторение в начале учебного года - 1,
на повторение в конце учебного года - 1,
на проведение контрольных работ - 0,
на резерв - 0
на проектную и учебно-исследовательскую деятельность - 2 часа.
Итого на изучение нового учебного материала остается 30 часа.
№
п/п
Тема урока
Тема
Количество часов
Примечание
Художественная мастерская (10 ч.)
1
1
Что ты уже знаешь? Техника оригами
1
2
2
Зачем художнику знать о цвете, форме и размере? Композиция из семян и растений
1
3
3
Какова роль цвета в композиции? Композиция с различными цветовыми сочетаниями
1
4
4
Какие бывают цветочные композиции?
1
5
5
Как увидеть белое изображение на белом фоне? Рельефная композиция из белой бумаги
1
6
6
Что такое симметрия? Как получить симметричные детали? Композиция из симметричных бумажных деталей
1
7
7
Можно ли сгибать картон? Как? Свойства картона. Биговка
1
8
8
Наши проекты. Африканская саванна
1
9
9
Как плоское превратить в объемное? Объёмные изделия
1
10
10
Как согнуть картон по кривой линии? Проверим себя
1
Чертёжная мастерская (7 ч.)
11
1
Что такое технологические операции способы?
Способы разметки и соединения деталей
1
12
2
Что такое линейка и что она умеет? Линейка – чертёжный инструмент
1
13
3
Что такое чертёж и как его прочитать? Чертёж изделия
1
14
4
Как изготовить несколько одинаковых прямоугольников? Плетение из бумажных полосок
1
15
5
Можно ли разметить прямоугольник по угольнику? Угольник – чертёжный инструмент
1
16
6
Можно ли без шаблона разметить круг? Циркуль – чертёжный инструмент
1
17
7
Мастерская Деда Мороза и Снегурочки. Проверим себя
1
Конструкторская мастерская (10 ч.)
18
1
Какой секрет у подвижных игрушек? Шарнирное соединение деталей
1
19
2
Как из неподвижной игрушки сделать подвижную? Шарнирное соединение деталей
1
20
3
Ещё один способ сделать игрушку подвижной. Игрушка «Дергунчик»
1
21
4
Что заставляет вращаться пропеллер? Изделие, имеющее пропеллер, крылья
1
22
5
Можно ли соединить детали без соединительных материалов? Модель самолёта
1
23
6
День защитника Отечества. Изменяется ли вооружение в армии? Открытка на военную тематику
1
24
7
Как машины помогают человеку?
1
25
8
Поздравляем женщин и девочек
1
26
9
Что интересного в работе архитектора? Проверим себя
1
27
10
Наши проекты. Создадим свой город
1
Рукодельная мастерская (7 ч.)
28
1
Какие бывают ткани? Изделия из нетканых материалов
1
29
2
Какие бывают нитки? Как они используются? Помпон
1
30
3
Что такое натуральные ткани? Каковы их свойства? Наклеивание ткани на картонную основу
1
31
4
Строчка косого стежка. Есть ли у неё «дочки»? Вышивание
1
32
5
Строчка косого стежка. Есть ли у неё «дочки»? Вышивание
1
33
6
Как ткань превращается в изделие? Лекало
1
34
7
Что узнали. Чему научились
1
3 класс
Продолжительность учебного года составляет 34 недели на основании годового календарного графика МОУ «Кокуйская СОШ №1». В соответствии с учебным планом МОУ «Кокуйская СОШ №1» на изучение предмета «Технология» в 3 классе отводится 34 часа, в том числе:
на повторение в начале учебного года - 1,
на повторение в конце учебного года - 1,
на проведение контрольных работ - 0,
на резерв - 0
на проектную и учебно-исследовательскую деятельность - 2 часа.
Итого на изучение нового учебного материала остается 30 часа.
Организация оценивания учебных достижений младших школьников (нормы оценок)
Критерии оценивания практических работ по технологии
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Работы оцениваются по следующим критериям:
• качество выполнения изучаемых на уроке приемов и операций и работы в целом;
• степень самостоятельности в выполнении работы;
• уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические решения.
Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке: его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации.
Нормы оценок выполнения обучаемыми практических работ
Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5»ставится, если ученик выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, проявил организационно-трудовые умения (поддерживал чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно расходовал материалы, работа аккуратная); изделие изготовлено с учетом установленных требований; - полностью соблюдались правила техники безопасности.
«4» ставится, если работа выполнена не совсем аккуратно, измерения не достаточно точные, на рабочем месте нет должного порядка; изделие изготовлено с незначительными отклонениями; полностью соблюдались правила техники безопасности.
«3» ставится, если работа выполнена правильно только наполовину, ученик неопрятно, неэкономно расходовал материал, не уложился в отведенное время, изделие изготовлено с нарушением отдельных требований; не полностью соблюдались правила техники безопасности.
«2» ставится, если имеют место существенные недостатки в планировании труда и организации рабочего места; неправильно выполнялись многие приемы труда; самостоятельность в работе почти отсутствовала; изделие изготовлено со значительными нарушениями требований; не соблюдались многие правила техники безопасности.
Примерный характер оценок предполагает, что при их использовании следует учитывать цели контроля успеваемости, индивидуальные особенности школьников, содержание и характер труда.
Нормы оценок теоретических знаний
При устном ответе обучаемый должен использовать «технический язык», правильно применять и произносить термины.
«5» ставится, если обучаемый:
- полностью усвоил учебный материал;
- умеет изложить его своими словами;
- самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
- правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
«4»ставится, если обучаемый:
- в основном усвоил учебный материал;
- допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;
- подтверждает ответ конкретными примерами;
- правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
«3» ставится, если обучаемый:
- не усвоил существенную часть учебного материала;
- допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
- затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
- слабо отвечает на дополнительные вопросы.
«2» ставится, если обучаемый:
- почти не усвоил учебный материал и не может изложить его своими словами;
- не может подтвердить ответ конкретными примерами;
- не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.