Проектная деятельность на уроках технологии как средство формирования УУД
Проектная деятельность на уроках технологии как средство формирования УУД
Проект– это особая часть школьной воспитательной среды, которая дает учащимся возможность применить свои знания на деле, помогает сориентироваться в мире профессий, формирует технологическую культуру и творческое отношение к труду, чувство гордости за свои умелые руки и умную голову.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность на уроках технологии как средство формирования УУД»
Проектная деятельность на уроках технологии как средство формирования УУД
На сегодняшний день главная задача школы - научить детей учиться. Для ее решения учителя используют различные методы и приемы обучения. Один из них - метод проектов.
Метод проекта не является новым в мировой педагогике, особенно на уроках технологии.
Согласно ФГОС второго поколения, в рамках предмета «Технология», особую значимость уделяют разделу «Технологии исследовательской и опытнической деятельности». В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ, в объёме 16 часов в каждом классе.
Курс «Технология» строится на основе интеграции интеллектуальной, эмоционально-оценочной и практической деятельности ученика и предполагает практическое применение знаний, полученных не только непосредственно на уроках технологии, но и при изучении других учебных предметов. В основу обучения заложена системная проектно-творческая деятельность учащихся, в которой основные акценты смещаются с изготовления поделок и механического овладения приемами работы в сторону сознательного и творческого использования приемов и технологий при решении проблемных задач в предметно-практической деятельности
Ученики, которые уже окончили начальную школу и пришли обучаться в среднее звено, уже знают, что такое проект. В соответствии с ФГОС, каждый ребенок, начиная с 5 класса должен выполнить проект по одному из предметов школьной программы. По предмету «Технология» творческий проект выполняет каждый учащихся.
При вовлечении обучающихся в проектную деятельность учителю важно помнить, что проект — это форма организации совместной деятельности учителя и обучающихся, совокупность приёмов и действий в их определённой последовательности, направленной на достижение поставленной цели — решение конкретной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Особое значение для развития универсальных учебных действий в основной школе имеет индивидуальный проект, представляющий собой самостоятельную работу. В ходе такой работы автор проекта — самостоятельно или с небольшой помощью педагога получает возможность научиться планировать и работать по плану — это один из важнейших не только учебных, но и социальных навыков, которым должен овладеть школьник.
Работая над проектом, обучающийся имеют возможность в полной мере реализовать познавательный мотив, выбирая темы, связанные со своими увлечениями.
Рассмотрим формирование универсальных учебных действий на всех этапах проекта. В ходе проектной деятельности самым важным и трудным является постановка цели своей работы. Помощь педагога необходима, главным образом, на этапе осмысления проблемы и постановки цели: нужно помочь автору будущего проекта найти ответ на вопрос: «Зачем я собираюсь делать этот проект?» (звёздочкаобдумывания) Ответив на этот вопрос, обучающийся определяет цель своей работы. Затем возникает вопрос: «Что для этого следует сделать?» Решив его, обучающийся увидит задачи своей работы.
Следующий шаг — как это делать. Это оставление плана проекта и технологичской карты. Поняв это, обучающийся выберет способы, которые будет использовать при создании проекта. Также необходимо заранее решить, чего он хочет добиться в итоге. Это поможет представить себе ожидаемый результат. Только продумав все эти вопросы, можно приступать к работе.
Существенно, что необходимые для решения задачи или создания продукта конкретные сведения, знания или информация должны быть найдены самими обучающимися.
Регулярные обсуждения проекта с детьми дают хорошие результаты, здесь интересно мнение каждого. Часто на этапе «сырого» проекта обучающийся делится своими наработками с одноклассниками, что придает особую значимость творческого проекта. Взгляд со стороны помогает избежать ошибок, добавить что - то интересное, внести необходимые коррективы и дополнения.
На что следует обратить внимание на заключительном этапе? Нужно учитывать, что мало провести исследование, выполнить изделие, работу нужно грамотно и правильно оформить, что не очень любят делать учащиеся, проанализировать достоинства и недостатки изделия и, наконец, представить на «суд» публике так, чтобы она осталась в памяти и заслужила высокую оценку.
В работе над индивидуальным проектом, в процессе осмысления и организации труда у учащихся развиваются такие личностные качества как: самостоятельность, ответственность за принятое решение, чувство долга, стремление к результатам, бережливость, деловитость.
Групповые проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, добавляют умение работать в команде и ответственность за свою или совместную работу. Проектная деятельность позволяет учиться на собственном опыте и опыте других, уважительно относиться к мнению одноклассников, воспитывают в них терпимость, открытость, тактичность, готовность прийти на помощь и другие ценные личностные качества. Видимый результат деятельности приносит огромное удовлетворение учащимся и может даже повысить самооценку и веру в свои силы. Примером тому может служить наш цветник у школы, созданный учащимися в результате проектной деятельности « Моя любимая клумба»
Проектная деятельность способствует развитию адекватной самооценки, формированию позитивной Я-концепции (опыт интересной работы и публичной демонстрации её результатов), развитию информационной компетентности.
Активное включение учащихся в создание проекта дает возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социальной среде, предоставляет прекрасную возможность для формирования всех универсальных учебных действий.