Просмотр содержимого документа
«Опорный конспект как предметно – знаковое средство обучения.»
Опорный конспект как предметно – знаковое средство обучения.
1. Опорный конспект
Опорный конспект - это наглядное представление основного содержания учебного материала в логике познавательной деятельности учащихся.
Опорный конспект можно представить в виде системы опорных сигналов, т.е. системы ассоциативных символов: знаков, слов, схем, рисунков. В этой наглядной схеме закодировано основное содержание подлежащего изучению учебного материала в его существенных связях и взаимоотношениях. В основу конструирования информации для опорных конспектов закладываются знаково-символические формы переработки учебной информации.
Основными задачами опорного конспекта являются:
представление основного содержания учебного материала в ходе его изучения как целостного, логически завершенного образа;
активизация познавательной деятельности обучаемых путем создания благоприятных условий для эффективного протекания процессов восприятия, запоминания и мышления;
создание условий, способствующих удержанию в сознании человека в нужный момент большого по объему и целостного по своему характеру учебного материала.
В основу составления блока иерархически построенных опорных схем по учебной дисциплине положен принцип тематизма. Создаются опорные схемы по теме, разделу, всей учебной дисциплине в целом, в которых по мере увеличения объема охватываемого учебного материала осуществляется его укрупнение и обобщение.
Опорные схемы составляются с помощью опорных сигналов, представляющих собой ассоциативный символ, заменяющий некое смысловое значение, способный мгновенно восстановить в памяти известную ранее и понятную информацию.
Функции опорных конспектов: познавательная, коммуникативная, контролирующая, эстетическая.
2. Психологические аспекты применения опорных конспектов.
1) Материал в опорном конспекте разбивается на блоки, легко воспринимается и запоминается. Компактность знания дает возможность охватить материал фронтально;
2) Создает основу осуществления логических операций и способствует сохранению основных знаний в долговременной памяти;
3) Способ подачи информации повышает внимание учащихся, удачно подобранные, ярко оформленные опоры вызывают положительные эмоции, прочное запоминание, и в некоторой степени снятие утомления.
Как правило, учащиеся быстро ориентируются в содержании опорного конспекта, легко оперируют данными.
3. Опорные сигналы
Основным элементом методики В.Ф Шаталова являются опорные сигналы (ОС).
ОС представляют собой наглядную схему, в которой закодировано основное содержание подлежащих усвоению знаний. Использование опорных сигналов облегчает усвоение большого объема теоретических знаний, позволяет охватить единым взором совокупность отдельных звеньев новой информации, помогает установлению связей между ними, их сопоставлению, логической обработке материала и переводу его в долговременную память, делает реальным ежедневный контроль за качеством усвоения, оценку и самооценку и т. д. ОС являются постоянным и необходимым компонентом учебного процесса.
Количество содержащихся в ОС знаков, специфика их оформления (применение цвета, формы, словесного материала) должны отвечать определенным требованиям: доступности усвоения, оригинальности оформления, многообразию форм, эмоциональной насыщенности и т. д. Соблюдение этих условий отвечает психологическим требованиям и к восприятию наглядного материала.
Опорные сигналы позволяют наилучшим образом реализовать в обучении принцип крупноблочного введения теоретических знаний.
Опорные схемы должны соответствовать также принципу компактности, предполагающему графическое отображение изучаемой темы при значительно небольшом числе опорных сигналов, и принципу системности, предполагающему упорядочение знаний учащихся на основе материальных (т. е. предметных) и формальных (т. е. логических) систем.
4. Методика составления опорных конспектов.
Разработка опорных конспектов состоит из трех этапов:
1. Сбор фактического материала. Этот этап имеет огромную роль в плане повышения профессионального мастерства, эрудиции. На этом этапе подбирается литература, необходимая для изучения данной темы, из нее выбираются исторические справки, связь с жизнью, высказывания известных ученых и т.д.
2. Выделение ядра основных понятий. Здесь производится как бы выжимка подобранного материала, отбрасывание всего второстепенного, несущественного. Затем производится вторая выжимка, при которой из главных мыслей и выводов выбираются только ключевые слова, символы, рисунки, схемы, помогающие вспомнить весь материал.
3. Составление опорного конспекта. На данном этапе преподаватель на листе бумаги располагает весь подобранныйим материал, выраженный в графической и символической форме, во всех взаимосвязях.
При составлении опорных конспектов происходит сжатие информации, поэтому одна страница опорного конспекта передает содержание иногда нескольких десятков страниц учебника. Установить неизменную пропорцию этого сжатия информации, конечно нельзя. Даже в рамках одной и той же специальности она меняется от темы к теме. К тому же материал некоторых специальностей вообще трудно поддается сжатию.
5. Принципы создания опорных конспектов.
Структурность. По структуре опорные конспекты составляются обычно из 4-5 отдельных или взаимосвязанных между собой блоков, которые отделяются друг от друга. Рисунки, схемы, слова, символы, придумывает сам преподаватель. Используется не более 300-600 печатных знаков.
Ассоциация. Элементы опорного конспекта должны вызывать у учащегося ассоциации с явлениями окружающей среды.
Цветность. Опорные конспекты должны выполняться обязательно в цвете. Использование одноцветных опорных конспектов резко снижает их восприятие.
Цвет - это атрибут предметного образа. Он непосредственно воздействует на ощущения и чувства и тем самым повышает внимание. Цвет позволяет довольно быстро локализовать взор на предъявляемую информацию.
Цвета можно использовать самые разные. Но при выборе цветовой гаммы нужно чувство меры: достаточно использовать 4-5 цветов.
Простота. Опорный конспект должен быть простым как для запоминания, так и
для воспроизведения. Опорный конспект не должен содержать в себе избыточное количество рисунков, схем, символов, иначе восприятие конспекта резко снижается.
Автономность. Каждый блок несет свою смысловую информацию.
object(ArrayObject)#853 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(273) "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством включения в образовательный процесс современных методов и приёмов обучения "
["seo_title"] => string(171) "razvitiie-sviaznoi-riechi-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta-posriedstvom-vkliuchieniia-v-obrazovatiel-nyi-protsiess-sovriemiennykh-mietodov-i-priiomov-obuchieniia"
["file_id"] => string(6) "125932"
["category_seo"] => string(10) "logopediya"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1415097260"
}
}