Метод проекта на уроках технологии в начальной школе.
Метод проекта на уроках технологии в начальной школе.
Применение метода проектов на уроках технологии в начальной школе способствует возникновению такого взаимодействия и отношений школьников между собой, с взрослыми, при которых для достижения цели реализуются творческие способности личности, не только достигается запланированный результат, но и происходит развитие внутреннего мира растущего человека. Воспитательная роль проектирования зависит от отражения этих трудовых отношений в духовной жизни учащихся, в преломлении их в мыслях и чувствах, в широте и глубине волевых усилий личности. Воспитание любви к труду как стержень трудового воспитания в целом возможно только тогда, когда ребенок проникнется красотой отношений между людьми, возникающих в трудовом процессе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Метод проекта на уроках технологии в начальной школе.»
Метод проекта на уроках технологии в начальной школе.
Применение метода проектов на уроках технологии в начальной школе способствует возникновению такого взаимодействия и отношений школьников между собой, с взрослыми, при которых для достижения цели реализуются творческие способности личности, не только достигается запланированный результат, но и происходит развитие внутреннего мира растущего человека. Воспитательная роль проектирования зависит от отражения этих трудовых отношений в духовной жизни учащихся, в преломлении их в мыслях и чувствах, в широте и глубине волевых усилий личности. Воспитание любви к труду как стержень трудового воспитания в целом возможно только тогда, когда ребенок проникнется красотой отношений между людьми, возникающих в трудовом процессе.
Выполнение творческого проекта — одна из сторон воспитания. Оно нацелено на осознание детьми нравственной ценности трудового начала в жизни. Материально-ценностное отношение к труду включает понимание не только общественной, но и личной его значимости как источника саморазвития и условия самореализации личности. При этом важным фактором становится сформированная способность человека испытать радость от процесса и результата труда.
На каждом этапе проектирование должно соединять мысль ребенка с действием и действие — с мыслью, культуру гуманитарную — с культурой технической, труд — с творчеством, художественную деятельность — с проектированием и конструированием, технологию - с оцениванием экономических, экологических и социальных последствий преобразования предметного мира.
Задача проектирования - сформировать у учащихся систему интеллектуальных и общетрудовых знаний, умений и навыков, воплощенных в конечные потребительские предметы, способствовать развитию творческих способностей, инициативы и самостоятельности. В процессе выполнения проектных заданий учащиеся должны приобрести различные умения.
При определении содержания проектного обучения принципиально важным и сложным вопросом является педагогически правильный выбор объектов проектирования. Сложность подбора творческих проектов связана со многими факторами: возрастные и индивидуальные особенности школьников, учебно-материальная база для выполнения творческих проектов и др.
Одним из наиболее важных требований в отборе проектов является его творческая направленность. При подборе творческих проектов необходимо учитывать индивидуальные особенности школьников, степень их подготовки, возрастные и физиологические возможности.
Тематика проектных заданий должна охватывать, возможно, более широкий круг вопросов школьной программы трудового обучения «Технология», быть актуальной для практической жизни. Не каждый ученик в начальной школе способен сам выбрать тему проекта. В связи с этим я даю перечень возможных проектных заданий т. е. формирую банк проектов, где отражена сфера деятельности и примерное задание.
Учащиеся должны выбрать для себя объект проектирования, тему проекта, т.е. изделия, которое они действительно хотели бы иметь.
Зная интересы и потенциальные возможности своих обучающихся, я стараюсь максимально точно подобрать тему и определить уровень сложности для каждой группы. Количество участников при выполнении проекта в зависимости от его сложности может быть различными: от одного ( индивидуальный проект) до нескольких учащихся (коллективный проект). При выполнении коллективных проектов распределяю обязанности между учениками и определяю ответственность каждого за выполнение проекта в целом. Работа, которая требует больших затрат времени, может быть выполнена в домашней обстановке.
К выбору темы я предъявляю требования, которые должны быть обучающимся почти как инструкция:
Изделие должно быть хорошо знакомым, понятным, и главное интересным.
Необходимо предчувствие, что изделие позволит обучающимся реализовать себя в творчестве, что оно им по силам.
Не страшно, что если темы будут повторяться, в процессе проектирования ученицы поймут, что двух одинаковых изделий получиться не может.
Основными критериями выбора проектов являются:
оригинальность, доступность, надежность;
эстетические достоинства;
безопасность;
соответствие общественным потребностям;
удобства эксплуатации;
технологичность;
Сферой деятельности может быть школа: изготовление дидактического материала, наглядности, различных изделий для кабинета, оформление классных уголков и т.д. Вторая сфера деятельности - досуг: изготовление игрушек, подарков для родных, предметов прикладного творчества, сувениров. Третья сфера- все для дома: различные панно, прихватки, грелки для чайников.
Проектная деятельность включает ряд условных этапов:
Этот этап позволяет уточнить тему проекта, сделать проектную деятельность более осмысленной и конкретной. Для этого предстоит собрать необходимую информацию на тему проекта и проанализировать ее. Источниками информации могут быть учебники, энциклопедии, специализированная литература, журналы, передачи телевидения и д.р.
Технологический этап
Этот этап является центральным основополагающим системообразующим, связанным с продуктивной деятельностью, результатом которой является объект проектной деятельности.
Заключительный этап
Включает оформление и презентацию работы, ее оценку исполнителем, другими учащимися и учителем.
Прежде чем приступить к выполнению работы, учащимся предлагаю подумать о назначении их изделий. Может быть, они пожелают украсить интерьер своей квартиры миниатюрной картиной, ковриком, диванными подушками или сделать что-то в подарок. Чтобы не упустить какие-либо вопросы при выполнении проекта, предлагаю схему, в которой отражаются основные этапы ее выполнения.
Также учащиеся записывают план последовательности выполнения проекта
Выбор темы проекта
Обоснование и выработка концепции
Возможные варианты
Технологическая последовательность
Практическая работа
Вывод
Работая над сознанием своего объекта, деятельность учащихся я стараюсь направить не на воспроизведение увиденных образцов, а на изготовление своих.
Выполнение проектных работ обязательно должно завершаться их защитой в присутствии всего класса. Это мероприятие стимулирует формирование у учащихся чувства ответственности, вносит в учебный процесс дух здоровой состязательности.
При подведении итогов учитываются следующие критерии: